|
|||
Бхагавад-гита 2.9Бхагавад-гита 2.9 Лондон, 15 августа1973 г. Прадйумна: (ведёт киртан и т.д.): санджайа увача эвам уктва хршикешам гудакешах парантапах на йотсйа ити говиндам уктва тушним бабхува ха Перевод: Санджайа сказал: Произнеся это, Арджуна, карающий врагов, обратился к Кришне: «Говинда, я не буду сражаться», и замолчал». Прабхупада:В предыдущем стихе Арджуна сказал: «В этом сражении нет пользы, потому что на другой стороне все мои родственники, и убив их, даже если я одержу победу, какова будет её ценность?» Мы объясняли, что подобного рода отречение происходит в невежестве. На самом деле, в нём не очень много разумного. Таким образом, эвам уктва, «сказав это: «Нет пользы в этом сражении», эвам уктва, «сказав это», хршикешам, он обращается к повелителю чувств. И в предыдущем стихе сказано: шишйас те ‘хам прапаннам – «Я Твой преданный ученик». Так Кришна стал гуру, а Арджуна стал учеником. Прежде они говорили как друзья. Но дружеской беседой невозможно решить какого-либо серьёзного вопроса. Когда возникает какая-то серьёзная тема, о ней нужно говорить с авторитетами. Итак, хршикешам, я уже несколько раз объяснял. Хршика означает «чувства», а иша означает «повелитель». Хршика-иша, и они собраны воедино: Хршикеша. Аналогично, Арджуна. Гудакаиша. Гудака означает тьму, а иша… Тьма означает невежество. Аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа, чакшур-унмилитам йега тасмаи шри-гураве намах. Долг гуру… Шишйа, ученик приходит к гуру за просвещением. Каждый рождается глупым. Каждый. Даже люди, поскольку они приходят из царства животных в процессе эволюции, рождаются такими же глупыми, как животные. Поэтому, несмотря на то, что они люди, им требуется образование. Поэтому в шастрах говорится: найам дехо деха-бхаджа нрлоке каштан каман архате вид-бхуджам йе. Я уже несколько раз цитировал этот стих… В условиях, ниже человеческих, нам приходится тяжко трудиться ради потребностей жизни: еды, сна, совокупления и обороны. Чувственное наслаждение. Главный объект это чувственное наслаждение. Поэтому каждый должен тяжко трудиться. Но в человеческой форме жизни Кришна даёт нам такие условия, разум. Мы можем сделать уровень нашей жизни очень удобным, но с целью достижения совершенства в сознании Кришны. Живите удобно. Это правильно. Но не живите как животные, просто наращивая чувственные наслаждения. Люди прилагают усилия, чтобы сделать жизнь удобней, но они хотят жить удобно ради чувственного наслаждения. В этом ошибка современной цивилизации. Йуктахара-вихараш ча йога бхавати сиддхи. В Бхагавад-гите сказано: йуктахара. Да, вы должны есть, вы должны спать, вы должны удовлетворять свои чувства, вы должны создавать условия для безопасности – наколько это возможно, не уделяя этому чрезмерного внимания. Мы должны есть, йуктахара. Это так. Но не атйахара. Рупа Госвами советует в Упадешамрте: атйахарах прайасаш ча праджалпо нийамаграхах лаулйас джана-сангаш ча шабхир бхактир винашйати Если вы хотите возвышаться в духовном сознании – потому что это единственная цель жизни – тогда вы не должны переедать, атйахарах, или много накапливать. Атйахарах прайасш ча праджалпо нийамаграхах. Такова наша философия. Вчера в Париже ко мне пришёл один репортёр из социалистической прессы. Я сообщил ему: «Наша философия такова, что всё принадлежит Богу». Кришна говорит: бхоктарам йаджна тапасам сарва-лока махешварам – «Я наслаждающийся, бхокта». Бхокта означает «наслаждающийся». Бхоктарам йаджна тапасам. Так же как работает это тело. Тело каждого работает, чтобы наслаждаться жизнью, но откуда начинается наслаждение? Наслаждение начинается с желудка. Вы должны давать достаточно хорошей пищи желудку. Если там достаточно пищи, мы можем переваривать. Если достаточно энергии, то все остальные чувства становятся сильными. Тогда вы можете испытывать чувственное наслаждение. Иначе это невозможно. Если вам нечего переваривать… Так же как мы старики. Мы не можем переваривать. И тут не может быть и речи о чувственном наслаждении. Так что чувственное наслаждение начинается с желудка. Обильный рост дерева начинается с корня, если есть достаточно воды. Поэтому деревья называют пада-па. Они пьют воду через ноги, корни, а не через голову. Например, мы едим чрез голову. Существует много разных устройств. Как мы можем есть через рот, они, деревья, едят через ноги. Но каждому нужно есть. Ахарах-нидра-бхайа-маитхуна. Питание имеет место, едите вы ногами, ртом или руками. Но что касается Кришны, Он может есть чем угодно. Он может есть руками, ногами, глазами, ушами, чем угодно. Потому что Он целиком духовен. Нет разницы между Его головой, ногами, ушами и глазами. Так сказано в Брахма-самхите: ангани йасйа сакален дрийа-врттиманти пашйанти панти калайанти чирам джаганти ананда-чинмайа-садуджджвала-виграхасйа говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами Итак, подобно тому, как в нашем теле чувственное наслаждение начинается с желудка, как дерево начинает обильно расти с корня, аналогично, Кришна - это источник всего, джанмадй асйа йатах, корень. И без сознания Кришны, без удовлетворения Кришны вы не сможете быть счастливыми. Такова система. Поэтому, как удовлетворить Кришну? Кришна будет доволен тем… Все мы сыновья Кришны, сыновья Бога. Всё принадлежит Кришне. Это факт. И мы можем наслаждаться, принимая прасадам Кришны, потому что Он владелец, бхокта, наслаждающийся. Сначала всё нужно дать Кришне, а затем вы можете принять прасадам. Это сделает вас счастливыми. Так сказано в Бхагавад-гите. Бхунджате те тв агхам папам йе панчатй атма-каранат: «Те, кто готовят пищу, чтобы есть самим, едят один лишь грех». Бхунджате те тв агхам папам йе панчатй атма… Йаджнартхат кармано ‘нйатра локо ‘йам карма… Всё должно делаться для Кришны, даже ваша еда, что угодно. Вы можете испытывать все чувственные наслаждения. Но после того, как Кришна насладится. Тогда вы можете есть. Поэтому имя Кришны - Хршикеша. Он повелитель. Повелитель чувств. Вы не можете наслаждать свои чувства независимо. Так же как слуга. Слуга не может наслаждаться. Например, повар готовит очень вкусные блюда на кухне, но он не может есть первым. Это невозможно. Тогда его выгонят. Прежде всего, должен принять хозяин, и тогда они могут наслаждаться всеми вкусными блюдами. Итак, Кришна - повелитель чувств. Весь мир борется за чувственное наслаждение. Вот простая философия, истина: «Прежде всего, пусть насладится Кришна. Он повелитель. Затем мы насладимся». Тена тйактена бхунджитха. Ишопанишад говорит, что всё принадлежит Кришне. Ишварам идам сарвам: «Всё принадлежит Кришне». В этом ошибка. Всё принадлежит Кришне, но мы думаем: «Всё принадлежит мне». Это иллюзия. Ахам мамети. Ахам мамети. Джарасйа мохийам ахам аммети. Это иллюзия. Каждый думает: «Я это тело, и всё, что мы находим в этом мире, предназначено для моего наслаждения». Такова ошибка цивилизации. Знание таково: «Всё принадлежит Богу. Я могу взять только то, что Он даёт мне, милостиво позволяет». Тена тйактена бхунджитха. Это не ваишнавская философия; это факт. Никто не является владельцем. Ишавасйам идам сарвам. Каждый… Кришна говорит: «Я наслаждающийся. Я владелец». Сарва-лока махешварам. Маха ишварам. Маха означает «великий». Мы можем провозглавить себя ишварам, контролирующим, но Кришна описывается как маха-ишварам «контролирующий контролирующих». Таков Кришна. Никто не контролирует независимо. Поэтому Кришна описывается как Хршикеша. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. А бхакти означает служить Хршикеше посредством хршики. Хршика означает чувства. Кришна повелитель чувств, и потому, какими бы чувствами я ни обладал, хозяин Кришна, владелец Кришна. И когда наши чувства задействованы в удовлетворении повелителя чувств, это называется бхакти. Таково определение бхакти, преданного служения. А когда чувства заняты чувственным удовлетворением, не для повелителя, это называется кама. Према означает любить Кришну и делать всё для удовлетворения Кришны. Это према, любовь. А кама означает, что всё делается для удовлетворения моих чувств. Вот в чём разница. Чувства это посредник. Либо вы делаете это, удовлетворяете свои чувства, либо вы удовлетворяете чувства Кришны. Но когда вы удовлетворяете чувства Кришны, вы становитесь совершенным, а когда вы удовлетворяете свои чувства, вы становитесь несовершенным, введённым в иллюзию. Потому что вы не можете удовлетворить свои чувства. Это невозможно без Кришны. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Поэтому необходимо очистить чувства. В наше время каждый птается удовлетворит свои чувства. Ахам мамети. Джанасйа мохийам. Пумсам стрийа итхуни бхавам этат. Весь материальный мир это… Есть два живых существа, мужчина и женщина. Мужчина пытается удовлетворить свои чувства и женщина тоже пытается удовлетворить свои чувства. Здесь так называемая любовь означает… Там нет любви. Потому что ни мужчина, ни женщина не старается удовлетворить чувства другой стороны. Каждый старается удовлетворит свои чувства. Женщина любит мужчину ради удовлетворения своих чувств, и мужчина любит женщину ради удовлетворения. Поэтому, как только возникает некоторое несогласие в наслаждении чувств – развод. «Я не хочу этого». Потому что центральной точкой является личное чувственное наслаждение. Но мы можем изображать вывеску: «О, я так тебя люблю. Я так тебя люблю». Там нет любви. Всё это кама, похоть. В материальном мире любовь невозможна. Она невозможна. Только так называемый обман: «Я люблю тебя. Я люблю тебя, потому что ты красивая. Это удовлетворит мои чувства». Таков мир. Материальный мир означает это. Пумсам стрийам маитхуни бхавам этат. Основной принцип материального мира это чувственное наслаждение. Йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам кандуйанена карайор ива духкха-духкхам. Этот материальный мир, так называемая любовь, общество, дружба – всё зависит от чувственного наслаждения, маитхунади, начинающегося с половых отношений. Йан маитхунади грхамедхми сукхам хи туччхам. А когда человек избавляется от маитхунади-сукхам, он освобождён, он освобождённый, свами, госвами. А пока он привязан в маитхунади, половому побуждению, он не свами и не госвами. Свами указывает на того, что стал хозяином чувств. Подобно тому, как Кришна повелевает чувствами, так и человек, когда становится сознающим Кришну, становится хозяином своих чувств. Не так, что чувтсва должны замереть. Нет. Они должны быть под контролем: «Когда потребуется, я воспользуюсь ими; иначе нет». Это хозяин чувств. «Я не должен действовать, побуждаемый чувствами. Чувства должны действовать по моему указанию». Это свами. Поэтому Арджуну назвали Гудакшей. Он повелитель… Он тоже, когда захочет. Он не трус, но он сострадателен, потому что преданный. Потому что он преданный Кришны… Любой, кто становится преданным Кришны, все хорошие качества проявляются в его теле. Йасйасти бхактир бхагаватй акинчана сарваир гунаир татра самасате сурах. Все божественные качества. Арджуна тоже… Иначе как бы он стал близким другом Кришны, не занимая того же положения? Дружба становиться очень сильной, когда оба друга находятся на одном уровне: одного возраста, одинаковое образование, одинаковый престиж, одинаково красивы. Чем больше сходства в положении, тем крепче дружба. И Арджуна на одном уровне с Кришной. Например, если кто-то становится другом президента, другом царя или царицы. Это не обычный человек. он должен занимать подобное положение. Так же как Госвами. Когда Госвами оставили семейную жизнь… Это описал Шриниваса Ачарйа: тйвутва турнам ашеша-мандала-пати-щреним сада туччхават. Мандала-пати, крупные лидеры, мандала-пати. Крупные лидеры, заминдары. Он был министром. Кто мог стать его другом, не будучи выдающимся человеком? И Рупа Госвами покинул их компанию. Как только Рупа Госвами и Санатана Госвами встретились в Чаитанйей Махапрабху, они тут же решили: «Мы должны уйти с министерских постов и присоединиться к Чаитанйе Махапрабху, чтобы помогать Ему». Служить Ему, не помогать Ему. Шри Чаитанйа Махапрабху не нуждается ни в чьей помощи. Но если мы стараемся общаться и пытаемся служить Ему, то наша жизнь становится успешной. Так же как Кришна говорит… Кришна пришёл, чтобы проповедовать Бхагавд-гиту. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Это было Его миссией: «Эти негодяи стали слугами столь многих вещей: общества, дружбы, любви, религии, того, этого, столь многих вещей, национальности, общины. Эти негодяи должны прекратить все эти нелепые занятия». Сарва-дхарман паритйаджйа: «Оставь всю эту ерунду. Просто предайся Мне». Это и есть религия. Иначе, как бы Кришна давал совет: сарва-дхарман паритйаджйа – «Оставь все эти религиозные системы»? Он пришёл – дхарма самстхапанартхайа. Он пришёл восстановить принципы религии. Теперь Он говорит: сарва-дхарман паритйаджйа – «Оставь всё». Это означает, что нечто без сознания Кришны, без сознания Бога, это всё обманная религия. Это не религия. Религия означает дхарман ту сакшат бхагават пранитам, повеление Всевышнего Господа. Если мы не знаем, кто такой Всевышний Господь, если мы не знаем, каково повеление Всевышнего Господа, тогда где же религия? Это не религия. Это может проходить под названием религии, но это обман. И Бхагавад-гита заканчивается: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. А Бхагаватам начинается с этой точки. Поэтому Бхагавад-гита представляет собой предварительное изучение Шримад-Бхагаватам. Бхагаватам начинается: дхармах проджджхита-каитавах атра – «Теперь в Шримад-Бхагаватам отвергаются обманные типы религии, проджджхита». Существует связь. Истинная религия означает любить Бога. Это истинная религия. Поэтому в Бхагаватам говорится: са ваи пумсам паро дхармо йато бхакир адхокшадже – «Это первоклассная религия». Это не означает, что вы следуете той или иной религии. Вы можете следовать любой религии. Не имеет значения, индуистскую религию, христианскую религию или мусульманскую религию, какую хотите. Но мы должны проверить. Так же как студент, который сдал экзамен на степень магистра. Никто не спрашивает: «В каком колледже вы сдавали экзамен? Вы сдали экзамен на степень магистра? Это хорошо». И что касается нас, где бы вы ни учились или доучивались. Вот и всё. Никто не спрашивает: «В каком колледже, в какой стране, в какой религии вы сдавали экзамен на степень магистра?» Нет. Аналогично, никто не должен спрашивать: «К какой религии вы принадлежите?» Нужно посмотреть, научился ли он искусству любить Бога. Вот и всё. Это и есть религия. Потому что религия это: сарва-дхарман паритйаджйа ам экам шаранам враджа. Вот религия. Бхагаватам говорит: Дхармах проджджхита-каитавах атра – «Все обманные типы религии выброшены из Бхагаватам». Только нирматшаранам, те, кто не завидуют Богу… «Почему я должен любить Бога? Почему я должен поклоняться Богу? Зачем мне принимать Бога?» Все они демоны. Шримад-Бхагаватам только для тех, кто действительно серьёзно относится к любви. Ахаитуки апратихата йенатма сампрасидати. Подлинный успех в жизни придёт тогда, когда вы научитесь любить Бога. Тогда ваше сердце будет удовлетворено. Йам лабдхва чапарам лабхам манйате нидхикам татах. Если вы получаете Кришну или Бога… Кришна означает Бога. Если у вас есть другое имя Бога, это тоже приемлемо. Но Бог, Всевышний Господь, Верховная Личность. Когда вы получаете это… Потому что мы любим кого-то. Склонность любить уже есть. У каждого. Но она неправильно направлена. Поэтому Кришна говорит: «Отбрось все эти объекты любви. Попытайся любить Меня». Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам. На этом пути ваша любовь никогда не сможет удовлетворить вас. Йенатма сампрасидати. Если вы хотите настоящего удовлетворения, то вы должны полюбить Кришну или Бога. Такова вся философия… Ведическая философия. Или любая философия, которую вы принимаете. Потому что, кроме всего прочего, вы хотите удовлетворения для себя, полного удовлетворения для ума. Этого можно достичь только когда вы полюбите Бога. Поэтому та религия первоклассна, которая учит кандидата, как полюбить Бога. Это первоклассная религия. са ваи пумсам паро дхармо йато бхактих… И эта любовь не мотивирована. Например здесь, в материальном мире: «Я люблю тебя, ты люби меня». В основе есть некий мотив. Ахаитуки апратиката. Ахаитуки, без мотива. Анйабхилашита-шунйам. Все остальные желания приводят к нулю. К нулю. Этому учит Бхагавад-гита. Анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам. Люди трудятся… Кто-то трудится ради знания, а кто-то трудится ради чувственного наслаждения. Таков материальный мир. Таков материальный мир. Кто-то пытается стать очень крупным учёным, знание: «Что это? Что это? Что это?» Не ради постижения Бога, но чтобы получить некое поверхностное знание. Это называется джнаной. А карма означает труд день и ночь ради чувственного наслаждения. А бхакти трансцендентна. Анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам. Не запятнана всей этой скверной, джнаной и кармой. Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит: джнана-канда, карма-канда, сакали вишайера бханда. Заняты ли в кармической деятельностью, или вы заняты спекулятивным знанием, поиском знания, это всё джнана-канда и карма-канда. И Нароттама дас Тхакур говорит: «И джнана-канда и карма-канда, это горшки с ядом. Пьёте вы тот или этот, не имеет значения». Карма-канда – согласно карме вы получаете разные тела. Также и джнана-канда. Если вы действительно очень продвинулись в знании, вы получите тело в семье брахмана, в очень образованной семье. Но мне придётся пройти через переселение души, повторение рождения и смерти. Это риск. Я не знаю, что я получу. Нет гарантии. Маленькая ошибка. Маленькая ошибка… так же как Бхарата Махараджа, маленькая ошибка. Во время… он думал об олене. В следующей жизни он получил тело оленя. Маленькая ошибка. Йам йам вапи смаран локе тйаджантй анте калеварам. Поскольку природа настолько совершенна, в момент вашей смерти, каково состояние ума, вы получите соответствующее тело в следующей жизни. Кармана даива-нетрена. Потому что даива, Кришна с вами. Кришна увидит: «Теперь он думает о том, как стать царём. Теперь он думает о том, как стать собакой». И Кришна тут же даёт вам. Вы получаете тело собаки. Вы получаете тело льва. Вы получаете тело царя. Получаете тело. Аналогично, если вы думаете о Кришне, получите тело Кришны, немедленно. Тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа. Это сознание Кришны, как научить ум умирать, думая о Кришне. Тогда ваша жизнь успешна. Поэтому мы должны воспевать Харе Кришна, всегда думать о Кришне. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. Тогда ваша жизнь успешна. Спасибо большое.
|
|||
|