|
|||
Аннелиз Ф. Корнер 34 страницаКонечно, вышеизложенный обзор техник отнюдь не полон, в него не были включены незначительные варианты. Несомненно, другие разработчики техник будут создавать собственные наборы материалов, отличающиеся разной степенью реализма — от Ловенфельд, которая выступает за игрушечный «мир», с максимальной точностью отражающий многообразие реального мира, до высоко стилизованной «деревни». Из предыдущего и последующего изложения станет ясно, что главный интерес создателей техник лежит в области терапевтического реализма и широты выбора в отличие от тех, чей интерес направлен на диагностику и исследование (они склонны использовать меньше реалистичного материала). Невзирая на то что эти цели кажутся несовместимыми, настоящий автор преследует их с равным успехом. Мы еще вернемся к обсуждению этого вопроса. ИНСТРУКЦИИ Предназначенные для испытуемого инструкции могут меняться в зависимости от обстоятельств. В своих отчетах о технике Ловенфельд показывает, что она время от времени использует тест «Деревня» по-разному; неизменным остается только одно — шкаф и его содержимое показывают ребенку до того, как он начинает играть с материалом. После этого ребенку младшего возраста обычно не требуется поощрение. В случае необходимости старшим детям объясняют, что они не ограничены в своих действиях: могут класть предметы «вверх дном» и, вообще, использовать их нестандартно. Необходимость подобных разъяснений экспериментатор самостоятельно определяет в каждом конкретном случае. Это относится и к тому, что сама Ловенфельд не одобряет и называет «диким обращением». С другой стороны, Боуэр часто говорит о деструктивном использовании песка, к которому она относится спокойно. Бюлер также особо отмечает игровой элемент. Лица, использующие в своей практике тест «Деревня», часто беспокоятся о взрослых ис- пытуемых также как и о детях, хотя инструкции к данной технике довольно просты (например, «Построй деревню») и доступны на любом уровне, независимо от того, используется ли тест в целях диагностики, или терапии. ЗАПИСЬ и КЛАССИФИКАЦИЯ Независимо от целей проведения теста необходимо сохранить визуальную запись полученной в итоге работы. Конечно же, цветная фотография является одним из лучших способов такой записи, но так как «мир» в отличие от мозаики Ловенфельд трехмерен, она не всегда может отчетливо передать все детали. Кроме того, фотография не позволяет запечатлеть процесс работы, а ведь в это время «могут случиться важные вещи» (особенно при выполнении теста разыгрывания сцен). Рисование набросков представляет собой альтернативный способ регистрации данных; еще один способ — набор печатей («штампов»), разработанный Фауре (Faure) для использования в тесте «Деревня». Запись особенно важна при проведении теста «Деревня» в связи с тем, что его рациональное обоснование зависит от понимания субъективного пространства. «Миры», безусловно, тоже могут быть классифицированы. При этом, даже если техника используется в диагностических целях, анализ лучше осуществлять в терминах широко представленных категорий, а не подсчитывая номера пунктов в различных типах, которые были использованы. Подчеркивая значение мыслительного процесса ребенка, Ловенфельд классифицирует слова по типам, названия которых говорят сами за себя: «реалистичный» в противоположность «фантастическому», «слова, выражающие движение», «слова, сказанные детьми в момент наивысшего возбуждения» и тому подобные. Такой подход берет свое начало от так называемого до-Ловенфельдовского использования игровых материалов европейскими аналитиками (особенно Мелани Кляйн). Детская игра рассматривается как наиболее доступный метод самовыражения, при нехватке необходимых вербальных навыков для производства свободных ассоциаций, которые взрослый пациент использует в разговоре с аналитиком. Бюлер также использует простую классификацию, только называет свои категории «признаками» или «симптомами». В особенности она различает следующие «симптомы нарушения». «Агрессивные миры» (А): сцены насилия, несчастные случаи и т.д. «Закрытые миры» (С): работы, в которых все расположения или их большая часть огорожены или, иначе говоря, закрыты. «Дезорганизованные миры» (Д); хаотичные или запутанные работы. «Жесткие миры» (D): чрезмерно упорядоченные работы. «Пустые миры» (Е): несколько элементов, или типов элементов, или важных элементов пропущено. Сюда также входят и «безлюдные» миры, но Бюлер в то же время выделяет их в отдельную категорию. В своей работе Бюлер постоянно ссылается на А-признаки, CDR-признаки и Е-признаки. В качестве дополнительной категории она выде- ляет S-признаки (для «символических миров»), относящиеся скорее к идиосинкразическому мышлению, чем к нарушениям. Вообще говоря, А-признаки имеют незначительное или временное значение; CDR-при-знаки указывают на более глубоко сидящие проблемы и, наконец, Е-признаки симптоматичны, при наличии другого симптома. С другой стороны, Боуэр утверждает, что Бюлер недооценивает патологическое значение «пустых миров». Болгар и Фишер (Bolgar and Fischer) используют более сложные системы классификации. Каждая особенность оценивается в отношении нормативных данных и оценивается как N, или +, если они встречаются более чем у пятидесяти процентов стандартизированного населения, и D, или —, если менее. Эти «особенности» или «области реакции» включают: тип работы (Т): копия или «свободная» работа. тема работы (tb): деревня, ферма, аэропорт и т.д. «выбор»: от выбора первого объекта зависит вся работа в целом; сам «выбор» определяется как «источник главной стимуляции (Ма)»: внутренняя потребность или характер самого материала; геометрическая форма (Sb): включает такие переменные как «направление» и симметрия; разнообразие (Sum С): число использованных объектных категорий; количество (Sum Obj): общее количество использованных предметов; размер: соотношение SumC и Sum Obj, включая «пустоту» или «перенасыщенность»; способ работы (аналитический или синтетический). готовность и другие поведенческие характеристики также оцениваются. Использование каждого отдельного предмета оценивается в отношении практичности (Р), логического построения (L), социальных факторов (S), живости (или «веселья») (V) и эстетического качества (Е).Реалистичное применение той или иной из этих переменных обозначается соответствующей заглавной буквой, а нереалистичное — строчной. При вычитании могут быть использованы Р', L', S', V и Е' — обозначения, которые затем сравниваются, объединяются и переводятся в проценты. PLSVE означает «общую адаптацию к реальности» и, как отмечает Фишер, используется при оценивании всей работы отдельного ребенка или клинической группы. Достаточно трудно следовать толкованию Фишер, однако знаки, указывающие на ее различные клинические группы, кажется, имеют смысл. Особое внимание следует обратить на феномен, который она называет «шизофреническая дезорганизация» (в противоположность расстройству). Особенность проведения теста «Деревня», не характерная для многих методов, состоит в том, что испытуемому задают вопросы во время процесса завершения конструкций. Это напоминает так называемое «расспрашивание» Роршаха; но вопросы, которые Зюст предлагает задавать испытуемому в тесте «Деревня» более специфичны. Вкратце они выглядят так: (а) Известна ли испытуемому деревня или он ее придумал? (б) Местность гористая или ровная? (В) Какое время суток? (г) Где вход? Есть ли здесь замок, завод, школа? (д) Если бы такая деревня существовала в реальной жизни, захотел бы испытуемый жить в ней? Смысл всех вопросов, кроме (с), понятен. Между тем Боуэр посвящает вопросу о времени дня целых две страницы. Полученные в результате проведения теста «Деревня» данные подвергаются достаточно сложной обработке, процедура которой во многом схожа с процедурой, предложенной Роршахом. Часть такой процедуры составляет построение графика расположения на сетке, состоящей из шестидесяти четырех маленьких квадратов (служащих основой для различных вычислений), в которые помещены объекты. Считается, что наибольшая заполненность («расширение») правой половины участка гово-•рит об экстраверсии, левой — об интроверсии. Различные типы формальной структуры также могут быть интерпретированы. Контиан (Cantiniant) предлагает следующие варианты: 1. Работа, выполненная в основном вдоль периферии таблицы («Кон- струкция в виде бордюра»), указывает на давно развившуюся неуверенность в себе. 2. Горизонтальная конструкция: встречается часто и означает конформность, обычно в хорошем смысле. 3. Вертикальная конструкция: имеет значение противоположное (2). 4. Строительство «вверх»: возведение,высоких зданий и монументов говорит об оборонительной позиции, а возможно, и о подчиненном положении. Предложенный Мукиелли (Mucchielli) список из шестнадцати «патологических симптомов» включает все «признаки нарушений» Бюлер, за исключением А-признака (см. ниже). Остальные симптомы Мукиелли относятся в основном к различным формам фрагментации, а также к другим поведенческим особенностям, включая чрезмерное время. Туда также включены и перенаселенные деревни. Можно сказать, что две заключительные категории занимают срединную позицию между структурой и поведением. Тематические конструкции аналогичны С-признаку Бюлер. С другой стороны, «драматизированные» деревни возможно не будут рассматриваться пользователями мировых техник как аномальные; наличие такого симптома, скорее всего, связано с ограниченным и в буквальном смысле жестким характером материала теста «Деревня». Такая особенность материала теста «Деревня» подчеркивает только частичную равнозначность «миров» и «деревень», замеченную Боуэром и Хьюганом. Литература, посвященная тесту «Деревня», дает понять, что людей, использующих в своей практике эту технику, привлекают в основном ее диагностические, а не терапевтические функции. Как мы уже отмечали, такое положение явно не устраивает Ловенфельд и клиницистов, использующих «Эпизодический» тест (в отношении этого вопроса Бюлер занимает неопределенную позицию). Если раньше основное значение придавали процессу, то сейчас результату работы, внимание к материалу и его применению может изменяться. Интересно отметить, что высказывания главных специалистов по тесту «Деревня» Ловенфельд и Монода, относительно своих техник, схожи. Так, Ловенфельд обращается к «объяснению «реальности», которая «была исключена» из детского варианта « мировой» техники. Монод поддерживает эту идею. Принятие такой установки, которую Ловенфельд вслед за Кречмером описала бы как встречающийся на гипотетическом уровне, ясно способствует самовыражению через фантазию, а также через установление терапевтических отношений с клиницистом. Показательно, что хотя Монод и другие авторы теста «Деревня» рассматривают иллюзии, большее значение придается восприятию (как и в теории Роршаха), и статусу как «симптому созданной деревни». Подобные рассуждения заставили автора обратиться к рассмотрению двух аспектов « м ировых» и других игровых техник. Читатель может самостоятельно поразмышлять над этим вопросом. КАРТИНОЧНЫЙ ТЕСТ МИРА THE PICTURE WORLD TEST (PWT) Картиночный тест мира Бюлер рассматривается в этой статье в основном по причине его связи с Игровым тестом мира и довольно частого упоминания в справочниках. Он представляет собой адаптированный для взрослых Игровой тест мира, материал которого не всегда был приемлем для использования этой категорией испытуемых. Тест немного напоминает обычные «мировые» техники и особенно похож на тест MAPS. Материал PWT включает двенадцать «сцен» или картинок с изображением: фермы; города-университета; горы-пляжа; трущобы; церко-ви-зала для собраний; предместья; завода; джунглей-острова; грезы; военных разрушений; уединения; госпиталя-тюрьмы. Эти названия придуманы самим автором. Картинки понятные и очень структурированные, а в некоторых случаях даже чрезмерно. Инструкции направлены на то, чтобы испытуемый выбрал по своему усмотрению столько картинок, сколько посчитает нужным, расположил и приклеил их на лист бумаги и, если пожелает, добавил к ним любые детали (он может нарисовать их сам или использовать предложенные в списке символы). После этого испытуемого просят дать получившемуся «миру» название и написать о нем историю. Таким образом, термин «мировая» техника скорее применим к «непрофессионально сделанному» ТАТ, чем к PWT, который в некоторых аспектах схож с часто упоминаемым, но плохо документированным тестом «Четырех картинок» Ван Леннера (Four Picture Test of Van tenner) (в нем испытуемый раскладывает четыре стандартные картинки в том порядке, который считает наиболее подходящим). Бюлер и Мансон рассматривают Картиночный тест мира как дополнение к тесту Роршаха и ТАТ в связи с тем, что Роршах, в сущности, показывает существующую личностную динамику: ТАТ раскрывает индивидуальное прошлое человека, a PWT отражает индивидуальный взгляд на будущее. Анализ Картиночного теста Мира осуществляется в целях, 15 Проективная психология обнаруженных в сконструированных «мирах». Различают следующие типы целей (или «миров»): центрированная на удовольствии, на идеале и на завершении. Если присутствуют все три аспекта, то полученный мир можно считать целостным. Особое внимание следует обращать и на миры «без цели». Невзирая на упомянутый выше «взгляд на будущее», существуют данные о том, что около 60% всех картиночных миров «не содержат цели» и что такие миры характерны скорее для «неадаптированных», чем «адаптированных» испытуемых. Картиночный тест мира может использоваться как в целях психотерапии, так и в целях диагностики; как при индивидуальной работе, так и в работе с группой. Однако эта техника практически не применялась: работа с ней описана в оригинале. ТЕСТ МОЗАИКИ ЛОВЕНФЕЛЬД THE LOWENFELD MOSAIC TEST Также как и в случае с мировыми техниками термин «Мозаичный тест» иногда используется, например,Вертхамом (Wertham), для обозначения различных вариантов, которые в сущности означают одно и то же. Практически все авторы сходятся во мнении, что именно Маргарет Ловенфельд впервые использовала мозаичные элементы в качестве проективного материала для изготовления моделей. Майлз определяет его как «сравнимый по значимости только*" с Роршахом». Настоящий автор согласен с этим мнением; но разочаровывает тот факт, что после сорока лет практического применения этой техники не были до конца осознаны все ее потенциальные возможности. Между тем сама Ловенфельд не склонна считать Мозаику «проективным тестом», а уподобляет ее «клинико-психиатрическому исследованию». В предисловии к окончательному варианту своего текста она пишет: В проективном тесте материал, полученный в процессе тестирования, может быть до конца понят только после того как данные, полученные в результате его анализа, будут тщательно сравнены со сложными стандартными таблицами. Опыт и умение экспериментатора играют огромную роль в переводе результирующей формулы в описание личности. Это так называемый результат «замедленного действия». С другой стороны, в клиническом исследовании личность, знания и опыт психиатра проявляются уже в начале интервью; от его знаний и умений зависит качество интерпретируемого им материала, и, наконец, его письменный отчет во многом определяют впечатления от всего интервью. Это может быть названо результатом «прямого действия. Циник, возможно, скажет, что Ловенфельд, как и многие проек-тивисты, слишком полагается на нормы. В действительности ситуация иная: многое известно о развивающей и диагностической функциях мозаичного конструирования, так что «реакция замедленного действия» (не такая уж плохая) может быть использована для интерпретации данных Теста мозаики, хотя Ловенфельд отдает предпочтение «пониманию», а не «диагностике». Не считая «Мирового списка» Джанга, Тест мозаики Ловенфельд, по всей вероятности, был первой широко известной в Британии проективной техникой. Ловенфельд использовала ее в своей практике фактически уже тогда, когда термин «проекция» в «непсихоаналитическом» смысле еще не был известен. Возможно, это одна из причин того, что Ловенфельд всегда сомневалась относительно статуса своей методики. Ситуация осложнялась еще и тем, что в период между представлением техники (19305 и публикацией «Проективных техник» Белла («Projective Technique», 1948) выходили только исследовательские статьи, а печатного текста и вовсе не было. Другими словами, почти двадцать лет Тест мозаики был хорошо знаком значительному числу клинических.психологов, но фактически без каких бы то ни было публикаций. МАТЕРИАЛ Ловенфельд придает большое значение точным цветам и размерам мозаичных элеменгов и критикует других разработчиков методик, в материале которых основная связь между элементами не была осознана. Стандартный набор состоит из 456 элементов. В него включено определенное количество элементов каждой из пяти форм. В сущности, число элементов не ограничено, единственным условием, определяющим их количество и вид, является способность испытуемого видеть все элементы сразу. Формы и размеры элементов. В наличии имеется пять форм, размеры которых должны позволить им точно подходить друг к другу. 1. Квадрат, сторона которого составляет приблизительно 3 см или 11/4 дюйма. 2. Ромб с углами в 45 и 135 градусов и стороной, равной стороне квадрата. 3. Прямоугольный равнобедренный треугольник или «полуквадрат»; его размеры аналогичны размерам квадрата, разделенного по диагонали. 4. Равносторонний треугольник, сторона которого равна диагонали квадрата. 5. Неравносторонний (прямоугольный) треугольник, полученный путем разделения равностороннего треугольника вдоль медианы. Таким образом, очевидно, что два элемента (3 и 5) являются «половинками» других (1 и 4) и могут быть использованы в паре, чтобы заменить большие элементы, если их запас ограничен. Цвета. В набор входят все формы каждого из шести цветов, а именно: красного, зеленого, синего, желтого, белого и черного. Точные оттенки были выбраны для достижения близкого сходства с цветами таких драгоценных камней, как рубин, изумруд, сапфир, топаз и алмаз. На самом деле, белый цвет (во всяком случае, в оригинальной версии) слегка кре-мово-беловатый. Подлинные элементы были изготовлены из обработанного букового дерева, их размер составлял около 3 мм или 1/8 дюйма. Края элементов были слегка скошены. Во время второй мировой войны дерево было заменено на пластик, в связи с этим толщина мозаичных элементов стала чуточку меньше. Толщина была выбрана с таким расчетом, чтобы пользователь сумел поставить элемент на край, если бы захотел. Следовательно, ожидается, что испытуемый станет располагать элементы плашмя. Для этой цели используется подставка (размером приблизительно 31,5 х 26 см) с поднятым краем. Внутрь подставки принято класть лист простой белой бумаги точно такого же размера. ИНСТРУКЦИИ Инструкции могут быть слегка изменены в зависимости от возраста испытуемого, но основные моменты следующие. Экспериментатор показывает испытуемому пять форм, выбирая для каждой разный цвет (кроме белого). Далее он объясняет, что присутствуют формы всех цветов, в том числе и белого, и кладет элементы в коробку. После этого экспериментатор говорит следующее: «Я хочу, чтобы вы сделали что-нибудь с этими элементами на этой подставке». Подставка к этому моменту кладется перед испытуемым. Затем экспериментатор продолжает объяснять, что испытуемый может использовать такое количество элементов, какое захочет; что делать с элементами он может все, что угодно; что время не ограничено и что он должен сообщить экспериментатору о завершении работы. Вышеизложенные инструкции стали общепринятыми с 1951 года, а изменения были внесены с целью уменьшения разночтений: (а) геометрические связи между элементами уже были продемонстрированы; (б) в главном предложении инструкции слово «делать» было заменено на слово «создавать»; (с) в какой-то момент автор отмечал, что завершенная работа должна нравиться самому испытуемому. Ловенфельд не упоминает этот момент в измененном издании своих инструкций до 1951 года, однако он может повлиять на результаты, полученные на начальном этапе применения тестов. Важно отметить, что на этой стадии следует избегать использования слов «модель» и «образец», поскольку они подразумевают, что испытуемый должен выполнить «абстрактную» или «нерепрезентативную» конструкцию. Ловенфельд тем не менее (при обсуждении техники) использует термин «модель» для любой завершенной работы. Ее примеру последуем и мы. ЗАПИСЬ В распоряжении имеется тщательно разработанный способ регистрации данных, учитывающий все особенности классификации. Желательно также сделать по возможности точную запись самой модели. Цветная фотография идеально подходит для этой цели, но при ее отсутствии можно расположить кусочки на листе разлинованной карандашом бумаги, и очертить их по контуру; а также можно использовать клейкие кусочки бумаги. КЛАССИФИКАЦИЯ В качестве наиболее очевидного основания для классификации мозаичных работ или моделей выступает их связь с внешней действительностью: важно выяснить «представляют» ли они что-нибудь или просто сделаны по образцу. Для этой цели обычно используются термины «репрезентативный» или «абстрактный». Однако Ловенфельд выделяет третью категорию и называет ее «концептуальная»; она, как будет показано дальше, занимает промежуточное положение между репрезентативной и абстрактной (или нерепрезентативной). Следует отметить, что Эймс и Илг (Ames and Ilg) ошибочно утверждают, будто Ловенфельд применяет понятие «концептуальный» как эквивалент «абстрактному», тогда как на самом деле Ловенфельд рассматривает концептуальные модели как наиболее близкие к репрезентативной разновидности. Репрезентативные модели. Разнообразие объектов или сцен, которые испытуемый может создать из мозаичных элементов, поистине безгранично. При этом умение и опыт нарастают по мере завершения работы. Различается также и степень натурализма в подборке цвета, однако, вероятно, более важно рассматривать процессы, ведущие к конечному продукту, а не оценивать качество модели. Многое об этих процессах может быть заключено из полученной в результате модели, еще больше — из наблюдения за испытуемым во время работы, и, наконец, самое главное — из тех замечаний, который делает испытуемый в момент создания модели или в разговоре после. Некоторые из этих процессов Ловенфельд обсуждает в достаточно сложном разделе своей книги под названием «Реакции воздушного змея, лисы и носорога». Надо отметить, что выбор этих названий произволен. Название реакции «Воздушный змей» дано исходя из образца, в котором два неравносторонних треугольника расположены так, что их гипотенузы соприкасаются друг с другом. По форме эта фигура напоминает воздушного змея, но сюда могут также относиться и другие, близкие по форме варианты расположения треугольников. Другими словами, по определению автора, этот процесс состоит в соединении идей в уме испытуемого после завершения им модели. Поразительная модель «настороженной лисы», сделанная пятилетним ребенком, дала название другой реакции. Цвета в этом случае неестественные, хотя и используются смешанно; отсутствуют некоторые детали, например «соразмерность ширины ног»; но, несмотря на все это, фигура смотрится правдоподобно. И главное здесь, не правдоподобность модели, а то, что она была сделана спонтанно и намеренно, как будто ребенок ее рисовал или раскрашивал. В противоположность реакциям «Воздушного змея» и «Лисы», реакция «Носорог» представляет собой тщательную и обдуманную попытку создать сложную форму настолько точно, насколько это позволит качество мозаичных элементов. Испытуемый должен четко понимать что и каким образом он будет делать с элементами; можно использовать незначительные вариации в их размещении с небольшими выступами и т. д., подобно тому, как в модели носорога (от которой берет название реак- ция) выпячивания были предназначены для создания эффекта складок на коже животного. Далее станет ясно, что все эти три «реакции» довольно необычны -аномальны в статистическом смысле. Так, «Воздушный змей» представляет собой незрелую модель нормального ребенка, а Ловенфельд говорит, что она может быть свойственна тревожным или умственно отсталым пациентам. «Лиса» — это тоже реакция ребенка, только одаренного; а «Носорог» показывает необычную способность в использовании художественного способа. Ловенфельд отмечает, что типичная работа взрослого человека средних способностей представляет собой постепенный процесс изучения, испытания, ошибки, а также успеха, зависящих от его личных знаний, кругозора и от того, насколько он будет доволен несовершенным и условным представлением того, что намеревался сделать. Помимо этого существует один или два способа выполнения работы, достаточно непохожих друг на друга и заслуживающих отдельного рассмотрения. Их можно обозначить как иные формы реакции. Среди них выделяют следующие: (а) Использование «неравносторонних» элементов или ромбов, чтобы с их помощью образовать контуры и буквы. Ловенфельд называет это реакцией «Изобразительные материалы» и причисляет ее к детским реакциям. (б) «Реакция рассказа», в которой модель создается и изменяется по мере фантазирования и часто сопровождается непрерывным комментарием испытуемого. Ближайшую аналогию такому явлению можно найти в категории «вымысел» в тесте «Сортировка предметов». (в) «Ошибочная разобщенная реакция», очень похожа на «реакцию рассказа», но она более «крайняя» в том смысле, что абстрактные образцы связываются с элементами внутреннего воображения способом, не всегда понятным наблюдателю, из самих образцов. Обе реакции (б) и (в) в основном симптоматичны, но можно сказать, что они обеспечивают связь между репрезентативной и концептуальной категориями моделей. Концептуальные модели. Термин «символический» также может быть использован для обозначения этой категории. Символизируемые понятия могут быть ранжированы от сильно обобщенных до очень конкретных, личных. Выражение «порядок и беспорядок» хорошо характеризует предыдущее сравнение. В качестве примера последнего Ловенфельд иллюстрирует модель, сделанную военнослужащим во время второй мировой войны, которую он назвал «Что для меня значит армия» (рис. 28). Как и в случае ошибочной разобщенной реакции (с), концептуальные модели скорее «означают что-либо», а не «изображают». Иногда модель может представлять собой комбинацию репрезентативного и концептуального методов. На рисунке изображен пример, который Ловенфельд включает в «концептуальную» группу. Автор назвала его «Ливерпульский собор, солнце, дождь и трущобы». Рис. 28. Тест мозаики Ловенфельд. Концептуальная модель Абстрактные модели. Ловенфельд в своей книге уделяет гораздо больше внимания классификации абстрактных, нежели репрезентативных и концептуальных моделей. Пока эта аналогия не завершена можно подумать, что репрезентативные варианты соответствуют контент-анализу Роршаха, а абстрактные модели имеют больше сходства с расположением и определяют переменные. Поэтому на отношение некоторых людей к мозаичным работам может повлиять их мнение об информации, получаемой с помощью техники Роршаха. Вопрос о «выборе» здесь конечно неуместен: клиницист должен принять и постараться оценить любую работу испытуемого. Дело в том, что абстрактные модели могут быть оценены только исходя из структурного базиса; некоторые элементы структуры могут быть рассмотрены вместе с исследованием репрезентативных моделей, а фактически представленные объекты придают им непосредственность, которой не хватает абстрактным моделям. Абстрактные модели могут быть созданы с «повторяющимися формами» или без таковых. Правильно было бы сказать, что среди всех мозаичных моделей, Ловенфельд отдает предпочтение моделям, содержащим повторяющиеся формы, поскольку, по ее мнению, «естественно» использовать вместе элементы, имеющие геометрические связи. Наиболее простые из них она называет «основными моделями» и утверждает, что их можно часто встретить в работах «простых» людей. Основные модели состоят из следующих образцов единой формы. Квадрат: 2x2 см, составляющий больший квадрат. Ромб: (i) звезда, состоящая из восьми, встречающихся в центре ромбов1. 1 Рабин (Rabin) указывает, что такой «основной» означает неправильно воспроизведенный {содержит шесть ромбов вместо .восьми). Рис. 29. Тест мозаики Ловенфельд. Концептуальная модель (ii) ромб большего размера, состоящий из четырех элементов. (lii) «стрела» или «рыбий хвост» — образец, образованный парами элементов, которые расположены способом, напоминающим иллюзию Мюллера—Лаера; такой образец можно продолжать бесконечно. Равнобедренные треугольники: (i) «диагонали» -- квадрат, состоящий из четырех треугольников, встречающихся в центре «диагонали». (Ii) линейная фигура, образованная расположенными рядом друг с другом треугольниками, прямые углы которых чередуются в противоположных направлениях. Равносторонние треугольники: (i) шесть треугольников, образующих шестиугольник. (Ii) четыре треугольника, образующих больший равносторонний треугольник. Неравносторонние треугольник: (i) шестиугольник, состоящий из двенадцати треугольников.
|
|||
|