Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.21-22



Бхагавад-гита 1.21-22

Лондон, 18 июля 1973 г.

Прадйумна:(ведёт воспевание и т.д.)

арджуна увача

сенайор убхайор мадхйе

ратхам стхапайа ме ‘чйута

йавад этан нирикше ‘хам

йоддху-каман савастхитах

каир майа саха йоддхавйам

асмин рана-самудйаме

Перевод: Арджуна сказал: О, непогрешимый, пожалуйста, поставь мою колесницу между двух армий, чтобы я мог увидеть тех, кто присутствует здесь, желающих сражаться, и с кем мне придётся соперничать в этой великой битве.

Прабхупада: Сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа ме ачйута. Перед этим к Кришне обращались как к Хршикеше. Имя Хршикеша мы уже объясняли. Теперь к Кришне обращаются как к Ачйуте. Чйута означает «падший», а ачйута означает «непогрешимый». Например, мы падшие. Мы падшие обусловленные души. Мы пришли в материальный мир в духе наслаждения. Поэтому мы падшие. Если кто-то правильно придерживается своего положения, он не падает. В противном случае он деградирует. Это падшее состояние. Все живые существа в материальном мире, начиная с Брахмы до маленького ничтожного муравья, все они падшие, падшие обусловленные души. Почему они пали?

кршна бхулийа джива бхога ванчха каре

пасате айа таре джапатийа дхаре

Слово «падший» означает живое существо, когда оно находится в тисках материальной энергии. Это и называется падшим. Так же как человек, когда его преследует полиция, считается преступником, падшим. Он пал из состояния хорошего гражданина. Аналогично, все мы неотъемлемые частицы Кришны. Мамаивамшо джива-бхута. И наше положение как неотъемлемых частиц – жить с Кришной. Так же как мой палец неотъемлемая часть моего тела. Палец должен оставаться соединённым с телом. Если этот палец отрубить и бросить, хотя это и палец, он более не так важен, как прежде, когда был присоединён к телу. И каждый, кто не привязан к служению Всевышнему Господу, падший. Таков вывод. Но Кришна не падший. Если Кришна… Потому что Он приходит, чтобы спасти нас.

йада йада хи дхармасйа

гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа

тадатманам срджамй ахам

Кришна говорит: «Я прихожу, когда здесь возникают отклонения в, скажем, профессиональных обязанностях живых существ». Дхармасйа гланир бхавати. Мы не переводим слово дхарма как «религия». Религия в английском словаре означает «разновидность веры». Вера может меняться. Но дхарма обозначает то, что не может быть изменено. Если она меняется, следует понимать, что это искусственно. Так же как вода. Вода жидкая, каждый знает. Но иногда вода становится твёрдой, очень твёрдой, льдом. И это не естественное состояние воды. Искусственно, за счёт чрезмерного холода или посредством искусственных средств вода становится твёрдой. Но подлинное состояние воды жидкое.

И когда мы отрекаемся от служения Господу, это тоже не естественно, не естественно. Естественное положение в том, что мы должны быть заняты служением Господу. Это наше естественное положение. Поэтому ваишнавский кави говорит: кршна бхулийа джива бхога ванчха каре. Когда живое существо забывает Кришну, забывает положение Кришны… Положение Кришны… Кришна говорит: бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам – «Я владыка, Я наслаждающийся». Таково положение Кришны. Он никогда не падает с этого положения. Кришна наслаждающийся. Он всегда сохраняет это положение. Он никогда не падает. Он никогда не занимает положение наслаждающего. Это невозможно. Если вы хотите поставить Кришну в положение наслаждающего, то вы потерпите поражение. Положение наслаждающего означает, что вы ставите перед Кришной задачу: я хочу получить выгоду чувственного наслаждения. Это наше противоестественное положение. Кришна никогда не согласится. Кришна никогда не согласится. Кришна не может быть наслаждающим. Он всегда наслаждающийся. Он всегда владелец. Кршна бхулийа джива означает, что когда мы забываем это положение Кришны, что Он Верховный Наслаждающийся, Он верховный владелец… Это называется забвением. Как только я думаю: «Я наслаждающийся, я владелец», это и есть моё падшее состояние. Кршна бхулийа джива бхога ванчха каре. Когда мы… Тогда джапатийа дхаре, майа, тут же захватывает майа.

Поэтому обусловленная душа, падшая обусловленная душа борется за существование. Она пытается быть наслаждающимся, пытается быть владельцем. Это искусственный путь жизни. Так же как женщина, когда она хочет стать мужчиной, это её искусственное состояние. Она может одеваться как мужчина, как, например, в западных странах мы иногда видим женщин, которые искусственно одеваются по-мужски, в шляпе, пиджаке ездит на лошади. Это искусственно. Аналогично, наше положение здесь, в материальном мире искусственное. Мы пытаемся подражать мужчине.

На самом деле живые существа описываются в Бхагавад-гите как пракрти. Пракрти означает «женщина». А пуруша означает «мужчина». И живые существа никогда не описываются как пуруша. Пуруша это Кришна. Пуруша шашвата. Когда Арджуна сказал: парам брахма парам дхама павитрам парамам бхавам пурушам шашватам адйамПурушам шашватам. Кришна всегда пуруша. Бог не может быть женщиной. Бог всегда мужчина, пуруша. А мы пракрти. Это описано в Бхагавад-гите. Апарейам итас ту виддхи ме пракртих пара.

После описания материальной энергии, бхумир апо анало вайу, земля, вода, воздух, огонь, эти материальные… Это тоже женщина, пракрти. Женщина означает… У нас есть… У нас в Индии есть немного опыта. Женщина всегда под контролем. Женщине никогда не даётся положение контролирующего. В наши дни так и происходит. Например, Индира Ганди, ей было дано положение контролирующего. Это искусственно. В истории Индии, великой Индии, Маха-бхарате, вы никогда не найдёте, чтобы женщине было дано положение контролирующего. Нет. Это невозможно.

Мы должны обращаться к шастрам. В Бхагавад-гите положение женщины приравнивается к положению шудры. Стрийах шудрас татха ваишйас те ‘пи йанти парам гатим. Должно быть определено положение. Но это положение искусственное. Здесь что женщина, что мужчина находятся в искусственном положении. Потому что женщина может быть в женской одежде, но её ум как у мужчины. Она тоже хочет наслаждаться. А другие, так называемые мужчины… Так называемый мужчина - тоже не мужчина, он женщина. Пракрти. Апарейам итас ту виддхи ме пракртим пара. Пракрти. Как земля, вода, воздух, огонь, небо тоже подконтрольны – верховный контролирующий Кришна – аналогично, так называемые мужчина и женщина в материальном мире тоже подконтрольны. Никто не может сказать: «Я не под контролем». Кто-нибудь есть? Вы должны быть под контролем.

Поэтому мы видим две пракрти: пара пракрти и апара пракрти. Но обе они под контролем: ни одна из них не контролирует. И в этом разница между пурушей и пракрти. Пуруша значит контролирующий. А пракрти – контролируемый. Пуруша означает «главенствующий», а пракрти – «возглавляемый». Такова разница. И Кришна не падает со Своего положения главенствующего. Поэтому к Нему обращаются как к Ачйуте. Сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа ме ачйута. Другое значение слова «Ачйута»… Кришна - Верховная Личность Бога, и Арджуна знает: «Я не контролирующий; я подконтрольный». Он преданный, он знает своё положение. Поэтому он сейчас пытается контролировать Кришну. Он приказывает Кришне. Сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа: «Мой дорогой Кришна», Он не обращается как к Кришне – Ачйута, «поставь мою колесницу между двух армий». Это приказ. Это означает, что Арджуна стал контролирующим. А Кришна стал подконтрольным. Прямо противоположное. Поэтому Арджуна знает своё подчинённое положение, и он приказывает Кришне. Косвенно он просит прощения: «Мой дорогой Кришна, я не могу приказывать Тебе. Приказ должен исходить от Тебя. Но, поскольку Ты обещал выполнять мои приказы, Ты захотел стать моим колесничим, поэтому я приказываю. Поэтому я приказываю... я не в том положении, чтобы приказывать Тебе, а Ты пообещал выполнять мои приказы, и я думаю, что Ты твёрд в Своём обещании. Поэтому я прошу Тебя, Ачйута. Ты не отказываешься от своего обещания». Это… сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа ме ачйута. Какой номер стиха?

Преданный:Страница сорок восемь.

Прабхупада:Сорок восемь? Ещё один момент состоит в том, что Арджуна хотел посмотреть, с кем ему придётся сражаться. Это будет объясняться. Он сражался не по собственной воле. Не по собственной воле. Поскольку он был ваишнавом, он не хотел убивать без надобности, хотя он и кшатрий. Это его долг. Когда появляются отклонения, убийство, как представитель Кришны… У Кришны два дела. Паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. У Него два дела. Одно дело – оказать защиту преданным, садху. Садху означает «преданный». Садху это не просто перемена одежды, шафрановый цвет и курение биди. Это не садху. Садху значит преданный.

Тот, кто предан… Это объясняется во многих шастрах. Садхавах садху-бхушанам. Садху-бхушанам.

титикшавах каруника

сухрдам сарва-бхутанам

аджата-шатравах шантах

садхавах садху-бхушанах

Такова квалификация садху. Садху титикшава, терпелив ко всем видам бедственного состояния. Он садху. Потому что это место бедственного состояния. Садху обучен терпеть. Садху никогда не тревожится. Тасмин стхите гурунапи духкхена на вичалйате. Садху, который принял прибежище у Кришны, даже если он оказался в жесточайшего вида опаснейшей ситуации, никогда не тревожится. Так же как Прахлада Махараджа: его отец ставил его во множество опасных ситуаций, даже давал ему яд. Он знал: «Мой отец дал мне выпить яду. Хорошо, я выпью. Если Кришна захочет, Он спасёт меня. Я сейчас в очень опасном положении. Я должен пить». Отец дал яд. Кто может этому помешать? Такому великому и могучему Хиранйакашипу. Мать плакала, просила… Он заставил мать, мать Прахлады: «Дай своему сыну яд». Она так просила, но он был демоном негодяем: «Нет, ты должна дать». И мать знала, и сын знал, что негодяй отец даёт этот яд. Что он мог поделать, маленький ребёнок? «Хорошо, я выпью». Гурунапи духкхена на вичалйате. Он не встревожился: «Хорошо, если Кришна захочет, я буду жить». Таково отношение садху. Он не беспокоится. Титикшавах. При любых обстоятельствах он терпелив. Это и есть садху. Садху не беспокоится. Титикшавах. И в то же время каруниках. Он сам в беде, но он милостив к другим.

Так же как Иисус Христос. Его распинали, но он, всё же, был милостив: «Боже, эти люди не знают, что творят. Пожалуйста, прости их». Это садху. Его лично могут беспокоить демоны, но он милостив к людям в целом. Они страдают в поисках сознания Кришны. И даже на пороге смерти он пытается проповедовать сознание Кришны: «Пусть люди получат благо. Эх, что такое это материальное тело? Даже если меня убьют, я не буду убит. Тело будет убито, вот и всё». Это садху. Титикшавах каруниках. С одной стороны терпелив, с другой стороны милостив.

В материальном мире, когда человек встревожен, он не может сделать ничего благого для кого-либо. Он встревожен: «Нет, я очень обеспокоен. Не говорите со мной». Нет. Но садху всё же продолжает нести благо людям в целом. Титикшавах каруниках. И какого рода это благо? Так называемая мошенническая гуманитарная работа? Нет. Садхунам сарва-бхутанам. Он несёт благо всем видам живых существ.

Не это мошенничество, даридра-нарайана. Как один мошенник породил этих даридра-нарайан. Бедняк стал Нарайаной, и козла Нарайану убивают, чтобы его прокормить. Не подобного рода садху. Сухрдам сарва-бхутанам. Садху не допустит никакого убийства. Посмотрите на христианскую религию, одно из первых наставлений: «Не убий». Если вы хотите стать религиозным… они просто убивают, и, тем не менее, провозглашают себя «христианами». Что это за христиане? Их занятие – убийство. Очень трудно найти среди них христиан, но они провозглашают: «Я христианин». Это очень трудно. Потому что их занятие – убивать. А Господь Иисус Христос приказал, прежде всего: «Не убий. Не возжелай». Кто этому следует?

Итак, садху это сухрдам сарва-бхутанам. Почему он должен позволять убийство животных? Они тоже живые существа, но ради собственной выгоды, так называемые садху говорят: «У животных нет души». Что за ерунда? У животного нет души? Почему? Почему животное имеет… В чём разница между животным и человеком? Каковы признаки обладания душой? Они во всём равны. Человек ест, и животное тоже ест. Человек спит, и животное тоже спит, у человека есть половая жизнь, у животных тоже есть половая жизнь. Человек обороняется, животные тоже обороняются. Так в чём же отличие, что вы говорите, что у животных нет души?

Несовершенное знание. Или оправдание ради собственной выгоды. Сейчас они делают поправку: «Не убий», на «Не убивай». Это значит, что это относится к человеку. Но подлинная заповедь: «Не убий». Но эти христиане делают подмену: «Не убивай». Потому что слово «убивать» применимо к убийству человека. Но Господь Иисус Христос так не говорил. «Не убий». Это применимо как к человеку, так и к животным и даже к деревьям. Вы не можете убивать без нужды. Таков садху. Сухрдам сарва-бхутанам. «Не убивай моего брата, но можешь убить моего соседа». Совсем не так. Это не садху. Садху милостив ко всем живым существам.

Сознание Кришны подразумевает стать милостивым к каждому. Поэтому мы говорим: «Не ешьте мяса». Мясоедение означает убийство животных. Убийство животных. Зачем вам убивать животных? Принимайте Кршна-прасадам. Патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати, тад ахам ашнами. Кришна говорит… Кришна Бог. Он может съесть всё, всё. Кришна съел пожар, вы знаете. Во Вриндаване случился пожар. Все мальчики пастушки очень перепугались: «Кришна». «Да, Я готов». Он съел весь пожар. Так что Кришна может съесть всё, что захочет. Он Бог. Но, тем не менее, Он рекомендует: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. Почему? Потому что мы должны есть прасадам Кришны, поэтому Он рекомендует: «Можешь давать Мне это». Патрам пушпам пхалам тойам. Вот наша пища. Мы преданные Кришны. Мы должны есть остатки пищи, предложенной Кришне.

Это наша… Джихва, тара мадхйе… Если вы хотите обуздать язык, то вы должны держать в уме, что вы не должны принимать ничего, что не было предложено Кришне. Тогда ваш язык будет под контролем. Тара мадхйе джихва йати-лобхамайа судурмати. Язык - это злейший враг живого существа. Язык тянет. Джихва. «Будь добр, дай мне это немедленно. Будь добр, немедленно дай мне вина. Будь добр, немедленно дай мне чаю. Будь добр, немедленно дай мне сигарету. Будь добр, дай мне мяса». Зачем? Контроль. Кришна говорит: патрам пушпам пхалам тойам. Мы должны принимать прасадам, есть Кршна-прасадам. Тогда всё остальное естественно сойдёт на нет. Таково положение. Сухрдам сарва-бхутанам.

Итак, если все люди станут вегетарианцами, не вегетарианцами, а вкушающими прасадам Кришны, все эти винные лавки, скотобойни и бордели закроются. Таково движение сознания Кришны. Мы хотим закрыть все эти нелепые места греховной жизни: бордели, незаконные чувственные наслаждения, половые отношения, проституцию. Если мы охвачены этой греховной жизнью, то нет никакой возможности снова стать ачйутой. Мы останемся чйутой, падшими. Мы останемся падшими.

Это не так-то просто: «Я делаю всё, что захочу». Некоторые негодяи так проповедуют: «О, религия не имеет ничего общего с тем, что вы едите. Вы можете есть всё, что вам угодно, и, тем не менее, становиться религиозным». Всё это ерунда. Никто не сможет стать религиозным, если привязан к греховной деятельности. Это невозможно. Вы должны прекратить греховную деятельность. Это первое условие. Иначе вы не сможете постичь, что… Люди… Возможно, кроме движения сознающих Кришну, все эти негодяи не знают, кто такой Бог. У них нет ясной концепции Бога. Потому что они грешники. Мы можем дать имя, адрес и всё о Боге, ясные представления, а не голую идею: «Может быть, Бог такой, а может быть такой». Почему может быть? Он Бог.

венум кванантам аравинда-далайатакшам

бархаватамсамаситам будха-сундарангам

кандарпа-коти-каманийа вишеша-шобхам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Ясная концепция. Шастры, Брахма-самхита даёт ясное описание Бога, вену кванантам. Он играет на флейте. Не так, что Муралидхара, Шйамасундара, Кришна – это плод воображения какого-то поэта. Нет, это описано в шастрах, форма Господа. Он занят игрой на флейте, венум кванантам. Аравинда далайатакшам, Его глаза подобны лепесткам лотоса. Венум кванантам аравинда, бархаватамса, у Него на голове перо павлина. Кандарпа-коти-каманийа вишеша-шобхам, и Он так прекрасен, что Его красота может повергнуть тысячи Купидонов. Купидон считается самым красивым в материальном мире. Кандарпа-коти-каманийа вишеша-шобхам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Ясная концепция.

Так Бог описывается в шастрах. А когда Бог приходит, Кришна приходит на эту планету, даётся такое же описание. Он играет на флейте, у Него есть перо, павлинье перо. И этот образ Кришна не плод воображения художника. Именно такая форма. Так что здесь есть форма Господа. Здесь есть имя Господа. Здесь есть деятельность Господа, это ясная концепция. Садху знает, кто такой Бог. Или садху может не знать. Они думают: «Бог должен быть таким, Бог должен быть этаким, Он должен быть очень старым», потому что ади-пуруша. Он первое живое… Таким образом… Вы не можете создать Бога в своём воображении. Это невозможно. Бог есть Бог, всегда. Вы просто должны знать, кто такой Бог. Он никогда не чйута.

Бог никогда не падает со Своего изначального положения. Изначальное положение Бог описывает Сам: маттах паратарам нанйат – «Нет никого превыше Меня». Это и есть Бог. Если кто-то находится под контролем, как он может быть Богом? Верховный контролирующий это Бог, верховный контролирующий это Кришна. Ишварах парамах кршнах. Ишварах означает «контролирующий», а парамах означает «верховный». И кто же это? Кришна. Кришна тоже говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа. Он ачйута. Он сохраняет Своё положение. Он никогда не падает. Мы все – падшие души. Потому что наше положение, наше положение ачйута – служить Кришне. Потому что мы неотъемлемые частицы Кришны.

Похожий пример: этот палец неотъемлемая часть моего тела. Его дело – служить телу. Таково его дело. Другого дела нет. Палец может поднять расагуллу и положить её сюда. Палец не может есть. Аналогично, мы не можем есть напрямую. Это наше болезненное состояние. Мы должны предлагать Кришне. Когда Кришна поест, если мы едим это, то мы заряжаемся. Так же как расагулла, положенная в рот. Когда она попадает в желудок, палец тут же краснеет. Палец наслаждается. Не только палец, глаза наслаждаются, ноги наслаждаются, потому что энергия распространяется. Мы не можем заряжаться едой непосредственно. Мы должны есть прасадам Кришны. Это принцип. Дживера сварупа хайа нитйа кршна даса.

Если мы служим Кришне, это наше положение ачйута. Если мы отказываемся служить Кришне, это вичйута, падшее состояние. Ачйута и вичйута. Так что стать сознающим Кришну означает ачйута-готру. Ачйута-готра. Готра, возможно вы не знаете. Готра это семейная традиция. Согласно ведической цивилизации каждый имеет готру. Готра это некая семья, от риши. И мы должны стать ачйута-готрой, снова принадлежать к семье Кришны. Сейчас мы падшие. Потому что мы забыли, что принадлежим к семье Кришны. Когда мы пробуждаем наше сознание, сознание Кришны, что: «Я принадлежу к семье Кришны…» Кришна не одинок, эко баху шйама. Он хочет наслаждаться.

И мы члены семьи Кришны, не пустота. Это ещё одно мошенничество. Почему Кришна должен быть одиноким? Он такой могущественный, такой богатый, встречали ли вы когда-нибудь могущественного и богатого человека, чтобы он был одинок? Где такой пример? Любой богатый человек, любой могущественный человек, король, лорд, имеет спутников. Так как же Кришна может быть одинок? Кришна никогда не остаётся один. Поэтому вы всегда найдёте Кришну с гопи, Кришну с мальчиками пастушками, Кришну с Арджуной. Кришна никогда не остаётся один. И это условие становления ачйутой. Арджуна знает всё это, потому что он преданный. Поэтому он, в частности, обращается к Кришне: сенайор удхайор мадхйе ратхам стхапайа ме ачйута. Это всё так. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.