|
|||
Бхагавад-гита 2.11Бхагавад-гита 2.11 Лондон, 17 августа 1973 г. Прадйумна: (ведёт киртан и т.д.): шри бхагаван увача ашочйан анвашочйас твам праджна вадамш ча бхашасе гатасум агатасумш ча нанущочанти пандитах Благословенный Господь сказал: Произнося эти слова, ты скорбишь о том, что не достойно горя. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мёртвых. Прабхупада: Итак, что такое живое и мёртвое? Тело. Тело бывает живое и мёртвое. И Кришна прямо или косвенно укоряет Арджуну: «Твоё поведение не похоже на поведение образованного человека». Нанушочанти пандитах. Косвенно это означает: «Ты не знаешь вещей такими, как они есть. Не образован. Ты глупец». Несмотря на то, что Арджуна говорит столь многое в поддержку своего ненасилия и отказа убивать родственников, Кришна стыдит его: «Ты не образован. Ты глупец». Так обстоят дела. Те, кто пребывают в телесной концепции жизни, могут говорить много учёных вещей, но, невзирая на это, они глупы. йасйатма буддхи кунапе три-дхатуке сва-дхих калатрадишу бхаума идйадхих йат-тиртха-буддхих салите кархичидж джанешв абхиджнешу са эва гокхарах В Шримад-Бхагаватам те, кто пребывают в телесной концепции жизни, описываются следующим образом: йасйа атма-буддхих. Атма означает «я». Атма-буддхих, в этом теле, что такое это тело? Кунапе три-дхатуке. Это мешок, набитый тремя элементами: капха, пита, вайу. Желчью, слизью и воздухом. Или, как вы обычно понимаете, это соединение, это материальное тело представляет собой соединение из плоти, костей, крови, желчи, испражнений, мочи и других подобных вещей. Это не мы сами, но глупцы принимают этот комок материи, костей и плоти, принимают его как: «Я это тело». Ни один образованный человек такого не примет. Весь мир сбит с толку этой концепцией. Они принимают этот комок материи, крови, плоти и костей: «Это я и есть». Это мышление животного. Так думает животное, а не образованный человек. Образованный человек, который знает, скажет: ахам брахмасми – «Я душа. Я слуга Бога». Образованный говорит: «Я не это тело». Итак, Кришна укоряет Арджуну, потому что тот принял, он стал Его учеником, а духовный учитель имеет право наказывать ученика, чтобы направить его в нужную сторону, как учитель, как отец. Аналогично, хотя Кришна и Арджуна были друзьями, но Арджуна принял Его духовным учителем. Тут не может быть никаких компромиссов, как это происходит между друзьями. Верным будет сказать: «Ты не прав. Не говори глупостей. Ты говоришь как образованный человек, но ничего не знаешь». «Почему это я не знаю?» «Потому что это тело, пока живо, агатасун…» Асун означает жизненную силу. Пока есть жизненная сила, и когда живое существо уходит, два состояния… Это тело хорошо двигается, потому что там есть жизненная сила. А как только жизненная сила уходит, это прекрасное тело больше не движется. Оно будет разлагаться. «Всё прах и тлен». «Снова станет…» Это называется панча-бху. Смесь с землёй. Земля, вода, огонь, воздух, небо – эти пять элементов составляют тело. И как только душа выходит из тела, это тело снова… Круговорот энергии. Земная энергия уходит в землю, водная энергия уходит в воду. Это соединение земли, воды, воздуха, огня. И они распадаются. И расходятся по разным элементам. И это научный закон, который называют круговоротом энергии. Энергия никогда не теряется. Она снова возвращается к изначальному источнику. И Кришна говорит, что это тело, с жизненной силой или без жизненной силы… Без жизненной силы оно называется мёртвым. С жизненной силой оно называется живым. И в том, и в другом состоянии образованный человек…, под образованный человеком подразумевается тот, кто знает брахма-бхутах. Тот, кто познал Брахман, кто осознал Брахман. Брахма-бхутах прасаннатма. Как только человек поднимается на уровень брахма-бхутах, он может понять: «Я не это тело. Я отделён от этого тела». Это знание было очень распространённым знанием. По крайней мере, мы можем посмотреть пять тысяч лет назад. Кшатрии жестоко сражались друг с другом, но, тем не менее, они не были на телесной концепции жизни. А Арджуна, будучи кшатрием, был настолько охвачен телесной концепцией жизни; поэтому Кришна отчитал его: «Ты не очень образованный человек. Ты говоришь как образованный человек, но ты не образован». И нам следует принять этот вывод. Если кто-либо в этом мире придерживается телесной концепции жизни, он не образованный человек. Он глупец. Этот мир, по крайней мере, в настоящее время – рай для глупцов. Никто не образован. Потому что каждый действует в телесной концепции жизни. Это порицание. Это первое порицание. Например, перед тем, как давать урок, если ученик пишет, или читает неправильно, учитель тут же говорит: «Ты глупец, это не так. Это должно быть вот так». Так Кришна предпринял первый шаг в образовании Арджуны… Сейчас Бхагавад-гита будет поведана по-настоящему, бхагаван увача. Первый базовый принцип, объяснённый Арджуне: «Ты ничего не знаешь. Не говори как образованный человек». На самом деле это наша… Каждый из нас находится в таком же положении. Например, вчера пришли два парня. Никакой философии, говорили всякую ерунду, голод, как если бы он принял, как это называется? Контракт на прекращение голода. Он голодает, все голодают, это закон, природа продолжает действовать. Любой, потому что есть три качества природы: саттва-гуна, раджо-гуна, тамо-гуна. И законы природы действуют в рамках этих трёх законов. Поэтому мы всегда будем находить три класса или три статуса состояния жизни. Это будет объясняться в Бхагавад-гите. Повсюду есть разные виды жизни. Например, здесь есть благие деревья. Благие деревья это те, которые производят хорошие плоды или цветы. Это благие деревья. А есть деревья, которые стоят, не давая ни плодов, ни цветов. Никакой пользы. Никакой полезной цели. Я видел в Лос-Анджелесе большие, большие пальмы, очень длинные, но без плодов. В Индии есть подобные пальмы, но они приносят плоды, очень вкусные плоды, тал. Очень сладкие плоды. И любое дерево, которое не даёт хороших плодов или цветов, греховно. Среди деревьев есть праведные деревья, и есть греховные, среди животных тоже есть праведные и греховные животные. Например, собака и корова. Корова - это праведное животное, а собака – греховное. Такова природа и среди птиц ворона - греховная птица. А утки, белый лебедь, они праведные. Павлины. Аналогично и в человеческом обществе есть праведные люди и грешники. Праведники занимают различное положение. Джанмаишварйа-шрута-шри. Праведный человек рождается в очень хорошей семье, богатой семье. Джанма, аишварйа, аишварйа означает «богатство». Джанма, первоклассная аристократическая семья, семья брахмана. Джанмаишварйа-шрута, образованный, высокообразованный; шри, красивый. Это признаки праведной жизни. И аналогично, прямо противоположное: уродливый, без образования, рождённый в бедной семье или в семье низкого уровня. Таковы признаки. Принимаете ли вы человеческую жизнь или жизнь птицы, зверя или дерева, куда бы вы ни отправились, там действуют три закона. Благость, страсть и невежество. Поэтому всегда должно быть три класса. Средний класс, высший класс и низший класс. Так должно быть. Вы никого не сможете сделать бесклассовым. Это невозможно. Пока есть телесная концепция жизни, должно быть три класса. Высший класс, средний класс и низший класс. Отверженные должны страдать. Каждый отвержен в материальном мире. Но есть отверженные первого класса, отверженные второго класса и отверженные третьего класса. И вы найдёте этот первый, второй и третий классы, вы не сможете остановить этого. Так же как в Бомбее я показывал моим ученикам, скажем в 1935. 1935 означает пятьдесят лет назад. Пятьдесят лет назад, когда я был в Бомбее, я занимался неким бизнесом. И люди одного класса живут на тротуаре. Их дом на тротуаре. У них есть коробка или мешок, и они лежат на тротуаре, едят на тротуаре, всё у них проходит на тротуаре. И до сих пор этот класс людей всё ещё есть. Экономически пятьдесят лет назад ценность денег была выше. В то время, пятьдесят лет назад, мы покупали, скажем, гхи обычно по одной рупии за килограмм. А сейчас вы не сможете приобрести первоклассного гхи, пока не заплатите двадцать пять рупий за килограмм. Ценность денег понизилась. Другими словами это означает, что люди стали получать больше денег. Прежде слугу нанимали за десять или двадцать рупий в месяц. Теперь вы не сможете нанять слугу менее чем за сто рупий. В таких условиях каждый стал получать больше денег, но, тем не менее, условия остались те же. Условия те же самые. Так и продолжается. Даже если вы получите больше денег, другие условия вынуждают вас оставаться в тех же условиях, что и пятьдесят лет назад. Потому что такова ваша судьба. Это называется судьбой. Вы не можете изменить свою судьбу. Это невозможно. Поэтому Бхагаватам говорит, что не нужно пытаться изменить того, что предназначено судьбой. Каждый пытается изменить свою судьбу. Я бедняк, я должен стать очень богатым. Но вы не можете изменить своей судьбы. Тасйаива хетох прайатета ковидо на лабхате йад бхраматам упарй адхах. В этом мире каждый из нас связан законами кармы, судьбы. Столько-то счастья, столько-то несчастья мы должны получить. Потому что это смесь счастья и несчастья. Здесь вы не можете иметь неограниченного счастья. Это невозможно… Неограниченного счастья, истинного счастья можно достичь в духовном мире. Не в материальном мире. Вы должны испытать определённое количество счастья и несчастья. Вы не сможете изменить этого. Таков закон природы в материальном мире. Поэтому в Бхагаватам говорится: тасйаива хетох прайатета ковидо на лабхйате йад бхраматам упарй адхах. Люди, живые существа, скитаются по материальному миру в разных формах жизни, в различных условиях жизни. Но они не обладают информацией о Кришне. В этом их неудача. А тот, кто удачлив, в этот период постоянных скитаний в различных формах жизни по различным планетам встречает преданного. Гуру-Кришна. Или тому, кто действительно стремится воссоединиться со Всевышним Господом, как получить это сознание – общаясь с преданными. Так же как мы собираемся на эти лекции. Даже непреданные, посторонние, если они зайдут, они тоже смогут понять, тогда они тоже начинают очень серьёзно стремиться постичь Бога, как вернуться домой, обратно к Богу. Тогда Кришна немедленно помогает. Таков процесс. Кришна в ваших сердцах. Как только вы становитесь немного серьёзны, Кришна тут же готов. Кришна готов. Он пребывает внутри вас как друг. Просто высматривает возможность, чтобы вы вернулись к Нему. Таков Кришна. Он всегда пребывает внутри вас. Но мы не желаем возвращаться домой, обратно к Богу. Мы хотим стать Богом в материальном мире. Таково наше положение. Вместо того чтобы идти домой, обратно к Богу, жить с Богом, мы хотим стать Богом здесь. Таково наше положение. Поэтому мы и страдаем. Здесь вы можете… Нигде вы не сможете стать Богом. Бог один. Никто не может быть равен или превыше Него. Каждый должен подчиняться Богу. Поэтому те, кто не образованы – глупцы – пытаются быть счастливыми в этом материальном мире, приспосабливаясь и становясь Богом. Это атеизм и демоническая склонность. Но тот, кто продвинут в знании, знает: «Мы вечные слуги Бога; мы не можем стать Богом. Лучше оставаться слугой Бога; в этом наше счастье». Итак, те, кто пребывают в телесной концепции жизни, не могут продвинуться в истинном знании, что мы вечные слуги Бога. Таково наше изначальное положение. Если мы не служим Богу, не соглашаемся… Мы слуги Богу, но если мы отрицаем: «Нет, я не слуга», это означает, что я становлюсь слугой майи. Мне придётся остаться слугой. Таково моё изначальное положение. Прежде всего, нужно понять свою сущность. С этого начинается урок, преподанный Кришной: «Ты скорбишь об этом теле. Это не твоя сущность. Это не твоя сущность. Ты мыслишь неверно». Например, если ваше пальто, так или иначе, порвалось, это не означает, что вы порвались. Если ваш автомобиль разбит в аварии, это не означает, что с вами покончено. Иногда мы попадаем в несчастный случай, это другое дело. Но я не автомобиль. Я не это тело, я не пальто. Это истинное знание. Хотя иногда мы немного сожалеем, но наша сущность иная. И Кришна говорит: «Ты говоришь как образованный человек, но ты не знаешь своей сущности. Ты не это тело». Это общая информация. Ащочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе. Каждый, кто не обладает совершенным знанием, не должен брать на себя положение говорящего как учёный. Это обман и глупость. Прежде всего, вы должны знать вещи такими, как они есть. Тогда говорите. Иначе говорится, что лучше не говорить, чем говорить глупости. Лучше перестать говорить. Поэтому иногда в духовном продвижении есть такой процесс, маунам. Маунам значит не говорить. Тому, кто слишком глуп, духовный учитель приказывает: «Не говори. Пожалуйста, храни молчание». Вот и всё. Потому, что если вы заговорите, вы скажете только ерунду. Зачем растрачивать свою энергию бестолковыми разговорами? Лучше перестать. Медитация тоже напоминает это. Вместо того чтобы говорить или делать глупости, если человек некоторое время хранит молчание, это принесёт ему немного блага. Но эта медитация и маунам, молчание, не предназначены для преданных. Они предназначены для менее разумного класса людей. Дело преданного – всегда говорить о Кришне. Зачем ему прекращать говорить? Маунам? Нет. Киртанийа сада харих. Чаитанйа Махапрабху говорит, что нужно петь и говорить о Кришне двадцать четыре часа. Где тут речь о маунам, молчании? Нет и речи о молчании. Молчание для тех, кто глуп. «Молчи, не говори». Для них. Практикуя молчание, они, по крайней мере, перестают говорить ерунду. Но те, кто действительно продвинуты, для них нет такого ограничения. Вачамси ваикунтха-гунануварнане. Мы должны использовать силу речи для распространения славы Господа. Ваикунтха-гунануварнане. Это киртан. Это воспевание. Ававад наийасаки-киртане. Так же как в течение семи дней, когда Махараджа Парикшит готовился умереть… У него оставалось только семь дней. И двадцать четыре часа без пищи и, не выпив ни капли воды, он продолжал слушать Шукадеву Госвами. И аналогично, Шукадева Госвами тоже продолжал и продолжал излагать Шримад-Бхагаватам. Шри вишну шраване парики. Они оба обрели возвращение домой, обратно к Богу. Как? Один слушал, а другой воспевал. Эти два процесса. Парикшит Махараджа слушал, а Шукадева Госвами воспевал. И какова была тема? Кришна. Вот и всё. Кришна это настолько прекрасная тема, что вам больше ничего не нужно делать. Просто слушайте, вот и всё. У вас есть Богом данные уши. Вы можете слушать. Сядьте. Станештхита шрутигатам тануван манобхих. Шрутигатам, шрути означает «уши». Шротапантхах. Это называется шротапантхах. Обретение знание через слушание. Сатам прасангат мама биджа самвидо бхавантй хрткарана пасайана катхах, сатам прасангат. Когда на самом деле идёт сат-санга. Сат-санга означает разговоры о Кришне, слушание о Кришне. Когда не остаётся другого дела. Не нанятый или оплаченный декламатор, который получает деньги за декламацию. Нет, нет. Не слушайте его. На самом деле осознал себя тот, кто трудится ради Господа, сатам. Сатам значит преданный. Сатам прасанга. Поэтому и говорится сатсанга. Сатсанга означает общение с преданными. Сат означает преданного. Сат означает Бога. Ом тат сат. Или всё будет асат. Асат означает «временное». Материальный мир временен. А сат означает «духовный». Итак, сатсанга означает духовное общение. Сатсанга мукта духсанга. Чем больше вы общаетесь с сат, с преданными, тем более освобождённым вы становитесь. Сатсангат мукта духсанга. Духсанга. Мы в материальном мире только из-за общения, плохого общения, духсанги. И если мы хотим избавиться от такого плохого общения, мы должны общаться с преданными. Сатсангат мукта духсанга. И сатанга прасангат мама биджа самвидо, если мы действительно слушаем в обществе преданных, тогда…(обрыв) Так, Арджуна получил наилучшую возможность. Он слушал Верховную Личность Бога. Он получил… Он настолько удачлив. Он говорит с Верховной Личностью Бога лицом к лицу, непосредственно. И наше дело – просто последовать по стопам Арджуны. Как следовать по стопам Арджуны? Как Арджуна понял Бхагавад-гиту, так и вы постарайтесь понять её. Арджуна принял Кришну Верховной Личностью Бога. Парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван. «Кришна, Ты Высшая Личность, Парам Брахман, павитра, чистейший». И если мы, аналогично, даже если не понимаем Бхагавад-гиту, последуем этому: «Арджуна понял так, что Кришна это Верховный Брахман, Верховная Личность Бога», тогда вы поймёте всё. Это называется парампарой. Вам не нужно, скажем, напрягать мозг, кто такой Кришна. Потому что сейчас у нас слабый разум. Мы не сможем этого сделать. Но просто примите, что говорит Арджуна. Тогда вы совершенны. Даже если я глупец номер один, но если я принимаю… Махаджана йена гатах са пантха. Махаджана. Когда вы следуете авторитетам, тогда вы поймёте. Дхармасйа таттвам нихитам гухайам. Очень трудно понять, что такое религия, что такое процесс религии. Люди сильно сбиты с толку. Но если мы последуем за великими личностями… Они тоже упомянуты в шастрах. Свайамбху шамбху ману кумара капила ману. Если мы последуем по их стопам… Так же как Арджуна. Тогда мы действительно поймём: «Если Арджуна понял так, то мне следует понимать так». Вот и всё. Простая вещь. Тогда мы поймём Бхагавад-гиту. Но, если мы хотим говорить как очень образованный учёный, но не понимаем, кто такой Кришна, это просто растрата времени. Как делают так называемые учёные и философы. Они не понимают Кришну, но говорят всякую ерунду, а другие очень высоко это ценят. Это описывается в Шримад-Бхагаватам: шва-вид-вараха-устра-кхараих самстута пуруша пашух. Эти негодяи, так называемые учёные, так называемые воплощения, принимаются подобным классом животных. Шва вид вараха. А на самом деле постижение Вед состоит в следовании по стопам предыдущих ачарйев, которые всё постигли. Тогда наша жизнь будет успешной. Мы поймём. Спасибо большое.
|
|||
|