Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.28-29



Бхагавад-гита 1.28-29

Лондон, 22 июля 1973 г.

Прадйумна:(ведёт воспевание и т.д.)

арджуна увача

дрштвемам сваджанам кршна

йуйутсум самупастхитам

сиданти мама гатрани

мукхам ча парисушйати

вепатус ча шарире ме

рома-харшас ча джайате

гандивам срамсате хастат

Перевод: Арджуна сказал: Мой дорогой Кришна, смотря на друзей и родственников, стоящих передо мной в таком воинственном духе, я чувствую, как члены моего тела слабеют, а во рту пересыхает. Всё моё тело дрожит, а волосы стоят дыбом. Мой лук Гандива выпадает из моих рук, а моя кожа горит.

Прабхупада: Дрштваимам сваджанам. Арджуна великий воин, боец, и для кшатрия убить кого-либо не очень трудная задача. Кшатрии так воспитаны. Охота. Охота позволена кшатриям. Так же как практикующие врачи учатся проводить хирургические операции на мёртвом теле. Разумеется, невозможно для джентльмена вонзать нож в чьё-то тело. Естественно, это очень трудно. Разбойники и воры могут нанести удар. А также врачи, медики, хирурги учатся оперировать своими ножами на мёртвом теле, чтобы увидеть, где находятся нервы, аналогично, кшатриям тоже позволялось учиться убивать. Кшатрий означает… Кшата. Кшата означает «причинение боли». А тра означает трайате, «спасать». Кшатрий должен защищать подданных от причинения им боли другими. Он зовётся кшатрием. Брахман это тот, кто познал брахму, Всевышнего. Так, брахманы, кшатрии, вайшйи, шудры. Это разделение проводится согласно качествам. Гуна-карма-вибхагашах. По гунам. Гуна означает «качество». А карма означает реальное действие гуны.

Итак, Арджуна был кшатрием, обученным убивать Дроначарйей. Это… Ненасилие это не дело кшатрия. Это трусость. Их обучают причинять насилие. Иначе они не смогут править. В прежние времена суд вершился царём и немедленно заканчивался. Не ходить в суд и ждать приговора десять лет. Тут же всё заканчивалось. Не как сейчас. Если что-то происходило, царь заседал в своём собрании и всех преступников, обвиняемых судил сам царь. Иногда царь убивал лично своим мечом. Даже в европейских странах королевский приказ был превыше всего. Сейчас конституционное, демократическое правительство. У царя нет власти. Но для народа это нехорошо. Демократия это фарс. По крайней мере, мне она не нравится. Потому что так много мошенников, собрав голоса, проходят в правительство, а что они знают о том, как править? Поэтому в настоящее время нигде в мире нет хорошего правительства. Нет хорошего правительства. Считалось, что в Америке хорошее правительство. Сейчас мы можем видеть поведение мистера Никсона. Это невозможно. Раньше кшатриев обучали править. Их обучали военные, так же как Дроначарйа обучал Арджуну, Дурйодхану. Все царевичи обучались убивать. Не только убивать, но и править согласно шастрам. Дело царя – наблюдать, чтобы каждый в стране был должным образом занят и занимался своим делом. Это дело царя. Не могло быть и речи о безработице. Это первая задача правительства. Потому что праздный ум – кузница дьявола. Кузница дьявола… Если он ничего не делает… Так сейчас происходит. Сын богача ничем не занят, и его мозг становится кузницей дьявола. Они породили так много «измов». Но каждый должен быть занят. Первая задача правительства –– смотреть за этим. Брахман занят как брахман, кшатрий занят как кшатрий.

Итак, Арджуна не был трусом. Он был компетентным воином. Но всё же, дехатма-буддхи, телесная концепция жизни настолько сильна… Арджуна признаёт это: дрштва сваджанам кршна – «Мой дорогой Кришна, я не должен убивать своих людей». Что это за «свои люди»? «Свои люди» подразумевают телесные взаимоотношения. Почему другие - не свои люди? Все свои люди. Потому что каждый – сын Кришны. И когда человек становится сознающим Кришну, он может видеть в каждом своего человека. А когда он не в сознании Кришны, он видит своих людей только там, где присутствуют телесные отношения. В этом недостаток. Они провозглашают гуманитарную деятельность, филантропическую деятельность, коммунизм, тот «изм», но когда встаёт вопрос о телесных отношениях, тут же всё меняется. Вы знаете, из коммунистической страны приезжал Хрущёв, потому что он покровительствует своим людям. В этом дефект. Вы провозглашаете: «Я за всех», но имеется привязанность к своим людям. Кумовство. Кумовство. Это называется кумовством. Так много великих лидеров. Наш Джавахарлал Неру отправил своего человека в качестве посла. Виджайа Лакшми, женщина, её отправили послом. Она была здесь высоким посредником. И этот вопрос «своих людей» преобладает повсюду.

Итак, Арджуна великий воин. Он мог сразиться со всеми солдатами, со всеми воинами, йуйутсу. На другой стороне тоже собрались йуйутсу, с бойцовским духом. Других людей, даже если у них нет духа сражения, мы очень легко можем убить. Но своих людей, хотя они и жаждали сражения, он колебался. Потому что свои люди. И это «своелюдство», связанное с телом, является барьером для духовного понимания. Пока будет существовать эта концепция жизни, что «Я это тело, и все, кто связан с этим телом – мои люди, родственники…» Эта концепция жизни представляет собой величайший барьер на пути продвижения в духовном сознании. Поэтому ведическая цивилизация спланирована так, что человек должен отказаться от этой мошеннической концепции «своих людей». Это ваирагйа. Это называется ваирагйей, отрешённостью. Джнана ваирагйа. В человеческой жизни требуются две вещи: знание и ваирагйа, отрешённость. Привязанность разрастается. Прежде всего, она разрастается. Пумсам стрийа митхуни-бхавам этат. Весь мир основывается на половой жизни. Мужчина испытывает влечение к женщине; женщина испытывает влечение к мужчине. Это природные оковы. Узда. И когда они действительно соединяются, либо благодаря отцу и матери, или по-своему, эта узда, эта привязанность возрастает. Пумсам стрийа митхуни-бхавам этат тайор митхона хрдайа-грантхим ахух. Хрхайа-грантхих. Узел в сердце. «Она моя жена». «Он мой муж». Разумеется, этот узел очень тугой. Прежде это было очень строго, потому что женщине не позволялось смешиваться с любым другим мужчиной, а мужчине не позволялось смешиваться с другой женщиной. Эти смешения туже затягивают узел, хрдайа-грантхим. Поэтому даже из-за пустяка, спора между мужем и женой происходят разводы. Потому что сейчас этот союз не очень силён. Это хорошо. Так или иначе, это опутывает. И это «своелюдство» происходит из телесной концепции жизни.

Итак, Арджуна готовит почву, чтобы получить наставления Бхагавад-гиты. Потому что духовные наставления начинаются с разделения души и тела. Пока человек не поймёт, что душа отличается от тела, у него нет духовного образования. Это основной принцип. Если вы не понимаете, что такое душа, тогда где духовное образование? Арджуна был под впечатлением. Он честно сказал: дрштва ту сваджанам кршна йуйутсум самупастхитам –––– «Что такое? Я должен убивать своих людей». Сваджанам. Сваджанам означает «свои люди». «Нет, нет». Сиданти мама гатрани: «Ох, я дрожу». Мукхам ча паритушйати: «Во рту у меня пересохло». У нас есть такой опыт. Когда приходит опасность, всё это происходит, много признаков.

вепатуш ча шарире ме

рома-харшас ча джайате

гандивам срамсате хастат

твак чаива паридахйате

Все эти признаки, различные изменения состояния тела, появляются в момент опасности, и подобные признаки появляются в момент духовного блаженства. Это называется ашта-саттвика-викара, восемь признаков изменения тела. В нашем теле много скрытых энергий. Они проявляются с течением времени, когда ум и разум работают по-разному. Вот откуда они возникают. Всё это возникает из разума, ума. Есть душа, а разум и ум создают состояние телесных признаков. Поэтому тело и чувства это ещё не всё. В современном образовании тело считается всем, что есть. Нет. Подлинная сущность тела это чувства. Индрийани паранйахух. Грубым зрением мы видим это тело. Индрийани паранй ахур индрийебхйах парам манах. Но телесные признаки действуют потому, что есть ум. А ум действует потому, что есть разум. А разум действует потому, что есть душа. (В сторону): Вы можете встать.

Таков процесс. Основной принцип - это душа. Душа действует через разум, разум действует через ум, ум выражает себя через чувства. Так обстоят дела. И если мой ум поглощён чем-то, неким материальным объектом, мои телесные признаки тоже будут действовать, или чувства будут действовать в соответствии с умом. Поэтому для духовного продвижения вы должны натренировать свой ум. Са ваи манах кршна-падаравиндайор вачамси ваикунтха-гунануварнане. Если вы используете… Прежде всего, сосредоточьте свой ум. Йога означает индрийа-самйама. Практика йоги предназначена для контроля ума и чувств. Это практика йоги. Поскольку наш ум очень неустойчив и переменчив, что-то незамедлительно принимает, что-то незамедлительно отвергает, очень неустойчив. Поэтому мы должны тренировать ум, а когда ум натренирован, ваши чувства автоматически будут под контролем. Если ваш ум силён: «Я не приму ничего, что не предложено Кришне», ваш язык естественно под контролем. Естественно. У Бхактивиноды Тхакура есть песня: шарира авидйа-джал джад-ендрийа тахе кал джива пхеле вишайа сагаре. Это наше тело – клубок неведения или невежества. Почему мы имеем это тело, материальное тело? Потому что мы забыли Кришну и захотели господствовать над материальной природой. Таково наше положение. Поэтому, согласно нашим различным желаниям, мы получаем различные тела. Здесь мы сидим, скажем, пятьдесят или сто человек. Ни одно тело не похоже на другое. Лицо и всё остальное иное. Потому что каждый из нас имеет различные желания. Поэтому выражение лица, телосложение, всё сделано в соответствии с умом. А также в момент смерти состояние ума перенесёт меня в другое, иного типа тело. Ум переносит душу. Всё это объясняется в Бхагавад-гите. Йам йам вапи смаран локе тйаджантй анте калеварам. А если вы натренируете свой ум, это сознание Кришны. Всегда помнить о Кришне. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Тогда может статься, что в момент смерти вы вспомните о Кришне и ваша жизнь увенчается успехом. Тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа. Вы немедленно перенесётесь на Кришналоку. Это тренировка.

Мы всегда должны думать о Кришне, двадцать четыре часа. Киртанийах сада харих. Чаитанйа Махапрабху рекомендовал. Тарор апи сахишнуна.

трнад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

Поскольку наша цель… Если мы серьёзно настроены перенестись на локу, в то место, где находится Кришна, то мы должны так хорошо тренировать свой ум, чтобы в момент смерти я мог вспомнить Кришну. Поэтому один великий царь, Кулашекхара, молится Кришне: кршна твадийа пада-панкаджа… о чём этот стих? Твадийа, кршна твадийа пада-панкаджа. Я просто забыл. Смысл в том, что Кулашекхара, царь Кулашекхара молится Кришне: адйаива вишату ме манаса раджа-хамсах. Адйаива. Прана-прайана-самайе капха-вата-питтаих смаранам кутас те. Он молится: «Кришна, сейчас я в добром здравии. Будь милостив, пошли мне смерть немедленно». Адйаива. «Немедленно, чтобы мой ум подобно лебедю мог запутаться в стеблях лотосов Твоих стоп». Стопы Кришны всегда сравниваются с цветами лотоса, а у цветка лотоса есть стебель. И лебеди наслаждаются, запутываясь в этих стеблях. Они плывут и ныряют в воду. Это их любимое развлечение. И он принимает это развлечение, он сравнивает свой ум с раджа-хамсой: «Так же как раджа-хамса наслаждается, запутываясь в стеблях цветов лотоса, Твои лотосные стопы и есть этот стебель. И пусть мой ум, который можно сравнить с раджа-хамсой, немедленно запутается. Иначе я не знаю». Прана-прайана-самайе капха-вату-питтаих. «Когда все функции тела придут в беспорядок, капха-вату-питтаих, ‘гхан, гхан’, будут издавать такой звук, как я смогу вспомнить Твои лотосные стопы? Так пусть же я умру немедленно, немедленно. Сейчас я вполне здоров. Иначе я могу не суметь». Вот в чём дело. Ум нужно держать в здоровом состоянии. Саджна. Поэтому тот, кто умирает в полном сознании, помня о Кришне, о, он достигнет успеха. Есть поговорка на бенгали: бхаджан кара садхана кара мурти йанле хайа. Вы можете быть очень великим преданным. Это хорошо. Но в момент смерти будет проверено, как вы помните Кришну. Это будет экзамен. Если в момент смерти мы забудем., если мы станем подобны попугаю… Так же как попугай, он тоже воспевает: «Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна». Но когда его хватает за горло кошка: «Ках! Ках! Ках!» больше нет Кришны. Больше нет Кришны. Подобная искусственная практика не поможет нам. Тогда: «Ках, ках». Это капха-вату-питтаих, кантхавародхана-видхау смаранам кутас те.

Сначала мы должны практиковать сознание Кришны, если мы серьёзно хотим вернуться домой, обратно к Богу. Не так, что отложим это на два или три года перед смертью. Ох, это не так-то просто. Это не так-то просто. Поэтому Прахлада Махараджа рекомендует:

каумарам ачарет праджно

дхармам бхагаватан иха

дурлабхам манушам джанма

тад апй адхрувам артхадам

Ему было пять лет, он сознавал Кришну с материнской утробы. Он слушал наставления Нарады. Нарада наставлял его мать. Он был в утробе. К счастью, по милости Бога, он слышал все наставления Нарады, когда был в утробе матери. И в результате с самого начала жизни он сознавал Кришну. С самого начала. Как только он родился, он был сознающим Кришну. И он советовал своим школьным друзьям, проповедовал. Только посмотрите. Ему было пять лет от роду, но он воспользовался возможностью проповеди. Потому что учитель… Он родился в семье демона. И все его школьные друзья тоже были сыновьями демонов. Там не могло быть и речи о сознании Кришны. Но он научился сознанию Кришны в утробе матери.

Итак, он пытался проповедовать. Поскольку он был царским сыном, у него не было другой возможности проповедовать, и ему было пять лет. Он воспользовался возможностью в классе: как только учитель выходил, он проповедовал. Он проповедовал. Таков дух проповеди. Как только у вас появляется возможность, проповедуйте. Что такое проповедь? Проповедь, Чаитанйа Махапрабху советует нам: йаре декхо таре каха кршна упадеша. Это и есть проповедь: «Кого бы ты ни встретил, просто говори о наставлениях Кришны». И если вы продвинуты, если вы знаете наставления Кришны, прочитав Бхагавад-гиту, вы можете проповедовать другим. А если вы ничего не читаете, предположим, вы ничего не знаете, тогда вы тоже можете проповедовать? О чём? «Просто станьте преданным Кришны, мой господин». Вот и всё. Это тоже проповедь: «Просто предайся Кришне». Ходите от двери к двери. Если вы ничего не можете сделать, просто говорите: «Мой господин, вы очень хороший человек. О, вы очень разумный человек. Воспевайте Харе Кришна». Сакалам эва вихайа дурат. Этой проповеди учил Прабодхананда Сарасвати. Данте нидхайа трнакам падайор нипатйа каку-сатам кртва ча ахам бравими. Таков процесс проповеди. Данте нидхайа трнакам. Согласно ведической цивилизации, если кто-то хочет стать очень смиренным и обратиться к другому человеку, он должен взять солому в рот. Трна. И процесс проповеди означает взять солому в рот, данте нидхайа трнакам падайор нипатйа, и припасть к вашим стопам, данте нидхайа трнакам падайор, каку-сатам кртва ча ахам бравими. И льстя вам: «Сэр, вы такой великий человек, вы разумный человек». Это лесть. Хотя он глупец номер один, вы должны льстить: «О, нет более великого человека, чем вы. Вы такой разумный, такой богатый, такой красивый». Всякие такие вещи. Подобно нищему. Иногда: «Вы станете царём». И он думает: «О, он благословляет меня. Хорошо, дам ему одну пайсу». Такая лесть тоже требуется. Каку-сатам кртва чахам бравими. Человек может спросить: «Почему ты такой смиренный и льстивый? Что тебя побуждает к этому? Скажи мне». Теперь он говорит. Хе садхавах: «О, ты великий садху». Хе садхавах, саккалам эва вихайа дурат: «Ты научился столь многим хорошим вещам. Я знаю это. Но выкинь их, пожалуйста». Сакалам эва: «Всё, чему ты научился, это ерунда, мошенничество, пожалуйста, выкинь это. Вот моя просьба». Сакалам эва вихайа дурат чаитанйа-чандра-чаране курутанра ургам. «Просто слушай, что говорит Шри Чаитанйа Махапрабху. Вот моя просьба». Это и есть проповедь. Льстить, припадать к стопам, превозносить его как великого садху, как очень разумного, очень богатого. Чтобы он немного прислушался. А затем он говорит: «Чего ты хочешь?» «Теперь, (смех) я вот чего хочу, сэр. Пожалуйста, забудьте всё мошенничество, которому вы научились. Потому что я знаю, что вы глупец номер один (смех). У вас так много всякой чепухи в мозгах. Выкиньте её, пожалуйста». Сакалам эва вихайа дурат. «Выкиньте их, выбросьте как можно дальше. Не смотрите на них». Чаитанйа-чандра-чаране курутанурагам. «Пожалуйста, послушайте, что говорит Чаитанйа-чандра». Чаитанйера дайара катха карана вичара, вичара кариле читте пабе чаматкара: «Просто постарайтесь понять милость Чаитанйи Махапрабху, и вы почувствуете себя таким очистившимся». Чаитанйа-чандрера дайара катха. «Не принимайте это слепо. Если вы разумны, просто вынесите своё суждение, кто такой Чаитанйа-чандра». Скажите ему.

Итак, это проповедь. Это проповедь. И Арджуна должен быть проповедником. Практическим проповедником. Что такое проповедь? Это принесение всего в жертву Кришне. Вот и всё. Это и есть проповедь. Сакалам эва вихайа дурат. Арджуна подаст величайший пример, как стать сознающим Кришну в конце десятой главы. Он скажет: сарвам эвам ртам манйе йад вадаси кешава: «Мой дорогой Кришна, Кешава, я целиком принимаю всё, что Ты говоришь». Без всякой интерпретации или: «Это вроде того, это вроде этого, это не очень хорошо». Ардха-кукути-нйайа. Все мошенники принимают Бхагавад-гиту по принципу ардха-кукути-нйайа. В нйайе, логикой. Это логика, ардха-кукути-нйайа. Что такое ардха-кукути-нйайа? Кукути означает «курица». Курица несёт яйца каждый день. И человек, владелец курицы думает: «Эта курица очень хороша, даёт одно яйцо каждый день. Но её клюв дорого обходится, она ест. Отрублю-ка я клюв, пусть только несёт яйца». И есть мошенники, которые изучают Бхагавад-гиту по принципу ардха-кукути-нйайа: «Отрубим здесь, примем это, отрубим здесь, примем это». Но если вы отрубите голову, яиц больше не будет. Мошенник об этом не знает. Если вы отрубите голову, производство яиц прекратится. Аналогично, если вы пытаетесь изучать Бхагавад-гиту в соответствии с вашими капризами, отрубать то и принимать это, это не изучение Бхагавад-гиты. Это нечто иное. Это нечто иное.

Поэтому мы должны научиться у Арджуны принимать Бхагавад-гиту. Он сказал: сарвам этан ртам манйе – «Кришна, Ты Верховная Личность Бога. Всё, что Ты говоришь, что бы Ты ни сказал, я принимаю, как оно есть». Вот изучение Бхагавад-гиты. И помехой служит сваджанам. Сейчас он предстаёт. Он предстаёт как глупец номер один, хотя он и не таков. Но он подготовил почву, чтобы Кришна поведал Бхагавад-гиту. Таков принцип. Поэтому, хотя он вовсе и не привязан к сваджанам, он предстаёт таковым: «Вот моя проблема, что я должен убить…» дрштва имам сваджанам кршна. «Увидев своих родственников, поскольку я глупец номер один…» Йасйата буддхи кунапете дхатуке, « Я называю их сваджана». В шастрах это называется сваджанакхйа-дасйу. Сваджанакхйа-дасйу. Все они воры и разбойники, но они считаются моими родственниками. Практически… Предположим, в вашем кармане лежит сто долларов. Если некий карманник возьмёт их, и вы его поймаете, вы немедленно отведёте его в полицию. А когда вы приходите домой с тяжко заработанными деньгами, и ваша жена забирает их, ох, вы смеётесь: «Ты забрала все мои деньги! Ах-ха-ха!» тот же самый карманник, тот же самый карманник, но поскольку он сваджана, сваджанакхй-дасйу, «карманник по имени сваджана», он очень доволен: «О, моя жена забрала, мой сын забрал. Неважно». Вот и всё. А кто-то другой? Как только он берёт: «Отведите его в полицию». Сделано одно и то же дело. Он тяжко вкалывает день и ночь, а они тащат. Тем не менее, он думает: «Они мои сваджанам, они мои родственники». Это и называется иллюзией. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.