Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 13.5



Бхагавад-гита 13.5

Париж, 13 августа 1973 г.

Прадйумна: (ведёт киртан и т.д.) Ршибхир бахудха гитам схандобхир вивидхаих пртхак, брахма-сутра-падаиш чаива хетумадбхир винишчитаих. Перевод: Это знание о поле деятельности и о знающем дописывается разными мудрецами в разных ведических писаниях – особенно в Веданта-сутре – и представлено всеми точками зрения на причину и следствие.

Прабхупада:Итак, о душе и Сверхдуше ршибхих, великие мудрецы, святые личности тоже спорили. Так же как в нашу эпоху мы разделены на разные партии, имперсоналистов и персоналистов. В Шанкара-сампрадайе воспринимают Абсолютную Истину безликой, нирвишеша, а буддисты воспринимают: «Абсолютная Истина это ноль». Мы боремся – нирвишеша-шунйавади. Мы боремся с этими нирвишеша-шунйавади, пустотниками и имперсоналистами. И это не что-то новое. С незапамятных времён существуют разные точки зрения. Но Кришна подмечает здесь, что брахма-сутра-падаих хетумадбхир винишчитам. Другие… Есть множество разных книг знания. Они не очень убедительны. Они догматичны. Но хетумадбхих, если мы принимаем логикой и чувствами, это первоклассная книга, которая даёт информацию об атме и Параматме. Поэтому в Чаитанйа-чаритамрте автор говорит: чаитанйера дайара катха карана вичара, вичара кариле читте пабе саматкара. Автор говорит: «Будь милостив, изложи свои рассуждения и суждения о милости Господа Чаитанйи Махапрабху, если ты рассуждаешь с логикой и осмысливая», вичара кариле пабе витте саматкара, «ты почувствуешь, что это нечто удивительное». Мы не должны принимать чего-либо слепо. Брахма-сутра или Веданта-сутра зовётся нйайа прастхана. Есть три разных процесса постижения Абсолютной Истины: нйайа-прастхана, шрути-прастхана, смрти-прастхана. Брахма-сутра это нйайа-прастхана. Нйайа-прастхана подразумевает, что всё, все сутры и кодексы исполнены смысла. Хетумадбхир винишчита.

А всё, о чём говорит Брахма-сутра, винишчита, воспринимаемо. В этом нет сомнений. Например, в Брахма-сутре сказано: атхато брахма-джиджнаса. Брахма-сутра говорит: «Теперь пришло время вопрошать об Абсолютной Истине». «Теперь» означает в этой жизни, человеческой форме жизни или… Например, в Европе и Америке наступило время вопрошать об Абсолютной Истине, потому что материально они развиты. Они ищут материального развития. Сейчас учёные сетуют: «Как нам поддерживать себя, если мы ничего не можем дать? Всё, что у нас было, закончилось». Теперь они просто блефуют, а ничего не дают. Они дали нам автомобиль, атомную бомбу, самолёт и электронные приборы. Они так много дали. Это хорошо. Только они не в состоянии дать нам избавления от рождения, смерти, старости и болезней. Вот и всё. Истинные проблемы остались. Но они дают нечто поверхностное… Так же как это научное достижение, микрофон, но микрофон иногда подводит. Это не означает, что я перестаю говорить. Мы можем делать это и без микрофона. Это не очень большая проблема. Предположим, наука дала нам автомобиль. Тут всё хорошо. Но иногда мы ходим без автомобиля. Или есть буйволиная повозка. А подлинная проблема, которая очень беспокоит нас в том, что все мы не хотим умирать, но наука не может дать нам никакой формулы, гарантирующей: «Больше не будет смерти». Это невозможно. Так что атхато брахма-джиджнаса. Как я уже говорил, в западных странах, в Европе и Америке… Около сорока лет назад, примерно в 1935-36, около сорока лет назад, один из моих духовных братьев, Герман… Его имя… Он всё ещё жив. Сейчас он в Швейцарии. И он… Теперь он принял имя… Какое имя?

Хансадута: Садананда.

Прабхупада:Садананда. Да. Его настоящее имя Сойле (?), Герман. И когда он приехал в Индию, на встрече он сказал? «Что касается мистической силы, это мы решили с помощью науки. Нам нечему учиться у мистической силы. Я приехал в Индию научиться постигать Бога и служение Ему, любовное служение». И так на самом деле обстоят дела. Сорок лет назад он сказал. Европа и Америка имеют достаточно материального наслаждения. Мясоедение, вино, женщины – у них этого в достатке. И их не очень интересуют все эти вещи, потому что у них нет иной альтернативы для наслаждения, и они наслаждаются или пытаются удовлетворить себя. Но это не приносит им подлинного удовлетворения. Это факт. Вино, женщины и мясоедение не приносят им более удовлетворения. Но, поскольку у них нет иной альтернативы, что им остаётся делать? Пунах пунах чарвита чарвананам, жевание пережёванного, вот и всё. Это уже пережёвано, уже испробовано, но нет другой альтернативы; поэтому они пробуют одно и то же так и эдак.

Теперь им пришло время атхато брахма-джиджнаса. Поэтому из Индии приезжают всякие мошенники под видом йогов, садху и аватар – они приезжают. Они ищут. Мы на практике видим это молодое поколение. Они иногда спрашивают меня: «Почему так много представителей молодого поколения приходят к вам?» Да, они разочарованы. Им больше не интересно жить как их отцы и деды. Это стало… Это стало банальным. Всё то же самое, те же азартные игры, то же мясоедение, та же охота за женщинами, и то же опьянение – это пройдено. А когда человек прошёл эти материальные наслаждения, затем встаёт вопрос брахма-санкхйа. Атхато брахма-джиджнаса. Они пытаются вопрошать об Абсолютной Истине. Это естественное следствие. Поэтому первый афоризм Веданта сутры: атхато брахма-джиджнаса. Да, это естественно. Как и вы, молодые парни и девушки, почему вы пошли за мной? Потому что естественное следствие: «Теперь нужно спрашивать, что дальше, потому что это материальное счастье не принесло нам на самом деле никакого счастья». И когда человек становится цивилизованным, когда он насладился так называемым материальным…, затем возникает вопрос об Абсолютной Истине. Это естественно. Это естественно, потому что каждое живое существо суть духовная искра. Оно не тело. Поэтому… Кришна уже объяснил. Понять, кто такой кшетраджна, знающий тело, и понять, что такое тело, кшетра-кшетраджнайох и кто такой другой, истинный владелец тела, кршна-кшетраджнам ча апи мам виддхи – и если человек сможет понять эти три вещи – кшетру, кшетраджна, и верховного кшетраджна – он… Даже здравым смыслом мы можем понять. Для этого требуется немного холодного ума. Но этот холодный ум не будет действовать, если мы не откажемся от четырёх вещей, а именно, незаконного секса, мясоедения, одурманивания и азартных игр. Если ваш мозг постоянно одолевают эти четыре отвратительные вещи, вы не сможете думать о более высоких, чистых вещах. Это невозможно. Поэтому мы запрещаем, чтобы сделать мозг чистым, чтобы понимать Кришну.

Парикшит Махараджа сказал: вина пашугхнат. Нивртта-таршаир упагийаманад бхаваушадхи-чхротра-мано-бхирамат ка уттама-шлока-гунанувадат вираджйате вина пашугхнат. Вина пашугхнат. И это наставления шастр. У мясоедов нет мозгов, чтобы постичь Абсолютную Истину. Они просто измышляют. Они не могут понять. Это невозможно. Парикшит Махараджа сказал: вина пашаугхнат – «Кроме негодяев, склонных убивать животных, все, каждый получит прибежище у прославления Господа, кроме этих людей». Вина пашугхнат. Он говорит, нирвртта-таршаир упагийаманат. Прославление Господа – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама – воспевается освобождёнными личностями. Его не воспевают обусловленные души. Это невозможно. Поэтому не каждый может воспевать. Вы видели это, испытали, когда вы пели, танцевали в экстазе, в эмоциях. Другие стояли, не раскрывая рта. Они не могут воспевать. Это для них очень трудная работа, потому что это собственность освобождённой личности, а не обусловленной души. Поэтому Парикшит Махараджа сказал: нирвртта-таршаих. Таршаих. Тршна. Тршна означает поиск. Поиск. Так же как если вы испытываете жажду, вы думаете: «Где вода? Где вода? Где вода?» Это и называется тршна. Нирвртта-таршаир указывает на того, кто покончил с поисками материального наслаждения. Его называют нирвртта-тршна. Нирвртта означает «прекративший». А тршна означает «погоня». То же самое описывается в Шримад Бхагавад-гите. Брахма-бхутах прасанатма на шочати на канкшати. Кантшати. Канкшати означает, что если я гонюсь, то я голоден или испытываю жажду. Таково положение, положение брахма-бхуты, что благодаря брахма-джиджнаса мы можем избавиться от этих двух действий, погони и сожаления.

Материальный мир, здесь есть только две вещи: сожаление и погоня. Те, кто не имеет… Те, кто не владеют, гонятся. А те, кто потерял, сожалеют. Но это только две вещи. На самом деле мы не владеем. Так или иначе, если мы владеем, это тоже потеряется. Например, у нас есть тело. Кшетраджна, кшетра-кшетраджна. Кшетра это тело. Гоняясь, желая, вы можете получить тело любого типа. Существует 8400000 тел. И если вы стремитесь получить тело определённого типа или определённого типа стандарт жизни, Кришна даст вам. Йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам. Поскольку это дело… Дело Кришны… Эти негодяи, обусловленные души хотят господствовать над материальным миром, и Кришна создаёт им условия. Таково дело Кришны в материальном мире – просто обеспечение. Так же как когда множество детей и отец в затруднении. Один ребёнок хочет: «Отец, дай мне это». Другой ребёнок говорит: «Отец, дай мне это». «Дай мне то». И отец из любви удовлетворяет всех детей. И положение Кришны такое же. Поэтому Кришна приходит, заботясь обо всех этих негодяях: «Вы хотите от Меня так много всего, но вы несчастны. Поэтому, пожалуйста, оставьте это дело». Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам. «Просто стань… Следуй за Мной. Ты будешь счастлив». Поэтому Кришна приходит. Подлинное решение это сознание Кришны. Поэтому Веданта-сутра говорит: атхато брахма-джиджнаса, «Сейчас ты не спрашиваешь о столь многих вещах». Зачем это вам? Всё остальное, о чём вы просите, уже обеспечено. Это будет предоставлено. Зачем вам беспокоиться? Просто постарайтесь понять ценность вашей жизни в сознании Кришны. Это единственное ваше дело. Тасйаива хетох прайатета ковидах. Ковида: «Те, кто разумны», тасйаива хетох, «к этому», прайатета, «стремятся». Постарайтесь обрести это. Ради этого… На лабхйате йад бхраматам упарй адхах.

Например, люди борются. Куда бы вы ни пошли в материальном мире, будь то Лондон, Париж, Калькутта или Бомбей, куда бы вы ни пошли, чем там занимаются? Каждый борется: (издаёт звук машины) «Вун, шун, шун, шун, шун». Днём и ночью автомобили снуют туда и сюда. Прошлым вечером я говорил с Шрута-кирти. Где бы…, мы видим эту ерунду: «Вун, шун, шун, шун, шун». В любой город придите, та же дорога, те же автомобили, то же «вун, шун», тот же бензин, вот и всё (смех). В чём разница? Но мы говорим – это называется иллюзией: «Я отправляюсь в Париж, я отправляюсь в Калькутту». Но где разница между Калькуттой, Парижем и Бомбеем? Одно и то же. Пунах пунах чарвита-чарвананам. Снова и снова жевать пережёванное. Вот и всё. Поэтому Брахма-сутра советует: «Ты так много жизней жуёшь пережёванное». «Жевать пережёванное» означает ахара-нидра, бхайа, маитхунам ча. Будь вы собакой или человеком, вы ищете решение того, что поесть, где поспать, как удовлетворить половое желание, как защититься. Те же проблемы в собачьей жизни и те же проблемы в жизни человека. Та же жизнь и у полубога. Например, Бхагаван дас рассказывал мне, что в Париже ввели налоги, двадцать процентов, для поддержания разработки атомной бомбы. Мы решаем те же проблемы. Атомная бомба, что это? Защита. Ахара, нидра-бхайа. Бхайа означает «страх». Потому что мы боимся. Будь то англичанин, француз или немец, каждый боится. Подобно тому, как собака боится, что придёт другая собака, так и цивилизованные люди боятся: «Вдруг нападут англичане? Вдруг немцы…? Поэтому должна быть атомная бомба. Я её сброшу. Поэтому вы должны платить налоги». Всё это лишь попытка решить проблему страха. Вот и всё. Защита. Этот страх есть и у собаки, и у свиньи и у маленького воробья, повсюду. Вы видели воробья. Как только они садятся, хотят что-нибудь съесть, вот так, вот так. Они боятся: «Не идёт ли кто-нибудь, чтобы убить меня?» Вот и всё. Повсюду. Среди обитателей вод тоже. Каждый боится за жизнь. Но Кришна даёт им разного типа меры защиты. В шастрах говорится, что рыбы по волнам на воде могут понять: «В нескольких милях отсюда находится враг». Они могут понять и тут же защищаются. Потому что это борьба за существование. Я хочу съесть тебя; ты хочешь съесть меня. Дживо дживасйа дживанам. Так и происходит. Каждый боится.

Каждый защищается. Даже тигр боится. Вы знаете об этом? Тигр тоже. Тигр это очень сильное животное. Его все боятся. Он может любого схватить, убить и съесть. К сожалению, у него не всегда есть возможность кого-нибудь поймать. Тигр не может есть досыта каждый день. Раз в неделю или раз в две недели он получает возможность поймать животное. Поэтому он убивает и сохраняет, чтобы поесть в другой день. Это не так, что… Например вы ежедневно получаете Бхагават-прасдам, вкусные блюда. Никто не снабжает тигра. Никто не подходит к тигру: «Сэр, будьте добры, убейте и съешьте меня». Нет. Никто не приходит. Каждый борется. На хи суптасйа вимхасйа правишанти мукхе мргах. Так говорится. Этот материальный мир сделан так, что даже лев, если он спит… Потому что лев считается царём леса. И если он подумает: «Я царь леса. Так зачем мне трудиться? Я буду спать, а съедобные животные пусть приходят и лезут ко мне в пасть…» Нет. Вам придётся бороться. Вам приходится искать. Поэтому эта энергия называется карма-санга анйа. Существует много энергий Кришны. Парасйа шактир вивидхаива шруйате. Но знатоки делят их на три: духовная энергия, пограничная энергия и материальная энергия. Тритийа карма-санга анйа тритийа шактир ишйате. Здесь, в материальном мире, станете ли вы тигром, станете ли вы Господом Брахмой или маленьким муравьём, вам придётся бороться за существование. Таков материальный мир. Вы не можете думать: «Я буду счастлив без труда». Люди пытаются делать так, что… Когда человек получает деньги, банковский счёт, он больше не работает. Но эта тенденция: «Без труда я буду счастливо поддерживать себя». Такова наша тенденция. Анандамайо ‘бхйасат. Веданта-сутра говорит. Потому что наша склонность – наслаждаться жизнью, но мы не знаем, где наслаждаться и как наслаждаться, здесь нет наслаждения. Шастры вновь и вновь говорят. Кришна говорит: духкхалайам ашашватам – «Это место предназначено лишь для бедственного состояния жизни». Духкхалайам. Ашашватам: «И к тому же оно временно». Даже если вы подумаете: «Хорошо, тут много бедственных условий. Неважно. Позвольте мне привыкнуть и жить здесь вечно», о, нет, этого вам тоже не позволят. Временное. Вы можете украшать свой город Париж. Наполеон пытался и другие пытались. Но вы не сможете жить здесь, сэр. Вам придётся уйти. Но эти негодяи не понимают. Они украшают, украшают. «Налоги. Платите больше налогов. Платите больше налогов. Давайте украшать». Но как вы… Как долго вы проживёте в этом украшенном городе? Даже если вы живёте, если вы очень любите, великий националист страны, предположим в следующей жизни… Поскольку, когда у человека очень сильная привязанность к какой-то земле, он снова рождается на этой земле, и если вы родитесь не человеком, а кошкой, собакой или коровой и затем вас отправят на скотобойню. Тогда какой прок становиться националистом?

Ваши люди, ради которых вы так тяжко трудились, в следующей жизни, если вы родитесь коровой, те же люди отправят вас на скотобойню. Но эти негодяи не знают, в чём секрет. Поэтому найти решение этой проблемы: атхато брахма-джиджнаса – «Теперь вопрошай об Абсолютной Истине». Это и есть разум. Поэтому Кришна, хотя он и Кришна, Верховная Личность Бога, ссылается на Брахма-сутру. Что бы Он ни говорил, это всё правда. Ему не нужно ссылаться на какую-либо авторитетную книгу. Но Он тоже даёт. Вы видите Чаитанйу Махапрабху. То же самое. Но эти негодяи пытаются избегать авторитетных писаний. Даже если Кришна ссылается на авторитетное писание, эти негодяи настолько деградировали, что говорят: «Ох, зачем эти книги? Я могу породить собственное знание». А другие негодяи принимают: «Да, это правильно». Это и называется Кали-йугой. Люди настолько деградировали, ниже животных, ниже животных. Поэтому, чтобы пробудить их, Веданта-сутра говорит: атхато брахма-джиджнаса – «Теперь вопрошай об Абсолютной Истине». Хетумадбхир винишчитам. Теперь, хетумадбхих. Хетумадбхих означает «обоснованно». Основание. Что за основание? Если я спрашиваю об Абсолютной Истине, как я должен понимать? Теперь… Есть три пути, а именно пратйакша, аитихйа и шрути, шрути-прамана. Шрути-прамана, пратйакша-прамана, непосредственное восприятие… А Брахман, Абсолютную Истину, как мы можем постичь Абсолютную Истину? Абсолютная Истина означает Всевышнего. Сейчас у нас есть опыт, что всё кем-то создано, всё, что мы видим: колонна, сиденье, книга, микрофон, всё, что мы видим. Даже моё тело создано моим отцом и матерью. Это каждый может понять. Так почему же они отрицают сотворение материального мира? Мы видим. Всё материальное имеет начало, дату рождения и дату смерти. А посредине, между рождением и смертью имеются болезни и старость, увядание.

Старость означает увядание. Например, это тело. Когда я был молодым, ребёнком, я прыгал. Теперь я хожу с палкой. Увядание… Это называется… Увядание. Увядание означает, что всё подходит к концу. Происходит шесть изменений: прежде всего, рождение, затем, некоторое время жизни, затем, порождение побочных продуктов, затем увядание, затем конец. Джанма-стхити… Существует шесть видов изменений. Что бы материальное вы ни изучили, там будет шесть видов изменений. Этот материальный мир… Сейчас эти негодяи говорят: «Это существовало?» «Это существовало». Ничего не существовало. Иначе, почему в Брахма-сутре говорится: джанмадй асйа йатах – «Абсолютная истина это то, из кого или из чего всё рождается». Это Брахма-сутра. «Всё рождается» означает, что этот материальный мир тоже родился из Абсолютной Истины. Это подтверждается в Бхагавад-гите: ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате. Кришна говорит: «Я источник всех рождений, всего».

Итак, материальный мир не существовал. Этого недостаточно. Как вы можете говорить, что он существует? Всё, что вы видите, материально, но имеет дату рождения. Кто может это отрицать? Можете вы предъявить нечто материальное, что не имело начала? Всё имеет начало. Как же вы можете говорить, что у этого материального мира не было начала? Это ерунда. Поэтому хетумадбхир винишчитамх. Хетту означает «обоснованно», а не как догматическое утверждение. У вас должно быть начало. Тогда, как только вы принимаете, что этот материальный мир имеет начало… В шастрах говорится, что у него есть начало. Так же как Брахма-сутра, джанмадй асйа йатах. Почему в ней говорится джанмадй асйа? Всё имеет начало. И мы видим из шастр, как начинался материальный мир. Прежде всего, был Маха-Вишну. Из Маха-Вишну возникла вселенная. Йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа дживанти лома-биладжа джагад-анда-натхах, вишнур махан са иха йасйа кала-уишешо говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. До сотворения материального мира, Кришна принял форму Маха-Вишну, а период дыхания Маха-Вишну это творение и уничтожение. Пока идёт дыхание, выдох, это период творения; вдох, разрушение, уничтожение. Всё космическое проявление поддерживается в период дыхания Маха-Вишну. Йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа дживанти лома-биладжа джагад-анда-натхах. Джагад-анда… Брахма. Брахма это высшее живое существо во вселенной. Но их бесчисленное множество, джагад-анда-натхах. Существуют бесчисленные вселенные. И если мы обсудим все эти вещи из шастр, то мы получим подлинное знание, и тогда действительно сможем достичь совершенства жизни. Поэтому Кришна предлагает: брахма-сутра-падаиш чаива хетумадбхир винишчитам. Попытайтесь понять Брахма-сутру, философию Веданты. Философия Веданты объясняется в Шримад-Бхагаватам. Это истинный комментарий к Веданта-сутре. Вы не сможете понять Веданта-сутру, как она есть, потому, что она зашифрована.

Например, у нас есть бизнес, шифр Бентли. Одно маленькое слово, но они придают ему большое значение. Например, в бизнесе они пишут ЦИФ. ЦИФ означает… Так же как мы говорим ИСККОН. ИСККОН означает… «И» означает «международное», «С» означает «общество» и «К» означает «сознания Кришны». Как мы упрощаем, так же существует много таких шифров. И в Веданта-сутре шифры, но в каждом шифре есть скрытый смысл. И это комментарий. Веданта-сутра говорит: джанмадй асйа йатах анвайат итараташ ча артхешу абхиджнах сварат тене брахма ади-кавайе мухйанти йат сурайах. Объяснение. Объяснение. Объяснение. Аналогично, атхато брахма-джиджнаса, а в Бхагаватам было дживасйа таттва-джиджнаса. То же самое объясняется в Шримад-Бхагаватам. Прежде всего, всё ведическое знание суммировано Вйасадевой в Веданта-сутре. И он снова объясняет Брахма-сутру по наставлению Нарады в Бхагаватам. Брахма-сутра-падаиш чаива хетумадбхир винишчита. Тот, кто извлечёт урок из Бхагаватам, Брахма-сутры, Бхагавад-гиты и… Не так, что «Я отвергаю все эти книги и…» Например, вчера приходил один сумасшедший. Он сказал: «Я поэт». Что за поэт? «Сейчас у меня нет цели в жизни. Вот и всё. Я такой великий поэт, что у меня нет цели в жизни». Ох. Кажется, мы заняли слишком много времени. Да. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.