Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.32-35



Бхагавад-гита 1.32-35

Лондон, 25 июля 1973 г.

Прадйумна: (ведёт воспевание и т.д.)

ким но раджйена говинда

ким бхогаир дживитена ва

йешам артхе канкшитам но

раджйам бхогах сукхани ча

та име ‘вастхита йуддхе

пранамс тйактва дханани ча

ачарйах питарах путрас

татхаива ча питамахах

матулах свасурах паутрах

шйалах самбандхинас татха

этан на хантум иччхами

гхнато ‘пи мадхусудана

апи траилокйа-раджйасйа

хетох ким ну махи-крте

нихатйа дхартараштран нах

ка притих сйадж джанардана

Перевод: О, Говинда, какой прок нам от царства, счастья и даже самой жизни, когда все, ради кого мы можем желать всего этого, выстроились на этом поле биты? О, Мадхусудана, когда учителя, отцы, сыновья, деды, дядья по матери, тести, внуки, шурины и все родственники, готовые отдать свои жизни и имущество, стоят передо мной, почему я должен желать убить их, даже ради собственного выживания? О, хранитель всех сотворённых, я не готов сражаться с ними даже в обмен на три мира, не говоря уже о земле.

Прабхупада:Итак, Арджуна размышляет в рамках собственного чувственного наслаждения. Он выступает в такой роли, как будто не знает, в чём план Кришны. Да. План Кришна объясняет Сам в Бхагавад-гите.

йада йада хи дхармасйа

гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа

тад атманам срджамй ахам

паритранайа садхунам

винашайа ча душкртам

дхарма-самстхапанартхайа

йуге йуге самбхавами

Каждому уже известен план, как идёт управление космическим проявлением. Есть космическое проявление. Этот материальный мир. Он, хотя и временен, имеет цель. Цель – дать шанс живым существам, которые ввергнуты в материальный мир, возродить сознание Кришны или своё изначальное сознание, и вернуться домой, обратно к Богу. Таков план. Существует это материальное проявление, бхутва бхутва пралийате. Природа иногда проявляется, а иногда растворяется, уничтожается. Всё материальное таково. Так же как наше тело. Оно сотворено в определённый день, и будет уничтожено в определённый день. Аналогично, это гигантское тело… Это тоже тело Всевышнего Господа, тело вирата. Вирата означает «гигантское». Кришна покажет Свою вирата-рупу Арджуне. Это внешнее тело, так же как и у нас есть это внешнее тело. Внутреннее тело. Душа покрыта двумя телами, внешним и внутренним. Внешнее означает грубые элементы – земля, вода, воздух, огонь, небо. А внутреннее означает ум, разум и эго. Они тоже материальны. В этих двух оболочках… Так же как наше тело покрыто рубашкой и пальто, душа заключена в два вида тел. Когда грубому телу приходит конец, тонкое тело, ум, разум и эго остаются. Душа покрыта. Грубое тело скончалось. Это называется смертью. Но люди не знают, что для души нет смерти. Скончалась внешняя оболочка, осталась внутренняя оболочка, и внутренняя оболочка переносит душу в другое грубое тело. Это называется переселением. Ум творит так, как мы строили своё сознание в этой жизни, так что мы также творим собственную будущую жизнь. Йанти дева-врата деван питрн йанти питр-вратах.

Итак, у нас есть тела двух видов, грубое и тонкое, а внутри живу я, живёте вы, душа. Дехино ‘смин йатха дехе каумарам йауванам джара. Асмин дехе, в этом теле находится дехи, владелец тела. И люди не понимают, что кончина грубого тела на самом деле не смерть или гибель души. На ханйате ханйамане шарире. Даже уничтожение тонкого тела не означает гибель души. На ханйате ханйамане шарире. Есть два вида тел. И когда грубое тело уничтожается, тонкое тело переносит меня в другое грубое тело. Так же как воздух переносит аромат цветов с определённого места. Если ветер пролетает над садом из роз, он переносит благоухание. Хотя мы не можем видеть, мы можем учуять. Мы можем понять, что ветерок такой благоуханный потому, что пролетел над садом из роз. Аналогично, отвратительное место, воздух переносит плохой запах. Тонкое тело переносит состояние ума души и помещает её в определённое тело в соответствии с состоянием ума. Йам йам вапи смаран локе тйаджатй анте калеварам. В момент смерти состояние ума даёт мне шанс на другое грубое тело. Если мы творим свой ум сознающим Кришну, то он даст мне, состояние ума даст мне тело, в котором я смогу достичь дальнейшего прогресса. Об этом также говорится в Бхагавад-гите: шучинам шриматам гехе йога-бхраштах санджайате. Йога-бхраштах. Предположим, человек приступил к йоге. Йога означает попытку установить связь со Всевышним. Это называется йогой. А вийога означает без каких-либо отношений, без какой-либо привязанности ко Всевышнему. Йога означает «плюс», а вийога означает «минус». Итак, плюс означает, один плюс один равняется двум.

Когда мы пытаемся связаться со Всевышним, то мы можем понять, что Бог есть, и я тоже есть. У нас есть близкие отношения. Это объясняется в Ведах. Две птицы, сидящие на одном дереве. Одна птица клюёт плоды, а другая птица просто наблюдает. Наблюдающая птица - это Бог, Кришна, а клюющая птица -это живое существо. Бог свидетельствует всей нашей деятельности и состоянию ума. И Он приказывает майе внешней энергии, пракрти: «Он требует, чтобы ему дали такое тело», и материальная энергия даёт живому существу тело определённого типа и число им 8400000. Нет уверенности, что в следующей жизни я получу тело того же типа, что и в этой жизни. Но в Бхагавад-гите объясняется, что если вы пребываете в гуне благости, то вы отправитесь на своё место на высших планетный системах.

урдхвам гаччханти саттва-стха

мадхйе тиштханти раджасах

джагханйа-гуна-вртти-стха

адхо гаччханти тамасах

Есть три качества материальной природы. Они действуют. А мы находимся под влиянием какой-либо из них. Либо под влиянием благости, под влиянием страсти, или под влиянием невежества. И когда мы находимся под влиянием невежества, джагханйа-гуна-вртти, тогда наше поведение и деятельность становятся просто отвратительными, весьма и весьма отвратительными. Особенно в Кали-йугу, как говорится, у людей не будет определённого времени для еды, сна и омовения. Из-за этого их тела будут напоминать тела привидений. Это то, что мы видим на самом деле. Они становятся хиппи. В частности, в эту эпоху не будет места даже для ежедневного омовения. Особенно мы это видим в этой стране. Квартира, в которой нет места для омовения. Вам приходится выходить наружу. И всё ухудшается больше и больше. Адхо гаччханти тамасах. Поэтому человеческая цивилизация подразумевает развитие качества благости. Это поможет ему в дальнейшем прогрессе. Урдхвам гаччханти саттва-стхах. Урдхвам означает высшую планетную систему. Говорится, что апи траилокйа-раджасйа хетох. Траилокйа. Ом бхур бхувах свах. Это бхур-лока. Над ней бхувар-лока, а над ней свар-лока, райские планеты. Ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам. Это гайатри мантра.

Итак, Арджуна говорит о траилокйа раджасйа. Он подчёркивает: «Даже если я получу царство трёх миров, не говоря уже об этой земной планете, которая ничтожна, даже если я получу царство над траилокйей, сваргой, мартйей, паталой, всё же, я не готов убивать моих родственников». Он так решил. Это называется семейными привязанностями. Он говорит: «Даже в обмен на царство трёх миров я не готов сражаться».

апи траилокйа-раджасйа

хетох ким ну махи-крте

нихатйа дхартараштра нах

ка притих сйадж джанардана

«Что я получу, убив моих двоюродных братьев? И вместе с ними такое множество родственников».

ачарйах питарах путрас

татхаива ча питамахах

матулах свасурах паутрах

сйалах самбандхинас татха

этан на хантум иччхами

«Мой дорогой Кришна, Мадхусудана», он не обращается к Кришне как к «Кришне». Он обращается к Нему: «Мадхусудана». Он напоминает Ему: «Ты тоже убивал, но Ты убил Своего врага, Мадху». Мадху был демоном. Мадху каитава бхаре хари мураре. Мадху каитава бхаре. Так, «Ты Мадхусудана. Ты убийца демона Мадху, который был Твоим врагом. Ты не Нанда-судана или Йашода-судана». Этим он напоминает Ему, немного критично: «Ты Сам Мадхусудана. Ты убивал только Своих врагов. Почему Ты побуждаешь меня убивать моих родственников?» Это критика. Этан на хантум иччхами. «Ты можешь побуждать меня, но я не собираюсь убивать их». Этан на хантум: «Убивать я не желаю». Тогда можно поставить вопрос так: «Это сражение. Если ты не убьёшь, если останешься стоять, то они убьют тебя. Потому что это битва. Что тогда ты будешь делать?» «Да, я согласен». Гхнато ‘пи: «Если они убьют меня, я согласен. Всё же, я не буду убивать их». Гхнато ‘пи: «Даже если они убьют меня, я не буду сражаться. Я не буду убивать их. Но если они убьют меня, с этим я тоже согласен; всё же я не буду убивать». Только посмотрите, какова решимость. Это называется семейными привязанностями.

Так он подготавливает почву для учения Бхагават-гиты. Мы настолько привязаны к нашей телесной концепции жизни и расширению телесной концепции жизни. Он мыслит в рамках телесной концепции жизни. Сйалах бандху питаро питамахах. Поскольку кому-то довелось стать… Например, есть многие тысячи женщин. Одну женщину, с которой у меня есть телесная связь, я принимаю: «Она моя жена. Я должен защищать её». Это тоже основано на телесной связи. Пока не было телесной связи с этой женщиной, она вас не заботила. Но как только возникла телесная связь, немедленно возникла привязанность. Тайор митхуна хрдайа-грантхам ахух. Обычно у каждого есть влечение к женщине. У женщины есть влечение к мужчине. Это обычно. Но когда они объединяются в браке, влечение становится очень сильным, хрдайа грантхим ахух. Хрдайа-грантхи означает «очень тугой узел». Хрдайа-грантхим ахух. Это называется семейными привязанностями. У меня есть привязанность к детям, к обществу, к дому. То, как Арджуна описывает это, оно означает телесную концепцию жизни. Суть и основа всего этого пассажа, высказанного Арджуной, ким но раджйена говинда ким бхогаир дживитена ва. Каждый тяжко трудится, чтобы заработать денег. Зачем? Семейная привязанность. Мы изучали экономику, и была книга «Экономика» Маршалла. Этот мистер Маршалл объясняет, что экономический стимул начинается с семейного влечения. Пока у человека нет семьи, он не будет стараться зарабатывать. Он не будет стараться зарабатывать деньги. Он не будет ответственным. Так что это главное. Когда человек получает некую ответственность, пост… Я знаю одного англичанина в Индии, у меня с ним были отношения. Он просто старался узнать: «Есть ли семья у человека, который приходит к нам работать?» Потому что пока у него нет семьи, у него нет привязанности. Он может уйти с работы в любой момент. Потому что нет семейной привязанности. Это психология. Поэтому, согласно ведической цивилизации, долг родителей поженить сыновей и дочерей, чтобы у них была семейная привязанность, чтобы у них была устойчивость, чтобы они были организованы, чтобы дела шли хорошо. Если нет семейной привязанности, нет ответственности, то всё не будет идти хорошо. Таков основной принцип.

Так или иначе, для отрегулированной жизни требуется семейная привязанность. Если нет семейной привязанности, нет отрегулированной жизни. У нас есть очень хороший опыт в этом отношении. Итак, требуется семейная привязанность. Она не отрицается. Она требуется для отрегулированной жизни. Не урегулированная жизнь не приведёт ни к какому прогрессу. Поэтому в ведической цивилизации рекомендовался грхастха ашрам. Каждый должен был жениться и каждый должен жить. Если возможно, дайте ему жить – брахмачари ашрам. Сначала даётся брахмачари ашрам, аскетизм под руководством духовного учителя. И суть не в том, чтобы запутаться. Брахмачари не имеет связи с мирскими делами. Он интересуется только укладом духовного учителя. Это называется брахмачари. Тот, кто обучен как брахмачари, и получил достаточно знаний: «Не становись пленником материальных дел. Не запутывайся. Старайся избегать. Но если ты все же не способен, если твоё половое влечение очень сильно, хорошо, иди и женись». Таков процесс. Прежде всего, он обучается быть ваираги. Ваирагйа. Всё движение сознания Кришны можно было бы назвать ваирагйа-видйей. Сарвабхаума Бхаттачарйа написал один стих о Чаитанйе. Он написал сто стихов. Из них доступны два или четыре стиха. Когда он сочинил стихи, восхваляющие Чаитанйу Махапрабху и показал Ему. Поскольку это было самовосхваление, Он тут же порвал бумагу. Но всё же преданные собрали и получили два или четыре стиха. И вот один из стихов Сарвабхаумы Бхатачарйи: ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам. Бхакти-йога это ваирагйа-видйа, как научить людей отречься от материальной привязанности. Это ваирагйа-видйа. В другом месте Шримад-Бхагаватам говорится:

васудеве бхагавати

бхакти-йогам прайоджитах

джанайатй ашуваирагйам

джнанам ча ахаитукам

В человеческой жизни требуются две вещи: джнана и ваирагйа. Джнана означает: «Я не тело». Это джнана. Не так называемое научное знание, больше привязывающее к этому телу. Это не… Это аджнана. Это не джнана. Джнана подразумевает то, как достичь состояния ваирагйи. Это и есть джнана. Джнана-ваирагйа йуктайа. Брахмачари обучается ваирагйа-видйе. Ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам шикшартхам эках пурушах пуранах. Сарвабхаума Бхаттачарйа сказал: «Этот Чаитанйа Махапрабху, который принял саннйасу в очень раннем возрасте, в возрасте всего лишь двадцати четырёх лет, очень молодым человеком. У Него дома была молодая жена шестнадцати лет, и у Него была престарелая мать, семидесяти лет. И Он оставил все обязанности, хотя в семье не было другого члена мужского пола, чтобы присмотреть за ними, матерью и молодой женой. Однако Он принял саннйасу. Поэтому Он пурана-пуруша, Верховная Личность, и Он пришёл учить нас ваирагйа-видйе». Ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам шикшартхам эках пурушах пуранах. Пурушах пуранах, Кришна. Кришна описывается как пурушах пуранах. Шашватам пуранах. Дивйам, ади-пурушам. Пурушах пуранах. Ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам: «Теперь Он принял тело Шри Кришна Чаитанйи Махапрабху». Там ахам прападйе: «Я предлагаю мои почтительные поклоны этой личности. Он пришёл, чтобы учить нас ваирагйа-видйе».

Итак, ваирагйа-видйа. Есть семейная привязанность, а нечто прямо противоположное это ваирагйа-видйа, как стать отрешённым. Таков весь процесс ведической цивилизации. У каждого есть привязанность к телу и продолжению тела. И ваирагйа-видйа означает быть отрешённым. Это и называется брахма-джнаной. Брахма-джнана прасаннатма на шочати на канкшати. Это и есть брахма-джнана. Как только вы понимаете, ахам брахмасми: «Я не тело, я душа», это и называется брахма-джнаной. А пока вы не получили такого знания, вы в невежестве. У невежества есть разные степени. В саттва-гуне или в гуне благости, вы можете только теоретически понимать: «Я не тело». Это саттва-гуна. Брахманские качества. Само дамо титикша арджавам джнана. Джнанам виджнанам астикйам брахма-карма свабхава-джам. Когда вы… Брахма джанатити брахманах. Брахман это тот, кто обладает знанием о брахме.

веда патхад бхавед випра

брахма джанатити брахманах

джанмана джайате шудра

самскарад бхавед двиджах

Каждый рождается шудрой, но благодаря культивированию знания и культуры человек может стать… Самскарат. Поэтому, согласно ведической системе, существует десять видов самскар, методов преображения. Эта упанайана-самскара тоже одна из самскар, священный шнур. Упанайана. Упа означает «рядом», а найана означает «приводящий». Когда духовный учитель подводит к духовному сознанию, человеку даётся упанайана, священный шнур. Священный шнур это указание: «Теперь этот человек находится под опекой духовного учителя для продвижения в сознании Кришны». Это церемония шнура. Называется упанайана. Аналогично, есть метод преображения, женитьба, десять видов преображения… В начале идёт гарбхадхана. Эти вещи невозможно внедрить сейчас, в Кали-йугу. Поэтому единственный метод преображения: харер нама харер нама харер наива кевалам, калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. В этот век Кали люди настолько падшие, настолько деградированные, что невозможно внедрить систематически все ведические принципы; это невозможно. Это невозможно. Это по милости Чаитанйи Махапрабху, Он милостиво дал нам ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти, учил очень сокращённому методу. Какому? Воспевать Харе Кришна. Просто. Просто. Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни. Вы страдаете в материальном мире, давагни, в лесном пожаре. Материальный мир и есть лесной пожар. Но они настолько невежественны, что не могут понять: «Мы горим в пылающем пламени материального существования. Наши усилия должны быть направлены на то, как выбраться отсюда». Но у них нет такого знания. Как животные. Животные страдают. Их ведут на скотобойню. Там нет, я имею в виду, возможности протестовать. Их убивают. И мы тоже будем убиты законами природы. Мы тоже будем убиты. И мы не знаем, как развиваться. Это убийство.

Так и продолжается, ужасные условия этого века, манда-суманда-матайох манда-бхагйа хй упадрутах. Прежде всего, они очень бестолковы или плохи. Манда означает «бестолковый» или «плохой». Слово «бестолковый» означает, что человеческая форма жизни предназначена для прогресса в духовном понимании. А в эту эпоху каждый очень туп. Они не знают, что есть необходимость духовного понимания. Они забыли. Они стали совсем как животные. Поэтому их называют мандах. Суманда-матайо. А если кто-то чем-то немного интересуется, он принимает нечто ущербное, что не имеет смысла. «Я принадлежу к этому ‘изму’, я принадлежу к тому ‘изму’, этому ‘изму’, тому…» «Изм», что такое «изм»? Дхарма или «изм», что нужно? Дхармах ту сакшат бхагават-прани… Это просто: дхарма означает религиозный кодекс, приказ Верховной Личности Бога. Мы должны соблюдать. Это и называется дхармой. Но у них нет знания о том, кто такой Верховная Личность Бога, каковы Его приказы. Они изложены здесь, в Бхагавад-гите. Верховная Личность Бога нисходит, чтобы учить нас: йада йада хи дхармасйа гланир бхавати. «Когда люди забывают свою урегулированную жизнь, Я нисхожу». Так, Он нисходит. Он нисходит. Он будет учить Арджуну: «Ты привязан к так называемой семейственности». Затем он будет учить. Со второй главы начнётся учение. Праджна-вадамш ча бхашасе. Ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе. Когда Кришна, Арджуна принял Кришну: «Я не знаю, что мне делать. И я знаю, что сбит с толку. Я кшатрий. Мой долг сражаться, но я колеблюсь. И эта путаница очень беспокоит меня. Поэтому я предаюсь Тебе». Шишйас те ‘хам шадхи мам прапаннам. «Я становлюсь Твоим учеником, а не другом. Давай говорить как учитель и ученик, а не как друзья». Когда он принял Кришну… Кришна всегда повелитель, но это просто принятие. И в это время Кришна скажет: ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе – «Ты…» гатасун агатасумш ча нану пандитах шочанти. Пандита. «Ты выставляешь себя…» Он сказал столь многое. Совсем как пандит, образованный. Очень хорошие вещи. «Кришна…» Арджуна говорил: «Как я смогу убивать моих родственников? Там мой дед, там мой учитель, там мои родственники». В этом нет ничего плохого. Для мирянина это очень хорошие рассуждения: «Я не собираюсь убивать моих родственников». Это очень хорошие соображения. Праджна-вадамш ча бхашасе. Но духовно это невежество, это глупость. С материальной точки зрения, это, может быть, очень хорошо, он говорит очень хорошо. Поэтому первым наказанием было… Кришна занял положение духовного учителя. А духовный учитель должен правильно наказывать своего ученика. И он тут же его наказал. Ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе: «Мой дорогой Арджуна, ты говоришь, ты так глупо скорбишь, и в то же время ты говоришь как образованный человек».

Таково состояние мира. Кто-то говорит очень высокие слова, но его поведение просто отвратительно. И мы постепенно дойдём до этого момента. Так что давайте заканчивать. Итак, Кришна… Теперь Арджуна обещает… Кришна устроил эту битву, чтобы добиться своей цели. «Душкртам, все эти греховные негодяи правят миром, Я хочу убить их». Поэтому состоялась эта битва, чтобы все эти негодяи и демоны собрались там и были убиты в одном месте. И достойная личность, Махараджа Йудхиштхира будет возведён на трон. Таков был план. Достойная личность. Кришна хотел, чтобы Его представитель правил… царь - это представитель Бога.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.