|
|||
Бхагавад-гита 1.45-46Бхагавад-гита 1.45-46 Лондон, 1 августа 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): йади мам апратикарам ашастра шастра-панайах дхартараштра ране ханйуш тан ме кшематарам бхавет санджайа увача эвам уктавирджунах санкхйе ратхопастха упавишат висрджйа са-сарам чапам шока-самвигна-манасах Перевод: Я бы предпочёл, чтобы сыновья Дхртараштры убили меня безоружного и беззащитного, нежели сражаться с ними. Санджайа сказал: Произнеся это на поле боя, Арджуна отбросил свой лук и стрелы и сел в колеснице, преисполнившись горя. Прабхупада: Йади мам апратикарам ашастрам шастра-панайах. Среди кшатриев есть обычай, что если во время битвы у противника не оказывается оружия для сражения, другая сторона обеспечивает его оружием, а не так, что та сторона без оружия, а эта пользуется возможностью убить их. Это не входит в правила и предписания сражения. Существует множество правил и предписания ведения боя. Не так, что «Поскольку он мой враг, я убью его любой ценой». Нет. Существуют правила и предписания. Если у врага разбита колесница, он упал на землю, другая сторона тут же сходит с колесницы. Предположим, он чувствует… Если один на ногах, а другой на колеснице, то он занимает превосходящее положение. Поэтому противник тоже должен сойти с колесницы и передвигаться пешком. Это означает, что побеждённому врагу тоже следует предоставить возможности, чтобы он мог не думать, что он будет убит в ослабленном положении. Нет. И Арджуна говорит… Позже Арджуна, разумеется, так и поступил. Когда он убил Карну. Карна был безоружен, и он упал с колесницы, Карна после падения с колесницы пытался вытащить колесо из грязи, и Кришна сказал Арджуне: «Вот возможность убить его. Убей его немедленно». В тот момент у него не было оружия, и он упал с колесниц, и в таком положении он был убит Арджуной по приказу Кришны. Это нарушение законов. И вы можете нарушить законы по приказу Кришны. Вы не можете. Это предание. Когда Кришна говорит: «Сделай это», хотя это и неправильно, вы должны это сделать. В этом нет сомнения. Так же как во время сражения командир говорит солдатам: «Делайте это». Его долг так поступать. Он не должен рассуждать, правильно это или нет. Так же как Кришна посоветовал Махараджу Йудхиштхире: «Йудхиштхира, Махараджа Йудхиштхира, иди к Дроначарйе и сообщи ему: ‘Твой сын погиб’». Это была ложная информация. Поскольку Дроначарйа не мог умереть, если он не охвачен скорбью. И Кришна просил Махараджу Йудхиштхиру: «Иди ты, потому что ты известен правдивостью, Дхармараджа. И когда ты скажешь, хоть это и ложь, он тебе поверит». Но Йудхиштхира колебался: «Как я скажу ложь?» Он не послушался приказа Кришны, и хотел быть очень правдивым. По этой причине ему пришлось увидеть ад. Так и в мирских соображениях есть много правильного и неправильного. И пока вы находитесь на материальном уровне, вы должны подчиняться всему этому хорошему и плохому. Но на духовном уровне, когда приказывает Кришна… Он превыше этой двойственности. Он Абсолют. И когда Он говорит сделать что-то плохое… Потому что Он не может сказать ничего плохого. Бог всеблаг. Если вы рассматривает приказы Бога с мирской позиции, то вы будете сбиты с толку. Каждый, кто обладает твёрдой верой и уверен в том, что всё, что Бог делает, всё, что Бог приказывает, даже если по мирским расчётам это может быть плохим, это хорошо… Таково абсолютное понимание. И тот, кто находится на духовном уровне, для него нет таких соображений, что хорошо, а что плохо. Единственная их забота – доволен ли Кришна. Вот и всё. Если Кришне доставляет удовольствие побуждать меня сделать нечто плохое, я, не колеблясь, сделаю это. Я сделаю это, потому что таков приказ Кришны. Тасмин туште джагат туштам. Моим принципом должно быть: «Если Кришна удовлетворён, то всё в порядке». Но пока мы находимся на материальном уровне, мы не должны выдумывать идею, что: «Кришна доволен; позвольте мне делать это». Нет. Этого вы не должны делать. Вы должны следовать правилам и предписаниям. Но если вы думаете, что это… Вы не можете думать; и вы не можете выдумывать. Либо вы слушаете непосредственно Кришну, либо… Это невозможно, потому что мы не соприкасаемся с Кришной в настоящее время. Мы пытаемся увидеть Кришну сквозь прозрачную среду духовного учителя. И мы не можем выдумывать: «Это желание Кришны». Нет. Вы должны получить подтверждение этому через прозрачную среду, от духовного учителя. Таков принцип. И Арджуна говорит: йади мам апратикарам. Пратикарам, апратикарам. Пратикарам означает «противодействие». И он говорит Кришне: «Если другая сторона, дхартараштра, сыновья Дхртараштры, убьют меня пока я не готов…» Но это не предписано в сражении. Поэтому он говорит апратикара: «Даже если я не готов, и они неожиданно убьют меня, это плохо. Либо… Я приму, даже если они убьют меня, апратикарам, не полностью вооружённого…» Ашастрам. В сражении нужно быть вооружённым всем оружием. «Но когда я не вооружён или не желаю сражаться… Потому что я не желаю сражаться». Так он решил: «Я не могу убивать своих родственников. Поэтому я не сделаю ни шагу к апратикарам, противодействию. И даже если в таких условиях они придут и убьют меня», йади мам апратикарам ашастрам, «не полностью вооружённого шастрой, оружием», ашастрам и шастра-панийах, «А они будут полностью вооружены», дхартараштра ране ханйус, «и в таких условиях другая сторона, они двоюродные братья, сыновья Дхртараштры, если они убьют меня», арне ханйус, тан ме кшематарам бхавет, «я предпочту не вступать в сражение. Если Ты думаешь: “Если ты не будешь сражаться, то они воспользуются случаем…”» Он говорит с Кришной. Он уже выдвинул контраргумент: «Кришна, если Ты думаешь, что если я не буду сражаться, то они воспользуются случаем и немедленно убьют меня, я предпочту это, но сражаться не буду. Таково моё решение». Санджайа увача. И Санджайа, секретарь Дхртараштры… Они сидели в комнате. Эвам уктва, «Сказав так», Арджуна, личность… Арджуна это падеж именительный. Арджуна, санкхйе, «на поле боя», ратхопастха, «на колеснице», упавишат. Вы видите картину. Когда Кришна дует в раковину, а сзади Арджуна достаёт стрелу, чтобы сражаться… Но вместо сражения он висрджйа са-сарам чапам. «Нет, нет, нет. Я не собираюсь…, отказываюсь. Конец. Я больше не буду сражаться». Висрджйа са-сарам чапам. Почему так? Шока-самвигна-манасах. Его ум был переполнен скорбью: «Как я могу убивать своих родственников?» Таково его положение. Итак, апратикарам, пратикарам. Две разные вещи. Пратикарам означает «сопротивление». Здесь, в материальном мире всё сталкивается с сопротивлением. Например, если вы больны, вы должны принимать лекарство. Это пратикарам. Болезнь вызвана некой, что называется, несогласованностью в теле. И мы должны приложить усилия, чтобы избавиться от несогласованности в теле. Это пратикарам. Лекарство, противодействие. Аналогично, если кто-то приходит, чтобы убить вас, вы тоже готовы убить его. Это пратикарам. Если кто-то тонет в море, вы должны оказать ему какую-то помощь, послать лодку или какое-то спасательное средство, чтобы его спасти. У нас есть так много… Так происходит в материальном мире. Он полон опасности. Падам падам йад випадам. Материальный мир - это опасность на каждом шагу. Таков материальный мир. И мы должны найти пратикарам, противодействие, как спастись от опасности. Когда мы гуляем, мы видим так много дверей, «Опасность». Так вас предупреждают. Иногда на дверях: «Злая собака». Вам нужно быть осторожным: «Нет, я не пойду туда». Всё здесь опасно, и есть пратикарам, противодействие, как спастись от неё. Это называется борьбой за существование. В материальном мире есть только опасность и противодействие. Я несчастен; чтобы стать счастливым я должен работать, я должен получать деньги. Чего бы я ни захотел… Так оно и идёт. Пратикарам, опасность, випадам. Падам падам йад випадам. Падам падам йад випадам на тешам. Самсрита йе пада-паллавам плавам. Каждый, кто принимает прибежище у лотосных стоп Кришны, самсрита йе пада-паллавам плавам махат-падам пунйа-йашо мурарех. Мурари. Мурари означает Кришну. И пунйа-йашо. Он славится только праведными поступками. В Кришне нет неправедных поступков. Кришна чистейший. Что бы Он ни делал, всё чисто. Негодяи этого не знают. Они думают: «Кришна аморален». И он становится профессором, учителем. Он не знает, не понимает Кришну. Так много крупных профессоров, образованных учёных не понимают, кто такой Кришна. Они занимают положение, позволяющее давать наставления о Кришне. Только взгляните на это мошенничество. Вы чего-то не знаете в совершенстве, и, тем не менее, вы говорите об этом. Так и происходит. Пунйа-йашо мурарех. Кто такой Кришна? Кришна говорит: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйанте. Мы должны знать Кришну. Потому что, как только вы познаёте Кришну, вы тут же становитесь освобождённым. Познать Кришну не легко. Поэтому Кришна и говорит: манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе. Прежде всего, станьте сиддхой, совершенным. «Совершенный» означает совершенное знание. Это и называется сиддха. А другое значение слова сиддха – «очень могущественный», повелитель всех йогических совершенств. Это тоже сиддха. Йогическое совершенство, восемь видов совершенства, анима лагхима сидддхи прапти шита вашита, пракамйа… Они обретают восемь видов сиддх. Они тоже называются сиддхами. С материальной точки зрения, совершенный йог может противостоять всему, и может делать всё, что захочет. Это называется сиддхи, ашта-сиддхи. Но всё же, он не такой сиддха, как Кришна. Имя Кришны - Йогешвара. Он повелитель всех йогов. Йогешвара. Йатра йогешварах кршнах. Йоги тоже наделены силой Кришны. Тем не менее, некоторые мошенники, без какой-либо йога-сиддхи, провозглашают: «Я стал Богом». Какова ваша квалификация? Вы владеете йога-сиддхами? Тогда как вы можете объявлять, что вы… Но негодяи провозглашают, что стали Богом, а другие негодяи верят: «Вот Бог». И те и другие – животные. Сва-вид-варахостра-кхараих самстутах парашах пашух. Тот, кто на деле не знает, кто такой Кришна, если он принимает кого-то, некоего негодяя за Бога, он тоже животное. Это тоже животное. Тот, кто провозглашает: «Я ничуть не хуже Кришны», тот, без сомнения, животное, безумец. Он не знает, какова сила Кришны, насколько Он Йогешвара. Тем не менее, он лживо заявляет, что стал Кришной. И тот, кто принимает его за Кришну… (В сторону): Хух? Что такое? А Кришна, нужно, прежде всего, понять, кто такой Кришна. Не понимая Кришну, если кто-то заявляет, если он думает, что Кришна обычный человек, аваджананти мам мудха манушим танум ашритам, это занятие мудх, занятие негодяев. Кришна, поскольку Он приходит как обычный человек, манушйа-лила, если мы принимаем Его, Кришну, подобным нам, обычным, то я мудха. Как человеческий ребёнок в возрасте шести или семи лет сможет поднять гору Говардхан? Прежде всего, постарайтесь понять Кришну, насколько Он могуществен. Как трёхмесячный ребёнок смог убить огромного демона Путану. Всё это описано в Бхагаватам о жизни Кришны. Как же вы заявляете, что стали таким же, как Кришна? Это безумие. Анимализм. Итак, приказ Кришны должен быть окончательным. Если Он говорит, тогда всё правильно. Вот положение Арджуны: Кришна уже устроил эту битву, и он знает, что Кришна хочет этой битвы; всё же, он говорит: йади мам апратикарам, он хочет своего. Это называется майа. Он знает желание Кришны, и всё же, говорит о собственной философии. Это говорит, что Арджуна ставит себя в позицию обычного человека. Обычный человек не знает, кто такой Кришна и каково желание Кришны, и создаёт собственную философию и мысли. Таков обычный человек, но Арджуна, он всегда друг Кришны. Вечный друг. Его имя Гудакеша, поднявшийся над тьмой. Конечно, он должен быть. Как может быть невежественным непосредственный друг Кришны? Такого не может быть. Тогда почему Арджуна играет такую роль? Он знает желание Кришны; тем не менее, он говорит йади ма апратикарам ашастрам шастра-панайах. И не… Тан ме кшематрам бхавет. Он так играет. Потому что без игры Арджуны, как бы пришла Бхагавад-гита? Это просто как игра на сцене. Один очень богатый человек играл в пьесе очень бедного человека. Но на самом деле он не бедняк. Но на сцене он играет роль бедняка. Аналогично, Арджуна не сбит с толку, но на время он кажется запутанным майей Кришны, потому что Кришна хочет поведать Бхагавад-гиту ради блага всего мира, что такое духовное знание. Так что это сценическая постановка. Итак, пратикарам и апратикарам. Что бы мы ни предприняли, пратикара, противодействие, потерпит крах, если Кришна не позволит этого. Это было осознано Прахладой Махараджей. Он говорит: «Мой дорогой Господь», Хиранйакашипу, «эти люди предпринимают так много пратикарам, противодействия. Но тану-бхртам. «Те, кто приняли материальное тело, они создают только то, что противодействует опасности. Но даже если у них есть вся эта машина или агент противодействия, всё же, без Твоего дозволения эта машина или агент противодействия не принесёт плодов». Аналогично, Кришна защищал Арджуну. И даже если бы Арджуна не был хорошо вооружён, апратикарам, он был бы спасён. Потому что там Кришна. Тавад вибхо тану-бхртам твад-упекшитанам. И даже если человек хорошо вооружён, а Кришна не захочет спасать его, он не спасётся. Всегда помните об этом. Ракше кршна маре ке, маре кршна ракше ке. Это просто, что если Кришна хочет убить тебя, тебя никто не спасёт. А если Кришна захочет спасти тебя, никто тебя не сможет убить. Таково положение. И Прахлада Махараджа приводит пример: «Мой Господь Нрсимхадева, родители на самом деле не защитники для своих детей». Потому что обычно мы думаем: «У этого ребёнка, у этого мальчика есть отец, мать, он хорошо защищён». Нет. Отец и мать… Каждый отец и мать хочет защитить ребёнка, но всё же, ребёнок сталкивается с опасностью и умирает. Тому много примеров. Аналогично, баласйа неха шаранам питарау нрсимха. Отец и мать - это защита ребёнка от опасностей. Но Прахлада Махараджа сказал: «Нет, они не защита». Не так, что если ребёнок в опасности, поскольку отец и мать очень сильны, очень богаты, они смогут оказать защиту ребёнку. Нет. Это невозможно. Тогда натасйа чагада. Лекарство… Человек страдает от некой болезни, некой смертельной болезни. Если вы думаете: «Я найму первоклассного врача и куплю первоклассное лекарство», если вы думаете, «тогда пациент будет спасён», нет, это невозможно. Это невозможно. У нас есть много примеров тому. Тогда ни один богач бы не умирал. Поскольку у него есть деньги, он может нанять первоклассного врача, первоклассно лекарство, и просто занимаясь этим, противодействием, пратикарам, он не сможет спастись. Тому есть много примеров. И вывод таков: тавад вибхо тану-бхртам твад-упекшитанам – «Если Ты отказался, если Ты решил, что этот человек, этот ребёнок не может спастись, то никакое количество пратикарам, не поможет, не поможет». Поэтому истинное пратикарам - это Кришна. Истинное пратикарам это Кришна, противодействие. И нам лучше принять прибежище у Кришны, как Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Вы всегда должны знать, что любое противодействие будет бесполезным, если нас не защищает Кришна. Поэтому наше дело полностью предаться Кришне и искать Его зашиты. Кришна говорит: «Да», ахам твам срава-папебхйо мокшайишйами, «Я дам тебе защиту». Такова философия Бхагавад-гиты. Мы должны быть уверены в Кришне: «Он готов оказать мне всю защиту, если я полностью предамся Его лотосным стопам». Спасибо большое.
|
|||
|