|
|||
Бхагавад-гита 2.6Бхагавад-гита 2.6 Лондон, 6 августа 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): на чаитад видмах катаран но гарийо йад ва джайема йади ва но джайейух йан эва хатва на джидживисамас те ‘вастхитах прамукхе дхартараштран Перевод: Мы не знаем, что лучше – победить их или быть побеждёнными ими. Сыновья Дхритараштры стоят сейчас перед нами на поле битвы, и если мы убьём их, наша жизнь утратит смысл. Прабхупада: Тут две группы двоюродных братьев… У Махараджи Панду было пять сыновей, а у Дхртараштры было сто сыновей. Это одна семья и между ними было понятно, что когда придёт кто-то чужой, не из их семьи и нападёт на них, они бы объединились, 105 братьев и сражались бы. Но когда между ними вспыхнуло сражение – на одной стороне сто братьев, на другой стороне пятеро братьев. Поскольку семья кшатрийская, было понятно, что они должны сразиться. Даже в их женитьбе имелось сражение. В кшатрийской семье даже свадьба не обходится без сражения. У Кришны было 16108 жён, и почти каждый раз он вступал в сражение, чтобы получить жену. Это было развлечением. Для кшатрия сражение это развлечение. И он был в замешательстве, должен он поощрять эту битву или нет. В бенгальском языке есть пословица: кабху ки кабху на йади кхао та пауше – «Когда ты в замешательстве – есть или не есть, то лучше не есть». Иногда мы приходим к такому моменту: «Я не очень голоден: есть или не есть?» лучше не есть. Но если вы едите, то лучше есть в декабре, Пауша. Почему? Это. На бенгальском… в Бенгалии тропический климат, но когда стоит зима, даётся совет: «Если вы едите, это не вредно, потому что это переварится». Когда ночь очень длинная или холодный сезон, сила пищеварения хорошая. И когда мы не знаем: «делать или не делать», джабо ки джабо на йади джао ту шауче – «Когда ты думаешь – делать или не делать, то лучше не делать. Но когда речь идёт о зове природы, вы должны делать». Джабо ки джабо на йади джао ту шауче, кхабо ки кхабо на йади кхао та пауше. Это просто здравый смысл. Аналогично, Арджуна в замешательстве: «Должен я сражаться или нет?» То же происходит повсюду. Когда современные политики объявляют войну, они рассуждают… так же как в последней Второй Мировой войне, когда Гитлер готовился к войне… Все знали, что Гитлер собирается взять реванш, потому что в первой войне они были побеждены. И Гитлер снова готовился. Один мой духовный брат, немец, приехал в Индию в 1933 году. В то время он сообщил: «Должна быть война. Гитлер ведёт усиленную подготовку. Будет война». В то время, мне кажется, в вашей стране премьер-министром был мистер Чемберлен. И он хотел, чтобы Гитлер остановил войну. Но этого не произошло. Аналогично, в этой битве Кришна до последнего пытался избежать войны. Он предлагал Дурйодхане: «Они кшатрии, твои двоюродные братья. Ты узурпировал их царство. Не имеет значения, ты, так или иначе, получил его. Но они кшатрии. Они должны иметь какие-то средства к существованию. Дай им, пятерым братьям, пять деревень. Из всей мировой империи ты мог бы отдать пять деревень». А тот: «Нет, я не намерен давать им даже дюйма земли без сражения». Поэтому в таких условиях битва была неизбежна. И не могло быть и речи о рассуждениях Арджуны – сражаться или нет. Это санкционировано Кришной; и сражение должно быть. Например, когда мы прогуливались, встал вопрос: «Почему происходят войны?» Это не очень трудно понять, потому что каждый из нас имеет воинственный дух. Даже дети сражаются, кошки и собаки сражаются, птицы сражаются, муравьи сражаются. Мы видим это. Так почему бы и людям не сражаться? Воинственный дух есть. Это один из признаков условия жизни. Сражение. Когда происходит сражение? Разумеется, в настоящее время из-за амбициозных политиков, они сражаются. Но сражение, согласно ведической цивилизации, сражение означает дхарма-йуддха. Во имя религиозных принципов. Не по капризу политических идей, «измов». Например, сейчас идёт война между двумя политическими группами, коммунистами и капиталистами. Они пытаются избежать войны, но война идёт. Как только где-то появляется Америка, так тут же там и Россия. В последней войне между Индией и Пакистаном, как только президент Никсон послал Седьмой Флот в Индийский океан, в Бенгальский залив, почти перед самой Индией… Это было незаконно. Но Америка очень горда. И послав Седьмой Флот, возможно, выражала симпатию Пакистану. Но, тут же там появился наш русский друг. Америке пришлось уйти. Иначе, я думаю, Америка напала бы во имя Пакистана. И это продолжается. Вы не сможете остановить сражения. Множество людей думают, как остановить войну. Это невозможно. Это нелепое предположение. Этого не может быть. Потому что воинственный дух есть в каждом. Это признак живого существа. Даже дети, у которых нет политики, нет вражды, сражаются минут пять; затем они снова друзья. Так что воинственный дух есть. Как же тогда его следует использовать? Есть наше движение сознания Кришны. Мы говорим, сознание. Мы не говорим: «Прекратите войну», или «Делай это, делай то», нет. Всё должно быть сделано в сознании Кришны. Вот наша пропаганда. Нирбандха-кршна-самбандхе. Что бы вы ни делали, это должно иметь какое-то отношение к удовлетворению Кришны. Если Кришна доволен, тогда вы действуете. Это сознание Кришны. Кршнендрийа трпти ванчха тара нама према. Это любовь. Например, вы кого-то любите; во имя возлюбленного вы можете сделать что угодно, и мы иногда делаем. Аналогично, то же самое должно быть направлено на Кришну. Вот и всё. Постарайтесь научиться любить Кришну и действовать только ради Кришны. Это совершенство жизни. Са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже. Бхаки означает служение, бхаджа севайам. Бхадж-дхату, это используется для выполнения служения, бхаджа. А бхаджа, есть санскритская грамматика, кти-пратйайа, делать существительное. Это глагол. И есть пратйайа, кти пратйайа, ти пратйайа, множество пратйайа. И бхадж-дхату кти, равняется бхакти. А бхакти означает доставлять удовольствие Кришне. Бхакти нельзя применить к кому-либо другому. Если кто-то говорит: «Я великий преданный Кали, богини Кали», это не бхакти, это бизнес. Потому что какому бы полубогу вы ни поклонялись, за этим стоит какая-то цель. Обычно люди становятся преданными богини Кали, чтобы есть мясо. Такова их цель. В ведической культуре мясоедам советуется: «Не ешь мясо, купленное на скотобойне или на рынке». На самом деле нигде во всём мире никогда не было такой системы содержать скотобойни. Это позднее нововведение. Иногда мы говорим с джентльменами христианами, и когда мы спрашиваем: «Господь Христос сказал: “Не убий”, почему вы убиваете?», они приводят свидетельство: «Христос тоже иногда ел мясо». Христос иногда ел мясо, это верно, но разве Христос говорил: «Содержите большие скотобойни и продолжайте есть мясо»? В этом нет даже здравого смысла. Христос мог есть. Иногда он… Если больше нечего есть, что бы вы сделали? Это другой вопрос. В большой нужде, когда нет другой пищи кроме мяса… такое время приходит. В этот век, Кали-йугу, пищевые зёрна постепенно будут исчезать. Так сказано в Шримад-Бхагаватам, в двенадцатой песни. Ни рис, ни пшеница, ни молоко, ни сахар не будут доступны. Придётся есть мясо. Такие будут условия. И, может быть, также есть человеческое мясо. Эта греховная жизнь деградирует настолько, что они будут становиться всё большими грешниками. Тан ахамо вишатах крурах ушипай аджасрам андхе-йонишу. Демонов, грешников, законы природы помещают в такие условия, что они становятся всё большими демонами и никогда не смогут понять, кто такой Бог. Таков закон природы. Если вы хотите забыть Бога, тогда Бог поставит вас в такие условия, что вы никогда не поймёте, кто такой Бог. Это демоническая жизнь. Такое время приходит. В наше время некоторые люди ещё интересуются, кто такой Бог. Арто артарти джиджнасу джнани. Но грядёт время, когда не будет стремления постигать Бога. Это последняя стадия Кали-йуги, и в то время придёт Калки аватара. В то время не будет проповеди сознания Бога, только убийство, только убийство. Калки аватара будет просто рубить Своим мечом. Затем, снова наступит Сатйа-йуга. Снова наступит золотой век. И эта проблема сражения… мы должны понять, что воинственный дух есть в каждом. Вы не можете ограничить это, не можете остановить это. Мы не говорим «остановить». Философы майавади говорят: «Остановите это», но это невозможно. Вы не можете остановить. Потому что вы живое существо, у вас есть все эти наклонности. Вот и всё. У вас есть воинственный дух. Как его использовать? Да. Нароттама дас Тхакур рекомендует: кродха бхакта двеши-джане – «Направь свой гнев на тех, кто враждебно относится к Богу или преданному Бога». Вы можете использовать. Гнев невозможно отбросить. Наше дело – использовать его. Мы не говорим: «Остановите это, остановите то». Нет. В… Кришна говорит: йат кароши, йадж джухоши, йад ашнаси, йат тапасйаси курушва тад мад-арпанам. Йат кароши. Кришна не говорит: «Делай то, делай это». Он говорит: «Что бы ты ни делал, но результат должен отойти ко Мне». И здесь сложилось положение, что Арджуна сражался не для себя, но он только думал о себе. Он говорит: те авастхитах прамукхе дхартараштра, йан эва хатва на джидживтсамас – «Они мои братья, родственники. Если они умрут… Мы не хотим умирать. Теперь они передо мной. Я должен убить их?» И всё-таки он размышлял в рамках собственного удовлетворения. Он подготавливал почву – теперь материалисты мыслят в рамках личного удовлетворения. И от этого следует отказаться. Не личное удовлетворение, удовлетворение Кришны. Это сознание Кришны. Что бы вы ни делали, это не имеет значения. Вы должны проверить, делаете ли вы это для удовлетворения Кришны. Это ваше совершенство. Не просто совершенство, это совершенство миссии человеческой жизни. Человеческая жизнь предназначена для этой цели. Потому что формы ниже человеческой, животная жизнь, предназначена для совершенства чувственного наслаждения, личного удовлетворения. У них не возникает мысли: «Другие животные тоже…» Когда есть что-то съедобное, собака будет думать: «Как бы мне это съесть?» Она никогда не подумает о том, как бы другие собаки могли получить это. Это не в природе животного. Природа животного означает собственное удовлетворение. Не встаёт вопрос: «Мои друзья, члены моей семьи». Они не делятся даже с собственными детьми. Вы могли это видеть. Если есть еда, собака и собачьи дети пытаются забрать её себе. Таковы животные. И когда это меняется ради Кришны, это человеческая жизнь. Этим она отличается от животной жизни. И это тоже очень трудно. Поэтому все наставления Бхагавад-гиты направлены на то, чтобы научить людей: «Действуй ради Кришны, действуй ради Бога, а не ради личных интересов. Иначе ты запутаешься». Йаджнартхе карма анйатра кармайам бандханах. Всё, что вы делаете, порождает последствия, и вам приходится наслаждаться или страдать от этих последствий. Что бы вы ни делали. Но если вы делаете это для Кришны, то больше не будет последствий. Это ваша свобода. Йогах карма ашу каушалам. Так сказано в Бхагавад-гите. Йога, когда вы соприкасаетесь с Кришной, это тайна успеха в материальном мире, труда. Иначе, что бы вы ни делали, как бы вы ни трудились, это будет порождать некие последствия, и вам придётся наслаждаться или страдать. И здесь снова то же самое. Арджуна мыслит в рамках, на чаитад видмах катаран но гарийо. Он в замешательстве: «Кто, какая сторона прославится? Мне остановить битву или не сражаться?» В следующих стихах это будет видно… Когда вы в таком замешательстве: «Что делать, а чего не делать», то чтобы выбрать правильное направление, вы должны обратиться к духовному учителю. Это будет сделано в следующем стихе. Арджуна скажет: «Я не знаю. Я в замешательстве. Хотя я и знаю, что мой долг кшатрия сражаться, я всё же колеблюсь. Я не уверен в своём долге. Поэтому я в замешательстве. Поэтому, Кришна, я предаюсь Тебе». До этого они говорили как друзья. Теперь он готов принять наставления Кришны. И все наставления Бхагавад-гиты таковы: Вы должны действовать не ради себя; вы должны действовать только для Кришны. И даже сражаться для Кришны, или делать что-то предосудительное для Кришны… Так же как гопи. Гопи пленились Кришной. Кришна был юношей, очень красивым, а гопи были юными девушками. Это поверхностно… на самом деле, гопи это вечные спутницы Кришны. Ананда-чинмайа-раса пратибхавитабхих. Они экспансии Кришны. Экспансии энергии наслаждения Кришны. Они не обычнее женщины. Но внешне, просто чтобы научить нас, как любить Кришну, чем-то рискуя… Поэтому гопи, когда Кришна привлёк их в полночь… Кришна играл на флейте, и они привлеклись и остались дома. Некоторые из них были заперты. Они даже лишились жизни. Так сильно они привлеклись. Сейчас подобного рода поведение, когда девушки… Согласно ведической цивилизации, они не могут выходить из-под защиты отца, мужа или брата. Нет, они не могут выйти. Особенно в полночь. Это противоречит ведическим принципам. Это явная разновидность проституции. Но, поскольку это было сделано ради Кришны, Господь Чаитанйа Махапрабху рекомендует: рамйа кашчид упасана враджа-вадхубхих калпита – «Нет лучшего поклонения чем то, которому следовали враджа гопи. Враджа-вадху». Очень предосудительно. Согласно ведической культуре, юной девушке покидать покровительство мужа, отца и идти к другому юноше очень предосудительно. Но, тем не менее, поскольку в центре был Кришна, это принимается как высшая разновидность поклонения. Это сознание Кришны. Мы должны научиться действовать только для Кришны и любить только Кришну. Тогда наша жизнь будет успешной. И человеческая жизнь… Поскольку мы тоже пришли с Ваикунтхи миллионы и миллионы лет назад. Анади карама пхале. Анади означает «до творения». Мы живые существа, мы вечны. Даже когда творение уничтожается через миллионы и триллионы лет, живые существа не погибают. На ханйате ханйамане шарире. Они остаются. И когда всё космическое проявление будет уничтожено, живые существа останутся в теле Вишну. Затем, когда снова происходит творение, они выходят, чтобы исполнить свои желания. Истинное желание состоит в том, как вернуться домой, обратно к Богу. И такой шанс даётся. И если упустить этот шанс, эта жизнь, человеческая жизнь подвергается большому риску. Нам снова придётся принять цикл рождения и смерти. И не только это, если мы не исполним миссию жизни, то снова наступит уничтожение всего творения и нам придётся остаться в теле Вишну на миллионы и триллионы лет. И снова нам придётся прийти. Поэтому и говорится: анади карама пхале. Анади означает «до творения». Так и происходит. И чтобы научить поглупевших живых существ, Кришна приходит лично. Кришна очень хочет забрать нас домой, обратно к Богу. Потому что мы неотъемлемые частицы Кришны. Предположим, если ваш сын бродит по улицам, разве вы не тревожитесь: «О, может случиться несчастье и бедного мальчика убьют». И вы идёте, стараетесь найти его. Аналогично, положение Кришны таково. Мы в этом материальном мире просто страдаем жизнь за жизнью. Духкхалайам ашашватам. Это место скорби. Но из-за иллюзии майи мы принимаем бедственное состояние жизни за счастье. Это и называется майей. Но это…, в материальном мире нет счастья. Всё причиняет страдание. И чем скорее мы поймём, что всё в материальном мире причиняет страдание, и чем скорее мы подготовимся покинуть материальный мир и вернуться домой, обратно к…, это наше предназначение. Иначе, чтобы мы ни делали, мы просто будем терпеть поражение. Потому что мы потеряли цель. На те видух свартха-гатим хи вишнум. Дурашайа. Мы надеемся снова и снова – это никогда не исполняется – мы пытаемся что-то сделать здесь, чтобы стать счастливыми без сознания Бога. Это никогда не исполнится… На те видух свартха-гатим хи вишнум дурашайа. Дурашайа означает «Надежда, которая никогда не сбудется». Все эти материалисты такие глупцы, мошенники и негодяи, они наращивают материальную деятельность. Они думают, что наращивая материальную деятельность, они будут счастливы. Нет. Это невозможно. Дурашайа йе… И их лидеры… Андха йатхандхаир упанийаманас те ‘пиша-тантрйам уру-дамни баддхах. Все мы крепко связаны по рукам и ногам, и думаем, что мы свободны, независимы. По законам материальной природы… Тем не менее, мы думаем, что мы независимы. Учёные пытаются избегать Бога, стать независимыми посредством науки. Это невозможно. Мы в тисках материальной природы. Материальная природа это представитель Кришны. Майа-дхйакшена пракрти суйате са-чарачарам. Пракритех крийаманани гунаир кармани сарвашах. Мы всегда в замешательстве подобно Арджуне: что следует делать, а чего делать не следует. Но если мы примем этот принцип: «Мы должны делать для Кришны…» Получите указания от Кришны и указания от представителя Кришны и выполняйте их; Тогда не будет карма-бандханы. Кармани нирабхети-кинту ча бхакти-бхаджам. В противном случае, мы связаны последствиями каждого действия. Мы не сможем вырваться. И это замешательство: «Должен ли я сражаться или не сражаться», будет объясняться: «Да, ты должен сражаться для Кришны. Тогда всё в порядке». Карма кршна кармарпане. Так же как Хануман. Он сражался ради Господа Рамачандры. Он не сражался для себя. Аналогично Арджуна; его флаг – капи-дхваджа, его флаг отмечен Хануманом. Он знает это. А Хануман, великий воин, сражался с Раваной, но не ради личных интересов. Интересом было вырвать Ситаджи из рук Раваны, убить всю семью и переправить её на сторону Рамачандры. Такова политика Ханумана, преданных. А политика Раваны: «Вырвать Ситу из тисков Рамы и наслаждаться ею». Это политика Раваны. А политика Ханумана: «Вырвать Ситу из рук Раваны и усадить её рядом с Рамой». Одна и та же Сита. Сита это Лакшми. А Лакшми означает собственность Нарайаны, собственность Бога. Мы должны знать политику, что все материалисты, Раваны, пытаются наслаждаться собственностью Бога. Так или иначе… Разумеется, мы не можем сражаться с людьми класса Раваны. Мы не сильны. Поэтому мы должны принять политику нищего: «Сэр, вы такой хороший человек. Пожалуйста, дайте нам что-нибудь. Дайте нам что-нибудь. Поскольку вы растрачиваете жизнь, захватывая собственность Бога, вы идёте в ад. Но, так или иначе, если вы станете членом, вы спасётесь. Вы спасётесь». Такова наша политика. Мы не нищие. Но такова наша политика. Сейчас мы не очень сильны, чтобы сражаться с Раванами; иначе мы забрали бы все деньги в бою. Но это невозможно. Мы не настолько сильны. Поэтому мы должны принять политику нищего. Спасибо большое. Харе Кришна.
|
|||
|