Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 2.10



Бхагавад-гита 2.10

Лондон, 16 августа 1973 г.

Прадйумна: (ведёт киртан и т.д.):

там увача хршикешах

прахасанн ива бхарата

сенайор убхайор мадхйе

вишидантам идам вачах

Перевод: О, потомок Бхараты, тогда Кришна, улыбаясь, стоя между двух армий, обратился к охваченному горем Арджуне со следующими словами.

Прабхупада: Итак, хршикешах прахасанн ива. Кришна начал смеяться, улыбаясь: «Что за ерунда, Арджуна». Сначала он сказал: «Поставь меня». Сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа ме ачйута: «Кришна, теперь поставь мою колесницу между двумя построениями солдат». А теперь… (кашляет, в сторону:) Принесите мне воды. Вначале он был полон энтузиазма: «Поставь мою колесницу между двух армий». Теперь этот мошенник говорит: но йотсйа – «Я не буду сражаться». Только посмотрите, какое мошенничество. Даже Арджуна, непосредственный друг Кришны, майа настолько сильна, что он тоже стал мошенником, что тогда говорить об остальных. Сначала с большим энтузиазмом: «Да, поставь мою колесницу между двух армий». А теперь… на йотсйа ити говиндам: «Я не вступлю в сражение». Это мошенничество. И Он улыбался: «Он Мой друг, близкий друг, такой великий, а теперь говорит: “Я не буду сражаться”».

Кришна улыбается, и эта улыбка очень многозначительна, прахасан. Там увача хршикеша прахасан ива бхарата, сенайор убхайор вишидантам, сокрушаясь. Сначала он пришёл в сильный энтузиазм, чтобы сражаться; теперь он сокрушается. И Кришну называют здесь Хршикешей. Он устойчив. Он Ачйута. Он устойчив. Он не меняется. Другое значение слова хршикеша… Потому что в Нарада-панчаратре бхакти упоминается как хршикеша-севанам. Поэтому здесь упоминается это самое имя, Хршикеша. Хршикеша-севанам бхактир учйате. Бхакти означает служить Хршикеше, повелителю чувств. А некоторые негодяи описывают Кришну аморальным. Он повелитель чувств, и Он аморален. Только посмотрите, как они изучают Бхагавад-гиту. Если Кришна совершенный брахмачари… Кришна совершенный брахмачари, ибо… Так провозгласил Бхишмадева. Бхишмадева - это первейший брахмачари во вселенной. Он обещал отцу Сатйавати… вы знаете эту историю. Отец Сатйавати… Отец Бхишмадевы привлёкся рыбачкой. Он хотел на ней жениться. А отец девушки отказал: «Нет, я не могу отдать мою дочь за тебя». «Почему? Я царь, я прошу у тебя дочь». «Нет, у тебя уже есть сын». Бхишмадева был сыном его первой жены, матери Ганги. Мать Ганга была женой Махараджи Шантану, и Бхишмадева был единственным оставшимся сыном. Между Махараджей Шантану и Гангой, матерью Гангой был договор: «Я выйду за тебя замуж, только если ты позволишь мне бросить в воду Ганги всех рождённых мной детей. А если ты мне этого не позволишь, я немедленно уйду от тебя». И Махараджа Шантану сказал: «Хорошо, тем не менее, я женюсь на тебе». И они бросала всех детей в Гангу. А Бхишмадева… Кроме всего прочего, отец очень сокрушался: «Как так? Что у меня за жена? Она просто выбрасывает всех детей в воду». И когда пришло время Бхишмадевы, Махараджа Шантану сказал: «Нет, я не могу позволить этого». Тогда мать Ганга сказала: «Тогда я ухожу». «Да, уходи, я не хочу тебя. Я хочу этого сына». Так он остался без жены. Он снова захотел жениться на Сатйавати. А отец сказал: «Нет, я не могу отдать тебе мою дочь, потому что у тебя уже есть сын, взрослый сын. Он будет царём. И я не могу отдать тебе свою дочь, чтобы она стала твоей служанкой. Её… Если бы я был уверен, что её сын станет царём, тогда я отдал бы тебе свою дочь». И он сказал: «Нет, это невозможно». Но Бхишмадева понял: «Мой отец привлёкся этой девушкой». И он обратился. Он сказал рыбаку: «Ты можешь отдать свою дочь за моего отца, но ты думаешь, что я стану царём. Сын твоей дочери станет царём. На таких условиях ты можешь отдать свою дочь». А тот ответил: «Нет, не могу». «Почему?» Ты можешь не быть царём, но твой сын может стать царём». Только взгляните на этот материальный расчёт. Тогда он сказал: «Нет, я не женюсь. Вот и всё. Я обещаю. Я не женюсь». И он остался брахмачари. Поэтому его имя было Бхишма. Бхишма означает очень твёрдого, устойчивого. Он был брахмачари. Ради удовлетворения чувств своего отца, он оставался брахмачари.

Итак, Бхишмадева на Раджасуйа-йаджне признал: «Нет лучшего брахмачари, чем Кришна. Он был среди гопи, юных девушек, но остался брахмачари. Если бы я оказался среди гопи, я не знаю, что сталось бы со мной». Поэтому Кришна совершенный брахмачари, Хршикеша. А эти негодяи говорят, что Кришна аморален. Нет. Кришна совершенный брахмачари. Дхира. Дхира указывает на того, кто не возбуждается, даже если есть возбуждающая причина. И Кришна именно такой брахмачари. Несмотря на то, что Он был в расцвете юности, в возрасте 15-16 лет и все деревенские девушки были подругами, и их очень влекла красота Кришны. Они обычно приходили к Кришне танцевать. Но Он был брахмачари. Вы никогда не услышите, чтобы Кришна занимался незаконным сексом. Нет. Не было описаний такого рода. Есть описание танца, но не контрацептивных пилюль. Нет. Это здесь не описывается. Поэтому Он Хршикеша. Хршикеша означает совершенного брахмачари. Викара хету, даже когда есть причина возбудиться, Он не возбуждается. Таков Кришна. У Него тысячи и тысячи преданных, и если какие-то преданные хотят Кришну в качестве любовника, Кришна принимает это, но Ему не требуется кто-то другой. Он не нуждается. Он самодостаточен. Ему не нужен кто-либо, чтобы помочь Ему в чувственном наслаждении. Поэтому Кришна - Хршикеша, повелитель чувств.

По крайней мере, преданные Кришны… Есть множество примеров преданных Кришны. Они тоже… Почему множество? Практически все преданные повелевают чувствами, госвами. Например, Харидас Тхакур, вы знаете. Харидас Тхакуо был молодым мужчиной, а деревенский заминдар был магометанином. И каждый восхвалял Харидаса Тхакура, такого великого преданного. А заминдар, деревенский заминдар очень завидовал. Он подговорил одну проститутку осквернить Харидаса Тхакура. И она пришла тёмной ночью, красиво одетая, привлекательная. Она тоже была молода, очень красива. И она предложила: «Я пришла, привлечённая твоей красотой». Харидас Тхакур ответил: «Да, хорошо. Заходи, присаживайся. Позволь мне закончить моё воспевание. Затем мы насладимся». И она уселась. Но Харидас Тхакур воспевал, воспевал… Мы не можем воспевать даже шестнадцать кругов, а он воспевал три раза по шестьдесят четыре круга. Сколько это?

Реватинандана: 196.

Прабхупада: 196 кругов. Это было его единственным занятием. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна… иногда кому-то хочется подражать Харидасу Тхакуру. Это невозможно. И Харидас Тхакур, когда наступило утро, проститутка: «Господин, уже утро». «Да, следующей ночью я… Приходи следующей ночью. Сегодня я не смог закончить воспевание». Это была отговорка. Таким образом, прошло три дня. Затем, проститутка переменилась, припала к его… «Господин, я пришла осквернить тебя. Спаси меня, я такая падшая». И Харидас Тхакур сказал: «Да, я знаю это. Я покинул бы это место немедленно, как только ты пришла, но я хотел, чтоб ты пришла ко мне и обратилась в ваишнавизм». Так, проститутка стала великой преданной по милости… Харидас Тхакур сказал: «Оставайся в этом месте. Воспевай Харе Кришна перед растением туласи. Теперь я уйду отсюда».

Таково кршна-бхакти. Полный контроль над чувствами. Как Кришна держит полный контроль над чувствами, так и те, кто по-настоящему преданы Кришне, держат полный контроль над чувствами. Хршикеша. Так же как Йамуначарйа. Он молился: йадавадхи мама читтах кршна-падаравинде нава-нава-дхама рантум асит – «С тех пор, как я ощутил трансцендентное блаженство, приняв прибежище у лотосных стоп Кришн», йадавади мама читтах кршна-падаравинде, кришна-падаравинде, лотосные стопы Кришны. «С тех пор, как моя читта, моё сердце привлеклось лотосными стопами Кришны», тавади бата нари-сангаме, «с тех пор, как только я подумаю о половой жизни», бхавати мукха-викара, «я чувствую отвращение, я сплёвываю». Таково кршна-бхакти. Таково кршна-бхакти. Бхакти парешанубхава вирактир анйатра сйат. Самым привлекательным аспектом в материальном мире является секс. Это основа материальной жизни. Все люди тяжко трудятся день и ночь только ради полового наслаждения. Йан маитхунади-грха… Они идут на такой риск. Они трудятся, карми, они тяжко работают. В чём их наслаждение жизнью? Наслаждение жизнью - это секс. Йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам. Отвратительное занятие, но в этом их наслаждение. Такова материальная жизнь. И Кришне это не нравится. Но негодяи рисуют картины, и эти картины получают большое признание, где Кришна обнимает гопи. Кто-то говорил мне, что… Недавно… Кто приходил? Вот изображение Кришны. А когда Кришна убивает Путану, такую картину они не нарисуют, или убиение Камсы. Или… Картин с Кришной так много. Эти картины они, художники, не будут рисовать. Они будут рисовать только картины Его сокровенных отношений с гопи. Те, кто не могут понять Кришну, кто такой Кришна, которого Вйасадева описывал в девяти песнях, а затем начал десятую песнь с события рождения Кришны… Но эти негодяи перепрыгивают сразу же к раса-лиле. Прежде всего, поймите Кришну. Так же как если вы становитесь другом какого-то значительного человека, вы, прежде всего, пытаетесь понять его. Затем вы попытаетесь понять его семейные отношения или нечто сокровенное. Но эти люди перепрыгивают к раса-лиле. И не понимают. И потому они иногда говорят: «Кришна аморален». Как Кришна может быть аморален? Принимая, воспевая имя Кришны, аморальные личности становятся моральными, а Кришна аморален. Только посмотрите, какая глупость. Просто воспевая имя Кришны, все аморальные люди становятся моральными. А Кришна аморален. И это говорит профессор-мошенник.

Это очень трудно. Никто не сможет понять Кришну, не став чистым преданным Кришны. Потому что Кришна говорит: бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах. Таттватах, во истину. Таттватах означает истину. Если кто-то хочет постичь Кришну, как Он есть, то он должен принять процесс преданного служения, бхакта, бхакти. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Когда человек занят как слуга Хршикеши, повелителя чувств. Повелитель, и хршикена, когда ваши чувства заняты в служении повелителю чувств, то вы тоже становитесь повелителем чувств. Вы тоже. Потому что ваши чувства заняты служением Хршикеше, у чувств нет возможности заняться чем-то другим. Закрыты. са ваи манах кршна-падаравиндайох. Таков процесс преданного служения. Если вы хотите стать повелителем чувств, госвами, свами, то вы должны всегда держать чувства занятыми служением Хршикеше. Это единственный путь. Иначе это невозможно. Как только вы начинаете немного лениться занимать свои чувства служением повелителю чувств, майа тут как тут: «Пойдём, пожалуйста». Таков процесс. Кршна бхулийа джива бхога ванчха каре, насате майа таре джапатийа дхаре. Как только вы забываете Кришну, даже на мгновение, майа немедленно тут: «Пожалуйста, мой дорогой друг, пойдём сюда». Поэтому мы должны быть очень осторожными. Мы не можем забывать Кришну даже на мгновение. Поэтому существует программа воспевания: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама… Всегда помните о Кришне. Тогда майа не сможет коснуться вас. Так же как Харидас Тхакур. Он занимался служением Хршикеше. Майа пришла во всей своей силе. Тем не менее, она была посрамлена; Харидас Тхакур не был побеждён.

Так что постарайтесь постичь Кришну как Хршикешу. Хршикеша, Кришна начал смеяться: «Он Мой друг, вечный спутник, и такая слабость. Сначала он был таким энтузиастом, что попросил Меня вести свою колесницу, сенайор убхайор мадхйе. А теперь он сокрушается». Так… Все мы такие же глупцы. Арджуна не глупец. Арджуна описывается как Гудакеша. Как он может быть глупцом? Но он играет роль глупца. Если бы он не сыграл роль глупца, как бы могла Бхагавад-гита изойти из уст Шри Кришны? А поскольку он преданный, он в совершенстве играет так, чтобы Кришна дал наставления. Совершенный учитель и совершенный ученик, Арджуна. Мы должны учиться на их… Наше положение… Арджуна предстаёт обычным человеком вроде нас, а Кришна Хршикеша даёт Свои советы, совершенные советы. Если мы принимаем, если мы читаем Бхагавад-гиту в духе постижения, как Арджуна, совершенный ученик, и если мы принимаем совет и наставления Кришны, совершенного учителя, тогда мы должны знать, что мы поняли Бхагавад-гиту. Посредством умственных измышлений, мошеннических интерпретаций, показывая свою учёность, вы не сможете постичь Бхагавад-гиту. Это невозможно. Смиренно. Поэтому в Бхагавад-гите сказано: тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа. Мы должны предаться, как предался Арджуна. Шишйас те ‘хам шадхи мам прапаннам: «Я предаюсь Тебе. Я стал Твоим учеником». Стать учеником значит предаться, добровольно принимая наставления, советы, приказы духовного учителя. И Арджуна уже принял это. Хотя он и говорит: на йотсйе – «Кришна, я не буду сражаться». Но когда учитель всё объяснит, он будет сражаться. Приказ учителя. Не сражаться – это его чувственное наслаждение. А сражаться, несмотря на то, что у него не было желания сражаться, это удовлетворение учителя. Такова суть Бхагавад-гиты.

И Кришна увидел, что Арджуна, расстроенный и скорбящий не готов выполнять свой долг. Поэтому в следующем стихе Он начинает словами: ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе – «Дорогой Арджуна, ты Мой друг. Это неважно, ибо майа очень сильна. Несмотря на то, что ты Мой личный друг, ты так переполнился ложным состраданием. Просто послушай Меня». Поэтому Он говорит ашочйан: «Ты скорбишь о том, о чём не годится скорбеть». Ашочйа. Шочйа означает «скорбь», а ашочйа означает то, о чём не скорбят. Ашочйа. Ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе. «Но ты говоришь как очень образованный учёный». Потому что он так говорил. Но всё это верно. Арджуна говорил, что варна-санкара, что когда женщины развращаются, население становится варна-санкара, это факт. Всё это Арджуна говорил Кришне, чтобы избежать сражения, и всё это правильно. Но с духовной точки зрения, будь это правильно или неправильно, всё это не считается очень серьёзным. Поэтому ашочйан анвашочйас твам. Потому что его скорбь находилась на телесной концепции жизни. Телесная концепция жизни отвергается в наставлениях Кришны с самого начала. Ашочйан анвашочйас твам: «Ты скорбишь о телесной концепции жизни». Потому что каждый, кто пребывает в телесной концепции жизни, не лучше животного. И вся наша мораль, общественное положение, политика, философия, всё стоит на телесной концепции жизни. Мы хотим наслаждать чувства. Чувства подразумевают различные части тела. И тот, кто заинтересован телом – это означает того, кто заинтересован чувствами – единственное их занятие… (обрыв)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.