Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.40



Бхагавад-гита 1.40

Лондон, 28 июля 1973 г.

Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.):

 адхармабхибхават кршна

прадушанти кула-стрийах

стришу душтасу варшнейа

джайате варна-санкарах

«Когда в семье процветает безбожие, о, Кришна, женщины семьи развращаются, а от деградации женщин, о, потомок Вршни, появляется нежелательное потомство».

Прабхупада: Это очень важный пункт. Ради хорошего населения. Без хорошего населения в обществе, джентльменов, культурных, образованных, следующих правилам и предписаниям религиозных принципов, как вы можете ожидать мира и процветания? Это невозможно. Вся ведическая система была предназначена для получения очень хорошего населения. Не того рода населения, которое склонно к пьянству и убийству и прочей греховной деятельности. Нет. Тогда вы не сможете контролировать. Если появляется такое население, всё оскверняется. Особенно в наши дни, поскольку не хватает хорошего населения, и они идут в правительство, и как вы можете ожидать хорошего правительства, хорошего управления? Всё население осквернено. Поэтому даже в таком великом государстве, как США, президента проверяют и критикуют.

Должно быть хорошее население. Чтобы было хорошее население, женщины должны быть очень целомудренны. Это основной принцип ведической цивилизации. А сохранять женщин целомудренными, это была функция ответственного отца или, в отсутствие отца, старшего брата… Он должен выдать женщину, девушку, замуж. Это обязательно. Мужчине необязательно жениться. Потому что мужчина может оставаться брахмачари. Благодаря воспитанию, он может воздерживаться от секса. Но если женщину не защищать очень строго, это очень трудно. Это очень трудно. У Чанакйи Пандита есть… Мы обсуждаем шастры. Не думайте о другом. Чанакйа Пандит говорит: вишваса наива картавйам стришу раджа-кулешу ча. Вишваса наива картавйам. «Не доверяйте женщинам». Вишваса наива картавйам стришу. Стришу означает «женщинам». Раджа-кула … и политикам. Да. Вишваса наива картавйам стришу раджа-кулешу ча. Никогда не доверяйте политикам и женщинам. Разумеется, когда женщина приходит к сознанию Кришны, это другое состояние. Мы говорим об обычной женщине. Поскольку Кришна говорит в другом месте: стийа вайшйас татха шудра. Они считаются – женщины, вайшйи, торговое сословие, и шудры, рабочий класс – менее разумными. Папа йони. Когда зачатие дефектно, они становятся менее разумными. И Кришна говорит:

мам хи партха вйапашритйа

йе ‘пи сйух папа йонайах

стрийа ваишйас татха шудрас

те ‘пи йанти парам гатим

Даже папа йони, деградированное рождение, даже женщины, шудры и вайшйи тоже могут стать полностью сознающими Кришну благодаря обучению. И они также могут вернуться домой, обратно к Богу без каких-либо препятствий.

Когда мы изучаем что-то с материальной точки зрения, об этом нужно заботиться. Но когда мужчина или женщина становится сознающим Кришну, он или она заботится о себе. Это сказано… Арджуна говорит об обычных женщинах. Стришу душтасу. Так же как адхарма абхи бхава. Адхарма. Если женщина воспитана, девушка воспитана с самого начала: «Ты должна оставаться целомудренной», это дхарма. Это называется сатита дхарма. Сати означает «целомудрие». Есть много историй о Сати, целомудренной женщине. Нала-дамайанти. Её муж обнищал. Он был царём, но впоследствии так обнищал, что у него не было даже достаточно одежды. Муж и жена носили одну одежду, пополам. И, тем не менее, не было речи о разводе. Понимаете? Всё же женщина не считала… Она тоже была царской дочерью, но муж пал до состояния нищеты. «Зачем мне жить с ним?» Вот некоторые чрезвычайные примеры целомудрия. Что говорить о древних временах, я сам видел в Бомбее в 1935-м или 34-м, на обочине дороги сидел нищий. Лицо нищего было изуродовано. Может быть, какой-то несчастный случай. Его глаза и всё остальное было изуродовано. Он не мог видеть, и все стало бесполезным. Он сидел на обочине дороги, и его жена тоже сидела. Но я увидел, что нищий был опрятен и чист. Жена тоже была опрятна и чиста. Делом жены было содержать мужа чистым, опрятным и свежим, приводить его туда и уводить обратно домой. Молодая женщина. И я смог понять, насколько целомудренна эта жена. Она не бросила своего изуродованного мужа. Потому что его лицо было изуродовано. И помогает ему. Потому что они просили денег. Мы видели.

Есть множество историй о целомудренных женщинах. Множество историй. У Рамануджачарйи был один ученик, очень бедный. И Рамануджа пришёл в дом этого бедного ученика и увидел, что в доме никого нет. Он подумал: «Что такое? Это дом моего ученика. Он семейный человек. Почему никого нет?» Он мог это понять, потому что дверь была не заперта. Она была просто прикрыта. Затем он понял, что за дверью находится его жена. Он постучал и в ответ тоже раздался стук, но она не вышла. Это означало, что она настолько бедна, что у неё не было одежды. Она оставалась в комнате, нагой. И Рамануджа смог догадаться: «Там его жена. Возможно, она недостаточно одета». Он тут же отдал ей свою одежду, и женщина вышла, одев… А затем предложила поклоны. И он смог распознать ситуацию. Они были очень и очень бедны. Даже не было одежды. И после того, как она надела одежды, она пошла в лавку бакалейщика. Поскольку там был Рамануджа. Она должна принять его. Лавка бакалейщика. Бакалейщик знал, что эта женщина очень бедна, ух, очень бедна, и делал всё, чтобы соблазнить её. Но она никогда не соглашалась, хотя и была молода. Теперь эта женщина пришла в лавку бакалейщика: «Ты знаешь, я очень бедна. Я прошу сейчас немного зерна, гхи и другого. Мой гуру махараджа пришёл ко мне в дом. Я должна его принять. И сегодня ночью я соглашусь на твоё предложение. Пожалуйста, дай мне. Мне это нужно, даже пожертвовав своим целомудрием». Бакалейщик был очень рад. «Ох, эта женщина, я завлекал её, я пытался соблазнить её. Она никогда не соглашалась. А теперь она согласна». Итак: «Хорошо, бери, чего хочешь, бери». И она взяла разного зерна столько, сколько хотела. И она приготовила и угостила духовного учителя и его спутников, его слуг. Всё было прекрасно. В это время пришёл муж, весь день работавший. И он увидел, что всё прекрасно сделано. «Гуру Махараджа сыт и его спутники сыты». И он спросил свою жену: «Откуда ты всё это достала?» тогда она повещала всю историю. Тогда муж сказал: «Да, ты обещала. Хорошо. Возьми немного прасада и иди к нему. Поскольку ты обещала встретиться с ним этим вечером. Иди». Когда бакалейщик услышал всю историю, его ум изменился: «Ох, какая целомудренная женщина. Такая верная… она даже… Ты моя мать. Возьми столько продуктов, зерна, сколько захочешь, ты…»

Вот и всё. Это было не очень давно. Таково было воспитание. И психология этой женщины: первый мужчина, которого она встретила, и если она внимательна, она становится стойкой возлюбленной. Такова психология. Это хорошая психология для сохранения общества. Поэтому женщину, особенно в Индии, особенно в Бенгалии отдавали замуж до достижения ей половой зрелости. Она не встречалась с мужем, пока не достигала половой зрелости. Но она оставалась в доме отца и знала: «Я замужем. У меня есть муж». Это психология. Тогда она становилась очень целомудренной. Поскольку она думала о своём муже, она становилась всё более и более преданной ему. Так устроено, что женщина должна быть выдана замуж до половой зрелости… или даже после достижения зрелости, у неё должен быть муж. И если эта дхарма… Это называлось канйа дайа, канйа дайа. Канйа дайа означает, что обязанность отца выдать свою дочь замуж. Это дхарма. И если эта дхарма, или если этот религиозный принцип нарушается, это… Арджуна подчёркивает: адхарма абхи, абхи бхава. Когда люди начинают пренебрегать семейными традициями и религиозными принципами, адхарма абхибхават кршна прадушйанти кула стрийах. Кула стрийах. Кула стрийа означает… Кула означает семью, а стрийа означает женщину. Женщина должна принадлежать к почтенной семье. У нас был опыт в годы учёбы. Я сидел в доме друга и одна метельщица с метлой и, как это называется, покрывало?

Преданный: Шаль.

Прабхупада: Она стояла, скажем, примерно в двенадцати ярдах от места, где мы сидели. Я сказал своему другу: «Эта метельщица хочет войти. Она ждёт, потому что мы сидим. Она стесняется войти. Давай пригласим её». И мы стояли порознь. Это означало, что хотя она и была метельщицей, мы должны были пригласить её войти. Мы стояли порознь. Она чувствовала: «Как я могу пройти между двумя мужчинами?» Это мы видели в нашем… Такова ведическая культура. Женщинам не позволялось смешиваться с мужчинами. Не позволялось. В Японии тоже такая же система. До свадьбы они могут смешиваться, но после свадьбы не могут. В Японии я тоже видел. Но в Индии до сих пор есть система. Без мужа женщина не может говорить ни с одним мужчиной. Это тоже психология. В Бхагаватам говорится, что мужчина подобен гхи, маслу, а женщина подобна огню. Поэтому, как только огонь и масло оказываются рядом, масло расплавится. Поэтому они должны держаться порознь. Существуют высказывания. И в шастрах говорится, что вы не должны оставаться в уединённом месте даже со своей дочерью, сестрой и даже матерью.

матра свасра духитрават

на вивикта саневасет

балаван индрийа грама

видвамш апи каршати

Будь то ваша мать, сестра или дочь. Нет, никто не ощущает похоти к матери, сестре или дочери. Но в шастрах сказано: «Даже со своей матерью, сестрой или дочерью вы не должны жить в уединённом месте». Тогда может возникнуть вопрос: «Как это возможно?» Нет. В шастрах говорится: балаван индрийа грама. Чувства настолько сильны, что они оскверняются. «Может быть, какие-нибудь глупцы и негодяи могут оскверниться этим». Нет. Шастры… видвамш апи каршати. Даже самый образованный может оскверниться. Иногда в Индии меня критикуют, что я держу мужчин и женщин в одном храме. В Индии это не позволяется. Нет, женщины могут жить ночью. Они могут приходить и уходить. Но я отвечаю тем, что такова система страны, где женщины и мужчины перемешаны. Как я могу воспрепятствовать этому? Тогда, может, я не должен давать женщинам шанс воспевать Харе Кришна? Нет, я должен дать этот шанс, я должен давать этот шанс женщинам, даже рискуя. Вот мой ответ.

Поэтому целомудрие очень и очень важно для порождения хорошего населения, прекрасного населения. А пока население не хорошее… Если население становится хиппи, тогда откуда возьмутся мир и процветание? Поэтому для рождения детей существуют самскары. Первая самскара это гарбхадхана самскара. Это называется кула дхармой. Гарбхадхана самскара особо предназначена для высших каст, брахманов, кшатриев… Шудры… Не шудры. У шудр нет самскар. Только высшие классы, брахманы, кшатрии и вайшйи. Вайшйи тоже иногда не проводят самскар. Но брахманы, кшатрии должны проводить самскары. Даша видха самскара. Десять видов самскар. Одна из самскарСамскара означает метод очищения. Одной из самскар также является женитьба. Человек должен жениться. И до того как родится ребёнок есть самскара, как она называется? Гарбхадхана самскара. Не та, что муж и жена сходятся без ограничений и ведут половую жизнь в любое время. Нет. Вы знаете, что мать Хиранйакашипу, Кашйапа Муни, я думаю, отец. И она, эта женщина была очень сексуально возбуждена, а муж отвечал: «Ещё не время. Это очень плохое время, вечер. Почему ты настаиваешь?» Но она была настолько похотлива, и поскольку муж был вынужден, родился Хиранйакашипу, родился демон. Поэтому существует гарбхадхана самскара, чтобы определить, когда муж и жена должны сойтись и дать рождение ребёнку. Поэтому в Бхагавад-гите вы увидите, что половая жизнь согласно принципам религиозных идеалов, это «суть Я». Половая жизнь не плоха, если предположить, что она выполняется согласно религиозным принципам. И гарбхадхана самскара… В чём её идея? Идея в том, чтобы родился ребёнок первого класса. Чтобы он был способен стать сознающим Кришну. Чтобы он был способен понять шастры, Веды. У него должны быть хорошие мозги. Вот в чём идея. Но если они родятся не так, а как кошки и собаки, их называют варна санкара. Варна санкара. Вы не можете определить брахман он, кшатрий, вайшйа или шудра. Это и называется варна санкара. И население варна санкара не хорошее. Варна санкара. Нет касты. Нет обозначения, нет определения, к какому классу этот человек принадлежит.

В нынешнее время, поскольку эти очистительные процессы не соблюдаются, даже в Индии… Они не способны соблюсти. Всё перевёрнуто вверх тормашками. Поэтому шастры говорят: «Каждый считается шудрой». Калау шудра самбхава. Нет больше брахманов, кшатриев, вайшей. Все шудры. Мы должны это принять. Потому что нет ведической культуры, нет гарбхадхана самскары. Они рождаются как кошки и собаки. Где же это деление? Его быть не может. Поэтому принимаем их как шудр. Варна санкара хуже чем шудра. По крайней мере, шудрой нужно быть. Нет ведической дикши. Для шудры нет дикши, нет инициации. Инициация предназначена для людей, рождённых в семье брахмана, кшатрия или вайшйи. Для шудры нет инициации. И в Индии есть профессиональные гуру. Они инициируют шудр, но не едят пищи, приготовленной учениками. Существует так много всего, что если он инициирован, как он может оставаться шудрой? Но они оставляют его шудрой; в то же самое время они становятся гуру. Санатана Госвами даёт указание в Хари-бхакти-виласе: татха дикшавидханена двиджатвам джайате нрнам. Если правильно инициирован, он тут же становится брахманом. Двиджатвам. Двиджа подразумевает второе рождение. Йатха канчанатам йати камса раса видханата. Есть химический процесс, когда камса, колокольная бронза, может превратиться в золото, если её пропорционально смешать с ртутью. Это пример из химии. Если кто-то может приготовить золото… Но это очень трудно смешивать с ртутью. Как только происходит небольшой нагрев, ртуть тут же испаряется. И таков процесс. У всего есть процесс. Многие йоги знают, как сделать золото из меди. На самом деле химически, если вы пропорционально смешаете медь, олово и ртуть, получится золото. И Санатана Госвами приводит этот пример. Как медь и олово, эти два металла смешиваются с ртутью, из них может быть получено золото, аналогично, благодаря правильной инициации у духовного учителя, шудра, даже если он шудра, менее чем шудра, варна санкара, или чандала может стать двиджей, брахманом. И наш процесс – делать двиджей. Панчаратрики видхи. Панчаратрики видхи. Так рекомендовано.

шрути смрти пурунади

панчаратрики видхим вина

аикантики харер бхактир

утпатайаива калпате

Рупа Госвами даёт указание, что инициация должна проводиться согласно шрути, смрти или панчаратрики видхи. Есть нйайа прастхана, шрути прастхана и смрти прастхана. Для достижения духовного развития есть три пути: посредством философии Веданты или путь Вед, или согласно Смрти. Смрти подразумевает авторитетные книги, написанные в соответствии с шрути. Шрути смрти. Например, Бхагавад-гита. Бхагвад-гита - это не непосредственно Веды, но все стансы Бхагавад-гиты строго соответствуют нйайа прастхане и шрути прастхане. И любая книга, которая написана согласно Ведам и Веданте, тоже принимается как ведическая литература. А панчаратрики видхи означает, что не имеет значения, шудра или чандалаЧандала означает того, кто хуже шудры. Панчама. Пятое сословие. Первый класс, брахманы; второй класс, кшатрии; третий класс, вайшйи; четвертый класс, шудры; а кто ниже четвёртого класс, все чандалы Чандалы означает панчама. Неприкасаемые. Их называют неприкасаемыми. И даже неприкасаемые… Поскольку Кришна сказал: мам хи партха вйапашритйа йе ‘пи сйух папа йонайах. Папа йони, чандала означает папа йони, рождённый в низкой семье… Бхагаватам говорит, Шукадева Госвами говорит: кирата хунандхра пулинда пулкаша абхира шумбха йавана ухасадайах. Йвана, млеччха йавана. Их называют… Их тоже считают среди чандалов. Йе ‘нйе ча папа, даже ниже чем это. Йе ‘нйе ча папа шуддхайанти. Они очищаются. Как? Прабхаве вишнаве намах. Когда они начинают становиться сознающими Кришну. Но кто-то может возразить: «Как возможно сделать из чандала ваишнава?» Нет, это возможно. Прабха вишнаве намах. Вишну настолько могуществен, всемогущ. Он может это сделать. И только благодаря Вишну мантре, став ваишнавом, человек может подняться над всеми этими ограничениями, социологией. Они могут. Это подтверждает Кришна: мам ча вйабхичарини бхакти йогена йа севате са гунан брахматитйаитан брахма бхуйайа калпате. Он немедленно возвышается. Он находится на уровне Брахмана. Тот, кто очень серьёзно принимает сознание Кришны, больше не находится на материальном уровне. А пока мы на материальном уровне, все эти различия: брахман, кшатрий, вайшйа и шудра, следует учитывать. Но когда человек поднимается на трансцендентный уровень, просто чистого беспримесного служения Господу, он более не находится на материальном уровне. Он на духовном уровне. Брахма бхуйайа калпате. Он уже на уровне Брахмана. Уровень Брахмана означает са гунан саматитйа этан. Материальный уровень подразумевает три гуны материальной природы. Саттва гуна, раджо гуна, тамо гуна. Здесь, даже брахман… Саттва гуна означает брахманскую квалификацию. Он тоже осквернён. Он тоже осквернён. Он обусловлен материальной природой. Что говорить о шудрах и варна санкаре? Каждый обусловлен материальной природой. Даиви хй эша гунамайи. Брахман занимает положение заключённого первого класса. Заключённый первого класса тоже заключённый. Вы не можете сказать, что он свободен. Нет, свободный отличается от заключённого первого класса. Иногда какой-нибудь почтенный джентльмен из-за политических происков может оказаться в тюрьме. Так же как Ганди, он тоже попадал в тюрьму. И многие другие. Но им предоставили место заключённых первого класса. У них была прислуга, у них были отдельные домики и книги, библиотека, все условия. Но они не могли выйти из тюрьмы. Их называли заключёнными первого класса. Так что стать брахманом означает стать заключённым первого класса. Вот и всё.

И наша точка зрения не в том, чтобы стать заключёнными первого класса. Выйти из тюрьмы. Таково видение ваишнава. Вы найдёте… Прошлым вечером я пояснял, как Мадхавендра Пури совершал церемонию Аннакута и устанавливал Божество. Всё было сделано брахманом, квалифицированным брахманом, но Мадхавендра Пури инициировал их снова, чтобы они стали ваишнавами. Тогда он дал им разрешение на поклонение Божеству. И функции ваишнава не сможет выполнить даже брахман. Даже квалифицированный брахман не годится, чтобы пропагандировать ваишнавскую философию. Так сказано в шастрах.

сат карма нипуно випро

мантра тантра вишарадах

аваишнава гуру на сасйад

сад ваишнава шва пачо гуру

Шва пачо означает чандала, который ест собак. Это считается самым низким. Есть разного рода мясоеды. Но в Индии не было пожирателей плоти коров. Некоторые из них ели свиней, даже собак. Но не было… Ни одно правительство не позволило бы есть плоть коров. Это не позволялось. Если вы хотите есть плоть, вы можете есть свиней, собак и других, также коз. Но вы не можете касаться коровы. Это запрещено. Прежде всего, они не должны быть мясоедами. Но если вы стойкие мясоеды, то вы не можете касаться коров. Вы можете есть каких-то других животных. Шва пачах. Шва пачах указывает на собакоедов. В Корее, и в некоторых местах здесь едят собак. Они открыто покупают мясо собак. И в Индии тоже есть такой класс. В Асамшайе они тоже едят собак. Собакоеды считаются низшими среди людей. Шва пачах. Шва означает «собака», а пачах означает того, кто готовит. Шва пачах означает чандала. Если человек из семьи шва пачах, или семьи чандала, он становится ваишнавом, строго следуя указаниям, и тогда он сможет стать гуру, но не брахман, если он не ваишнав. Такова структура. Даже тот, кто родился в семье брахмана, и не просто родился, но имеет квалификацию, сат карма нипуноНипуно означает квалифицированного. Брахман имеет шесть видов занятий. Он должен сам быть образованным, он должен быть способен обучать других ведической литературе. Это называется патхан патхан. Затем, он должен поклоняться… Поклоняться в смысле полубогам. Или они считают, что любой полубог и Бог это одно и тоже, имперсоналисты. И йаджан йаджан. Есть также и другие ритуальные функции. Они их проводят. Это называется йаджана. Йаджана йаджана. И дхана пратиграха. Брахман принимает пожертвования. Брахман никогда не занимается служением, как шудра. Это занятие для шудры.

И это называется дхармами. Есть много отдельных дхарм. И Арджуна ссылался на это: адхарма абхибхават кршна. Когда эти принципы приносятся в жертву и пробуждается адхарма, безбожные принципы, тогда результатом будет… Адхарма абхибхават кршна прадушанти кула стрийа. Тогда структура будет нарушена и семейные женщины испортятся. А как только женщины испортятся, стришу душтасу, женщины осквернятся, варшнейа, «Мой дорогой Кришна», джайате варна санкарана, «Тогда всё население будет варна санкара». И следующий стих объяснит то, как население варна санкара сделает мир похожим на ад. Там сказано:

санкара наракаийаива

кула гхнанам куласйа ча

патанти питаро хй эшам

лупта пиндо удака крийах

Это будет объясняться в следующем…

Итак, пять тысяч лет. Просто попытайтесь понять, насколько строго общество следовало ведическим принципам. Сейчас такого нет. Никто не соблюдает ведических принципов. А поскольку ведическим принципам строго следовали, весь мир был единым целым, которым управляли Пандавы. Даже внук Пандавов, Махараджа Парикшит… Это на поле битвы Курукшетра. Когда битва закончилась, следующим царём стал Махараджа Парикшит, внук Арджуны. До того времени всё было в порядке, ведические принципы. По всему миру. Не шло речи о мясоедении. Следовали одним и тем же принципам. Никакого мясоедения, никакого незаконного секса, никаких азартных игр, никаких одурманивающих веществ. Потому что царь был очень силён. Когда Махараджа Парикшит увидел, что чёрный человек собирается убить корову, тут же достал меч: «Кто ты? Я немедленно убью тебя». Это был царский запрет. И Кали было приказано покинуть царство. «Если ты…" Он просил помилования: «Сэр, вы собираетесь убить меня. Но это моё время. Я пришёл и это моё дело, убийство коров. Что я могу сделать? Это моё дело». И Махараджа Парикшит понял, что наступила Кали-йуга. И это его дело. «Я царь. Как я могу прекратить его дело?» Это ещё одна проблема. Человек должен быть занят, он должен заниматься своим делом. Поэтому он попросил его уйти в другое место. И Кали было затруднительно найти подходящее место в те времена. Он не мог найти. Поэтому был составлен заговор убить царя, чтобы Кали мог прийти.

И таковы принципы. Это называется человеческим обществом. Варнашрамачара вата пурушена пурнах пуман. В человеческом обществе вишну арадхйате, поклоняются Господу. Но на те видух свартха гатим хи вишну. В нынешнее время эти негодяи не знают. Андхах йатхандаир упанийаманах. И так называемые лидеры слепы сами и пытаются вести других слепцов. Таково положение в обществе. Поэтому нет больше надежды возродить ведическую культуру. Но по милости Чаитанйи Махапрабху, чето дарпана марджанам… Ведическая культура предназначена для очищения сердца и достижения совершенства. Брахма бхутах, совершенно одухотворённым. Такова ведическая культура. Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйам. Познать Всевышнего Господа. Такова ведическая культура. Сейчас всё перевёрнуто вверх тормашками. Поэтому, по милости Чаитанйи Махапрабху, Он просто рекомендовал: харер нама харер нама харер намаива кевалам. Только воспевать. Тогда результатом будет чето дарпана марджанам. Тот же результат, к которому вела Ведическая культура: очищение сердца и понимание своего положения. Благодаря воспеванию Харе Кришна мантры будет достигнуто то же положение. Киртанад эва кршнасйа мукта санга парам враджет. Поэтому не может быть и речи о депрессии: «Мы не принадлежим к тому, не принадлежим к этому». Не имеет значения. Как бы то ни было. Просто воспевайте и очиститесь. Таково движение сознания Кришны. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.