Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.13



Бхагавад-гита 1.13

Лондон, 24 июля 1973 г.

Прадйумна: (ведёт воспевание и т.д.)

на ча шрейо ‘нипашйами

хатва сваджанам ахаве

на канкше виджайам кршна

на ча раджйам сукхани ча

Перевод: Я не вижу, как может прийти какое-то благо от убийства моих родственников в этой битве, и не могу, мой дорогой Кришна, желать последующей победы, царства или счастья.

Прабхупада: здесь описаны две вещи: шрейах и прейах. Здесь Арджуна говорит о шрейах. Шрейах означает высшее благо, а прейах означает «незамедлительно вкусное». Это называется прейах. Каждый должен быть заинтересован в шрейах, а не в прейах. Например, ребёнку нравится играть весь день и всю ночь. Естественно. Игривый ребёнок. Это и называется прейах. Ему хочется незамедлительного удовольствия. Но отец говорит: «Моё дорогое дитя, иди в школу или читай книгу». Отец просит о шрейах, высшем благе. Если он не получит образования в детстве, как он будет процветать в будущей жизни? Так, когда учитывается будущее процветание, высшее благо, это и называется шрейах. А прейах означает «немедленное». Например, мы едим нечто, что я не могу переваривать, или оно может оказать некое плохое воздействие позже. Но люди заинтересованы в немедленном благе без учёта будущего блага.

Так и Арджуна принимал решение в связи со своим будущим: «Если я убью своих родственников, какое благо я получу? Я хочу победить, я хочу царство, стать счастливым, но если все мои родственники будут убиты, тогда какова ценность моей победы? С кем я буду наслаждаться?» Он так думает. Общество… То же самое: общество, дружба и любовь. Каждый хочет наслаждаться жизнью с обществом, друзьями. Никто не хочет наслаждаться жизнью в одиночку. Это невозможно. Это неестественно. Откуда у нас эта идея, что в одиночку наслаждаться невозможно? Например, обычно человек один, но он обзаводится женой в надежде насладиться семейной жизнью, детьми, женой, друзьями. Грха-кшетра, атах грха-кшетра-сутапта-виттаих. Грха означает жильё, а кшетра означает землю. Грха-кшетра-сута. Сута означает «дети». Атах грха-кшетра-сута апта. Апта означает друзей, общество. Атах грха-кшетра-сутапта-виттаих. Апта означает друзей, общество, и чтобы поддерживать всё это – грха, кшетра, сута, апта - требуются деньги, витта. Витта означает деньги. Атах грха-кшетра, сутапта-виттаих джанасйа мохийам ахам мамети. Такова материальная жизнь. Грха, кшетра: «Я должен иметь грху». Грха означает «с женой». На грхам грхам итй уктам грхини грхам итй ахух. Грха. Грха означает дом.

Мы тоже живём в доме, очень хорошем доме. Но всё же, мы не грхастхи. Грха проживание в доме, не означает грхастху. На грхам грхам итй ахух. Грхастха подразумевает грху. Грхе тиштхати ити грхастха. Каждое санскритское слово имеет развернутый смысл. Слово грхастха указывает на того, кто живёт в грхе, дома. Его называют грхастхой. Тогда и нас тоже можно назвать грхастхами. Мы живём в доме. Нет. Шастры говорят: на грхам грхам итй ахух: «Просто дом ещё не грха». Должна быть домохозяйка. Это означает жену. Грхини грхам итй ахух. На хинди есть слово гарбхали, которое означает, что если нет жены, то нет и грхи. И другое… Чанакйа Пандит говорит: путра-хинам грхам шунйам – «Ты можешь иметь жену, но если у тебя нет детей, эта грха пуста». Слово грхастха означает жить с женой и детьми и культивировать духовную жизнь. Это и называется грхастхой. Не имеет значения, живёте ли вы с женой и детьми или в живёте с брахмачари и саннйаси. Как угодно. Это неважно. Поэтому есть так много этапов жизни. Вы можете принять любой статус, который вам подходит. Брахмачари, грхастха, ванапрастха, саннйаса. Ашрамы. Ашрам, когда добавляется слово ашрам, это означает, что речь идёт о культивировании духовной жизни. Так, грхастха ашрам. Человек может жить дома с женой и детьми, но его делом должно быть сознание Кришны. Мы не принимаем саннйаси майавади, потому что там нет сознания Кришны. Просто становление саннйасиБрахма сатйа джаган митхйа: «Этот мир ложен. Брахман истинен. Поэтому я отказываюсь от этого мира». Мы не принимаем такого рода саннйаси. Становитесь ли вы грхастхой, саннйаси или брахмачари, там должен быть Кришна. Тогда это будет называться ашрамом. Грхастха ашрам, саннйаса ашрам, брахачари ашрам. Поэтому и добавляется это слово, ашрам.

Арджуна в грхастха ашраме. Он хочет служить Кришне. Он друг Кришны. Он преданный. Кришна уже рекомендовал. В четвёртой главе Он провозгласил: бхакто ‘си прийор ‘си ме – «Ты Мой дорогой друг. Ты Мой преданный». Так что он квалифицирован, грхастха ашрами. Он преданный Кришны, но он также семейный человек. У него есть жена, дети. Так что проблема в том, что такое шрейах. Что такое высшее благо? Здесь допущена ошибка. Поэтому потребовалась Бхагавад-гита. Он думал: «Кришна не так важен. Моя семья важна. Моя семья». Хотя он преданный. Поэтому каништха адхикари, тот, кто находится на низшей стадии преданного, на низшей стадии преданности, может быть заинтересован в сознании Кришны, но подлинный его интерес в том, как улучшить эту материальную жизнь. Вроде того: «О, Бог, подай нам хлеб наш насущный». Он обращается к Богу не для того, чтобы служить Богу, но чтобы получить хлеба. Арто артартхи. Это тоже хорошо. Но он… поскольку он обращается к Богу, чтобы попросить хлеба, он лучше, чем те негодяи, которых не заботит Бог. Он обращается к Богу. Так рекомендовано в Бхагавад-гите. Арто артартхи джиджнаси джнани ча бхаратаршабха. Чатур-видха бхаджанте мам сукртино ‘рджуна. «Арджуна, четыре типа людей становятся преданными». Кто они? Артах. Артах означает несчастного. Артхартхи, тот, кто беден и хочет денег; джиджнасу, любопытный; и джнани, человек знания. Итак, арто артартхи, это относится к грхастхам. Грхастхи иногда становятся несчастными. Грхастха ашрам означает, что пока там нет Кришны, сознания Кришны, это просто страдание. Просто страдание. Духкхалайам ашашватам. Просто тяжкий труд днём и ночью, затем болеют дети, затем жена недовольна, слуга недоволен… Так много всего, проблем. Но если в центре стоит Кришна, все проблемы будут решены. Они думают: «Я буду счастлив с женой, детьми, слугами, домом, с тем, с этим». Нет, это невозможно. Поэтому нужно пребывать в грхастха ашраме. Не просто в семейной жизни. Семья, у собак тоже есть семейная жизнь. У них есть семейная жизнь, дети. Кошки и свиньи, большая семья. Потому что свиньи зачинают за один раз дюжину детей два раза в год. Так что жить с семьёй, женой, детьми… Тогда свинья принимает семейную жизнь. Нет. Это не семейная жизнь. Живите с женой, детьми умиротворённо, если хотите, но принесите Кришну в центр. Это грхастха ашрам.

Итак, Арджуна говорит о высшем благе. Но он говорит о высшем благе с точки зрения материальной концепции. Он не знает… Он знает, но он играет роль человека, который не знает что высшее шрейах, высшее благо - это Кришна. Высшее благо это не то, что «Мы живём с семьёй – это благо». Нет. Когда вы живёте семьёй потому, что вы не можете отречься, это допустимо. Но живите семьёй с Кришной. Кришна здесь, но он думает в рамках материальной роли: «Если мои родственники умрут, я убью их, тогда где же благо? Это не благо. Что я буду делать с моей победой и счастьем? Где счастье? Я не могу жить без них». Такова концепция. Атах грха Атах грха-кшетра-сутапта-виттаих джанасйа мохийам. Это иллюзия, каждый пытается стать счастливым с обществом, дружбой и любовью, детьми, женой, деньгами, домом и землёй. Это концепция материальной… И Арджуна мыслит в материальной концепции жизни. Он не думает: «Высшее благо для меня – удовлетворить Кришну». В этом смысл Бхагавад-гиты. Это сознание Кришны, Человек должен удовлетворить Кришну, но не удовлетворить себя, семью, общество или нацию, нет. Удовлетворён ли Кришна – вот критерий. Это высшее благо. Касмин туште джагат туштам. Если Кришна удовлетворен, то все остальные будут автоматически удовлетворены. Но они не знают. Они думают: «Я могу привнести Кришну в мою семейную жизнь, если Кришна поможет мне наслаждаться материальной жизнью». Они так думают. Это артах. Но это тоже хорошо. Например, Дхрува Махараджа, он был арта. Арта означает, что он хотел чего-то материального, блага. Мачеха оскорбила его: «Ты не можешь сидеть на коленях твоего отца, потому что не был рождён из моего чрева». Он был кшатрием; он воспринял это как оскорбление. У его отца было две жены. Он родился от старшей царицы. Отец был не очень привязан к старшей царице. Отец был привязан к младшей царице, и младшая царица была очень горда: «Царь в моих руках». И она оскорбила. Отец не был счастлив. Хотя Дхрува Махараджа родился у старшей царицы… И это нечто не очень располагающее. Это не означает, что он не любил своего сына. Тот захотел сидеть на коленях отца, а мачеха оскорбила его. И он воспринял это очень серьёзно. И захотел иметь царство. Это артхартхи. Он чего-то хотел. А его мать посоветовала ему: «Прими прибежище у Кришны. Он может исполнить твоё желание». Поэтому арта артхартхи. Он был несчастен; в то же время, он хотел царство по милости Кришны. Такова была его цель. Поскольку он отправился поклоняться Кришне ради некоего материального блага, он считается праведником.

Чатур-видха бхаджанте мам сукртина. Сукртина означает «праведник». Крти означает очень опытного в мирской деятельности. И те, кто заняты благочестивой деятельностью, зовутся сукрти. Есть два вида деятельности: неблагочестивая деятельность, греховная деятельность; и праведная деятельность. Тот, кто идёт в церковь или в храм молиться: «О, Бог, подай нам хлеб наш насущный», или «Бог, дай мне избавление от этого несчастья», или «Бог, дай мне денег», они тоже праведники. Они не грешники. Нечестивые люди никогда не предаются Богу, Кришне. На мам душкртино мудха, прападйанте нарадхамах. Люди этого класса, грешники, негодяи, низшие среди людей, те, чьё знание похищено майей и демоны – люди этого класса никогда не предаются Богу. Поэтому они душкртина, нечестивцы. И Арджунаправедник, но хочет семейного блага. В этом его дефект. То есть, Арджуна. Семейное процветание. Он хотел быть счастливым с обществом, дружбой и любовью. Поэтому он говорит: на канкше ваджайам… Это называется ваирагйа. Смасана-ваирагйа. Это называется смасана-ваиранйей. Смасана-ваирагйа означает, что в Индии индусы сжигают мёртвое тело. Родственники несут мёртвое тело на сжигание к гхату кремации, и пока тело горит, все там присутствуют и в это время они немного отрекаются: «О, это тело. Мы трудились ради этого тела. Теперь ему пришёл конец. Оно сгорает дотла. Какой от него прок?» Там присутствует эта разновидность ваирагйи, отречения. Но как только они приходят после гхата кремации, они снова принимаются за свою деятельность. На смасане, на гхате кремации они отрекаются. А как только приходят домой, их снова охватывает страсть: как заработать, как добыть денег, как добыть денег, как добыть денег. Подобного рода ваирагйа называемая смасана-ваирагйей, временна. Он не может стать ваираги. И он говорит: на канкше виджайам – «Я не хочу побеждать, я хочу этого». Это временные сантименты. Временные сантименты. Эти люди привязаны к семейной жизни. Они могут сказать: «Я не хочу такого счастья, не хочу этого хорошего положения, победы. Я не хочу». Но он хочет всего. Он хочет всего. Потому что он не знает, что такое шрейах. Шрейах - это Кришна. На самом деле, когда человек обретает Кришну или сознание Кришны, он может сказать: «Я не хочу этого». Он так не скажет. Зачем им говорить: «Я не хочу этого»? Что мы здесь имеем? Предположим, у меня есть царство. И это моё царство? Нет. Это царство Кришны. Потому что Кришна говорит: бхоктарам йаджна тапасам сарва-лока махешварам. Он владелец. Я могу быть Его представителем. Кришна хочет, чтобы каждый был в сознании Кришны.

Итак, долг царя как представителя Кришны, сделать подданных сознающими Кришну. Тогда он хорошо выполняет свой долг. А поскольку монархи этого не делают, теперь монархия повсюду отменена. А там, где есть монархия, это лишь спектакль монархии, так же как здесь, в Англии. На самом деле если бы монарх стал сознающим Кришну, настоящим представителем Кришны, то весь облик царства изменился бы. Вот что нужно. Наше движение сознания Кришны существует для этой цели. Нам не очень нравится так называемая демократия. В чём ценность такой демократии? Все глупцы и негодяи. Они голосуют за другого глупца и негодяя, и он становится премьер-министром, тем или этим. Так много случаев. Это не благо для людей. Мы не за эту так называемую демократию, потому что они не обучены. Если царь обучен… Такова была система монархии. Как Йудхиштхира Махараджа или Арджуна или кто-либо ещё. Все цари. Раджарши. Их называли раджарши.

имам вивасвате йогам

проктаван ахам авйайам

вивасван манаве прахур

манур икшвакаве ‘бравит

Эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух. Слово раджа, царь, означает, что он не просто царь. Он великий рши, святая личность, такая как Махараджа Йудхиштхира или Арджуна. Они святые личности. Это не обычный царь пьяница: «У меня много денег. Давайте пить и танцевать с проститутками». Вовсе нет. Они были рши. Хотя они и были царями, они были рши. Такого рода нужен царь, раджарши. Тогда люди будут счастливы. В Бенгалии есть пословица: раджара папе раджа наста грхини доше грхастха бхраста. В жизни грхастхи, в семейной жизни, если жена не хороша, в этом доме никто не будет счастлив. Аналогично, в царстве, если царь нечестивец, тогда всё, каждый будет страдать. Такова проблема.

Итак, Кришна, Арджуна думает о шрейах и прейах. Подлинная шрейах означает обретение сознания Кришны. Вот чего не хватает Арджуне. Он показывает ту сторону жизни, что он хочет лучшего общества, дружбы и любви. Он не хочет их убивать. Тогда всему придёт конец. Но на самом деле суть в том, что даже после убийства так называемых родственников, если он сможет удовлетворить Кришну. Это его шрейах. Он этого не знает. А поскольку он этого не знает, появляется Бхагавад-гита. Он играет роль, что будто бы он не знает, что Кришна это высшая цель жизни, а не так называемое общество, дружба и любовь. Он играет роль, что он этого не знает. Он думает: «Кришна не столь важен». Кришна уже просил его сражаться, но он решил: «Кришна, Ты просишь меня сражаться, и я должен убивать моих родственников. Где же тогда моя победа?» и потому он сказал… Вот, в предыдущем стихе он говорит: пашйами випаритани кешава – «Ты просишь меня сражаться ради моей победы, ради моего счастья, но явижу прямо противоположное». Пашйами випаритани. Это проблема. И чтобы решить эту проблему, Арджуна стал учеником Кришны, и Кришна посоветовал ему Бхагавад-гиту, и это вступление. Пока Арджуна играет роль обычного человека…

Любой, каждый хочет быть счастливым в этой грха-кшетра-сутапта-виттаих, семейной жизни и иметь немного земли. В те дни не было промышленности. Поэтому промышленность не подразумевается. Земля. Если у вас есть земля, то вы можете производить пищу. И на самом деле это наша жизнь. Здесь, в этой деревне мы находим так много пустующей земли, но они не производят пищу. Они сделали своей пищей коров, несчастных коров, убивают их и едят. Это не грха-кшетра. Становитесь грхастхой, но производите свою пищу на земле, грха-кшетра. А когда вы производите пищу, затем зачинаете детей, грха-кшетра сута-апта витта. В Индии в деревнях до сих пор действует система среди бедняков, земледельцев, что если земледелец не может содержать корову, он не женится. Джору и гору. Джору означает «жена», а гору означает «корова». И человек должен содержать жену, если он в состоянии содержать также и корову. Джору и гору. Потому что если вы содержите жену, тут же появляются дети. Но если вы не можете дать им коровьего молока, дети будут рахитичными, не очень здоровыми. Они должны пить достаточно молока. Поэтому корова считается матерью. Потому что одна мать даёт ребёнку жизнь, а другая мать обеспечивает его молоком. Каждый должен быть обязанным матери корове, потому что она обеспечивает молоком. Согласно нашим шастрам, есть семь матерей. Адау мата, настоящая мать, из чьего тела я получаю рождение. Адау мата, она мать. Гуру-патни, жена учителя. Она тоже мать. Адау-мата гуру-патни брахмани. Жена брахмана, она тоже мать. Ада-мата гуру-патни брахмани раджа-патника, царица является матерью. Так, сколько? Адау-мата гуру-патни, брахмани раджа-патника, затем дхену. Дхену означает корову. Она тоже мать. И дхатри. Дхатри означает кормилицу. Дхену дхатри татха пртхиви, также земля. Земля тоже мать. Люди заботятся о матери земле, на которой родились. Это хорошо. Но они должны также позаботиться и о матери корове. Но они не заботятся о матери. Поэтому они грешники. Они должны страдать, у них обязательно будут войны, эпидемии, голод. Как только люди становятся грешниками, природа тут же автоматически наказывает их. Вам не избежать этого.

Поэтому движение сознания Кришны означает решение всех проблем. Оно учит людей не становиться грешниками. Потому что грешник не сможет стать сознающим Кришну. Стать сознающим Кришну означает, что он отказался от своей греховной деятельности. Никакой незаконной половой жизни, никакого мясоедения, никаких одурманивающих средств, никаких азартных игр. Это четыре столпа греховной жизни. И люди не готовы отказаться от этого. Но мы не идём на компромисс, чтобы вы продолжали вести греховную жизнь, и в то же время чтобы я дал дозволение стать вам сознающим Кришну. Нет, этого мы не можем делать. По этому пункту не может быть компромиссов. Вы должны отказаться от греховной жизни. Потому что не будет шансов стать сознающим Кришну. Почему вы устраиваете показуху? От показухи нет никакого блага. Так же как Арджуна. Арджуна пытался устроить показуху из сознания Кришны. У него была сильная привязанность к другим вещам. И вся Бхагавад-гита учит Арджуну отказаться от этой привязанности.

В конце концов, говорится, Санджайа сказал: йатра йогешваро кршна. Йатра йогешваро кршна йарта партха дханур дхарах / татра шрир виджайо бхутир бхуван ити матир мама. Таков вывод Бхагавад-гиты. Санджайа увача. И под конец Санджайа сказал своему повелителю, Дхртараштре: «Мой дорогой повелитель, ты ожидаешь победы в этой битве, битве между твоими сыновьями и …, но не ожидай её. Таково», матир мама, «моё мнение, йатра кршна йогешвара, та сторона, где Кришна, Йогешвара…»Йогешвара. Йога, йога это могущественная мистическая сила. Йога означает мистическую силу. Не та йога, когда занимаются некой гимнастикой. Это не йога. Йога означает, что когда человек достигает совершенства в йоге, он обретает множество сиддх. Они называются ашта-сиддхи, сиддхи восьми видов. Анима, лагхима, прапти, сиддхи вроде этих, множество. Ишита, вашита. И йог, анима, может стать меньше мельчайшего. Мы и так меньше мельчайшего, потому что наш подлинный размер, духовный размер составляет одну десятитысячную часть кончика волоса. Таков наш размер. Это тело лишь внешняя оболочка. Кешагра шата-бхагасйа шатадха калпитасйа ча. И йог может покинуть это тело и войти в своё изначальное, духовное тело, и оно настолько мало, что вы не сможете удержать йога в тюрьме. Потому что есть какие-то отверстия, через которые он пройдёт. Это йог. Это мистическая сила. Что они знают о мистической силе? Просто зажимают нос, вот и всё. Этот вид йоги… разумеется, это предварительные процессы: дхйана, дхарана, пранайам. Пранайам требует получать дыхание с противоположной стороны… требует опыта. Два отверстия ноздрей, одно закрыто, другое открыто. И в пранайаме требуется попытаться открыть закрытую сторону. Так это называется. Есть так много. Но высшая йога означает обрести эту силу. Это йога. И все эти силы лишь фрагментарны. Йоги могут обрести. Хотя они уже меньше мельчайшего. А Кришна - верховный владыка всех мистических сил. Поэтому Его называют Йогешварой. Его называют Йогешварой. И если Кришна на вашей стороне, то вам не нужно практиковать йогу. Если вы преданный Кришны, вы получите много силы. Вы можете обрести какую-то силу благодаря мистическому процессу, но вы не сможете сравняться с силой Кришны. Так же как анима, лагхима. Сделать всё очень лёгким или стать очень лёгким, йог может летать по воздуху без какого-либо самолёта. Он может даже отправиться на солнце, луну без всякого спутника. Просто (обрыв)…

… его жена. Но он был йогом, а она была предана ему, и стала худой и тонкой, потому что не могла хорошо питаться. Йог не может запасать хорошую пищу. Просто голодает, голодает. (Смех). Это йог. И он подумал, что эта девушка пришла к нему, а её отец царь. Она не привыкла к таким трудностям, и он спросил её: «Чего ты хочешь?» «Нет, поскольку я пришла к тебе, я хочу детей и немного удобной жизни». «Хорошо». И он йогической силой сделал самолёт, большой город. Не этот 747. 747 это самый большой самолёт, но не настолько. Большой город с озером, с дворцами, служанками, слугами, и этот большой самолёт летал по всей вселенной. Он показал своей жене все планеты. Вот йогическая сила. Вот йогическая сила. И где же этот йог? А здесь Йогешвара. Обычный человек может обрести все эти мистические силы, если захочет, есть процесс. Но Кришна повелевает всей йогической силой, Йогешвара. И кто сможет одержать победу? Кришна может сделать всё, что угодно. Например, мы поём каждый день: джайа радха-мадхава кунджа-бихари гопиджана-валлабха гири варадхари. Гири вара. Люди могут принять, что Кришна любил гопи, но они не интересуются другими делами Кришны. А как только гопи оказались в опасности, он смог поднять холм Говардхану. Это Кришна. Негодяи не знают, они думают, что Кришна гоняется за гопи, поэтому Он аморален. Но у негодяев нет глаз, чтобы увидеть, что Кришна может быть аморальным в их глазах, но Он Йогешвара. В то же время Йогешвара.

Не став учеником в бхакти-йоге, никто не сможет познать Кришну. Это невозможно. Бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах. Вся Бхагавад-гита говорит о том, как познать Кришну. Как только вы поймёте Кришну, тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа. Больше не будет рождения в материальном мире. Вы вернётесь домой, обратно к Богу. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.