|
|||
Бхагавад-гита 2.7Бхагавад-гита 2.7 Лондон, 7 августа 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): карпанйа-дошапахата-свабхавах прччхами твам дхарма-самудха-четах йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме шишйас те ‘хам шадхи мам твам прапаннам «Я уже не понимаю в чём мой долг и растерял всяческое самообладание из-за слабости. В таком состоянии я прошу Тебя ясно объяснить, что для меня лучше. Теперь я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе. Пожалуйста, наставь меня». Прабхупада:Это очень важный стих Бхагавад-гиты. Это поворотная точка жизни. Карпанйа доша. Скупость, доша означает ошибку. Когда человек действует не в согласии со своим положением, это ошибка. И это называется скупостью. У каждого есть свои природные склонности, свабхава. Йасйа хи свабхава татхасу дуратикрама. Свабхава, природные склонности. Приводится обычный пример, что йасйа хи йасйа бхавасйа тасйасау дуратикрама. Привычка - вторая натура. Тому, кто привык или чья природа характеризуется определённым образом, очень трудно меняться. Даётся пример: Са йади крийате раджа сваким нахасау упаханам. Если вы сделаете собаку царём, означает ли это, что она не будет лизать ботинки? Да, собачья природа – лизать ботинки. И даже если вы оденете её как царя и посадите её на трон, всё равно, как только она увидит ботинок, она прыгнет к нему и начнёт лизать. Это и называется свабхавой. Карпанйа доша. В жизни животного невозможно поменять природу, которая даётся материальной природой, пракрти. Пракртех крийаманани. Каранам гуна санго ‘сйа. Каранам гуна санга асйа сад асад джанма йонишу. Почему? Все живые существа – неотъемлемые частицы Бога. Поэтому изначально характеристики живого существа такие же, как у Бога. Вопрос только в количестве. Качество одно. Качество одно. Мамаивамшо джива бхутах. Подобный пример. Если вы возьмёте каплю морской воды, качество, химический состав один и тот же. Но количество разное. Это капля, в море это обширный океан. Аналогично, мы совершенно того же качества, что и Кришна. Мы можем это изучить. Почему люли говорят, что Бог безличен? Если у меня то же качество, то и Бог личность, как Он может быть безликим? Если качественно мы суть одно, то раз я ощущаю себя индивидуальностью, почему Бог должен быть лишён индивидуальности? Это ещё одна нелепость. Мошенники имперсоналисты не могут понять природы Бога. В Библии тоже сказано: «Человек сделан по подобию Бога». Вы можете постигать качества Бога, изучая свои качества или качества кого-то другого. Разница только в количестве. У меня есть какое-то качество, какая-то способность к творчеству. Мы тоже творим, каждая индивидуальная душа что-нибудь создаёт. Но её творчество невозможно сравнивать с творчеством Бога. В этом различие. Мы создаём летающую машину. Мы очень гордимся этим: «Теперь мы изобрели спутник. Он отправится на луну». Но он не совершенен. Он вернётся. Но Бог может сотворить такое множество летающих планет, миллионов и триллионы планет, очень и очень тяжёлых планет. Например, эта планета несёт на себе множество больших гор, морей, но, тем не менее, она летает. Она летает в воздухе как клочок ваты. Таково могущество Бога. Гам авишйа. Вы найдёте в Бхагавад-гите: ахам дхарайами оджаса. Кто поддерживает все эти большие планеты? Мы объясняем гравитацией. А в шастрах мы находим, что их держит Санкаршана. Итак, качество одно, но количество отличается. А поскольку качество одно, то мы имеем все те же склонности, которые имеет Бог, Кришна. У Кришны есть любовные наклонности с Его энергией наслаждения, Шримати Радхарани. Аналогично, поскольку мы неотъемлемые частицы Кришны, у нас тоже есть эта любовная наклонность. И это свабхава. Но когда мы приходим в соприкосновение с материальной природой… Кришна не соприкасается с материальной природой. Поэтому имя Кришны Ачйута. Он никогда не падает. Но мы склонны к падению, быть под… Пракртех крийаманани. Мы находимся под влиянием пракрти. Пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах. Как только мы падаем в объятия пракрти, материальной природы, что означает… Пракрти состоит из трёх качеств: благости, страсти и невежества. И мы попадаем в плен одному их этих качеств. По этой причине, каранам гуна санга. Гуна санга. Это означает соприкосновение с различными качествами. Гуна санга асйа дживасйа, живого существа. Вот причина. Можно спросить: «Если живое существо такое же, как Бог, почему одно живое существо становится собакой, а другое живое существо становится богом, полубогом, Брахмой?» Ответ – каранам. Причиной служит гуна санга асйа. Асйа дживасйа гуна санга. Из-за соприкосновения с определённой гуной. Саттва гуной, раджо гуной, тамо гуной. Всё это очень подробно описано в Упанишадах, как действует гуна санга. Так же как огонь. Есть искры. Иногда искры вылетают из огня. И есть три вида условий, в которые падают искры огня. Если искра падает на сухую траву, она может тут же поджечь сухую траву. Если искра падает на обычную траву, она горит некоторое время, затем гаснет. Но если искра падает в воду, гаснет немедленно, качество огня. Так, те, кто охвачены саттва гуной, разумны. Они обладают знанием. Например, брахманы. Те, кто захвачен раджо гуной, заняты материальной деятельностью. А те, кто захвачен тамо гуной, ленивы и сонливы. Вот и всё. Таковы признаки. Тамо гуна означает, что они ленивы и сонливы. Раджо гуна означает, что они очень активны, но активны как обезьяны. Например, обезьяны очень активны, но они опасны. Как только обезьяна… Вы никогда не увидите её не активной. Даже когда она сидит, она будет издавать звук: гат, гат, гат, гат. И эта деятельность, глупая деятельность. Но когда человек в благости, он мудр. Он может понять, в чём ценность жизни, какова цель жизни, в чём предназначение жизни. Предназначение жизни – постичь Брахман. Брахма джанатити брахмана. Поэтому благое качество означает брахмана. Аналогично, кшатрий. Они гунна карма вибхагашах. Гуна. Гуну следует принимать в расчёт. Поэтому Шри Кришна говорит: чатур варнйам майа срштам гуна карма вибхагаша. Мы захвачены определённого вида гуной. Это очень трудно. Но мы можем немедленно возвыситься над всеми гунами. Немедленно. Как? Благодаря процессу бхакти-йоги. са гунан саматитйаитан брахма бхуйайа калпате. Если вы примете процесс бхакти-йоги, то на вас больше не будет влиять ни одно из этих трёх качеств: благость, страсть и невежество. Это тоже сказано в Бхагавад-гите: мам ча авйабхичарини бхакти йогена йа севате. Каждый, кто занят преданным служением Кришне, авйабхичарини, без отклонения, стойко, с полным вниманием, такой человек, мам чавйабхичарини йогена, мам ча авйабхичарена йогена бхаджате мам са гунан саматитйаитан. Он немедленно возвышается над всеми качествами. И преданное служение не принадлежит этим трём качества. Оно трансцендентно. Бхакти трансцендентно. Поэтому вы не можете постичь Кришну или Бога без бхакти. Бхактйа мам абхиджанати. Только бхактйа мам абхиджанати. Иначе это невозможно. Бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах. На самом деле, если вы хотите познать, кто такой Бог, вы должны принять процесс бхакти, преданного служения. Тогда вы возвыситесь. Поэтому в Шримад-Бхагаватам Нарада говорит: тйактва сва дхармам чаранамбуджам харер. Если кто-то, даже из сентиментальности, оставляет свой профессиональный долг в соответствии с гуной… это называется свадхарма… Свадхарма означает долг в соответствии с качеством, которое он обрёл. Это называется свадхармой. Брахманы, кшатрии, вайшйи и шудрыделятся гуна карма вибхагашах, по гуне и по карме. Здесь Арджуна говорит: карпанйа доша упахата свабхава – «Я кшатрий». Он понимает: «Я поступаю неправильно. Я отказываюсь сражаться. Поэтому это карпанйа доша, скупость». Скупость означает, что у меня есть, что отдать, но если я это не отдаю, это называется скупостью. Крпаната. Крпаната. Есть два класса людей: брахманы и шудры. Брахманы и шудры. Брахман это тот, кто не скуп. У него есть возможность, большое преимущество человеческой формы тела, много миллионов долларов… Но он не использует это должным образом, просто любуется: «Как я прекрасен». Вот и всё. Просто расходуя свою красоту или используя свои приобретения, человек… Это брахман, быть свободным. Этад видитва прайати са брахмана. Тот, кто знает… Поэтому Прахлада Махараджа говорит: дурлабхам манушйам джанма адхрувам артхадам. Он проповедовал своим школьным друзьям. Он родился в семье демона, Хиранйакашипу. И его школьные друзья были из той же категории. И Прахлада Махараджа советовал им: «Мои дорогие братья, давайте культивировать сознание Кришны». А другие мальчики, что они знали о сознании Кришны…? Прахлада Махараджа освобождён с самого рождения. И они сказали: «Что такое сознание Кришны?» Они не могли понять. И он убеждал их: дурлабха манасам джанма тад апй адхрувам артхадам. Это человеческое тело дурлабхам. Лабха судурлабхам идам баху самбхаванти. Человеческая форма тела это большая уступка, сделанная материальной природой. Люди такие негодяи и глупцы. Они не понимают ценности человеческой формы жизни. Они занимают это тело чувственным наслаждением подобно кошкам и собакам. Поэтому шастры говорят: «Нет, человеческая форма тела не предназначена для того, чтобы растрачивать её подобно кошкам и собакам». Найам деха деха бхаджам нрлоке. У каждого есть тело, материальное тело. Но нрлоке, в человеческом обществе, это тело не будет использовано напрасно. Найам айам деха дехо бхаджам нрлоке каштхан каман архати вид бхуджам йе. Эта человеческая форма жизни, бесполезно тяжко трудясь, день и ночь ради чувственного наслаждения. Это удел свиней и собак. Они делают то же самое, днём и ночью, тяжко трудясь только ради чувственного наслаждения. Поэтому в человеческом обществе должна быть система деления. Это называется варнашрама дхарма. Это ведическая цивилизация. Это на самом деле называется Арйа-самаджа. Арйа-самаджа не означает становиться негодяем и глупцом и отрицать существование Бога. Нет. Это Анарйа. Как Кришна отчитывал Арджуну: анарйа джушта – «Ты говоришь как анарйа». Кто не сознаёт Кришну, тот анарйа. Анарйа. Арйа подразумевает того, кто развит в сознании Кришны. И на самом деле арйа самана означает сознающую Кришну личность. Иначе поддельный арйа самана. Потому что здесь в Бхагавад-гите говорится, Кришна говорит Арджуне, отчитывая, потому что тот отказывается сражаться, потому что не знает своего долга, и Арджуна признаёт здесь: карпанйа доша упахата свабхавах – «Да, я анарйа. Я стал анарйей. Потому что позабыл свой долг». И на самом деле арйам саман означает общество сознания Кришны, международное общество… Это Арйа. Не подделка. И здесь Арджуна объясняет, порицая себя: «Да, карпанйа дошо. Поскольку я забыл свой долг, поэтому апахата свабхавах, я запутался в моих природных склонностях». Кшатрий должен быть всегда активным. Когда бы ни случилась война, сражение, они должны проявлять большой энтузиазм. Если другой кшатрий говорит: «Я хочу сразиться с тобой», он не может отказаться. «Давай. Сразимся. Бери меч». Незамедлительно: «Давай». Это кшатрий. Теперь он отказывается сражаться. Поэтому он может понять… (В сторону:) Вы можете встать с этой стороны, не впереди. Он забыл свой долг, долг кшатрия. Поэтому он признаёт: да, карпанйа доша. Карпанйа дошо упахата свабхавах: «Я забыл свой природный долг. Поэтому я стал скупцом. Поэтому мой…» Теперь, когда вы стали скупцом, это болезненное состояние. Тогда в чём ваш долг? Отправляйтесь к личности, которая может… Например, когда вы заболели, вы идёте к врачу и спрашиваете его: «Что делать, сэр? Я страдаю от болезни». Это ваш долг. Аналогично, когда мы в замешательстве относительно нашего долга, или забыли свой долг, очень хорошо пойти к вышестоящему, и спросить у него, что делать. А кто может быть выше Кришны? Поэтому Арджуна говорит: прччхами твам – «Я спрашиваю Тебя. Потому что это мой долг. Сейчас я запутался в своём долге, ошибся. И это нехорошо. Я должен спросить кого-то, кто выше меня». Таков долг. Тад виджнанартхам са гурум эва абхигаччхет. Это ведический долг. Каждый в замешательстве. Каждый страдает в материальном мире, будучи в замешательстве. Но не ищет истинного гуру. Нет. Это карпанйа доша. Это карпанйа доша. Здесь Арджуна выходит из состояния карпанйа доша. Как? Он спрашивает Кришну. Прччхами твам. «Дорогой Кришна, Ты самая высшая личность. Это я знаю. Ты Кришна. Я в замешательстве. На самом деле, я забыл свой долг. Поэтому я спрашиваю Тебя». Итак, вы должны обратиться к Высшей Личности, а именно Кришне или Его представителю. Все остальные это мошенники и глупцы. Если вы обратитесь к личности, гуру, который не является представителем Кришны, вы обратитесь к мошеннику. Как вы получите просветление? Вы должны обратиться к Кришне или Его представителю. Вот что нужно. Тад виджнанартхам са гурум эва абхигаччхет. Кто такой гуру? Самипани шротрийам брахма ништхам. Гуру исполнен сознания Кришны. Брахма ништхам.И шротрийам. Шротрийам указывает на того, кто услышал, кто получил знанием по шротрийам патха. Слушая высшего авторитета. Эвам парампара праптам имам раджаршайох видух. Здесь мы учимся у Арджуны, что когда мы в замешательстве, когда мы забыли наш истинный долг, и потому сбиты с толку, тогда наш долг обратиться к Кришне, что Арджуна и сделал. И если вы говорите: «Где Кришна?» Кришны здесь нет, но здесь есть представитель Кришны. Вы должны обратиться к нему. Таково наставление Вед. Тад виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет. Нужно обратиться к гуру. А гуру изначально означает Кришну. Гуру… Тене брахма хрда ади кавайе мухйанти йат сурайах. Джанмадйасйа йатах анвайат итаратас ча артхешу абхиджнах сварат. Вы должны обратиться. Это гуру. Мы размышляем, мы принимаем Брахму… Потому что он первый из сотворённых во вселенной, его принимают как гуру. Он вложил… Например, мы принадлежим к Брахма-сампрадайе. Существуют четыре сампрадайи: Брахма-сампрадайа, Шри-сампрадайа, Рудра-сампрадайа и Кумара-сампрадайа. Это всё махаджаны. Махаджана йена гатах са пантха. Мы должны принять линию деятельности, данную махаджанами. Так, Брахма - это махаджана. Вы найдёте изображение Брахмы с Ведами в руке. Он дал первые наставления Вед. Но откуда он получил ведическое знание? Поэтому ведическое знание апаурушейа. Оно не создано людьми. Оно дано Богом. Дхармах ту сакшад бхагават пранитам. А как Кришна, Бог дал его Брахме? Тене брахма хрда. Брахма, слово брахма означает ведическое знание. Шабда брахма. Тене. Он передал ведическое знание через хрда. Тешам сатата йуктанам бхаджатам прити пурвакам. Когда Брахма был сотворён, он был в замешательстве: «В чём мой долг? Везде тьма». И он медитировал, и Кришна дал ему знание: «Твой долг такой. Делай так». Тене брахма хрда ади кавайе. Ади кавайе. Брахма ади кавайе. Истинный гуру это Кришна. А здесь… Кришна советует в Бхагавад-гите. Эти негодяи и глупцы не принимают Кришну как гуру. Они идут к какому-то негодяю, глупцу, мошеннику, грешнику и принимают гуру. Как он может быть гуру? Итак, гуру - это Кришна. Здесь есть пример Арджуны. Прччхами твам. Кто такой твам? Кришна. «Почему ты спрашиваешь Меня?» Дхарма саммудхах четах. «Я запутался в своём долге, дхарме». Дхарма означает долг. Дхарман ту сакшад бхагават пранитам. Саммудхах четах. «Что я должен делать?» Йач чхрейах. »Каков мой истинный долг?» Шрейах. Шрейах и прейах. Прейах… Это две вещи. Прейах это то, чего мне хочется немедленно, очень приятное. А шрейа означает высшую цель. Это две вещи. Например, ребёнку хочется весь день играть. Такова природа ребёнка. Это прейа. А шрейа означает, что он должен получить образование, чтобы в будущем его жизнь была устроена. Таковы прейа, шрейа. И Арджуна просит не о шрейе. Он просит у Кришны наставлений не с целью подтвердить его шрейу. Прейа означает, что он сейчас думает: «Я буду счастлив, не сражаясь, не убивая своих родственников». Тут он был подобен ребёнку, в своих размышлениях. Прейа. Но когда он пришёл в сознание… Не истинное сознание, потому что он разумен. Он спрашивает о прейе, ух, шрейе. Йач чхрейах сйат нишчитам. Нишчитам означает «устойчивый» без малейшей ошибки. Нишчитам. В Бхагаватам это называется нишчитам. Нишчитам означает, что вы не ищете. Это уже установлено. «Таково решение». Поскольку мы с нашими слабыми мозгами не можем определить, что есть подлинное нишчитам, установленная шрейа. Этого мы не знаем. Вы должны спросить об этом у Кришны. Или Его представителя. Вот так. Йач чхрейа сйат нишчитам брухи тан ме. Так… «Будь милостив, расскажи мне об этом». «А почему Я должен тебе рассказывать?» Здесь говорится: шишйас те ‘хам – «Теперь я принимаю Тебя как моего гуру. Я становлюсь Твоим шишйей». Шишйа означает: «Что бы ты ни сказал, я приму». Таков шишйа. Слово шишйа происходит от шаш дхату. Шаш дхату. Шастра. Шасана. Шишйа. Они все одного корня. Шаш дхату. Шаш дхату означает правило, направление. И мы можем направляться разными путями. Нами можно править, если мы становимся шишйей истинного гуру. Это шаш-дхату. Или нами можно править шастрой, оружием. Например, у царя есть оружие. Если вы не подчиняетесь указаниям царя или указаниям правительства, на то есть силы полиции, вооружённые силы. Это шастра. И тут тоже шастра. Шастра означает книгу, писания. Как, например, Бхагавад-гита. Тут есть всё. И нас нужно направлять либо шастрой, либо гуру. Или становиться шишйей. Поэтому говорится: шишйас те ‘хам ––– «Я добровольно становлюсь… Я предаюсь Тебе». «Теперь ты стал шишйей. Где доказательство, что ты стал Моим шишйей?» Шадхи мам твам прапаннам. «Теперь я полностью предаюсь». Прапаннам. Итак, требуется знание, как найти истинного гуру и как предаться ему. Слово гуру не означает, что я обзавёлся гуру. Как исполнителем приказов: «Мой дорогой гуру, я страдаю от этого. Можешь ли ты дать мне лекарство?» «Да, да. Прими это лекарство». «Да». Не такой гуру. Если вы страдаете от какой-то болезни, вы идёте к врачу. Это не дело гуру давать вам лекарства. Дело гуру – давать вам Кришну. Кршна сеи томара, кршна дите пара. Ваишнав молится гуру: «Господин, ты предан Кришне. Ты можешь дать мне Кришну, если захочешь». Таково положение шишйи. Забота гуру – как дать вам Кришну, а не что-то материальное. Для материального есть много наставлений. Но если вы хотите Кришну, то требуется гуру. Кому требуется гуру? тасмад гурум прападйета джиджнасу шрейа уттамам шабде паре ча нишнатам брахмани упасамашрайам Кому требуется гуру? Гуру это не мода. «О, у меня есть гуру. Я сделал себе гуру». Гуру предназначен для того, кто серьёзен. Тасмад гурум прападйета. Человек ищет гуру. Зачем? Джиджнасу шрейа уттамам. Тот, кто интересуется Всевышним. Не мода на гуру. Например, мы содержим собаку, мода. Аналогично, мы содержим гуру. Это не гуру карма. «Гуру будет поступать так, как я решил». Не так. Гуру означает того, кто может дать вам Кришну. Это гуру. Кршна сеи томара. Потому что Кришна и есть гуру. Это утверждается в Брахма-самхите. Ведешу дурлабха адурлабха тама бхактау. Ведешу дурлабха. Если вы хотите найти… Хотя Веды означают знание, а высшее знание – постичь Кришну. Ведаих ча сарваир ахам эва ведйам. Это наставление. Если вы хотите изучать Веды независимо, есть мошенники… Они говорят: «Мы постигаем только Веды». Что вы постигаете в Ведах? Как вы постигаете Веды? Веды говорят: тад виджнанартхам са гурум абхигаччхет. Вы постигнете Веды, купив книгу Вед? Веданта это не дешёвка. Не став брахманом, никто не сможет постичь Веды, что такое Веды. Поэтому это запрещено. Никому, если он не стал брахманом, не позволяется изучать Веды. Это всё ерунда. Что вы поймёте в Ведах? Поэтому Вйасадева, составив четыре Веды, разделив Веды на четыре, написал Махабхарату. Потому что Веды, то, что излагается в Ведах, очень трудно. Стри шудра двиджа-бандхунам трайинна шрути гочара. Для женщин, шудр и двиджа-бандху. Они не могут понять Веды. А все эти мошенники, шудры и двиджа-бандху, хотят изучать Веды. Нет, это невозможно. Нужно, прежде всего, во всех отношениях обрести брахманские квалификации, сатйа сама дама титикшва арджава джнана виджнанам астикйам брахма карма сва бхава… Тогда прикасайтесь к Ведам. Иначе, что вы поймёте в Ведах? Ерунду. Поэтому Веды говорят: тад виджнанартхам са гуру. Вы должны обратиться к гуру, чтобы постичь Веды. А что такое Веды? Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйам. Веды предназначены, изучение Вед предназначено для постижения Кришны. И предания Ему. Это ведическое знание. Арджуна говорит: прапаннам – «Теперь я предаюсь Тебе. Я больше не буду говорить с Тобой на одном уровне, как если бы я знал очень многое». Он собирается… Он был прав, но мыслил на материальном уровне. Он думал, что прадушанти кула стрийа. Если каждый… Это материальная точка зрения. Но ведическое знание духовно, уттамам. Тасмад гурум прападйета джиджнасу шрейа уттамам. Уттамам. Йач чхрейа сйат нишчитам. Устойчивое. Здесь идёт речь о переменах. Теперь Кришна даёт наставления. Сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. И это происходит – бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате. Поэтому, чтобы достичь высшей цели жизни, нужно полностью предаться Кришне или Его представителю. Тогда жизнь будет успешной. Спасибо большое.
|
|||
|