|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 40 страницаОтмеченные выше новые направления, разрушают границу между техниками и в целом связаны скорее с теоретическими и исследовательскими интересами, нежели с клинической практикой. Возвращаясь к вопросу о технике Роршаха и основным клиническим выводам, интересно отметить появление работы, основанной на знаковом подходе. Голд-фрид и др. (Goldfried et al.) рассматривает несколько выводов, представляющих интерес для специалистов, но мы не будем рассматривать их здесь. В целом можно выделить три группы вопросов, поднятых данными авторами: t. Развитие систем оценки уровней, созданных Фридманом (Friedman) и Филипсом (Phillips); авторы отдают предпочтение последнему. 2. Измерение враждебности и тревожности личности, предложенное Элизуром (EHzur) и детально разработанное Де Вое (De Vos) и другими. К этому может быть также отнесена оценка «Границ образа тела», сделанная Фишером и Клевелендом (Fisher and Cleveland). 3. Группа особых диагностических признаков: гомосексуальности, суицидальной попытки, невроза, шизофрении, органических повреждений и ответов, указывающих на необходимость терапевтической помощи. Они не были рассмотрены ранее и не будут рассматриваться сейчас, поскольку нет смысла перечислять их, не оценивая. Указанные авторы неудовлетворенны признаковым подходом, выраженным в других работах, относящихся к так называемому «образцовому» подходу, который Голдфрид и другие, вслед за Гудинаф, рассматривают в качестве противоположной стратегии интерпретации данных проективных тестов (термин «образец» означает «образец поведения»). Категории оценки, соответствующие двум подходам, не являются взаимоисключающими; основной вопрос состоит в том, что «признаки» и категории, из которых они происходят, не даны a priori, а определяются эмпирическим путем. Не углубляясь в дальнейшие рассуждения, необходимо отметить, что авторы видят ценность признакового подхода в том, что он позволяет исследователям техники Роршаха работать в рамках «Стандартов» АПА. Следует, однако, добавить, что работа в этой области должна быть клинически ориентированной; Голдфрид и другие большое значение придает операциональному подтверждению надежности диагностического индекса техники Роршаха в дальнейших исследованиях. «Если нет возможности провести такие исследования — пишут они, -- то лучше ограничить работу с этим индексом и не полагаться на него в клинических целях». С другой стороны, следует заметить, что Голдфрид ничего не говорит о признаке «общей адаптации». Более ранние авторы, изучавшие технику Роршаха, напротив, стремились осветить именно этот вопрос. Пример, приведенный Шатиным, и «Базовая оценка в технике Роршаха», предложенная Шарлоттой Бюлер в качестве индекса общей личностной интеграции, стали основными темами обсуждения на симпозиуме, проходившем в 1949 г. Идея существования определенного континуума «нормальный/анормальный» на сегодняшний день получила некоторую поддержку, и «диагностический индекс» Роршаха уже не рассматривается в качестве «универсального средства». Исходя из этого, для изучения «потенциала психического здоровья» Харроуер (Harrower) создал гомогенные и гетерогенные шкалы личностных способностей. Он представил их в качестве основы континуума, но расположение на «гомогенной» шка- ле (крайними точками которой являются «самый высший» и «самый низший») зависит от рассмотрения аспектов поведения в ряде тестов, объединенных для опенки некоторых поведенческих переменных. Отмеченные разногласия между оценками относят поведение испытуемого к качественной «гетерогенной шкале». Еще одна особенность в исследовании Харроуер заслуживает нашего внимания. В нем сообщается об оперативном применении почти неизменной батареи тестов, которые включают те или иные формы, взятые у Векслера и использующиеся как для оценки интеллектуального уровня, так и ради качественных показателей, полученных через рассмотрение «диаграммы разброса». Можно согласиться с тем очевидным фактом, что ни одна техника не может ответить на все поставленные вопросы. Пытаться определить новые тенденции в терминах постоянства или выбора, широты или узости используемого ряда тестов было бы и трудно, и бессмысленно. Можно тем не менее заметить, что техники, относящиеся к разным направлениям, часто использовались для дополнения друг друга. Так, Семантический дифференциал и метод Репертуарных решеток, которые считались инструментами исследования, все чаще применяются в клинической практике. Метод решеток имеет в особенности много и проективных, и психометрических черт, и потому автор искренне сожалеет о том, что сторонники теории личностных конструктов не расположены к использованию этого метода. Вселяет надежду тот факт, что пока некоторые психологи продолжают полностью отвергать проективные методы, сами проективисты готовы к расширению областей исследования, к интеграции новых методов. Это можно проиллюстрировать на примере изменений в заголовке журнала «Проективные техники» (о котором упоминается чаще, чем о любых других источниках) и спонсирующей его издание организации («Общество оценки личности»), В начале заголовок этого журнала звучал как «Обмен опытом по изучению техники Роршаха», но затем, в 1947 г. были добавлены слова «...и журнал проективных техник». Тремя годами позже первая часть заголовка была отброшена, и в таком виде журнал просуществовал вплоть до 1964 г., когда были прибавлены слова «...и оценка личности». Затем, в 1971 г., вслед за серией дискуссий в Обществе, относящихся и к будущему самого Общества, и к будущему журнала (как и в 1950 г.), 35-й номер журнала вышел под названием «Оценка личности». Похожие события отмечены в истории британской организации, которая когда-то называлась «Форум Роршаха», а теперь — «Британское общество проективной психологии и изучения личности». Мы надеемся, что эти факты не покажутся библиографическим пустяком, но послужат в качестве краткого примера развития проективной психологии за 35-летний период. Прежде чем перейти к заключению, следует немного коснуться вопроса о том, наблюдаются ли тенденции к созданию и распространению проективных техник. С другой стороны, кто-то может подумать, не слишком ли много проективных техник, а также задаться вопросом: «Если у меня появилась идея по созданию новой проективной техники, то стоит ли ее опубликовывать?». На это можно ответить следующим образом: в официальных обзорах новых тестов не готовые к применению тесты сопровождаются комментариями и выражением надежды на то, что дальнейшие исследования раскроют их потенциал. Учитывая существование определенных «тестовых эффектов», к которым можно также добавить «ориентационный эффект», было бы желательно, чтобы повторные исследования проводись не авторами тестов, а другими исследователями. И по этим, и по другим причинам автор настаивает на необходимости незамедлительной публикации новых техник, на свободном размножении материалов техник и т.д. Несколько другой подход нужен к так называемым «элементарным техникам», зачастую состоящим из одного вопроса; идеи по созданию таких техник без сомнения приходят в голову большинству проективис-тов. Иногда они становятся официальными, общепризнанными техниками. Одним из выдающихся примеров является тест «Самая неприятная идея» Харроуэра (Harrower's Most Unpleasant Concept Test). В этом тесте испытуемого просят просто подумать о самой неприятной вещи, какую он может только представить, и нарисовать ее. Кроме того, что этот тест имеет неплохие качественные показатели, он позволяет построить гипотезу о том, что рисунки испытуемых с психическими нарушениями будут более субъективны (т.е. основанными на личных обстоятельствах), чем рисунки психически здоровых испытуемых. Это утверждение было доказано в недавнем исследовании валидности, проведенном Мак-Эли-ром и Типтоном (McAIeer and Tipton). Однако положительные результаты этого исследования еще не говорят о том, что тест готов к повседневному использованию. Его надежность, как и надежность большинства тестов, состоящих их одного вопроса, все еще вызывает сомнение. Тест «Самая неприятная идея» (Most Unpleasant Concept) был частью батареи тестов, которые использовались в исследовании Харроуэер (см. выше). В этот тест включены своеобразные «пробелы» (хотя прямо о них в тексте не упоминается), а именно, два незавершенных предложения, второе из которых («Если бы я был животным, я был бы...») в точности идентично тесту «Проективный вопрос» (Projective Question), предложенному Дэвидом (David) в качестве независимой техники с большим потенциалом. Основываясь на ранних работах, главным образом иностранных авторов, Дэвид в своем «исследовании» использовал следующий вопрос: «Кем бы вы хотели стать, если бы не были человеком?». Затем испытуемого спрашивают о причинах его выбора. Дэвид отмечает, что у всех клиницистов есть свои любимые вопросы, которые они также включают в процесс интервьюирования, на основании которых делают собственные, неофициальные и, возможно даже, необоснованные выводы. Исходя из результатов исследования Дэвида, можно предположить, что заданный вопрос быстро выявляет девиации мышления или поведения, скрывающиеся прямо под поверхностью. Хотя тест «Проективный вопрос» Дэвида упомянут лишь в качестве примера «элементарной» техники, не требующей для своего проведения специального оборудования, сама идея этого теста послужила основой для создания более сложной техники — Теста метаморфоз Жак- лин Роуэр («Test des Metamorphoses», Jacqueline Royer). Созданный ею тест поделен на три части. Часть I состоит из двадцати вопросов, похожих на вопрос в тесте Дэвида, начиная от сравнения с животными и заканчивая сравнением с частями тела, знаменитыми людьми и даже частями речи. В части II испытуемого просят сделать негативные выборы в каждой из категорий (в своей последующей практике Дэвид использовал схожие дополняющие вопросы). Часть III связана с различными переменами в стиле жизни и-т.д. В этой части испытуемому может потребоваться «волшебник», который придуман специально для того, чтобы осуществлять все эти метаморфозы. Очевидно, что, как и техники самовосприятия, представляющие собой альтернативный подход к проблемам изучения методов кукольной игры, Тест метаморфоз может заполнить пробелы в изучении техники Роршаха. В особенности результаты такого исследования могут подойти для работы с образом тела Фишера и Клевелэнда, а также могут пролить свет на более фундаментальные проблемы, связанные с оценкой «животных» и других категорий содержания. Возвращаясь на мгновение к «элементарным» (возможно, нестандартизированным) техникам, нужно сказать, что многие из них довольно тривиальны, но автор хочет выразить надежду, что не все они одинаково плохи. На их основе, конечно, нельзя построить сложных исследований, но, по крайней мере, некоторые из них могут способствовать более глубокому клиническому пониманию процессов. Последнее предложение, если рассмотреть его вне контекста, представляет собой своеобразную установку скептически настроенных на проективные техники критиков. Некоторые из них идут еще дальше, и это не обязательно те, кто, по словам Херц, утверждают, что нет необходимости объяснять поведение человека, или даже говорят, что нет необходимости в понимании человеческой природы вовсе. Тем не менее даже если люди, описанные Херц, существуют, то они вряд ли читают эту книгу, и для них не представляет интереса вопрос о том, находится ли проективная психология, по словам Херц, в кризисе. В настоящий момент происходят изменения в определенных тенденциях, возникают новые вопросы, связанные со здоровьем, в рамках телесной проективной психологии. Однако «кризис» — в устаревшем медицинском смысле — едва ли можно считать подходящей метафорой этого процесса. Что касается «метаморфоз», по определению Вальтера Клопфера, происходящих с проективными методами, то это тоже отчасти неверно. Данные средства неизменны сами по себе, и если и есть различия в оценке, описании и т.д., то изменения могут быть рассмотрены по аналогии с теми, которые имели место в психометрической практике. Когда автор впервые ознакомился с данными клинической психологии, умственные коэффициенты просчитывались лишь в двух десятках случаев. С тех пор мы сильно продвинулись вперд. Тестирование умственных способностей, хоть и не заработало себе хорошей репутации, но «умственные измерения» позабыты не были. Вернее будет сказать, что они проводились с большой осторожностью и пониманием. Возможно, такой взгляд на будущее проективной психологии не слишком оптимистичен, но объективен. Будем надеяться на лучшее. ЦВЕТНЫЕ РИСУНКИ Исследования, выполненные Дж. Пэйном — ведущим психологом государственной больницы г. Моргантона штата Северная Каролина, автором этой статьи и его ассистентами в Государственной колонии Лин-чбурга, показали, что использование цветных восковых мелков при рисовании дома, дерева и человека вполне оправдывает себя. Пэйн создал оригинальный метод оценки цвета, использованного испытуемым в "рисунках, который коротко описан ниже. Необходимо отметить два следующих момента: 1) при использовании цветных мелков испытуемый лишается возможности стирать нарисованное; 2) испытуемый может обнаружить, что вынужден использовать для некоторых деталей дома и человека цвета, которые могут показаться ему нереалистичными. Автор считает, что в том случае, когда от испытуемого необходимо получить и цветные и черно-белые рисунки, должна применяться нижеследующая процедура. Первый сеанс, во время которого испытуемый использует простой карандаш № 2, проводится так, как было описано выше (включая ПРО). Во время последующего сеанса испытуемому предлагают набор из цветных восковых мелков (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый и черный). Сперва его просят нарисовать дом, затем дерево и т.д. и оговаривают, что он может использовать любой цвет или все цвета, как ему захочется. Необходимо придерживаться стандартной исполнительной процедуры ДДЧ (за исключением той фразы в инструкции, в которой говорится, что он может стирать столько, сколько захочет). После завершения рисунков испытуемому предлагается обычный пост-рисуночный опросник, включающий дополнительные вопросы, которые задают, если хотят получить объяснения, касающиеся необычного цветового решения1. Всякий раз, когда позволяет время, рекомендуется предлагать испытуемому кроме черно-белых нарисовать и цветные рисунки, поскольку использование цвета несомненно может дать много полезной информации для более глубокого понимания основной динамики. КОММЕНТАРИИ к АНАЛИЗУ ЦВЕТНЫХ рисунков2 Примечание. В данном случае было задумано, что сообщение Дж, Пэйна войдет в первую официальную публикацию руководства по применению ДДЧ, так что клиницисты смогут использовать цветной способ выражения так же, как и монохромный. В 1946 г. автор начал проводить пробные (и не всегда удачные) эксперименты по введению цвета различными способами в методику ДДЧ. Отталкиваясь от общего предположения, что характер использования испытуемым цвета может отразить некоторые особенности эмоциональной сферы его личности, был сделан вывод, что дополнение ДДЧ цветом повысит восприимчивость этого метода к эмоциональным аспектам личности. Если это так, то, по-видимому, переход от черно-белого к цветному графическому выражению может Пэйн использует несколько вариантов проведения методики и ПРО. Раздел написан Дж. Т. Пэйном. дать несколько дополнительных характеристик, представленных индивидом при выполнении этого задания, что отчасти перекликается с феноменом смены ахроматического стимульного материала на цветной в тесте Роршаха1. За весь период работы над этим проектом автор сравнил ахроматические и цветные рисунки приблизительно 1000 испытуемых и сформу-тировал несколько рабочих гипотез на основании анализа и интерпретации данных. В качестве наиболее подходящего цветного средства изображения предпочтение было отдано цветным восковым мелкам. После того как испытуемый заканчивал свои карандашные рисунки, ему предлагали чабор цветных мелков «Крайола» № 8, снова просили нарисовать дом, lepeeo и человека и говорили: «Вы можете раскрасить рисунки так, как зам хочется». При анализе цветных рисунков было выделено несколько катего-зий факторов. Их классифицировали как результат: 1) характера задания; 2) отклонения от популярного цветового решения; 3) характера использования цвета, включая тип, степень, интенсивность; 4) особенностей организации и/или 5) разнообразных эмпирических выводов. Само по себе задание поддерживает регрессивное, наивное, не-люжное по структуре, элементарное в художественном плане использование цвета, и, по-видимому, высокая степень личностной интеграции \ эмоциональная адекватность способствуют тому, что смена простого карандаша на цветные мелки проходит легко ,и без проблем. Следова-гельно, данный фактор можно использовать при дифференциации лиц с различной степенью приспособленности среди нормальных с клинической точки зрения людей, а также клинически нормальных и аномальных гипов личности. 1 При предъявлении цветных таблиц после работы с монохромными пятнами в •есте Роршаха, как отмечают некоторые исследователи, могут наблюдаться нарушения ювного течения ассоциаций. Они могут проявиться в отказе, замедлении времени реакции, жестах, мимике, негативных или позитивных восклицаниях, внезапном ухудшении (еткости форм, снижении продуктивности, даче сексуального толкования в качестве 1ервого ответа и др. признаках. Бом дал этому феномену определение «цветовой шок». Цветовой шок считается самым общим симптомом невроза, но ввиду того, что этот реиомен весьма распространен и нередко встречается у здоровых людей (по некоторым [анным, «невротический цветовой шок» дают 83% здоровых взрослых испытуемых, а у (етей он часто отсутствует, даже в случаях серьезных аффективных нарушений), он не шеет патогномического значения. Роршах отмечал, что некоторые испытуемые переживают эмоциональный и ассо-шативный ступор при показе цветной таблицы вслед за черными таблицами. Такой «цве-•овой шок» он рассматривал как патогномическнй признак невротического угнетения |ффекта. Исходя из своего клинического опыта Роршах утверждал, что депрессивные юльные, как и другие категории лиц со стабильными аффектами, дают мало цветовых ггветов или совсем не замечают цвета и предпочитают давать ответы на ахроматические 1ятна, а маниакальные и истерики, характеризующиеся нестабильностью аффектов, лучше юспринимали цветные таблицы и давали на них много ответов. Большинство его после-ювателей соглашались, что при ответах по цвету происходит «короткое замыкание» ас-•оциативного процесса. Согласно трактовке Эйнсуорс и Клопфера, цвет — эмоциональ-шй вызов испытуемому. Некоторые авторы понятия цветового шока не используют, [ругие подвергают его критическому пересмотру. Популярное цветовое решение представляет собой общую для испытуемых тенденцию выбора конкретных цветов для выражения тех или иных элементов структуры личности. Некоторые из них были экспериментально идентифицированы. Значения, присвоенные определенным цветам, являются «популярными» в том смысле, в котором сдвинутые брови обычно выражают неудовольствие; они не представляют какую-либо попытку создать так называемый «универсальный цветовой символизм». Цвета могут использоваться для изображения линий, закрашивания определенного пространства, акцентирования какой-нибудь незначительной детали или для всех этих целей одновременно. Перечисленные типы использования цвета обозначаются соответственно следующим образом: 1) цвет линии; 2) цветовой фон; 3) цвет раскраски; 4) смешанный цвет. Большинство испытуемых со средним уровнем интеллекта ограничиваются 1 и 2 типами, тогда как хорошо приспособленные испытуемые с более высоким уровнем интеллекта нередко используют комбинацию всех типов цветового применения. Можно легко отличить творческий подход к использованию цвета от неадекватного способа его применения -- рисунки, представляющие собой пример креативного, гибкого применения цвета, отличаются от других рисунков оригинальностью, целенаправленностью и успешным воплощением их замысла. Степень, в которой используется цвет, оценивается с точки зрения его ограниченности или распространенности: 1) распространение всех цветов в целом; 2) распространение всех цветов по сравнению с распространением каждого отдельного цвета и 3) распространение отдельного цвета по сравнению с другим. За некоторым исключением, скованные люди демонстрируют ограниченное использование всех цветов и наоборот. Выделено 4 типа интенсивности использования цвета: 1) ярко выраженная интенсивность (акцентирование на определенном элементе); 2) напряженная интенсивность (повторное подкрепление цвета); 3) конфликтная интенсивность (интенсификация традиционно негармонирующих сочетаний) и 4) интенсивность нажима (неправильно смодулированный и сильный, непроизвольный нажим на мелок). Тип 1 используется главным образом «нормальными» гибко приспособленными испытуемыми, тип 2, по большей части, — тревожными «нормальными» и невротиками, использование типа 3 указывает на более серьезное нарушение в пределах психотического уровня или близко к нему, и тип 4 почти всегда бывает свойственным испытуемым с умственной отсталостью и патологией нервной системы. Особенности организации оцениваются с точек зрения: 1) образа действий и уровня планирования; 2) образа действий и уровня выполнения; 3) связи цветовых форм. Конкретно сюда относятся такие факторы, как детали, пропорции, перспектива, «сокращение рисунка», «сокращение пространства», рисунок, «срезанный» краями страницы, и неприятие или акцентирование цвета или формы. Наконец, совокупность этих факторов оценивается с позиции последовательности, традиционности, оригинальности, тестового поведе- ния, степени общей гармонии или дисгармонии характеристик использования цвета и т.д. Здесь нет возможности обсуждать различные клинические проявления того или иного фактора. Однако эмпирические данные свидетельствуют, что под влиянием таких форм патологий, как: 1) маниакально-депрессивный психоз, 2) шизофрения, 3) некоторые психоневротические состояния, включая обсессивно-компульсивные, и 4) случаи поражения центральной нервной системы, описанные факторы могут приобретать некоторые любопытные отличия. По-видимому, включение цвета в ДДЧ снимает у посредственно, неадекватно или психотически приспособляющегося индивида большое количество защит, позволяя обнаружить некоторые скрытые реакции и представляя ключи к дальнейшему пониманию эмоциональной организации личности в условиях, которые одновременно представляют обширную сферу «организация — окружающая среда». Следует отметить, что на сегодняшний день необходимость качественного изучения данной работы является первостепенной задачей, поскольку она полностью основывается на пробных экспериментах. Надеемся, что большое количество совместных исследований разрешат эту проблему. ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ При прочих равных условиях методика ДДЧ более продуктивна при индивидуальном тестировании, чем при групповом. Однако очевидно, что за этой методикой закрепилось определенное положение среди групповых тестов. В таком качестве лучше всего ее использовать как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости. Кроме этого, методику можно применять для определения степени оздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще не достаточно изучена. Инструкции. Перед началом выполнения задания исследователь должен обратиться к испытуемым с просьбой нарисовать как можно лучше дом, дерево и человека в перечисленном порядке и сказать им, что они могут стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут затратить столько времени, сколько им понадобится, и что каждый, как только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить об этом исследователю, чтобы он мог записать количество затраченного времени. В некоторых случаях может понадобиться ввести определенное временное ограничение (желательно не менее 30 минут), в таком случае испытуемые должны быть полностью проинформированы об этом до того, как они начнут рисовать. Исследователь должен показать испытуемым рисуночную форму и продемонстрировать им каждую страницу для выполнения соответствующего рисунка. После этого они могут приступать к выполнению задания. Запись. Исследователь должен записывать время, использованное каждым испытуемым на выполнение того или иного рисунка. Пока ис- пытуемые заняты рисованием, исследователь должен, не привлекая внимания, ходить, наблюдая за ними, и записывать случаи эмоциональных проявлений, необычной последовательности деталей и т.д. всякий раз, когда заметит что-нибудь подобное. Очевидно, что наблюдение не будет таким полным, как при индивидуальном обследовании. Пост-рисуночный опрос. Исследователь должен выдать каждому испытуемому бланк с ПРО и попросить письменно ответить на вопросы, напечатанные на этом бланке, до вопроса 420 включительно. Он также должен отдельно отметить, что вопросы Д19 и Др25 касаются тех объектов на рисунке, которые не относятся к основному объекту, и объяснить, что он под этим подразумевает. Кроме этого, он должен попросить каждого испытуемого нарисовать схему расположения комнат на этажах в нарисованном доме на отдельном листе бумаги, записать назначение каждой комнаты, а также, по возможности, указать, кто обычно их занимает и степень родства с этими людьми. До тех пор, пока исследователь не осмотрит рисунки, он не сможет определить, есть ли необходимость использовать последний абзац ПРО1. Если такая необходимость есть, он должен пригласить испытуемого для краткой индивидуальной беседы. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Методы качественного анализа и интерпретации, рассматриваемые в этом разделе еще не настолько опробированы, чтобы при наличии адекватных экспериментальных данных можно было установить их ва-лидность; впрочем, в конечном счете, это осуществимо. Была сделана пробная попытка проверки валидности при помощи пяти следующих методов: I) сравнение заключений и диагнозов, полученных на основании анализа рисунков дома, дерева и человека, с заключениями и диагнозами консилиума специалистов; 2) сравнение заключений и диагнозов по ДДЧ с результатами исследований по методу Рорша-ха, проведенных на тех же испытуемых квалифицированным специалистом по этому методу; 3) сравнение заключений, полученных посредством слепого анализа материалов ДДЧ с мнением друзей испытуемого (психиатров или психологов) о нем; с мнением понятливых испытуемых, интересующихся точностью заключения, сделанного по их рисунку; с рабочими диагнозами; 4) сравнение заключений и диагнозов по материалам ДДЧ с сообщениями сотрудников об изменениях, произошедших с испытуемыми в условиях лонгитюдного исследования; 5) сопоставление интерпретации со сведениями, касающимися прошлого жизненного опыта, и данными наблюдения за поведением. Автор убежден в правильности самого принципа, по которому построена методика (хотя это установлено пока только клинически). Обоснованность содержания отдельных пунктов шкалы и их интерпретации четко не установлена. 1 Абзац, посвященный изучению необычных деталей рисунка, например, разбитые окна в доме и пр. 10 Проективная психологии Что касается надежности этой методики, то сколько-нибудь существенных цифровых данных представить невозможно. Эмпирически было установлено, что по мере того, как клиническая картина испытуемого изменяется к лучшему, его результаты по методу ДДЧ, соответственно, будут улучшаться; что по мере того, как испытуемый созревает в интеллектуальном плане, уровень сформированности его понятий, как это подтверждается результатами ДДЧ, также повышается, впрочем, не всегда в том же темпе; что базовые компоненты личности остаются практически неизменными при условии отсутствия каких-либо серьезных нарушений, но определенные черты, входящие в общую структуру личности, иногда могут радикально изменяться. Считается, что ДДЧ, как методика, направленная на исследование личности в целом, при необходимости способна отражать довольно незначительные изменения в общей структуре, если это представляет какой-либо клинический интерес. То есть надежность в том смысле, в котором этот термин используется в связи с определением качества и количества интеллектуальных оценок, не является достоинством для проективной методики, и ДДЧ ею не обладает. Некоторые предложения из-за экономии пространства приняли более сокращенную форму и поэтому приобрели довольно утвердительный характер; читатель должен иметь в виду, что в них недостает выражений типа «По-видимому» или «Есть основание, чтобы предположить...». На первой фазе количественной обработки исследователь проводит тщательный анализ рисунков и всех связанных с ними данных, руководствуясь содержанием представленных ниже параграфов. Обращаясь поочередно к каждому из них (за исключением параграфа, озаглавленного «Концепция»), исследователь идентифицирует и отмечает те пункты, которые соответствуют особенностям рисунка и, по-видимому, представляют отклонения от нормы или значимы для испытуемого. Вторую фазу можно расценивать как начальный этап синтеза: здесь исследователь пытается объяснить и интерпретировать организацию и взаимосвязь, выделенные при обработке пунктов; создать концепцию. Третий и последний этап вытекает из предыдущего анализа и синтеза информации, касающейся личности испытуемого в целом и его динамического взаимодействия с окружающей средой. I. ДЕТАЛИ Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни, и его интерес к ним. Исследователь должен выяснить глубину этого интереса, то, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям, и способ организации повседневной жизни в целом.
|
|||
|