|
||||||||||||||||||
Аннелиз Ф. Корнер 36 страницаОтносительно последних данных, интересно заметить, что модели эскимосов в целом соответствовали «европейским» образцам Ловенфельд и были компактными, «успешными» и достаточно сложными, что связано с эмоциональной уравновешенностью этого народа. Главный вывод Рейман состоит в том, что полученные ею результаты акцентируют внимание на целостности мозаичного метода. К похожим заключениям пришли исследователи, использовавшие «сочетающиеся» методы. Так, Химмелвейт и Айзенк (Himmelweit and Eysenck) в одном из описанных ранее исследований сообщили, что эксперт (мисс Р. М. Трейл) «способна соединить мозаику и личностные данные; на основании мозаики она может дать личностные характеристики, схожие с медицинскими оценками, но не может дать случайного суждения» в отношении самооценки пациентов, которая отражена в их ответах на анкету, основанную на личностных факторах Гилфорда. Химмелвейт и Айзенк также сообщили достоверные коэффициенты отдельных характеристик, включая количество использованных элементов и цветов. Иные результаты получили Хорн и Лайн (Home and Lane). Они проводили Тест мозаики в двух группах студентов колледжа с периодичностью в одну неделю и три месяца соответственно. Было замечено, что для испытуемых мужчин характерно постоянство в отношении количества использованных элементов и времени, потребовавшегося им для завершения модели. Результаты женщин не были столь четкими, но женщины могли «использовать' цвет последовательно, после интервалов в одну неделю и три месяца». В других, более сложных характеристиках, таких как промежутки, симметрия и т.д., было меньше постоянства. Однако авторы предполагают, что во многом и они виноваты в достижении того, что может быть названо «единичным постоянством-непостоянством», что можно объяснить скорее с точки зрения творчества, чем непостоянства. Вряд ли можно еще что-то обнаружить в этих работах, но можно сделать два замечания: больше внимания стоило уделить рассмотрению последовательности в применении техники, как и в практике Зонди; второе — не следует пересматривать важность осознания цели, которая могла отсутствовать в исследованиях Хорна и Лайна. КАЛЕИДОБЛОКИ ЛОВЕНФЕЛЬД LOWENFELD KALEIDOBLOCS Калейдоблоки Ловенфельд и их разновидность «Полейдоблоки» (см. ниже) представляют собой попытку распространения проективного мозаичного теста не только на область диагностики и терапии, но и на область обучения и развития личности. В связи с этой целью Ловенфельд заявила следующее: Калейдоблоки созданы для работы в направлении, обратном работе с обычными тестовыми процедурами, а также для их дополнения. Тогда как в обычной тестовой процедуре делается попытка ограничения переменных и усиления объективности процедуры в целом, разноцветные блоки представляют собой неизменный и взаимосвязанный набор предметов, предназначенный для использования в двух направлениях. Первое направление описано как «спонтанное манипулирование предметами», по аналогии с процедурой Теста мозаики; второе — как «постановка проблем, касающихся области перцепции: практическое обоснование: творческое понимание связей». МАТЕРИАЛ Калейдоблоки представляют собой двадцать шесть деревянных брусков, раскрашенных в яркие цвета. Их величины геометрически соотнесены друг с другом, как и в Тесте мозаики, а характеристики представлены в таблице 10, где единицей измерения является длина сторо- Рис. 31. Калейдоблоки. Образец на крышке коробки ны куба — 3/4 дюйма или приблизительно 19 мм (следуя практике Ло-венфельд). Характер «дуги» и «полудуг» отражен на рисунке 31, который воспроизводит схему на крышке коробки с блоками. Различные стороны «дуги» окрашены соответственно белым, синим и красным цветами; все остальные блоки — однотонные. Причины выбора цветов не указаны, но становятся очевидными, когда экспериментатор анализирует задачи заключительных стадий тестирования. «Треугольники» — это равнобедренные прямоугольные треугольные призмы, короткая сторона которых равна 2,5 дюймам, а толщина 1 дюйму. Эймс и Лернед (Ames and Learned) используют термин «соломинки» (см. ниже). ПРИМЕНЕНИЕ В настоящее время точные инструкции к данному тесту недоступны, однако Ловенфельд отмечает, что нюансы объяснения могут раз- Таблица 10. Характеристики разноцветных блоков Ловенфельд
Рис. 32. Калейдоблоки Ловенфельд. Образец «Упражнения» личаться в зависимости от возраста испытуемого. Она подчеркивает, что блоки надо показывать испытуемому «в случайном порядке», а не систематизирование, как предлагают в своей работе Эймс и Лернед, так как это будет привлекать внимание испытуемого к взаимосвязям между размерами и формой блоков. Основной замысел Ловенфельд состоял в том, чтобы испытуемый сам обнаружил эти взаимосвязи. Далее будет очевидно, что автор целенаправленно предоставила в качестве материала набор произвольно выбранных, не совпадающих «дуг» и «полудуг», непривычный для испытуемого. Процедура тестирования состоит из четырех частей; последние три включают четырнадцать задач, лишь часть которых подходит для людей всех возрастов. Часть I («Свободное построение», см. ниже) не ограничена во времени; все задачи, за исключением одной, имеют временные рамки. Время процедуры в целом занимает полтора часа. Далее приводится детальное рассмотрение частей и задач. Часть I: «Свободное конструирование». Эта часть во многом схожа с процедурой Теста мозаики: испытуемому предлагают «сделать что-нибудь» («что-нибудь, что вам хочется») с блоками. В случае необходимости можно задавать недирективные вопросы; взрослых испытуемых спрашивают о том, довольны ли они своей работой, и если нет, то могут ли они внести предложения по ее изменению. Ожидается, что большинство построений (в отличии от мозаичных моделей) будут трехмерны. Однако Эймс и Лернед воспроизводят некоторые линейные структуры, сделанные детьми младшего возраста; среди них встречаются как репрезентативные, так и абстрактные конструкции «на плоскости». Для детей, ра- бота в этой части — возможность выразить свою фантазию, а для взрослых — упражнение в изобретательности и ознакомление с блоками и их характери сти кам и. Этот процесс продолжается в Части II, которая включает девять задач или «упражнений», выявляющих способности испытуемого решать практические проблемы и другие особые способности. В задаче 1 испытуемому необходимо построить «единый блок» из четырех треугольных элементов всеми.возможными способами (рис. 32). Задача 2 включает «пять равных поверхностей» квази-Дункерского типа, или так называемого «латерального мышления». В задачах 3 и 7, испытуемого просят расположить блоки по цвету и форме. Остальные задачи этой части задачи (4, 5, 6, 8 и 9) направлены на создание различных конструкций, расположений, а также на вычисления (объема в кубических «единицах»). Некоторые задачи очень сложны. Часть III состоит из двух процедур, каждая из которых включает две задачи. Первая процедура схожа с процедурой Части I, в которой испытуемого просят проделать работу с блоками в воображении. В задаче 10 требуется воплотить замысел на практике, в задаче 11 — создать «любую модель». Во второй процедуре, испытуемого просят воспроизвести конструкции по памяти. В задаче 12 из предложенного ряда выбираются три «объекта» в соответствии с возрастом испытуемого, а в задаче 13 — более сложная абстрактная структура. В Части IV(задаче 14) испытуемого просят объединить все элементы в единый прямоугольный блок. Такое задание позволяет испытуемому использовать весь тот опыт, который он получил в ходе предыдущей работы с блоками. Из последующего ниже описания станет очевидно, что серии заданий, составляющих технику разноцветных блоков, задействуют широкий ряд психологических функций. Образец, лежащий в основе всей комбинации, часто напоминает «ритм» предоставления карточек в тесте Роршаха. При отсутствии более детального объяснения автора, экспериментатор может столкнуться с трудностью в интерпретации и определении успешности и неуспешности выполнения различных серий заданий. Тому, кто будет проводить этот тест, мы рекомендуем обратить внимание на структурные особенности конструкции (они очень похожи на те, которые рассматривает Ловенфельд при обсуждении Теста мозаики), поскольку они способствуют выявлению общих характеристик личности. Основной акцент тем не менее делается на способах мышления и решения проблем испытуемым, как и при использовании перцептивного материала. Сходство состоит также в том, что задачи в тесте разноцветных блоков, подобно тестам Семенова и Триста, предназначены скорее для взрослых, чем для детей, хотя материал в обоих случаях напоминает детский, и взрослые могут найти его неприемлемым. Работа Эймса и Лернеда из Института детского развития Гезелла, единственная из опубликованных, выявила развивающее значение теста разноцветных блоков, схожее со значением обнаруженным Эймсом и Иглом в Тесте моза- ики (см. ранее). В исследовании придерживались «свободного конструирования» материала испытуемым и в основном нормативных данных. То, что исследуемая модель была определена на более высокий интеллектуальный и социоэкономический уровень, снижает ценность «норм», но «рост уклонений» был выявлен на ряду с другими развивающими факторами Института Гезелла. Исследования, включенные во второй научный доклад, обнаруживают, что «тест Роршаха, Тест мозаики и тесты разноцветных блоков, дополняют друг друга и дают всесторонний, единый взгляд на личность ребенка». ПОЛЕЙДОБЛОКИ (THE POLCIDOBLOCS) Полейдоблоки Ловенфельд вносят значительный вклад в развитие проективного подхода к обучению, или даже к интеграции исследований личности и обучающего метода. Существуют два набора блоков: базовый набор цветных полейдоблоков «G», и полейдоблоки «А», изготовленные из простого дерева (оба набора изображены на рисунке 33). Помимо этого, в наличии имеются стандартный и нестандартный наборы тетраэдров, используемых детьми старшего возраста, и «квадраты* размером в 1 дюйм (2,5 см), являющиеся своеобразными «измерительными приборами». Между всеми блоками в серии «G» существуют «математические связи», за исключение зеленых цилиндров; прямоугольные «G» блоки могут быть «сконструированы» из блоков «А». Этот материал предназначен для использования в школах. Ловенфельд говорит о том, что в детских классных комнатах должен находиться «математический стол», на котором дети могли бы играть с полейдоблоками. Она пишет, что работа с ними всегда должна начинаться со «свободного конструирования» с применением блоков серии «G». Следующая цитата Ловенфельд служит кратким изложением предназначения ее техники. Когда ребенок экспериментирует с полейдоблоками, он обнаруживает, что они его «не слушаются». Сваленные в кучу «G» блоки выглядят привлекательно, но, если некоторые из них вынуть и положить вместе напротив ребенка, они начинают «выглядеть» как «вещи» и «внушают» свои идеи. В этот момент можно определить общий уровень развития ребенка, пришедшего в школу. Кажется, что некоторым детям присуще интуитивное понимание симметрии и подобия, в то время как другие не способны вообще что-либо сделать. Так, они не могут, например, соблюсти равенство в длине противоположных стен при конструировании дворика. Главное, при математической оценке того, что сделал ребенок, понять, что он пытался сделать и чего в итоге достиг. В этом отношении с некоторыми детьми легко, потому что они без умолку говорят о том, что они делают. В работе с другими потребуются значительные умения и избегание прямых вопросов. Некоторые вопросы, затронутые в этом отрывке, содержатся в письменном руководстве к полейдоблокам. В этом руководстве отражено так же мнение Ловенфельд о том, что выводы о работе испытуемого с полейдоблоками могут совпадать с данными, полученными в результате применения других ее техник. От детей старшего возраста требуется создание трех конструкций: с использованием серии «G», «А» и их комбинаций. Утверждается, что их сравнение, с учетом различий и взаимосвязей, прольет свет на детские мыслительные процессы. Можно предположить, что скорее этот материал служит основой для трехмерного эквивалента Теста мозаики, чем разноцветные блоки. Особо будут приветствоваться данные, подтверждающие ценность полейдоблоков в приобретении математических понятий, что поможет решить проблему неисчислимости. Возвращаясь к игровым функциям полейдоблоков, необходимо заметить, что в этих техниках, чаше чем в других (описанных в этой книге), предоставляется возможность для «основанной на реальности» игры, в отличии от игры, основанной на фантазии. Однако вызывает сомнение обоснованность такого различия. Мы уже упоминали, что Ло-венфельд рассматривает игру как средство детского общения и оставляет открытым вопрос о том, что всякая игра имеет проективную функцию. Исследования в этой области сосредотачивают внимание на сходстве между проективной психологией и этнологическим подходом к детскому развитию. Проективист будет скорее увлечен интерпретацией, но с уклоном на терапию, а не на оценку. Интересующие его определенные ответы на вопросы, он получит скорее из «структурных» техник, чем из наблюдения за свободной игрой. Даниель Брауер и Артур ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В БИЗНЕСЕ И ИНДУСТРИИ CWF, «Рисунок ЧЕЛОВЕКА», «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ», ТАТ, ТЕСТ РОРШАХА, PAT ВВЕДЕНИЕ Обзор последних публикаций по психологии убедительно доказывает, что проективные методы находят широкое применение вне врачебной практики. Действительно, проективные методы все больше используются в огромном количестве разнообразных ситуаций, когда требуется изучить личность. Эта часть книги обращает наше внимание на тот вклад, который вносят проективные методики в сферах бизнеса и производства, в области изучения деятельности. Психологи, работающие в этих сферах, быстро оценили проективные методы как плодотворное и эффективное средство для решения определенного рода проблем, с которыми им постоянно приходилось сталкиваться в своей работе. Тот факт, что сегодня проективные методы широко используют в социальной и инженерной психологии, свидетельствует о том, что за последние годы психология в целом претерпела ряд существенных изменений. Главным образом они выражаются в смене ориентации с человека «сегментарного» на человека «целостного». Такое понимание целостности человеческой природы оставило далеко позади те времена, когда типы личности по Шпрангеру и психология личности основывались на разведении социального поведения индивида и его мотивации и других динамических процессов личности. Аналогичным образом инженерная психология не так давно занималась только оценкой производительности и профпригодности работников, причем в очень ограниченных пределах. Благодаря смене приоритетов в психологии вообще, здесь внимание тоже было перенесено с разработок в связи с освещенностью и организацией рабочего места, от программ мотивации с помощью вознаграждений до межличностных отношений работников с коллегами, контролерами и начальниками. С этой позиции наиболее важными для рассмотрения оказались такие явления, как чувство незащищенности у работника, характерные качества управляющих и руководителей, развитие отношений в группе. Таким образом, проективные методики, способные предоставить информацию о сложных структурах биологических, психологических и социальных детерминант, которые определяют человека как общественное животное, приобрели важное значение. Недавнее появление клинических приемов в работе психологов в бизнесе и индустрии привели к многочисленным попыткам представить проективные методики в качестве составляющих оценочных программ. Традиционно в этих сферах психологи концентрировали свои усилия вокруг кадрового отбора и должностного распределения, оценки продвижения по службе, оценки качества работы и служебной аттестации, обучения контролеров, снижения несчастных случаев, оценки и улучшения психологического климата, производительности труда, маркетинговых и рекламных исследований и тому подобного. Все это было очень ценно для многих бизнес-организаций. Большинство из них опиралось в основном на непроективные методы и характеризовалось двумя недостатками. 1. Оценка личности только-в терминах черт. 2. Неспособность учитывать проявления бессознательной мотивации. Вследствие этого традиционные методы обеспечивали только составление неполной картины темперамента и личностных паттернов тестируемого субъекта, в то же время они способствовали злоупотреблению тестовых приемов в промышленности. Не последним по значимости из этих нарушений было преднамеренно ложная самопрезентация, которую давал тестируемый, чтобы показать себя в более выгодном свете. Например, он отрицал антисоциальные тенденции, заметную эмоциональную нестабильность и так далее. С другой стороны, очевидно простая структура опросников и методов оценки зачастую являлись причиной непреднамеренного излишнего упрощения и ошибочной интерпретации данных тестирования. В последние годы стало очевидно, что проективные приемы в исследовании личности позволяют избежать некоторых ошибок, свойственных таким методам, как опросники и рейтинговые шкалы. Это можно легко понять, если принять во внимание неоднозначность стимульного материала, большую свободу для варьирования реакций и необходимость обучения для правильной интерпретации полученных сведений. Проективные техники обязательно будут полезными там, где непроективные не оправдывают ожиданий, поскольку они рассматривают личность в терминах паттернов, а не через понятия, характерные для того или иного типа черт или отдельных данностей, такие как самодостаточность, уверенность или доминантность. Центральный тезис, который выдвигают проективные методики, заключается в том, что человек, тестируемый в условиях собственного трудоустройства или занятости, утаивает или подавляет большую часть своей личности в силу сложившейся ситуации на работе или в силу усвоенных ранее моделей адаптации на предыдущих местах работы. С другой стороны, опросники и рейтинговые шкалы приоткрывают только те слои личности, которые не подвергаются бессознательному подавлению или сознательному утаиванию. Первые эффективные проективные методики, такие как тест Рор-шаха и Тематический Апперцептивный Тест не были подвержены стан-1 дартизации по шкалам из-за того, что их применение является дорогостоящим и занимает много времени. Однако более поздние разработки подобных методов были модифицированы в соответствии с тем, чтобы сделать их более пригодными для целей диагностики и отбора. Эти более краткие методы являются прекрасным дополнением к батареям тестов состоящих из личностных опросников, опросников интеллекта, способностей и интересов. Даже непрофессионалам в области инженерной психологии сегодня понятно, что традиционные методы не обеспечивают нас сведениями, с помощью которых можно было бы определить потенциально возможное поведение работника. Посредством старых методов устанавливаются внешне проявляемое поведение, сознательные желания и самооценка, но они часто дают искаженную картину, не адекватную реально существующей, что затрудняет или даже делает вовсе невозможным прогнозирование особенностей будущей адаптации на рабочем месте. СЛОВЕСНЫЙ ТЕСТ КОРНЕЛЛА CORNELL WORD FORM (CWF) Словесный тест Корнелла составлен для дифференциации «нормы» и нервно-психиатрических и психосоматических нарушений незаметно для клиента. У этого теста есть как количественная, так и качественная шкалы для оценки в условиях производства. Субъекту предлагается лист с набором стимульных слов, каждое из которых дополняется двумя другими — возможными вариантами реакций. Испытуемому предлагается подчеркнуть тот вариант, который, как ему кажется, связан со стимульным словом. Смысл некоторых выборов сравнительно очевиден. Например, спать — отдых, беспокойный. Другие не столь понятны, например, мать — моя, женщина. Большая часть стимульного материала относится к последнему типу. Хотя многие пункты формы по своему типу все-таки являются очевидными, на их значение часто не обращают внимание и субъект дает информативную реакцию, несмотря на желание ее скрыть. Появление такой модификации теста словесных ассоциаций было продиктовано острой необходимостью в краткосрочных групповых методах, которые можно было бы применять в широких масштабах. Несмотря на форму принудительного выбора из двух вариантов, в нем сохранились и проективные качества. Общий подсчет баллов позволяет сравнить полученные данные с установленной нормой, а анализ «неправильных» ответов добавляет в клиническое интервью качественные показатели. На одном из промышленных предприятий среднего запада этот тест предлагался в числе общей тестовой батареи. Другой метод для оценки эмоциональных факторов был более прямым по своей методологии. Они очень хорошо дополняли друг друга. Когда прямой опросник (Анкета Корнелла — Cornell Index) указывал на известные субъекту симптомы, CWF показывал степень, интенсивность и глубину этих симптомов. В то же время каждый раз, когда Анкета Корнелла показывала наличие многочисленных симптомов, a CWF показывал, что их гораздо меньше, оказывалось, что природа этих симптомов была либо поверхностна, ситу- ативна, незначительна, либо непродолжительна. Словесный тест Кор-нелла используется в бизнесе и промышленности при кадровом отборе, повышении в должности и для диагностических целей перед консультированием. Высокие показатели по «ошибочным» ассоциациям в предварительном тестировании в кадровом отборе бывали нечасто, но когда сумма баллов превышала уровень нормы, субъект направлялся на психологическое интервью, чтобы установить природу и степень психологических нарушений. Двадцатидвухлетний женатый клерк был отправлен для консультирования из-за «депрессии, потери интереса к работе и снижения производительности». Ответы, которые он выбрал во время предварительного тестирования по CWF, выделены курсивом: горло — ком, шея; мальчик — неприятности, приятель; здоровье — беспокоиться, хорошее; рот — сухость, вкус; спать — отдых, беспокойный; болезнь — умирать, врач; мысли — ужасные, счастье; нервы — крепкие, расшатанные; ночь — спать, неспокойная; j сердце — бьется быстро, хорошее. Последующее обследование (тестирование и клиническое интервью) выявили у молодого человека серьезную дезадаптацию, сильную депрессию и внутренний конфликт, вызванный непринятием собственной половой роли. В дополнение к депрессии обнаружилось подозрение на прешизоидную эмоциональную тупость, а также была выявлена история гипертонической болезни в армии, которая была диагностирована как психосоматическая по своей природе. Внимательное рассмотрение ассоциаций субъекта выявляет следующие качественные нюансы, подтверждающие его депрессию (болезнь — умирать, мысли — ужасные, спать — беспокойный); прешизоидное состояние (брат — мой брат, вода — чтобы пить ее, сообщение — таинственное); психосоматические, ипохондрические, невротические симптомы (в дополнение к уже упомянутым): горло — ком, здоровье — беспокоиться, человек — нервы, нервы — расшатанные, рот — сухость, ночь — неспокойная, спать — беспокойный, сердце — бьется часто, врач — умирать; скрытую гомосексуальность (мальчик — неприятности, мужчина — ненавидеть). Некоторые из этих ответов анализируются только качественно и не учитываются при количественной оценке. Достоинства этого инструмента в промышленной сфере могут быть выражены следующим образом: 1. Простота проведения и обработки (требуется не более пяти минут). 2. Это средство отбора рабочих, когда нет возможности проведения более полного обследования личности. 3. Материал для качественного анализа можно извлечь без какого-либо формализованного подсчета баллов. 4. Может служить отправной точкой в ситуации консультирования при приеме на работу. 5. Возможность проведения в группе с использованием минимального количества времени, субъект делает его практически самостоятельно. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА Этот метод может применяться в промышленной сфере как инструмент для отбора и проводиться в группе. В то время когда нет никаких определенных клинических данных, достижимых только через наблюдение за человеком, показано, что исследователь может получить достаточную информацию с помощью этой групповой формы обследования, Этот психомоторный экспрессивный продукт раскрывает все основные компоненты личности, связанные с образом тела, например, принятие половой роли, тревожность или депрессивность в сфере межличностных отношений; озабоченность в связи с физиологическими процессами или структурами; относительная степень ригидности или гибкости личности; тенденции к бегству от реальности; низкая самооценка или комплекс неполноценности; органические нарушения мозга. Конкретнее говоря, вот наиболее исследованные качества, проявляющиеся при тестировании: 1. Существование таких серьезных нарушений в межличностной сфере, которое оправдывает дальнейшее исследование в ситуации приема на работу. 2. Так как степень фемининности и мускулинности как на биологи- ческом, так и на психологическом уровне незначительно, но влияет на профессиональное поведение, полезно проследить динамическую картину принятия субъектом собственной половой роли в свете его отношения с подчиненными и вышестоящими. Известны случаи профессиональной дезадаптации, проистекавшей из подобных конфликтов. 3. Чрезмерные отклонения как в сторону пассивно-зависимых про- фессиональных отношений, так и в сторону экспансивно-агрессивной модели. Первая из упомянутых моделей рисунка может проявляться в сверхконтроле сознания, стремлению к совершенству, навязчивом поведении, в неспособности принять на себя ответственность, в том числе неспособность отдавать распоряжения. Агрессивный паттерн рисунка может быть показателем непринятия авторитетов, автократических тенденций в зависимости от должностной ступени. 4. Свидетельства значительной эмоциональной незрелости и дезин- теграции в периоды регрессивного развития. Подробное описание интерпретации теста — это тема для другого рассказа, а здесь мы предлагаем наиболее существенные признаки эмо- циональной нестабильности, которые необходимы психологу, работающему в производственной сфере. 1. Степень отклонения размещения рисунка относительно центра страницы. 2. Абсолютный размер рисунка. 3. Относительный размер рисунка мужчины по сравнению с рисун- ком женщины. 4. Степень нажима нарисованной линии на листе. 5. Изменения в отношении нажима. 6. Степень соединенности основных частей тела: головы, шеи, туловища и конечностей. 7. Положение нарисованной фигуры — в анфас, в профиль, со спины. 8. Детализированные области. 9. Количество измерений, использованных для изображения, — одно измерение — «палочная фигура», два измерения, изображение перспективы. 10. Следы перерисовывания или стирания. 11. Изображение наготы, любые указания на гениталии. 12. Положение фигуры и степень выраженности мускульного напряжения в позе. 13. Фигуры, напоминающие по форме животных. 14. Отсутствие или доминирование какой-либо одной части тела. 15. Количество использованных цветов и наблюдаемая частота смены в их использовании. Использование набора цветных карандашей делает тест более гибким и позволяет субъекту менять предпочтения в цвете. Имеются данные нескольких сотен случаев, которые доказывают, что более сдержанные индивиды используют меньше цветов, в то время как импульсивные или диссоциированные типы обычно их часто меняют. Кроме того, индивиды в подавленном состоянии, как правило, выбирают черный и коричневый цвет, в то время как агрессивные субъекты выбирают броские цвета. Очевидно, использование разных цветов помогают более точно определить ту информацию, которая может быть извлечена из анализа внешних признаков рисунка. Эта методика — одна из тех немногих проективных методов, которые сочетают в себе такие достоинства, как минимальные денежные и временные затраты; возможность проведения в группе без присутствия психолога; проникновение на глубокие, подсемантические уровни личности, не скрытые за вербальными проявлениями. Кроме того, что она дает ценные диагностические данные, она способствует развитию более расслабленной и неформальной атмосферы, что в конечном счете облегчает установление контакта.
|
||||||||||||||||||
|