Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннелиз Ф. Корнер 41 страница



А. Количество. Здесь представлены два этапа обработки. Сперва ис­следователь должен установить количество основных обязательных дета­лей, использованных в рисунке. Например, дом должен иметь по крайней мере одну дверь (исключением является тот случай, когда нарисована только

боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и, если не было оговоре­но, что дом находится в теплых краях, — дымоход или другое средство для выхода дыма из печи или что-то, что может использоваться для обо­грева дома. Дерево должно иметь ствол и по крайней мере одну ветвь (если не оговаривается, что это пень, — в таком случае, очевидно, ответ необ­ходимо расценивать как «аномальный»). Нарисованный человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки (при условии, что отсутствие ка­кой-либо конечности или конечностей не объясняется устно и что чело­век не нарисован в профиль), а также два глаза, нос, рот и два уха (опять же, если отсутствие какой-нибудь из данных деталей не объясняется от­дельно). Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых, имею­щих (или имевших в недавнем прошлом) средний интеллектуальный уро­вень или выше, обозначается оценкой Р2 или РЗ1; это часто свидетель­ствует о снижении уровня интеллекта.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испы­туемому свойственны: 1) склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружаю­щей средой); 2) «аномальное» игнорирование традиционных вещей.

Если использование минимума деталей в рисунке сопровождается низким качественным уровнем пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что: 1) испытуемый является умствен­но отсталым; 2) происходит снижение его интеллектуальной работоспо­собности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.

«Потребность в количестве» (изображение чрезмерного числа дета­лей), по-видимому, всегда является патоформной, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (оп­ределить, с чем именно связана сензитивность, можно по типу исполь­зованных деталей).

Второй этап включает качественную оценку использованных дета­лей. Например, окно (окна) дома — это образ визуального контакта. Очевидно, что дверь (или двери) подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и/или боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности.

Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без оконных стекол (своим рисун­ком он как бы говорит: «Я только покажу, где должны быть окна, но не

1 Оценка PI присваивается в том случае, когда отсутствие деталей свидетельствует о незначительном (первой степени) отклонении от нормы (в большинстве случаев оцен­ка Р1 просто будет отражать характерные отличительные особенности данного испытуе­мого). Оценка Р2 присваивается, если отсутствие той или иной детали, по-видимому, означает отклонение от нормы второй степени, которое может расцениваться как пато-формное и, вероятно, указывает на нарушение личности потенциально серьезного ха­рактера. Оценка РЗ присваивается, когда отсутствие определенной детали, по-видимому, означает отклонение от нормы третьей степени, которое, вероятно, является определен­но патологическим и в настоящее время имеет серьезный характер.

более того»), совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, штор­ками и т.д.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т.д.

Считается, что дерево в виде замочной скважины, с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и не замкнутым, а ствол — в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных в основании, означает силь­ные враждебные импульсы, некоторые из которых могут быть интерио-ризованы (так как маловероятно, что такая крона подразумевает удов­летворение окружающей средой). Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство. Враждебное!ь выража­ется: 1) нежеланием испытуемого рисовать те детали, которые обычно изображаются или представляются в виде штриховки; 2) его отказом изобразить более подробно структуру кроны (которая интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени и т.д. его стремления к получению удовлетворения от окружающего мира).

Рубцы и/или сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева (как отмечалось ранее), по-видимому, символизируют психические травмы. Одна женщина, психоневротик, комментируя тщательно нарисованное отверстие в коре дерева, связала это со своей душевной раной, толкнув­шей ее к суицидальной попытке (которую она ранее скрывала от иссле­дователя) несколько лет назад.

Руки человека представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Мужчина, психоневротик, выразил чувство собственной беспомощнос­ти1, нарисовав автопортрет без рук и ступней.

Глаза, нос, рот и уши представляют собой рецепторы, восприни­мающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными, как, на­пример, выслушивание обвинений; которые могут привести к конфлик­ту или проблеме, как, например, разглядывание женских ног. Девочка с диагнозом шизофрении нарисовала человека, имеющего только глаза, что свидетельствует о ее подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта также указывает на отсутствие желания об­щаться.

Б. Уместность. Поскольку испытуемого просят нарисовать только дом, дерево и человека, то можно подвергнуть логическому сомнению уместность любой детали, которая не является реально неотъемлемой ча­стью каждого из перечисленных объектов. Примерами лишних деталей (ко­торые, по-видимому, представляют собой потребность испытуемого струк­турировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома — дерево

1 Здесь и далее — выражение обыденного языка, которое имеет во фрейдовской теории общий смысл: это состояние грудного младенца, всецело зависящего от других людей в удовлетворении своих потребностей (жажда, голод) и не способного совершить действие, устраняющее это внутреннее напряжение.

во дворе, для рисунка дерева — птица на нем или кролик около него, для рисунка человека — дверь, в которую он стучит, и т.д. Таким деталям присваивается оценка Р1 по той причине, что их присутствие на рисунке можно отнести к отклонению от нормы, поскольку большинство испыту­емых не рисуют такие дополнительные детали. Однако наличие неумест­ных деталей необязательно носит патоформный или явно патологический характер. На деле они могут способствовать созданию более богатого ри­сунка, но статистически их присутствие противоречит норме.

Считается, что деревья (или кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (обычно членов семьи испыту­емого), а расстояние между ними часто символизирует близость или от­даленность в их взаимоотношениях.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или чело­века, строго говоря, не является неуместной деталью. Она интерпретиру­ется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляю­щим реальность рисунка). Кроме того, человек, рисующий эту линию, испытывает большую потребность в структурировании рисунка, чем все остальные испытуемые. Линия основания дает необходимую точку отсче­та; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

Конкретное значение линии основания, по-видимому, зависит от: 1) объекта, который над ней нарисован (линия основания реже всего рисуется лод человеком, чаще всего под деревом); 2) количества объек­тов, нарисованных над этой линией; 3) степени акцентирования (о ко­тором можно судить по размерам линии, подкреплению (см В. Акценти­рование), свойствам и т.д.).

Значение линии основания может напрямую зависеть от качества, которое приписывает ей испытуемый. Например, плохо приспосаблива­ющийся мальчик нарисовал человека, катающегося на коньках, как он отметил, по тонкому и неровному льду, провалившемуся в нескольких местах.

Среди нескольких тысяч рисунков автор встретил только два ри­сунка дерева, отбрасывающего тень. В обоих случаях тень интерпретиро­валась как фактор, отражающий чувство тревожности испытуемого на сознательном уровне. Причина тревожности заключается в том, что в настоящее время испытуемый переживает неудовлетворенные в прошлом отношения. Вывод о сознательном уровне проводится на основании того, что тень изображается на земле, которая, как считается, символизирует реальность. Кроме того, наличие этой детали на рисунке свидетельствует о рассеянности, так как сама тень предполагает существование другого незамеченного элемента — солнца, которое в свою очередь имеет соб­ственное качественное значение (энергия). Эта интерпретация в каждом случае получала объективное подтверждение данными из других источ­ников. Интересно было узнать, подтвердится ли это в дальнейших опы­тах других клиницистов.

Неуместные детали, которые благодаря своему значению могут быть расценены как патоформные, — это облака в небе для любого из трех

рисунков (в ДДЧ облака, по-видимому, символизируют генерализован­ную тревожность, связанную с взаимоотношениями в окружающей ре­альности); уборная во дворе рядом с особняком (в этом случае исследо­ватель должен определить, пытается ли испытуемый выразить агрессию против владельца этого дома, снижая презентабельность его жилища, или он выражает протест против того, что расценивает как искусствен­ные культурные стандарты).

Можно считать странными, например, следующие концепции: дом, состоящий из трех частей, которые автор рисунка — хронический ката-тонический шизофреник — идентифицировал соответственно как по­душка, дымоход и тропическая зона; дерево, нарисованное испытуемым с органическими нарушениями, напоминающее преддверие влагалища; рисунок человека, выполненный шизофреником, в виде фигуры, состо­ящей из головы и ног со ступнями. Такие значительные отклонения от обычной уместной концепции заслуживают оценки РЗ.

В. Акцентирование. Акцентирование может быть как позитивным, так и негативным.

Существуют несколько форм позитивного акцентирования. В не­которых случаях может уделяться чрезмерное внимание несуществен­ным деталям, например, окно, расчерченное на множество клеток и похожее на сетку. Может иметь место акцентирование на какой-либо детали в виде персеверации, например, ветви и листья дерева, в целом похожего на фаллос, также напоминающие фаллосы, только меньших размеров. Может проявляться навязчивая пбтребность в подкреплении какой-либо детали: испытуемый возвращается к ней снова и снова (на­пример, он может тщательно вырисовывать и перерисовывать округ­лость ягодиц), иногда даже после завершения рисунка. Такое подкреп­ление в целом может означать смутную тревогу, а конкретно — свиде­тельствовать о фиксации на данном объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или представлен в символическом виде), дей­ствии или отношении.

Негативное акцентирование также может быть передано несколь­кими способами: 1) испытуемый может стереть нарисованную деталь частично или полностью, например, он может стереть дымоход, кото­рый ранее рисовал несколько раз в разных положениях; 2) испытуемый, не являющийся умственно отсталым, может вычеркнуть одну из основ­ных деталей рисунка.

Г. Последовательность деталей. Здесь основное внимание уделяет­ся реальной последовательности в рисовании деталей дома, дерева и че­ловека. Необходимо отметить, что после завершения рисунка любое из­менение обычного порядка изображения деталей будет полностью уте­ряно, если не делать своевременных записей.

Оказалось, что большинство испытуемых при выполнении рисун­ка дома придерживается следующей последовательности: а) сначала они рисуют крышу, затем — стену (стены), затем — дверь и окно (окна) или окно (окна) и дверь и т.д. или б) сначала — линию основания, затем стену (стены), крышу и т.д.

Было установлено, что неуверенные в себе испытуемые выполня­ли рисунок сегментарно (т.е. изображали одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целой без учета связи между ними) и иногда — сим­метрично (два дымохода, два окна, две двери и т.д.)

Последовательность для деталей рисунка дома, при которой дверь или окна первого этажа изображаются в последнюю очередь или почти в последнюю очередь, можно назвать патоформной. Она подразумевает: а) отвержение межличностных контактов, б) стремление избегать контакта с реальностью.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последователь­ности: а) сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва (подразумева­емая косвенно или в реальном виде) или б) сначала макушка дерева, затем ветви (подразумеваемые косвенно, например, благодаря штрихов­ке или нарисованные в реальном виде), ствол и основание ствола.

Следующая последовательность изображения деталей рисунка де­рева (ее можно назвать смешанной) считается патоформной: испытуе­мый начинает с довольно хорошего наброска, но заканчивает тем, что рисует одномерные или двумерные ветви в неопределенном стиле, а пер­воначальный набросок не стирает.

Патологическая последовательность: изображаются двумерные ветви сверху вниз, одна за другой — сначала с левой стороны, потом такие же ветви — справа без соединения друг с другом или со стволом в центре, затем — две вертикальные линии, которые не соединяются сверху или снизу и не касаются ближних концов ветвей, и завершает рисунок от­дельная периферийная линия, соединяющая внешние концы ветвей, но нигде не касающаяся ствола.

Предполагается, что ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений испытуемого с окружающим миром и отражают уро­вень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует чув­ства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

В большинстве случаев человек изображается в следующей после­довательности: сначала голова, затем черты лица (глаза, нос и т.д.), по­том шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д.

Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается го­ловой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать пато­логической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельство­вать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые рецепторами внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, насколько возможно, идентификацию нарисованного человека.

Как правило, к завершенным деталям рисунка не возвращаются; обычно все однотипные детали (например, все окна одного этажа) ри­суются сразу и до конца, прежде чем приступить к изображению следу­ющей конкретной детали (конечно, за исключением оконных стекол,

которые могут быть нарисованы в каждом окне, когда оно уже есть на рисунке).

Характер любого заметного отклонения от*нормалъной последова­тельности, включая: 1) необычный порядок изображения; 2) произволь­ный возврат к чему-нибудь ранее нарисованному либо с последующим стиранием, либо с перерисовыванием; 3) подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), должен расцениваться как патоформный.

Исследователю необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей толь­ко снижением базовой интеллектуальной работоспособности (например, в случае явной умственной отсталости) или колебаниями, нерешитель­ностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстрой­ствах или органических изменениях и представляет собой возникшие зат­руднения в организации.

Д. Эротические проявления. Исследователь должен проверить все три рисунка на предмет наличия эротических деталей, изображенных реально или в символическом виде.

Окна, нарисованные без оконных стекол, иногда символизируют оральный и/или анальный эротизм, так же как и чувство враждебности. Дерево, нарисованное на вершине дугообразного холма, по-видимому, нередко означает орально-эротическую фиксацию, часто вместе с потреб­ностью в материнской защите. Рисунок дымохода с трудом дается тому испытуемому, который имеет сексуальный конфликт, если он восприни­мает дымоход как фаллический символ. Мужчина, страдающий импотен­цией, отразил в символической форме свое тяжелое состояние, уделив большое внимание изображению массивного дымохода, которому он при­дал неадекватный вид, украсив его большим отверстием в виде ромба.

Иногда рисунок дерева явно напоминает «соитие»: листва нарисо­вана в виде волосяного покрова женских гениталий, а ствол в виде пени­са. Мужчина, психопат, который боялся своего отчима садиста, завер­шил свой рисунок дерева тремя ветвями, похожими на шипы, которые отличались от всех нарисованных ранее. Это было истолковано как сим­волическое выражение подсознательного страха кастрации.

В ряде случаев беременные женщины рисовали плодоносящие де­ревья. Одна умеренно невротизированная беременная испытуемая снача­ла назвала свое нарисованное дерево кленом, но когда ее спросили, о чем оно ей напоминает, она сказала: «Попытку глупого создания стать яблоней». Таким образом, она в символической форме передала свое силь­ное желание быть похожей на стройный клен, который она нарисовала, и сопутствующий этому страх ответственности перед родами.

Взрослый испытуемый, плохо приспособленный в сексуальном плане, нарисовал обнаженного мужчину без гениталий, затратив много времени на изображение большого, сильно заштрихованного галстука (фаллическое замещение).

Часто чрезмерное внимание уделяется эрогенным зонам тела (рот, груди, ягодицы и т.д.), можно обнаружить некоторые психосексуальные

отклонения, фиксации или незрелость при помощи интерпретации и тщательного опроса после выполнения рисунка.

По-видимому, в случае более откровенного представления сексу­альных деталей, особенно если известно, что интеллектуальный уровень испытуемого — средний или более высокий, и он ведет себя в социально приемлемой манере, есть большая вероятность того, что такое выраже­ние демонстрирует серьезное расстройство личности.

Е. Согласованность. Исследователь должен определить относитель­ную согласованность нарисованных деталей одного рисунка и между все­ми тремя рисунками. Если между рисунками существует значительная разница, например, когда в двух рисунках использовано большое коли­чество деталей, не согласующееся с их незначительным числом в тре­тьем, ему обязательно необходимо заострить на этом свое внимание.

II. ПРОПОРЦИИ.

Считается, что сущность пропорций и значение пропорциональ­ных отношений, отраженных в рисунках дома, дерева и человека, в большинстве случаев демонстрируют оценки, которые испытуемый при­сваивает вещам, ситуациям, людям и т.д., представленным в его рисун­ках в реальном или символическом виде.

А. Отношение размера рисунка к размеру страницы. С точки зрения отклонения от нормы, исследователя прежде всего должно заинтересо­вать два способа использования пространства листа: 1) когда рисунок занимает очень маленькую площадь" доступного пространства; 2) когда рисунок занимает почти все предназначенное место или даже не умеща­ется на странице.

Первый случай можно назвать «сокращением рисунка» (он может быть маленьким, но внутренне согласованным и пропорциональным), второй случай можно назвать «сокращением пространства» (рисунок как бы сжат краями листа).

«Сокращение рисунка» обычно интерпретируется как проявление чувства неполноценности испытуемого, наличие определенной тенден­ции избегания реальности (многие шизофреники демонстрируют огра­ниченность своих взаимодействий с окружающей реальностью, выпол­няя рисунок крошечного размера) или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение (например, часто через рису­нок дома выражается символическое отвержение семьи).

«Сокращение пространства» может интерпретироваться как: 1) про­явление чувства сильной фрустрации, вызванной ограничивающей ок­ружающей реальностью, в сочетании с чувством враждебности и по­требностью в агрессивных действиях (возможности осуществлять эти дей­ствия может и не быть); 2) проявление довольно острого ощущения на­пряженности и раздражительности или 3) отражение ощущения состоя­ния двигательной беспомощности1 (если, например, ступни и/или часть ноги нарисованного человека «срезаны» нижним краем страницы).

1 Неспособность индивида к произвольным, упорядоченным, адекватным и эф­фективным действиям, имеющим целью устранение внутреннего напряжения, порож­денного потребностью.

Считается, что размер дерева по сравнению с размером страницы рисуночной формы отражает то, как испытуемый ощущает себя в психо­логическом поле. Если дерево имеет огромную высоту, то, по-видимо­му, испытуемый остро ощущает свою зависимость от окружающей ре­альности вообще и, возможно, проявляет агрессивность или склонность к ней. Если дерево имеет крошечные размеры, то, вероятно, испытуе­мый ощущает свою неполноценность, неадекватность и потребность зам­кнуться в себе.

Б. Отношение фрагмента к рисунку в целом. Исследователь должен обратить внимание на существующую диспропорцию между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крошечная, так называемая «миниатюрная» дверь, которая имеет гораздо меньшие раз­меры по сравнению со средним окном в доме, интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истин­ным чувствам.

Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулис­тыми руками (совершенно не пропорциональными по сравнению с те­лом), то он, вероятно, проявляет потребность в физическом совершен­стве компенсаторного характера. Среди студентов колледжа с высоким уровнем интеллекта была обнаружена тенденция рисовать человека с большой головой. С точки зрения пропорций, очевидно, в этом случае произошло подсознательное выделение роли разума как наиболее важ­ного элемента в человеческой жизни.

Конкретная оценка (PI, P2 или РЗ) будет зависеть от степени дис­пропорции между фрагментом и рисунком в целом.

В. Отношение между фрагментами рисунка. Рассмотрим пример не­пропорциональности фрагментов. Взрослый, плохо приспособленный мужчина нарисовал одно окно гораздо меньшего размера по сравнению с другими окнами первого этажа дома, в процессе ПРО было установле­но, что это окно гостиной (таким образом он символически передал свою неприязнь к компании других людей).

Испытуемые дебилы склонны рисовать дома с «двойной перспек­тивой» (имеется в виду одновременное изображение боковой стены в центре и двух торцов по краям). Дебил, возможно, понимая, по крайней мере частично, факт, что нельзя одновременно видеть боковую стену и оба торца, стремится уменьшить ширину торцов и подчеркнуть размеры боковой стены. Однако шизофреники, используя «двойную перспекти­ву», склонны уделять чрезмерное внимание торцам дома, увеличивая их размеры или акцентируясь на деталях, и изображать довольно малень­кую боковую стену. Шизофреник, по-видимому, расценивает торцы как защиту центра (боковая стена) и таким образом символически передает свое преувеличенное стремление к самозащите.

Зависимая, несамостоятельная девушка с признаками несостоя­тельности нарисовала дерево с огромной, но плохо сформированной кроной, из-за чего и без того маленький ствол казался совершенно кро­шечным (что интерпретировалось как проявление ее чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получить

удовлетворение от окружающего мира). В одном случае (инволюционная меланхолия) нарисованные крошечные молодые побеги, пробивающи­еся из большого и в остальном лишенного растительности ствола, ин­терпретировались как: 1) отказ испытуемого от наносящего ему вред убеждения в том, что попытки поиска удовлетворения в окружающей реальности бесполезны; 2) вероятное сексуальное оздоровление (это подтвердилось, клиническими данными о том, что терапия тестостеро­ном дала хороший эффект).

Женщина с признаками мании проявила свое амбивалентное от­ношение к сексу, изобразив человека, глаза и рот которого были под­черкнуто женскими, а нос и подбородок — явно мужскими, которого в конечном счете она в шутку назвала гермафродитом.

Г. Согласованность. Не следует ожидать полной пропорциональной согласованности между фрагментами рисунка, так же как и пропорцио­нальности отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласован­ность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и исследо­ватель должен постараться найти этому объяснение.

III. ПЕРСПЕКТИВА

Считается, что, используя в рисунке тот или иной вид перспекти­вы, испытуемый раскрывает свое видение очень широких и еще более сложных взаимосвязей, которые он вынужден устанавливать с окружаю­щим миром, существующими в нем людьми, и способов поддержания этих взаимосвязей.

А. Положение рисунка на странице рисуночной формы. На этапе стан­дартизации метода ДДЧ было сделано теоретическое предположение, что испытуемый со средним уровнем интеллекта разместит изображае­мые объекты более или менее в центре страницы, однако на практике это не подтвердилось. Оказалось, что с точки зрения количественной оценки вопрос о горизонтальной асимметрии (разница между шириной правого и левого свободного от рисунка края листа) не имеет особого значения, в отличие от вертикальной асимметрии, которая служит по­казателем для дифференциации интеллектуальных уровней (и для каж­дого рисунка может быть разной). Как правило, рисунок дерева на стра­нице помещают выше, чем рисунок дома или человека. Однако положе­ние рисунка часто имеет значение для определения индивидуальных раз­личий. Склонность к тщательной центровке рисунка обычно интерпре­тируется как проявление ощущения незащищенности (симметрия про­странства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и ригидности, а степень проявления этих качеств напря­мую связана со степенью точности симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде. Устойчивая тенденция, наблюдаемая в стремлении разместить рисунок в верхнем левом углу страницы, свой­ственна тем испытуемым, которые проявляют довольно заметную тре­вожность или регрессию, это касается даже тех испытуемых, которые имеют определенное художественное образование и которые, по всей видимости, не должны были бы выполнять рисунок в таком положении.

Считается, что это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое, поскольку, согласно куль­турной традиции, верхний левый угол представляется исходным пунк­том. Возможно, угол страницы символизирует безопасность, которая традиционно приписывается углу комнаты.

Испытуемый, чей контакт с реальностью ограничен, может иног­да выражать это в символической форме, изображая дом без линии ос­нования или как бы в подвешенном состоянии над землей и не имею­щим нижнего края стены, или (и это, по-видимому, всегда имеет пато­логический характер) в виде крыши забора; изображая дерево с корня­ми в виде тонких линий, которые почти не касаются линии земли, либо с корнями, опирающимися на ее поверхность подобно когтям большой птицы и не проникающими в глубь.

Обычно все три объекта имеют прямое положение на рисунке: креп­кий, исправный дом, прямое дерево, стройный человек. Однако встре­чаются и другие случаи, например, женщина шизоид выполнила при­митивный рисунок дома, у которого крыша и труба были на земле — по ее словам, их сдул сильный ветер, и рисунок дерева с переломленным пополам стволом, макушкой касающимся земли, — тоже результат раз­рушительного урагана. Эти рисунки трактуются как символическое вы­ражение чувства испытуемой, проявления которого она не в состоянии контролировать. Эпилептик нарисовал человека, падающего в момент припадка.                                                   *

Среди тех, кто склонен демонстрировать агрессивное поведение и/или негативистское неприятие инструкций, наблюдалась тенденция не соглашаться с заданным расположением листа, вероятно, потому, что принятие инст­рукции расценивается ими как признак слабости. Они считают необхо­димым изменить оптимальное вертикально-горизонтальное положение листа и делают свою задачу более трудной. Случай неоднократного изме­нения положения страницы можно считать патоформным.

Считается, что, если рисунок соприкасается с краем (нескольки­ми краями) листа, это всегда является значимым фактором. Существуют по крайней мере четыре вида такого контакта: 1) края страницы рису­ночной формы (один или более) «срезают» часть рисунка; 2) та или иная часть рисунка касается верхнего края страницы, но не выходит за его пределы; 3) рисунок примыкает к боковому краю страницы, но, очевидно, не выходит за него; 4) нижний край страницы используется как основание рисунка.

Клинический опыт показал, что каждое из вышеперечисленных положений может быть предварительно интерпретировано следующим образом:

1) Случай «срезания» краем листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату (или комнаты) из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома и/или проживающими в нем людьми; «срезание» макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска его в реальности; случаи «срезания» элементов рисунка челове-

ка, например, «ампутация» ступней или нижней части ног со ступнями, по-видимому, выражают переживание испытуемым чувства двигатель­ной беспомощности по отношению к окружающей реальности; случаи «срезания» верхней части дома или головы человека до сих пор не встре­чались. С точки зрения временного значения, «срез» левого края рисун­ка, по-видимому, обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; «срез» правого края рисунка, вероятно, свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.