Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннелиз Ф. Корнер 37 страница



ТЕСТ «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

В современных вариантах методики инструкция составлена таким образом, чтобы поощрить свободу и спонтанность ответов. Этот проек-

тивный тест открывает широкие возможности для выражения подсозна­тельных подавляемых мотивов, эмоций, чувств и комплексов, которые субъект не может или не хочет признавать. Он может нечаянно обнажить эти завуалированные тенденции, когда пишет окончания фраз, стиму­лирующих свободные ассоциации.

Вот некоторые примеры фраз из этой методики. Они распределены по клиническим категориям.

A. Чувство неполноценности:

Самое плохое у меня... Тяжелее всего мне... Единственная неприятность...

B. Подавленные желания:

Втайне я... Я ненавижу... Если бы...

C. Уровень притязаний:

Моя заветная мечта...

Будущее...

Я бы хотел узнать...

D. Самооценка:

Люди воспринимают меня... Я чувствую себя... Я лучше всех, когда...

E. Межличностные отношения:

Если бы только мой начальник... Большинство контролеров... Его подчиненные...

F. Семейная ситуация...

Мой отец часто.., Если бы моя мать... Моя семья никогда...

G. Психосексуальные ориентации

Большинство девушек... Жена...

Другие мужчины... Н. Проявления агрессии: Все меньшинства... Я ненавижу... Опаснее всего... I. Внутренние конфликты:

Я не могу понять, что делает меня... Мой разум... Меня тревожит...

Данный набор фраз не является окончательным или единственно возможным, так как подбор их сочетаний и интерпретация собранных данных зависят прежде всего от целей, которые преследует тестирова­ние.

Например, сорокавосьмилетний служащий, проработавший в сво­ей компании семнадцать лет был направлен к психологу своим началь­ником из-за «нервности, чрезмерной добросовестности, ухудшения фи-

зического состояния (гипертонические признаки) и неожиданной поте­ри интереса к работе». Перед проведением клинического интервью ему была предложена батарея психодиагностических тестов, в том числе тест завершения предложений.

Вот наиболее яркие ответы, раскрывающие природу его эмоцио­нальных трудностей.

1. Я чувствую себя... сейчас немного уставшим — поздновато лег спать.

2. Меня раздражает... несправедливость — нетерпимость.

3. Если бы моя мать... чувствовала себя лучше, она могла бы жить с

кем-нибудь более подходящим.

4. Меня удивляет... почему так часто люди на руководящих постах абсо-

лютно тупы.

5. Если бы я мог сделать по-своему... я бы назначал начальниками лю-

дей умных и терпимых.

6. Моя мечта... создать что-либо значительное для человечества.

7. Когда я был ребенком... я всегда был нервным, но идейным.

8. Я страдаю... комплексом неполноценности по отношению к некото-

рым людям и некоторым местам.

9. Мой отец часто... был замечательным, но слабохарактерным — был

хорошим администратором в магазине.

10. Жена... должна быть умной и счастливой, готовой идти навстречу партнеру.

11. У меня не получилось... взять на себя ответственность, когда я, ка­жется, должен был это сделать.

12. Мое самое важное решение было... жениться и уйти из дома.

13. Мне не нравится... когда мною помыкают или когда теряется право на свободу мыслей и действий.

Анализ ответов субъекта на тест «Завершение предложений» выя­вил у него сильное чувство неполноценности по поводу недостаточного образования и сильную фиксацию на матери, которая выливалась в кон­фликт с женой. Он идентифицирует себя со своим отцом, который был «замечательным, но слабохарактерным». Он теряет терпение со своим начальником, который не очень умен. Он чувствует, что жена не идет ему навстречу и он испытывает большие трудности, потому что не мо­жет решить, как он может быть одновременно хорошим мужем и хоро­шим сыном. Это видно из его высказывания: «Мое самое важное реше­ние было «жениться и уйти из дома». На самом деле субъект никогда реально не покидал дом, так как до сих пор находится под сильным влиянием своей матери. Он испытывает сильные чувства, когда «им по­мыкают», ему очень не нравится, когда кто-то «теряет право на свободу мыслей и действий». Однако сам он несвободен. Он приписывает ранней детской нервозности идейность, которая во взрослом возрасте транс­формируется в сильный социальный конформизм. Поскольку он отожде­ствляет себя с отцом, который был «замечательным, но слабохарактер­ным», однако, «хорошим администратором в магазине», он заключает, что люди на высоких постах и должностях, в частности его начальники, «тупые» и глупые. Он завидует таким людям, но сам он чувствует себя неполноценным и не может принимать ответственные посты. Поэтому втайне он испытывает сильное чувство обиды, которое, в совокупности

с супружескими проблемами, создает основу для психосоматических симптомов и жалоб.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)

Этот метод обладает существенными достоинствами при примене­нии его в производственной сфере, так как он легко проводится и явля­ется точным "клиническим инструментом. Лучше всего его использовать для дальнейшей конкретизации данных, полученных с помощью теста «Завершение предложений» или других краткосрочных методов. ТАТ под­твердит клинические прогнозы, полученные при использовании крат­ких обзорных методик. Он также поможет подробнее узнать о развитии и характерных чертах специфических комплексов, обнаруженных другими методами. Раскрыв дезаптацию личности в более краткосрочных мето­дах, тестируемый с большей готовностью расскажет о своих трудностях при предъявлении десяти тематических карточек. Это происходит не только благодаря сути стимульного материала ТАТа, но из-за повторения тесто­вой ситуации. Когда тестируемый прошел целую батарею тестов и его вновь вызывают для прохождения ТАТ, уровень тревожности повышает­ся. Поскольку многие субъекты вынуждены проходить психологическое тестирование на работе по принуждению, а следовательно намерены избежать самораскрытия, то, как подсказывает наша практика, умерен­но возросший уровень тревожности больше способствует проявлению структуры и динамики личности, чем состояние полной расслабленнос­ти. В этой связи ТАТ более целесообразно использовать в качестве допол­нительного инструмента.

При ответах на ТАТ, также как и в тесте «Завершение предложе­ний», субъект, как правило, описывает недавние события, следы кото­рых им более-менее осознаются и затеняют истинное содержание его реакций. Нужно подчеркнуть, что этот недавний опыт служит всего лишь для выражения личностных проявлений тестируемого, и опытный кли­ницист легко это определит. Другими словами, описание субъектом не­давнего опыта является вербальным выражением более глубоких и скры­тых психических процессов.

Психологу на производстве лучше всего использовать ТАТ для оп­ределения межличностных стремлений испытуемого, исходя из его базо­вых отношений с родителями и сиблингами и настоящей ситуации в этой области. Тенденции индивида в отношениях с начальством могут быть выяснены из его тематических проекций по отношению к фигуре отца, а поведение со сверстниками видно из того, что он говорит о фигурах сиблингов. Хотя опытный клиницист, в значительной мере, опи­раясь на клиническую интуицию, может получить эти данные и по тесту «Завершение предложений» и другим инструментам, ТАТ все же являет­ся более надежным источником такой информации и, кроме того, пока­зывает их в целостной личностной структуре.

При отборе кандидатов на руководящие посты или должности, тре­бующие высокого уровня ответственности, ТАТ представляет самые на-

дежные критерии уровня притязаний, которые когда либо были изобрете­ны. Конечно, данные по этому показателю можно получить и с помощью других тестов или опросников. Но они, как правило, выдают неполную картину, потому что не учитываются лежащие в основе уровня притяза­ний по большей части бессознательные мотивационные и эмоциональные факторы. ТАТ также может определить уровень возможностей кандидата на ответственный пост, выше которого он не сможет использовать свои интеллект и способности. На производстве и в бизнесе ТАТ еще можно применять для подтверждения обнаруженных другими методами невроти­ческих тенденций или определения уровня проницательности испытуемо­го. Последнее очень важно при отборе людей для работы с персоналом. Если индивид знаком с психологией или изощрен в тестах из-за того, что много раз проходил психометрическое обследование, ТАТ предпочтительно проводить вначале, вместо более кратких методов. ТАТ может подтвердить или исключить подозрения на психопатические отклонения. Поэтому его следует использовать во всех случаях, когда индивиду предоставляется от­ветственность высшей степени, например, связанных с хранением ценно­стей или управлением высшего эшелона.

И, наконец, ТАТ является инструментом, который позволяет пол­ностью вскрыть скрытую агрессию индивида, определить относительную степень акцента на интернализации или экстернализации, направление и интенсивность проявления агрессии на работе.

Данный материал ТАТ поможет проиллюстрировать упомянутые выше пункты.

Мужчина, 22 года, карточка № 7ВМ.

«Это юноша, советующийся с человеком, умудренным опытом. Этот молодой студент колледжа консультируется с профессором, которым он восхищается, уважает и доверяет. Студент пытается найти свою дорогу в жизни. И он пришел об этом поговорить. В его манерах чувствуется силь­ное желание и глубокая заинтересованность, серьезные намерения и же­лание прислушаться к совету. Они вместе, молодой и старый, найдут ре­шение, студент пойдет далеко, а профессор будет испытывать чувство глубокого удовлетворения, так как в какой-то мере это его заслуга».

Высокий уровень притязаний, уважает мнение опытных руководи­телей. Сомневается относительно профессиональных целей.

Мужчина, 36 лет, карточка № 7ВМ.

«Молодой человек на рисунке в течение долгого времени работал над заданием, которое дал ему старший, но в конце концов обнаружил, что не может справиться с предложенной ему работой, и теперь хочет узнать не сделает ли лучше кто-нибудь другой эту работу. Старший рас­спрашивает своего помощника, пытаясь узнать, что у него не получилось и пытается выяснить, стоит ли продолжать эту работу».

Чувствует ненадежность в своей позиции на работе. Сомневается в своих способностях справиться с должностными обязанностями и хочет узнать, не рассматривает ли начальство вопрос о его увольнении.

Мужчина, 31 год, карточка № 8ВМ.

«Мужчина пьян, Его поддерживают друзья, которые ведут его до­мой».

Утверждает, что позволяет себе напиваться в редких случаях и не испытывает в результате пьянства каких-либо эмоциональных трудностей. Его врач и коллеги свидетельствуют о постоянном пьянстве, требующем психологического вмешательства.

ТЕСТ РОРШАХА

Тест Роршаха проводится индивидуально и предоставляет наибо­лее полную и точную информацию о структуре личности индивида, го­раздо более законченную, чем любая из вышеописанных методик. Пси­хологу на производстве, однако, обычно не требуется такая подробная картина для обычного отбора и классификации персонала. Эти цели обыч­но в достаточной степени обеспечивает батарея краткосрочных методов. Обычно в случае наличия каких-либо сомнений в целях прояснения лич­ностной динамики используется ТАТ, который обладает таким преиму­ществом, как легкость проведения. В этой связи надо отметить, что ни одна из быстрых техник сама по себе не может обеспечить психологичес­кие потребности на производстве.

Считается, что индивидуальную форму теста Роршаха лучше все­го использовать для клинической диагностики, или когда имеются за­метные нарушения, симуляция либо предпсихотичные состояния, или для прогнозирования в особо проблемных случаях. Например, многие достаточно сообразительные, но имеющие значительные личностные нарушения, работники будут успешно избегать обнаружения этого в любых описанных здесь тестах из страха потерять работу или понизить­ся в должности. Внимательный психолог, как правило, обнаружит при­знаки такого избегания и направит человека для прохождения теста Роршаха. Соответственно его рекомендации руководству частично бу­дут основаны на полном осознании потребности этих людей не быть обнаруженными.

Часто руководство отправляет для обследования работника, как правило, члена высшего эшелона, который в течение ряда лет успешно работал в компании, но в недавнем прошлом проявил серьезные при­знаки дезадаптации. Проблема может заключаться в прогулах, алкого­лизме или общем снижении производительности. Конечно, таких ра­ботников желательно направлять для прохождения обширной батареи тестов, включающей тесты интеллекта, значимых отношений, темпе­рамента и интересов. Часто интервью с психологом может помочь опре­делить суть трудностей. Однако если испытуемому по роду работы при­ходится часто проводить встречи и диалоги, то иногда без теста Рорша­ха может быть довольно сложно определить суть его трудностей. Таким образом, вероятно, прогрессивно мыслящие бизнесмены пожелают найти в компании финансовые ресурсы, которые можно потратить на психотерапию. Это поможет работнику достичь инсайта и преодолеть личностные трудности, что в конечном итоге скажется на результатах его работы. Тогда психолог обязан оценить степень излечимости этих нарушений, учитывая количество времени и размеры расходов, кото-

рые готов предложить наниматель. Тест Роршаха поможет психологу сделать наиболее верные диагностику и прогноз как для нанимателя, так и для работника.

ТЕСТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАРТИНОК (ТСК) ТОМКИНСА-ХОРНА

TOMKINS—HORN PICTURE ARRANGEMENT TEST (PAT)

Этот тест был составлен Томкинсоном и Хорном для изучения характерных реакций индивида в различных ситуациях на работе, на фрустрирующие факторы, чрезвычайные происшествия, на начальни­ков и коллег. На рисунке 34 показана форма для записи этого теста, который состоит из двадцати пяти ситуаций, расположенных в таком виде, как на образце на рисунке. В зависимости от простых или более специализированных целей отбора довольно успешно используют уко­роченные варианты теста, которые состоят из шести, или даже трех ситуаций. Своеобразная организация формата теста рассчитана на то, чтобы исключить предопределенность порядка ответов испытуемого. Это осуществляется с помощью использования символов вместо цифр и букв и необходимости разворачивать лист для того, чтобы рассмотреть все предметы.

До сих пор проводилась чисто клиническая интерпретация и ее качественный вариант, поэтому количественные нормы еще не установ­лены. Интерпретация осуществляется тремя способами.

1. Анализ последовательности картинок в каждой ситуации.

2. Анализ содержания каждого ответа совместно с количеством вер-

бального материала.

3. Анализ значимых персевераций или других тенденций, повторя-

ющихся на протяжение многих ситуаций.

Базовое предположение, лежащее в основе этой методики, состо­ит в том, что тестируемый отождествляет себя с рабочим, изображен­ным на рисунке. Поскольку на рисунке этот рабочий занимается физи­ческим трудом, то кто-нибудь может возразить, что служащие, управ­ленцы и администраторы не раскроют с его помощью своих межлично­стных установок на работе. Однако мы, проведя большую часть исследо­ваний с «белыми воротничками» и руководящим персоналом, обнару­жили, что за исключением топ-менеджеров и администраторов высшего ранга, все тестируемые действительно раскрывали свои установки на производстве. Среди первых существует сознательная, не говоря уже о бессознательной, тенденция держаться от лиц, подобных изображенные в тесте, на большом расстоянии и даже относиться к ним с презрением. Поэтому этот тест вряд ли даст достоверную картину отношений управ­ленца высшего эшелона с равными ему по уровню коллегами. Чаще все­го их ответы содержат чрезвычайно стереотипные реакции: это заучен-

1 В «Словаре-справочнике по психодиагностике» Бурлачука Л. Ф., Морозова С. М., Киев, 1989 г. эта методика называется Тест аранжировки картины (см. стр. 57). — Прим. ред.

Инструкция. Этот тест на то, как вы сможете логично расположить картин­ки, чтобы они составили связную историю. Каждая страница содержит набор из трех картинок. Под каждой из них изображен один из следующих значков: V, D, О.

Ваша задача расположить эти значки по одному на каждой из трех граф в нижней части листа в самом логичном на ваш взгляд порядке. Для этого возле каждой отметки внизу страницы напишите одно предложение, чтобы получи­лась связная история.

Вы можете переворачивать лист как угодно, чтобы рассмотреть все кар­тинки.

Пишите, пожалуйста, ручкой.

Пример'.

Рис. 34. Форма для записи Теста последовательности картинок Хорна—Томкинса

ные клише того, как должен реагировать высокопоставленный чинов­ник, а не то, как ему на самом деле хочется реагировать.

Эту методику следует использовать с большой осторожностью и не только из-за ее новизны, но и потому, что каждому предприятию, заво­ду или отрасли присущи свои специфические проблемы. Например, в рекламном агентстве человек должен демонстрировать наибольшую сте­пень инициативности и уверенности в своих силах; на большом про­мышленном предприятии от работника ожидают, чтобы он вовремя со­общил о поломке или механических неисправностях механику-ремонт­нику. Следовательно, в тех ситуациях этого теста, где явно изображена поломка (рис. 35 и 36), соискатель вакансии в рекламном агентстве пока­жет недостаток инициативы, если попросит о помощи, как это ожидает­ся на промышленном производстве.

Таким образом, нельзя полагаться на результаты одной этой методи­ки, ее нужно применять в сочетании с другими инструментами, описанны­ми в этой статье, особенно с тестом «Завершение предложений». Стоит отметить, что для психолога на производстве легче использовать Тест пос­ледовательности картинок, чтобы перевести данные из клинических терми­нов в понятия, более применимые к данной ситуации. Также становится очевидным, что стимульный материал здесь более структурирован и конк­ретизирован, чем в тесте «Рисунок человека» или тесте «Завершение пред­ложений», а следовательно, позволяет сделать интерпретацию более при­менимой именно к проблеме адаптации к рабочей ситуации.

Приведем некоторые из наиболее часто выявляемых этой методи­кой специфических межличностных установок:

1. Тенденция к выражению агрессии по отношению к вышестояще-

му.

2. Тенденция принимать или избегать лидерства, другими словами,

то, как видит себя индивид в аспекте влияния на мнения других людей.

3. Регрессивные тенденции, такие как алкоголизм, истерические или психосоматические решения конфликтов на работе.

4. Реакции на болезнь и физические травмы в связи с работой.

5. Степень зависимости или независимости от контролера в связи с

его помощью при ускорении работы.

6. Навязчивые поведенческие персеверации в стремлении к акку­ратности и совершенству.

7. Равнодушие, замешательство, неспособность справиться с ситу-

ацией при возникновении препятствий.

8. Степень настойчивости и последовательности в работе.

9. Внешняя степень гибкости при переходе от одного вида работы к другому.

10. Реакция на критику.

Нужно особо отметить, что одна ситуация, и даже несколько, не могут предоставить достаточно информации. Целостную интерпретацию надо рассматривать с учетом пола, возраста, рабочего стажа и вида вы­полняемой работы.

Рис. 35, Ситуация 1 Теста последовательности картинок Хорна—Томкинса

Рис. 36. Ситуация 6 Теста последовательности картинок Хорна—Томкинса

Следующие примеры взяты из реального протокола теста ТСК. К рисунку 34:

О Человек работает и станок ломается. V Он начинает разбирать станок, чтобы починить его. а Он полностью разобрал станок и в конце понял, что не может собрать его.

V Человек в процессе починки токарного станка.

D Все детали лежат на столе.

О Он успешно собрал станок, вновь работает на нем.

V Он разбирает его. D Он разобрал его. О Он собрал его, но тот не работает.

п Человек приготовил части двигателя, чтобы его смонтировать.

V Человек начал монтировать двигатель.

О Человек смонтировал двигатель и работает с ним.

К рисунку 36:

V Мастер знакомит нового рабочего с его рабочим местом. D Он говорит рабочему слова одобрения, когда тот собирается при­ступить к новой работе.

О Новый рабочий с удовольствием принимается за свою работу.

»

О Человек работает за своим станком и что-то случается с маши­ной.

V Он зовет механика, чтобы исправить ее.

аМашина налажена и механик говорит: «Все нормально, это была не твоя вина».

О Человек работает за станком.

V Мастер приходит проверить его работу.

и Он хвалит рабочего за хорошую работу.

ТЕСТ «РИСОВАНИЕ С ЗЕРКАЛОМ»

MIRROR-DRAWING TECHNIQUE

Этот метод появился не так давно и представляет собой легко про­водимый тест стрессоустойчивости. Это зрительно-моторная методика, которая работает и как проективная. Субъекту предлагается провести линии или дорожки, отслеживая движение своей руки в зеркале, в то время как прямой вид задания загорожен от него дощечкой. Обсчитывается количе­ственный результат по времени и анализируется качественные данные по клиническим показателям: ошибочное выполнение, импульсивность, осторожность, подавленность, тревожные состояния. Эти критерии эм­пирически установлены с помощью изучения 300 студентов колледжей, 75 пациентов психиатрической больницы и более 3800 работников и со­искателей вакансий на производстве.

Рис. 37. Зеркальный рисунок весьма уравновешенного субъекта

Рис. 38. Зеркальный рисунок индивида в состоянии острой тревоги

Методика рисования с зеркалом легко проводится в условиях про­изводства и работы с персоналом, портативна и не требует присутствия психолога при проведении. Кроме того, необученные специально люди не смогут ее интерпретировать, что предохраняет от неправильного упот­ребления. Более того, этот метод невербальный и показывает модель по­ведения индивида в ситуации эксперимента, условия которого сильно расходятся с усвоенными зрительно-моторными навыками.

Ниже перечислены наиболее существенные факторы, которые мож­но выявить и оценить с помощью этой методики.

1. Относительный акцент на скорости или точности выполнения.

2. Заметные волнения и потеря ориентировки.

3. Степень стрессоустойчивости и способности адаптироваться к новой ситуации.

Естественно, интерпретацию нужно делать с учетом возраста, пола, требований выполняемой работы. В совокупности с батареей тестов отно­шений, интересов и темперамента, этот тест служит прекрасным допол­нительным инструментом, обнаруживающим невербальные проявления при приспособлении индивида к стрессу в экспериментально созданных условиях конфликта. Примеры теста «Рисунок с зеркалом» представлены на рисунках 37, 38 и 39.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанные нами методы все еще недостаточно валидизированы, однако представляют собой гибкий инструмент, который при умелом использовании может быть применим в широком спектре ситуаций, воз­никающих в бизнесе и на производстве. Они делают ситуацию тестирова­ния более жизненной и менее искусственной. Для психолога важна воз-

Рис. 39. Зеркальный рисунок пациента в глубокой депрессии

можность переведения полученных по проективным методикам данных в термины, понятные управленцам.

В заключение предлагаем следующий план при тестировании ха­рактера на производстве.

1. Используйте словесный тест Корнелла в сочетании с опросни­ком или шкалой определения самооценки для отсева соискате­лей или кандидатов для продвижения по службе. Эти методы эффективны для предварительного тестирования и определяют потенциальные способности к руководящей работе в данной области.

2. Проведите серию темпераментальных тестов для тех, кто прошел

первоначальный отбор. Она может состоять из Теста последова­тельности картинок, тестов «Завершение предложений» и «Ри­сунка человека».

3. Используйте Рисование с зеркалом для выявления уровня стрес-соустойчивости после прохождения тестируемым серии основ­ных тестов.

4. Используйте ТАТ и тест Роршаха для оценки работников высше-

го эшелона и для диагностики и прогнозирования особо слож­ных случаев.


Г. М. Прошанский

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ:

ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Сравнение разнообразных проективных подходов к исследованию личности, основанных на цвете, показало, что в попытке синтеза скры­валась надежда на появление некоторого соглашения между техниками. Было бы неплохо, если бы появился некий объединенный тип интер­претации, основанный на проективном подходе. Однако не следует опа­саться, что все проективные техники будут приносить одну и ту же ин­формацию: базовые различия между подходами заранее исключают по­добный результат. Часто упоминается о том, что техника Роршаха и ТАТ дополняют друг друга, время от времени появляется определенное коли­чество доказательств этого, в основном клинических. С другой стороны, сравнительно мало было сделано для сравнения общих симптоматичес­ких показателей проективных техник. Одна из целей этой статьи — ис­следовать, как далеко простирается перекрестная валидизация среди раз­личных подходов.

Другие вопросы, на которые мы попытаемся хотя бы частично от­ветить, следующие: существуют ли новые направления в использовании техник? каково будущее проективной психологии в целом?

Подходы, которые используются в новейших разработках, можно разделить на три группы. Первая состоит из разнообразных словесно-ассоциативных техник, техник незаконченных предложений и техник, в которых требуется придумать историю. Без сомнения, будут созданы но­вые варианты подобных техник, и многие из них в дальнейшем будут опубликованы. Вместе с тем данная группа техник нуждается в некото­рых комментариях (без ссылок на примеры). Тестовый материал, исполь­зующийся в одном контексте, редко полностью подходит для использо­вания в другом, но нет причин, по которым существующие подходы не могут быть адаптированы или модифицированы в соответствии с инди­видуальными потребностями и при условии, что предусмотрена адекват­ная защита.

Вторая группа включает техники, отнесенные автором к подгруп­пе «других модальностей» категории «стимулы» (см. статью, посвящен­ную классификации). Как было отмечено, «другие модальности» не вклю­чают аудиальную.

Вопреки этому, аудиальная модальность играет важную роль (по сравнению с визуальной) в формирования личного опыта в целом, а

также для исследования перцепции, и потому удивительно, что не сде­лано фактически никаких попыток к созданию аудиальной проективной техники. Все из существующих в большей или меньшей степени пред­ставляют собой переложение ТАТ на слуховой материал. Так, например, «Аудиалъный проективный тест» Бравермана—Чевигни (Braverman—Chevigny Auditory Projective Test, EC-APT} определенно является аудиальным экви­валентом ТАТ, даже в том, что запись «последовательных» звуковых фраг­ментов отражает определенные межличностные взаимоотношения (на­пример, «молодой мужчина, зрелая женщина»).

Однако при детальном рассмотрении обнаруживается невозмож­ность абсолютно точного воспроизведения ТАТ посредством аудиальных стимулов; аналогично отсутствию полного соответствия между визуаль­ными и аудиальными ощущениями. Эти различия становятся еще замет­нее, когда задумываешься над экспериментальным изучением некото­рых аспектов перцепции разных модальностей. В целом, в отношении проективного эксперимента можно отметить следующее.

В первую очередь, влияние аудиальных стимулов «выходит» за ог­раниченные временные рамки исследования. Следовательно, аудиальный материал «ТАТ» не может быть представлен в стандартных ситуациях, т.е. в тех, в которых испытуемый придумывает окончание истории по кар­тинке. Суделл Браверман, соавтор БС-АРТ, разрешает испытуемым про­слушивать каждую запись столько раз, сколько они пожелают, но в обыч­ной практике вся «последовательность» звуковых фрагментов проигры­вается дважды, с 15 секундным интервалом. Многие другие исследовате­ли представляют свои стимулы лишь один раз — достаточный для крат­ковременного запоминания.

Второе — связь между стимульным материалом и реальностью во многом зависит от указанных модальностей. Большинство людей, конеч­но, готовы принять даже маленький одноцветный (и потому статичный и двухмерный) рисунок, в качестве действительного отражения чего-то «реального», но проективные стимулы способны значительно снизить эту готовность. Так, практически невозможно предоставить очень близ­кие к реальности аудиальные стимулы. Тогда как узнавание — апперцеп­ция — во многом зависит от реалистичности звукового ряда. Если это условие соблюдается, то различие между реальным аудиальным опытом и его презентацией в качестве проективного стимула полностью исчезает. В то же время в обычной жизни мы часто сталкиваемся с «разобщенны­ми», «вырванными» из общего контекста звуками, озадачивающими и требующими особых подходов для идентификации, которые не вписы­ваются в четкие структурные рамки ТАТ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.