Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 2.2



Бхагавад-гита 2.2

Лондон, 3 августа 1973 г.

Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.):

 шри бхагаван увача

кутас тва кашмалам идам

вишаме самупастхитам

анарйа-джуштам асваргйам

акирти-карам арджуна

Перевод: Верховная Личность, Бхагаван, сказал: Мой дорогой Арджуна, как эта скверна одолела тебя? Это недостойно человека, знающего истинные ценности жизни. Это приведёт не на высшие планеты, но к бесславию.

Прабхупада: так пишет в этом стихе Вйасадева. Разумеется, повествование ведётся через Санджайу, но изначальный автор Вйасадева. Для… В других шлоках он пишет так: Арджуна увача, санджайа увача. Аналогично, он мог бы написать здесь: кршна увача. Он мог бы написать. Нет. Он пишет бхагаван увача. Итак, Кришна - это Верховная Личность Бога. Это утверждается таким написанием. Шри бхагаван увача. Он не может быть равен Арджуне, Сандажйе или кому бы то ни было. Асамаурдхва. Бхагаван, Верховная Личность Бога - это верховный. Никто не равен Ему, никто не превосходит Его. Каждый ниже. Таков смысл слова Бхагаван. Или Вйасадева ошибается? На самом деле, философы майавади великие мошенники и иногда говорят, что Вйасадева тоже ошибается. Они имеют наглость так говорить о Вйасадеве, который принимается как воплощение Нарайаны, который дал ведическую литературу, так много книг, Веды, Пураны, Махабхарату, Шримад-Бхагаватам, Веданта-сутру. Всё это дано Вйасадевой в письменном виде, и мы принимает это, Нарайана, воплощение Нарайаны, махамуни-крите. Он Вйаса-муни, но он также махамуни-крите. Не может быть никакой ошибки в словах Вйасадевы. В этом трудность. Если кто-то не проходит по каналу ученической преемственности, то он всячески ошибается. Преданный Кришны не высказывает никакого собственного мнения. Он никогда не говорит. Он говорит то, что говорит Кришна. Он может быть несовершенным, но то, что сказал Кришна, совершенно.

Поэтому чистый преданный не говорит ничего помимо того, что было сказано Кришной, поэтому в его высказываниях нет ошибок. Обычный человек в материальном мире допускает ошибки: «Человеку свойственно ошибаться». Даже великие личности допускают ошибки. Но нарайана парах. Он не может быть в какой-либо иллюзии. Кришна трансцендентен. Они не могут ошибаться; не может быть никакой иллюзии. Те, кто пребывают в материальном мире, имеют четыре недостатка: Они допускают ошибки, они в иллюзии, их чувства несовершенны, бхрама, прамад, випралипса, и они обманывают. Поскольку… Подобно тому, как в наши дни философы и учёные пропагандируют множество ответвлений знания, но когда их ловят на критической точке, они говорят: «Я не знаю в совершенстве. Я не знаю в совершенстве. Мы пытаемся узнать. В будущем мы скажем вам совершенно». Но если вы не пребываете в совершенном знании, почему вы занимаете пост учителя? Если ваше знание несовершенно, то что бы вы ни сказали, это несовершенно. Тогда зачем вы становитесь учителем с несовершенным знанием? Это обман. Это обман. Поэтому Вйасадева целенаправленно пишет: шри бхагаван увача, где нет обмана, нет несовершенства, нет иллюзии, нет ошибок. Четыре вещи. Нет ошибок, нет иллюзии, нет обмана и нет несовершенства. Это Бхагаван. Почему мы принимаем Бхагавад-гиту так серьёзно? Есть много других книг, которые мы могли бы прочитать, так много теорий, так много философов, великих философов. Но мы не можем принять их, потому что они имеют недостатки. Автор обязательно допустит ошибку. Он в иллюзии. Поскольку его чувства несовершенны, отсюда и несовершенство.

И мы не можем принять чьё-либо знание со всеми этими недостатками. Таков ведический процесс. Это называется системой парампары, ученической преемственности. Мы совершенно принимаем знание от Всевышнего Бхагавана. А если я получаю знание от Бхагавана, и если я распространяю то же самое знание, которое поведал Бхагаван, без малейшей интерпретации моей обманной политики, тогда знание, которое я распространяю, тоже совершенно. Я могу быть несовершенным, но знание, которое я получаю от Кришны, если я представляю его таким, как оно есть, без малейшей интерпретации, тогда то, что я вам даю, совершенно. Это очень легко понять. Я несколько раз приводил… Так же как посыльный приносит отправленные вам деньги, тысячи долларов. И он отдаёт их вам. Вы не можете сказать: «О, вот посыльный. Он бедняк. Как он может дать мне тысячу долларов?» Он не даёт; деньги отправлены кем-то другим. Он просто вручает их вам. Поэтому Чаитанйа Махапрабху говорит: амара аджнайа гуру хайа тара сарва-деша, тара еи деша. Он просит каждого становиться духовным учителем. А как каждый может стать духовным учителем? Духовный учитель должен иметь достаточно знания и много других достоинств. Нет. Даже без каких-либо достоинств человек может стать духовным учителем. Как? Есть процесс, Чаитанйа Махапрабху говорит: амара аджнайа – «По Моему приказу». Это отправной момент. Никто не становится духовным учителем по собственному капризу. Это не духовный учитель. Ему должен приказать высший авторитет. Тогда он духовный учитель. Амара аджнайа. Как в нашем случае. Наш духовный авторитет, наш духовный учитель приказал мне: «Ты должен пытаться проповедовать послание, которое узнал от меня, на английском языке». И мы пытаемся. Вот и всё. Не так, что я очень уж квалифицирован. Единственная моя квалификация в том, что я стараюсь исполнить приказ высшего авторитета. Вот и всё. Таков секрет успеха.

вйавасайатмика-буддхих

экеха куру-нандана

баху-сакха хй ананташ ча

буддхир авйавасайинам

Баху-сакха хй ананташ ча. Вйавасайатмика буддхих, нишчайатмика-буддхих. Если человек имеет непоколебимую веру в Кришну и гуру, гуру кршна крпайа… Мы должны получить милость от духовного учителя и Кришны. Мы не можем перепрыгнуть через Кришну. Это ещё одна нелепость. Мы должны обратиться к Кришне через гуру. Такова система парампары. Кришна не дешёвка, что вы можете перепрыгивать. Кто-то может сказать: «О, зачем мне принимать гуру? Я могу обратиться к Кришне непосредственно». Нет. Кришна не примет такого… Мад бхакта пуджабхйадхиках. Кришна говорит: «Прежде всего, стань преданным Моего преданного». Чаитанйа Махапрабху говорит: гопи-бхартух пада-камалайох даса-даса-дасанудаса – «Я слуга слуги слуги Кришны». Это называется системой парампары. Вы должны знать, как стать слугой слуги Кришны. Чем более низкое положение вы занимаете – слуга слуги слуги слуги слуги, сто раз слуга слуги – тем больше вы продвинуты. Здесь, в материальном мире, каждый старается быть хозяином хозяина. Как раз наоборот. А в духовном мире стараются стать слугой слуги. Вот в чём секрет.

йасйа деве пара бхактир

йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхах

пракашанте махатманах

Таково наставление Вед.

И Вишванатха Чакраварти Тхакур, в связи со стихом вйавасайатмика буддхир экехп куру-нандана, нишчайатмика буддхих… Итак, Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Наставления, который я получил от духовного учителя, это моя жизнь и душа». Это и называется нишчайатмика-буддхих, что подразумевает уверенность: «Какой бы приказ я ни получил от моего духовного учителя, это принесёт мне избавление». Или даже не избавление. Это не имеет значения. Подлинный преданный, слуга, ничего не ожидает, но карйам: «Это мой долг. Это мой долг». Если кто-то принимает в таком духе… Анашритах карма-пхалам карйам карма кароти йа. Карйам, Карйам означает «Это мой долг. Это должно быть сделано. Это мой долг». Без какого-либо результата. Анашрита-карма-пхалам. Карма-пхалам. Каждое действие приводит к результату. Хорошему или плохому, не имеет значения. Должен быть какой-то результат. И анашритах карма-пхалам. Не принимать прибежища у результата своей деятельности. Обычно мы трудимся; если результат очень хорош, нам нравится трудиться. Если результат не очень хорош, то нам трудиться не нравится. Но преданные не должен принимать… (В сторону:) Почему ты так часто двигаешься?

Преданный: У меня затруднения с телом. И я стою…

Прабхупада:А, двигаясь, ты вылечишься?

Преданный:Ну… Прошу прощения.

Прабхупада:Анашритах карма-пхалам карйам карма кароти йах. Не принимайте прибежища у результатов вашей деятельности. Вы должны воспринимать её как должное. Он саннйаси. Анашритах карма-пхалам карйам карма кароти йах, са саннйаси. Он действительно саннйаси. Саннйаси не становятся, просто сменив одежды. Нет. Саннйаси означает, что он трудится для Кришны. Не принимая прибежища у результата. Это не имеет значения. «Кришна приказал, и представитель Кришны приказал. Поэтому я должен это делать». Карйам карма кароти йах, са саннйаси.

И здесь, бхагаван увача. Вйасадева не говорит: кршна увача. Если бы он сказал «Кришна», то люди могли бы впасть в заблуждение. Он напрямую говорит, бхагаван увача, Верховная Личность Бога. И как может имперсоналист понять Бхагавад-гиту? Бхагаван означает личность. Бхагаван не безличен. Абсолютная Истина проявлена в трёх аспектах: Брахман, Параматма, Бхагаван. Брахман это начало, безликое. Сарвам идам кхалв брахма. Поскольку… Так же как огонь. Где-то горит огонь, но его жар и свет безлики. Предположим, здесь горит большой огонь. Например, у нас пожар. Это происходит в одном углу. Но вся комната наполнена жаром. Этот жар безлик. Но пожар, где пылает огонь, личностен. А безличностная концепция это порождение личности. Это будет объясняться в тринадцатой главе: майа татам идам сарвам. Кришна говорит: «Я проникаю повсюду. Я существую везде». Как Он существует? Посредством Своей энергии. Эта энергия безлика. Но Верховная Личность не безлика. Он личность. Поэтому говорится: шри бхагаван увача. Бхагаван указывает на того, кто исполнен достояний шести видов: аишварйа, самый богатый, самый знаменитый, самый знающий, самый красивый, самый сильный и самый отрешённый. Он Бхагаван. И Бхагаван - это высшее постижение Абсолютной Истины. Так же как вы чувствуете температуру… Так же как мы чувствуем температуру, жар солнца. И свет. Солнце даёт жар и свет. Каждый может… Мы наслаждаемся светом и теплом. Но если вы проследите, откуда исходит этот свет и тепло, то вы придёте на планету солнце. Она локализована. Она не безлика. И опять же, если вы ступите на планету солнце, то вы увидите бога солнца, Вивасвана. Мы не должны делать вывода только по теплу и свету. И постижение Брахмана, безличностное постижение Абсолютной Истины, это несовершенное постижение, частичное постижение. Это не полное понимание. Полное понимание - это Бхагаван. Поэтому здесь говорится, шри бхагаван увача. Тут не может быть ошибки. Это окончательно.

И Бхагаван критикует. Арджуна стал очень хорошим человеком: «Зачем мне…? Ох, я не могу убивать своих родственников». С материальной точки зрения люди очень высоко это оценят: «О, этот Арджуна. Он такой хороший, не причиняет насилия. Он отказался от притязаний. Он отбросил свою астру, лук и стрелы. Он больше не сражается. Он решил не сражаться с родственниками, не убивать своих людей». С материальной точки зрения Арджуна считается очень и очень хорошим человеком. Но что говорит Верховная Личность, Кришна? Анарйа-джуштам: «Ты негодяй, ты говоришь как анарйа». Есть два вида людей: анарйа и арйа. Арйан. Арйан означает продвинувшегося в знании. Он зовётся Арий. А анарйа значит «нецивилизованный». И Он немедленно отругал его, анарйа-джуштам. «Ты говоришь как не-арий, нецивилизованный человек». Люди в наше время очень хотят остановить войну. Но Кришна говорит… (обрыв)… В любом случае не нужно. Есть необходимость в войне. Так же Он пытается убедить Арджуну. Наша война означает… Согласно ведической цивилизации это дхарма-йуддха, религиозная битва. Когда есть настоящая нужда сражаться, мы должны сражаться. Не так, что когда необходимо сражаться, человек проявляет ненасилие. Например, вчера вечером, когда мы говорили с доктором Шумейкером, и они придерживались идеи: «Зачем убивать какое-либо животное, которое приходит… Если вы решили не убивать…» Мы говорили не об убийстве, а о том, должны ли мы убивать животное, которое собирается напасть? Нет. Вы должны убить. Это необходимость. Вы не должны отправляться в лес и искать каких-либо живых существ, чтобы убить. Это дело не для вас. Это химса. Но если на вас собирается напасть тигр, вы должны убить. Это самозащита. И это не химса. Так, преданный знает, сознающий Кришну человек знает, когда убивать, а когда не убивать. И это не означает, что раз мы принимаем не-убиение, то в любом случае нужно перестать убивать. Нет. Если есть необходимость, нужно принять убийство. Поэтому Арджуна решил не убивать, не сражаться. А Кришна говорит: «Это анарйа-джуштам, это решение, принятое нецивилизованным негодяем». Анарйа-джуштам асваргйам акирти-карам. Так много всего Он сказал. Асваргйам. Потому что целью человеческой жизни должно быть развитие. Это называется арйа, путём прогресса.

Теперь мы получили эту человеческую форму тела, развившись от низших видов жизни обитателей вод, деревьев, растений, насекомых, птиц, зверей, 8400000… Сейчас у меня эта цивилизованная форма тела. Значит, мои усилия должны быть направлены на дальнейшее развитие. Дальнейшее развитие описано в Бхагавад-гите: вы можете отправиться на высшие планетные системы. Урдхвам гаччханти саттва-стха. Урдхвам, высшая планетная система. Мадхйе тиштханти раджасах. Мадхйе, те, кто осквернены качеством страсти, остаются на средней планетной системе. И джагханйа-гуна-вртти-стха адхо гаччханти тамасах. А злодеи, джагханйа-гуна-вртти-стха, наделённые самыми отвратительными привычками, этими отвратительными привычками: незаконный секс, мясоедение, азартные игры, интоксикации… Эти привычки носят отвратительную природу. И джагханйа-гуна-вртти-стха адхо гаччханти тамасах, они падают. Либо становятся животными, либо… Есть семь видов низших планетных систем: тала, атала, нитала, патала, талатала, расатала, вроде того. И арйа означает, что он должен развиваться. Анарйа подразумевает того, кто не знает, что такое жизненный прогресс. Они думают, что после смерти нет жизни. «Сейчас у меня есть эта жизнь. Позвольте мне наслаждать мои чувства, насколько это возможно». Это анарйа, демон. «Ешь, пей, веселись и наслаждайся». Потому что как только телу придёт конец, чувствам тоже придёт конец. Сейчас позвольте мне пользоваться моими чувствами. Анарйи не знают, что есть жизнь после смерти. Они думают, что как только… (обрыв)... Большие профессора в Европе говорят так же: «После смерти всё заканчивается». Теория Чарваки Муни. Подобного рода теория была принята давным давно. В ведической культуре. Не принята, была услышана. Она никогда не была принята. Теория Чарваки. Чарвака был атеистом. Он не был… (обрыв) Его философия это атеистическая философия. Он обычно говорил: бхаси бхутасйа дехасйа куто пунар агамах, что означает телесную концепцию жизни, говорящую, что тело, деха, сгорает дотла. Он обычно говорил: «Когда тело сгорит дотла, есть ли возможность вернуться?» Это означает, что у него не было информации о душе.

Принято ведической цивилизацией. Анарйа… (обрыв)... Теория Ариев состоит в том, что есть следующая жизнь, что такое следующая жизнь, прогрессивная. Цивилизованный человек. Они могли так думать. Но ты принадлежишь к арийской семье, семье Пандавов. Акирти карам. Ты славишься как друг Кришны. (обрыв) и люди скажут: «Друг Кришны не сражается». Поэтому акирти карам, это потеря репутации. «Не делай этого». И Он говорит: кутах кашмалам идам вишаме самупастхитам – «И в эту минуту опасности… Идёт сражение; ты должен сражаться. И вишаме, в эту опасную минуту ты настолько запутался, что отбросил своё оружие. А теперь обещаешь: “Нет, я не буду сражаться”». Арджуна тут же был осуждён.

Поэтому так называемые хорошие люди этого мира, которые занимаются разнообразной благотворительной деятельностью, гуманитарной деятельностью, посредством умственной стряпни, всё это может оказаться глупостью в глазах Верховной Личности Бога. Они все очень гордятся: «Мы делаем это, открываем больницы и школы, филантропия, национализм». Есть ли нечто подобное в Бхагавад-гите? Есть ли там совет: «Открой больницу, школу и занимайся филантропической деятельностью»? Нет. Если у вас есть что-то, чтобы дать пожертвование, вы склонны жертвовать, Кришна говорит: «Отдай это Мне. Если ты так богат и у тебя благая склонность дать пожертвование, отдай это Мне». Йат кароши йадж джухоши йад ашнаси йат тапасйаси дадаси йат. Дадаси йат означает «Что бы ты ни отдавал в жертву». Курушва тад мад-арпанам: «Отдай это Мне. Да, Я протягиваю руку. Пойдём». Но они забывают Кришну или совет Кришны, и продолжают гордиться: «Я занимаюсь этой деятельностью, той деятельностью». Тысячи и миллионы подобных поступков могут быть очень хорошими с точки зрения глупцов и негодяев, но Кришна может их не принять. Это критическая точка. Но мы стоим на том, что пока это не принято Кришной, это просто шрама эва хи кевалам, пустая трата времени. Наша философия говорит. Мы должны удовлетворять Кришну. Мы не должны удовлетворять себя: «Я делаю очень хорошее дело таким образом». Все эти люди создают идейную стряпню. Мано-ратхена асато дхавато бахих. Умственной стряпнёй. Харер абхактасйа куто махад-гуна мано ратхена асато дхавато бахих. Тот, кто не сознаёт Кришну, не предан Кришне, не имеет хороших качеств. «Нет, он великий человек. Он открыл так много больниц, много школ, много, много…» Да, это, может быть, хорошо с материальной точки зрения, но поскольку он не предан Кришне, это не хорошие качества. Харав… Это одно слово: харау абхактасйа, харав абхактасйа. Если у человека нет преданности Верховной Личности Бога, он не может иметь никаких хороших качеств.

Это не хорошие качества. Это на самом деле так. Предположим, если вы… Согласно карма канда вичара, если вы открываете школу, то в следующий раз вы получите хорошее образование. Это праведная деятельность с материальной точки зрения. Благо в том, что в следующей жизни вы получите хорошее образование. Предположим, если у меня есть… Принять это очень хорошо, в следующей жизни я буду очень образованным учёным, но чтобы стать образованным учёным, я должен принять рождение. Но он не знает, сколько трудностей ожидает того, кто принимает рождение. Кришна говорит: джанма-мртйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам. Придётся встретиться с духкха, несчастьем в силу рождения и смерти. Предположим, вы отправитесь в следующей жизни на райскую планету, или вы стали очень богатым человеком, или стали очень образованным человеком, но вам нужно пройти через бедствие, джанма. Они этого не учитывают. Джанма-мртйу-джара-вйадхи-духкха-дошанудар… Те, кто действительно образован должны знать: «Зачем мне снова возвращаться в процесс рождения и смерти?» Мы забываем, с какими трудностями это связано, насколько это ужасно, насколько тяжко оставаться в утробе матери, чтобы снова принять рождение. Это мы забываем. Поэтому, подобного рода вывод не очень разумен. Разумный вывод таков: тйактва дехам пунар джанма наити. Это разумно. Оставив это тело, больше не приходить в материальный мир. Вот разум.

И сколько людей обладают таким разумом? И где учение? Поэтому тот, кто не предан, не имеет хороших качеств. Если он всё ещё в бедствии материального мира, это не очень разумный вопрос. Поэтому Кришна говорит: бахунам джанманам анте джнанаван. Джнанаван означает «разумный, мудрый». Что он делает? Бвхунам джанманам анте джнанаван мам прападйате. Он предаётся Кришне. Вот разум. Вот мудрость. И здесь то же самое. Кришна уже высказался: «Ты должен сражаться». Но он показывает себя очень хорошим человеком, не причиняющим насилие: «Я не буду убивать. Я не буду делать этого. Я не буду делать этого». И Кришна тут же очень строго критикует его: «Ты говоришь совсем как анарйа, нецивилизованный человек». Кришна всё же не использовал очень резких слов. Он просто мягко отчитал Арджуну: «Ты говоришь не как разумный или продвинувшийся в цивилизации человек. Ты говоришь как нецивилизованный человек». Анарйа-джуштам.

Всё это есть в Бхагавад-гите. Мы можем очень гордиться нашей умственной стряпнёй: «Я выполняю очень хорошую работу», но Бог может это не принять. Кришна может это не принять. Вы можете измышлять. И, естественно, кого не ведёт Кришна, кого не ведёт представитель Кришны, тот глупец. Он обязательно будет сбит с толку. Он обязательно будет сбит с толку. Анарйа. Арйа, анарйа, да. Поэтому мы должны принять прибежище у Кришны через Его представителя, чтобы мы могли стать ариями. Арйа, арйан. Цивилизация ариев означает быть ведомым Высшей Личностью, ведическая культура. Это называется цивилизацией ариев. Ведическая культура. А какова цель Вед? Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйам. Поэтому высшей целью цивилизации, цивилизации арйан, прогрессивной цивилизации, должно быть постижение Кришны. Это совершенная цивилизация. А Кришна, всё минус Кришна, это не цивилизация. Это анарйа-джуштам асваргйам акирти-карам. Это... Мы не должны даром тратить времени на то, что лишено сознания Кришны. Это первоклассная цивилизация. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.