Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.24-25



Бхагавад-гита 1.24-25

Лондон, 20 июля 1973 г.

Прадйумна: (ведёт воспевание и т.д.)

санджайа увача

эвам укто хршикешо

гудакешена бхарата

сенайор убхайор мадхйе

стхапайитва ратхоттамам

Перевод: Санджайа сказал: О, потомок Бхараты, по приказу Арджуны Господь Кришна вывел великолепную колесницу между армиями обеих сторон.

бхишма-дрона-прамукхатах

сарвешам ча махиеситам

увача партха пашйаитан

самаветан куру нити

Перевод: В присутствии Бхишмы, Дроны и других повелителей мира, Хршикеша, Господь сказал: «Взгляни же, Партха, на всех собравшихся здесь Куру».

Прабхупада:Итак, санджайа увача. На самом деле Санджайа, секретарь Дхртараштры, наблюдал события на поле боя. Дхртараштра слеп. Санджая наблюдает, как развёртывается сражение на поле боя посредством телевидения или иного метода. В противном случае, как бы он мог объяснять, что происходит на поле боя, сидя в комнате? В Бхагавад-гите Санджайа рассказывает всё происходящее на поле боя Дхртараштре, находясь в комнате. Должно было быть нечто вроде телевидения или выше телевидения, что он всё видел сам.

Научное развитие идёт, но всё-таки на материальном уровне. Слово «материальный» означает грубо материальный и тонко материальный. Это объясняется в Бхагавад-гите: бхумир апо анало вайу кхам мано буддхир эва ча, аханкара ити ме пракрти бхинна аштадха. Земля, вода, огонь, воздух, небо эти пять элементов грубо материальны, их каждый может видеть, грубо. Мы можем видеть землю, мы можем видеть воду. Мы можем видеть огонь, воздух или воспринимать также и небо. Но есть также и тонкая материя. Ум, разум, эго. Мы не можем видеть ум. Мы не можем видеть разум. Я понимаю, что у вас есть разум, или каждый знает, что у нас есть ум, но мы не можем увидеть. Это тонкое. Они тоже материя, тонкая материя. И телевидение, это машина, сделанная из грубой материи, но есть возможность сделать другую машину из тонкой материи. Есть такая возможность. Потому что материя, это тоже материя. Тонкая материальная машина ещё не изобретена. Но мы можем видеть, что тогда были тонкие материальные изобретения. А иначе как Санджайа мог видеть происходящее на поле боя? Это следует понимать. Они очень гордятся материальным развитием науки, но всё же им нужно достичь развития с тонкой материей. А над тонкой материей, внутри этой тонкой материи находится духовная сущность.

Прежде всего, мы можем видеть личность. Когда мы видим личность, что мы видим? Чувства. Но мы не можем видеть управляющего чувствами. Управляющий чувствами – это ум. А умом управляет разум. А владелец разума – это душа. Это следует понять. Есть душа. Чей разум? Как только мы говорим о разуме, чей это разум? Это разум души. Откуда происходит разум? От параматмы, хршикеши. Поэтому здесь использовано слово хршикеша. Разум исходит от параматмы. Иначе мы не сможем действовать, подобно ребёнку, который наделён разумом, но руководствуется разумом родителей: «Дорогой сын, делай так». И он делает так. Аналогично, мы наделены всем этим умом, разумом, всем, но этим руководит сверхразум, Кришна. Поэтому Его называют Хршикешей. Однажды мы уже объясняли слово хршикеша. Мы должны достичь уровня, на котором сможем говорить с Хршикешей. Это духовный уровень. Такое возможно. Чем больше вы очищаетесь, вы можете говорить с Хришикешей, который внутри вас. Он не снаружи. Хотя Он и на Голоке Вриндаване, Кришна всегда во Вриндаване, в духовном мире, но поскольку Он – Кришна, Он может также пребывать внутри вас в то же самое время, одновременно. Таков Кришна. Голока эва нивасати акхилатма бхутах.

голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа

деви-махеша-хари-дхамасу тешу тешу

те те прабхава-ничайа-вихитас ча йена

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Предполагается, что наш храм в Майапуре будет на этом уровне. Голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа. Высшая планетная система, духовная, то есть духовная планета, которая называется голока-намни, Голокой Вриндавана. У нас есть изображение на обложке Бхагаватам. Возможно, вы знаете. Высшая изначальная планета это Голока. Голока-намни ниджа-дхамни. Это обитель Кришны. Кршна-дхама. Кршна-дхама. Люди ищут Бога. Но на самом деле есть планета, где Бог живёт, Кришна живёт. У вас есть машина, самолёт, спутник. Вы можете отправиться туда, но не сможете достичь высшей планеты даже этой материальной вселенной. Высшая… Каждый видит. Вы видите звёзды или планеты. У вас есть машина; отправляйтесь туда. Нет. Вы не сможете отправиться. Вы настолько ограниченны. Вы не можете отправиться даже на луну, которая так близко. Вы не можете отправиться. Но, тем не менее, мы гордимся этими самолётами, спутниками. Мы думаем: «Теперь мы стали Богом». Эти негодяи не знают, кто такой Бог. Все они негодяи. Они не имеют понятия о Боге. Поэтому они принимают другого негодяя Богом так и происходит. Вы не можете достичь. Пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйо вайор атхапи манасо муни пунгавангам, со ‘пйасти йат-прапада-симнй авачинтйа-таттве. Вам даны шастры. Так же как ваша материальная наука даёт вам информацию, что есть одна планета, высшая планета, и долететь туда на спутнике можно за сорок тысяч лет. Кто собирается прожить сорок тысяч лет, чтобы долететь туда? Но они рассматривают всё это теоретически. Высшая планета. Материальная. Она не духовная.

Когда заканчивается этот материальный мир, там есть оболочки вселенной, совокупная материя, махат-таттва, из которой возникает всё материальное. Там совокупность. Вы должны проникнуть сквозь эту совокупную материю, а каждый слой оболочки в десять раз больше предыдущего. Вам нужно проникнуть сквозь оболочку, материальную оболочку; тогда вы достигнете духовного мира. А в духовном мире множество… «Множество» означает в три раза больше чем эти вселенные. Эта вселенная, материальная вселенная всего лишь одна четверть проявления творения Кришны. Экамшена стхито джагат. Когда Арджуна спросил Кришну: «Будь милостив, расскажи немного о своих достояниях». «Да», Он сказал, «Я это. Из того, Я это». Он обобщил.

атхава бахунаитена

ким джнатена таварджуна

виштабхйахам идам сарвам

экамшена стхито джагат

Экамшена. Вы видите эту вселенную. Эта вселенная – всего лишь фрагмент материального творения, фрагмент. Чаитанйа Махапрабху сообщает нам… Один из Его преданных просил Чаитанйу Махапрабху: «Мой дорогой Господь, Ты пришёл лично. Будь милостив, забери всех живых существ в духовный мир. Будь милостив к ним. А если ты думаешь, что они настолько греховны, что их невозможно забрать, то переложи все их грехи на меня. Забери их». А Чаитанйа Махапрабху улыбнулся: «Даже если Я заберу всех живых существ вселенной, ты ведь знаешь, что эта вселенная лишь малая часть всех вселенных. Существует множество иных вселенных». И Он привёл сравнение: «Мешок, полный горчичными зёрнами…» Только вообразите большой мешок горчичных зёрен. «А эта вселенная подобна одному горчичному зерну». Существует так много вселенных. И в Брахма-самхите подтверждается: йасйа прабха прабхавато джагаданда-коти. Джагаданда. Джагаданда означает эту вселенную. Брахманда, джагаданда. Коти, бесчисленные. Джагаданда-котих. Йасйа прабха прабхавато джагаданда-котих котишв ашеша-васудхадхи-вибхути-бхиннам. И в каждой вселенной есть бесчисленные планеты. И каждая планета отличается от остальных. Таково творение Бога. А эти негодяи производят Бога. И есть также другие описания. Йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа дживанти лома-биладжа джагад-анда-натхах. Это джагад-анда вселенная. И в каждой вселенной есть правитель вселенной, Брахма. Его называют джагад-анда-натхой, владыкой этой вселенной. Поскольку она управляется Брахмой, каждая вселенная называется брахмандой. Ей повелевает Брахма. И в Брахма-самхите мы находим информацию: джагаданда-натха, множественное число. Есть много, много тысяч джагаданд… Не один лишь Брахма. Много миллионов Брахм, много миллионов Шив, много миллионов Вишну, много миллионов солнц. Поскольку существуют миллионы вселенных. Только представьте себе. Таково материальное творение. И это материальное творение, как говорит Кришна, экамшена стхито джагат. Материальные вселенные, взятые вместе, это лишь одна четверть творения Господа. А три четверти творения это духовный мир. Только представьте себе, что такое духовный мир. И там есть высшая духовная планета Голока.

Вы не можете добраться даже до луны. Как вы сможете отправиться на духовную планету,пронизав материальные оболочки, войдя в духовное сияние, Брахман, а после всех этих вселенных…? Поэтому и говорится: пантхас ту коти-шата-ватсара-сампрагамйах. Коти-шата-ватсара, миллионы лет, если вы полетите на спутнике со всей скоростью… Пантхас ту коти-шата-ватсара. Не на этом спутнике, а который понесёт вас со скоростью ума. Это материальная скорость. Что это за скорость? Несколько тысяч, двадцать тысяч, пятьдесят тысяч. Но вы знаете, какова скорость ума? Вы сидите здесь, и тут же за секунду можете перенестись в Индию. Такова скорость ума. Незамедлительно. Пантхас ту коти-шата-ватсара ршампрагамйо вайор атхапи. Со скоростью ветра или ума. Вайор атхапи санасо муни-пунгаванам. И ведомом великими учёными, муни-пунгава. Пунгава означает очень искушённого, нара-пунгавах. Если такие великие учёные изобретут самолёт, который летит со скоростью ума или ветра… они не могут летать со скоростью ветра. Они плавают по воздуху, но не со скоростью ветра. И всё же, авичинтйа-таттве, пролетев много миллионов лет с этой скоростью, вы обнаружите: «О, Голока Вриндавана ещё так далеко». Таково положение.

И это Кришна… Мы объясняем, кто такой Кришна. Не считайте Кришну обычным человеком. Аваджананти мам мудха манушим танум ашритам. Из-за того, что Он милостиво появляется перед нами как обычный человек, не думайте, что Он такой же как мы. Таково заключение. Эти негодяи думают: «Поскольку Кришна появился как человек, я тоже Бог. Почему только Кришна должен быть Богом?» И мы стараемся объяснить, кто такой Кришна, Хршикеша. Хршикеша. Затем, голока-намни. Голока эва нивасатй акхилатма-бхутах. Голока эва нивасати.

ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис

табхир эва ниджа-рупатайа калабхих

голока эва нивасатй акхилатма-бхутах

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами.

Наше поклонение очень простое. Там ахам бхаджами. Мы поклоняемся Говинде, ади-пурушам. Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Мы не поклоняемся обычным так называемым негодяям. Мы поклоняемся Говинде. Кто такой Говинда? Описание Говинды приводится в Брахма-самхите. Этот Говинда, ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхих: «Он всегда в духовном мире, который есть ананда-чинмайа-раса». Не эта разновидность ананды – чинмайананда, духовное блаженство. Духовное блаженство означает, что оно постоянно; и, тем не менее, никто им не пресыщается. Здесь в материальном мире вы можете принять некую ананду, так много всего. Она не может длиться очень долго. Предположим, я дам вам расагуллу, одну расагуллу, вы можете взять: «О, очень хорошо». Ещё одну: «Очень хорошо». Ещё: «Хорошо». Затем, четвёртую или пятую: «Нет, не хочу больше». Кончилось. Аналогично, возьмите любую ананду. Половая жизнь. Она не может быть постоянной. Заканчивается. Так что попытайтесь понять, что такое чинмайананда. Ананда-винмайа-раса-пратибха… Это никогда не заканчивается. Это продолжается, нава-навайамана, одно за другим, новое, новое, новое. Просто попытайтесь понять, что такое духовное блаженство. Вы не… Сахаджии принимают материальное блаженство за духовное. Это называется сахаджийа, не будьте сах-аджиями. Попытайтесь понять в соответствии с шастрами.

Итак, здесь Кришна описывается, как Он становится Хришикешей, голока эва нивасати. Он наслаждается со Своими спутниками, мальчиками пастушками, гопи на голока-намни ниджа-дхамни. Он наслаждается там. В то же самое время Он в ваших сердцах. Таков Кришна, Хршикеша. Он приходит одновременно не только в ваше сердце, в атом. Андантараштхам параману-чайантараштхам говиндам ади-пурушам там ахам… Не только в ваши сердца, но и в атом. Только представьте себе. Сколько существует атомов. И Кришна повсюду. Эти… у нас есть информация о Кришне из шастр. Шастрам эва чакшушат. Веданта-сутра. Вашими глазами должны быть шастры, а не так называемое воображение. Шастра чакшушат. Йах шастра-видхим утсрджйа вартате кама… Если вы откажетесь от наставлений шастр и придумаете собственный путь, йах шастра-видхим утсрджйа вартате кама-каратах, как вам хочется, тогда на сидхим авапноти: вы никогда не достигнете сидхи, совершенства, никогда не достигнете. На сидхим савап…, на сукхам, никакого счастья. А что говорить о пара гатих, возвращении домой, обратно к Богу. Так, шастра-чакшушат. Мы должны всё принимать из шастр. Потому что мы слепы. Шастра-чакшушат. Поскольку духовный учитель просвещает ученика шастра-джнаной, потому он и духовный учитель. Если духовный учитель обманывает ученика, он не духовный учитель. Обман. Нет. Аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа чакшур-унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах. Это гуру. Гуру означает, что он всегда проливает на ученика свет шастр. Не так, что он говорит: «Здесь не нужны шастры. Я воплощение. Принимай всё, что я скажу». Нет. Это мошенник. Того, кто не ссылается на шастры, вы немедленно должны принимать как мошенника номер один. Таков вывод.

Вот шастра, Бхагавад-гита. Хршикеша. Мы уже однажды объясняли. Здесь мы снова объясняем. Хршикеша. Кришна. Там Кришна. Он никогда не покидает Вриндаван. Он там. Почему? Здесь тоже. Например, мы видим очень богатого человека, очень влиятельного человека, президента, который живёт в своём… Королева, она в Бэкнигемском дворце. Но она не может одновременно отправиться туда и сюда. Нет. Она сидит в Бэкингемском дворце. Кришна не таков. Поэтому Он Хршикеша. Постарайтесь понять разницу между Кришной и остальными. Кришна голока эва нивасатй акхилатма бхутах. Атма-бхутах. Этот атма-бхутах и есть Хршикеша. Он даёт разум. Чем больше вы очищаетесь, тем больше получаете наставлений от Хршикеши. В этом суть. Как вы можете очиститься? Очищение означает, что на вас больше не влияют гуны материальной природы. Это объясняется: гудакеша. Гудака иша. Гудака означает тьму, а иша… когда вы становитесь хозяином материального мира или материальных чувств. Материальный мир означает материальные чувства. Вот и всё. И если вы стали хозяином материальных чувств, то вы становитесь гудакешей. Поэтому Арджуна и описывается здесь как гудакеша. Арджуна… Не думайте, что Арджуна допустил ошибку. Нет, он не мог этого. Как он мог? Он постоянно с Кришной. Как он может быть сбит с толку? Нет. Это невозможно. В Чаитанйа-чаритамрте говорится: кршна сурйа сама майа андхакара. Гудака означает тьму, майу. Кршна сурйа сама майа андхакара. Тьма и свет есть всегда рядом. У нас есть опыт. Вот солнечный свет, вот тьма. Есть и то и другое. Кршна сурйа сама майа андхакара, йахан кршна тахан нахи майара адхикара. Где есть Кришна, там нет юрисдикции тьмы майи.

даиви хй эша гунамайи

мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте

майам этан таранти те

Вы можете незамедлительно выйти из поля зрения майи, если всегда остаётесь предавшимся Кришне. Майа не тронет вас. Подобно тому, как если вы всегда остаётесь в свете солнца, не может быть и речи о ночи. Сейчас это очень просто. Если вы направите свой самолёт в западном направлении, вас никогда не застигнет ночь. Вы просто облетите вокруг. Да. Даже материально это возможно. Просто направьте самолёт в западном направлении. Запустите самолёт утром и летите в западном направлении, не останавливаясь. Вы будете лететь три, четыре, столько дней сколько захотите. Вас никогда не застанет ночь. Это возможно. Аналогично, если вы всегда остаётесь с Кришной, вы гудакеша, вас никогда не настигнет тьма. Или майа никогда вас не коснётся. Это сознание Кришны. Постарайтесь стать Гудакешей.

Следующий стих. Кришна Хршикеша. Он знает, сарвасйа чахам хрди саннивиштах. Кришна есть. Кришна знает, какова ваша цель, чего вы хотите сделать, каково ваше прошлое, будущее. Кришна знает всё. Кришна знает всё. Это объясняется в Бхагавад-гите. Ведахам саматитани: «Я знаю всё». Так Кришна стхапайитва, ратхоттамам стхапайитва. Как только Арджуна попросил Его: сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа ме ‘чйута, Он тут же выполнил приказ и Он знал, зачем он этого хочет. Он хотел посмотреть: «С кем мне придётся сражаться, с моими друзьями и родственниками». Он колебался. Может возникнуть вопрос, откуда это невежество у Арджуны. Кришна… Арджуна гудакеша. Он вне материального мира. Как он мог испытать влечение к так называемым родственникам? Он не решался сражаться по этому принципу: «Они мои родственники. Они мои близкие. Они члены моей семьи». Он всегда об этом думал. Поэтому Кришна знал об этом. Он заразился так называемой семейственностью.

Но он гудакеша. Как такое возможно? Он выше всего этого. Да, он выше всего этого. По желанию Кришны он играл роль обычного человека. Иначе, как бы появилась Бхагавад-гита? Кришна не мог говорить с обычным человеком. Кришна не мог сражаться с обычным человеком. Даже когда приходили демоны, такие как Хиранйакша и Харанйакашипу, они были Джайей и Виджайей в мире Ваикунтхи. И они пришли сюда по просьбе Кришны: «Если вы станете Моими врагами, то через три рождения вы вернётесь обратно. А если останетесь друзьями, тогда семь рождений». И они предпочли: «О, я стану Вашим врагом, Сэр, чтобы я мог вернуться после трёх рождений». Почему? У Кришны есть все склонности. Так же как нам иногда хочется сразиться, понарошку сразиться. А в мире Ваикунтхи не может быть никаких сражений. И поскольку Кришна хотел испытать Свой бойцовский дух, Он отправил Своего преданного. Тот стал врагом, и они сразились. Таким образом, вы должны понять Кришну как Хршикешу. Он знает, что пока Арджуна не станет приверженным семейственности, как сможет появиться Бхагавад-гита? Поэтому, хотя Гудакеша, Арджуна стоит выше тьмы, всё же по воле Кришны, Хршикеши, он сыграл роль обычного человека, связанного семейными узами. Поэтому в следующем стихе Кришна говорит… увача. Кришна сказал: «Мой дорогой Партха, ты хочешь посмотреть, с кем тебе придётся сразиться. Вот Бхишма, Дрона и множество других царей. Все потомки династии Куру, сыновья Дхртараштры. Посмотри внимательно и будь готов сразиться с ними». Так объясняется Хршикеша и Гудакеша. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.