Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 13.3



Бхагавад-гита 13.3

Париж, 11 августа 1973 г.

 «О, сын Бхараты, ты должен также понимать, что Я знаю все тела, а постижение тела и его владельца и называется знанием. Таково Моё мнение».

Прабхупада: Итак, Арджуна спросил Кришну о шести вещах: кшетре, кшетраджна, пракрти, пуруше, джнанам, джнейам. Что такое знание и объект познания. Джнанам-джнейам. Кшетра, поле деятельности, кшетраджна, обрабатывающий это поле, кшетра, кшетраджна, и пракрти, природа и пуруша. Материальная природа и пуруша означают наслаждающегося. Шесть вопросов. Разумеется, каждое слово и буква Бхагавад-гиты исполнено знания. Но эти шесть вопросов, если действительно человек сможет постичь эти шесть тем, то он становится совершенным знающим. Так сказал Кришна: йат тадж джнанам матам мама. Джнанам означает «знание». И если кто-то сможет постичь эти шесть объектов, то он в полном знании. Йат тадж джнанам матам мама. «Ты спросил Меня, Арджуна…» И Бхагаван увача, Верховная Личность Бога сказал. Не просто сказал, Он говорит как джентльмен… Что бы Он ни сказал, совершенно, но всё же он говорит: «Таково Моё мнение». «Таково Моё мнение». Моё мнение вы можете принимать или не принимать, это ваше дело. Но кто может иметь мнение лучшее, чем Кришна? Это другое знание. Почему Кришна? Арджуна спрашивает Кришну. Потому что в начале он говорит: «Никто не может найти решения моей проблемы. Ты лучший». И следуя по стопам Арджуны, если мы принимаем слова Кришны, не слепо, но с должной логикой, должным научным исследованием, если мы действительно пытаемся понять, что говорит Кришна, тогда все наши проблемы решены. В предыдущем стихе, шри бхагаван увача. Вйасадева мог бы сказать «кршна увача», Кришна сказал. Нет. Он целенаправленно говорит «бхагаван». Кришна может вам не нравиться, но Он Верховная Личность Бога, Бхагаван, исполнен шести достояний. Одно из достояний – полное знание. Аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах джнанам. Кришна исполнен знания. Сарваджнах. Джанмадй асйа йатах анвайад итараташ чартхешв абхиджнах. Бог значит абхиджнах. Он знает всё. Вы ничего не сможете скрыть от Бога. Это и есть абхиджнах. Васудева. Васудева сарвам ити са махатма судурлабхах. Тот, кто может постичь Васудеву. са махатма судурлабхах Очень редко встречается такая великая святая душа, которая может понять Кришну. Сейчас даётся предварительное понимание. Кришна говорил в предыдущем стихе: идам шарирам каунтейа кшетрам итй абхидхийате. Идам шарирам, это тело зовётся кшетрой, полем деятельности. Идам шарирам каунтейа кшетрам итй абхидхийате этад йо ветти; тот, кто сможет понять. Са прахух кшетраджнах ити тад-видах. Он кшетраджнах или знающий … Например, мы сидим в этой комнате. Это очень просто. Тем не менее, негодяи не могут понять. Мы сидим в этой комнате. И комната, пол называется кшетрой, полем. Это тоже поле, маленькое поле. И каждый из нас знает, что мы сидим на этом полу. Никто не скажет: «Я этот пол». Скажет ли здравомыслящий человек: «Я пол»?. Никто не скажет. Это здравый смысл.

Попытайтесь понять на этом простом примере, что я одна сущность, а это поле другая сущность. Я знаю, что я сижу на этом полу. Аналогично, это тело одна сущность, а я другая сущность. И знание подразумевает, что когда мы понимаем, что это моё тело, а не я тело. Не такая ерунда. Никто не говорит: «Я тело». Все говорят: «Моё тело». Это знание. Но эти негодяи нынешнего века говорят: «Я тело», «Я это тело». Кто вы? «Я это тело». Каков ваш интерес? «Всё, что интересно моему телу». Он не говорит: «Я тело», но его интересует всё, что имеет отношение к телу. Есть тысячи девушек, женщин, но определённая женщина, с которой я имею телесные отношения, моя жена. Это моё. И при соединении выходит ребёнок, «мой ребёнок». Таким образом, «мой дом», «моя собственность», «моё тело», «мои родственники», «мои друзья», «мой брат», «моя нация», моё, моё, моё. Но негодяи не понимают, что философия «моего» берёт начало в этом теле, которым я не являюсь. Это и есть знание. Это и называется брахма-джнаной. Если кто-то понимает простую вещь, что «Я не это тело…» Но даётся образование: «Нет, я это тело». Национализм та же ошибка, но они так много сражаются. Великие, выдающиеся люди. В этой стране сражался Наполеон. В Германии сражался Гитлер. И много других, в нашей стране сражался Ганди. Но он в невежестве. Все эти выдающиеся лидеры невежественны, андха, слепы. Слепы. Они не знают, что не являются телом и что все эти земли им не принадлежат. Но они сражаются. Вся история мира указывает на эту ошибочную идею. «Я» и «моё». Поэтому Кришна говорит: йат тадж джнанам. Кшетра-кшетраджнайор йат тадж джнанам матам мама. Кришна даёт знание о том, что собой представляет человек и тот должен знать, что собой представляет его тело, тогда он в знании. Материалист не может понять этого. Собаки, кошки не могут понять этого. Но человек может это понять. Бхагавад-гита предназначена для человека, а не для кошек и собак. Поэтому человеческое общество должно уделять внимание этому знанию. Тогда жизнь будет успешной. Это очень просто, что кшетра… Я уже приводил пример, что я сижу на полу. Пол это сущность, отличающаяся от меня. Ни один здравомыслящий человек не скажет: «Я этот пол». Или «Я эта комната». Никто так не скажет. Это моя комната, мой пол. Аналогично, мы говорим об этом теле: «моё». Мой палец, моя голова, моя нога. Никто не говорит: «Я нога, я палец, я голова». Нет. Это и есть знание. Не отождествлять себя с телом. Это знание. Это начало духовной жизни. Кошки и собаки не могут этого понять. Кошка не может понять, что она не тело. Собака не может понять, что она не тело. Это человек может понять. А если в человеческой жизни он не пытается обрести это знание, то он остаётся подобным кошкам и собакам.

Он не лучше кошек и собак. Это один пункт: я не это тело, я не этот материальный мир. Я духовная сущность, неотъемлемая частица Бога. Качественно мы едины. Как Бог духовен, так и я тоже духовен. Но Его тело очень большое, гигантское, вселенское тело, которое Кришна показал Арджуне, вират-рупа. Но моё тело не гигантское. Оно маленькое. Мы можем называть тело слона гигантским или тело другого подобного животного, но всё же тело Бога ещё более гигантское. Невозможно сравнить. Из одиннадцатой главы Бхагавадж-гиты вы узнаёте, насколько гигантское тело имеет Кришна. И я имею это тело, но моя духовная сущность очень мала; и если мы изучаем подобным образом, тогда очень легко понять, кто такой Бог, кто такой я, что такое этот мир. Так же как я не это тело, я внутри тела. Дехино ‘смин йатха дехе. Я владелец тела. Но какова моя величина. Кешагра-шата-бхагасйа шатадах калпитасйа ча. Возьмите кончик волоса и разделите его на десять тысяч частей. Одна такая часть и есть ваша сущность. Придерживаясь материальных идей, мы не сможем понять, как такая маленькая частица, меньше атома, обладает такой силой. Поэтому, поскольку она настолько мала, так называемые негодяи учёные не могут её обнаружить и поэтому говорят: «Нет души». Негодяи не признают своей неспособности познавать и, тем не менее, говорят: «нет души». А если нет души, тогда как это действует? У них нет даже здравого смысла. Аналогично, я очень мал, меньше атома, и я обитаю в этом теле, и моё тело так хорошо работает. Мой мозг так хорошо работает. Аналогично, Кришна тоже, согласно нашей концепции, Кришна личность, индивидуальная, но Он имеет гигантское тело. Это материальный мир, материальное проявление. Это выражено в следующем стихе: кшетраджнам чапи мам виддхи. Я тоже кшетраджнам. Как вы знаете своё тело, телесные боли и наслаждение, так и я знаю. Я не знаю вашего тела вашей боли и наслаждения.

Никто не знает боли и наслаждения моего тела. Но Кришна говорит: кшетраджнам чапи мам виддхи – «Я тоже кшетраджнам», что означает «Я тоже знаю поле». Как Он знает? Сарва кшетрешу бхарата. Сарва кшетрешу. Он пребывает в каждом теле. Он знает, что делает муравей. Он знает, что делает Брахма. Он знает, что делаете вы. Он знает, что делаю я. Ведахам саматитани. В другом месте Кришна говорит: «Я знаю всё». Это очень легко понять. Вы знаете всё – не всё – по крайней мере, вы знаете восемьдесят процентов того, что происходит в вашем теле. Вы не знаете всего. Если бы я знал всё, тогда зачем бы я ходил к врачу, когда в моём теле что-то неправильно. Я не знаю. Я ем, но я не знаю, как еда переваривается в моём желудке, и разделяется на различные секреции. Отвергнутая часть становится испражнениями и мочой, а остальная часть становится кровью, а кровь распространяется по всему телу по венам. Как действуют вены – откуда мы знаем? Хотя я и заявляю, что это моё тело, но я не знаю всего, что происходит в моём теле, в моём мозгу. Мозги сделаны из таких тонких тканей. Что вы об этом знаете? Но Кришна не таков. Кришна знает всё в подробностях. Анвайад итататаш ча артхешу абхиджнах. Что бы ни происходило во всей вселенной, во всём творении, в каждом уголке, в каждом месте, Кришна знает. В этом разница между Кришной и мной. Я не знаю даже того, что происходит в моём теле. И, тем не менее, я провозглашаю, что я Бог. Каков мошенник. Только посмотрите, представьте. Одно из достояний Бога в том, что Он исполнен знания. Аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах джнанам. Спросите этого негодяя бога, так называемого бога: «Можете вы сказать, что я чувствую сейчас, или какова моя боль и наслаждение?» Сможет он сказать? И, тем не менее, он провозглашает себя Богом. Но Кришна говорит: кшетраджнам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата – «Я в каждом, каждом теле». Я в этом теле и Кришна тоже в этом теле.

Кришна… Как вы пребываете в своём теле, так и Кришна тоже в вашем теле. Я зовусь атмой. А Кришну называют Праматмой. Поэтому есть два слова: Параматма и атма. Атма тоже индивидуальна. Но поскольку оба мы знающие, кшетраджна, живое существо кшетраджнам, оно обладает знанием. И Кришна говорит: кшетраджнам чапи мам виддхи – «Я тоже знающий». Оба они, мы знающие. Мы обладаем знанием. Моё знание может быть ограниченным. Знание Кришна беспредельно, полное. Но оба мы знающие. Мы можем понять. Мы можем знать. Поэтому нас называют кшетраджна. Но разница в том, что Кришна знает всё во всём творении, а я не знаю даже того, что происходит в моём теле. Такова разница. И как кто-то может стать Богом? Негодяй. Как он может стать Богом? Это невозможно. Бог знает всё. Если кто-то знает всё, то вы можете принять его как Бога. Иначе не принимайте. Как только кто-то говорит: «Я Бог», пните его по лицу. «Да, ты Бог. Я Бог. Я пинаю Бога». (Смех). Так следует отвечать. «Я Бог, пинающий башмаком. Теперь защити себя, если ты Бог». Не принимайте такого фальшивого Бога. Кришна, кршнас ту бхагаван свайам. Кршнас ту бхагаван свайам. Таков вердикт всех… Например, Вйасадева, давший ведическое знание, говорит, бхагаван увача: Бог сказал. И мы должны следовать ему. Кшетраджнам чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата. (В сторону:) Не делайте этого. И это восприятие, кшета-кшетраджнайор джнанам. Если мы сможем понять, что такое кшетра, и кто такой кшетраджнам. Кшетра означает поле деятельности. Поле деятельности существует в разных видах. Не только тело: тело, ум, разум. Все они – кшетра. Я живое существо, я работаю с ними. Аналогично, я работаю также вовне. Не внутри, не снаружи. Я еду на моей… Это тоже кшетра. Весь мир кшетра.

Автомобиль – кшетра. Но исполнитель, водитель – кшетраджнам. Это знание отсутствует. Ребёнок может думать, что самолёт, большой самолёт, 747 летит. Нет, он не летит автоматически. Есть пилот – кшетраджнам. Он знает машину, как на ней работать. Повсюду. Вы изучали. Есть кшетра и кшетраджнам. И Кришна говорит: кшетра-кшетраджнайор джнанам. Тот, кто знает, какдействуют кшетра и кшетраджнам… Не только в индивидуальном теле, в гигантском теле, повсюду. Есть две вещи: кшетра и кшетраджнам. Если кто-то знает это тайное знание, это означает, что он пребывает в совершенном знании. Тадж джнанам. Это и есть джнанам. Не так, как известный профессор сказал, что после кончины этого тела заканчивается всё. Он негодяй. Он отождествляет… Каждый отождествляет себя, подобно кошкам и собакам, с этим телом. Тело это кшетра. Тело не личность. Невежественный ребёнок может сказать, что этот красивый автомобиль едет автоматически. Но он не едет автоматически. Там есть водитель. Он этого не знает. Аналогично протекает вся деятельность вселенной. Не думайте, что она протекает автоматически. Нет, это глупое знание, что природа действует автоматически. Нет. Есть кшетраджнам, Кришна. Сарва-кшетрешу бхарата. Кришна действует повсюду. В другом месте Он говорит: майадхйакшена. Он не трудится подобно глупому человеку. Он действует как наблюдатель. Он принимает в расчёт все подробности того, что вы делаете. Так сказано в Бхагавад-гите: майа-адхйакшена. Кришна говорит: «делай это». Природа тут же это сделает. Кришна говорит: «Делай то». Тут же… Не только природа, мы тоже действуем под руководством Кришны. Так сказано в пятнадцатой главе Бхагавад-гиты: сарвасйа чахам хрди саннивишто – «Я пребываю в сердце каждого». Здесь то же самое. Сарва кшетрешу. Не только я пребываю, Но и Кришна тоже пребывает. И Кришна даёт дозволение. Кришна даёт разрешение. Тогда я делаю. Я не могу делать этого в одиночку. И Кришна всегда готов дать вам указание. Он здесь, чтобы давать указания. Но, к сожалению, мы не слушаемся Его. Такова наша материальная болезнь. Если мы слушаемся Кришну, если мы поступаем в согласии с Кришной, тогда нет проблем. Потому что Кришна не может ошибаться. Я несовершенен, я могу ошибиться. Но Кришна не может ошибиться. Поэтому, если мы действуем сообразно указаниям Кришны, тогда наша жизнь успешна. А чтобы давать вам указания, Кришна пребывает в вашем сердце, рядом. Как я пребываю, вы пребываете внутри этого сердца, душа в сердце. Поэтому, когда душа выходит, эти негодяи говорят: «сердце отказало». Не сердце отказало, душа вышла из сердца. Сердце это тоже нечто механическое, но в нём место пребывания души. Отказ сердца означает, что душа покинула сердце. Сарвасйа чахам хрди – хрди означает сердце. Место положения также обособлено – здесь душа и Сверхдуша. Найдите, если вы обладаете таким научным методом.

Но они не могут найти её. Поэтому негодяи говорят, что Бога нет, души нет, просто комок материи, вот и всё. И каждый, кто так думает, описывается как гокхара. Гокхара означает, го означает коров, а кхара означает ослов. Те, кто отождествляют это тело с собой… йасйатма буддхи кунапе три-дхатуке. Кунапе. Это тело суть мешок из костей и плоти с мочой, испражнениями, кровью и тому подобным. Но если вы учёный, продвинутый, то я могу снабдить вас большим количеством костей, крови, мочи, испражнений – создайте одно тело, если вы учёный. Я дам вам составляющие. Много, в любом количестве. Но создайте хотя бы одного муравья. И, тем не менее, вы думаете: «наука, наука». Вы ничего не можете сделать. Пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах. Всё выполняется пракрти под руководством Кришны. Таково положение. Есть так много всего. Если у вас есть немного мозгов, попытайтесь понять. Тогда знание совершенно.

Даже изучив, просто изучив эти две или три строки тринадцатой главы, вы сможете стать совершенным знающим. А если вы следуете наставлениям Кришны… Он даёт наставления. Он готов дать вам наставления. Изнутри, а также снаружи. Он пребывает внутри. Он готов дать вам наставления. Сарвасйа чахам хрди саннивишто – «Я пребываю в сердце каждого». Маттах смртир джнанам апоханам ча: «Благодаря Мне человек помнит и забывает». Когда вы что-то забываете, это тоже уловка Кришны. Поскольку… Например, есть личности, которые преданные, и есть личности, которые демоны. И если кто-то хочет стать демоном, Кришна внутри. Он даст ему такой разум, что он станет первоклассным демоном. Каковы обязанности первоклассного демона? Никогда не понимать Кришну. (Смех). Это первоклассный демон. А если вы хотите слушать Кришну, тогда Он даст вам такие наставления, чтобы вы избавились из бедственного состояния материальной жизни и вернулись домой, обратно к Богу.

Он готов. Но Он обычно не говорит с непреданными. Если вы станете преданным, чистым преданным, без какого-либо мотива, тогда Кришна пребывает в вашем сердце. Он говорит: тешам сатата йуктанам бхаджатам прити пурвакам – «Тому, кто двадцать четыре часа занят служением Мне с любовью и преданностью». Буддхи йогам дадами там: «Я даю ему разум, посредством которого он сможет вернуться домой, обратно к Богу». Он даст вам. Потому что Он знает. Но если вы не хотите получать от Него наставлений, то Он даст указание материальной природе наделить вас всем подходящим. И какое главное занятие материальной природы? Бить вас башмаками. Такова природа. Поэтому мы страдаем в материальном мире. Потому что приняли прибежище у материальной природы. Сада самудвигна дхийам асадграхат. Мы приняли прибежище у материальной природы, поэтому мы исполнены тревоги и бедственного состояния жизни. Таково наше положение. Пока вы под контролем, а вы под контролем. Вы не можете быть независимым. Вы негодяй, не думайте, что вы когда-либо будете независимы. Ваше положение останется зависимы. Если вы не зависите от Кришны, тогда вам придётся зависеть от материальной природы, вот и всё. Вы не можете стать независимым. Это невозможно. И эти люди, эти негодяи пытаются стать независимыми. Поэтому они думают… Один из наших учеников писал: «теомания», «теомания». Поэтому тот… Поскольку он не может стать независимым, он искусственно думает: «Сейчас я стану Богом, затем я стану…» но поможет ли вам искусственно выдуманный Бог – нет. Если вы искусственно думаете: «Этот банк, этот большой банк принадлежит мне». Вы так думаете, но принадлежит ли этот банк вам? А философы майавади таковы. Они медитируют: «Я Бог, я Бог, я правлю миром, я правлю вселенной». Они так говорят. Но на самом деле может ли он это сделать? Нет. Это ложное мышление. Истинное мышление состоит в то, что я тоже индивидуальная душа.

Кришна тоже индивидуальная душа, но Он Сверхдуша, Всевышний. Я личность, Он тоже личность, но Верховная Личность. В чём разница между мной и Ним? Я тоже личность, и тут всё в порядке, но Он Верховная Личность. Это объясняется в Ведах: эко йо бахунам видадхати каман. Чтобы обеспечить себя, моё тело и душу, я вынужден много трудиться. Но Кришна обеспечивает миллионы и триллионы живых существ без малейших усилий. Он… В Африке миллионы слонов. Кришна обеспечивает их пищей, да. Есть гориллы, Кришна обеспечивает их пищей. Почему вы тревожитесь о куске хлеба? Разве Кришна не обеспечит? Он совершенен, Он может обеспечить слона огромным количеством пищи, и определённого типа пищей горилл. Вы знаете? Мы читали в книге, что в Африке, где живут гориллы, есть деревья. Плоды этого дерева твёрже пули. Такие они твёрдые. А гориллы срывают эти плоды и жуют, словно горошины. (Смех). Да, Кришна даёт им. Живое существо принадлежит Кришне. Он тоже живое существо. Оно получило тело гориллы. И Кришна: эко йо бахунам видадхати каман. Он обеспечивает пищей каждого. Всем, не только пищей, а всем необходимым. Потребности каждой жизни. Что это за потребности? Нам требуется пища, нам требуется убежище, нам нужна половая жизнь, нам требуется защита. Кришна обеспечивает. Кришна обеспечивает. Даже птиц и зверей. У каждой птицы и зверя есть много детей, мужского и женского пола. Они обеспечиваются с рождения. Поскольку у них нет брака, нет и поиска, но с рождения птицы и зверя есть другая мужская или женская особь. А что касается пищи, её каждый получает. Что касается убежища, его каждый получает. Итак, пища, убежище, секс и защита. Защита. У птиц и зверей есть свои средства защиты. Даже у маленькой птички, у маленького муравья есть свои меры защиты, шесть ног. А у птиц есть когти.

У тигра есть челюсти или у кошки – у каждого есть защита. Вы можете иметь атомную бомбу, но это защита. Это не разум. Вы уже обеспечены четырьмя вещами, необходимыми вам для того, чтобы поддерживать тело в пригодном состоянии. Это обеспечено Богом, Кришной. Он даёт каждому. О чём же вы беспокоитесь? Вы человек, у вас такие замечательные мозги, вы цивилизованный. Почему вы так озабочены этими четырьмя вещами? Если Бог обеспечивает этими четырьмя вещами животных, зверей, птиц, неужели Он настолько скуп, что не обеспечит человека? Нет. Еда есть. У вас есть определённого типа зубы, чтобы есть плоды, цветы, зерно. Вам не дано собачьих зубов. Почему вы должны есть мясо? Это не ваша пища. Вот так мы должны обретать знание. Не как слепец. Но, к сожалению, мы предпочитаем становиться слугами слепых лидеров, нежели Кришны. Это наша болезнь. Мы будем служить. Я задавал вопрос профессору Котовскому: «Где разница между вашей коммунистической философией и нашим сознанием Кришны? Вы выбрали лидера и придерживаетесь указаний Ленина. А мы преклоняемся перед Кришной и придерживаемся Кришны. Где же принципиальная разница?» Нет разницы. Вы выбрали одного лидера и действуете по его указаниям. Такова наша природа. Потому что Чаитанйа Махапрабху говорит: дживера сварупа хайа нитйа кршна даса. Каждое живое существо суть вечный слуга Кришны. Когда оно забывает Кришну, оно становится слугой майи. Таково наше положение. Мы должны служить. Поэтому осознание себя означает понимание: «Я завишу от Кришны. Я вечный слуга Кришны, позвольте мне заниматься служением Господу». Это совершенство знания. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.