Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 1.15



Бхагавад-гита 1.15

Лондон, 15 июля 1973 г.

 

Прадйумна: (ведёт воспевание и т.д.)

панчаджанйам хршикешо

девадаттам дхананджайах

паундрам дадхмау маха-шанкхам

бхима-карма вркодарах

Перевод: Тогда Господь Кришна протрубил в Свою раковину по имени Панчаджанйа; Арджуна протрубил в свою, Девадатту; а Бхима, ненасытный едок и вершитель геркулесовских подвигов, протрубил в свою устрашающую раковину по имени Паундрам.

Прабхупада: Итак, Вркодара, Бхимасена, прославился как ненасытный едок. Но он мог также совершать геркулесовские подвиги. Так же как слон, который много ест, но также выполняет служение. Аналогично, если мы просто много едим и не можем сослужить никакой службы, это нехорошо. Мы должны обильно есть и выполнять служение. В Бенгалии говорят: пете кели пиите сойа. Если человеку дать достаточно пищи в желудок, он сможет нести больший груз в корзине. Так, Бхима-карма, его поступки были геркулесовскими, он выполнял очень и очень сложные задачи.

Итак, каждый поименован здесь в соответствии с его задачей. Первое имя, Кришна, Хршикеша. Хршикеша. Он повелитель чувств. Говинда. Го означает «чувства». «Тот, кто даёт наслаждение чувствам». Кришна имеет множество имён, тысячи, среди которых Кришна – главное, мукхйа. Это описывается в ведической литературе. Люди говорят, что у Бога нет имени. Это верно. У Него нет определённого зафиксированного имени. Но здесь приведены Его имена в соответствии с различной Его деятельностью. Например, Его имя Деваки-нандана. Поскольку Он принял Деваки Своей матерью, Его называют Деваки-нанданой. Подобным же образом Его называют Нанда-нанданой, Йашода-нанданой, Враждендра-нанданой – в связи с Нандой Махараджей, Йашодой, Его приёмными отцом и матерью. Аналогично, Его иногда называют Партха-саратхи, потому что Он действовал как колесничий Арджуны. Партха это имя Арджуны. Имя его матери Пртха, Кунти. От Пртхи возникло его имя Партха. По имени его отца, Панду, его имя – Пандава. Итак, когда рассказывается о какой-либо великой личности, его имя рассказывает о его деятельности. Такова номенклатура.

Согласно ведической цивилизации, после рождения ребёнка проводится церемония наречения именем. Рассчитывается астрологически, какого рода имя следует дать, потому что имя должно нести некий смысл его деятельности в жизни. Так, Кришна назван здесь Хршикешей. Хршикеша, Кришна, в пятнадцатой главе говорится, что Он даёт наставления каждому. Сарвасйа чахам хрди саннивиштах: «Я пребываю в сердце каждого как Параматма». Осознание Абсолютной Истины имеет три аспекта: Брахман, Параматма и Бхагаван.

ваданти тат таттва-видас

таттвам йад джнанам адвайам

брахмети параматмети

бхагаван ити шабдйаие

Брахман, Параматма и Бхагаван. Один и тот же объект. Осознание Брахмана это безличное осознание. Так же как солнце, солнечный шар и солнечное сияние. Они едины, но солнечное сияние, осознание солнечного сияния это не осознание солнечного шара. Или осознание солнечного шара это не осознание бога солнца, который находится на солнечном шаре. Вивасван. Его имя Вивасван. Имя нынешнего правящего на солнце божества Вивасван. А его сын Ману зовётся Ваивасватой Ману. Это очень хороший пример солнечного сияния, солнечного шара и бога солнца. Он все одно, но всё же, солнечный шар это не личность бога солнца; и солнечное сияние это не личность солнца, хотя они суть одно. Это называется ачинтйа бхедабхеда-таттвой, непостижимым одновременным единством и различием.

Итак, осознание Брахмана это тоже осознание Бога, но частичное. Всевышний Господь это сач-чид-ананда-виграха. Он личность. Но Он не такая личность, как мы. Он сач-чид-ананда-виграхах. Ишварах парамах кршнах сач-чид-ананда-виграхах. Виграхах означает «личность». Итак, Он личность, Бхагаван. Брахмети параматмети бхагаван ити шабдхйате. Три аспекта осознания Абсолюта. Первое осознание, несовершенное осознание - это осознание Брахмана. Более развитое осознание – осознание Параматмы. А высшее осознание – Верховная Личность Бога, Кришна. Таковы три стадии. И когда Он Хршикеша, это Его аспект Параматмы. Как сказано в Бхагавад-гите:

ишварах сарва-бхутанам

хрд-деше ‘рджуна тиштхати

бхрамайан сарва-бхутани

йантра рудхани майайа

Ишвара, Всевышний Господь, Кришна. Ишвара означает Верховного, ишвара означает контролирующего. Но верховный контролирующий – Кришна. Ишварах парамах кршнах. Каждый из нас контролирует. Мы контролируем свою семью, своё общество, свой бизнес, свою фабрику. Есть разные виды контролирующих. В этом смысле каждый – ишвара, но ишвара разных видов. Но верховный ишвара… Всевышний означает, что Его никто не контролирует, а Он контролирует каждого. Таков Всевышний. Здесь мы контролируем, но мы тоже под контролем кого-то ещё, кто выше нас. Поэтому мы не можем называться верховными контролирующими. Верховный контролирующий – Кришна.

Когда Кришна присутствовал на этой планете, никто не мог контролировать Кришну, а Он контролировал каждого. Никто не в состоянии контролировать Кришну. Поэтому великие святые, даже Брахма, пришли к выводу, что ишварах парамах кршнах: «Верховным контролирующим является Кришна». Он контролирует даже Брахму, ади-кавайе. В Шримад-Бхагаватам сказано: тене брахма хрда ади кавайе. Тене, Он наставлял Брахму, шабда-брахма, ведическому знанию, хрда, из сердца. Это Хршикеша. Вы можете возразить: «Брахма был первым существом во вселенной. Как его мог наставлять кто-то ещё?» Нет. Кое-кто ещё всегда есть в сердце, Хршикеша. Хришикеша означает «контролирующий». Сарвасйа чахам… Кришна говорит в Бхагавад-гите, сарвасйа, в пятнадцатой главе, сарвасйа чахам хрди саннивишто: «Я пребываю в сердце каждого». Маттах смртир джнанам апоханам ча: «Благодаря Мне человек помнит, а также забывает». Также забывает. Если вы хотите забыть Кришну, Кришна даст вам такой разум, что вы забудете Его навсегда. Йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам.

Класс атеистов, класс демонов, они хотят забыть Кришну. И Кришна даёт им такой разум, что они могут наговорить об атеизме много томов. Но они получают такой разум от Кришны. Кришна даёт каждому возможность: «Делай всё, что захочешь. Я дам тебе разум. И если ты хочешь стать атеистом, то Я дам тебе сразу, как стать первоклассным атеистом, как Хиранйакашипу, Равана, Камса. А если ты хочешь стать преданным, то Я дам тебе такой разум». Буддхи-йогам дадами там йена мам упайанти те. Тешам нитйабхийуктанам бхаджатам прити-пурвакам. Каждый, кто занят служением Ему с любовью и преданностью, тешам, не все, не все… Потому что не все, не каждый хочет служить Ему. Каждый хочет стать Богом, имитатором. Имитация. Поэтому они говорят: «Почему только Кришна должен быть Богом? Я Бог». Вы Бог, это верно. Но не Верховный Бог. Зачем об этом забывать? Над вами… Вы можете быть Богом дома для вашей жены, но когда вы приходите в офис, вы не бог; ваш хозяин бог. Он указываем вам, что делать; вы должны это делать.

Итак, мы можем заявить: «Каждый из нас Бог», но никто не может заявить: «Мы верховные; Я Всевышний Бог». Это невозможно. Так только Кришна может заявить. Маттах паратарам нанйат уинчид асти дхананджайа: «Мой дорогой Дхананджайа, нет личности превыше Меня». И Он доказывает это. Бога невозможно сотворить. Бог есть Бог. Кришна, когда Ему было три месяца от роду, лежал на коленях Своей матери, и всё же Он был Богом. Он смог убить Путану. Бога невозможно создать посредством так называемой медитации и мистической силы. Вы можете получить немного ничтожной силы от Бога, но вы не знаете, насколько могуществен Бог. Это вы должны знать. Поэтому, когда человек обретает немного силы, он думает, что стал Богом. Он не знает, насколько могуществен Бог.

И поэтому шастры говорят: «Ты можешь быть богом в своей собственной атмосфере, в собственных владениях. Ты можешь думать, что ты Бог». И каждый думает так. «Но Всевышний Бог - это Кришна». Эко йо бахунам видадхати каман. В Упанишадах говорится, что Бог тоже личность, как и мы, как и вы. Нитйо нитйанам четанаш четананам. Но Его личность отличается от вашей личности, от моей личности. В чём разница? Эко йо бахунам видадхати каман: «Он обеспечивает всем необходимым всех остальных личностей». Вот в чём разница. Бог обеспечивает нас пищей. Эта концепция есть в Библии: «Бог, подай нам наш хлеб насущный». Это хорошо. Принятие того, что всё, что вы имеете обеспечивается Богом, это сукрти, пунйавад.

Если кто-то говорит: «О, что Бог? Мы сами создаём нашу пищу». Как, например, говорят коммунисты. Они душкртина, негодяи. Но если кто-то идёт в церковь или в храм даже для того, чтобы попросить что-то у Бога, он праведник. По крайней мере, он обращается к Богу. И однажды, когда он станет продвинутым преданным, он больше ничего не попросит. Он знает: «Зачем беспокоить Бога? Он каждого обеспечивает пищей, так зачем я буду просить у него пищу? Моя пища уже есть. Позвольте мне служить (Ему)». Это более высокий разум. Это более высокий разум: «Зачем просить пищу у Бога? Бог обеспечивает пищей кошек, собак, муравьёв, слонов, а я хочу немного пищи, так разве он не обеспечит меня? А тем более, когда я занимаюсь служением Богу?» Это разум. Это разум. «Зачем беспокоить Бога? Если Он захочет, я буду голодать. Это не имеет значения. Но я должен заниматься служением Господу». Это разум. Бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате. Такой разум приходит после многих и многих жизней, посвящённых осознанию себя. Это так просто не приходит.

Не может быть и речи о нехватке для преданного. Например, этим утром я беседовал с одним джентльменом. Преданный ни в чём не нуждается. Почему он должен нуждаться? Он не нуждается. Если даже непреданный получает обеспечение от Бога, как это преданный не получит? Например, правительство. Правительство даже тюрьму обеспечивает пищей. Они не голодают из-за того, что попали в тюрьму. Скорее бездельники предпочитают тюрьму, где, не выполняя никакого служения, они получают бесплатную пищу.

И каждый в материальном мире - заключённый. Бхрамайан йантра-рудхани майайа. Ишварах сарва-бхутанам хрд деше ‘рджуна тиштхати. Ишварах, Всевышний Господь Кришна как Хршикеша пребывает в сердце каждого как Параматма и руководит. В Ведах подтверждается, что на одном дереве сидят две птицы. Одна из этих двух птиц Кришна, а другая живое существо, Парамата и дживатма. Дживатма ест плод, а Параматма просто становится свидетелем. Ануманта упадршта. Параматма видит, Хршикеша видит, что вы делаете. Мы можем забыть, какой ерундой занимались в прошлой жизни, но Параматма свидетельствует; вы получаете тело в соответствии с деятельностью. Кармана даива-нетрена. Вы действуете, а Параматма свидетельствует. И Он также даёт советы. Поскольку мы забыли Кришну, мы восстали против Кришны, мы хотим действовать по собственной прихоти.

Так же как ребёнок хочет чего-то сделать по собственному капризу. Отец отговаривает его: «Моё дорогое дитя, не делай этого». Но если он хочет, если настаивает, отец говорит: «Хорошо, сделай это». Таково положение. Хришикеша, Параматма всегда направляет нас, но мы не принимаем Его руководства. Таково наше положение. Арджуна принял Кришну: «Ты будешь руководить мной. Хотя Ты и не будешь сражаться». Поэтому здесь сказано, хршикеша, Он руководит Арджуной. Хршика означает «чувства» Хршика-иша. Иша означает Господа, хозяина, ишвара или иша. Итак, Хршикеша. На самом деле Он хозяин чувств. Вы найдёте в Бхагавад-гите. В одиннадцатой главе говорится: сарватах пани-падаш те – «Бог имеет руки и ноги по всей вселенной». Что это значит? Эти наши руки, наши ноги, это руки Бога, ноги Бога. Он хозяин. Я заявляю: «Это моя рука», но как только Бог лишит вашу руку силы, её парализует, вы ничего не сможете сделать. Поэтому истинный владелец – Кришна. Вы не владелец. Вам предоставили возможность пользоваться этим для…, пользоваться не для вашего чувственного наслаждения, но для удовлетворения Господа. Тогда ваша жизнь совершенна. Потому что всё принадлежит Кришне. Он Хршикеша. Он хозяин. Так же как мы сидим в этом доме. Кто-то дал его нам. Аналогично, всё принадлежит Богу. Это самоосознание. Моё тело принадлежит Богу, мой ум принадлежит Богу, мой разум принадлежит Богу, я душа, я неотъемлемая частица Бога. Это и есть осознание себя. Поэтому всё принадлежит… Ишавасйам идам сарвам. Всё принадлежит Богу. И если вы не используете это для Бога, это называется демонизмом. А если вы используете это для Бога, это преданность. Вот и всё.

Нужно понимать, что «Всё принадлежит Богу; мне ничего не принадлежит». Даже это тело дано мне Богом. Зачем другое тело? Другое тело это… Бог даёт нам разные тела в зависимости от нашей кармы. Это объясняется. Кармана даива-нетрена джантор деха упапатти. Как мы получаем тела разного типа? Мы получаем разные типы тел. Потому что согласно нашей карме мы создаём определённый тип тела, а теперь входим в это тело и действуем в соответствии с прошлой кармой.

Христианские теологи не верят в карму. Я был студентом в христианском колледже, колледже шотландской церкви. В дни нашей юности был профессор др. В.С. Ургухарт. Я слушал его лекции, что он не верил в карму. Он говорил: «Если я страдаю или наслаждаюсь за свою прошлую карму, кто свидетель? Потому что должен быть свидетель того, что я сделал». Но в то время мы были не очень опытны. Но этот свидетель – Хришикеша, ануманта упадршта. Упадршта. Он просто смотрит. А у христиан нет идеи Параматмы. Иногда они говорят: «Святой дух». Подразумевая чистую идею. Но Хришикеша и есть чистая идея. Хршикеша. Хршика-иша.

И бхакти, путь преданности, предназначен для удовлетворения хозяина чувств. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Хршикена, своими чувствами, когда вы служите Хршикеше, хозяину чувств, это называется бхакти. Таково определение бхакти. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Нарада-панчаратра. Таково наше дело. Мы должны под… Это осознание себя. Ишавасйам идам сарвам. Всё принадлежит Богу; нам ничего не принадлежит. Это Бхагавата коммунизм. Как говорят коммунисты: «Всё принадлежит государству», мы говорим: «Всё принадлежит Богу». Мы никогда не говорим, что что-то принадлежит кому-то. Нет. Это Бхагавата коммунизм. Всё принадлежит Богу. И человек может пользоваться собственностью Бога, насколько это необходимо, не более того. Иначе он станет вором, подлежащим наказанию. Так же как собственность отца. Каждый сын имеет право жить под защитой отца. Ма грдхах касйа свид дханам. Это духовный коммунизм. Всё богатство, что есть во вселенной, принадлежит Богу, а мы, как сыновья Бога, имеем право пользоваться этим богатством, но не более, чем это необходимо. Вот и всё. Это духовный коммунизм. Если вы берёте больше, вы подлежите наказанию. Таков закон природы.

Поэтому нашей целью жизни должно стать понимание, что всё…, знать… Это осознание себя, что всё принадлежит Богу. Нам ничего не принадлежит. Это и есть осознание себя. Я тоже принадлежу Богу. Это тело сделано из пяти элементов, грубое тело… Бхумир апо анало вайу, земля, вода, огонь, воздух, небо. Это грубое тело. И тонкое тело: кхам мано буддхир эва, ум, разум эго. Итого восемь. Кришна говорит: бхинна ме пракртир аштадха ––– «Эти восемь видов пракрти – Моя энергия. Они моя энергия». И вся вселенная сотворена материальной энергией Кришны.

Мы - пограничная энергия Кришны. И сейчас мы посмещены в материальную энергию, потому что захотели наслаждаться материальным миром. В духовном мире единственный наслаждающийся - Кришна, и будь то духовный или материальный мир, единственный наслаждающийся – Кришна. Так сказано в Бхагавад-гите: бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам – «Я наслаждающийся». Следует понять, что Он верховный наслаждающийся. Он также наслаждается моей энергией. Поскольку моя энергия извлечена из энергии Кришны. Так же как хозяин и слуга. Хозяин оплачивает ему пищу, иные удобства. Он даёт энергию. И как должна быть использована энергия? Для хозяина, а не для чувственного наслаждения. Это совершенство жизни. Вы что-то производите своей энергией, но вы не можете использовать это для своего чувственного наслаждения. Тогда вы станете совершенным. А если вы хотите это делать, тогда Хршикеша, хозяин чувств, даст вам знать, как это сделать. Так же как Он дал разум Арджуне. Поэтому о Нём говорится как о Хршикеше. Как одержать победу? Как использовать его энергию для Кришны? Кришна хотел сражения. Арджуна был военным. Он использовал свою воинскую мощь ради целей Кришны. Это и есть совершенство жизни.

Если всё, что вы имеете, вы используете ради Кришны, хршикена хршикеша-севанам бхакти, это и есть бхакти. Даже сражаясь, вы можете быть великим преданным, так же как Арджуна. Он не воспевал на чётках, а сражался. Но всё же, бхакто ‘си прийо ‘си ме. Кришна говорит: «О, ты Мой великий преданный». Сейчас люди могут сказать: «Он не воспевал. Он сражался. Как он может быть великим преданным?» Но Кришна говорит: бхакто ‘си прийо ‘си ме ––– «Ты Мой дорогой друг. Ты Мой преданный. Потому что ты используешь свою энергию ради Меня». Итак, бхакти означает, что вы используете свою энергию для Кришны. Тогда ваша жизнь совершенна. Спасибо большое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.