|
||||||||||||||||||||||||||||||
Аннелиз Ф. Корнер 29 страницаНаконец, выборы на полосе 3 (четыре основных цвета) связны с углами куба, различные грани и диагонали которого используются как основа для последующей интерпретации, особенно в отношении показаний для терапии. ТЕСТ ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД (ТЦП) THE COLOR PYRAMID TEST (CPT) На первый взгляд кажется, что данная техника представляет собой нечто среднее между тестом Люшера и Тестом мозаики Лоуэнфельд (Lowenfeld). Главное отличие от первого состоит в том, что в случае с цветной пирамидой тестируемый действительно использует цвета, а не просто выражает предпочтение, а от последнего -- что конструкция, которую необходимо собрать испытуемому, не свободная, а, наоборот, очень четко определена. Другие важные отличия станут нам понятны в процессе дальнейшего описания, а пока отметим, что цветная пирамида представляет собой еще один пример техники континентального европейского происхождения, которой пришлось долго ждать, пока о ней узнают в англоговорящих странах. Первым эту технику сформулировал Макс Пфистер (Max Pfister) в 1950 г., но принципиально развил ее Роберт Хайсс (Robert Heiss) из университета Фрайбурга. Она стала предметом статьи в Psychological Bulletin в 1963 г., а английский текст был издан годом позже. Уходя корнями в континентальные рассуждения о цвете, унаследованные из работ Гете, цветная пирамида в то же время представляет эмпирический подход и отдает дань уважения статистическим проверкам, что полностью соответствует психометрическим стандартам. МАТЕРИАЛ и ЗАДАНИЕ Пирамида; дающая название тесту, изображена в уменьшенном виде на схемах 1 и 2. Тестируемому необходимо построить три «красивых» и три «некрасивых» пирамиды, заполнив 15 пустых мест 1-дюймовыми (=25 см) квадратиками, выбираемыми из двадцати четырех цветов («оттенков»). Все оттенки четко определены по оценкам Мюнселля. Имеется 15 квадратиков каждого оттенка, так что вся пирамида может быть составлена из одного цвета, если только испытуемый захочет этого. Распределение оттенков на десять основных «цветов» или «цветовых групп» показано в скобках в следующем списке: 1. Красный (4) 6. Пурпурный (3) 2. Оранжевый (2) 7. Коричневый (2) 3. Желтый (2) 8. Белый (1) 4. Зеленый (4) 9. Серый (1) 5. Синий (4) 0. Черный (1) В версии, состоящей из четырнадцати оттенков, — два красных, зеленых, синих и коричневых и по одному всех остальных цветов. Также использовались другие сокращенные варианты, включая десятицветовой набор, содержащий по одному каждого из десяти основных цветов. Цветные квадратики предъявляются в любом порядке таким образом, чтобы был виден каждый оттенок. Дается инструкция работать столько, сколько будет нужно до тех пор, пока не наступит уверенность в том, что пирамида получается «настолько красивая, насколько это возможно». Использованные квадратики убираются, как только пирамида закончена. После построения трех «красивых» пирамид инструкция меняется, теперь тестируемого просят сделать пирамиду как можно более некрасивую. И строятся еще три пирамиды. ЗАПИСЬ и ПОДСЧЕТ БААЛОВ После завершения каждой пирамиды использованные квадратики записываются при помощи цифровых кодов в порядке убывания на специальном бланке. В ряд записываются номера квадратиков каждого оттенка, использованного во всех пирамидах, а также номера каждого цвета. Из последнего получается ранговый порядок цветов, где отдельно указан порядок частоты использования в красивых и некрасивых пирамидах. Если вычесть одно из другого, то получится «цветовые D-баллы», таким образом, отрицательный балл определяет цвет, который использовался менее часто в красивых пирамидах, чем в некрасивых. То же самое можно сделать при желании и для частоты встречаемости оттенков, получив «оттеночные D-баллы».
Но самый важный суммарный балл вычисляется по «формуле последовательности». Это четырехзначный код, полученный при подсчете количества цветов, встречающихся во всех трех пирамидах определенного типа, в двух пирамидах, в одной и ни в одной. Применяются следующие символы и названия: CS — сумма константов: количество цветов, использованных в трех пирамидах. MiS — сумма минимальных изменений: количество цветов, использованных в двух пирамидах. MaS — сумма максимальных изменений: количество цветов, использованных в одной пирамиде. AS — сумма уклонений: количество цветов, совсем не использованных. Считается, что общее использование определенных групп цветов имеет интерпретативное значение. Для этого применяется словосочетание «цветовой синдром», но оно является неправильным, так как цвета, сгруппированные по определенному синдрому, не обязательно используются один в связи с другим. Выделяются следующие принципиальные синдромы: нормальный синдром (Nsyn): красный, зеленый, синий; стимулирующий синдром (Ssyn): красный, оранжевый, желтый; агрессивный (драйв) синдром (Dsyn): желтый, зеленый, коричневый; ахроматический синдром (Ssyn): белый, серый, черный. Описанные до этого переменные касались цветового выбора. Шай и Хайсс (Shaie and Heiss) отмечают, что некоторые из тех, кто пользуется данной техникой, считают, что этого достаточно для расширенной интерпретации теста. Рассмотрение формы и «структуры», говорят они, приводит к определенному количеству субъективных суждений, которых те стремятся избежать. Как бы то ни было, эти авторы предлагают систему, в отношении которой они приписывают потенциально высокое единодушие между исследователями. Так как следовать этой системе, не ссылаясь на иллюстрации очень сложно, то мы приведем ее лишь в общих чертах. Однако, по-видимому, действительно важно принимать во внимание формы элементов, особенно при сравнении красивых и некрасивых пирамид, так как представления индивида о «красивом» и «некрасивом» могут больше зависеть от учета расположения цвета или оттенка, чем от его стимульных характеристик. Различаются три основных «структурных категории», или типа паттерна. Их можно определить по-разному, вероятно, проще всего это определять исходя из того, как индивид обходится со структурой поля пирамидальной формы, в рамках которого ему приходится действовать. Сама форма пирамиды может быть: 1) проигнорирована, 2) использована лишь как серии рядов или «слоев» или 3) использована в рамках симметрии по вертикальной оси, от вершины до середины основания. Считается, что паттерны первого типа имеют цветовое доминирование, и им дано общее название — «ковер». Выбор неудачный, так как в понятие о ковре большинство людей включают повторяющийся, даже симметричный рисунок. Выделяется четыре подтипа, в каждом из которых цветовая гармония является доминирующим принципом в структуре, не имея ничего, кроме элементарной симметрии. Вторая группа описывается как зависящая в основном от «цветового разделения» (мы не нашли ни одного более или менее ясного определения этого термина ни в одном из источников). Основной чертой, по-видимому, является то, что каждый ряд, какими бы характеристиками он не обладал, не зависит от структуры других. Опять же выделяются четыре подтипа. В паттернах третьей группы типичным случаем является симметрия относительно осей, как уже упоминалось выше. Среди особых случаев есть, однако, «лестничная структура», характеризующаяся диагональными рядами, и «асимметричная динамика», при которой один или два треугольника расположены асимметрично на каком-либо расстоянии от главной конфигурации. Третий особый тип — пирамида-«ореол» — лучше всего может быть описан в терминах «границ» и «ядра». Двенадцать подтипов отмечаются двухзначными кодами; три основных типа обозначаются символами С для «коврового типа» («carpet»), L для «слоеного типа» («layer») и S (которую можно расшифровать и как «структура», и как «симметрия»). Эти буквы занимают вторую позицию, а на первой — номера от 1 до 12. Подобным образом «симметричная структура», паттерн третьей группы, помимо отмеченных специальных случаев, обозначается как 9S. Можно отметить, что симметрия засчитывается, даже если она удалена от средней линии, а не связана с осями пирамиды. Шай и Хайсс составили таблицу, где приводятся все возможные варианты симметрии. Последняя категория, «показатель уровня формы», основывается на охвате трех типов формы, обнаруженных в каждой совокупности трех пирамид. Показатель составляет шкалу из семи пунктов, разделенную от О до 6, и получается благодаря приписыванию 0 каждому С-паттерну, 1 каждому L-паттерну и 2 каждому S-паттерну. Далее вы поймете, что анализ информации, полученной при проведении Теста цветной пирамиды, по своей сложности приближается к анализу теста Роршаха. Также станет очевидно, что относительно мало внимания уделяется оттенкам, особенно в случае с красным, где самый темный оттенок ('Red 4': оценка Мюнселля 2,5 RP 2/8) гораздо больше похож на темно-коричневый или темно-пурпурный. Шай и Хайсс отмечают, что факторные исследования обращают внимание на важность положения континуума светлый—темный, но основные принципы интерпретации, не менее, чем принципы оценки, мало обращаются к отдельным оттенкам. НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Несмотря на явно холистический подход, который Тест цветных пирамид разделяет с известными проективными методиками, ее авторы утверждают, что он также подходит и для статистического описания личности. Тенденции развития можно также проследить с помощью использования экстенсивных таблиц, где указаны нормативные стены. Они были основаны на случаях 75 мальчиков и 75 девочек 6—8 лет, а позже на случаях 50 мальчиков и 50 девочек 17—18 лет. Выработаны также нормы на 300 взрослых немцах. Учтены такие переменные, как выбор оттенка, выбор цвета, «синдромы» и формула последовательности отдельно для каждой красивой и некрасивой пирамиды. В дополнение приводятся нормы D-баллов для оттенка, цвета и последовательности отдельно для мальчиков и девочек от 6 до 18 лет. Нам кажется, самое время отметить, что во всех источниках очень мало говорится о разнице между «красивой» пирамидой и «некрасивой» пирамидой, хотя система D-баллов, конечно же, предназначена для того, чтобы пролить свет на эту разницу. Нужно также отметить, что задание построить «некрасивую» пирамиду — это нововведение с 1955 г., а все работы, проведенные до этого времени, включая развитие Хайссом основной идеи Пфистера, имеют дело только с «красивыми» пирамидами. Шай и Хайсс опубликовали описание разницы между «красивыми» и «некрасивыми» пирамидами на трех страницах, где они выразили следующее: «От нормально функционирующего человека, который внимательно выслушал инструкцию, ожидается, что его стеновые оценки, если их сравнить с соответствующим нормативом, должны сохранять костнантность от одной инструкции к другой. Но это не всегда так...» Почему питаются такие ожидания совсем не ясно, и авторы продолжают выдвигать гипотезы; например, что красивая пирамида представляет собой «внешнюю» или «активную» личностную структуру, тогда как некрасивая связывается со всем скрытым или «содержащимся в резерве». По-видимому, это не соответствует смыслу термина «сумма уклонений», который используется в формуле последовательности, когда из некрасивой пирамиды исключается предпочитаемый цвет. И наоборот, «константный» выбор цвета для некрасивой пирамиды, по-видимому, предполагает отказ от того, что бы этот цвет ни означал. Для использования различных паттернов формы оценки не указываются, приводится их процент встречаемости среди взрослого населения. Встречаемость основных типов: С — 20%, L — 28%, S — 52%. Вообще считается, что С-паттерны характерны для незрелых личностей; L-пат-терны отражают расчлененность внутреннего опыта и ригидность; S-пат-терны, судя по процентному соотношению, являются «модальной реакцией хорошо приспособленных взрослых». Определенные типы конфликтов или других проблем иногда связывают с подтипами S-категории. Дальнейшие исследования, проведенные Шаем, с использованием только красивых пирамид, подтвердили выдвинутое им предположение, что уровень формы растет вместе с возрастом и что пациенты психиатрических клиник и преступники имеют более низкий уровень формы по сравнению с нормальными индивидами того же возраста. Заслуживает особого упоминания С-паттерн под названием «рваный ковер». Свое имя он получил из-за присутствия в рисунке «ковра» белых квадратов, которые никак не гармонируют со структурой, которая могла бы быть различимой. Говорится, что это довольно редкое явление, которое неизбежно является показателем личностных нарушений. Некоторые идеи интерпретации особых выборов цвета вы найдете в таблице 6, в которой сравнивается атрибуция «значений» цветов, взятых из различных источников. В стандартной литературе о методике «Цветная пирамида» Пфистер осуждается за то, что его интерпретации выборов цвета основывались на интуиции и фольклоре. Однако оказывается, что атрибуции Пфистера очень схожи с теми, что получил Хайсс и его коллеги, используя теоретическую модель, основанную на концепциях потенциала возбуждения, тонусной оценке и аффективном содержании. Была утверждена конструктная валидность по экспериментальным обращениям с аффектом, используя стимулирующие и галлюциногенные препараты, и в свете корреляций с оценками 16-факторного опросника. Данные о совпадающей валидности из исследования различных диагнозов психиатрических групп признаются как «нечто неясное», но утверждается, что предпочтение коричневого, пурпурного или белого является возможным симптоматическим показателем. Шай и Хайсс также приводят результаты анализа дискриминантных функций, направленного на предсказание оценок каждого из 22 признаков в «области нормальных черт» Кэтелла на основе: 1) «оттеночных оценок», 2) оценок «цвета» и «последовательности» и 3) D-оценок. Под «оттеночными оценками» понимаются стеновые оценки, соответствующие количеству выборов определенного оттенка, отдельно для красивых и некрасивых пирамид; таким образом, существует 48 «оттеночных оценок» и соответственно 48 предсказывающих переменных. Так же дело обстоит и с «оценками цвета» (20 «оценок» и 20 предсказывающих переменных). «Оценки последовательности» показывают количество цветов, характерных для каждой позиции в «формуле последовательности»; опять же здесь красивые и некрасивые пирамиды рассматриваются по отдельности. D-оценки подразумевают «D-оттенок» — из общего числа использованных оттенков, они также переведены в стены. Все имеющиеся корреляции высоки — до 0,99. Авторы признают, что достаточно большое количество предсказательных переменных (по отношению к количеству тестируемых в каждой группе) могут представлять некоторые ложные переменные. Возвращаясь к другим аспектам интерпретации, можно немного поработать с цветовыми синдромами. Нормальный синдром (Nsyn) говорит почти полностью сам за себя. Состоит он из наиболее часто используемых цветов: красного, зеленого и синего; эти же цвета чаще всего избираются и в тесте Люшера. Считается, что высокая оценка по нормальному синдрому свидетельствует о конформности, а низкая — об индивидуализме и «пониженном контроле». Синдром стимуляции (Syn) основывается на «сильно возбуждающих» цветах: красном, оранжевом и желтом, и связывается с экстраверсией, так же как и в тесте Роршаха. Агрессивный (драйв) синдром (Dsyri) гораздо сложнее описать, основываясь на входящих в него цветах — желтом, зеленом и коричневом, но его интерпретация опять же определяется его названием. Ахроматический синдром (Asyn), как и стимулирующий синдром, имеет аналогии в тесте Роршаха. Белый, серый и черный — это те цвета, которые выбираются наиболее редко, поэтому данный синдром связывается с патологией в смысле статистики, также считается, что он является показателем торможения, вытеснения или «отказа». Шай и Хайсс еще добавляют «Синдром спутанности» (Tsyn), подразумевающий чрезмерное предпочтение какого-либо из цветов, что они считают отражающим эмоциональное или какое-то другое расстройство. Однако следует заметить, что «спутанный» синдром отличается от других синдромов тем, что он не имеет конкретных цветов и что он может быть только «высоким», тогда как все протоколы методики цветовой пирамиды могут быть оценены по другим синдромам. Чрезмерное использование (или полное уклонение) одного или более цветов также будет видно в формуле последовательности. Несмотря на то что нормативные стены для формулы последовательности даны на основе отдельных «сумм» (то есть позиций в самой формуле), интерпретация основывается в основном на учете общего паттерна. Здесь опять же принципы анализа слишком сложны, чтобы разбирать их в этой книге, но главные концепции — это ширина цветового выбора и выраженность тенденции к переменам. А те области личностного функционирования, с которыми они связываются, — это в широком смысле эмоциональная реактивность и эмоциональный контроль. Мы уже упоминали о важности различных категорий (или паттернов) формы для интерпретации, включая индекс уровня формы. Ничего не было сказано об интерпретации D-оценок, и, действительно, в стандартных текстах, как ни странно, не упоминается об этом ничего определенного. Мы говорим «как ни странно», потому что если задание на создание «некрасивых» пирамид и вносит что-нибудь в процедуру, кроме дополнительной информации того же типа, что и «красивые» пирамиды, то, по-видимому, D-оценки, а не сырые оценки данного задания, будут связаны как раз с тем, в чем мы будем искать этот самый вклад. С другой стороны, различные испытуемые имеют свое понятие термина «некрасивый», так что, возможно, совсем неразумно ожидать, что должно появиться стандартное объяснение D-оценок. Для того чтобы этот момент стал понятен (как и все остальные), читателю предлагается, прежде чем продолжить дальнейшее изучение, провести Тест цветных пирамид на самом себе. Материал относительно недорогой; а в отсутствии подлинного материала можно обойтись бумажными квадратиками десяти «цветов» (то есть проигнорировать «оттенки»). В крайнем случае можно даже воспользоваться цветными карандашами и раскрашивать сами пирамиды, но необходимо заметить, что в таком случае произойдет довольно значительное уклонение от первоначальной процедуры, которая предусматривает возможность изменений положений каких-либо цветов пирамиды, если испытуемый ею недоволен. В любом случае читатель может затем произвести оценку по образцу, содержащемуся на схеме 1. «КРАСИВЫЕ ПИРАМИДЫ» Цветовые I II щ Всего Стены баллы 1. Красный 0 4 0 4 (4) 2. Оранжевый 0 3 О 3 (S) 3. Желтый 3 2 0 5 (6) 4. Зеленый 0 6 0 6 (4) 5. Синий 5 0 4 9 (6) 6. Пурпурный О О 4 4 (6) 7. Коричневый О О О О (3) 8. Белый О О 4 4 (8) 9. Серый 4 О О 4 (8) 0. Черный 3 0 3 6 (?) Формула последовательности CS Mis Mas AS 0:3: 6:1 Стены: (3) (6) (9) (4) Синдромы Стены Nsyn 19 (3) Ssya 12 (3) Dsyn 11 (4) Asyn 14 (9) Схема 1. Тест цветных пирамид. Испытумый А (а) «НЕКРАСИВЫЕ ПИРАМИДЫ» Цветовые I II III Всего Стены баллы 1. Красный 1124 (4) 2. Оранжевый 1102 (5) 3. Желтый 6208 (9) 4. Зеленый 0303 (2) 5. Синий 0000 (2) 6. Пурпурный 1001 (3) 7. Коричневый 3 1 6 10 (9) 8. Белый 1517 (9) 9. Серый 1001 (5) 0. Черный I 2 6 9 (8) Формула последовательности CS Mis Mas AS 4:2:3:1 Стены: (6) (5) (7) (5) Синдромы Стены Nsyn 7 (3) Ssyn 14 (7) Dsyn 21 (8) Asyn 17 (7) Схема L Тест цветных пирамид. Испытумый А (б) D-оценки Цвета Стены 1. Красный 0 (4) 2. Оранжевый +1 (5) 3. Желтый -3 (3) 4. Зеленый +3 (7) 5. Синий +9 (7) 6. Пурпурный +3 (8) 7. Коричневый -10 (3) 8. Белый -3 (3) 9. Серый +3 (9) 0. Черный -3 (6) Формула последовательности CS MIS MaS AS -4 : +1 : +3 : О Стены: (3) (7) (8) (5) Синдромы Nsyn +12 Ssyn -I Dsyn -10 Asyn —3 Схема 1. Тест цветовых пирамид. Испытуемый А (с) Тщательное изучение приведенного далее примера должно пролить свет на последующее описание методики. На диаграммах цвета показаны с помощью стандартного номерного кода. Это, конечно же, не позволяет составить впечатления о внешнем виде пирамид. Так как оттенки не использовались, то табуляция опенок и т.д. будет отличаться от стандартного бланка записей. Включены D-оценки, так же как и цветовые стены и стены последовательности, основанные на примере 300 взрослых испытуемых немцах. Эквиваленты стенов, приведенные для D-оценок и синдромов, возможно, не точны, так как они взяты из общего образца «мальчиков», в то время как «взрослые» стены для D-оценок и синдромов недоступны. Что следует из представленного протокола? Стены 4, 5, 6 или 7 считаются приближающимися к среднему уровню (то есть в пределах одного стандартного отклонения вверх или вниз от среднего значения), таким образом, стены от 8 и выше считаются «высокими», а от 3 и ниже — низкими. По этому критерию оценки данного испытуемого за «красивую» пирамиду являются высокими для белого и серого и низкими для коричневого цветов. Считается, что мало коричневого цвета означает низкий энергетический уровень, высокие оценки по белому и серому — это «потеря контроля над действительностью» и «расчлененность внутреннего опыта» соответственно, или, короче — возможность невротической тенденции. Однако все три полученные испытуемым оценки вряд ли можно назвать действительно высокими или низкими. В случае с «некрасивыми» пирамидами все совсем иначе: высокие оценки по желтому, коричневому и белому (все на уровне «Цветные пирамиды» возможно что-то изменит или добавит к тому, что было сказано. В качестве следующего упражнения читатель может изучить и самостоятельно оценить еще один пример проведения методики (испытуемая В). Пирамиды изображены на схеме 2. Для интерпретации даже очень поверхностной, как в первом случае, будет необходимо использование руководства. Станет очевидным, однако, что подход к испытуемой Б значительно отличается от подхода к испытуемому А, особенно к оценке формы. Более того, тогда как в первом случае «некрасивые» пирамиды были проинтерпретированы в основном как «недостаток структуры», испытуемая Б связала понятие «некрасивого» с- основными цветами. Она объяснила, что выбрала красный и синий в «красивых» пирамидах I и II, потому что «эти цвета красивые». Тем не менее, говоря о пирамиде П, и особенно III, Шай и Хайсс указывают на преобладание формы, тогда как о «некрасивых» пирамидах испытуемого А (все они «коврового» типа) говорится, что у всех них преобладает цвет. Кажется, что здесь существует некоторое несоответствие в терминологии или только в ее понимании. Можно по справедливости сказать, что «красивая» пирамида II тестируемой Б показывает преобладание формы, чего нет ни в одной из «некрасвых» пирамид испытуемого А. Но в процессах рассуждений, приводящих к их составлению, справедливо совсем противоположное. В действительности многие и даже большинство «ковровых» пирамид имеют явное преобладание цвета, а S-пира-миды имеют преобладание формы. Важно понять намерения и переживания человека, создающего пирамиды. ВИЗУАЛЬНЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ'60 VISUAL APPERCEPTION TtsT'60 (VAT'60) Название «Визуальный апперцептивный тест '60» Рафи Хана (Raft Khan) представляет собой модификацию ТАТа. Фактически, это рисуночная техника, в которой оценивается исключительно использование цвета. Внимание уделяется паттернам или формальным аспектам рисунков и содержанию, но руководство имеет довольно отрывочный характер и не систематично. МАТЕРИАЛ и ИНСТРУКЦИЯ Стимульный материал состоит из 12 карточек, представляющих образцы переплетенных линий. Карточку 1 вы можете увидеть на рисунке 23; карточки 2—11 похожи на первую, но каждый последующий рисунок сложнее, чем предыдущий. Карточка 12 содержит прямоугольный рисунок. Тестируемому предоставляются восемь цветных карандашей: красный (R), оранжевый (О), черный (Bk), коричневый (Вг), синий (В1), зеленый (G) и желтый (Y). Инструкция состоит в следующем: «Раскрасьте узор, рисунок или предмет, какой вы здесь увидите». Причем особо указывается, что «в нем ничего не скрыто». В конце испытуемого просят назвать то. что он увидел или создал. ОЦЕНИВАНИЕ и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Как уже упоминалось, оцениваются только цвета. Используются три категории: «в целом» (W), «основное» (Р) и «вторичное» (S). Если был использован только один цвет, это называется ответом «в целом» Если больше чем один, то цвет, покрывающий наибольшую площадь рисунка демонстрирует «основной» ответ, а второй по использованию цвет — «вторичный» ответ. Остальные цвета, занимающие меньше места, не учитываются вовсе. Ответам «в целом» дается оценка 3, «основным» — 2, «вторичным» — 1. Вычисляются пять «оценок», как показано ниже. Только желтый и пурпурный оцениваются отдельно. Оранжевый и коричневый рассматриваются как более слабые отражения красного и черного соответственно им дается половинная оценка. Данный образец взят из стандартного «бланка анализа цветов»: Рис. 23. УАТ'бО. Карточка 1 Цветам или цветовым группам приписываются следующие значения. Красный и оранжевый: агрессия (или «сильные эмоции»). Черный и коричневый: подавленность (депрессия). Синий и зеленый: веселое настроение. Пурпурный: самоконтроль. Желтый: тревожность. Три высшие оценки, расположенные по порядку, представляют собой так называемое «эмоциональное наслоение». В данном случае оно выглядит следующим образом: 1. Черный и коричневый 9,5 Подавленность 2. Красный и оранжевый 8,5 Агрессия 3. Синий и зеленый 8 Веселое настроение Считается, что такая «оценка настроения» важна для «психотерапевтического планирования». По-видимому, следующие один за другим пласты наслоения рассматриваются как все более и более «отдаляющиеся от поверхности». Таким образом, можно считать, что верхний паттерн является признаком хорошего прогноза. Хан заявляет, что VAT'60 обладает надежностью (0,79; п=349), но не указывает из каких параметров он сделал такой вывод. Говорится о диагнозах шизофрении, подтвержденных MMPI, но и в этом случае мало информации о том, как были поставлены данные диагнозы. На два положения данной методики сразу же возникает критическая реакция даже при поверхностном знакомстве с VAT'60. Первая: формулировка инструкции может привести к тому, что испытуемый будет полагать, что распознание формы — это главное требование и что выбор цвета для выделения этой формы практически несущественен. Несколько карточек имеют рисунок, явно напоминающий человеческое лицо — перцепт, ограничивающий выбор цвета. Таким образом, можно аргументировать, что, выражаясь в терминах Роршаха, стимулы VAT'60 благоприятствуют больше F-ответам, чем FC, не говоря уже о CF-ответах. Следовательно, возможное произвольное использование цвета вряд ли подтвердит анализ цветового выбора, на котором основывается оценивание VAT'60. To же самое и в отношении второго положения, вызывающего критику. Оно состоит в том, что игнорирование всех цветов, кроме двух, может привести к аномальным результатам. Так, в приведенном выше примере ответ к карточке 10 был описан как «куча марципановых пасхальных яиц в корзине». Выбор «основного» и «вторичного» цветов среди красного, желтого, пурпурного и зеленого, использованных практически в равных пропорциях, был почти произвольным. А раз так, то желтому был определен статус «основного», красному — «вторичного», но если зеленый поставить на место красного, то наслоение данного испытуемого получилось бы совсем иным. Рискуя вдаться в подробности, заметим, что в протоколе того же испытуемого синий цвет был использован пять раз, а оценен только однажды. Аномалии такого типа вполне ожидаемы, если в тесте используется простая система оценивания, содержащая всего несколько пунктов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|