|
|||
Бхагавад-гита 1.44Бхагавад-гита 1.44 Лондон, 31 июля 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): ахо бата махат-папам картум вйавасита вайам йад раджйа-сукха-лобхена хантум сваджанам удйатах Перевод: Увы, как странно, что мы готовы совершить великий грех, движимые желанием насладиться царским счастьем. Прабхупада: ахо бата махат-папам картум вйавасита вайам йад раджйа-сукха-лобхена хантум сваджанам удйатах Иногда Арджуну обвиняют, Бхагавад-гиту тоже обвиняют: «Это насилие. Это насилие. Бхагавад-гита полна насилия». Да, она полна насилия. Поле сражения. Но здесь ваишнав, Арджуна думает, что это было устроено ради его раджйа-сукхи. Йад раджйа-сукха-лобхена. Лобхена. Это было устроено для удовлетворения Арджуны, чтобы он мог насладиться царством и счастьем в нём. На самом деле это не так. Это было устроено Кришной ради Своего удовлетворения, а не для удовлетворения Арджуны. В этом разница между обычным трудом и преданным служением. Преданное служение и обычный труд выглядят практически одинаково. Например, мы живём в этом доме. Соседи могут подумать: «какие-то люди здесь живут, поют, танцуют. Мы тоже танцуем. Мы тоже иногда поём. И едим, и они тоже едят. Тогда в чём разница?» Они могут думать: «В чём разница между преданным служением и обычным трудом?» Они выглядят почти одинаково. Поэтому люди заблуждаются, думая, что Бхагавад-гита это обычное сражение, насилие. Но это не так. Оно устроено Кришной, чтобы выполнить Его миссию. Его миссия: паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. Это Его удовлетворение, а не удовлетворение Арджуны, не чьё-то удовлетворение. Это Его план. Он приходит, нисходит на эту планету, в эту вселенную, просто чтобы установить истинную цель религиозной жизни, человеческой жизни. Такова Его миссия, одновременно две вещи. Паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. Сваджанам. ахо бата махат-папам картум вйавасита вайам йад раджйа-сукха-лобхена хантум сваджанам удйатах Сваджанам означает «родственники». Родственники в широком смысле, а не только мой брат или сестра или мой дядя. Нет. Сваджанам означает всех живых существ. Поскольку тот, кто не имеет сознания Кришны, с обычным сознанием, материальным сознанием, не может мыслить в рамках сваджанам: «Мои родственники - все живые существа». Он не может так думать. На самом деле каждый - наш сваджанам, потому что Бог – отец, как заявляет Кришна: ахам биджа прадах пита, если Он верховный отец… Не только Он провозглашает, но, по крайней мере, любая нормальная религиозная система провозглашает: «Бог - это изначальный отец». Это факт. Ахам сарвасйа прабхаво матах сарвам правартате. Всё исходит из Него. Он верховный отец. А если Кришна верховный отец, Он отец каждого. Сарва-йонишу каунтейа. Во всех видах жизни, во всех формах жизни они все сваджана, родственники. Как это может быть? Потому что Кришна изначальный отец. Таково сознание Кришны, поэтому преданный Кришны не хочет причинять малейшего вреда любому живому существу. Таково сознание Кришны. видйа-винайа-сампанне брахмане гави хастини шуни чаива швапаке ча пандитах сама-даршинах Пандита, тот, кто образован, он сама-даршинах, обладает равным видением. Не так… Так же как Кришна обладает равным видением… На этой картине Кришна обнимает телёнка. Он обнимает не только гопи, Он обнимает также телёнка, коров. Сама-даршинах. Для Кришны гопи, телёнок, корова или кто-то иной во Вриндаване, кто пришёл служить Ему, все они равны перед Ним. Кто-то хочет служить Кришне как телёнок, кто-то хочет служить Кришне как корова, кто-то хочет служить Кришне как гопи, кто-то хочет служить Кришне как мальчик пастушок, кто-то хочет служить Кришне как его отец, кто-то хочет служить Кришне как Его мать. Есть разные ощущения, разные вкусы. Каждое живое существо обладает собственным вкусом, как любить Кришну. Но в центре стоит любовь к Кришне. Кришна тоже отвечает взаимностью. Он не проводит различий: «Вот гопи, красивая девушка. Поэтому Я люблю её больше, чем телёнка». Нет. Кришна не настолько капризен. Аналогично, преданные Кришны, поскольку имеют… Сознание Кришны означает, что он получает малое количество качества Кришны. Поэтому он тоже равно относится к другим. Он каждого считает сваджана, членом одной семьи. Не имеет значения, что кто-то стал муравьём, а кто-то стал слоном. Живая искра, душа, одного размера, что в муравье, что в слоне. Мы несколько раз обсуждали размер души: 1/10000 часть кончика волоса. кешагра-шата-бхагасйа шатадха калпита сйака джива-бхагах са виджнейа са чанантайа калпате Таков размер. В шастрах приводится размер души – очень и очень маленький: 1/10000 часть кончика волоса. Только представьте себе. И эта частица находится в муравье, в Брахме и в слоне. Поэтому пандита, который знает, что такое эти три души, духовные искры, частицы Кришны, если он обладает полным знанием, тогда его видение таково: видйа-винайа сампанне брахмани гави-хастини шуни чаива швапаке ча пандитах сама даршинах Сама-даршинах означает равное видение. Учёный брахман, самый разумный человек в человеческом обществе, и собака… Поверхностно, внешне тут огромная разница. Вот собака, бродячая собака, а вот учёный брахман. Но пандита, тот, кто в сознании Кришны, видит, что и пандит и собака суть одно, потому что они одинаковые духовные искры. Из-за своей кармы этот стал учёным пандитом, а тот из-за своей кармы стал собакой. Но в этих разных телах, дехино ‘смин йатха дехе каумарам. Асмин дехе, в этом теле присутствует душа. Таково его видение. Разумеется, внешне не так, что я веду себя одинаково с брахманом и собакой. Это внешнее поведение. Но внутренне он будет знать, что и брахман, и собака это духовные искры. Это называется брахма-джнана. И когда человек обладает брахма-джнаной, тогда брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати, самах сарвешу бхутешу. Самата, равно. Это брахма-джнана. И в этом стихе Кришна говорит, то есть, Арджуна говорит, что йад раджйа-сукха-лобхена хантум сваджанам удйатах. И когда убиваются животные для удовлетворения языка, это махат папам. Махат папам, великий грех, великий грех. Если мы хотим убить кого-то, любое живое существо ради своего удовлетворения, будь то удовлетворение языка или удовлетворение любого другого чувства, это маха папам, великий грех. Потому что все они сваджана. Вы не можете убивать ради того или этого чувства. Но Арджуна говорит в узком смысле слова: он думает только о членах своей семьи. Но если человек действительно пребывает в знании, брахма-джнане, он думает так же: «Низшие животные тоже члены нашей семьи. А если я убью их ради своего удовлетворения, удовлетворения моего чувства, это великий грех». К сожалению, каждый убивает ради своего чувственного наслаждения во имя религии. Во имя религии, хотя это и запрещено, они всё же убивают. Только представьте себе, какой греховной деятельностью они занимаются. И как они могут быть счастливы? Счастье, разумеется, свинья тоже думает, что она очень счастлива, потому что ест испражнения, живёт в нечистом месте, и поскольку она имеет все условия для половой жизни без каких-либо ограничений, она может думать, что живёт счастливо, но это не счастье. Счастье это нечто иное. Сукхам атйантикам йат тат атендрийа-грахйам. Если вы хотите почувствовать счастье своими тупыми материальными чувствами, это не счастье. Счастье превыше ваших материальных чувств. Атйантикам. Вот истинное счастье. Истинное счастье означает, что оно никогда не кончается, и вы никогда не ощутите пресыщения: «Я больше не хочу». Вот настоящее счастье. Материальное счастье не такое. Здесь вы сразу же чувствуете пресыщение. Насладившись материальным счастьем несколько минут, вы почувствуете: «Ещё чего-нибудь, ещё чего-нибудь, ещё чего-нибудь». Поэтому в Бхагавад-гите говорится: сукхам атйантикак йат тат. То, что является настоящим счастьем, не почувствовать этими тупыми материальными чувствами. Какими тогда чувствами? Очищенными чувствами. Сарвопадхи-винирмуктам тат паратвена нирмалам. Когда наши чувства очищены, тат-паратвена, ради Кришны, когда наши чувства используются ради Кришны, это очищенные чувства. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Вот чего не хватает. Здесь, в начале, Арджуна мыслит в рамках своих тупых чувств. Но он сделает то же самое. Атйантикам, атендрийа, очищенные чувства. Просто постарайтесь понять. Это сознание Кришны. Сейчас Арджуна думает: йад раджйа-сукха-лобхена – «Ради обретения царства и чувственного наслаждения я собираюсь убивать моих родственников, это великий грех». Это так. Если бы сражение на Курукшетре было ради чувственного наслаждения Арджуны, оно было бы велики грехом. Но на самом деле это делалось не для удовлетворения Арджуны. Это делалось для удовлетворения Кришны. Поэтому вывод должен быть таков: что бы мы ни делали, если мы делаем это для нашего чувственного наслаждения, это маха папам, греховная деятельность. Но если мы то же самое делаем для удовлетворения Кришны, это духовное развитие. Такова разница. Отверженные думают, что… Карми трудится ради собственного удовлетворения, а преданный трудится ради удовлетворения Кришны. Хотя и то и другое похоже, внешне это кажется одним, но есть огромная разница. То, что вы делаете для собственного удовлетворения, для удовлетворения своих капризов, это маха-папа, великий грех. То же самое, когда вы делаете это для Кришны, открывает вам дорогу к освобождению, домой, обратно к Богу. Вот в чём разница. Вам нужно изменить сознание. Что вы делаете? Для кого вы это делаете? Для себя или для Кришны? Это сознание Кришны. И это совершенство жизни. В каком бы положении вы ни находились, что бы вы ни делали, не имеет значения. Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам: атах пумбхир двиджа-шрештха варнашрама-вибхагашах свануштхитасйа дхармасйа самсиддхим хари-тошанам Хари-тошанам означает удовлетворять чувства Всевышнего Господа, Хари. Это и есть совершенство. Не важно, что вы делаете. Варнашрама-вибхагашах. Прежде всего, «Что бы вы ни делали» не означает, что вы занимаетесь всякой ерундой, и это будет принято. Нет. Варнашрама-вибхагашах. Согласно ведической цивилизации, существует деление на варны: брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры. И деятельность должна выполняться согласно предписаниям варнашрамы. Брахману положено делать вот это. Сатйах само дамас титикша арджавам. Вы должны практиковать это. Кшатрий должен практиковать это, а вайшйа должен практиковать вот это. Поэтому и называется варнашрама – предписанные обязанности уже есть. Поэтому совершенное человеческое общество означает… Прежде всего, должно быть это деление: брахманы, кшатрии, вайшйи. И когда они выполняют обязанности, соответствующие положению брахмана, кшатрия, для удовлетворения Кришны, это совершенство жизни. Не имеет значения, шудра вы или брахман, но если вы действуете для удовлетворения Кришны согласно предписаниям своего положения, то ваша жизнь совершенна. Вот чего не хватает. Вся человеческая цивилизация должна быть основана по этому принципу. Должно быть деление. Сословия уже есть. Они должны быть скоординированы, систематизированы. Не так, что каждый – брахман. Брахман подразумевает разумного человека. И мы должны собирать разумных людей. Их следует обучить как брахманов. Воинственные, обладающие воинским духом, должны отбираться как кшатрии. Тех, кто склонен накапливать деньги, с меркантильным мышлением, тоже следует собирать. Аналогично, шудры. И их следует обучать, каждого, удовлетворять Кришну. Варнашрама-вибхагашах. Свануштхитасйа дхармасйа самсиддхим хари-тошанам. И вот Арджуна воин, он занят сражением. Сейчас он размышляет, что правильно. Он ваишнав. Он преданный. Он правильно думает: «Ради своего чувственного наслаждения я собираюсь убивать моих родственников? Ох, какой великий грех я собираюсь совершить». Но на самом деле Кришна не заставляет Своего преданного поступать греховно. Нет. Кришна этим не занимается. Хотя, поверхностно, кажется, что Кришна заставляет Арджуну заниматься греховной деятельностью, она не греховна. Что бы ни делал Кришна, это не греховно; это трансцендентная, самая чистая деятельность. Поэтому тот… Негодяи, которые не понимают Кришну, говорят, что Кришна аморален. Они не знают, кто такой Кришна и что такое деяния Кришны. Они не знают. Они думают: «Вот, Кришна заставляет Арджуну сражаться. Ох, это аморально. Почему Кришна занимает Арджуну военным делом?» И поэтому… Или: «Почему Кришна танцует с гопи? Они жёны и сестры других мужчин. Это грех». Если мы наслаждаемся с чужой женой, дочерью или сестрой, которая не является моей настоящей женой, если я хочу наслаждаться жизнью, это незаконный секс… Кришна этим не занимается. Но внешне, те, кто не имеют понятия, видят: «Кришна танцует глубокой ночью с чужими дочерьми и девушками. Поэтому он аморален». Но это означает, что он не знает, кто такой Кришна. Кришна может делать всё, что угодно. Теджийасам на дошайа. Также солнце очень могущественно. Как в материальном мире вы видите солнце, материальный объект, и оно очень могущественно, но солнце вытягивает воду из моря, а также из отхожего места. И оно тоже забирает, что называется, высасывает или…? Хамасдута:Испаряет. Прабхупада: Испаряет, да. Испаряет воду также из мочи. В нечистом месте, в отхожих ямах, оно испаряет воду так же, как и из моря. Но означает ли, что испаряя воду из отхожих ям и мочу, солнце оскверняется? Нет. Скорее оно проводит в этом месте, что называется профилактику, антисептическую, своими лучами. Аналогично, даже если кто-то приходит к Кришне с некой целью, которая аморальна, но мужчина или женщина, которые приходят туда, очищаются. И Кришна не становится аморальным. Негодяям следует знать эту науку, прежде чем называть Кришну аморальным. Поэтому Кришна говорит в Бхагавад-гите: манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе йататам апи сиддханам кашчин ветти мам таттватах Эти негодяи не знают, кто такой Кришна. Они думают, что Кришна обычный человек. «Почему Он заставляет Арджуну сражаться? Почему Он танцует с чужими дочерьми и девушками? Это аморально». Поэтому танец раса не следует обсуждать среди глупцов и негодяев. Они неправильно поймут. Хотя профессиональные чтецы, когда бы они ни говорили о Бхагаватам, они немедленно перескакивают на танец раса. Этого не следует делать. Чаитанйа Махапрабху никогда не позволял такого. Для масс людей Он занимал Себя санкиртаной. А когда обсуждались отношения Кришны с гопи, Он обсуждал это в кругу трёх избранных преданных: Рамананды Райа, Сварупы Дамодары и Шикхи Махити. У Него были тысячи и тысячи преданных, но Он никогда не обсуждал раса-лилу Кришны с массами людей, никогда. Поэтому это запрещено. Кришна… Потому что они неправильно поймут. Эти негодяи не знают, кто такой Кришна, и они поймут неправильно. Они осквернятся. Разумеется, не осквернятся. Потому что, кроме всего прочего, они будут слушать о Кришне. Но они могут понять неправильно. Это помешает им развиваться в духовной жизни. Итак, Кришна не аморален. Кришна не заставляет Арджуну совершать такой греховный поступок, сваджанам хатва. Нет. Кришна занимает его служением Себе. Это следует понять. И когда Арджуна поймёт: «Эта война, это сражение не для моего чувственного наслаждения, это для удовлетворения чувств Кришны…» Тогда он согласится, потому что он преданный. Каришйе вачанам тава: «Да, теперь я буду действовать». Так предполагается. Атмендрийа-трпти-ванчха дхаре тара нама кама. Кама означает «вожделение». Что такое вожделение? Вожделение означает, что вы пытаетесь удовлетворить свои чувства, это и называется вожделением. И в то же время, когда вы пытаетесь удовлетворить чувства Кришны, это называется любовью. Практически одно и то же дело, но для себя и для Кришны. И движение сознания Кришны подразумевает, что мы должны делать всё для Кришны под должным руководством. Мы не можем делать что-то от себя: «Я делаю для Кришны». Это ещё одно заблуждение. Поэтому нам требуется руководство духовного учителя. Кришны. Гуру кршна крпайа. В Чаитанйа-чаритамрте говорится, что вы должны искать милости и Кришны и гуру, а не так, что вы стали таким продвинутым, что состоите непосредственно в связи с Кришной, и что бы вы ни делали, это милость. Нет. Не думайте так. Нужно руководство, нужно подтверждение гуру. Гуру кршна крпайа пайа бхакти лата биджа. Здесь идёт линия бхакти. И наше дело, движения сознания Кришны – удовлетворять Кришну. Профессор Захнер, когда один разбойник, следовал своим капризам, утверждал: «Прочитав о насилии в Бхагавад-гите, он совершил это насилие». А получил ли он разрешение от Кришны или представителя Кришны? Он не знает техники. Он без оснований обвинил, нанес великое оскорбление лотосным стопам Кришны. Поэтому неопытным людям не следует учить Бхагавад-гите других, потому что они не имеют знания. Это знание должно быть получено по системе парампары. Эвам парампара праптам имам раджаршайо видух. А просто благодаря академической карьере, знанию азбуки, вы не сможете понять Бхагавад-гиту. В Бхагавад-гите сказано: бхакто си прйо си ме, не став бхактой… Поэтому Санатана Госвами запретил: «Ничего не слушайте о Кришне от того, кто не ваишнав». Аваишнава-мукходаирна-пута-хари-катхамртам, шраванам на карта… Это запрещено. Вы не должны слушать. Но эта аудитория или студенты тоже не знают что: «Это мошенник, он не преданный, он не ваишнав. Зачем нам слушать от него Бхагавад-гиту?» Первое условие это бхакто си. И запрет тоже от ачарйев. Аваишнава-мукходаирна-пута-хари-катхамртам шраванам на картавйам. Пута-хари-катхамртам. хари-катха, беседы о Кришне, они чисты сами по себе. Но всё же есть запрет, что если её произносит аваишнава, непреданный, его не следует слушать, не следует слушать. Нужно немедленно отвергнуть. Прежде всего, мы должны смотреть, кто собирается говорить о Кришне. Это преданный Кришны? Он ваишнав или нет? Если нет, то немедленно отвергнуть: «О, мы не собираемся вас слушать». Но люди не знают. Мы слушаем любого негодяя, который говорит о Бхагавад-гите. Это не тот процесс. Тогда вы будете сбиты с толку. Аваишнава-мукход…, сарпоччхиштапаййатха. Например, молоко очень хорошая пища, каждый это знает. Но когда его касается язык змеи, оно тут же становится ядовитым. Не слушайте Бхагавад-гиту или любые беседы о Кришне от не ваишнава, от того, кто не предан Кришне. Вы будете сбиты с толку. Например, они скажут: «Ох, Кришна заставляет Арджуну сражаться, совершать великий грех». Нет, это не так. Кришна заставляет Арджуну сражаться, просто с целью служить Ему. Паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. И Кришна (Арджуна) выполняет миссию Кришны не ради личного блага. Такие вот дела. Хорошо. Спасибо большое.
|
|||
|