Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 2.12



Бхагавад-гита 2.12

Лондон, 18 августа 1973 г.

Прадйумна: (ведёт киртан и т.д.):

на тв эвахам джату насам

на твам неме джанадхипах

на чаива на бхавишйамах

сарве вайам атах парам

«Никогда не было такого времени, чтоб не существовал Я, ты или все эти цари; и в будущем никто из нас не прекратит своего существования».

Прабхупада: Это очень важный стих. Современнее учёные, философы говорят, что с кончиной этого тела мы более не существуем, всё заканчивается. Это не ново. В старину тоже были атеисты вроде Чарваки Муни, который тоже говорил так: бхашми бхутасйа дехасйа пунах кутах пунар-агамона-бхавет. Зачем вам беспокоиться о следующей жизни? Как только это тело сгорает дотла, всему приходит конец. Согласно ведической ритуальной церемонии погребения тело сжигается. Есть три конца для тела: стать испражнениями, стать пеплом или стать землёй. Когда тело закапывают, как это делают христиане и магометане, тело становится землёй. Всё возникло из земли: «Из праха вышел, прахом обернёшься». Это красивое, прекрасное тело станет землёй. А когда тело сжигают, оно становится пеплом. А когда тело бросают на съедение шакалам и воронам, оно становится испражнениями. Таков конец тела. Мы так много заботимся о теле, но тело, в конце концов, станет либо испражнениями, либо пеплом. И глупые люди, пребывающие в телесной концепции жизни, думают: «После всего этому телу придёт конец. А пока есть тело, есть и чувства, давайте же наслаждаться. Зачем столько ограничений: никакого незаконного секса, никаких азартных игр? Нет. Всё это ерунда. Давайте наслаждаться жизнью». Это атеистическая жизнь. Глупая жизнь. Они не знают, что тело - это ещё не всё.

Это первый урок, который следует усвоить: что такое духовная жизнь, что такое духовное знание. Но все негодяи этого не знают. Поэтому Кришна, прежде всего, отчитал Арджуну: «ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе – «Ты не знаешь, как обстоят дела, а говоришь как учёный человек. Просто попытайся понять истину». На тв эвахам джату насам. Первое это насам, мы не насам. Мы никогда не умираем, как это будет объясняться позже и более подробно, мы не умираем. Насам. Ни в какое время. Не так, что иногда мы умираем, а иногда… Нет. Никогда, джату. Ни в какое время. Итак: «Господин, Ты Верховная Личность Бога, Ты, может быть, не умираешь. Но мы умираем, мы обычные живые существа». И Кришна говорит насам, на тв эвахам джату насам на твам: «Ни ты, ни Я. Мы никогда не умираем». Нет. Неме джанадхипах: «Ни все эти люди, все эти солдаты и цари, которые собрались здесь, они тоже не умирают. Конца нет. Они никогда не умрут». На чаива на бхавишйамах, не так, что мы не существовали в прошлом, а существуем в настоящем. Это каждый знает. И не думай, что в будущем мы не будем существовать. На бхавишйамах. Не так, что мы не будем существовать в будущем. На бхавишйамах. Не существует и ещё одно «нет». Два «нет» образуют одно «да». Два отрицания образуют одно утверждение. Поэтому мы имеем два отрицания. На чаива на бхавишйамах. На бхавишйамах означает то, что не существует в будущем: этого нет. Это значит, что мы будем существовать. На чаива на бхавишйамах сарве… все мы. Все мы, вы, а не так, что: «Поскольку Я Бог, поскольку ты Мой друг, друг Бога, а остальные…» Нет, каждый. Это знание. В Катха Упанишад есть стих: нитйо нитйанам. Нитйанам означает, кто каждый существует вечно. Нитйо означает «вечно, всегда». И будь то Кришна или мы, каждый из нас существует вечно, потому что мы неотъемлемые частицы Кришны. Поэтому, если Кришна вечно существует, то и мы тоже вечно существуем. Частица золота - это золото, качественно. Ценность золотого прииска и золотой серьги может быть разной. Золотая серьга может стоить, скажем, сто долларов, но золотой прииск - миллионы долларов. Но оба они – золото, не железо. Поэтому не менее ценны.

Кришна - это Верховная Духовная Личность. Он вездесущ. Он присутствует повсюду. Настолько Он обширен. Мы только… Мы тоже вездесущи, но внутри этого тела. Вот и всё. То, что Кришна вездесущ, означает, что Кришна пронизывает всё творение. И мы тоже вездесущи, только в этом теле. Вы вездесущи в своём теле; я знаю боли и радости моего тела; вы знаете боли и радости вашего тела. Вездесущность означает внутри этого тела. Если меня где-нибудь уколоть, я почувствую боль, вы не почувствуете боли. Поэтому вы не вездесущи, я не вездесущ. Но Кришна вездесущ. Когда я чувствую боль, Кришна это знает. Ведахам саматитани. «Я знаю всё». Таков Кришна. Постарайтесь понять разницу между Кришной и нами. Он вездесущ и Он нитйа, вечно существующий. Мы тоже существуем вечно. Нитйо нитйанам четанаш четананам. Мы обладаем знанием, Кришна обладает знанием. Но мы обладаем ограниченным знанием. Кришна обладает безграничным знанием. В этом разница. Кришна тоже обладает сознанием. Он тоже владеет знанием. Нитйо нитйанам четанаш четананам.

Тогда в чём же разница между Кришной и нами? Да, разница есть. В чём? Кришна, единственное число, нитйо нитйанам… нитйанам., это множественное число. Четанаш четананам. Четананам, это множественное число. И есть одна личность, единственное число. Остальные, множественное число, это мы, дживы. Я уже несколько раз объяснял, кешагра шата бхагасйа шатадха калпитасйа ча. Прежде всего, разделите кончик волоса на сто частей. Затем, возьмите одну такую часть, одну сотую часть, и снова разделите на сто частей. Эта маленькая, меньше атома частица и есть величина дживы. И они анантайа калпате. Им нет числа. Не сосчитать, сколько есть живых существ. Если вы после опорожнения кишечника исследуете испражнения, вы найдёте миллионы живых существ, червей. Даже в щелях вашей комнаты, там есть маленькие щели, есть муравьи, сотни и тысячи вылезут. Аналогично, в щели, в земле, в воздухе, даже в огне есть черви, черви в огне. Эти негодяи этого не знают. Они думают только… Потому что нитйа, нитйа означает «вечно существующий». И в огне живые существа не умирают. Их стерилизуют. «Теперь тут стерильно». Всё это ерунда. Стерилизованное означает, что тело убито, но не это… Существует аборт. Тело убито. Контрацепция… Тело убито. Но душа не убита. Если вы создадите неудобства душе, нашедшей прибежище в утробе, и убьёте тело, она отправится искать другое тело. Так и происходит. Только посмотрите, как движется цивилизация негодяев. Они думают, что происходит убийство. Таким образом, создаются препятствия определённой душе. Она принимает прибежище, кармана даива-нетрена джантур дехопапаттайе. Согласно своей карме она получает прибежище, чтобы развить тело, а если вы убиваете тело, это означает, что вы противитесь приказу Всевышнего. Даива нетрена, предположим, вы собираетесь поселиться в какой-то комнате, а некто не позволяет вам войти в эту комнату, разве это не преступление? Это преступление, незаконное препятствование... Это незаконно, даже в государстве. Аналогично, живое существо развивает тело, а если вы убиваете его, вы тут же становитесь преступником, подлежащим наказанию. И живое существо, которому помешали развить тело, создали препятствия, тоже греховно. Оно тоже греховно. Поэтому оно может просто скитаться из одной утробы в другую, из одной утробы в другую. Потому что оно совершило этот греховный поступок, аборт. Теперь человек, совершивший аборт тоже наказан: «Ты никогда не увидишь свет этого мира. Ты просто будешь жить то в одной утробе, то в другой, то в одной, то в другой. Отправляйся». Так наказывает природа. Но глупые люди этого не знают.

Нитйо нитйанам. Так, каждое живое существо нитйо. И Кришна нитйо. Он единственное число, в мы множественное число. В этом разница. Нас много; Кришна один. Поэтому не может быть много Кришн. Но есть много живых существ. Так чем же отличается единственное число? Здесь об этом тоже сказано: эко бахунам йо видадхати каман. Это единственное число обеспечивает все нужды множественного числа. Разве не так? Мы очень обеспокоены перенаселением. Всё это ерунда. Кришна вполне способен, если есть перенаселение… Не может быть перенаселения, потому что уже существует ананта живых существ, что говорить о перенаселении? Оно уже есть, вы не сможете сосчитать. Не может быть и речи о… Перенаселение уже есть. И Кришна может их обеспечить. Эко бахунам йо видадхати каман. Кришна не ограничен; Он уже беспределен. Он может обеспечить бесконечное количество живых существ. Нет недостатка в еде. Теория о перенаселении это ерунда. Это тоже ерунда. Не может быть перенаселения. Но есть ограничения, природные. Природа ограничит производство пищи, если есть демоны. Природа не обеспечивает демонов. Вы найдёте в Шримад-Бхагаватам, в четвёртой Песни, природа вполне готова обеспечить всех пищей, но как только появляется некое количество демонов, постольку весь план нужно исправлять. Так же как преступников отправляют в тюрьму на исправление, чтобы они не могли снова совершить преступления. Такова цель… Аналогично, все мы преступники, кто в материальном мире. Цель – исправление. Мы хотели подражать Кришне, стать Кришной и потому нарушили приказ Кришны, и это преступление означает материальную жизнь. Кршна бхулийа джива бхога-ванчха каре пашати майа таре джапоти адхаре. Это майа, материальный мир, майа. Это тело ложно, майа. И нам приходится принимать это тело, потому что мы хотели наслаждаться. Наслаждаться этим телом, определённым телом. Человеческое тело, либо тело собаки, кошки или полубога вы получаете как своё желание. Вы получаете материальное тело и наслаждаетесь. Такова материальная жизнь.

 Итак, Кришна тоже, хотя и в материальной жизни, обеспечивает все жизненные потребности. Должным образом идёт смена времён года. Вы получаете по сезону плоды, цветы, зерно и всё необходимое. Вам будет предоставлен шанс, особенно человеку, получить все необходимое. Эко бахунам йо видадхати каман. Всё необходимое. Но, опять же, возрождайте своё сознание, сознание Кришны. Таков план. А если вы не возрождаете своё сознание Кришны, если вы просто наслаждаете чувства, тогда будет ограничение по обеспечению. Таков закон. Таково ограничение по обеспечению. Поэтому не будет дождя. А если не будет дождя, что будут делать фабрики, негодяи? Вы можете производить ножницы, ножи и пластиковые корзины, но вы не сможете произвести рис и пшеницу. Это невозможно, сэр. Это зависит от дождя. А дождь тут же будет ограничен. Жуйте канкар. Что такое канкар? Эти куски камня?

Преданный:Галька?

Прабхупада: как это здесь называется? На хинди это называется канкар.

Реватинандана: Галька?

Прабхупада: Галька, крупная. Мелкая. Песок, песок. Да. Вы можете есть это. Когда нет дождя… Это тоже съедобно. Павлины едят. Голуби едят. Да, да, они могут есть. Вы видели? Они едят. Здесь всё съедобно. Не может быть и речи о перенаселении. Перенаселение уже есть, анантайа калпате. Почему вы называете это перенаселением? Когда огонь уже горит, почему вы говорите, что будет пожар? Это уже есть. Но ограничение, эко бахунам йо видадхати каман. Этот эко, Кришна, приказывает. На самом деле, Он не приказывает. Например, высшая власть не каждый раз приказывает полиции наказывать преступника. Они знают, как наказывать. И природа знает, как наказывать этих преступников. Поэтому учёные обнаруживают нехватку нефти, нехватку того, нехватку… Что делать? Что делать? Таково положение. В противном случае не может быть и речи о перенаселении. Запасы ограничены. Такова проблема. Эко йо бахунам. Поскольку Он обеспечивает все потребности, запасы будут ограничены. Чем больше и больше мы будем становиться грешниками без сознания Кришны, они будут испытывать трудности, они будут умирать в утробах, их будут убивать, в утробах, будут войны, будут эпидемии, будет голод, будут землетрясения. Многими путями мы умираем. Бхутва бхутва пралийате. Снова принимаем рождение, это будет продолжаться. И, в конце концов, когда вся вселенная будет уничтожена, мы снова найдём прибежище в теле Маха Вишну и будем жить так без тела многие миллионы лет. Снова будет творение, и снова будет дан шанс: «Хорошо, получи ещё шанс. Будь сознающим Кришну».

Итак, таково материальное творение. Бхутва бхутва пралийате. Как только мы получаем это тело, мы получаем шанс не становиться сознающим Кришну, и если мы упускаем, тоя не знаю, куда я отправлюсь в следующей жизни. Но я не намерен умирать, это факт. Это будет объясняться в следующем стихе. Я не собираюсь умирать. Мы существовали в прошлом, мы существуем в настоящем и будем продолжать существовать в будущем. Так обстоят дела. Но как мы будем существовать? Какого рода тело: тело полубога или тело собаки, тело дерева или тело рыбы, это будет зависеть от моей деятельности. Или мы вернёмся домой, обратно к Богу. Кришна как… Мы получаем духовное тело, как у Кришны. Всё возможно.

Наше дело – проследить, какого рода тело мы получим в следующей жизни. Тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа. На самом деле, если мы станем сознающими Кришну, то после оставления этого тела нам больше не придётся принимать никакого материального тела. Потому что духовное тело уже есть. Оно вечно. Душа, духовное тело никогда не исчезает. Оно существует в прошлом, существует сейчас и будет продолжать существовать в будущем. Потому что люди могут сказать: «Как так? Какие странные вещи говорит Кришна: на тв эвахам джату насам на твам неме джанадхипах. Потому что на самом деле мы умираем. Может быть, мы и рождаемся вновь, но каждый умирает. Как это мы не умираем?» Нет. Кришна говорит не о теле, а о душе. Душа существует вечно. Она существовала в прошлом, существует сейчас и будет существовать. Может быть, разного типа тела, таково наставление Кришны. Другое дело, что философы майавади говорят, что мы едины. Нет «ты» и «я». Всё едино. Тогда Кришна ущербен. Если Кришна говорит: «Ты, Я, все остальные», то это не одно. Это не гомогенное. Мы все индивидуальны. «Ты индивидуален, Я индивидуален, и все эти цари и солдаты индивидуальны». Так что теория майавади о том, что после освобождения все становятся единым, одним комком… Как это называется? Гомогенный дух. Нет. Тогда Кришна заблуждается. Принимая теорию майавади, что мы становимся единым комком, тогда теория Кришны… Не теория, истинное знание Кришны. Тогда оно становится ложным. А если Кришна говорит ложь, нечто ущербное, тогда какая польза от чтения Бхагавад-гиты? Зачем мы читаем Бхагавад-гиту, которая поведана ущербной личностью? Нет. Это не… То, что Кришна говорит, это факт. Иначе, почему Бхагавад-гите придаётся такое значение? А философы майавади пытаются интерпретировать по-другому: «”Я” означает это, “ты” означает то» … (конец записи)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.