Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 13.4



Бхагавад-гита 13.4

Париж, 12 августа 1973 г.

 «Теперь, пожалуйста, выслушай, как Я кратко опишу это поле деятельности и то, из чего оно состоит, что оно меняет, когда приносит плоды, кто знает это поле деятельности, и какого его влияние».

Прабхупада: Тат кшетрам. Идам шарирам каунтейа кшетрам итй абхидхийате. Кришна уже объяснял, что кшетрам означает идам шарирам. Шарирам означает тело. Тат кшетрам. Прежде всего, вы должны понять, что это тело или иное поле деятельности, где угодно, есть три вещи: поле деятельности, владелец этого поля и наблюдатель за полем. Вы можете проверить и убедиться в этом где угодно. И Кришна говорит: кшетраджнам чапи мам виддхи. Есть два кшетраджна и одна кшетра. Одно поле деятельности и две личности, кшетраджнах. Одна считается жильцом, а другая владельцем. Так же как в этом доме мы жильцы. Два кшетраджнах. В этом имуществе заинтересованы две личности. Одна – жилец, а другая владелец. Аналогично, куда бы вы ни отправились, в любой часть мира, вы найдёте эти три вещи: одно поле деятельности, а остальные два подразумевают одного жильца и одного владельца. Если кто-то поймёт эти три вещи и сможет опознать эти три вещи, где бы то ни было, тогда: кшетра-кшетраджнайор йад джнанам. Это знание, понимание, что повсюду есть поле дейтельности и две личности, заинтересованные в этом поле деятельности… Одна – владелец, другая – жилец. Если вы изучите только эти три вещи, тогда: тадж джнанам. Это знание. Иначе все негодяи и глупцы, вот и всё. Матам мама. (В сторону): Не сидите так. Это джнанам, но спросите кого-либо в наше время, кто владелец, кто жилец, и что такое поле деятельности. Если вы спросите об этих трёх вещах, никто не ответит. Это означаент, что в наше время каждый негодяй. Или они не знают. Кшетра кшетраджнайор тадж джнанам. Кришна говорит: «Эти отношения между полем деятельности и владельцем». Так же как в сельском хозяйстве. Землёй владеет царь или государство. И она сдаётся в аренду или обжита кем-то ещё. И земля это поле деятельности. Кришна даёт указания, и там есть живое существо. Оно действует в соответствии с указанием. И Кришна и живое существо сидят на одном дереве. Так сказано в Упанишадах. Две птицы сидят на одном дереве. Одна поедает плоды дерева, а другая только наблюдает. Птица наблюдатель - это Кришна. А птица, которая ест плоды дерева, это живое существо. Философы майавади не могут провести различие между душой дживой, дживатмой и Параматмой. Они знают об этом, но поскольку они монисты, чтобы отстоять свою теорию, они говорят, что нет двоих, есть один. Нет. Кришна говорит – двое. Один кшетраджнах это дживаттма, а другой кшетраджнах это Кришна. Разница между этими двумя в том, что индивидуальное живое существо знает только о своей кшетре, теле, а другое живое существо, верховное живое существо, знает все тела, повсюду, где бы то ни было, во всём творении.

Сарвасйа чахам хрди саннивишто. Такова разница. Материальная природа это действительно поле деятельности в нашей обусловленной жизни. У нас есть манах шаштханиндрийани пракрти-стхани каршати. Вы найдёте это в пятнадцатой главе: кто такие мы, живые существа? Кришна говорит: мамаивамшо – «Они все - Мои неотъемлемые частицы». Мамаивамшо. Так же как отец и сын. Отец имеет множество сыновей. Аналогично, все мы сыновья Бога. Мамаивамшо джива-бхутах, санатанах. Санатанах означает «вечно». Это не означает, что сейчас мы неотъемлемые частицы, а после освобождения мы станем едины, или равны по теории майавади. Нет. Это не так. Поэтому использовано это слово, санатана, вечно. Мы вечно неотъемлемые частицы. Тогда почему они не с Тобой? Почему они здесь, в материальном мире? Манах шаштханиндрийани пракрти-стхани каршати. Они предпочли наслаждаться материальным миром, властвовать над материальным миром. Поэтому ум и чувства, манах шаштханиндрийани, с этими чувствамии умом, каршати.

Манах шаштханиндрийани пракрти стхани каршати. Каршати означает борьбу. Борьбу за сущестоввание. Таково наше положение. Мы неотъемлемые частицы Кришны. Сейчас мы разделены из-за злоупотребления нашей независимостью. Мы хотели имитировать Кришну. Кришна - верховный наслаждающийся, и когда мы начинаем завидовать Кришне, тан ахам двишатах круран, демоны завистливы. Они хотят стать Кришной. Поэтому вы найдёте множество демонов. Они скажут: «Почему только Кришна Бог? Я Бог, ты Бог, все мы Бог». Они демоны. Демоны не могут быть допущены в духовный мир. Их отправляют в материальный мир. Например, я слышал, что в Европе есть много мест, где игроки и пьяницы могут заниматься своим делом без всякого ограничения. Есть здесь подобное место? А?

Бхагаван:Да.

Прабхупада:Как оно называется?

Бхагаван:Монте-Карло.

Прабхупада:Да. И нам дали это место, Монте-Карло (смех). Продолжайте свою греховную деятельность без всяких ограничений, продолжайте. Демоны. Они не слушают. Они не принимают Кришну советчиком, наставником. На мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах майайапахрта-джнана асурим бхавам ашритах. Асурим бхавам ашритах подразумевает демонов. Есть два класса людей: демоны и боги. Не Бог. Ваишнавы это те, кто покорны Верховной Личности Бога, и они тоже боги или божественны. А те, кто не покорны, они демоны. Такова разница между демоном и богом или божественным. В материальном мире всегда есть эти два класса людей. В духовном мире все божественны. Кришна Бог и все живее существа там божественны. И в духовном мире нет условий для демонов. Поэтому, когда Кришна хочет сражаться после долгих, долгих лет без сражения, поскольку в духовном мире нет сражений. Когда все покорные слуги, где же возможность для сражения? Поэтому иногда Он приходит сюда, чтобы сразиться с демонами (смех). Просто, чтобы поддержать тело в норме (смех). Да. Поэтому, когда не хватает демонов, некоторые из преданных приходят и становятся демонами. Не становятся демонами, просто Кришна хочет сразиться, а без демона с кем Кришне сражаться? Поэтому они играют роль демонов, чтобы Кришна – это означает, что они хотят служить Кришне. Кришна хочет, как иногда большие люди содержат борцов ради шуточного сражения. Аналогично, чтобы послужить Кришне, а у Кришна есть желание сразиться, они нисходят и становятся подобны демонам и сражаются с Кришной. Так же как Хиранйакашипу. Они Джайа и Виджайа, обитатели Ваикунтхи. Но Кришна захотел сразиться и поэтому они низошли и стали такими демонами как Хиранйакашипу, Равана и сражались с Ним. То есть, у Кришны есть все желания. Иначе откуда бы у нас взялось это желание сражаться, если бы его не было у Кришны?

Оно есть. Джанмадй асйа йатах. Всё, что мы здесь находим, есть в Кришне. Поэтому Кришна обладает двенадцатью видами взаимоотношений. Акхила-расамрта. Кришна источник всех видов расы. Иногда сражение тоже доставляет удовольствие. Поэтому у Кришны есть бойцовский дух. И у нас тоже есть бойцовский дух в малом количестве. Мы можем сражаться, но Кришна тоже может сражаться. Но когда Кришна сражается, это означает, что противнику конец (смех). Когда мы сражаемся, бывает по-всякому. Мне может прийти конец или ему может прийти конец. Бывает по-всякому. Таково положение. Поэтому Кришна следом говорит: тат кшетра йат ча йадрк. Они не могут объяснить эту кшетру, разные типы тел. Так называемые учёные не могут объяснить, почему существуют разные типы тел. Существует 8400000 разных типов тел. И к человеческой расе относится 400000. Эти 400000 распространены по всей вселенной. На этой планете могут быть тысячи, не 400000, не все они здесь. И в человеческой форме мы найдём много различий. Европейцы, американцы, африканцы, индийцы, китайцы, разные формы. Их тоже можно сосчитать, может быть сто, двести разных типов форм людей. Но существует четыреста тысяч. Четыреста тысяч. Это человеческая раса. И восемь миллионов других форм. Восемь миллионов. Обитатели вод, деревья, растения, трава и насекомые. Мы встречали много разных типов насекомых в Майапуре. Ночью так много типов насекомых приходит на огонь, на свет.

Это ещё одна иллюзия. Эти насекомые летят, привлекшись красотой света. Электрического света, не открытого огня. Иначе эти насекомые влетят в огонь и умрут. Красота. Пленённые красотой огня. На самом деле так и происходит. Мы привлекаемся красотой майи и точно также падаем в огонь и умираем. Существует так много наставлений. Даже если вы изучите только эти 8400000 разных видов… А как их изучить? Кришна объясняет. Тат кшетрам. Тат кшетрам означает существует множество видов тела. Тат кшетрам йач ча йадрк. Сколько разных типов тел они посетили? Там присутствует душа. Душа, как мы уже объясняли, это кшетраджнам. Но кроме последователей ведического знания этого никто не знает. Например, христиане говорят, что у животных нет души. Как это нет? Кшетраджнам. Душа есть повсюду, но получает тела разного типа. Поэтому Кришна говорит: тат кшетрам. Тат кшетрам йач ча йадрк ча. Почему они отличаются? Кришна уже объяснял в пятнадцатой главе, что все они неготъемлемые частицы Кришны. В другом месте Кришна сказал: сарва йонишу каунтейа муртайах тасам махад йонир брахма ахам биджа-прадах пита. Он отец, дающий семя. Поэтому все живые существа суть неотъемлемые частицы Кришны.

Глупо говорить, что другие живые существа помимо человека не имеют души. Это глупость. У них есть душа. Каждое… Даже у муравья есть душа. У них только иного типа тела, внешне. Поэтому Кришна говорит: йач ча йадрк ча. Как они получают тела разного типа? Это очень тонкие материи. Но для изучения этих материй нет условий ни в одном университете или ином образовательном учреждении. Поэтому их называют мудхами. Они не понимают, кто такой Бог. Кто мне рассказывал? Сюда приходил один бенгальский профессор и говорил: «Я агностик». Кто мне только что рассказывал, в автомобиле? Большинство из так называемого образованного круга агностики. Они не верят в Бога, они не верят в душу, и тем не менее считают себя просветителями, знающими учёными, профессорами. Это достойно сожаления. Поэтому нужно учиться у Кришны, а в образовательной системе нашего времени вы не сможете научиться чему-либо позитивному. Это всё пустышка. Здесь Кришна говорит: попытайся понять, каждое тело, тат кшетрам. Почему эта душа получает тело бога, а та душа получает тело собаки, у этой души очень красивое тело, а у другой души тело безобразное? У одного есть когти и клыки, а у другого очень красивые руки и пальцы. Существует разнообразие. Кришна говорит: йач ча йо йат прабхаваш ча. Прабхаваш ча. И каждое тело испытывает разного типа влияние. Каждый тип тела. Таково творение Бога. Существуют бесчисленные планеты. Каждая планета имеет отличающуюся атмосферу. Так же у нас есть опыт на этой планете. В Европе своя атмосфера, в Индии другая атмосфера. Аналогично на всех планетах разные атмосферы и на каждой планете есть разнообразие живых существ. Только представьте 8400000 видов живых существ. И даже если вы разделите много тысяч и сотен, всё же восемь миллионов. Таково творение Бога. Творение Бога предназначено для того, чтобы все эти живые существа, которые хотят наслаждаться материальным миром в разном качестве, получили от Бога условия: «Да, ты можешь наслаждаться. Ты можешь наслаждаться». Он создаёт условия. Сарвасйа чахам хрди саннивишто. Он восседает, Бог так добр, Кришна так добр. Например, вы видели, как хозяин ведёт собаку. Собаке позволено делать всё, что ей захочется, хозяин ждёт. Настоящее дело собаки – слушаться приказа хозяина. Но хозяин создаёт собаке условия: «Да, ты можешь гулять, можешь бегать, мочиться, испражняться, я подожду». Так хозяин создаёт условия. Аналогично, Кришна так добр, настолько любящ, что когда мы приходим наслаждаться этим материальным миром, он создаёт нам условия. Так же как хозяин создаёт условия собаке. Настолько Кришна добр. Но Он хочет, Кришна хочет, чтобы каждое живое существо слушалось Кришну. Тогда это будет наслаждение Кришны. Он настолько добр, что просит каждое живое существо, особенно человека: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. Он самодостаточен. Он не голоден. Он обеспечивает всем необходимым, пищей, каждое живое существо.

Тем не менее, Он просит немного цветов, намного плодов от этого живого существа: «Пожалуйста, дай Мне». Таково положение. Патрам пущпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати тад ахам ашнами: «Если ты будешь так добр, что дашь мне немного цветов, плодов, немного воды с любовью и верой, Я съем». Кришна так добр. И Он просто пытается повернуть живое существо лицом к Нему. Поэтому Он всегда с нами. И ещё одно – Кришна приходит сюда в этот храм, чтобы принять ваши подношения. Так вы можете снова вернуться домой, обратно к Богу. Таково желание Кришны. Он так добр. Любым возможным путём Он старается вернуть нас домой, обратно к Богу. Такова миссия Кришны. Он приходит Сам как Кришна, Верховная Личность. Он приходит Сам как преданный, Господь Чаитанйа. Он, Кришна, приходит лично и просит каждого: сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа – «Зачем тебе страдать здесь? Оставь все эти занятия».

Потому, что бы вы здесь ни делали, это создаёт только запутанность и страдание, вот и всё. Вы не можете свободно делать что-либо. Это невозможно. Поэтому Кришна говорит: «Не утруждай себя созданием собственного образа мысли», например, вчера приходил парень с девушкой, он поэт. Я спросил его: «Какую поэзию вы пишете? На какую тему?» Никакой темы. Никакой темы (смех). Это пагар; пагар означает «безумие». Пишачи паиле йена мати-ччхана хайа айар грашта дживера се даса упаджайа. Пишачи, привидение. Одержимый духом. Человек, одержимый духом, говорит всякую чушь. Майа граста дживера че даса упаджайа. Все, кто пришли в этот материальный мир под влиянием майи, внешней энергии Кришны, безумны. Это не шастры, это мнение также медицинской науки. Медицинской науки. В Индии был случай убийства. Адвокат защищал его: «Когда этот человек совершил убийство, он был безумен». И суд призвал гражданского врача, чтобы тот проверил, есть ли у него такая склонность, невменяемость. И он засвидетельствовал: «Господин, как показывает мой опыт, я проверил множество людей, все невменяемы. Это вопрос степени. Если вы считаете, что этот человек невменяем, это ваше дело наказывать его или не наказывать. Но что касается моих познаний, я изучил множество людей и обнаружил, что все они невменяемы». На самом деле так обстоят дела. Что означает безумие? Когда его мозг не действует должным образом. Это и есть безумие. И каждый в материальном мире настроен против сознания Бога. Это признак безумия. Он находится под строгим контролем Бога, и, тем не менее, отрицает: «Бога нет. Бога нет. Я Бог». Это безумие. Пишачи паиле йена мати-ччхана хайа. Как разглядеть эти разновидности безумия, объясняет Кришна. Тат кшетрам йач ча йадрк ча. Не один вид тела или вид безумия, разные типы безумия. Йач ча йадрк ча йад викари. Слово викари означает превращение. Мозг каждого не в порядке, викари. Йат викари йатас ча йат. Как возникает такого рода трансформация, викари, беспорядок. Са ча йо йат прабхаваш ча. И прабхаваш каждое живое существо получает определённого типа прабхавах. Например, маленькая птичка может немедленно взлететь в небо. И хотя мы и очень разумны, если я или вы захотите взлететь в небо, вы не сможете. Хотя предполагается, что он очень разумный, учёный, он не может летать. Но маленькая птичка немедленно взлетает. Это её прабхавах. Вы должны признать, что это особая сила. Аналогично, гриф поднимается на четыре мили вверх и его глаза очень маленькие. Но с высоты четырёх миль он находит мёртвое тело и немедленно опускается. А у нас так много больших глаз, но мы не можем, скажем… Требуются очки. Вы не можете разглядеть даже ног. Таково его прабхавах, влияние. Хотя гриф и мерзкая птица, всё же у него есть такое влияние, что вы не можете соперничать с ним. И вы найдёте множество созданий, каждое живое существо обладает особыми прерогативами в отличие от других. В теле. Например, свинья. Свинья может с аппетитом есть испражнения. Но хотя мы и говорим, что всё есть пища, но мы можем есть… Разве вы едите испражнения? Вы не можете их есть. Она обладает таким влиянием, что может с аппетитом есть испражнения. Поэтому мы не должны считать, что все живее существа находятся в одинаковом положении. Они в разном положении. Вы не можете так сказать, потому что раз другое живое существо ест нечто отвратительное, поэтому я тоже могу это есть. Нет, вы этого сделать не можете. Если вы это съедите, вы заболеете. Поэтому говорится: «Что пища для одного, яд для другого». Прабхаваш ча. Можно есть что угодно. Не что угодно. Никто не может есть что угодно. Дозволенную пищу. Живые существа, которые ниже человека, следуют пути своей природы, дозволенной им пищи. Например, тигр ест кровь и плоть. Если вы предложите ему вкусный плод, вкусный сладкий рис, он не будет есть. Даже собаке не понравится сладкий рис или вкусное качори и шрнгара. Увидите. Они не могут это есть. Если они это поедят, они заболеют. В Бенгалии говорят: куккуре пете гхии шайанайа. Если вы дадите собаке нечто слишком жирное, она это не сможет переварить. Аналогично, мы, люди, получаем особую пищу. Особую пищу. Поэтому Кришна говорит, Кто будет вкушать прасад Кришны? Человек. Нет, его можно предложить любому живому существу, но поклонение Кришне предназначено для человека. Поэтому преданный будет вкушать остатки пищи, предложенной Кришне. Поэтому Кришна говорит: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. Кришна, как Всевышний Господь, может есть что угодно. Он может есть что угодно, потому что Он всемогущ. Но мы делать этого не можем. Поэтому Кришна и говорит: «Дай Мне овощи, плоды, зёрна, молоко и Я приму их».

Тем самым косвенно сказано, какова пища для человека. Не что-то другое. Вы не можете сказать: «Это тоже съедобно, поэтому я буду это есть». Тогда вы станете свиньёй. Те, кто неразборчив в еде, становятся свиньями в следующей жизни. Поэтому Кришна говорит: йад викари йаташ ча йат. Будет объяснено, как кто-то становится свиньёй, собакой, кошкой, полубогом, Индрой или Брахмой. Вам даны человеческие условия, и если вы злоупотребляете своими условиями, тогда, согласно состоянию вашего ума, вам будет предложено другое тело. йам йам вапи смаран локе тйаджйатй анте калеварам, вы это найдёте. Поэтому откажитесь от собачьего мышления. Тогда в следующей жизни вы перенесётесь домой, обратно к Богу. Вот что нужно. Это движение сознания Кришны обучает людей, как подняться на высший уровень жизни. Настолько важно это движение сознания Кришны. Мы даём людям шанс не становиться в следующей жизни кошками, собаками и грифами. Но общаться с Кришной. Стать мальчиком пастушком, играть с Кришной, или гопи, танцевать с Кришной. Мы готовы дать столько условий. И каждый должен решить, насколько благоприятно это движение сознания Кришны, последовать наставлениям Кришны и ачарйев, и сделать свою жизнь успешной. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.