|
|||
Бхагавад-гита 1.6-7Бхагавад-гита 1.6-7 Лондон, 11 июля 1973 г.
Прадйумна: Перевод: Там могучий Йудхаманйу, очень могущественный Уттамауджа, сын Субхадры и сыновья Драупади. Все эти воины – великие воители на колесницах. асмакам ту вишишта йе тан нибодха двиджоттама найака мама саинйасйа самджнартхам тан бравими те Перевод: О, лучший из брахманов, к твоему сведению, позволь мне рассказать тебе о командирах, которые особо достойны вести мои вооружённые силы. Прабхупада:Итак, в прежние времена, пять тысяч лет назад, та же военная система ––– обычные солдаты, командиры, командующие, главнокомандующий ––– те же градации, что и в современной армии существовали и тогда. Но маха-ратхи обладали большим достоинством. Маха-ратха означает того, кто мог сражаться со множеством других воинов на колесницах. Они назывались ати-ратхами, маха-ратхами. Были разные ранги воинов. Что касается Пандавов, их сын. Саубхадра… Саубхадра значит Абхиманйу, сын Субхадры. Поскольку он был сыном Субхадры, его имя было Саубхадра. Сыновей Драупади называли Драупадеями. На санскрите так же как бхагни, сестра, бхагини, её сына звали бхагинейей, племянником. Это родственная связь. Как только мы произносим «Саубхадра», это означает «сын Субхадры». Сыну Субхадры в то время было всего шестнадцать лет. Он был женат на Уттаре, дочери Махараджи Вираты. И все они были маха-ратхами, не обычными воинами. Этот Абхиманйу был убит по сговору семи главнокомандующих. Бхишма, Карна, Дроначарйа, Ашваттхама все его окружили и не позволили ему выйти. Они были очень опытными командирами. Таков кшатрийский дух. Он был всего лишь мальчиком шестнадцати лет от роду, но чтобы убить его потребовались объединённые усилия выдающихся главнокомандующих. Таким великим воином был Абхиманйу. Абхиманйу-вада. Так, Саубхадра, Драупади… Также и сыновья Драупади были там. Сарва эва маха-ратхах. Маха-ратхах указывает на того, кто мог сражаться с тысячью колесниц на другой стороне. Их называли маха-ратхами. Дурйодхана прежде всего подчеркнул военные силы противника. Это разведка. Необходимо принять в расчёт противостоящие элементы или сторону врага. В сражении первым делом нужно оценить сторону врага, насколько он силён, как он построен. Тогда можно рассчитать, как противодействовать, как сражаться с ними, это разведка. Без проведения подобных расчётов, не подготовившись, как вы сможете одержать победу? Это здравое рассуждение, то есть, упайан чинтайет праджно апайан ча чинтайет. Праджна, разумный человек думает не только о светлой стороне дела или сражения… нам приходится иметь дело со многими вещами. Мы должны учитывать не только светлую сторону. Есть также и тёмная сторона. Мы должны всегда думать: Если есть воры, если есть грабители, которые обманывают нас, тогда какие предупредительные меры мне предпринять?» Это разум. Если я рассчитываю только: «На этом деле я извлеку такую-то выгоду». В то же самое время кто-то приходит, обманывает меня и уходит, тогда… Поэтому упайан чинтайет праджна апайан ча чинтайет. О тёмной стороне тоже следует думать. Это разум. Так же как они делают. Учтя тёмную сторону – враг означает тёмную сторону – они могут победить меня в любой момент. То тёмная сторона. И после расчёта их сил. Дурйодхана говорит о своих силах, асмакам ту вишишта йе. Вишишта, не говоря уже об обычных солдатах. Они вишишта. Вишишта означает тех, кого следует особо упомянуть, высших офицеров. Асмакам ту вишишта йе тан нибодха двиджоттама. Он был главнокомандующим. Сражение длилось восемнадцать дней и главнокомандующие один за другим погибали. И шестьдесят четыре крора людей были убиты на поде битвы Курукшетра. И битва прошла за восемнадцать дней, а не длилась несколько лет. Нет. Сражались изо всех сил и закончили дело. И все с обеих сторон, как со стороны Пандавов, так и со стороны Кауравов были убиты. Саубхадра, Драупадеи были убиты. И с другой стороны тоже. Остались только пятеро братьев и один внук, который был в утробе матери, он остался. Так или иначе, всё было закончено за восемнадцать дней. Такая была великая битва. И люди со всех частей мира участвовали в битве на Курукшетре. Кто-то критикует меня: «Свамиджи, вы кладёте начало этому движению Харе Кришна. Люди становятся трусливыми. Они просто воспевают Харе Кришна». А я отвечаю: «Вы увидите силу движения Харе Кришна с течением времени». Он требовал… Потому что в Индии было две битвы: битва между Раваной и Рамой, Рама-Равана, битва Рамайаны; а другая битва была битвой на Курукшетре. И героями этих двух битв были ваишнав и Вишну. В битве Рама-Равана присутствовал Господь Рамачандра и Его преданный Хануман, Ваджрагаджи. Аналогично, в битве на Курукшетре был Кришна и Его преданный Арджуна. Итак, ваишнавы не только воспевают Харе Кришна. Если нужно, они могут сражаться под руководством Вишну и одержать победу. Одно из достоинств ваишнава… одно из двадцати шести достоинств это дакша – опытный. Если есть необходимость в сражении, они могут очень искусно сражаться. Это тоже необходимо. Сознание Кришны не односторонне. Кришна всеобъемлющ, и движение сознания Кришны тоже должно быть всеобъемлющим. Оно должно касаться всего, даже политики, социологии, всего, если потребуется. Такова цель. Потому что миссия Кришны: йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата, паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. Есть две миссии: не только дать защиту преданным, дать им вдохновение, но если нужно, они должны быть готовы убивать демонов. Это и есть ваишнавизм. Это не трусость. Это не трусость. Когда нужно. Обычно ваишнавы не причиняют насилия. Так же как Арджуна. В начале он не хотел насилия, ваишнав. Он сказал: «Кришна, какой прок в этом сражении? Пусть они наслаждаются». По природе он не был сторонником насилия, но Кришна убедил его причинять насилие: «Твоё ненасилие не поможет. Причиняй насилие. Убей их. Я так хочу». А если Кришна хочет, он должен быть готов применить насилие. И Кришна, это открытая тайна: паритранайа садхуна винашайа ча душкртам. У Кришны два дела, две стороны. И те, кто преданы Кришне, должны изучать оба пути, они должны быть готовы. Но обычно речь не идёт о применении насилия, без нужды. Как современные политики без нужды объявляют войну, ваишнав так не делает. Нет, без нужды нет надобности в войне. Когда стало совершенно невозможно решить дела между Пандавами и Кауравами, тогда Кришна сказал: «Хорошо, тогда будет битва». Когда Дурйодхана отказался выделить даже участок земли размером с сучаргу, остриё иглы… он отказался: «Я не могу дать даже столько земли, чтобы можно было воткнуть иголку». Тогда была объявлена война. Не шло речи о договорённости. Иначе Кришна просил: «Пятеро Пандавов, они кшатрии. Они не могут стать торговцами или брахманами». Профессия брахмана: патхан патхан йаджан йаджан дана пратиграхах. Брахман может принимать пожертвования от других. Санйаси может принимать пожертвования от других. Но не кшатрий или грхастха. Нет. Это не позволительно. Они кшатрии; они не могут принять занятие брахмана, не могут они также принять профессию торговца, бизнесмена. Они должны иметь землю, чтобы править, взимать налоги. И это и есть их жизнь. Так что выделите пятерым братям пять деревень и на том договоримся». Но Дурйодхана ответил: «Нет, сэр. Не говоря уже о пяти деревнях, мы не можем выделить достаточно земли, чтобы воткнуть иголку». Тогда была объявлена война. Итак, ваишнавы не причиняют насилия. Но если нужно, они могут причинять насилие ради Кришны. Это битва на Курукшетре. Что-то ещё? Или здесь закончим? Хорошо, закончим здесь. Воспевайте Харе Кришна.
|
|||
|