|
|||
Бхагавад-гита 1.36Бхагавад-гита 1.36 Лондон, 26 июля 1973 г. Прадйумна(ведёт воспевание и т.д.): папам эвашрайед асман хатваитан ататаинах тасман нарха вайам хантум дхартараштран свабандхаван сваджанам хи катхам хатва сукхинам шйама мадхава. Перевод: Грех падёт на нас, если мы убьём таких противников. Поэтому нам не подобает убивать сыновей Дхритараштры и наших друзей. Чего мы добьёмся, о, Кришна, супруг богини удачи, и как мы сможем быть счастливы, убив наших родственников? Прабхупада:Итак, папам эва. Папам означает греховную деятельность, а пунйам праведную. И люди должны учитывать при каждом поступке, относится ли он к папам или пунйам, праведный это поступок или греховный. Но асуры этого не знают. Праврттим ча ниврттим ча на видур асурах-джанах. Асуров не заботит, что греховно, а что правильно. «Я хочу этого, и я делаю это». Таковы асуры. Собираясь совершить поступок, я не опираюсь на авторитеты, праведно это или греховно. Потому что из-за неправедной деятельности я деградирую. Адхо гаччханти тамасах. Джагханйа-гуна-вртти-стхах. Если мы становимся склонными к греховной деятельности, результатом будет наша деградация. Но мы этого не знаем. Даже так называемее религиозные священнослужители поддерживают убийство, оправдывая его. Убийство это неблагочестивая, греховная деятельность, но во имя религии также продолжается убийство. Если кто-то говорит: «Резать горло – это моя религия», будет ли это воспринято, как нечто хорошее? Иногда… Например, идёт война. Это тоже религиозная война. Но всё же есть разница. Поскольку Арджуна ваишнав, а ваишнав означает девата, полубог. Вишну бхакто бхавед дева асура этад випарйайах. В чём разница между девом и асуром? Кого называют деватой, а кого асуром? Есть два вида людей. Один класс называют дева, девата. Другой класс называют асурой. Девасура. И между девами и асурами всегда идёт борьба. В настоящее время численность асуров возросла. В прежние времена число деват было больше. И Арджуна девата, потому что он вишну-бхакта. В этом творении есть два класса людей. Вишну-бхакто бхавед даивах. Те, кто преданы Господу Вишну, зовутся деватами. Например, такие полубоги как Индра, Чандра, Сурйа и многие другие. Существует тридцать три крора деват на высших планетных системах. Все они вишну-бхакты. Они повинуются приказам Вишну и ваишнавов. Например, Индра. Он девата. Состояласьбитва между сторонниками Индры и Хиранйакашипу. И когда Хиранйакашипу был побеждён, естественно… Кроме всего прочего, если одна сторона побеждена, победители совершают много агрессии, особенно агрессии к женщинам. Так идёт и поныне. Невинные женщины очень многое претерпевают после войны от победившей стороны. Вы знаете, что солдатам предоставляется свобода насиловать женщин. И грабить имущество. Так много всего происходит. И когда Хиранйакшипу был побеждён, все деваты не вершили такой агрессии, но жена Хиранйакашпу – Кайадху, я думаю – была захвачена Индрой. Она как обычно плакала, женщина. Но она была захвачена Индрой. А мимо проходил Нарада. Он спросил: «Что это вы делаете?» «Не может быть и речи о причинении вреда этой женщине. Но я возьму её в свою обитель, потому что она беременна и ребёнок был зачат асуром, Хиранйакашипу. Поэтому я дождусь рождения ребёнка, и как только она родит, я убью этого ребёнка». Да. И Нарада сказал: «Нет, нет. Этот ребёнок не ребёнок асура. Он пришёл, великий преданный, маха-бхагавата Кришны». Поскольку Нарада знал, что когда… Не ранее. Кроме того, он знал. Но и до того он знал. Потому что святые личности могут понять, когда придёт ребёнок, который будет великим преданным Кришны. Итак, маха-бхагавата. «Не пытайся этого сделать. Не уводи её в свою обитель. Лучше отпусти её со мной в мою обитель. Я позабочусь о ней». И он тут же послушался совета Нарада, тут же. Он осознал. И не только осознал, но и обошёл вокруг женщины. Здесь маха-бхагавата, в утробе этой женщины. Принесём же наши поклоны. Таков ваишнав. Как только он понял, что в утробе этой женщины находится ваишнав маха-бхагавата: «Его (её) следует почтить, предложить поклоны». Это называется ваишнав. Но асур так не поступил бы. Асур так не поступил бы. Такова разница между деватой и асуром. В шестнадцатой главе Бхагавад-гиты вы найдёте описание асура: праврттим ча ниврттим ча на видур асура джана. Правртти. Правртти указывает на то, какого рода деятельность мы должны выполнять, а какого рода деятельности выполнять не должны. Асуры не знают этого. Асуры этого не знают. Что бы они ни делали: «Я должен делать всё ради своего чувственного наслаждения». Поэтому они запутываются. Пока они сильны в этой жизни, их никто не заботит. Шастры, садху или гуру. Их ничто не заботит. Это означает… Но асурическая цивилизация, живые существа запутываются. Потому что могут не задумываться о каком-либо действии, но природа такова. пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах аханкара-вимудхатма картахам ити манйате. Негодяи думают, что они вольны поступать так, как им хочется. Это невозможно. Пока мы в материальном мире, мы обусловлены. Пракртех крийаманани гунаих кармани. Пока мы связаны с определённым качеством материальной природы… Есть три разновидности качеств. Благости, страсть и невежество. И нам приходится контактировать с этими качествами. Пока мы не в сознании Кришны. Пока человек не занят преданным служением, он обязательно будет под влиянием этих качеств трёх видов. Благость… Кто-то может быть очень хорошим человеком, с учётом… Например, Арджуна, он говорит, рассуждая в гуне благости: «Хотя они ататаинах…» Папам эва ашрайед асман хатва этан ататаинах. Ататаинах означает «агрессор». По закону, если кто-то приходит, чтобы напасть на вас, или если кто-то приходит похитить вашу жену, это ататаинах. Или кто-то собирается поджечь ваш дом, тот в особенности зовётся агрессором. И этих агрессоров следует немедленно убить. Тут не может быть и речи о ненасилии. Вы должны немедленно убить. В этом нет греха. Ататаинах. Но, хотя другая сторона и ататаинах, агрессоры, всё же, Арджуна рассуждает, следует их убивать или нет. Этим отличаются деваты. Они рассчитывают каждый поступок. Но он рассуждает: «Поскольку эти агрессоры мои родственники, они члены моей семьи, следует ли убивать этих агрессоров или нет?» Это здравый смысл. Предположим, ваш сын сделал что-то неподобающее. То же самое. Некоторые вещи означают нападение на отца. Всё же отец рассуждает: «Должен ли я убить моего сына или нет?» Это естественно. «Если мой сын подожжёт дом, должен ли я убить его или нет?» И позиция Арджуна такая же: «Хотя они и ататаинах, агрессоры, всё же, поскольку они принадлежат к той же семье, должен ли я убивать их?» Он рассуждал: папам эва ашрайед: «Если я убью этих агрессоров, я буду виновен в греховной деятельности. Мне придётся страдать от последствий греховной деятельности». И он объясняет, почему. Папам эва ашрайед асман. «Потому что они бандхаван». Свабандхаван дхартараштран. Дхартараштран означает «сыновья Дхритараштры», Дурйодхана и другие. Свабандхаван. «Они члены нашей семьи, бандхаван». Сваджнам хи катхам хатва сукхинах шйама мадхава. «Мадхава, мой дорогой Мадхава, Ты супруг богини процветания. И Ты всегда счастлив. Неужели Ты думаешь, что я стану счастливым, убив своих людей? Неужели Ты так думаешь?» Потому что говорили друзья. Таково положение. Только посмотрите: они ататаинах, агрессоры. В этом нет сомнения. Потому что эти дхартараштран, сыновья Дхритараштры, оскорбили Драупади, жену Арджуны. Было заключено пари. Жена была ставкой. И они проиграли, проиграли в игре в шахматы, и жену забрала другая сторона. И Карна воспользовался случаем. Потому что во время свайамвары Драупади Карна был оскорблён Драупади. В попадании в глаз рыбы Карна был лучшим, как это называется, лучником. И когда Карна собрался пронзить стрелой глаз рыбе, Драупади помешала, потому что хотела, чтобы её мужем стал Арджуна. Но она знала: «Если Карна вступит в состязание, он победит. Тогда мне придётся идти за Карну». И она была очень разумной дочерью царя кшатрия. А о Карне никто не знал, что он был кшатрием. Считалось, что он был сыном ковровщика. Карна родился до замужества Кунти. Поэтому она… Оставалось неизвестным, чьим сыном был Карна. Но он был кшатрием. И это было неизвестно. И Драупади воспользовалась этой возможностью: «Это соревнование предназначено для кшатриев, а не для не-кшатриев». Потому что считалось, что он был сыном ковровщика, шудры. И ему не дали возможности заполучить Драупади. Но если бы ему такую возможность предоставили, он вышел бы победителем. А теперь Карна получил такую возможность. Когда Драупади была потеряна в ходе игры, он немедленно… Карна был другом Дурйодханы. Он тут же посоветовал: «Теперь она наша собственность. Мы можем делать с ней всё, что захотим. Арджуна потерял свою жену». И он посоветовал: «Разденем её перед этим собранием». Быть раздетой перед таким множеством людей - это великое оскорбление для женщины. И они действительно попытались оскорбить. Не пытались, это было фактом. Но Кришна спас. Вы знаете о вастри-харане Драупади. Её пытались раздеть, но эти люди не смогли раздеть её. Кришна добавлял сари, одно за другим, одно за другим, кипы сари. Тогда они пресытились и оставили это занятие: «Её невозможно раздеть». И они на самом деле были ататаинах. Потому что ататаинах указывает на того, кто собирается похитить вашу жену, оскорбить вашу жену. Вы должны его немедленно убить. Так же как Господь Рамачандра. Он был праведным царём, но когда случилось так, что его жена, Сита, была оскорблена… Сита была похищена Раваной. Господь Рамачандра мог жениться на сотнях и тысячах Сит. Он Верховная Личность Бога. Он мог сотворить Ситу, Радхарани, Лакшми. Они - энергии наслаждения Верховной Личности Бога. У Верховной Личности Бога не может быть материальной жены или материального спутника. Радхарани Кришны, Ситадеви Господа Рамачандры, Лакшмидеви Нарайаны, они – энергия наслаждения Верховной Личности Бога. Радха-кршна-пранайа-вркитир ахладини-шактир асмат. Ахладини-шакти. Кришна, Бог, имеет множество энергий. Одна из энергий называется ахладини-шакти, энергией наслаждения. И супруга Кришны, супруга Господа Рамачандры, они энергия наслаждения, проявленная. И чтобы подать пример, Господь Рамачандра, поскольку Сита была похищена, Сита была оскорблена, или Рамачандра был оскорблён, решением Господа Рамачандры было убить не только Равану, но и всю династию, покончить. Только ради одной женщины Он мог сделать столь многое. Нет. Потому что ататаинах, из-за агрессии. Чтобы научить людей, что каждый, если он агрессор, должен быть убит. Таково положение дел. Но Арджуна рассуждал, будет это праведным или неправедным. Таковы деваты. Они обдумывают каждый поступок: «Будет ли праведным или неправедным то, что я собираюсь сделать?» Таков девата. «Если это праведно, это возвысит меня. А если это неправедно, то это приведёт меня к деградации». Никто не хочет деградировать. Вы пришли к этой человеческой форме жизни из низшего состояния жизни. Джаладжа нава-лакшани стхавара лакша-вимшати крмайо рудра-санкхйаках. Из множества состояний жизни: обитатели вод, деревья, растения, насекомые, рептилии, птицы, звери. Таким образом… Бахунам джананам анте. Бахунам самбхаванте. Эту человеческую форму жизни мы получили после многих и многих рождений. Люди этого не знают. Это очень редко. Поэтому Нароттама дас Тхакур поёт: манушйа джанама паийа, радха-кршна на бхаджийа, джанийа шунийа виша кхаину. Хари хари випхале джанама гоину. Он скорбит: «Мой дорогой Кришна, я такой неудачник. Я получил человеческую форму жизни. Она была предназначена для развития сознания Кришны. Но я потратил время впустую. Как так? Джанийа шунийа виша кхаину. Я осознанно пил яд. Осознанно». Лабдха судурлабхам идам баху-самбхаванте, манушйам артхадам. Эти люди не знают. Потому что они асуры, они не знают, что следует делать в человеческой форме жизни, а чего делать не следует. Они убивают животных без колебания. Эти негодяи не знают. И всё же они – духовные лидеры. Какие ужасные условия в Кали-йугу. Только представьте. Без малейшего ограничения, без каких-либо препятствий они ведут греховную жизнь. Они не знают, что в следующей жизни всему этому хвастовству, гордости придёт конец. Придётся принять другое тело, которое будет предложено материальной природой. Вы не сможете сказать: «Я не приму это тело; я хочу то тело». Нет. Природа не в вашей власти. Вам приходится подчиняться власти природы. Пракртех крийаманани. Этот стих из Бхагавад-гиты очень важен. пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах аханкара-вимудха-атма картахам ити манйате Аханкара, из-за ложного эго. Асуры думают: «Я независим. Я могу делать то, что захочу». Нет. Вы этого не можете. Если вы так сделаете, вы будете наказаны. даиви хй эша гунамайи мама майа дурат-йайа мам эва йе прападйанте майам этан таранти те Вы отвечаете за каждое малейшее действие. Оно подмечается материальной природой. И вам придётся принять определенного вида тела для страдания. В таком множестве типов тел. Поэтому Арджуна, будучи деватой, рассуждает: «Хотя они и ататаинах, в то же время они члены семьи. Разве хорошо убивать семью?» Он спрашивает Кришну. Здесь Кришна. Он рассуждает, он советуется с Кришной: «Как Ты думаешь, убив этих агрессоров, я получу благо или нет?» Поэтому в последней строке он говорит: сваджанам хи катхам хатва сукхинах шйама мадхава: «Мой дорогой Кришна, неужели Ты думаешь, что убив членов моей семьи, своих родственников, я буду счастлив? Ты Мадхава. Ты всегда счастлив, потому что Ты супруг богини удачи. Но неужели ты думаешь, что я буду счастлив подобным образом?» Это обращение за советом. Это подтверждает характер Арджуны, характер преданного. Преданный всегда девата, полубог. А тот, кто предан, кто сознаёт Кришну, сарваир гунаис татра самасате сурах. Сура значит девата. Все благие качества деваты. Преданный Кришны никогда не принимает, что убийство это очень хорошо. Нет. «Ради удовлетворения моего языка я убью множество животных». Преданный никогда не примет. Ахимса. Ахимса. Это третье качество. Аманитвам адамбхитвам ахимса кшантир арджавам. Это… В Бхагавад-гите есть всё. Аманитвам. Аманитвам означает принимать тело за самого себя. Это аманитвам, то есть не принимать. Это аманитвам. Каждый гордится: «Я индиец», «Я американец, «Я англичанин». Это хвастовство, гордость этим телом. А знание означает: «Я не это тело. Я не это тело». Это аманитвам. Адамбхитвам. Как только мы начинаем осознавать: «Я не это тело», тогда наша ложная гордость немедленно уходит. Аманитвам адамбхитвам ахимса. Затем ахимса, ненасилие. Арджавам, простота. Существует восемнадцать достоинств полубогов. И тот, кто становится преданным Кришны, сознающим Кришну, развивает все эти благие качества. И тому доказательством служит то, что Арджуна, поскольку он преданный Кришны, рассуждает: «Должен ли я убивать их или нет?» Ахимса. Это рассуждение, а не окончательный вывод. И люди пытаются поднять состояние общества многими способами. Но они не знают секрета. Секрет в том, что если человек просто научится быть преданным Кришны, все благие качества автоматически будут видны в его личности. Не нужно дополнительных усилий, чтобы сделать человека честным, сделать человека религиозным, сделать возвышенно мыслящим, просто живущим. Эти хорошие… Само дамаш, титикша арджавам джнанам виджнанам астикйам. Все эти качества незамедлительно развиваются. Потому что живое существо, душа, это неотъемлемая частица Кришны. Мамаивамшо дживах. Кришна всё это говорит. Ахам биджа-прадах пита. «Они приходят в материальный мир. Я отец, дающий семя. Они хотят наслаждаться. И Я даю им шанс. Но на самом деле Я отец. Материальная природа – мать». Например, у нас есть опыт: отец внедряет живое существо в утробу матери. А мать с помощью своей крови развивает тело ребёнка. Аналогично, все эти живые существа, 8400000 видов… Биджо ‘хам сарва-бхутанам. Отец – Кришна. Он даёт семя в лоно материальной природы. А материальная природа даёт тело. Кто-то получает тело рыбы, кто-то получает тело дерева, растения, кто-то становится насекомым, рептилией, кто-то птицей, кто-то зверем, кто-то человеком, кто-то полубогом. Но все эти материалы обеспечиваются матерью. Это очень легко понять. Например, пока ребёнок растёт, мать обеспечивает телеснее составляющие. Поэтому Чаитанйа Махапрабху… Это очень научно. Когда Он принял саннйасу, и мать пришла… Адваита Прабху устроил ей последнее свидание с сыном. Потому что саннйаси больше не возвращается домой. В тот момент мать была ошеломлена: «Такое красивое тело. У Него были прекрасные волосы. Теперь они сбриты». И она была очень опечалена и плакала. И Чаитанйа Махапрабху тут же припал к её лотосным стопам и сказал: «Моя дорогая мать, это тело твоё. Это тело должно быть занято служением тебе, но, так или иначе, Я допустил ошибку, я принял саннйасу. Будь милостива, прости Меня». Чаитанйа Махапрабху сказал: «Это тело принадлежит тебе. Это твоё тело». Каждый сын должен так думать. Такова ведическая культура. На самом деле мать обеспечивает тело. С самого начала после полового… всё это описано в Бхагаватам. Два секрета образуют эмульсию, и образуется тело наподобие боба и постепенно развивается. Составляющие, энергию поставляет мать. То же самое. Тело всего творения обеспечивается материальной природой, матерью. Поэтому её называют «мать». Материальную природу называют «матерью». Мать Дурга. Сршти, стхити-пралайа-садхана-шактир-эка. Материальная природа… и её имя Дурга. Сршти-стхити-пралайа-садхана-шакти эка чхайева йасйа бхуванани вибхарти дурга, иччханурупам апи йасйа ча чештате са говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Это описание Дурги. И Кришна тоже говорит. Мы не должны думать, что животные, деревья или птицы и звери нечто иное, чем мы. Они наши братья. Потому что отец, дающий семя, это Кришна, а мать – материальная природа. У нас один отец и одна мать. А если у нас один отец и одна мать, то все они наши братья. И пока человек не продвинулся в духовном сознании, как он может думать о вселенском братстве? Это ерунда. Это невозможно. Так называемое вселенское братство возможно, когда он сознаёт Кришну, когда он знает, что Кришна – общий отец для всех. Отец не потерпит. Предположим, у отца десятеро сыновей. Из них один или два сына никчёмные. Но если способные сыновья скажут отцу: «Дорогой отец, эти два твоих сна бесполезны. Давай перережем им глотку и съедим». Отец скажет: «Да, сделайте так»? Нет. Отец так никогда не скажет. Отец скажет: «Пусть они никчёмные, но пусть они живут за мой счёт. Зачем…? У вас нет права покушаться на их права». Это здравый смысл. Но эти негодяи думают, что животных следует убивать для удовлетворения человеческого языка. Нет чувств. Нет чувств. И, тем не менее, они представляются религиозными лидерами. Подобного рода обманная религия полностью отбрасывается религией Бхагаватам. Дхармах проджджхита-каитаво атра парамо нирматшаранам ваставах васту ведйам атра. Это означает Бхагават-дхарму. Движение сознания Кришны предназначено для парамо нирматшаранам, для тех, кто не завидует. Как они могут завидовать? Парамахамса, тот, кто понимает, что представляет собой это творение, кто такой творец, что такое живые существа, тот, кто обладает этим знанием, называется парамахамсой. Как парамахамса может завидовать другим? Поэтому и говорится парама нирматшаранам. Матшарата. Матшарата означает зависть. А не став ваишнавом, не став сознающим Кришну, вы не думаете, что каждый – человек. Он просто животное. Спасибо большое. Харе Кришна.
|
|||
|