Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.20



Бхагавад-гита 1.20

Лондон, 17 июля 1973 г.

 

Прадйумна:(ведёт воспевание и т.д.)

атха вйавастхитах дрштва

дхартараштран капи-дхваджах

правртте шастра-сампате

дханур удйамйа пандавах

хршикешам тада вакйам

идам аха махи-пате

Перевод: «О, царь, в это время Арджуна, сын Панду, восседавший на колеснице, чей флаг был отмечен Хануманом, взяв лук и приготовившись выпускать стрелы, посмотрел на сыновей Дхртараштры. Тогда, о, царь, Арджуна произнёс Хршикеше, Кришне следующие слова».

Прабхупада:И снова здесь используется слово хршикеша. Так же и в начале, хршикешах панчаджанйам. Кришну снова называют Хршикешей. Как мы уже несколько раз объясняли, бхакти означает хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Бхакти, вся программа преданного служения означает хршикена хршикеша-севанам. Так, Арджуна должен был служить Кришне, ибо он бхакта. Кришна уже обращался к нему: бхакто ‘си, прийо ‘си рахасйам хй этад уттамам – «Мой дорогой Арджуна, Я поведаю тебе тайну Бхагавад-гиты». Это тайна. Тайна означает нечто очень сложное; обычный человек не сможет понять. Поэтому она названа тайной, рахасйам. Но не обычной рахасйам, уттамам. Уттамам означает «трансцендентная», не покрытая тьмой материального знания. Но она сияющая, даивам, дивйам. Рахасйам.

Итак, обычный человек не сможет её понять. Поэтому они глупо интерпретируют, измышляют и демонстрируют своё мошенничество. Вот и всё. Даже большие, большие учёные. Они не могут понять, потому что они не преданные. Она предназначена для преданного. Вся Бхагавад-гита это беседа между Богом и Его преданным. Там нет ничего больше. Так же как если вы пойдёте на рынок и заговорят два торговца. И можно понять, если вы тоже бизнесмен, что они говорят о бизнесе. Это естественный вывод. Не так, что… Если два бизнесмена говорят серьёзно, это не означает, что они обсуждают Бхагавад-гиту. Вы не можете так сказать. Они должны говорить о бизнесе, о какой-то выгоде.

Например, все бизнесмены собираются на обмен, на бирже. Там стоит крик, великий шум, говорят друг с другом, оглушительно шумят. Они… Этот оглушительный шум означает, что бизнесмены говорят: «Какая ваша цена? Вот моя цена. Какая ваша цена? Вот…» Вот и всё. Вы не можете ожидать, что люди собираются на бирже, чтобы поговорить о Бхагаватам и Бхагавад-гите. Нет.

Аналогично, когда идёт беседа между Всевышним Господом Кришной и Его преданным, то весь разговор идёт о бхакти. Ни о чём больше. Они извлекают некий смысл, джнану, джнанатмака-вакйа. Они описывают понимание джнани, философов мыслителей. Они тоже кандидаты. Те, кто действительно джнани, тоже интересуются тем, кто такой Кришна. Джнани ча бхаратаршабха, джиджнасу. Арто артхартих джиджнасу джнани ча бхаратаршабха. Есть четыре класса людей, имеющие фундамент праведной жизни… Неправедные не могут вопрошать о Боге и не могут понять Бога. Мы уже несколько раз повторяли этот стих:

йешам тв анта-гатам папам

джнананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанти мам дрдха-врата

Папи, грешники не могут понять. Они понимают только так: «Кришна -Бхагаван; и я тоже Бхагаван. Он обычный человек, может быть, несколько могущественнее, исторически очень известная личность. Но Он, кроме всего прочего, человек. И я тоже человек. Так почему же я не Бог?» Это вывод абхакт, непреданных и грешников.

Как только кто-то провозглашает себя богом, вы сразу же должны знать, что он величайший грешник. А если вы изучите его частную жизнь, то увидите, что он грешник номер один. Такова проверка. В противном случае никто не скажет, что он Бог, это ложное представление. Никто. Ни один благочестивый человек не сделает этого. Он знает: «Кто я такой? Я обычный человек. Как я могу провозглашать, что занимаю положение Бога?» А те становятся знаменитыми среди негодяев.

Как говорится в Шримад-Бхагаватам, сва-вид-варахоста кхараих. Что означает этот стих? Устра-кхараих, сангостхутах пуруша пашу. Они… в этом мире мы видим много великих людей, так называемых великих людей, и люди в целом очень прославляют их. А в Бхагаватам говорится, что тот, кто не предан, кто никогда не воспевает Харе Кришна мантру, может быть по представлениям негодяев великим человеком, но он не более, чем животное. Сва-вид-вараха-устра-кхараих. «Как вы можете говорить о таком великом человеке, что он животное?» Наше дело очень неблагодарная задача. Мы говорим каждому непреданному, что он негодяй. Мы говорим обычно. Это очень жесткие слова, но мы должны ими пользоваться. Как только мы видим, что кто-то не предан Кришне, значит он негодяй. Как мы говорим? Он нам не враг, но мы говорим, потому что так сказал Кришна.

Если мы действительно сознаём Кришну, то наше дело – повторять слова Кришны. Вот и всё. Какова разница между представителем и не представителем Кришны? Представитель Кришны просто будет повторять то, что сказал Кришна. Вот и всё. Он становится представителем. Для этого не требуется большой квалификации. Вы просто повторяете с твёрдой убеждённостью. Как говорит Кришна: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Тот, кто принял этот факт: «Если я предамся Кришне, все мои дела будут успешными», он представитель Кришны. Вот и всё.

От вас не требуется быть очень образованным или продвинутым. Если вы просто принимаете то, что говорит Кришна… Так же как Арджуна сказал: сарвам этам ртам манйе йад вадаси кешава – «Мой дорогой Кришна, Кешава, всё, что Ты говоришь я принимаю без изменений». Это бхакта. Поэтому к Арджуне обращаются: бхакто’си. Это дело бхакты. Почему я буду думать, что Кришна такой же как я, обычный человек? В этом разница между бхактой и не бхактой. Бхакта знает: «Я ничего не значащая, маленькая искра Кришны. Кришна - индивидуальная личность. Я тоже индивидуальная личность. Но когда мы рассматриваем Его могущество и моё, я ничтожен». Таково понимание Кришны.

В этом нет ничего трудного. Нужно только быть искренним, не грешить. Но грешник не может понять Его. Грешник скажет: «О, Кришна тоже человек. И я человек. Почему же я не Бог? Только Он Бог? Нет, я тоже. Я Бог. Ты Бог, вы Бог, все Бог». Например, Вивекананда говорил: «Зачем вы ищете Бога? Разве вы не видите, как много богов бродит по улице?» Понимаете? И таково его осознание Бога. Таково Его осознание Бога. И он стал великим человеком: «О, он в каждом видит бога».

Эта глупость, это мошенничество разошлось по всему миру. Они не знают, кто такой Бог, каково могущество Бога, что означает Бог. Они принимают некоего негодяя за Бога. Так происходит в наше время. Приходит ещё один негодяй. Он тоже объявляет себя Богом. И это становится чем-то очень дешёвым. Но у них нет мозгов, чтобы подумать: «Я заявляю, что я Бог; какой силой я обладаю?»

И в этом тайна. Это тайна. Без становления преданным тайна постижения Бога недоступна. И Кришна сказал в Бхагавад-гите, как можно познать Его. Бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах. Только благодаря преданности. Он мог бы сказать: «Благодаря высшему знанию», или «В процессе йоги», или «Действуя, становясь великим карми, тружеником, человек сможет постичь Меня». Нет, он никогда так не говорил, никогда не говорил. А карми, джнани, йоги все они мошенники. Они не могут познать Кришну. Все негодяи. Карми - это негодяи третьего класса, джнани - второго класса, а йоги -первоклассные негодяи. Вот и всё.

Вы должны понять, что так называемые йоги - это первоклассные негодяи, потому что они не понимают Кришну. Джнани тоже негодяи второго класса. Даже великие учёные, такие как д-р Радхакришнан, который, как я говорил, исказил смысл Бхагавад-гиты. Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру – «Всегда думай…» Это сознание Кришны, ман-мана: «Всегда думай о Кришне, обо Мне». Кришна говорит. А они толкуют, что вы тоже так можете сказать. «Кришна говорит, чтобы вы всегда думали о Нём; вы тоже можете сказать: Думай обо мне». Они искажают смысл. Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру, а этот д-р Радхакришнан говорит: «Это не о личности Кришны». Только посмотрите. Такой великий учёный, доктор философии не может понять Кришну. Кришна прямо говорит: ман-мана бхава мад-бхактах. А он интерпретирует по-другому.

Поэтому здесь используется слово хршикеша. Хршикешам идам вакйам, хршикешам тада вакйам идам аха махи-пате. Махи-пате: «О, царь…» Санджайа обращается к Дхртараштре. Он царь. Махи-пате. Хршикешам капи-дхваджа. Капи-дхваджа это именительный падеж. Итак, «Он сказал…» Капи-дхваджа. Капи-дхваджа тоже имеет значение. Капи-дхваджа, Арджуна, на его… Так же как и наши дни у каждой нации есть разного рода флаги, и у Арджуны тоже был флаг на… Дхваджа. Дхваджа означает флаг. Флаг был на вершине колесницы. И он был отмечен Хануманом, Ваджрангаджи. Ваджрангаджи, Хануман, который сражался на стороне Господа Рамачандры. Он сражался за Кришну. И он тоже следовал по стопам Ваджрангаджи.

Таков ваишнавизм. Махаджана йена гатах са пантхах. Махаджана йена гатах са пантхах. Ваишнав должен следовать предыдущим махаджанам, авторитетам. Таков ваишнавизм. Мы не выдумываем идеи. Мы не совершаем никакого мошенничества. Мы просто принимаем поведение или авторитет предыдущих ачарйев. Тут нет затруднений. Тут нет затруднений.

И во время сражения Арджуна сражался ради Кришны. Он следовал предыдущему сражавшемуся ачарйе, Хануманджи. Поэтому он изобразил на флаге Ханумана: «Хануманджи, Ваджрангаджи, будь добр, помоги мне». Это ваишнавизм. «Я пришёл сюда сражаться ради Господа Кришны. Ты тоже сражался за Господа. Будь добр, помоги мне». Такова идея. Капи-жхваджа. В любой деятельности ваишнавы должны молиться предыдущему ачарйе: «Будь добр, помоги мне». Ваишнав всегда считает себя беспомощным. И просит помощи у предыдущих ачарйев.

Например, в Чаитанйа-чаритамрте вы найдёте, как автор в конце каждой главы пишет: шри рупа-рагхунатха-паде йанре аса, чаитанйа-чаритамрта кахе кршна даса. В каждой строчке он думает о Рупе-Рагхунатхе, предыдущих ачарйах. «Я предаюсь госвами, и они помогут мне написать». Вы не можете писать. Это невозможно.

Такова политика ваишнава. Ваишнава тхакура, томара куккура, балийа джанаха море. Бхактивинода Тхакур пел: «Мой дорогой Ваишнав Тхакур, просто прими меня своей собакой, чтобы как собака я трудился по указанию хозяина». Он отдаст свою жизнь. У собаки есть хорошее качество. Сильная собака может по приказу хозяина отдать свою жизнь. Такова собака, верная, настолько верная своему хозяину. Бхактивинода Тхакур молится: ваишнава тхакура, томара куккура, балийа джанаха море ––– «Дорогой ваишнав тхакур…» Ваишнав Тхакур означает гуру. «Будь добр, прими меня своей собакой». И он описывает, я забыл точные слова: «Я всегда буду стараться защитить тебя. Как собака стережёт, так и я буду стеречь, чтобы никто не пришёл побеспокоить тебя. А я буду удовлетворён небольшим количеством прасадам, которое ты дашь мне». Собака… Это качество собаки. Хозяин ест, но собака никогда не приходит, пока хозяин не даст горсточку. Она удовлетворена. Она удовлетворена.

И это ваишнавизм – следовать предыдущему ачарйе. Это ваишнавизм. Махаджана йена гатах са пантхах, дхармасйа таттвам нихитам гухайам, махаджана йена гатаТарко ‘пратиштхах шрутайо вибхинна. Тарко, если вы великий логик, вы можете спорить: «О, почему Кришна может быть Богом? Я могу быть Богом» Посредством логики вы можете победить невежественного преданного, но шастры говорят, что став великим логиком вы не сможете постичь трансцендентное знание. Трансцендентное знание вы должны постигать через предание, пранипатена, тад видхи пранипатена. Прежде всего, предаться. Тад видхи. Если вы хотите постичь трансцендентную науку, вы должны полностью предаться. Это первое качество. Тад видхи пранипатена парипрашнена севайа. Три вещи. Первая – предаться: затем, если вы не можете понять, то вы должны спрашивать. Иначе вы не имеете права спрашивать ваишнава.

Не так, что: «Вы можете показать мне Бога?» Какой квалификацией вы обладаете? Вы хотите увидеть Бога. Другой негодяй скажет: «Да, я покажу тебе Бога. Приходи ко мне. Я покажу тебе Бога». Так и происходит. Один негодяй спрашивает: «Можете ли вы показать мне Бога?», а другой негодяй говорит: «Да, приходи только ко мне. Я покажу тебе Бога». Так идёт бизнес. Увидеть Бога это настолько дёшево, что любой мошенник приходит: «Можете ли вы показать мне Бога?», а другой мошенник говорит: «Да, приходи ко Мне. Вечером я покажу тебе». Это означает, что если он глупый мошенник, то он покажет тому некую магию, а тот поймёт: «О, я видел бога». Вот и всё, конец. Закончился бизнес видения Бога. И он приходит… после того, как он увидел Бога, он всё тот же, тот же негодяй. Вот вам доказательство… вы видели Бога. К какому выводу вы пришли? Увидеть Бога не так дёшево. Нет.

Мы должны быть очень внимательны. Если мы действительно заинтересованы понять… Манушйанам. Это не так просто. Вы найдёте в Бхагавад-гите. Манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе. Из многих миллионов людей, кашчид йатати сиддхайе, один интересуется тем, как сделать свою жизнь успешной. Потому что они не знают, что такое успешная жизнь. Они знают только, как трудиться подобно свиньям и собакам, трудиться день и ночь. А какова цель их жизни? Чувственное наслаждение. Как и у свиней. Вы обнаружите, что свиньи день и ночь ищут испражнения. И едят их. А как только свинья становится очень жирной, потому что они едят на самом деле очень насыщенную… Испражнения химически очень насыщенная пища. В них содержатся гидрофосфиты. Врачи говорят. Я не знаю, пробовали ли они сами. (Смех). Но они их проверили. Когда они проверили в лаборатории, они узнали. Я знаю это. Они их проверили. Потому что химические исследования в лаборатории подразумевают, что признаки, характеристики записываются. Например, цианистый калий они не пробовали. Потому что как только вы его попробуете, вы умрёте (смех).

Итак, химический анализ означает поиск характеристик. Я сам видел, как мой друг врач держал дизентерийные испражнения на тарелке на своём столе. «Что это, доктор?» Он сказал: «О, это проходило проверку… это дизентерийные испражнения». И они проверяют это. Они берут рыбу… Каждый медик знает. Это свиное занятие – поедать испражнения, и как только она нагуливает жир, затем секс. И это секс без разбора. Видите ли, свинью не заботит мать перед ним сестра или кто-то ещё, дочь. Это не имеет значения. Это свинская цивилизация. Просто есть, набирать силу чувств и наслаждать их.

Человеческая жизнь не для этого предназначена. Поэтому говорится, что человек без сознания Бога, сознания Кришны не лучше собак и свиней. Вот и всё. Таков наш вывод. Мы не выказываем формального почтения. Разумеется, должны это делать, потому что мы в этом мире. Но в сердце мы не можем выражать почтение человеку, который не имеет понятия о сознании Кришны. Мы не можем выражать. Потому что кто выражает почтение собакам и свиньям? Шва-вид-варахостра-караих самстута-пуруша пашух. Поэтому Джива Госвами комментирует этот стих… Если кто-то говорит: «Это мистер такой-то, это доктор такой-то, так много людей его почитают, а вы говорите, что он негодяй? Как так?» Джива Госвами говорит: «Этот человек, которого почитают, но кто его почитает? Его почитают люди этого класса: собаки, свиньи, верблюды и ослы. Так что он большой пашу».

Так же как лев. Льва в лесу почитают собаки, свиньи, верблюды, ослы и другие животные. Потому что лев – царь животных. Но означает ли, что раз его обозначают как царя животных, он извлекает из этого какую-то пользу? Получает ли он какую-то пользу для какой-то цели? Аналогично, эти политические лидеры могут быть львами, но кто их почитает? Это собаки, свиньи, верблюды и ослы, вот и всё. Они могут быть большими животными, но они животные, не лучше, чем большие животные. Вот и всё. А другие животные, собаки, свиньи, верблюды, из восхваляют.

Каждое слово в Шримад-Бхагаватам мы должны… Мы должны объяснить, почему специально выбраны эти животные: собаки, свиньи, верблюды и ослы. Собака очень предана своему хозяину. Потому что знает: «Хозяин даёт мне пищу». Так в вашей стране, если вы проходите мимо чьего-то дома, они будут лаять из дома: «Гав! Гав! Гав! Зачем вы ходите перед моим домом?» Это нанесение оскорбления, нанесение ненужного оскорбления. Итак, дело собаки: с одной стороны она очень предана, а с другой стороны она просто наносит оскорбление, без нужды пугая других людей, без нужды, без какого-либо повода. Вот другое занятие собаки: она всегда ищет хозяина. Пока она не найдёт хорошего хозяина, это уличная собака, у которой нет дома. У неё нет дома. Она не получает достаточно пищи, становится слабой и тощей и бродит по улицам. Поскольку собака должна найти… Как шудра. Пока шудра не найдёт хозяина, который обеспечивал бы его, всё его образование бесполезно.

В наше время они все образованные, но им нужно иметь хорошую службу. Это означает, что он – шудра. Без хозяина его образование не имеет ценности. Поэтому в шастрах сказано: калау шудра-самбхавах. Калау: «В этот век, век Кали, каждый – шудра». Потому что он не может даже жить без хозяина. Он должен иметь хозяина, который обеспечивал бы его. Но в ведической культуре есть брахманы, кшатрии и вайшйи, которые не нанимаются на службу. Нет. Они будут умирать от голода. Особенно брахманы. В шастрах говорится, что если брахман оказывается, так или иначе, в тяжёлом экономическом положении, он может занять положение кшатрия или вайшйи, но он не должен занимать положения шудры. Это по-собачьи. Это унизительно.

Поэтому в прежние времена, когда брахман нанимался к кому-либо на службу, его изгоняли из общества брахманов. Вы знаете Санатану Госвами. Санатана Госвами, Рупа Госвами принадлежали к очень высокому классу брахманов, Сарасвата Брахманов, очень богатых людей. Но оба брата состояли на службе в магометанском правительстве в качестве министров, и они немедленно были исключены из общества брахманов. Это было не очень давно, скажем, пятьсот лет назад. Общество брахманов было очень сильным. Как только они нанимались на службу. Вы знаете семью Тагора в Калькутте, Рабиндраната Тагора, они тоже были брахманами. Но мы знаем по своему детству, что они были исключены из брахманской семьи, потому что тоже нанялись на службу.

Есть ведические принципы. Если мы следуем… Брахман не идёт ни к кому на службу. Это противоречит. Аналогично, кшатрий. Кшатрий… Зачем эта битва Арджуне? Они лишились царства и обратились к Дурйодхане: «Дорогой Дкрйодхана, ты наш брат, ты забрал всё наше имущество. А мы кшатрии. Мы не можем стать вайшйами или брахманами. Нам нужно жить. Дай нам, пятерым братьям хотя бы пять деревень. Мы будем довольны. Не будет и речи о войне». «Нет, сэр, даже столько земли, чтобы воткнуть иголку. Я не могу отдать». Тогда не было выбора. Из-за этого была битва. Было сражение.

В этой битве были славные моменты. Но он зависел от Кришны, Арджуна. Поэтому он добился успеха, он победил. Действуй как кшатрий. Кшатрий не может стать нищим брахманом, нет. Кшатрий не может нищенствовать, а брахман не может быть вайшей.Это подлинная кастовая система. Но вы работаете сапожником и в то же время заявляете, что стали брахманом, такое не позволялось. Прежде царь следил, чтобы брахман поступал как брахман. Иначе его остановят. Тогда он должен принять обозначение рабочего. Долг царя был следить, чтобы каждый занимался согласно своей профессии. Таков был долг царя. Каждый должен быть занят. Брахман должен действовать как брахман. Кшатрий должен действовать как кшатрий. Вайшйа должен трудиться как… Иначе он не может так называться.

Не так, как в нынешнее время: брахман работает, слуга, а шудра - брахман. Нет. Это называется асурической варнашрамой. Варнашрама. Варнашрама это очень хороший институт. Но всё же варнашрама, совершенная варнашрама, невозможна в эту эпоху. Поэтому, когда шла беседа между Чаитанйей Махапрабху и Раманандой Раем о том, как достичь совершенства жизни, Рамананда Рай сначала процитировал стих из Вишну Пураны:

варнашрамачаравата

пурушена парах пуман

вишнур арадхйате пумсам

нанйат тат-тоша-каранам.

«Когда человеческое общество принимает институт варнашрамы: брахманы, кшатрии, вайшйи, шудры, брахмачари, грхастхи, вана…» Это ведическая цивилизация. Без этого деления нет цивилизации. Они животные. Поэтому он привёл этот стих: варнашрамачаравата пурушена парах пуман: «Если кто-то следует принципам варнашрамы, он поклоняется Господу Вишну». Потому что вся жизнь предназначена для поклонения Вишну. Нынешняя цивилизация не знает этого. На те видух свартха-гатим хи вишнум. Они не знают, негодяи, какова цель жизни. Цель жизни – стать ваишнавом, слугой Вишну. Поэтому здесь использовано это слово, хршикеша. Хршикеша. Он ведёт. Ишварах сарва-бхутанам хрд деше ‘рджуна тиштхати.

Итак, Арджуна строго следовал ваишнавским принципам, и потому он вопрошал Хршикешу, потому что знал: «Хршикеша поведёт меня». Сарвасйа чахам хрди саннивишто. Хрди саннивишто. Маттах смртир джнанам апоханам ча. Арджуна знал это. Поэтому используется это слово. Вчера здесь тоже было это слово, хршикешабхакти означает удовлетворение Хршикеши. Это и есть бхакти. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Бхакти, это простое определение бхакти. Хршикена. Хршика означает чувства. У вас есть руки, ноги, глаза, уши… Это различные чувства. Когда вы занимаете свои чувства только в служении Кришне, то вы становитесь преданным. Вот и всё. Ваша жизнь совершенна.

Вы просто смотрите на Кришну, красиво убранного в храме. Это бхакти. Вы просто готовите пищу для Кришны. Это бхакти. Таким образом, мы можем использовать все чувства. Мы можем использовать наши руки сбором цветов, мытьём храма. Если мы не получили образования, невежественны, это не требуется. Просто займите свои чувства, хршикена хршикеша севанам. Тогда вы станете совершенным. У вас есть чувства. Займите чувства служением Кришне. Тогда вы станете совершенны. Очень хорошо. Вам не нужно быть очень большим философом, очень богатым человеком, очень хорошо образованным, ничего подобного. У вас просто есть чувства. Займите чувства служением Кришне и ваша жизнь совершенна. Спасибо большое. Харе Кришна.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.