|
|||
Бхагавад-гита 1.37-39Бхагавад-гита 1.37-39 Лондон, 27 июля 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): йадйапй эте на пашйанти лобхапахата четасах кула-кшайа-кртам дошам митра-дрохе ча патакам катхам на джнейам асмабхих папад асман нивартитум кула-кшайа-кртам дошам прапашйадбхир джанардана Перевод: О, Джанардана, пусть эти люди, охваченные жадностью, не видят ничего плохого в убийстве семьи или раздорах с друзьями, почему мы, зная, что это грех, занимаемся тем же самым?» Прабхупада:Итак, другая сторона, сторона Дурйодханы, не учитывала всю эту праведную и неправедную, греховную или порочную деятельность. Потому что лобха упахата-четасах: «Они утратили здравый смысл из-за жадного стремления завладеть империей». Когда человек становится похотливым или его охватывает жадность, он утрачивает весь разум. Во многих местах об этом говорится. Камаис таис таир хрта-джнана йаджанти анйа-деватах. Кришна говорит: «Те, кто поклоняются полубогам…» На самом деле поклонения достоин Всевышний Господь Кришна. Другим следует выражать почтение. Но поклонение предназначено для Верховной Личности Бога. Он достоин поклонения. Шаранйам. У Него принимают прибежище; Ему следует поклоняться. Этому следует учить. Это и есть религия. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. Всегда думать о Верховной Личности Бога, поклоняться Ему, предлагать Ему поклоны, - это движение сознания Кришны. В комнате Божества предлагать поклоны, поклоняться, воспевать, танцевать, всегда быть занятым выражением почтения и подчинением Верховной Личности Бога. Это долг каждого. Потому что все живые существа по сути своей вечные слуги. Это их здоровое состояние. Пока они остаются слугами Всевышнего, они здоровы. Похожий пример я приводил несколько раз: неотъемлемая часть тела, этот палец, пока он в состоянии служить телу, он здоров. Если он не может оказывать служения, то он болен. Аналогично, все живые существа, которые не выполняют служения Господу, просто трудятся ради чувственного наслаждения, это болезненное состояние. А в болезненном состоянии никто не может быть счастлив. Это невозможно. Если у вас какая-то болезнь, вы не можете быть счастливым. Так обстоят дела. Они не могут понять, что служа Кришне, мы становимся здоровыми или занимаем наше нормальное положение. Это называется невежеством. Кто-то пытается забыть Его, кто-то пытается сравняться с Ним. Так это дело и продолжается. И никто не подчиняется: «Мой Господь, я забыл своё служение. С этого дня я снова становлюсь Твоим слугой. Пожалуйста, дай мне защиту». Сарва-дхаран паритйаджйа мам… Этому учат все шастры, все Веды. Но эти люди, другая сторона, ослепли. Они ослепли. Почему? Лобха упахата-четасах. Они утратили здравый смысл. Кула-кшайа-кртам дошам. Это большая ошибка – разрушать династии. В наше время люди разрушают, начиная с утробы: аборт, контрацепция, разрушение. Они не знают. Кула-кшайа. Настоящий путра. Путра означает, пут означает пун-нама наракам. Есть ад, который называется пун-нама-нарака. А тра означает трайате, спаситель. Итак, путра означает пун-нама-наракат трайате ити путра. Санскритское слово, обозначающее сына, путра, означает, что от сына ожидается спасение прародителей из адских условий жизни. Иногда из-за наших греховных поступков мы становимся привидениями. Это очень адское состояние. И когда путра предлагает шраддху…, кто предложит? Путра предложит. Таков долг. Тогда он снова получит материальное тело. Существуют тонкие законы. Люди не знают. И не стремятся знать. Но мы получаем эту информацию из ведической литературы. У путры есть долг спасать предков. Поэтому это долг – иметь путру. По крайней мере, должен остаться один сын. Но люди не очень стремятся иметь путру. Скорее убить путру. Они настолько греховны. Кама-лобха-хата-четасах. Только чувственное наслаждение. Вот и всё. Зачем бхарйа? Зачем нужно жениться? Путрартхе крийате бхарйа. Бхарйа означает «жена». Человек принимает жену. Зачем? Ради путры. Ради сына. Зачем нужен сын? Путрах пиндам прайоджанам. Путра делает подношения, чтоб спасти предков. Это прайоджанам, это абсолютно необходимо. Каждый должен оставить до смерти путру. Он должен выполнить столько обязанностей. Такова ведическая цивилизация. Но никто не заботится об этом. Да это и невозможно. Единственное средство – предаться. Шаранйам. деварши-бхутатма-нрнам питрнам найам рни на кинкара раджан сарватмана йе шаранам шаранйам гато мукундам парихртйа картум Единственное извинение состоит в том, что каждый из нас в долгу перед деварши, девата, полубогами. Полубоги. Например, Индра. Он обеспечивает нас водой. Так же как мы должны платить налог департаменту воды, департаменту огня, департаменту образования и множеству правительственных департаментов. Или, как только мы платим подоходный налог, он расходится по множеству департаментов. Так почему мы на самом деле платим? Потому что мы в долгу. Сейчас солнечно, мы получаем возможности солнечного света. Мы в долгу перед богом солнца. Аналогично, мы в долгу перед богом луны. Мы получаем так много возможностей. Варуна. Дэва. Мы в долгу перед множеством полубогов. Аналогично, мы в долгу перед рши. Например, Вйасадевой. Он дал нам ведическую литературу. Мы пользуемся её возможностями. И мы должны чувствовать себя обязанными. Дева рши, рши. Прежде всего, мы в долгу перед деватами, затем перед рши, затем перед бхутами, обычными живыми существами. Например, мы пьём коровье молоко. Мы в долгу. «Нет, мы убьём их». Они ведут просто греховную жизнь и хотят жить в счастье и мире. Только посмотрите. Мы в долгу. Я обязан вам за ваше служение. А если вместо того, чтобы чувствовать себя обязанным, я перережу вам горло, что я за джентльмен, представьте. Так что мы в долгу. Деварши-бхутатма-нрнам-питрнам. И питрнам, этим питр, кула-кшайа, предкам. Я получил это тело… От моего деда мой отец получил это тело, от отца я получил это тело. Я тоже в долгу. Потому что это тело, человеческое тело является шансом постичь своё положение. Я могу вырваться из тисков майи переселения из одного тела в другое. И эту возможность я получил по милости предков. Таково чувство долга. И есть долг. Поэтому Арджуна учитывает столь многое, потому что он преданный. Кула-кшайа-кртам дошам митра-дрохе ча патакам. «Эти негодяи утратили разум из-за жадного стремления захватить империю. Но что касается меня», Арджуна говорит, катхам на джнейам асмабхих. Множественное число: «Для нас». «Нас» означает, включая Кришну. Он говорит не «Я» или «Мне». Он включает Кришну: «Ты на этой стороне; и поскольку Ты на моей стороне, Ты мой колесничий, если я не учту всего этого, что скажут люди? Что Арджуна такой великий преданный Кришнеы. И Кришна там. И он совершает такой грех». Поэтому он говорит: катхам на джнейам асмабхих. Он притягивает Кришну. Это правильно, да. Святой человек, преданный должен учитывать всё это, прежде чем действовать: «Правильно или неправильно то, что я делаю?» таков Арджуна. Другая сторона, лобха упахата четасах. Упахата-четасах. Они утратили здравый смысл. Но мы не можем. Преданный должен быть очень ответственным. Он должен действовать так, чтобы никто не мог упрекнуть его. Иначе каждый скажет: «Что он за преданный?» Это долг. Они должны быть очень осторожными. Саннйаси должны быть очень осторожными. Чаитанйа Махапрабху говорил: саннйасира алпа-чхидре баху кари мане. Обычный грхастха, или… Только грхастха, если он беседует с женщиной, его никто не упрекает. Он грхастха. Но если саннйаси беседует с женщиной очень близко, ох, люди тут же заметят это. Саннйасира алпа-схидре баху кари мане. Это практика. Он должен быть очень осторожным. Так, преданный, саннйаси несёт очень и очень большую ответственность. Людям будет очень легко критиковать их. И Арджуна учитывал всё это. Катхам на джнейам асмабхих папад асман нивартитум. Они могут позволить себе греховную деятельность, а как мы можем позволить себе? Что скажут люди? Кула-кшайа-кртам дошам прапашйадбхир джанардана. «Хе, Джанардана, Ты хранитель людей. И если люди станут грешниками, то хранить их очень трудно». Это следует учитывать. Кула-кшайа. И мы не может разрушать семью. Но при одном условии мы можем освободиться от всех этих обязательств. Каком? Гато шаранйам парихртйа картум. Шаранйам. Мукунда-чаранам. Тот, кто посвятит свою жизнь только служению Мукунде, Кришне, Мукунде. Мук означает мукти, освобождение. И ананда. Кришна даёт освобождение. Его имя Говинда, Мукунда. У Кришны сотни и тысячи имён. И если кто-то принимает, полностью предавшись лотосным стопам Мукунды, у него больше нет обязательств, будь то питр, деварши, дэвы, деваты, полубоги, рши, бхуты. Он невосприимчив, потому что трансцендентен. Но пока он не преданный, пока он полностью не предался лотосным стопа Мукунды, он должен следовать всем регулирующим принципам и обязанностям. Он не может от них избавиться. Всему ведётся учёт. Пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах. Всё замечается. Кармана даива-нетрена. Согласно своей карме он отправляется в другое тело. Таковы тонкие законы. Поэтому кула-кшайа дошам. Вы не можете разрушать свою семью. Материально вы не можете разрушать свою семью. И Арджуна говорит: кула-кшайам кртам дошам прапашйадбхир джанардана – «Мы можем видеть. Эти негодяи утратили свой разум, но раз мы это видим, как мы можем разрушать семью?» Дальше будет приводиться объяснение. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): кула-кшайе прапашйанти кула-дхармах санатанах дхарме насте кулам кртснам адхармо ‘бхибхаватй ута Перевод: С разрушением династии, исчезают вечные семейные традиции, и оттого остальная семья вовлекается в безбожную деятельность. Прабхупада: Итак, какая за этим ответственность, убийство семьи. Поскольку в настоящее время у них нет ответственности, каждый – безбожник. Есть две вещи: религия и безбожие. Кришна тоже говорит: йада йада хи дхармасйа гланир бхавати абхйуттханам адхармасйа. Если мы не сможем сохранить религиозные принципы, тогда… Мы должны что-то делать. Тогда нам придётся усиливать безбожные принципы. И семейные традиции, согласно ведической цивилизации, соблюдались очень строго, чтобы в семье сохранялся порядок в религиозных принципах. Зачем? Поскольку человеческая жизнь предназначена для того, чтобы возродить своё вечное положение, санатана. Здесь используется это слово. Кула-дхармах санатанах. Истинная цель жизни, особенно человеческой жизни, состоит в пробуждении нашей санатана-дхармы, санатана занятия, вечного занятия. Соблюдая правила и предписания варнашрама-дхармы, четырёх варн и четырёх ашрамов…, это и называется кула-дхарма. Брахманы, кшатрии, вайшйи, шудры, брахмачари, грхастха, ванапрастха и саннйаса. Каждый из них должен строго соблюдать предписания определённого ашрама. Зачем это соблюдать так строго? Потому что, соблюдая религиозные принципы каждой стадии жизни, человек будет способен удовлетворить Верховную Личность Бога. варнашрамачаравата пурушена парах пуман вишнур арадхйате нанйат тат-тоша-каранам Если мы строго соблюдаем правила и предписания кула-дхармы… Кула-дхарма означает, что если вы брахман, вы должны соблюдать регулирующие принципы, квалификационные принципы брахмана. Если вы кшатрий, то вы должны также соблюдать кшатрийские принципы. Всё это описано в Бхагавад-гите: кто брахман, кто кшатрий, по качествам. По качествам мы должны принимать человека как брахмана, кшатрия или вайшйу, а не по рождению. Таково наставление шастр. И это должно соблюдаться. Если мы действительно хотим вырваться из материального плена, мы должны соблюдать правила и предписания кула-дхармы. Если мы не соблюдаем, мы тут же становимся безбожниками. Дхарма насте кртам кртснам адхармам абхавати ити ута. Ута, Арджуна сказал: «Так сказано». Он узнал от высших авторитетов. Ута, «так сказано» означает «сказано авторитетами». И «Если пропагандируется адхарма, безбожная жизнь за счёт утраты кула-дхармы, тогда всё утрачивается, мой дорогой Кришна. Так зачем мне убивать?» Далее будет описываться кое-что ещё, что когда убиты мужчины, женщины становятся вдовами и их характер оскверняется. Кришна так много скажет о семейной жизни. В наше время нет такой семейной жизни, нет определения религии, нет определения безбожной жизни. Всё как у животных. Калау шулра самбхавах. Если и не животные, то все они шудры, нет ни одного брахмана, кшатрия, вайшйи. Это хаотическое состояние человеческого общества. Поэтому невозможно возродить изначальное состояние систематически присущего положения. Это невозможно. Всё утрачено. Поэтому по милости Чаитанйи Махапрабху есть одно: харер нама харер нама харер намаива кевалам, калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. Всё утрачено. Теперь, только воспевая святое имя Господа Кришны, вы снова возвращаетесь в изначальное положение. Всё устроено, потому что оно трансцендентно. И нет иного пути. Чаитанйа Махапрабху настолько милостив, что он выбрал из шастр этот процесс движения санкиртаны: чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни нирвапанам. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы погасить пылающий пожар материального бытия. Но мы не соблюдаем регулирующих принципов. Мы утратили всё, нашу санатана кула-дхарму, всё. В таких обстоятельствах Чаитанйа Махапрабху даёт нам великую возможность согласно шастрам. Таково преимущество этой эпохи: киртанад эва кршнасйа мукта-сангах парам враджет. Просто воспевая святое имя Кришны, каждый освобождается от всей скверны этого века, мукта сангах парам враджет. И становится настолько чистым, что становится достойным вернуться домой, обратно к Богу. Мы не должны упустить такую возможность воспевания Харе Кришна мантры. Мы должны… Мы должны. В чём трудность воспевания Харе Кришна? Киртанийах сада харих. Трнад апи суничена тарор апи сахишнуна. Это единственное спасение для человеческого общества в этот век. Спасибо большое. Харе Кришна.
|
|||
|