|
|||
Бхагавад-гита 2.8Бхагавад-гита 2.8 Лондон, 8 августа 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): на хи прапашйами мамапанудйад йач чхокам уччхасанам индрийанам авапйа бхумав асапатнам рддхам раджйам суранам апи чабхипатйам «Я не могу найти средства избыть эту скорбь, которая высушивает мои чувства. Я не смог бы избавиться от неё, даже если бы завоевал царство, не знающее себе равных на земле и власть, подобную власти полубогов на небесах». Прабхупада: На хи прапашйами мамапанудйад. Таково состояние материального бытия. Мы иногда испытываем трудности. Не иногда. Мы всегда в трудностях, но мы называем это иногда, потому что предпринимаем некие усилия, чтобы преодолеть эти трудности, и эти попытки воспринимаем как счастье. На самом деле здесь нет счастья. Но иногда, лелея надежду: «С этой попытки я буду счастлив в будущем…» Как мечтают так называемые учёные: «В будущем мы станем бессмертными». Они так много мечтают. Но здравомыслящие люди говорят: «Не верьте в будущее, каким бы приятным оно ни было». Таково истинное положение. На хи прапашйами мамапанудйад. Поэтому он обращается к Кришне: шишйас те ‘хам – «Теперь я становлюсь Твоим шишйей». «Почему ты пришёл ко Мне?» «Потому, что я не знаю больше никого, кто может вызволить меня из этого опасного положения». Вот истинный смысл. Йач чхокам уччхосанам индрийанам. Уччхосанам. Когда мы попадаем в большие затруднения, это высушивает наши чувства. Чувственное наслаждение не может сделать нас счастливыми. Уччхосанам индрийанам. Здесь под счастьем подразумевается чувственное наслаждение. Здесь… На самом деле это не счастье. Подлинное счастье описано в Бхагавад-гите: атиндрийам, сукхам атйантикам йат тат атиндрийам. Подлинное счастье, атйантикам, высшее счастье, не ощутимо чувствами. Атиндрийа, превосходит, трансцендентно к чувствам. Вот подлинное счастье. Но мы воспринимаем наслаждение чувств как счастье. Никто не может стать счастливым благодаря наслаждению чувств. Потому что мы в материальном бытии. И наши чувства это ложные чувства. Подлинное счастье это духовное счастье. И мы должны пробудить наше духовное сознание. Тогда мы сможем наслаждаться духовными чувствами. Сукхам атйантикам йат атиндрийа. Превосходящими эти чувства. Превосходящее эти чувства означает… Эти чувства означают оболочку. Например, мы - это тело. На самом деле я - не это тело, я - душа. Но оно покрывает моё истинное тело, духовное тело. Аналогично, духовное тело имеет духовные чувства. Не эти ниракара. Почему ниракара? Это вопрос здравого смысла. Например, у вас есть рука или две, одна или две руки, у вас есть две руки. Поэтому, когда рука накрыта тканью, ткань тоже имеет руку. Поскольку у меня есть рука, у моей одежды тоже есть рука. Поскольку у меня есть ноги, моя оболочка, одежда тоже имеет ноги, штанины. Это вопрос здравого смысла. Откуда возникло это тело? Это тело описывается: васамси, одежды. Одежда кроится в соответствии с телом. Это одежда. А не так, что моё тело делается в соответствии с одеждой. Это просто здравый смысл. И раз у моей рубашки есть руки, у моего тонкого или грубого тела, следовательно, изначально, духовно у меня есть руки и ноги. Иначе откуда бы они появились? Как бы вы их развили? Изначально мы все личности, не безлики. Кришна тоже говорит… Он скажет: «Мой дорогой Арджуна, не было так, чтобы эти солдаты, эти цари, Я и ты не существовали в прошлом. И в будущем мы не прекратим своего существования». Это определённое наставление Кришны: «Я, ты и все эти цари, и солдаты, которые собрались здесь, существовали. Мы существуем сейчас, индивидуальные личности; аналогично, они существовали как индивидуальные личности. И в будущем мы тоже будем существовать как индивидуальные личности». Где идёт речь о безличном? Это ерунда, инперсонализм, войдизм. Поэтому главное понять, что на самом деле нужно обратиться к Кришне, как это сделал Арджуна: шишйас те ‘хам – «Теперь я Твой ученик. Научи меня. Шадхи мам прапаннам. Я предаюсь. Я не пытаюсь говорить с Тобой на равных». Принять гуру значит, что вы должны принять всё, что гуру скажет. В противном случае не приобретайте гуру. Не следуйте моде. Вы должны быть готовы. Это называется прапаннам. Тад видхи пранипатена. Вы можете понять, просто предавшись, а не проверяя гуру: «Я должен его проверить, сколько он знает». Тогда какой прок приобретать гуру? Нет. Поэтому Арджуна говорит: «Помимо Тебя нет больше никого, кто действительно смог бы удовлетворить меня в таком запутанном состоянии». Йач чхокам уччхасанам индрийанам. «Мои чувства иссушены». Потому что поверхностные чувства… Это на самом деле не чувства. Подлинные чувства внутри. Хршикена хршикеша севанам. Мы должны служить Кришне, Хршикеше… Кришна реален и мы должны достичь этого положения реальности. Тогда мы сможем служить Кришне. Хршикена. Тат паратвена нирмалам. Когда наши чувства очищены. Индрийани паранй ахур индрийебхйах парам манах, манасас ту паро буддхир. Это разные стадии. Телесная концепция жизни означает чувства. Но когда вы поднимаетесь над этими чувствами, вы переходите на уровень ума. Когда вы поднимаетесь над уровнем ума, вы приходите на уровень разума. Когда вы возвышаетесь над уровнем разума, вы приходите на духовный уровень. Это духовная форма. Есть разные степени и ступени. На грубом телесном уровне нам требуется пратйакша джнанам. Пратйакша означает непосредственное восприятие. Есть разные стадии знания. Пратйакша, парокша, апарокша, адхокшаджа, апракрта. Это разные ступени знания. Знание, получаемое на телесном уровне, непосредственное восприятие, не настоящее знание. Поэтому мы можем бросить вызов этим учёным, так называемым учёным. Их основной принцип познания держится на телесной концепции жизни, пратйакша, экспериментальное знание. Экспериментальное знание означает грубое чувственное восприятие. Это эксперимент. Пратйакша. Все говорят: «Мы не видим Бога». Бог не тот объект, который вы можете увидеть через пратйакшу, непосредственное восприятие. Другое имя Бога Анубхава. Анубхава. Например, в этой комнате мы не видим солнца непосредственно. Но мы знаем, что солнце есть. Стоит день. Откуда вы это знаете? Вы не видите. Но есть и другие процессы, посредством которых вы можете понять. Это называется апарокша. Пратйакша парокша апарокша. Таким образом, сознание Кришны означает адхокшаджа и апракрта, за пределами чувств. Поэтому в Бхагавад-гите говорится: адхокшаджа. Куда не может достичь непосредственное восприятие. А когда непосредственное восприятие не может достичь, как вы сможете воспринять Анубхаву? Это шротра пантхах. Это шрути. Вы должны получит знание из Вед. А ведическое знание объясняет гуру. Поэтому нужно принять прибежище у Кришны как у верховного гуру или Его представителя. Тогда все эти беды, а именно невежество, могут рассеяться. Йач чхокам уччхосанам индрийанам. И теперь Кришна мог бы сказать: «Теперь всё в порядке. Ты временно… Иди, сражайся. А когда ты получишь царство, ты будешь счастлив. Нет надобности выбирать Меня гуру. И не…» Так же как обычные люди думают: «Мы зарабатываем так много денег. Какой прок принимать гуру? Я всё могу понять сам». И другой мошенник: «Да, йата мата тата пхат. Каково бы ни было их мнение, это всё верно. Вы можете иметь собственное мнение». Так и происходит. Вы можете иметь собственное мнение, чтобы постичь Бога. Все эти глупые негодяи имеют собственное мнение. Нет, так невозможно. Поэтому Кришна, Арджуна говорит: авапйа бхумау асаптна рддхам. Это очень значительное слово. Сапатни. Сапатни означает «другая жена, со-жена». Если мужчина имеет двух, трёх жён… Почему двух, трёх? У нашего Господа было 16000. Это Бог. Сапатнйа, но тут нет соперничества. Вы найдёте в книге «Кришна» высказывания всех цариц, когда они говорили с Кунти, то есть, Драупади, каждая жена приводит описание того, как она стремится стать служанкой Кришны. Никто не ревнует. В материальном мире, если мужчина имеет больше одной жены, присутствует ревность. Ревность. В Шримад-Бхагаватам приводится пример того, как мы обретаем наши чувства наподобие того, когда кто-то имеет другую жену, и одна жена зазывает: «Зайди в мою комнату», другая жена зазывает: «Зайди в мою комнату». И он в замешательстве. Аналогично, у нас есть эти жёны, чувства. Глаза тянут: «Пожалуйста, пойдём в кино». Язык тянет: «Пожалуйста, пойдём в ресторан». Руки тянут куда-то ещё. Ноги тянут куда-то. Наше положение похоже на это. Как тот человек, у которого разные жёны, и которые тянут его в разные комнаты. Таково наше положение. Откуда такое положение? Потому что эти жёны соперничают. Здесь: асапатнйа рддхам. Если на одно владение приходится много царей, возникают трудности. И Арджуна говорит: авапйа бхумау асапатнйа рддхам – «Обретение царства, которому нет равных. Я единственный владелец, даже если я получу такое богатство, раджйам, такое царство, суранам апи чабхипатйам, не только царство этого мира, но и царство высших планетных систем…» Эти люди пытаются добраться до луны. Но есть также и другое царство. И это царство принадлежит высшим живым существам, которые известны как полубоги. Они очень могущественны. Например, Индра. Индра очень могущественный повелитель дождей. У него есть молния. Но люди этому не верят, а мы верим. Что описано в ведической литературе… Не верят. Вы должны верить. Это факт. Откуда возникает молния? Кто устраивает дожди? Должен быть управляющий. Как в правительственных учреждениях государства есть много департаментов управления, так и в правительстве Бога должно быть много директоров, много служащих. Их называют полубогами. Деварши бхутапта нрнам питрнам. Деватах, полубоги тоже обеспечивают нас по приказу Кришны. Как, например, Индра. Индра нас обеспечивает. Поэтому существует Индра йаджна, жертвоприношение для удовлетворения разных полубогов. Кришна остановил эту Индра йаджну, вы знаете, Говардхана. Когда Нанда Махараджа готовился к Индра йаджне, Кришна сказал: «Дорогой отец, нет нужды в Индра йаджне». Это означает, что каждый, кто сознаёт Кришну, для него нет необходимости в какой-либо йаджне. Особенно в эту эпоху, Кали-йугу, очень трудно проводить различные йаджны. Это было возможно в Трета-йугу. Крте йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих. Макхаих подразумевает йаджну, проведение йаджны. Йаджнартхе карамно ‘нйатра локо ‘йам карма бандханах. И этим формулам, этим указаниям никто не следует. Это невозможно в эту эпоху. Поэтому шастры наставляют: йаджнаих санкиртанаих прайаир йаджанти хи сумедхасах. Те, у кого хорошее мозговое вещество, вместо того, чтобы гоняться за столь многими вещами проводят санкиртан йаджну. В шастрах есть высказывание: кршна варнам твиша кршнам сангопангастра паршадам йаджнаих санкиртанаих прайаир йаджанти хи сумедхасах Здесь, в частности, в этой комнате, кршна варнам твиша кршнам, здесь находится Чаитанйа Махапрабху. Он Сам Кришна, но цвет Его тела акршна, не чёрный. Кршна варнам твиша… Твиша означает цвет тела. Акршна. Жёлтый. Сангопангастра паршадам. И Его сопровождают Его спутники, Нитйнанда Прабху, Адваита Прабху, Шривас ади гаура бхакта врнда. Это Божество для поклонения в этот век. Кршна варнам твиша кршна. А каков процесс поклонения? Йаджнаих санкиртанаих прайаир йаджанти хи сумедхасах. Это санкиртана йаджна которую мы проводим перед Господом Чаитанйей, Нитйанандой и другими, она и есть совершенное проведение йаджны в эту эпоху. Иначе, никакие другие… Поэтому она успешна. Это единственная предписанная йаджна. Другие йаджны, Раджасуйа йаджна, эта йаджна, та… Существует так много йаджн… И иногда в Индии проводятся так называемые йаджны. Они собирают деньги. Вот и всё. Это не принесёт успеха, потому что нет йаджник брахмана. В наше время не существует йаджник брахмана. Йаджник брахман нужен для того, чтобы проверять, правильно ли они произносят ведические мантры. Проверять, чтобы животное было помещено в огонь и вышло оттуда вновь в обновлённом, молодом теле. Тогда это подтверждает, что йаджна проведена хорошо. Брахманы, йаджник брахманы, правильно произносят ведические мантры. Это проверка. Но где такие брахманы в этот век? Поэтому йаджны не рекомендуются. Калау панча виварджайет ашвамедхам аваламбхам саннйасам пала паитркам, деварена сута питр калау панча виварджайет. Нет йаджны в эту эпоху. Нет йаджник брахманов. Это единственная йаджна: петь Харе Кришна мантру и танцевать в экстазе. Это единственная йаджна. Итак, раджйам суранам апи чабхипатйам. В старину было много демонов, которые воевали с царством полубогов. Раджйам суранам апи чабхипатйам. Например, Хиранакашипу. Он простёр свою власть даже на царство Индры. Индрари вйакулам локе мрдайанти йуге йуге. Индрари. Индрари означает «враг Индры». Индра - царь райских планет, а под врагом подразумеваются демоны. Полубоги и их враги, демоны. Так же и у нас есть множество врагов. Поскольку мы воспеваем Харе Кришна мантру, у нас есть множество критиков, а также много врагов. Им не нравится. Так происходит всегда. Сейчас их число возросло. Прежде было немного. Теперь много. Поэтому индрари вйакулам локам. Когда эти демоны, население, демоническое население возрастает, тогда вйакулам локам. Люди сбились с пути. Индрари вйакулам локам мрдайанти йуге йуге. И в это время приходит Кришна. Эте чамша калах пумсам кршнас ту бхагаван свайам. Вот перечень имён воплощений Кришны и Бога, или Бога. Но, перечислив все имена, Бхагаватам указывает: «Все приведённые здесь имена - это частичное проявление Кришны. Но есть имя Кришна. Он истинная, изначальная Личность…» Кршнас ту бхагаван свайам. И Он приходит… Индрари вйакулам локе. Когда людей чрезмерно беспокоят нападения демонов, Он приходит. И Он тоже подтверждает. Это шастра. В одних шастрах говорится, что он приходит в таких условиях. И Кришна говорит: «Да, йада йада хи дхармасйа гланир бхаваи бхарата тадатманам срджамй ахам: в это время Я прихожу». И в эту Кали-йугу люди очень обеспокоены. Поэтому Кришна приходит в форме Своего имени, Харе Кришна. Кришна приходит не лично, но в Своём имени. А поскольку Кришна абсолютен, нет разницы между Его именем и Им Самим. Абхиннатвад нама наминох. Нама чинтамани кршна чаитанйа раса виграха пурна шуддха нитйа мукта. Имя полно. Как Кришна полон, завершён, так имя Кришны тоже полно, завершено. Шуддха. Это не что-то материальное. Пурна шуддха нитйа. Вечное. Как Кришна вечен, Его имя тоже вечно. Пурна шуддха нитйа мукта. В воспевании Харе Кришна мантры нет материальной концепции. Абхиннатвад нама наминох. Нама, святое имя и Господь, они абхинна, идентичны. Мы не можем быть счастливы… Раджйам суранам апи чабхипатйам. Даже если мы получим царство полубогов, асапатйа, не имеющее себе равных, всё же мы не сможем быть счастливыми, пока у нас есть материальная концепция жизни. Это невозможно. Это объясняется в этом стихе. Который час? Спасибо большое. Это всё.
|
|||
|