|
|||
Бхагавад-гита 1.41-42Бхагавад-гита 1.41-42 Лондон, 29 июля 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): санкаро наракайаива кула-гхнанам куласйа ча патанти питаро хй эшам лупта-пиндодака-крийах Перевод: Когда возрастает нежелательное население, для семьи и семейных традиций создаются адские условия. В таких испорченных семьях не проводится подношение пищи и воды предкам. Прабхупада: Санкаро наркайаива. Когда появляются нежеланные дети, тогда семейные традиции, семейные обязанности забываются. В наше время никто не знает, что после смерти есть жизнь, и такая жизнь связана с семьёй, предками и потомками. В нынешнее время ничего не известно из этой науки. Более или менее, совсем как животные. Вот и всё. У животных нет такого чувства связей. Оно просто в течение некоторого времени будет есть. Оно будет есть, спасть, заниматься половой жизнью и умрёт, вот и всё. В нынешнее время неизвестно тонкое регулирование семьи, и, тем не менее, они очень гордятся развитием знания. Итак, нежелательные дети, как мы обсуждали на предыдущей… Прадушанти кула-стрийах. Если женщина, кула-стрийах, семья… Семейная женщина отличается от проститутки. Тем не менее, в Индии есть неконтролируемые женщины или класс проституток. Они не семейные женщины. Но кула-стрийах, семейные женщины имеют множество обязанностей. Есть стих: сваргапта кама мокшасйа дхара сампати хетава. Дхара означает «жена». Жена может помочь человеку вознестись на райские планеты, и дхармартха кама, оказать помощь в вопросах продвижения в религиозном и духовном знании, дхарма; артха, экономического развития; кама, удовлетворения чувственного наслаждения мужа; дхарма, артха, кама и мокша, также освобождения. Жена важна. Если есть целомудренная жена, она может помочь мужу в этих четырёх принципах жизни: дхарма артха кама мокшасйа, дхара сампрати хетава. Если мы сможем воспитать хорошую жену или общество воспитывает девушек становиться хорошими жёнами, она становится великим источником энергии для мужа. Дхарма артха кама мокшасйа дхара сампра. А если они осквернены, они становятся источником санкары, варна-санкары. Показательный пример варна-санкары это нынешние хиппи. По всему миру, не только в западных странах, но и в Индии тоже. Население, население хиппи означает население санкара. И возрастание такого населения означает наракайаива, нара, адские, адские условия, как в этой жизни, так и в следующей. Сейчас мы на практике видим в последние годы, особенно в Калькутте, жизнь стала адской. Население, молодое поколение настолько загрязнено, настолько осквернено, что вы не можете без опаски пройти по улице. Где-нибудь вас могут окружить молодые парни и ограбить. Вы ничего не можете сказать. Полиция не сможет помочь, правительство не сможет помочь. Эти нежелательные дети, не воспитанные в системе варнашрамы, становятся причиной адских условий в этой жизни и после смерти. После смерти, согласно ведическим предписаниям, пинда удака, пинда, от членов семьи требуется подношение прасада Вишну хотя бы раз в год. И согласно ведической культуре в году установлен один месяц, когда все люди предлагают предкам пинду и удаку. Тарпана, тарпана. Неделю или две недели. Смысл в том, что если предки семьи не достигли должной жизни… Иногда из-за греховных поступков, слишком сильной привязанности, человек становится привидением. Привидение, существуют привидения. Бхута прета пишача. Не только эта жизнь, демоническая жизнь, но также и следующая, призрачная жизнь. Они не получают грубого тела. Они остаются в тонком теле ума, разума и эго. Из-за своей грубой греховной жизни они наказаны тем, что не получают жизни в грубом теле. Потому что, не получив грубой жизни, мы не сможем наслаждаться. С помощью ума я не смогу насладиться расагуллой. Мне нужно иметь язык, мне нужна рука, пальцы, чтобы я мог взять, затем… В уме я могу думать, что ем или беру расагуллы, но на само деле я не ощущаю вкуса. Так что требуется грубое тело, потому что каждое живое существо в материальном мире приходит, чтобы наслаждаться. Кршна бхулийа джива бхога ванчха каре таре джапати абхаре. Это начало материальной жизни. Когда мы забываем выполнять служение Кришне, мы тут же получаем материальное тело, предложенное материальной природой. пракртех крийаманани гунаир кармани сарвашах аханкара вимудхатма картахам ити манйате Это грубое тело требуется для наслаждения. Дух, духовное тело очень тонкое, и астральное тело, тоже очень тонкое. Требуется грубое тело. Поэтому луптапинда дакакрийа. Приняв на веру, что некоторые из моих предков ведут призрачную жизнь и не получили грубого тела, то благодаря этой пиндокаше… Пинда означает предложение прасада Вишну. В Индии до сих пор есть место Гайа. Там храм Вишну и по обычаю все индусы… В наши дни они не ходят. Они даже не верят. Они от всего отказались. Из-за нежелательных детей их не заботит, что значит семья, что такое пинда удака. Просто едят, пьют, женятся и наслаждаются, вот и всё. Но, как видите, 5000 лет назад Арджуна… Арджуна не был ни брахманом, ни саннйаси. Грхастха, домохозяин из царского сословия. Он на поле битвы. Он не ведантист. Но только посмотрите, насколько совершенны его познания. Такова ведическая культура. Можно не быть брахманом. Брахман очень продвинут. Сатйа сама дама титикшава. Но даже кшатрии тоже продвинуты настолько, что мы можем видеть, что он выслушивает от Кришны Бхагавад-гиту на поле битвы. Сколько времени вы можете выделить на поле битвы? Шла беседа между двумя солдатами как раз когда пришла пора пускать стрелы. Шастра сампате. Только мы собирались… Он стал очень сострадательным: «Кришна, я должен убивать своих родственников». И он описывал. Он описывал: «Какого рода грех я собираюсь совершить». Просто попытайтесь понять, насколько люди были продвинуты. Беседы о Бхагавад-гите проходили между Кришной и Арджуной на поле битвы как раз перед началом сражения. Сколько времени у них было? Максимум полчаса. Не более того. И за эти полчаса Кришна преподал Бхагавад-гиту, а тот смог её понять и даже согласиться сражаться. Да, насто мохах смртир лабдха, каришйе васана тава. Насколько он был продвинут, образован и учён, только представьте. В настоящее время они читают Бхагавад-гиту год за годом, великие учёные, великие теологи и… Но не могут понять. После прочтения Бхагавад-гиты они клеймят Кришну как аморального. Один профессор в Оксфордском университете изучает или преподаёт Бхагавад-гиту, и он написал книгу. И он пришёл к заключению, что Кришна аморален. Это значит, что он не смог понять Бхагавад-гиту. Бхагавад-гиту не сможет понять какой-то демон или человек третьего класса. Это объясняется в Бхагавад-гите. Кришна сказал Арджуне: «Я рассказываю тебе ту же Бхагавад-гиту, науку о Боге, которую Я поведал миллионы лет назад богу солнца, потому что парампара утрачена, и Я должен передать её тебе, поскольку бхактоши ме прийоси, ты Мой очень дорогой друг и бхакта». Итак, Бхагавад-гита не предназначена для демонов и абхакт. Первое условие состоит в том, что он должен быть преданным Кришны. Тогда она откроется. Иначе невозможно. Нахам пракаша сарвашах йога майа саманвита. На мам душкртина мудха прападйанте нарадхама. Всё это описано здесь. И если человек предан Кришне, он сможет понять Бхагавад-гиту очень легко. Так же как Арджуна понял за полчаса. Другие не смогут понять. В некотором смысле, люди тех времён были настолько образованы, продвинуты, что могли говорить об Абсолютной Истине и понять за полчаса, один час. В те дни не нужны были книги. У людей была настолько отточена память. Однажды услышав от духовного учителя, они никогда не забывали. С развитием Кали столь многое будет утрачено. Одно из того, что будет утрачено, это память. Люди будут слабы. Больше не будет милости. Мозги не будут такими сильными или острыми. Всё это описывается. И мы не можем даже представить себе, какими мозгами обладал Арджуна. Ещё одно: Бхагавад-гита это часть Махабхараты. А Махабхарата была написана для стри шудра двиджа-бандхунам, трайи на шрути гочара. Стри, женщины, стри, шудра и двиджа-бандху. Двиджа-бандху указывает на людей, рождённых в высокопоставленной семье: брахманов, кшатриев, вайшей, по крайней мере, брахманов и кшатриев, но не являющихся квалифицированными брахманами или кшатриями. Их называют двиджа-бандху, друзьями дваждырождённых. Одно рождение от отца с матерью, другое рождение от духовного учителя благодаря ведическому знанию. Ведическое знание - это мать, а духовный учитель - это отец. Таково второе рождение. Поэтому их называют двиджами, дваждырождёнными. А двиджа-бандхунам это те, кто на самом деле не рождены дважды, но родились в семье двиджей. Поэтому их называют двиджа-бандху, «не двиджи, друзья двиджей». Двиджа-бандху. Можно стать другом двиджи. Кто-то может стать сыном верховного судьи, но это не означает, что он тоже верховный судья. Но сейчас они думают: «Поскольку мой отец брахман, то и я брахман». Нет. Это неприемлемо. Ваш отец может быть брахманом, но если вы не квалифицированный брахман, вы не можете называться брахманом. Вас можно называть двиджа-бандху. И Махабхарата была написана: стри шудра двиджа-бандхунам райи на шрути гочара. Женщинам, двиджа-бандху и шудрам очень трудно постигать непосредственно ведическую литературу, потому что у них нет развитого знания или образования. Поэтому то же самое ведическое знание было описано в Махабхарате. Потому что это история. Каждый интересуется историей. И через историю подавалось ведическое знание. Поэтому Махабхарата называется пятой Ведой. Она предназначена для стри шудра двиджа-бандху. И Бхагавад-гита входит в состав Махабхараты. На самом деле она предназначена для менее разумного класса людей. Но в нынешнее время и высший разумный класс людей не может понять. Только взгляните на разницу. Прежде, 5000 лет назад, она была предназначена для менее разумного класса людей, но мы обнаруживаем, что большинство из так называемого высшего разумного класса людей не может понять Бхагавад-гиту. А он занимает пост профессора Оксфордского университета. Этот класс людей руководит обществом. Люди третьего и четвёртого класса руководят. Андхах йатхандхаир упанийаманас. Теперь мы беседуем со многими выдающимися личностями, гостями, приходящими ежедневно. Но на самом деле мы можем видеть, насколько люди третьего и четвёртого класса практически слепы, и они руководят обществом. Это мы можем понять. Поэтому общественный уклад… Так же как Арджуна описывает здесь: санкаро наракайаива кула-гхнанам куласйа ча. Кто это знает? Кто знает эту науку, что санкаро наракайаива, если вы порождаете нежелательное население, это ведёт к адским условиям? Кого это заботит? Мир находится в адских условиях, и мы можем это почувствовать, но они прилагают усилия на другое. Они хотят оставаться демонами; в то же время они хотят становиться лидерами. И в нынешнее время, сравнивая с общественным положением 5000 лет назад… Согласно теории Дарвина, 5000 лет назад люди были нецивилизованными. И эти книги написаны нецивилизованными людьми. Только посмотрите. Такие высоко разумные писания, а они были нецивилизованными. Теперь они стали цивилизованными. Такова теория Дарвина. Теперь мы совершаем прогресс. А Арджуна сказал: патанти питаро хй эшам лупта-пиндодака-крийах. Пиндодака. В Калькутте был один великий учёный. Его имя было Сарпишират. Он был атеистом номер один, и он говорил: «Эта пиндодака, подношение пинды, прасада и воды отправится к моим предкам. Так подавайте мне еду внизу лестницы, когда я нахожусь наверху». Такие соображения. Но он не знает того, что есть можно разными способами. Они не знают, что можно есть также и в тонком теле. Призраки тоже едят. Но способ иной. И если даже великий учёный говорит так, как тогда обычные люди…? Йад йад ачарати шрештха локас тад анувартате. Если так называемые развитые в образовании говорят столь безответственно, остальные, естественно, последуют за ними. Поэтому в нынешнее время всё поколение покрыто невежеством и тьмой. Нет чистого знания. А без чистого знания, что мы можем сделать… Так же как в темноте, всё, что мы можем делать, это воровать. Вот и всё. Это не очень правильное понимание. Поэтому у нас нет верного знания, нет правильной деятельности и в результате наракайаива. Можно прочитать следующий стих. Прадйумна: дошаир этаих кула-гхнанам варна-санкара-каракаих утсадйанте джати-дхармах кула-дхармаш ча шашватах Перевод: Из-за злодеяний разрушителей семейных традиций, все виды общественных проектов и деятельность на благо семьи будут испорчены. Прабхупада: Итак, джати-дхарма. Джати, в наше время под этим понимается «национальное». Но здесь джати-дхарма означает… Например, некто родился в брахмана джати, кшатрийа джати, ваишйа джати, шудра джати. И в каждой джати имеются разного рода обязанности. И когда дети нежеланные, безответственные, они не следуют более традициям, семейным традициям, или джати-дхарме, и порождают класс населения в варна-санкаре. И всё становится с ног на голову, возникают адские условия. И так на самом деле и происходит. Сейчас больше нет джати-дхармы. Каждый занят, так или иначе, наполнением своего желудка. Прежде были ограничения. Брахманы, кшатрии и вайшйи, эти три высших касты имели определённые ограничения. Брахман не должен делать того, или брахман не должен делать этого. И это называлось джати-дхармой. Брахман не мог заниматься служением кому-либо. Я уже говорил об этом. Кшатрий тоже не мог. И ваишйа не мог. Только шудра мог становиться слугой другого. Паричарйатмакам карма шудрасйапи свабхава-джам. А в настоящее время никто не может соблюдать строгие правила и предписания: «Я родился в семье брахмана. Я не могу поступать к кому-либо на службу». Тогда вам придётся голодать. Поскольку у него нет способностей брахмана… По образованию, по культуре он шудра, хотя и ложно провозглашает себя брахманом или кшатрием. Его джати-дхарма, семейные традиции, семейные ритуалы, всё утрачено из-за этих нежеланных детей. Нежеланные дети всё ставят с ног на голову. И Арджуна визуализировал все грядущие бедствия. Но есть одно лекарство. Это факт, что джати-дхарма утрачена. Мы более не можем называться строгими последователями джати-дхармы. Никто больше не может в строгом смысле слова представлять себя как брахмана или кшатрия. Под влиянием Кали-йуги сейчас всё утрачено. И варна-санкара. И есть только одно лекарство, только одно лекарство. Так сказано в одиннадцатой Песни Шримад-Бхагаватам: деварши бхутапта нрнам питрнам на кинкара найамрни ча раджан сарватмана йах шаранам шаранйам гато мукунда парихртйа картам Мы должны признать, что создаём адские условия в обществе, порождая нежеланных детей и не подчиняясь джати-дхарме или кула-дхарме. Это следует каждому признать. И каково же лекарство? Единственное лекарство – предаться Кришне. Кришна тоже говорит… Кришна призывает: «Ты можешь оставить даже свою джати-дхарму, но просто предайся Мне. Я защищу тебя». Есть ещё один стих в Шримад-Бхагавата: тйактва сва-дхармам чаранамбуджам джарер. Сва-дхарма. Сва-дхарма подразумевает джати-дхарму. Кшатрий или брахман имеет свои регулирующие принципы. И в Бхагаватам говорится и Нарада говорит, что если человек оставит свою джати-дхарму…, поскольку Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа. Сарва-дхарма подразумевает эту сва-дхарму, джати-дхарму, или множество иных дхарм, созданных ради сохранения общества. Так же как даже в современном мире мы создаём множество правил и предписаний. Возьмём для примера, что нужно двигаться по левой стороне. Просто, чтобы сохранить порядок в обществе. Есть много всего. И джати-дхарма, кула-дхарма похожи на это. Духовно они не имеют ценности. Они могут помочь человеку подняться на духовный уровень. Но духовное продвижение не зависит от джати-дхармы или кула-дхармы. Оно не зависит. Даже не следуя правилам и предписаниям джати-жхармы и кула-дхармы можно продвинуться в духовном знании. Ахаитуки апратихата. Если человек серьёзно намерен стать сознающим Кришну, тогда все эти материальные препятствия не смогут помешать ему. Каждый может стать. Сат, сад шва пачо… Есть… Как это называется? Мантра тантра вишарада, аваишнава гуру на са сйат сад ваишнава шва пачо гуру. Тот, кто очень опытен в джати-дхарме, но не является вишнавом, если он не предан Господу Вишну… Ваишнав означает вмшну асйа девата, Тот, кто принял… Есть много полубогов, деват. И некоторые советуют: «Если вы хотите такого результата, поклоняйтесь такому полубогу». Например, говорится, что если вы хотите красивую жену, вы должны поклоняться Уме. Ума, жена Господа Шивы очень красива. И аналогично, если вы хотите учёности, то вы должны поклоняться такому-то полубогу. Если хотите денег, то вы должны поклоняться такому-то полубогу. Есть такие, я сказал бы, повеления ведической литературы. Но если вы хотите избавления от материального состояния жизни, то вы должны принять прибежище у Вишну, ваишнава. Или шастры говорят, что даже если у вас есть иные желания, тем не менее, становитесь ваишнавом. Таково последнее наставление. Вам не нужно поклоняться другим полубогам. В Бхагавад-гите также говорится: камаис таис таир хрта-джнанах йаджанти анйа-девата. Те, кто сбит с толку похотливыми желаниями, обращаются к различным полубогам, прося благословения. Они хрта-джнана. Хрта-джнана означает «лишённые разума». Если Кришна Всевышний, и, предположим, вы хотите некоего материального счастья, может Он дать его вам? Он может дать вам и это тоже. Так зачем же вам просить у других полубогов? Поэтому и говорится, камаис таис таир хрта-джнана. Если Кришна Всевышний Господь, и если у вас есть некое желание, материальное желание… Подлинное бхакти означает минус все материальные… Анйабхилашита шунйам. Нужно быть свободным от всех материальных желаний. Но даже если у вас есть какое-то материальное желание, всё же примите прибежище у Кришны. Вам не требуется прибежище у полубогов. Таково высшее наставление ведической литературы. акама сарва кама ва мокша кама ударабхих тиврена бхакти-йогена йаджета парамам пуруша Акама подразумевает преданного. Преданные не имеют желаний. У них есть только желание стать преданным Кришны. Это естественное желание. Если сын желает: «Я должен быть послушным сыном своего отца», это естественное желание. Или сын желает: «Я должен зависеть от отца, и я буду счастлив», такого рода желание естественно. Аналогично, если кто-то желает: «Я стану преданным Господа Кришны», это естественное желание. Но когда я хочу господствовать над материальной природой и забываю о своём служении Кришне, это называется васаной. Это материальное желание, абхилаша. И мы должны оставить материальные желания. Тогда это бхакти. Анйабхилашита шунйам джнанам кармадй анавртам анукулйена кршна… И даже если мы нарушаем дхати-дхарму и кула-дхарму… Это факт. Мы так и делаем. Этот факт нельзя отрицать. Каждый из нас это делает. Какой же тогда долг или лекарство? Потому что мы нарушили всё. И с этой целью в Бхагаватам даётся наставление. Вот стих: деварши бхутанам нрнам питрнам. Питр, пинда лакокрийа. Мы обязаны подносить пинду и воду питам. Но здесь говорится. Деварши, мы в долгу перед деватами. Рши, мы в долгу перед великими мудрецами. Деварши, дева рши бхутанам. Мы в долгу перед многими другими живыми существами, бхутанам и нрнам. Мы также в долгу перед человеческим обществом. Нрнам пиртнам. Мы в долгу перед питами, предками. Птирнам. И на кинкарам найам рши ча раджа. Человек освобождается от служения всем этим личностям, деварши бхутанам имам питрнам. Как освобождается? Сарватма йах шаранам шаранйам. Тот, кто полностью предался лотосным стопам Господа, шаранйам. Шаранйам означает здесь реальное место, где можно полностью предаться. Иначе, если я предаюсь кошкам и собакам, чем они мне помогут? Поэтому они не шаранйам. Но если они по ошибке принимают прибежище у кошек и собак, какое благо они получат? Поэтому шаранйам, достоянием преданности являются лотосные стопы Мукунды. Поэтому и говорится: сарватма йах шаранам шаранйам гато мукундам парихртйа картум. У нас так много долгов, но в этот век вы теряем всё. Поэтому наш единственный долг – предаться лотосным стопам Мукунды, Кришны. Это нас спасёт. Кришна говорит – это не сказка – Кришна говорит: ахам твам сарва папебхйо мокшайишйами. «Я знаю, что ты нарушаешь семейные традиции, свои прошлые предписания, всё, что ты делаешь, достойно наказания, греховная деятельность, но Я даю тебе обещание, что если ты предашься Мне, тогда ахам твам сарва-папедхйо мокшайишйами. Я дам тебе избавление от всех последствий греховных поступков». Поэтому в настоящий момент, поскольку мы утратили всю культуру, мы совершили множество греховных поступков, если мы хотим спастись, единственное средство – предаться лотосным стопам Кришны, и тем самым спастись. Спасибо большое.
|
|||
|