|
|||
Бхагавад-гита 1.30Бхагавад-гита 1.30 Лондон, 23 июля 1973 г. Прадйумна: (ведёт воспевание и т.д.) на ча шакномй авастхатум бхраматива ча ме манах нимиттани ча пашйами випаритани кешава Перевод: Я больше не в силах стоять. Я позабыл себя, мой ум растерян. Я предвижу только зло, о, убийца демона Кеши». Прабхупада:Итак, випаритани. Нимиттани ча пашйами випаритани кешава. Випаритани означает «прямо противоположное». «Я пришёл сюда сражаться, чтобы вернуть своё царство. Это причина, по которой я пришёл сюда сражаться, но на самом деле я вижу прямо противоположное. Моё сражение будет бессмысленным. Я пришёл сюда сражаться ради некой полезной цели, но теперь я вижу випаритани, прямо противоположное. Это будет бесполезно». Почему бесполезно? Потому что человек пытается стать богачом, обеспеченным – такова материальная природа – просто чтобы показать своим родственникам, друзьям, членам семьи: «Только посмотрите, каким богатым я стал теперь». Это психология. Человек тяжко трудится день и ночь, чтобы стать богатым, просто для того, чтобы показать: «Мои дорогие друзья, дорогие родственники, смотрите, каким я стал богатым». Это единственная цель. Никто не трудится тяжко, чтобы служить Кришне. Это майа. А сознание Кришны означает, что мы принимаем те же трудности, но ради Кришны. Только посмотрите на нашу госпожу Шарму. Она трудится в семье, но теперь она пришла трудиться для Кришны. А это и есть избавление. Это мукти. Не так, что мы должны прекратить наши рабочие способности. Просто мы должны сменить направление. В семейной жизни мы трудимся бесполезно ради так называемых родственников, но тот же самый труд, когда мы используем его в служении Кришне, будет полезен каждым дюймом. У Говиндадаса есть песня: Сита атапа бата баришана, е дина йамини джаги ре, випхале севину, крпана дураджана, чапала сукха лабха лаги ре. Он говорит, что сита атапа, бата баришана: «Я трудился, несмотря на палящий зной и жестокий холод». И действительно люди так тяжко трудятся. Он идёт в офис. Предположим, падает снег. А он не может остановиться. Он должен идти. Или стоит палящий зной. В вашей стране вы не знаете, что такое палящий зной. Но в Индии, 122 градуса. Только представьте, в этом году. Тем не менее, они должны идти на работу. Так, где-то стоит жестокий холод, а где-то палящий зной. Таковы законы природы. Вы должны страдать. Пока вы находитесь в холодной стране, вы думаете: «В Индии очень тепло. Они очень счастливые» (смех). А в Индии они думают: «В Англии они очень счастливые». Таким вот образом. Это иллюзия. Никто не думает, что в этих трёх мирах нет счастья, начиная с Брахма-локи и до Патала-локи. Абрахма бхуванал локан пунар авартино ‘рджуна. Здесь нет счастья, даже если вы отправитесь на Брахмалоку и получите возможность жить, как Брахма, миллионы лет и в тысячу раз лучший уровень жизни, всё равно, это не счастье. Они этого не знают. Джанма-мртйу-джара-вйадхи-духкха дошанударшанам. Поэтому мад-дхама гатва пунар джанма на видйате. Поэтому нашей целью должно быть только возвращение домой, обратно к Богу. Так должно быть. Нимиттани випаритани. Это випаритани, когда мы в материальном сознании, мы видим: «Без счастья для себя, моей семьи, общества, страны, общины…» Они думают о счастье в рамках расширенного эгоизма. «Прежде всего. Моё личное счастье». Совсем как ребёнок. Он не думает о чьём-либо счастье. Что бы он ни взял, он хочет это съесть. Так и вы, когда подрастаете, несколько расширяете своё счастье: «Моё счастье, счастье моего брата, счастье моей семьи, счастье моей общины или счастье моей нации». Вы можете продолжать расширять границы счастья, но здесь нет счастья. Здесь нет счастья. Эти глупцы этого не знают. И Арджуна играет роль обычного глупца. Нимиттани випаритани. «Где моё счастье? Я пришёл сюда сражаться, чтобы обрести счастье, а должен убивать своих родственников. Где тогда моё счастье? Я не могу наслаждаться собственностью или царством в одиночку. Должны быть родственники, братья. Я буду очень гордиться: «Только посмотрите, каким я стал царём». А если они умрут, кому я покажу своё богатство?» Это психология. Нимиттани ча випаритани пашйами. Совсем наоборот. Это иллюзия. Это иллюзия. Здесь на самом деле нет счастья, расширенный эгоизм. Так же как национальный лидер вроде Махатмы Ганди в нашей стране. Он планировал: «Пусть британцы убираются. Мои соотечественники будут счастливы. Мои соотечественники будут счастливы». Но когда британцы убрались, отдав ответственность за индийскую империю индийскому народу, Ганди однажды утром подумал: «Ох, я так несчастен. Теперь только смерть удовлетворит меня». И затем, тем же вечером он был убит. Он был так несчастен. Потому что всё было поставлено с ног на голову. Он хотел индо-мусульманского единства. Теперь страна разделилась. Мусульмане отделились. Вся программа была изменена. Было так много всего. Он хотел, чтобы правительство было очень простым. Но он увидел, что его ученики, его последователи гнались только за постами, только за постами. Так, нимиттани. Он хотел: «Я буду счастлив, мои сограждане будут счастливы», но в конце он увидел випаритани, прямо противоположное. Каждый пройдёт через это. Пока он будет привязан материально, он будет находить випаритани. «Я хотел быть…» Сукхера лагийа, е гхара бандхину, агуне пурийа гела: «Я построил этот прекрасный дом, чтобы жить счастливо, но случился пожар и всё закончилось». Так и происходит. Вы всё строите ради счастья, но произойдёт нечто, что поставить вас в самые бедственные условия, это называется материальным миром. Они не знают. Поэтому тот, кто разумен, понимает: «Если мне приходится работать так тяжко ради так называемого счастья, а здесь Кришна призывает, просит меня: «Трудись для Меня", так почему бы мне не трудиться для Кришны? Здесь нет счастья». Таков разум. «Я должен тяжко трудиться. Кришна говорит: ‘Просто предайся Мне’». Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Кришна просит меня трудиться для Него, оставив всё. Это ясно, каждый знает. «Здесь я тоже тяжко тружусь, но здесь я тружусь, чтобы быть счастливым, а випаритани, становлюсь несчастным. Так почему бы не трудиться для Кришны? Это разум. Кроме всего прочего я должен трудиться. Дживера сварупа хайа нитйа кршнера даса. Изначально каждое живое существо суть слуга. Оно вечный слуга Кришны. Если он не служит Кришне, ему придётся стать слугой майи. Вот и всё. Его служение не прекращается. Деки сварга геле сва-дхарман. Деки. Совсем как деки, вы не понимаете. Шумная машина. Например, печатный станок. Если вы отправите печатный станок на небеса, для чего он предназначен. Чтобы работать печатным станком. Означает ли то, что он отправился на небеса, работа изменится? Нет. Работа продолжится. Будь то в аду или на небесах, печатный станок будет: кат, кат, кат, кат. Вот и всё. Аналогично и наше положение слуги. Если вы не станете слугой Кришны, вы станете слугой своей жены, детей, родственников, страны, нации, собаки. В конце концов, если у вас нет семьи, вы станете слугой собаки. Вы знаете, в вашей стране это вполне обычно. Если у него никого нет, он заводит собаку и водит её по улице. Собака испражняется, а он стоит, ждёт: «Да, сэр. Испражняйтесь, а я подожду». Только посмотрите. Так происходит на самом деле. Если вы не станете слугой Кришны, то вам придётся стать слугой собаки. Это путь природы. Поэтому разумный человек извлечёт из этого урок: «Я должен стать слугой. Почему бы не стать слугой Кришны? Тогда я буду счастлив. Есть так много слуг Кришны. Они так счастливы. Зачем мне оставаться слугой майи?» камадинам катидха. И мы остаёмся в майе за счёт наслаждения чувств. Вот и всё. Я остаюсь слугой моей жены, потому что хочу удовлетворять свои чувства. Я хочу оставаться служанкой мужа, потому что хочу чувственного наслаждения. Это болезнь. Каждого. Даже слуга слуги слуги собаки. Потому что я люблю её, мою собаку. И на самом деле вместо того, чтобы становиться хозяином, мы становимся слугой. Это факт. А слугой кого? Камадинам катидах на кати на палита дурнидешах. Слугой похоти, слугой жадности. Кама, кродха, моха, матсарйа. Слугой всех этих чувств. Поэтому тот, кто разумен… Жил был брахман. Он сказал нечто вроде: «Мой дорогой Господь Кришна, сейчас я слуга. Я служил столь многим» камадинам катидах на кати на дурнидешах. «Я так хорошо им служил, что мне приходилось выполнять нечто отвратительное». Если вы становитесь чьим-то слугой, и если он говорит: «Сделай то-то», а ваша совесть не позволяет этого делать, вы, всё же, должны это делать. Вы всё же должны это делать. Человек ворует ради семьи. Ему не нравится воровать. Однако ему необходимы деньги; он вынужден воровать. Камадинам катидах на кати на палита дурнидешад. Такова стадия психологического состояния. Когда я становлюсь слугой майи, даже если я не хочу делать нечто, что не очень хорошо, всё же я вынужден это делать. И в результате никто не удовлетворён. Тот же пример. Как Ганди служил своей стране так хорошо, так много, так добровольно. Тем не менее, в результате он был убит своим соотечественником. Только посмотрите. Каков результат, какая награда была за то, что он так много служил своей стране. Несомненно, никто не может служить так искренне. Каждый это знает. Но в результате даже такая личность как Махатма Ганди был убит своим соотечественником. Как раз этим утром миссис Шарма рассказывала, как она много трудилась для семьи, но все, же сыновья и дочери требовали: «Нет, нет, ты не можешь уйти. Служи, служи нам. Мы ещё не удовлетворены». Они никогда не будут удовлетворены. Вы служите майе. Майа никогда не будет удовлетворена. Тешам на каруна джата на трапа нопашанти. Разумный человек говорит: «Мой дорогой Господь, я служил моим чувствам, похоти, гневу, жадности так много. Тем не менее, они не добры ко мне. Они до сих пор требуют, до сих пор требуют: “Сделай то, сделай это” поэтому», сапратам лабдха буддхи, «теперь я обрёл разум по Твоей милости». Гуру кршна крпайа. «По милости духовного учителя, по Твоей милости, я обрёл разум. Теперь я должен прийти к Тебе служить. Будь добр, займи меня». Это предание. «Я верно служил своим чувствам, похоти, жадности и прочим. Они не удовлетворены. Они всё ещё хотят, чтобы я служил им. Они не собираются отпускать меня на пенсию. Они до сих пор требуют: “О, что ты сделал? Ты должен сделать столь многое”. И теперь я разочарован». Это называется ваирагйей. Ваирагйа. Джнана-ваирагйа-йуктайа. Вот что нужно. В человеческой жизни это требование разума, ваирагйа, не служить материальному миру, но служить Кришне. Философы майавади просто прекращают материальную деятельность. Так же как философия Будды, нирвана. Он просто советует прекратить это. Но что после прекращения, сэр? «Ничего, ноль. Ноль». Этого не может быть. Это невозможно. В этом их ошибка. Но люди, которым проповедовали философию Будды, не настолько разумны, чтобы понять, что есть лучшее служение после прекращения этого служения. Поэтому Господь Будда сказал: «Прекратите это служение. Вы станете счастливыми, потому что всё, в конце концов, ноль». Шунйавади. Нирвишеша-вади. Майавади, есть два типа майавади: имперсоналисты и пустотники. Все они майавади. Их философия хороша потому, что глупец не может понять больше этого. Глупцы, если им сообщить, что есть лучшая жизнь в духовном мире, стать слугой Кришны, думают: «Я стал слугой материального мира. Я так много страдал. Снова служить Кришне? Ох…» Они вздыхают: «Ох, нет, нет. Это не хорошо. Это не хорошо». Как только они слышат о служении, они думают об этом служении, этом нелепом служении. Они не могут подумать, что есть служение, которое просто ананда. Всё большее стремление служить Ему, Кришне. Это духовный мир. Этого они не могут понять. Так думают эти нирвишешавади, имперсоналисты. Так же как больной лежит в постели, и если ему говорят: «Когда ты выздоровеешь, ты сможешь хорошо есть, ты сможешь хорошо ходить», и он думает: «Опять ходить? Опять есть?» Потому что он привык есть горькое лекарство и сагуданна, не очень вкусно, и так много всего, опорожняя кишечник и мочась в постели. И как только ему говорят: «Выздоровев, ты тоже будешь испражняться, мочиться и есть, но это очень приятно», он не может понять. Он говорит: «Это нечто подобное». Так и имперсоналисты майавади не могут понять, что служение Кришне это удовольствие и блаженство. Они не могут понять. Поэтому они стали имперсоналистами: «Нет. Абсолютная Истина не может быть личностью». Это другая сторона философии Будды. Безличное означает ноль. Это тоже ноль. Так, буддистская философия ставит высшей целью ноль, и майавади тоже ставят высшей целью… на те видух свартха гатим хи вишнум. Они не понимают, что есть жизнь, блаженная жизнь в служении Кришне. Поэтому здесь Арджуна играет роль обычного человека. И он говорит Кришне: «Ты хотел, чтобы я сражался, стал счастливым и получил царство, но убивая своих людей? Ох, нимиттани випаритани. Ты сбиваешь меня с толку». Нимиттани ча пашйами випаританию «Я не буду счастлив, убивая своих людей, это невозможно, зачем ты подталкиваешь меня?» Итак, он говорит: нимиттани ча випаритани пашйами. «Нет, нет». На ча шакномй авастхатум: «Я не могу оставаться здесь. Позволь мне уйти. Уведи мою колесницу обратно. Я здесь не останусь». На ча шакномй авастхатум бхраматива ча ме манах. «Я запутался. Я сбит с толку». Таково положение, материальный мир. Мы всегда в проблемах, сбиты с толку, и когда материалисту предлагают что-то лучшее: «Прими сознание Кришны, ты будешь счастлив», он видит нимиттани випаритани, прямо противоположное. «Как это в сознании Кришны я буду счастлив? Моя семья в беде и у меня столько проблем. Чем сознание Кришны поможет мне?» Нимиттани випаритани. Это материальные условия жизни. Поэтому требуется время, немного времени, чтобы понять. Это Бхагавад-гита. Тот же самый Арджуна теперь в поиске, нимиттани випаритани. Когда он поймёт Бхагаавд-гиту, он скажет: «Да, Кришна, всё, что Ты говоришь, истина. Это истина». Потому что после того, как Он дал наставления Арджуне, Кришна спросил его: «Что теперь ты хочешь делать?» Потому что Кришна не заставляет. Кришна говорит: «Предайся Мне». Он не заставляет: «Ты должен предаться. Я Бог. Ты моя неотъемлемая частица». Нет, Он никогда так не скажет. Потому что Он даёт маленькую независимость и не трогает её. Иначе какая разница была бы между камнем и живым существом? Живое существо должно иметь независимость, хотя бы очень маленькую, мельчайшую. Её Кришна не трогает. Никогда не трогает. Вы должны согласиться: «Да, Кришна, я предаюсь Тебе. Да. Это для моего блага». Это сознание Кришны. Мы должны добровольно согласиться, не банально, не механически. «Духовный учитель говорит, что это верно. Хорошо, позвольте мне это делать». Нет. Вы должны очень хорошо понимать. Тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам. Прити, с любовью. Когда вы трудитесь, когда вы трудитесь для Кришны с любовью и энтузиазмом, это ваша жизнь в сознании Кришны. Если вы думаете: «Это банально, это затруднительно, но что я могу сделать? Эти люди просят меня сделать это. Я должен это сделать», это не сознание Кришны. Вы должны сделать это добровольно и с большим удовольствием. Тогда вы знаете. Утсахад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат, сато врттех садху-санге шадбхир бхактих прасидхйати. Вы найдёте в Упадешамрте. Вы всегда должны быть полны энтузиазма, утсахад. Дхаирйат, с терпением. Тат-тат карма-правартанат, нишчайад. Нишчайад означает «с уверенностью». «Когда я занимаюсь делом Кришны, деятельностью Кришны, Кришна обязательно заберёт меня домой, обратно…» Нишчайад, и Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру – «Я заберу тебя обратно». Так сказано. Кришна не лжец. И мы должны трудиться с энтузиазмом. Просто… Не випаритани. Арджуна примет это в конце. Кришна спросит его: «Мой дорогой Арджуна, каково твоё решение?» Арджуна скажет: «Да». Тат прасадад кешава наста-моха: «Вся моя иллюзия рассеялась по Твоей милости». Каришйе вачанам тава: «Теперь я буду сражаться. Да, я убью своих родственников». Вот и всё. Спасибо большое, Харе Кришна. Британец: … сделано из очень дешёвого металла, на самом деле, из свинца. Но мы не могли придумать ничего лучшего, чем сделать для вас этот значок из чистого золота, двадцать четыре карата, и вручить его вам от имени членов общества, возглавляемого вами, наш возлюбленный руководитель. Прабхупада: Спасибо большое (Преданные кричат ‘Харибол!’) А как им пользоваться? Британец:Вот так, милорд. На нём есть булавка. Прабхупада:Ох, вижу. Спасибо. Хм. Бетие сахеб. Идара не. (Хинди). Это первая часть? Бетие.
|
|||
|