|
|||
Бхагавад-гита 2.4-5Бхагавад-гита 2.4-5 Лондон, 5 августа 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): арджуна увача катхам бхишмам ахам санкхйе дронам ча мадхусудана ишубхих пратийотсйами пуджархав арисудана гурун ахатва хи маханубхаван шрейо бхоктум бхаикшйам апиха локе хатвартха-камамш ту гурун ихаива бхунджийа бхоган рудхира-прадигдхан Перевод: Арджуна сказал: О, убийца Мадху (Кришна), как я смогу нападать в битве со стрелами на людей, подобных Бхишме и Дроне, которые достойны моего поклонения? Лучше жить в этом мире подаянием, чем жить за счёт жизней великих душ, моих учителей. Даже если они неправы, они, тем не менее, старшие. Если их убить, все наши усилия будут запятнаны их кровью. Прабхупада: Итак, первой проблемой для Арджуны было убивать родственников, членов семьи. Теперь, когда Кришна по-дружески отчитал его: «Почему ты так слаб? Не будь слабаком. Это сантименты. Подобное сострадание это сантименты. Уттиштха. Тебе лучше встать и сражаться», но мы можем… Если я чего-то не хочу делать, я могу предложить множество поводов. Понимаете? Затем он представил гурун: «Хорошо, Кришна, ты говоришь о моих родственниках. Я принимаю, что это моя слабость. Но зачем Ты советуешь мне убить моих гуру? Дроначарйа мой гуру. И Бхишмадева тоже мой гуру. И Ты хочешь, чтобы я убивал моих гуру? Гурун хи хатва. И не просто обычных гуру. Они не обычные люди. Маханубхаван. Бхишма великий преданный, и Дроначарйа тоже великая личность. Маханубхаван. Катхам бхишмам ахам санкхйе дронам ча мадхусудана. Эти двое великие личности. Они не просто мои гуру, но они великие личности». И он обращается к Кришне «Мадхусудана». Мадхусудана означает… Мадху был врагом Кришны, демоном. И Он его убил. «Ты Мадхусудана, Ты убиваешь Своих врагов. Можешь ли ты привести доказательство, что ты убивал Своих гуру? Почему же ты просишь об этом меня?» Таков смысл. Ишубхих пратийотсйами пуджархав арисудана. Снова арисудана. Ари означает «враг». Мадхусудана, в частности «убийца демона Мадху». А затем Арисудана. Ари означает «враг». Кришна убил множество демонов, арии, которые пришли сразиться с Ним, как враги. Поэтому Его имя Арисудана. У Кришны тоже есть враги, что говорить о нас. Материальный мир сделан так, что у вас обязательно будут враги. Матсарата. Матсарата означает «враждебность, ревность». Таков материальный мир. Здесь и у Бога есть ревнивые враги. Они зовутся демонами. Обычная ревность или враждебность естественна. Но даже к Богу. Например, вчера вечером кто-то пришёл увидеться со мной. Он спорил: «Почему нужно принимать Кришну как Бога?» Таков был его аргумент. И Кришна имеет врагов. Поэтому Кришна… не только Он, но каждый в материальном мире - враг Кришны. Каждый. Потому что они хотят соперничать с Кришной. Кришна говорит: бхокта ахам – «Я верховный наслаждающийся». Сарва-лока махешварам: «Я верховный владыка». И Веды тоже подтверждают: сарвам кхалв идам брахма. Таковы наставления Вед. Йато ва имани бхутани джайанте: «От кого всё произошло». Джанмадй асйа йатах. Это ведические утверждения. Но, тем не менее, мы, поскольку мы враги: «Нет, почему Кришна должен быть владыкой? Я владыка. Почему только Кришна должен быть Богом? У меня есть другой Бог. Вот другой Бог». Итак, у Кришны есть враги. Арисудана. И Он убивает их. У Кришны два дела: паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. Негодяи… Они негодяи. Демоны, которые бросают Кришне вызов, которые хотят соперничать с Кришной, которые хотят поделить собственность Кришны, все они враги Кришны, и их нужно убить. И в деле убийства врагов тут нет ничего необычного. Но вопрос стоит так: «Ладно, врагов можно убить, признаю. Но почему Ты советуешь убивать гуру?» Гурун ахатва. Но ради Кришны, если есть необходимость, вы должны убить также и своего гуру. Такова философия. Ради Кришны. Если Кришна хочет, то вы не можете… Если Кришна захочет, чтобы вы убили своего гуру, то вы должны сделать это. Таково сознание Кришны. Разумеется, Кришна не скажет вам убивать гуру, но… Потому что гуру и Кришна суть одно. Гуру кршна крпайа. Мы получаем сознание Кришны по милости гуру и Кришны. И настоящего гуру никогда не следует убивать, но так называемого гуру нужно убить. Так называемого, псевдо гуру, фальшивого гуру следует убить. Так же как Прахлада Махараджа. В то время как Прахлада Махараджа… Он стоял. Вот, Нрсимхадева убивает его отца. Отец это гуру. Сарва-девамайо гурух. Аналогично, отец тоже гуру, по крайней мере, официально гуру. Материально он гуру. Так как же Прахлада Махараджа позволил Нрсимхадеве убивать своего гуру? Он отец. Каждый знает, что Хиранйакашипу его отец. Хотели бы вы видеть, как вашего отца кто-то убивает, а вы стоите? Вы не будете возражать? Разве таков ваш долг? Нет, это не ваш долг. Когда на вашего отца нападают, вы должны вмешаться. По крайней мере, если вы в силах, вы должны сражаться. Вы должны положить свою жизнь: «Как это так, моего отца убивают у меня на глазах?» Это ваш долг. Но Прахлада Махараджа не возражал. Он мог бы попросить – он преданный – «Мой дорогой господин, Прабху, Господь, прости моего отца». Он не стал. Он знал: «Это не моего отца убивают. Это тело моего отца». Позже он по-другому просил за своего отца. Прежде всего, когда Нрсихадева был в гневе и убивал тело, он знал: «Тело - это не мой отец. Мой отец - это душа. Так пусть Господь удовлетворится, убив тело моего отца; затем я спасу его». И Прахлада Махараджа… Нрсимхадева предложил Прахладе Махарадже: «Можешь получить любое благословение, какое захочешь». И Прахлада Махараджа ответил: «Мой Господь, мы материалисты. Я рождён от отца, абсолютного материалиста. И я, поскольку мой отец материалист, тоже материалист. А Ты, Верховная Личность Бога, предлагаешь мне благословение. Я могу получить от Тебя любое благословение. Я это знаю. Но какой мне от этого прок? Зачем мне просить у тебя какого-то благословения? Я видел своего отца. Материально он был настолько могуществен, что даже полубоги, Индра, Чандра, Варуна трепетали перед его красными глазами. И он обрёл власть над всей вселенной. Он был так могуществен. И достояния, богатство, власть, известность, всего сполна, но Ты покончил с этим за одну секунду. Так зачем же Ты предлагаешь такие благословения? Что я буду с ними делать? Если я получу это благословения от Тебя, я стану гордым и начну делать всё против Тебя, и тогда Ты покончишь с этим за секунду. Так что будь милостив, не предлагай мне таких благословений, такого материального достояния. Лучше дай мне благословение быть занятым служением Твоему слуге. Я хочу такого благословения. Благослови меня, чтобы я мог заниматься служением Твоему слуге, а не быть непосредственно Твоим слугой». Затем, после долгих молитв, после умиротворения Господа…Он был очень гневен. Затем, когда Он немного успокоился, он попросил: «Мой дорогой Господь, я могу попросить у Тебя ещё одно благословение. Мой отец был очень и очень стойким Твоим врагом. Это стало причиной его смерти. Теперь я прошу, будь милостив, прости его и дай ему освобождение». Таков сын ваишнав. Он не просит ничего для себя. И хотя он знает, что его отец был величайшим врагом, тем не менее, он просит о благословении для него: «Пусть этот бедный парень освободится». И Господь Нрсихадева обещал, сказав: «Мой дорогой Прахлада, не только твой отец, но отец твоего отца, его отец, вплоть до четырнадцатого колена, все они освобождены. Потому что ты родился в этой семье». Каждый, кто становится ваишнавом, преданным Господа, оказывает величайшее служение своей семье. Потому что, будучи связанными с ним, его отец, мать и прочие будут освобождены. Так же как у нас есть опыт, что когда человек погибает безвременно в сражении, правительство оказывает заботу его семье. Аналогично, стать преданным - это величайшая квалификация. У него есть всё. Йатра йогешваро харих йатра дханур-дхарах партхах. Когда есть Кришна и когда есть преданный, есть вся победа и вся слава. Это гарантировано. Итак, гурун ахатва. Преданный Кришны, если понадобится, если его гуру не квалифицирован… Неквалифицированный гуру это тот, кто не знает, как вести ученика. Долг гуру – вести. А подобного рода гуру можно, по крайней мере, отвергнуть. Это Дживы Госвами… Карйа-карйам аджанатах. Гуру, который не знает, что следует делать, а чего делать не следует, но по ошибке, я ошибочно принял кого-то как гуру, его можно отвергнуть. Отвергнув его, я могу принять истинного учителя. Гуру не убивают, но его можно отвергнуть. Таково наставление шастр. И Бхишмадева и Дроначарйа, несомненно, они были гуру, но Кришна косвенно указал Арджуне: «Хотя они и в положении гуру, ты можешь их отвергнуть». Карйа-карйам аджанатах. «Они на самом деле не знают». Бхишмадева рассматривал своё положение материально. Он с самого начала знал всё, что Пандавы, они росли без родителей, без отца, и он поддерживал их с самого начала. И не только это. Он был настолько привязан к Пандавам, что когда они отправились в лес, были изгнаны, Бхишмадева плакал: «Эти пятеро мальчиков, они такие чистые, такие честные, и не только чистые и честные, но и могучие воины, Бхима и Арджуна. А Драупади это практически сама богиня удачи. И у них есть друг, Верховная Личность Бога, Кришна. И они страдают?» Он плакал. Настолько он был привязан. Поэтому Арджуна рассуждал: «Как я смогу убить Бхишму?» Но долг настолько силён. Кришна советовал: «Да, его нужно убить, потому что он перешёл на другую сторону. Он забыл свой долг. Ему следовало бы присоединиться к тебе. Поэтому он более не занимает положения гуру. Ты должен его убить. Он ошибочно присоединился к другой стороне. Поэтому нет ничего плохого в его убийстве. Аналогично, Дроначарйа. Аналогично, Дроначарйа. Я знаю, что они великие личности, у них большое влияние. Но только из материальных соображений они перешли туда». Что за материальные соображения? Бхишма думал: «Я живу на деньги Дурйодханы. Дурйодхана содержит меня. Теперь он в опасности. Если я перейду на другую сторону, то я буду неблагодарным. Он так долго содержал меня. А если я в минуту опасности, когда назревает битва, перейду на другую сторону, это будет…» Он думал так. Он не думал: «Дурйодхана, может быть, и содержит меня, но он узурпировал собственность Пандавов». Но в этом его величие. Он знал, что Арджуна никогда не может быть убит, потому что там Кришна. «С материальной точки зрения, я должен быть благодарен Дурйодхане». Такое же положение занимал Дроначарйа. Их содержали. Поэтому Чаитанйа Махапрабху говорил: вишайира анна кхаиле малин хайа мана. Такие великие личности ослепли, потому что брали от них деньги, анна. Если меня содержит кто-то, кто слишком материалист, это повлияет на меня. Я тоже стану материалистом. Я тоже стану материалистом. И Чаитанйа Махапрабху предостерегал: «От вишайи, тех, кто не преданные, не принимайте ничего, потому что это сделает вас нечистыми». Поэтому брахманы и ваишнавы не принимают непосредственно деньги. Они принимают бхикшу. Бхикша. Бхикшу вы можете… Например, здесь говорится: бхаикшйам. Шрейо бхоктум бхаикшйам апиха локе. Когда вы просите кого-нибудь… Тем не менее, бхикша тоже иногда не принимается от тех, кто слишком материалистичен. Но бхикша позволена саннйаси, брахманам. Поэтому Арджуна говорит: «Вместо того чтобы убивать таких великих гуру, великих личностей, маханубхаван…» Итак, бхаикшйам. Для кшатрия… Брахман, саннйаси может просить, может просить подаяние, но не кшатрий, не ваишйа. Это непозволительно. А он был кшатрием, Арджуна. И он говорит: «Лучше я приму профессию брахмана и буду просить от двери к двери, вместо того, чтобы наслаждаться царством, убив моего гуру». Таково было его предположение. И в целом, Арджуна в иллюзии – в иллюзии в том смысле, что он забыл свой долг. Он кшатрий, его долг сражаться; не имеет значения, кто противник, даже его сын, кшатрий, не колеблясь, убьёт своего сна, если он станет врагом. Аналогично, сын, если отец станет врагом, не колеблясь, убьёт своего отца. Таков строгий долг кшатриев, никаких рассуждений. Кшатрий не может рассуждать так. Поэтому Кришна говорит, клаибйам: «Не будь трусом. Почему ты стал трусом?» Эти темы продолжаются. Позже Кришна даст ему подлинно духовные наставления. Это… Обычные разговоры между друзьями. Вот и хорошо. Спасибо.
|
|||
|