|
|||
Бхагавад-гита 1.43Бхагавад-гита 1.43 Лондон, 30 июля 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): утсанна-кула-дхарманам манушйанам джанардана нараке нийатам васо бхаватитй анушушрума Перевод: О, Кришна, хранитель людей, я в ученической преемственности слышал, что те, кто разрушают семейные традиции, навсегда поселяются в аду. Прабхупада: Итак, семейные традиции, чьи семейные традиции? Манушйанам. Семья… Манушйнам люди имеют семьи и семейные ритуалы, кула-дхарму, джати-дхарму. Так же как чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. Это предназначено для людей, манушйанам, не для животных. Пока человеческое общество не принимает принципов варнашрама-дхармы, по повелению Кришны, Всевышнего Господа, оно не считается человеческим. Они такие же, как и животные, потому что нет регулярных, систематических принципов жизни человеческого общества. Поэтому в Вишну Пуране… Когда Чаитанйа Махапрабху беседовал с Раманандой Райем, Чаитанйа Махапрабху спрашивал: «Какова истинная цель жизни?» Садхйа-садхана. Садхйа и садхана. «Какова цель?» Садхйа означает то, ради чего мы получили человеческую жизнь. Это называется целью, садхйей, целью жизни. И садхана. Садхана означает деятельность, посредством которой мы можем достичь этой цели жизни. Это называется садхйа-садханой. Теория Дарвина, хотя она и даёт некоторые представления об эволюции, но они не знают какова цель жизни, для чего этот прогресс. Эти негодяи этого не знают. Только представим, взяв несколько стихов из Падма Пураны, Брахма Ваиварта Пураны. Аситимс чатурамш чаива, джива-джатишу, лакшамс тан джива джатишу. Существует 8400000 типов джива-джати. Аситимс чатурамш чаива лакшамс тан джива-джатишу. Это уже есть. Брахмадбхих. Таким образом, живое существо скитается по циклу переселения души. Отсюда мистер Дарвин мог почерпнуть некоторые намёки, но не смог правильно объяснить. Он не смог уловить, что брахмадбхих, кто скитается. Отсюда хаос. Так или иначе, почему живое существо скитается, не оставаясь на месте? Должна быть какая-то цель. Оно ищет этого. Должна быть цель жизни. Достижение этой цели и называется садхйей. Почему мы боремся здесь за счастье или что-то ещё? Мы боремся. И этот вопрос поднял Чаитанйа Махапрабху: «Какова цель жизни?» Если нет цели жизни, за что бороться? Зачем… Должна быть какая-то цель жизни, садхйа. И садхана. Садхана означает средства, с помощью которых мы достигаем этой цели. Это называется садханой. И Рамананда Рай цитировал… Потому что, когда идёт разговор между двумя учёными людьми, они… Например, сегодня стало модным: «Таково моё мнение», «Я так думаю». Ерунда, о чём вы можете думать? Каковы ваши познания? Но они очень гордятся. Каждый таков. Вчера сэр Алистер? Приходил Алистер Харди. Он тоже говорил: «таково моё мнение». Никто не думает, что он глупец номер один; какова ценность его мнения? Никто не думает. Но это ведический принцип. Даже Чаитанйа Махапрабху, когда Пракашананда Сарасвати спросил Его: «Ты саннйаси. Почему Ты не занимаешься изучением Веданты? Ты просто поёшь Харе Кришна, Харе Кришна». Так… Поскольку предполагается, что саннйаси всегда читает философию Веданты в особенности, и прочие философии. «Как так, что Ты поёшь как сентиментальный человек?» И Чаитанйа Махапрабху ответил: «Да, Мой гуру Махараджа, духовный учитель, смотрел на Меня как на глупца номер один». А Чаитанйа Махапрабху, что было известно Пракашананде Сарасвати, был великим учёным в Свои годы ученичества. А Он выставлял Себя как глупца номер один. Таким образом, Чаитанйа-чаритамрта, автор Чаитанйа-чаритамрты представляет себя: пурушера кита хаите муни сеи лагхишта – «Я ниже навозного червя». Пурушера кита хаите муни сеи лагхишта. Лагхишта означает «низкий, нижайший». Джагаи мадхаи хаите муни сеи папиштха. Джагаи и Мадхаи были пьяницами и охотниками за женщинами. Поэтому они были грешниками. И Чаитанйа-чаритамрта говорит, что джагаи мадхаи хаите муни сеи папиштха. Хотя… Таков путь: никто не считает себя значительным человеком, и что он может давать собственное мнение. Это мошенничество. Каждый должен думать: «Я… Чего я стою?» Этот человек действительно образован, смиренен и мягок. Никто не должен думать: «Теперь я знаю всё. Я могу превзойти любого. Я поднялся выше всех правил и предписаний. Теперь я стал парамахамсой». Это мошенничество. Всегда следует думать: «Я глупец номер один». Поэтому нужно прилагать усилия, чтобы стать совершенным. Если мы думаем: «Теперь я стал совершенным, парамахамсой», тогда вы не будете следовать духовным регулирующим принципам и падёте. И здесь Арджуна также говорит: нараке нийатам васо бхавати ити анушушрум – «Кришна, я слышал из авторитетных источников». Он никогда не говорил: «Кришна, по моему мнению, если сделать так, то люди пойдут в ад». Он не даёт собственного мнения. Он говорит ити: «Так», анушушрума, «я услышал». Это называется системой парампары. Никто не должен приводить своего мнения. Чтобы поддержать своё предположение, нужно цитировать авторитетные высказывания. Аналогично, когда Чаитанйа Махапрабху спросил: «Какова цель жизни и как её достичь?» Рамаманда Рай не приводил собственного мнения: «Моё мнение таково». Здесь Арджуна тоже говорит: ити анушушрума – «Я это услышал». Он услышал, и это означает… Шушрума означает «слушать авторитетов». И Рамаманда рай сказал: «Истинная цель жизни, предназначение жизни – удовлетворить Верховную Личность Бога». Например, все мы граждане, и каков наш долг? Мы хотим удовлетворить авторитет, правительство. Когда человек хорошо служит правительству, в этой стране его посвящают в рыцари. Его признают графом, лордом… Они получают так много титулов. В каждой стране, когда человек становится очень возвышенным гражданином, правительство его ценит. И если такова система в нашей обыденной жизни, тогда целью жизни должно стать удовлетворить высшего правителя или высшее правительство. Это вполне обычно. Но у них нет высшего правительства. Они думают: «Какое правительство мы поставим, на этом всё». Нет. Существует так много царств, так много планет. И на каждой планете есть правительство, есть власть, а над всеми ними есть высшая власть, Кришна. Ишварах парамах кршнах сач-чид-ананда-виграхах. Таково наставление шастр. Есть много контролирующих. На этой планете есть контролирующий. Есть другие планеты. Даже Брахма контролирует целую вселенную. Так же как в нашем правительстве есть система. Один департамент. Несколько департаментов управляются одним директором. Несколькими директорами руководит один секретарь. Та же система. Кришна верховный владыка, сарва-лока-махешвара, и у Него есть множество секретарей, помощников. Их называют Брахмами. Брахма означает руководителя одной брахманды, вселенной. И существуют миллионы Брахм, миллионы, триллионы. Им нет числа. Ананта-коти. Йасйа прабха прабхавато джагаданда-котих. Коти. Коти означает «беспредельный». Джагаданда. Джагаданда означает «вселенная». Брахманда или джагаданда. Анда. Анда означает «в форме яйца», круглая, яйцеобразная. Поэтому её называют анда, брахманда. Бху-гола. Гола означает «круглый». Я слышал, что до появления науки у людей было впечатление, что этот мир квадратный. Не так ли? Преданный: Плоский. Прабхупада: Плоский. Плоский, да. Но в ведических шастрах, миллионы лет назад упоминалась бху-гола. Гола означает «круглая». Только посмотрите. Эти негодяи говорят, что прежде люди не были разумными. Они разумны, потому что думают, что этот мир плоский. А те, кто миллионы лет назад говорил: «Он круглый», они были менее разумны. Только взгляните. Бху, гола. Гола означает «круглый». Бху-гола. Аналогично, джагаданда. Анда означает «круглая», как яйцо. Анда означает «яйцо». Джагад-анда. Эта вселенная яйцеобразна. И мы тоже можем видеть, что небо круглое. Это стена этой вселенной. Так или иначе, пока мы здесь, при этом мелком правительстве, наше дело - удовлетворить правителя… Вы публично… Предположим, если вы оскорбите королеву. Если вы публично скажете на митинге: «Королева проститутка». Что за этим последует? Вас немедленно арестуют и накажут. В своём частном доме вы можете сказать. Никто не услышит. Но если вы скажете такую чушь на публике, вы тут же станете преступником. Поэтому ваш долг почитать королеву, слушаться приказов правительства. Такова ваша цель хорошего гражданина. В чём разница между гражданином и тем, кто вне закона? Разница в том, что хороший гражданин всегда старается удовлетворить правительство, подчиняясь законам, изданным правительством. И поэтому наша высшая цель – удовлетворить высшего правителя, Кришну. Потому что Кришна верховный. Все эти вселенные - царство Кришны. Существует много царств. Так же как в материальном мире множество вселенных, аналогично в духовном мире множество духовных планет. Так обычно обстоят дела. Почему люди этого не поймут? Поэтому наше дело – удовлетворить Кришну, стать совершенным, удовлетворить Кришну. Вишнур арадхйате. А как вишнур арадхйате? Это философия. На те видух свартха гатим хи вишнум. Предположим, в офисе есть наш непосредственный босс, управляющий офисом, и вы следуете его приказам, хотя он не конечная инстанция. Над управляющим офисом есть секретарь. Над секретарём есть директор. Над директором есть управляющий директор. Это обычное дело. Аналогично, есть много, много контролирующих, но верховным контролирующим является Кришна или Вишну. И это вполне здраво, что наша цель жизни – удовлетворить Всевышнего Господа, Вишну или Кришну. Это здравый смысл. Есть ли какие-либо иные соображения: «Почему именно Его нужно удовлетворять?»? Нет. Вы должны удовлетворять. Это ваишнавизм. Тот, кто хочет удовлетворить Вишну, называется ваишнавом. Это ваишнавизм. Вишну означает Всевышнего Господа. Всё предназначено для удовлетворения Господа Вишну. С чего это начинается? Можно ли научить кошек и собак удовлетворять Вишну? Нет, такой возможности нет. Они собаки, животные. Они просто заняты четырьмя основами жизни: едой, сном, половой жизнью и защитой. Вот и всё. Их невозможно научить: «стань послушным Господу Вишну. Стань преданным». Ман-мана бхава мад-бхакто мад йаджи мам намаскуру. «Стань преданным Кришны». Нет, это невозможно. Поэтому говорится: манушйанам. Манушйанам. Это долг манушйа, не собак. Манушйанам. Утсанна-кула-дхарманам манушйанам джанардана. Человеческая жизнь наделена огромной ответственностью. Если вы становитесь подобными кошкам и собакам, хиппи, тогда утсанна, всё разрушается. Утсанна-кула-дхарма. У них нет семьи. Их не заботят правила и предписания. Утсанна, всё разрушено. Джагханйа-гуна-вртти-стха. Никакой семейной жизни, не принимать омовения, не поклоняться, не… Полная безответственность. Я видел это в Амстердаме. Какой это парк? Хамсадута:Вондал Парк. Прабхупада: Ужасно. На самом деле то, о чём говорил Арджуна пять тысяч лет назад, сейчас и происходит. Утсанна, всё разрушено, кончилось. Кула-дхарманам. Никакой семейной жизни. Поэтому обязанность человека – понять совё положение, и его долг – удовлетворить Всевышнего Господа. Таков план в целом. Поэтому Рамананда Рай привёл стих из Вишну Пураны: варнашрамасаравата пурушена парах пуман, вишнур арадхйате. Потому что цель – удовлетворить Вишну, стать ваишнавом. Стать брахманом - это тоже более низкий статус. Вы узнаете из Чаитанйа-чаритамрты, как наш Мадхавендра Пури устанавливал Божества. Там было много брахманов, кастовых брахманов, рождённых в… И чтобы допустить этих брахманов к поклонению, он инициировал их как ваишнавов. Потому что не став ваишнавом, никто не имеет права поклоняться Вишну. Вишну ничего не примет от того, кто не преданный. И разве Вишну нищий, чтобы приходить и брать у вас? Он не может есть? У него нет средств, чтобы принимать пищу? Нет. Он соглашается принять ваше подношение, просто на основе любви. Ваишнав любит Вишну, и Вишну соглашается принять пищу. Патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайачччхати. Главное это бхакти, а не ваша изысканная пища. Вишну вполне способен приготовить в тысячу раз более изысканное блюдо, чем вы можете предложить. Но главное – бхакти. Вишну арадханам означает…, это должно быть целью человеческой жизни. Вишну арадхана означает, что человек должен стать ваишнавом, а ваишнав означает отрегулированную жизнь, ничего не разрушающую, чтобы стать свиньёй. Это не ваишнав. Ваишнав значит озабоченный тем, как удовлетворить Вишну. И вся ведическая схема такова: как удовлетворить Вишну. Поэтому и говорится: утсанна кула-дхарманам манушйанам. Если в человеческой жизни они не следуют регулирующим принципам семейной жизни, семейных традиций и систематической организации из четырёх укладов общества: брахманов, кшатриев, вайшей и шудр… Таким способом мы можем удовлетворить Всевышнего Господа. Наша цель – удовлетворить Всевышнего Господа, а это можно сделать в совершенстве, если мы следуем регулирующим принципам джати-дхармы, кула-дхармы. Джати-дхарма означает, что если вы рождены в семье брахмана, у вас есть определённые обязанности. Если же вы лишь думаете: «Я родился в семье брахмана; теперь со всеми моими обязанностями покончено. Теперь я могу делать всякую ерунду…» Они именно так и думают. Я разговаривал. Они очень гордятся рождением в семье брахмана. И когда другие занимаются преданным служением, они говорят: «О, вы родились в более низкой семье. Вы должны делать это. Мы рождены в брахманской… Мы ничего не должны делать». Понимаете? Но они не знают, что джати-дхарма кула-ахнанам, утсанна-кула-дхарманам. Вы… Если вы действительно брахман, вы должны сохранять семейные традиции. Таков брахман. Иначе, если вы жертвуете всеми вашими семейными традициями… Так же как в вашей стране семья лорда. Семья лорда сохраняется. Семья лорда вкладывает деньги в правительство, и правительство заинтересовано, чтобы эти семейные традиции сохранялись, аристократический стиль. А если они опускаются, о них никто более не заботится. Тогда их дом будет продан, а они станут уличными попрошайками. Вот и всё. Нет больше семьи лорда. И повсюду для человеческой жизни, политически, социально или духовно, если вы хотите добиться успеха в жизни, то вы должны сохранять традиции брахмана-ваишнава. Мы ваишнавы. Единственная наша традиция – удовлетворить Вишну. Это традиция каждого, но ваишнавов в особенности. Они должны быть очень внимательными, очень озабоченными тем, как удовлетворить Господа Вишну или Кришну. Это единственное наше дело. И вам не следует этим пренебрегать. Тогда утсанна кула-дхарманам… Ваишнавская кула-дхарма – просто удовлетворить Кришну. Так и в… Манушйанам. На самом деле человеческая жизнь начинается, когда мы готовы служить Всевышнему Господу Вишну. Это человеческая жизнь; иначе это жизнь животного. Поэтому во всём мире царит хаос. Они не стремятся служить Вишну. Они стремятся только служить своим чувствам, го-даса. Слуга чувств. Вместо того чтобы становиться слугой чувств, вы должны стать хозяином своих чувств. Это называется госвами. Если вы остаётесь слугой чувств, то вы годаса. Камадинам катидха кати на… Это жизнь животного. Но когда вы становитесь хозяином чувств… Как это возможно, хозяин чувств: Если вы всегда применяете свои чувства в служении Кришне, ваши чувства всегда под контролем. Например, ваш язык. Ваш язык говорит вам: «Пойдём в ресторан и поедим чего-нибудь вкусного». Но если вы ваишнав, если вы дали обет: «Я не позволю своему языку есть чего-либо, кроме прасадам», он уже под контролем. (обрыв)… госвами. Контролировать чувства, значит занять чувства в служении Господу. Это контроль. Иначе, силой… Например, йоги, они пытаются искусственно, посредством некой гимнастики. Это может оказаться возможным на некоторое время, но… Существует множество примеров, это становится… (обрыв)... Поскольку они не могут насильно контролировать чувства. Это невозможно. Вы должны дать им лучшее занятие. (обрыв)... Насильно, если вы думаете: «Я буду контролировать мой язык, я буду контролировать мои глаза, я буду контролировать мои гениталии, я буду контролировать мой желудок. Искусственно», это может оказаться возможным на некоторое время. Но они настолько сильны, чувства настолько сильны, что искусственно их не сдержать. Парам дрштва… (обрыв)… сказано в Бхагавад-гите. Дайте чувствам лучшее занятие. Тогда вы сможете контролировать. Хршикена хршикеша-севанам бхактир уттама. Сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена… (обрыв)… тат-паратвена. (обрыв)... Тогда вы сможете очистить чувства и с очищенными чувствами вы займётесь служением Всевышнему, это и называется бхакти. Итак, если мы на самом деле люди, манушйанам… (обрыв). Кула-дхарма, семейные традиции не предназначены для кошек и собак. Но если вы живёте, хотите жить как люди, манушйанам, тогда должна быть эта система… (обрыв) …пурушена парах пуман. Чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. Тогда общество должно делиться на четыре класса… Как у нас было четыре сословия… (обрыв) …брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры должны быть. И каждый должен служить согласно своей карме, качествам и способностям. Тогда всё общество организовано… (обрыв)… Будет совершенно, будет мир… (обрыв) …никакой войны, ничего подобного, и постепенно совершая прогресс домой, обратно к Богу. Иначе будет хаос… (обрыв) …станет в настоящее время. Так… (обрыв) …утсанна кула-дхарманам манушйанам. Манушйа, джанардана. Джана означает публику в целом, и «тот, кто контролирует». Кришна контролирует каждое… (обрыв) …Джанардана. Итак: «Мой дорогой Джанардана, Кришна, в человеческом обществе, если мы нарушим этот традиционный процесс, тогда что…? Оно станет…» Нараке нийатам васо. Если вы не… (обрыв) … Если мы живём как кошки и собаки, то в следующей жизни мы получим кошачьи и собачьи… (обрыв). Но эти негодяи не знают. Они не верят в следующую жизнь. И это ужасное состояние. Вы целенаправленно ставите себя, если не следуете… (обрыв) … процесс. Варнашрама-дхарма… (обрыв) … общество. Утсанна кула-дхарманам манушйана джанардана, нараке нийатам. Нийатам означает «всегда». (обрыв) …Так же как собаки, адская жизнь… (обрыв) …поедая испражнения, живя в отвратительном месте. Майа диктует: «Ты… (обрыв) … больше, чем царь». Да. Иногда Индра становится свиньёй, и… По проклятию Брхаспати. И когда Брахма пришёл звать его обратно… (обрыв) …он был Индрой. Он отказался. (обрыв) … ответственность. Семья… (обрыв) …Свинья… (обрыв) …аваранатмика-гакти. (обрыв) … низший стандарт жизни. Он будет думать: «Я очень счастлив». Это называется аварана… (обрыв) И если свинья думает: «Я живу…» (обрыв) … тогда он умрёт. В человеческом уме… (обрыв) … Адские условия жизни, тогда он может достичь прогресса в духовной жизни. А пока он думает: «Я живу очень умиротворённо, очень счастливо…» (обрыв) … тогда атхато брахма-джиджнаса. Пока человек не придёт к этому… Этот смысл придёт, когда человек следует традициям семейной жизни.
|
|||
|