|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 37 страницаТЕСТ «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» В современных вариантах методики инструкция составлена таким образом, чтобы поощрить свободу и спонтанность ответов. Этот проек- тивный тест открывает широкие возможности для выражения подсознательных подавляемых мотивов, эмоций, чувств и комплексов, которые субъект не может или не хочет признавать. Он может нечаянно обнажить эти завуалированные тенденции, когда пишет окончания фраз, стимулирующих свободные ассоциации. Вот некоторые примеры фраз из этой методики. Они распределены по клиническим категориям. A. Чувство неполноценности: Самое плохое у меня... Тяжелее всего мне... Единственная неприятность... B. Подавленные желания: Втайне я... Я ненавижу... Если бы... C. Уровень притязаний: Моя заветная мечта... Будущее... Я бы хотел узнать... D. Самооценка: Люди воспринимают меня... Я чувствую себя... Я лучше всех, когда... E. Межличностные отношения: Если бы только мой начальник... Большинство контролеров... Его подчиненные... F. Семейная ситуация... Мой отец часто.., Если бы моя мать... Моя семья никогда... G. Психосексуальные ориентации Большинство девушек... Жена... Другие мужчины... Н. Проявления агрессии: Все меньшинства... Я ненавижу... Опаснее всего... I. Внутренние конфликты: Я не могу понять, что делает меня... Мой разум... Меня тревожит... Данный набор фраз не является окончательным или единственно возможным, так как подбор их сочетаний и интерпретация собранных данных зависят прежде всего от целей, которые преследует тестирование. Например, сорокавосьмилетний служащий, проработавший в своей компании семнадцать лет был направлен к психологу своим начальником из-за «нервности, чрезмерной добросовестности, ухудшения фи- зического состояния (гипертонические признаки) и неожиданной потери интереса к работе». Перед проведением клинического интервью ему была предложена батарея психодиагностических тестов, в том числе тест завершения предложений. Вот наиболее яркие ответы, раскрывающие природу его эмоциональных трудностей. 1. Я чувствую себя... сейчас немного уставшим — поздновато лег спать. 2. Меня раздражает... несправедливость — нетерпимость. 3. Если бы моя мать... чувствовала себя лучше, она могла бы жить с кем-нибудь более подходящим. 4. Меня удивляет... почему так часто люди на руководящих постах абсо- лютно тупы. 5. Если бы я мог сделать по-своему... я бы назначал начальниками лю- дей умных и терпимых. 6. Моя мечта... создать что-либо значительное для человечества. 7. Когда я был ребенком... я всегда был нервным, но идейным. 8. Я страдаю... комплексом неполноценности по отношению к некото- рым людям и некоторым местам. 9. Мой отец часто... был замечательным, но слабохарактерным — был хорошим администратором в магазине. 10. Жена... должна быть умной и счастливой, готовой идти навстречу партнеру. 11. У меня не получилось... взять на себя ответственность, когда я, кажется, должен был это сделать. 12. Мое самое важное решение было... жениться и уйти из дома. 13. Мне не нравится... когда мною помыкают или когда теряется право на свободу мыслей и действий. Анализ ответов субъекта на тест «Завершение предложений» выявил у него сильное чувство неполноценности по поводу недостаточного образования и сильную фиксацию на матери, которая выливалась в конфликт с женой. Он идентифицирует себя со своим отцом, который был «замечательным, но слабохарактерным». Он теряет терпение со своим начальником, который не очень умен. Он чувствует, что жена не идет ему навстречу и он испытывает большие трудности, потому что не может решить, как он может быть одновременно хорошим мужем и хорошим сыном. Это видно из его высказывания: «Мое самое важное решение было «жениться и уйти из дома». На самом деле субъект никогда реально не покидал дом, так как до сих пор находится под сильным влиянием своей матери. Он испытывает сильные чувства, когда «им помыкают», ему очень не нравится, когда кто-то «теряет право на свободу мыслей и действий». Однако сам он несвободен. Он приписывает ранней детской нервозности идейность, которая во взрослом возрасте трансформируется в сильный социальный конформизм. Поскольку он отождествляет себя с отцом, который был «замечательным, но слабохарактерным», однако, «хорошим администратором в магазине», он заключает, что люди на высоких постах и должностях, в частности его начальники, «тупые» и глупые. Он завидует таким людям, но сам он чувствует себя неполноценным и не может принимать ответственные посты. Поэтому втайне он испытывает сильное чувство обиды, которое, в совокупности с супружескими проблемами, создает основу для психосоматических симптомов и жалоб. ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) Этот метод обладает существенными достоинствами при применении его в производственной сфере, так как он легко проводится и является точным "клиническим инструментом. Лучше всего его использовать для дальнейшей конкретизации данных, полученных с помощью теста «Завершение предложений» или других краткосрочных методов. ТАТ подтвердит клинические прогнозы, полученные при использовании кратких обзорных методик. Он также поможет подробнее узнать о развитии и характерных чертах специфических комплексов, обнаруженных другими методами. Раскрыв дезаптацию личности в более краткосрочных методах, тестируемый с большей готовностью расскажет о своих трудностях при предъявлении десяти тематических карточек. Это происходит не только благодаря сути стимульного материала ТАТа, но из-за повторения тестовой ситуации. Когда тестируемый прошел целую батарею тестов и его вновь вызывают для прохождения ТАТ, уровень тревожности повышается. Поскольку многие субъекты вынуждены проходить психологическое тестирование на работе по принуждению, а следовательно намерены избежать самораскрытия, то, как подсказывает наша практика, умеренно возросший уровень тревожности больше способствует проявлению структуры и динамики личности, чем состояние полной расслабленности. В этой связи ТАТ более целесообразно использовать в качестве дополнительного инструмента. При ответах на ТАТ, также как и в тесте «Завершение предложений», субъект, как правило, описывает недавние события, следы которых им более-менее осознаются и затеняют истинное содержание его реакций. Нужно подчеркнуть, что этот недавний опыт служит всего лишь для выражения личностных проявлений тестируемого, и опытный клиницист легко это определит. Другими словами, описание субъектом недавнего опыта является вербальным выражением более глубоких и скрытых психических процессов. Психологу на производстве лучше всего использовать ТАТ для определения межличностных стремлений испытуемого, исходя из его базовых отношений с родителями и сиблингами и настоящей ситуации в этой области. Тенденции индивида в отношениях с начальством могут быть выяснены из его тематических проекций по отношению к фигуре отца, а поведение со сверстниками видно из того, что он говорит о фигурах сиблингов. Хотя опытный клиницист, в значительной мере, опираясь на клиническую интуицию, может получить эти данные и по тесту «Завершение предложений» и другим инструментам, ТАТ все же является более надежным источником такой информации и, кроме того, показывает их в целостной личностной структуре. При отборе кандидатов на руководящие посты или должности, требующие высокого уровня ответственности, ТАТ представляет самые на- дежные критерии уровня притязаний, которые когда либо были изобретены. Конечно, данные по этому показателю можно получить и с помощью других тестов или опросников. Но они, как правило, выдают неполную картину, потому что не учитываются лежащие в основе уровня притязаний по большей части бессознательные мотивационные и эмоциональные факторы. ТАТ также может определить уровень возможностей кандидата на ответственный пост, выше которого он не сможет использовать свои интеллект и способности. На производстве и в бизнесе ТАТ еще можно применять для подтверждения обнаруженных другими методами невротических тенденций или определения уровня проницательности испытуемого. Последнее очень важно при отборе людей для работы с персоналом. Если индивид знаком с психологией или изощрен в тестах из-за того, что много раз проходил психометрическое обследование, ТАТ предпочтительно проводить вначале, вместо более кратких методов. ТАТ может подтвердить или исключить подозрения на психопатические отклонения. Поэтому его следует использовать во всех случаях, когда индивиду предоставляется ответственность высшей степени, например, связанных с хранением ценностей или управлением высшего эшелона. И, наконец, ТАТ является инструментом, который позволяет полностью вскрыть скрытую агрессию индивида, определить относительную степень акцента на интернализации или экстернализации, направление и интенсивность проявления агрессии на работе. Данный материал ТАТ поможет проиллюстрировать упомянутые выше пункты. Мужчина, 22 года, карточка № 7ВМ. «Это юноша, советующийся с человеком, умудренным опытом. Этот молодой студент колледжа консультируется с профессором, которым он восхищается, уважает и доверяет. Студент пытается найти свою дорогу в жизни. И он пришел об этом поговорить. В его манерах чувствуется сильное желание и глубокая заинтересованность, серьезные намерения и желание прислушаться к совету. Они вместе, молодой и старый, найдут решение, студент пойдет далеко, а профессор будет испытывать чувство глубокого удовлетворения, так как в какой-то мере это его заслуга». Высокий уровень притязаний, уважает мнение опытных руководителей. Сомневается относительно профессиональных целей. Мужчина, 36 лет, карточка № 7ВМ. «Молодой человек на рисунке в течение долгого времени работал над заданием, которое дал ему старший, но в конце концов обнаружил, что не может справиться с предложенной ему работой, и теперь хочет узнать не сделает ли лучше кто-нибудь другой эту работу. Старший расспрашивает своего помощника, пытаясь узнать, что у него не получилось и пытается выяснить, стоит ли продолжать эту работу». Чувствует ненадежность в своей позиции на работе. Сомневается в своих способностях справиться с должностными обязанностями и хочет узнать, не рассматривает ли начальство вопрос о его увольнении. Мужчина, 31 год, карточка № 8ВМ. «Мужчина пьян, Его поддерживают друзья, которые ведут его домой». Утверждает, что позволяет себе напиваться в редких случаях и не испытывает в результате пьянства каких-либо эмоциональных трудностей. Его врач и коллеги свидетельствуют о постоянном пьянстве, требующем психологического вмешательства. ТЕСТ РОРШАХА Тест Роршаха проводится индивидуально и предоставляет наиболее полную и точную информацию о структуре личности индивида, гораздо более законченную, чем любая из вышеописанных методик. Психологу на производстве, однако, обычно не требуется такая подробная картина для обычного отбора и классификации персонала. Эти цели обычно в достаточной степени обеспечивает батарея краткосрочных методов. Обычно в случае наличия каких-либо сомнений в целях прояснения личностной динамики используется ТАТ, который обладает таким преимуществом, как легкость проведения. В этой связи надо отметить, что ни одна из быстрых техник сама по себе не может обеспечить психологические потребности на производстве. Считается, что индивидуальную форму теста Роршаха лучше всего использовать для клинической диагностики, или когда имеются заметные нарушения, симуляция либо предпсихотичные состояния, или для прогнозирования в особо проблемных случаях. Например, многие достаточно сообразительные, но имеющие значительные личностные нарушения, работники будут успешно избегать обнаружения этого в любых описанных здесь тестах из страха потерять работу или понизиться в должности. Внимательный психолог, как правило, обнаружит признаки такого избегания и направит человека для прохождения теста Роршаха. Соответственно его рекомендации руководству частично будут основаны на полном осознании потребности этих людей не быть обнаруженными. Часто руководство отправляет для обследования работника, как правило, члена высшего эшелона, который в течение ряда лет успешно работал в компании, но в недавнем прошлом проявил серьезные признаки дезадаптации. Проблема может заключаться в прогулах, алкоголизме или общем снижении производительности. Конечно, таких работников желательно направлять для прохождения обширной батареи тестов, включающей тесты интеллекта, значимых отношений, темперамента и интересов. Часто интервью с психологом может помочь определить суть трудностей. Однако если испытуемому по роду работы приходится часто проводить встречи и диалоги, то иногда без теста Роршаха может быть довольно сложно определить суть его трудностей. Таким образом, вероятно, прогрессивно мыслящие бизнесмены пожелают найти в компании финансовые ресурсы, которые можно потратить на психотерапию. Это поможет работнику достичь инсайта и преодолеть личностные трудности, что в конечном итоге скажется на результатах его работы. Тогда психолог обязан оценить степень излечимости этих нарушений, учитывая количество времени и размеры расходов, кото- рые готов предложить наниматель. Тест Роршаха поможет психологу сделать наиболее верные диагностику и прогноз как для нанимателя, так и для работника. ТЕСТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАРТИНОК (ТСК) ТОМКИНСА-ХОРНА TOMKINS—HORN PICTURE ARRANGEMENT TEST (PAT) Этот тест был составлен Томкинсоном и Хорном для изучения характерных реакций индивида в различных ситуациях на работе, на фрустрирующие факторы, чрезвычайные происшествия, на начальников и коллег. На рисунке 34 показана форма для записи этого теста, который состоит из двадцати пяти ситуаций, расположенных в таком виде, как на образце на рисунке. В зависимости от простых или более специализированных целей отбора довольно успешно используют укороченные варианты теста, которые состоят из шести, или даже трех ситуаций. Своеобразная организация формата теста рассчитана на то, чтобы исключить предопределенность порядка ответов испытуемого. Это осуществляется с помощью использования символов вместо цифр и букв и необходимости разворачивать лист для того, чтобы рассмотреть все предметы. До сих пор проводилась чисто клиническая интерпретация и ее качественный вариант, поэтому количественные нормы еще не установлены. Интерпретация осуществляется тремя способами. 1. Анализ последовательности картинок в каждой ситуации. 2. Анализ содержания каждого ответа совместно с количеством вер- бального материала. 3. Анализ значимых персевераций или других тенденций, повторя- ющихся на протяжение многих ситуаций. Базовое предположение, лежащее в основе этой методики, состоит в том, что тестируемый отождествляет себя с рабочим, изображенным на рисунке. Поскольку на рисунке этот рабочий занимается физическим трудом, то кто-нибудь может возразить, что служащие, управленцы и администраторы не раскроют с его помощью своих межличностных установок на работе. Однако мы, проведя большую часть исследований с «белыми воротничками» и руководящим персоналом, обнаружили, что за исключением топ-менеджеров и администраторов высшего ранга, все тестируемые действительно раскрывали свои установки на производстве. Среди первых существует сознательная, не говоря уже о бессознательной, тенденция держаться от лиц, подобных изображенные в тесте, на большом расстоянии и даже относиться к ним с презрением. Поэтому этот тест вряд ли даст достоверную картину отношений управленца высшего эшелона с равными ему по уровню коллегами. Чаще всего их ответы содержат чрезвычайно стереотипные реакции: это заучен- 1 В «Словаре-справочнике по психодиагностике» Бурлачука Л. Ф., Морозова С. М., Киев, 1989 г. эта методика называется Тест аранжировки картины (см. стр. 57). — Прим. ред. Инструкция. Этот тест на то, как вы сможете логично расположить картинки, чтобы они составили связную историю. Каждая страница содержит набор из трех картинок. Под каждой из них изображен один из следующих значков: V, D, О. Ваша задача расположить эти значки по одному на каждой из трех граф в нижней части листа в самом логичном на ваш взгляд порядке. Для этого возле каждой отметки внизу страницы напишите одно предложение, чтобы получилась связная история. Вы можете переворачивать лист как угодно, чтобы рассмотреть все картинки. Пишите, пожалуйста, ручкой. Пример'. Рис. 34. Форма для записи Теста последовательности картинок Хорна—Томкинса ные клише того, как должен реагировать высокопоставленный чиновник, а не то, как ему на самом деле хочется реагировать. Эту методику следует использовать с большой осторожностью и не только из-за ее новизны, но и потому, что каждому предприятию, заводу или отрасли присущи свои специфические проблемы. Например, в рекламном агентстве человек должен демонстрировать наибольшую степень инициативности и уверенности в своих силах; на большом промышленном предприятии от работника ожидают, чтобы он вовремя сообщил о поломке или механических неисправностях механику-ремонтнику. Следовательно, в тех ситуациях этого теста, где явно изображена поломка (рис. 35 и 36), соискатель вакансии в рекламном агентстве покажет недостаток инициативы, если попросит о помощи, как это ожидается на промышленном производстве. Таким образом, нельзя полагаться на результаты одной этой методики, ее нужно применять в сочетании с другими инструментами, описанными в этой статье, особенно с тестом «Завершение предложений». Стоит отметить, что для психолога на производстве легче использовать Тест последовательности картинок, чтобы перевести данные из клинических терминов в понятия, более применимые к данной ситуации. Также становится очевидным, что стимульный материал здесь более структурирован и конкретизирован, чем в тесте «Рисунок человека» или тесте «Завершение предложений», а следовательно, позволяет сделать интерпретацию более применимой именно к проблеме адаптации к рабочей ситуации. Приведем некоторые из наиболее часто выявляемых этой методикой специфических межличностных установок: 1. Тенденция к выражению агрессии по отношению к вышестояще- му. 2. Тенденция принимать или избегать лидерства, другими словами, то, как видит себя индивид в аспекте влияния на мнения других людей. 3. Регрессивные тенденции, такие как алкоголизм, истерические или психосоматические решения конфликтов на работе. 4. Реакции на болезнь и физические травмы в связи с работой. 5. Степень зависимости или независимости от контролера в связи с его помощью при ускорении работы. 6. Навязчивые поведенческие персеверации в стремлении к аккуратности и совершенству. 7. Равнодушие, замешательство, неспособность справиться с ситу- ацией при возникновении препятствий. 8. Степень настойчивости и последовательности в работе. 9. Внешняя степень гибкости при переходе от одного вида работы к другому. 10. Реакция на критику. Нужно особо отметить, что одна ситуация, и даже несколько, не могут предоставить достаточно информации. Целостную интерпретацию надо рассматривать с учетом пола, возраста, рабочего стажа и вида выполняемой работы. Рис. 35, Ситуация 1 Теста последовательности картинок Хорна—Томкинса Рис. 36. Ситуация 6 Теста последовательности картинок Хорна—Томкинса Следующие примеры взяты из реального протокола теста ТСК. К рисунку 34: О Человек работает и станок ломается. V Он начинает разбирать станок, чтобы починить его. а Он полностью разобрал станок и в конце понял, что не может собрать его. V Человек в процессе починки токарного станка. D Все детали лежат на столе. О Он успешно собрал станок, вновь работает на нем. V Он разбирает его. D Он разобрал его. О Он собрал его, но тот не работает. п Человек приготовил части двигателя, чтобы его смонтировать. V Человек начал монтировать двигатель. О Человек смонтировал двигатель и работает с ним. К рисунку 36: V Мастер знакомит нового рабочего с его рабочим местом. D Он говорит рабочему слова одобрения, когда тот собирается приступить к новой работе. О Новый рабочий с удовольствием принимается за свою работу. » О Человек работает за своим станком и что-то случается с машиной. V Он зовет механика, чтобы исправить ее. аМашина налажена и механик говорит: «Все нормально, это была не твоя вина». О Человек работает за станком. V Мастер приходит проверить его работу. и Он хвалит рабочего за хорошую работу. ТЕСТ «РИСОВАНИЕ С ЗЕРКАЛОМ» MIRROR-DRAWING TECHNIQUE Этот метод появился не так давно и представляет собой легко проводимый тест стрессоустойчивости. Это зрительно-моторная методика, которая работает и как проективная. Субъекту предлагается провести линии или дорожки, отслеживая движение своей руки в зеркале, в то время как прямой вид задания загорожен от него дощечкой. Обсчитывается количественный результат по времени и анализируется качественные данные по клиническим показателям: ошибочное выполнение, импульсивность, осторожность, подавленность, тревожные состояния. Эти критерии эмпирически установлены с помощью изучения 300 студентов колледжей, 75 пациентов психиатрической больницы и более 3800 работников и соискателей вакансий на производстве. Рис. 37. Зеркальный рисунок весьма уравновешенного субъекта Рис. 38. Зеркальный рисунок индивида в состоянии острой тревоги Методика рисования с зеркалом легко проводится в условиях производства и работы с персоналом, портативна и не требует присутствия психолога при проведении. Кроме того, необученные специально люди не смогут ее интерпретировать, что предохраняет от неправильного употребления. Более того, этот метод невербальный и показывает модель поведения индивида в ситуации эксперимента, условия которого сильно расходятся с усвоенными зрительно-моторными навыками. Ниже перечислены наиболее существенные факторы, которые можно выявить и оценить с помощью этой методики. 1. Относительный акцент на скорости или точности выполнения. 2. Заметные волнения и потеря ориентировки. 3. Степень стрессоустойчивости и способности адаптироваться к новой ситуации. Естественно, интерпретацию нужно делать с учетом возраста, пола, требований выполняемой работы. В совокупности с батареей тестов отношений, интересов и темперамента, этот тест служит прекрасным дополнительным инструментом, обнаруживающим невербальные проявления при приспособлении индивида к стрессу в экспериментально созданных условиях конфликта. Примеры теста «Рисунок с зеркалом» представлены на рисунках 37, 38 и 39. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Описанные нами методы все еще недостаточно валидизированы, однако представляют собой гибкий инструмент, который при умелом использовании может быть применим в широком спектре ситуаций, возникающих в бизнесе и на производстве. Они делают ситуацию тестирования более жизненной и менее искусственной. Для психолога важна воз- Рис. 39. Зеркальный рисунок пациента в глубокой депрессии можность переведения полученных по проективным методикам данных в термины, понятные управленцам. В заключение предлагаем следующий план при тестировании характера на производстве. 1. Используйте словесный тест Корнелла в сочетании с опросником или шкалой определения самооценки для отсева соискателей или кандидатов для продвижения по службе. Эти методы эффективны для предварительного тестирования и определяют потенциальные способности к руководящей работе в данной области. 2. Проведите серию темпераментальных тестов для тех, кто прошел первоначальный отбор. Она может состоять из Теста последовательности картинок, тестов «Завершение предложений» и «Рисунка человека». 3. Используйте Рисование с зеркалом для выявления уровня стрес-соустойчивости после прохождения тестируемым серии основных тестов. 4. Используйте ТАТ и тест Роршаха для оценки работников высше- го эшелона и для диагностики и прогнозирования особо сложных случаев. Г. М. Прошанский СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ: ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Сравнение разнообразных проективных подходов к исследованию личности, основанных на цвете, показало, что в попытке синтеза скрывалась надежда на появление некоторого соглашения между техниками. Было бы неплохо, если бы появился некий объединенный тип интерпретации, основанный на проективном подходе. Однако не следует опасаться, что все проективные техники будут приносить одну и ту же информацию: базовые различия между подходами заранее исключают подобный результат. Часто упоминается о том, что техника Роршаха и ТАТ дополняют друг друга, время от времени появляется определенное количество доказательств этого, в основном клинических. С другой стороны, сравнительно мало было сделано для сравнения общих симптоматических показателей проективных техник. Одна из целей этой статьи — исследовать, как далеко простирается перекрестная валидизация среди различных подходов. Другие вопросы, на которые мы попытаемся хотя бы частично ответить, следующие: существуют ли новые направления в использовании техник? каково будущее проективной психологии в целом? Подходы, которые используются в новейших разработках, можно разделить на три группы. Первая состоит из разнообразных словесно-ассоциативных техник, техник незаконченных предложений и техник, в которых требуется придумать историю. Без сомнения, будут созданы новые варианты подобных техник, и многие из них в дальнейшем будут опубликованы. Вместе с тем данная группа техник нуждается в некоторых комментариях (без ссылок на примеры). Тестовый материал, использующийся в одном контексте, редко полностью подходит для использования в другом, но нет причин, по которым существующие подходы не могут быть адаптированы или модифицированы в соответствии с индивидуальными потребностями и при условии, что предусмотрена адекватная защита. Вторая группа включает техники, отнесенные автором к подгруппе «других модальностей» категории «стимулы» (см. статью, посвященную классификации). Как было отмечено, «другие модальности» не включают аудиальную. Вопреки этому, аудиальная модальность играет важную роль (по сравнению с визуальной) в формирования личного опыта в целом, а также для исследования перцепции, и потому удивительно, что не сделано фактически никаких попыток к созданию аудиальной проективной техники. Все из существующих в большей или меньшей степени представляют собой переложение ТАТ на слуховой материал. Так, например, «Аудиалъный проективный тест» Бравермана—Чевигни (Braverman—Chevigny Auditory Projective Test, EC-APT} определенно является аудиальным эквивалентом ТАТ, даже в том, что запись «последовательных» звуковых фрагментов отражает определенные межличностные взаимоотношения (например, «молодой мужчина, зрелая женщина»). Однако при детальном рассмотрении обнаруживается невозможность абсолютно точного воспроизведения ТАТ посредством аудиальных стимулов; аналогично отсутствию полного соответствия между визуальными и аудиальными ощущениями. Эти различия становятся еще заметнее, когда задумываешься над экспериментальным изучением некоторых аспектов перцепции разных модальностей. В целом, в отношении проективного эксперимента можно отметить следующее. В первую очередь, влияние аудиальных стимулов «выходит» за ограниченные временные рамки исследования. Следовательно, аудиальный материал «ТАТ» не может быть представлен в стандартных ситуациях, т.е. в тех, в которых испытуемый придумывает окончание истории по картинке. Суделл Браверман, соавтор БС-АРТ, разрешает испытуемым прослушивать каждую запись столько раз, сколько они пожелают, но в обычной практике вся «последовательность» звуковых фрагментов проигрывается дважды, с 15 секундным интервалом. Многие другие исследователи представляют свои стимулы лишь один раз — достаточный для кратковременного запоминания. Второе — связь между стимульным материалом и реальностью во многом зависит от указанных модальностей. Большинство людей, конечно, готовы принять даже маленький одноцветный (и потому статичный и двухмерный) рисунок, в качестве действительного отражения чего-то «реального», но проективные стимулы способны значительно снизить эту готовность. Так, практически невозможно предоставить очень близкие к реальности аудиальные стимулы. Тогда как узнавание — апперцепция — во многом зависит от реалистичности звукового ряда. Если это условие соблюдается, то различие между реальным аудиальным опытом и его презентацией в качестве проективного стимула полностью исчезает. В то же время в обычной жизни мы часто сталкиваемся с «разобщенными», «вырванными» из общего контекста звуками, озадачивающими и требующими особых подходов для идентификации, которые не вписываются в четкие структурные рамки ТАТ.
|
|||
|