|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аннелиз Ф. Корнер 30 страницаОбсуждение интерпретации различных цветов отложено до заключающей части этой статьи. Однако заметим, что можно создать что-то вроде «формулы последовательности», как в цветной пирамиде, и для VAT'60, и если бы были более ясные объяснения анализа элементов формы, то у этих двух методик было бы много общего. Можно провести параллель между интерпретацией использования цвета при учете формы в цветных пирамидах и содержательной детерминацией (функция формы) в VAT6Q. К теме возможности того, что может быть названо взаимным обогащением двух различных проективных методик, мы вернемся в заключительной статье. МНОГОМЕРНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ THE MULTI-DIMENSIONAL DRAWING TEST (MDDT) Вторым рисуночным тестом, в котором интерпретация основывается на использовании цвета, является Многомерный рисуночный тест Рене Блоха (Rene Bloch), кратко описанный в докладе, прочитанном в 1968 г. на Интернациональном конгрессе по Роршаху. МАТЕРИАЛ и ИНСТРУКЦИЯ Необходимый материал состоит из блокнота для рисования формата А6 (10,5 х 14,8 см), семи фломастеров различных цветов: черного, красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого, а также секундомера, чтобы засекать время рисования. Испытуемому говорят, что ему необходимо нарисовать картинку за 60 секунд, а затем его просят нарисовать еще. Выбор предмета рисования и цветов всегда свободен. Необходимы серии из тридцати рисунков, между которыми будут перерывы по несколько секунд. Когда все серии завершены, испытуемого просят «объяснить его рисунки», то есть рассказать, что он нарисовал. ОБРАБОТКА Основное внимание уделяется количественной оценке. Можно также провести и анализ содержания, но он рассматривается как «дополнительный». Подсчет ведется следующим образом при помощи f%. Символом f отмечаются «функциональные» картинки, то есть те, которые «имеют только один отдельный предмет». Такие картинки далее определяются как «не имеющие даже двух отдельных частей с содержанием». Окружения или фона (даже простой опорной линии) достаточно, чтобы отметить рисунок буквой f. Этот критерий выражается в процентах от общего числа рисунков. В норме их тридцать, но могут происходить и «отказы» (то есть невозможность нарисовать картинку в течение данных шестидесяти секунд), хотя это случается довольно редко. Такие отказы объясняются чем-то вроде роршаховского «шока», являющегося показателем вытеснения или, возможно, «аффективного ступора». Параллель также можно провести между f% и значением «сужения», выводимом в F% в тесте Роршаха-. Высокий и низкий показатель f% связывается с шизотимией и циклотимией соответственно; нормальные испытуемые занимают среднее положение, но ближе (по значению f%) к последнему, нежели к первому. ОЦЕНКА ЦВЕТА (Cs) и СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (AML) «Оценка цвета» для каждого рисунка представляет собой количество использованных цветов. Вычислив среднее количество, получим «средний арифметический уровень» (AML), значение, сравнимое с pop-шаховским С. Однако так как Блох использует термин «динамическое расширение» в отношении K.AML, то приходится делать вывод, что интерпретация также связана с роршаховским «расширением», и, таким образом, является показателем расширенного опыта. Блох рекомендует фиксировать все Cs, чтобы знать не только средний уровень, но и различия в количестве использованных цветов. Из этого он выводит критерий «вариативное значение» (V), которое вычисляется как среднее арифметическое разниц последовательных цветовых оценок. Среднее значение для «нормальных» — 1,05; циклотимы имеют несколько завышенную оценку, шизотимы — заниженную, а хронические шизофреники — 0,41. Разница, однако, небольшая. Особое внимание уделяется «монохромным» сериям рисунков, то есть ответам, в которых все или почти все рисунки выполнены одним цветом. Считается, что это показатель аффективной реакции, подавленной сильным контролем эго или невротической депрессией. Прямой противоположностью такого типа ответов являются «простые полихромные серии», в которых выбор отдельных цветов часто меняется. Такие «изменения монохромных цветов» обозначаются специальным символом (monCc), и считаются характерными для пациентов, страдающих реакциями соматизапии. Соотношение f : AML обозначается буквой Е — «тип переживания», по аналогии с Роршахом. Из последующего объяснения обоих компонентов станет ясно, что сходство с роршаховским М : еС действительно значительное. Так как не приводится никаких цифровых данных, то неясно, где находится точка различия экстраверсии и интроверсии. Однако нужно помнить, что результаты нормального выполнения заданий ближе к циклоидной, чем к шизоидной личности. СОДЕРЖАНИЕ Классификация содержания ограничивается небольшим количеством категорий: предметы (О), растения (Р), животные (А) и человеческие фигуры (Н), плюс «специальная категория» (Is). В отличии от Роршаха, каждый рисунок оценивается по содержанию в целом. Таким образом, рисунок «женщина, развешивающая белье в саду; кот, сидящий рядом», предположительно будет оцениваться по четырем «обычным» категориям и внесет четыре пункта в так называемое общее ОРАН. Из этого общего вычисляются отдельно О%, Р%, А% и Н%. Is вычисляется дополнительно для других категорий содержания; не дается четкого критерия, но можно провести самую близкую параллель с роршаховс- ким типом О. Интерпретация обычных содержательных категорий проводится почти так же, как и роршаховская. Единственная не предсказываемая связь — это связь высокого Р% с «инфантильными чертами». Дальнейшая частичная аналогия с применением теста Рорашаха состоит в использовании «содержательной последовательности», имеющей некоторое сходство с роршаховским «анализом последовательности». Значительное внимание уделяется роли символики в MDDT, который, по утверждениям авторов, похож на символику снов в соответствии с психоаналитической теорией. НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ По точным стандартам можно сказать, что публикация MDDT была преждевременной, так как имеется только ограниченное количество психометрической информации. В руководстве говорится, что на момент написания тест был проведен примерно на 500 пациентах в трех центрах. Однако предоставленная информация основывается на меньшем количестве. Ретестовая надежность f% в течение трехнедельного периода на 32 нормальных пациентах выдала коэффициент 0,89. Но никакой подобной цифры для AML не приводится, и возникает впечатление, что колебания настроения или эффективность — это то, что, как ожидается, будет изменяться. Как бы то ни было, этот компонент включен в исследования валидности. Валидность оценивается путем сравнения, проводимого в критериальных группах (всего 275 человек), начиная от группы, состоящей из 61 нормального человека, и до 50 случаев острой шизофрении, 14 случаев внутренней депрессии и 12 случаев гибефрении. Мы уже говорили о различиях f%, AML и V среди критериальных групп. Вдобавок приводим таблицы с результатами t-теста, проведенного на этих группах, для f% и AML. Среди 36 сравнений каждой переменной 27 были значительными (на уровне 5%) для f% и AML. Очевидно, что изучены далеко не все возможности методики MDDT. Но даже если после ее применения, в конце концов, мы испытаем разочарование, то оно, хотя бы из-за простоты этой методики, по крайней мере не будет куплено дорогой ценой. В тесте очевидны определенные методологические или процедурные трудности. Серии из тридцати рисунков представляют собой довольно сложное задание для испытуемого, особенно для того, чье мнение о себе, как о художнике, не очень высоко. Что происходит с «испорченными» рисунками, не указывается. Наконец, потенциальный пользователь оставляется с чувством дискомфорта, которое можно считать противоположным тому, что остается после использования VAT'60. В этом тесте испытуемому не говорят, что выбор цветов будет очень важным; в MDDT дается ряд ярких цветов и не обеспечивается никакой конструкции для их использования. Однако в обоих случаях испытуемый не имеет ни малейшего представления о том, каким образом будет оцениваться его выбор цветов: это может быть, а может и не быть плюсом, но у исследователя все же останется ощущение, что он нарушает контакт с испытуемым. Блох ссылается на тот факт, что «до сих пор» были изучены только «монохромные серии», так что в будущем по ходу исследований этот аспект процедуры может быть развит. Хотелось бы более подробно узнать об обосновании. В работе Блоха представлен современный пример континентально-европейского подхода к личности через исследования индивидуальных различий в восприятии — традицию, в которую сам Герман Роршах внес большой вклад. Среди последователей данного подхода только имя Ульфа Крага (Ulf Kragh) хорошо известно в англоязычных странах. Точка зрения Блоха наиболее близка к мнению Сэндера (Sander), который различал «аналитический» и «интегрирующий» типы восприятия, которые он связывал с шизотимическими и циклотимическими личностями соответственно. Как мы уже говорили, Блох больше интересовался манипулированием с цветом самого по себе, а не аффективным влиянием отдельных цветов. Поэтому в MDDT представлен подход, отличающийся от подходов всех других методик, о которых говорилось в этой статье. По этой причине MDDT не может быть включен в обзор значений цветов в различных проективных методах в таблице 6. Таблица 6. Значения, приписываемые проективным цветовым реакциям
«ЗНАЧЕНИЯ» ЦВЕТОВ. КРАТКИЙ ОБЗОР Читателю следует с особой осторожностью относиться к применению данных таблицы 6, куда вошла информация из дополнительных источников. В этой связи мы должны помнить следующее: 1) Лоуэнфельд, как уже говорилось выше, не занималась интерпретацией отдельных цветов. Как заметили Эймс (Ames) и Илг (Ilg), слово «цвет» не встречается в предметном указателе в ее работе. Как бы то ни было, она рассматривает использование отдельных цветов в мозаиках, собранных пациентами-невротиками. Основное вы можете найти в сокращенном виде в таблице 6. 2) Люшеровские значения взяты из сокращенной версии теста. Основное, что нужно помнить, это что синий цвет в его тесте — это очень темный синий, а зеленый имеет голубой оттенок. 3) Де Зиув упоминался в этой книге в основном в связи с Люшером. В его работе дается только очень короткое описание его собственного цветового теста, который очень напоминает «полную» версию теста Люшера. Де Зиув также разработал тест, похожий на Тест цветных пирамид, используя конструкцию в виде креста из пяти квадратов. Некоторые из его «гипотетических психодиагностических значений» довольно трудно понять в переводе на английский, но главная идея ясна (даже в случае с зеленым цветом!). 4) Комментарии Пиотровски по поводу реакций на цвета теста Роршаха собраны из разных источников. Пиотровски, единственный из специалистов по Роршаху, осмелился на интерпретацию такого типа, и в некоторых местах она дается довольно небрежно. Понятно, что роршаховские цветовые реакции отличаются от применения цвета в других представленных здесь методиках. Но все же между ними существует очень много совпадений. Прежде чем изучать таблицу 6, стоит разобраться, что же подразумевается под «значением», приписываемым какому-либо цвету. Несмотря на то, что работа де Зиува называется «Предпочтение цветов в психодиагностике», автор пытается дать понять, что описание общих характеристик цвета «не должны путаться с различными психодиагностическими значениями предпочтений цветов». Что де Зиув и другие авторы, связывающие проективную интерпретацию с реакцией на цвет, имели в виду, лучше всего можно понять, обратившись к «характеристике» эстетического типа Буллофа (Bullough) — эмпатической атрибуции квазичеловеческих качеств стимульному объекту. Реакция на цвет, таким образом, должна пониматься не в терминах «любимого цвета», независимо от того, существуют предпочтения его использования, контекста и т. д. или нет, а просто как реакция сама по себе, на особенность окружающей среды выделять стимулы. Де Зиув отмечает, что «значение» цветовой реакции (которая может быть в форме предпочтения цвета) зависит и от «личностного уровня» испытуемого. Этот термин не объясняется, но, возможно, лучше его понимать как индивидуальное в отношении к окружению, чем как в Dasein-концепции Бинсвангера (Binswanger): «бытие-в-мире». Кое-какие объяснения можно взять из люшеровского «структурного значения цветовых пар». Таким образом, в соответствии с этой точкой зрения, отдельная «цветовая пара» имеет константное «значение», но в соответствии с «функцией» («+», «=», «х» или «—»), с которой она связана, она имеет различную актуальность для опыта поведения испытуемого, в протоколе которого она обнаруживается. Возвращаясь теперь к таблице 6, мы обнаруживаем довольно высокий уровень согласованности. Самые явные расхождения мы видим в данных для VAT60, в котором желтый цвет, связывающийся в других методиках преимущественно с положительными эмоциями, считается показателем тревожности. Интерпретация Ханом синего и зеленого цветов немного меньше расходится с мнением других авторов методик: он приписывает им «веселое настроение», тогда как другие — «холодность» и «спокойствие», но «контролируемую эмоциональность» или другие похожие термины, используемые Шаем и Хайссом, можно считать связующим звеном между этими крайностями. Все системы, так же как и схожий язык, сходятся в противопоставлении «теплых» цветов (красный, оранжевый и желтый) «холодным» (синий, зеленый и (иногда) фиолетовый и коричневый). В рамках данной дихотомии Хан помещает синий и зеленый на правую сторону, белый и серый цвета постоянно исследуются; то же самое и с черным (если не принимать во внимание Пиотровски). Цвета, трактующиеся менее последовательно, — это «вторичные» или «смешанные» (пурпурный/фиолетовый и коричневый), но даже здесь можно проследить определенные соответствия, хотя и не точно по колонкам. Любой скептик сразу отметит что многие из «значений» цветов — это не что иное, как простые ассоциации. На это обвинение можно ответить, что «быть похожим» и «быть не чем иным, как» — это не одно и то же. Более того, многие последователи этого подхода предъявляют или утверждают, что имеют эмпирические доказательства своих точек зрения. Люди имеют собственные ассоциации с цветами, которые могут быть довольно случайными; следовательно, можно сказать, что цветовая реакция, происхождение которой прослеживается, не может считаться «ненормальной» в смысле патологии. Однако сильные ассоциации, значительно отклоняющиеся от обычных, будут иметь симптоматическое значение при определенных обстоятельствах. Так Лоуэнфельд отмечает, что желтый цвет может иногда иметь дисфорические значения из-за ассоциации с гноем или мочой, при таких реакциях можно предполагать наличие невроза. Эмпирический подход, важный для проективной методики, должен также рассматривать и трудности, возникающие из-за различий в отношении к цвету (или, скорее, к названию цвета) в различных контекстах. Так зеленый (не специально) может с успехом быть выбран для внутренней отделки помещения, так как он «способствует отдыху», но от него откажутся при окраске корпуса автомобиля, потому что он «несчастливый». Возможно некоторое нетерпение и насмешки, с которыми обычные люди, да и психологи тоже, встретили тест Люшера (речь идет о сокращенном варианте), относились к недостаточному пониманию того, что выбирать необходимо именно из этих цветов. В методике «Цветные пирамиды» в которой с цветными квадратиками необходимо производить действия, возникновение трудностей наиболее вероятно. Однако самая большая сложность возникает в тех случаях, когда люди не могут работать с цветом в отсутствии контекста. Они выражают это, например, такими фразами: «Да, я понимаю, что это синий цвет, но сам по себе он ничего не значит. Для каких-то случаев он вполне подойдет, а для других -нет». Если все же такого человека удастся убедить пройти тест, то не стоит ожидать согласованности его результатов. Но также возможно, что прохождение такими испытуемыми манипулятивного цветового теста, такого как «Цветные пирамиды», может быть решающим в установлении того, может ли он показать единообразие цветовых реакций при выполнении различных тестов. Осторожность при выражении своего отношения к цвету открыта для различных толкований, начиная от педантичности, происходящей из сильной вовлеченности, и до отсутствия реактивности и безразличия. Как и многое другое в проективной психологии, это качество может иметь противоположное значение для различных людей, и разобраться в этом входит в задачу клинициста, если только он считает, что работа стоит усилий. Несомненно, важно четко определить, что имеется в виду под «реактивностью» на цвет в определенной ситуации. Как мы уже говорили, реакции или использование цвета в описанных методиках в этой книге или где-либо еще значительно различаются. Этот вопрос рассматривается в исследовании Цербуса и Николса (Cerbus and Nichols), посвященном (к сожалению, как и в данном случае) в основном ответам на тест Роршаха, но так же затрагивающем и другие методики. Эти авторы делают вывод, что в действительности существуют свидетельства того, что депрессивный пациент демонстрирует слабое использование цвета, что можно проинтерпретировать как показатель снижения интереса к внешнему миру. Подразумеваемое выделение цвета как доминирующего визуального элемента внешнего мира подходит под точку зрения Шахте-ля (Schachtel) о влиянии цвета. Процитируем его: «Наблюдатель сразу же осознает наличие «чего-то окрашенного» — цвет впечатляет его, — но он вынужден вглядываться и «узнавать» или различать форму». Дальнейшие обсуждения восприятия цвета могут продолжаться бесконечно в завершение этой статьи, предмет которой играет роль Золушки в сфере проективного. Именно по этой причине мы даже не пытались рассматривать близкие темы, такие как кросс-культурные исследования цветового предпочтения, цветовой символизм и другие моменты психологического влияния цветовой стимуляции. Положение, занимаемое цветовыми методиками в проективной психологии, можно сравнить с положением проективной области во всей психологии. Иногда они основываются на непроверенных предположениях или интуитивных мнениях. Однако поле исследования широко открыто. Г. М. Прошанский СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ И ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕСТ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК, «ДВА ДОМА», IPM, SDP, K-F-D и др. Большинство методик, представленных в этой статье, включают изучение взаимоотношений в рамках семьи. В первую очередь, это тесты, предназначенные для работы с детьми, и в качестве дополнения методики ORT. Методики рассказывания историй, касающиеся семейных взаимоотношений, включены в эту статью, поскольку они преследуют ту же цель, что и описываемые здесь методики, имеющими одну и ту же цель. Так как отношение к семье тесно связано с восприятием личности вообще, в том числе самого себя, то в раздел будут включены методики, относящиеся к изучению обеих сфер. ТЕСТ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК TEST OF FAMILY ATTITUDES (TFA) Тест семейных установок, разработанный Лидией Джексон (Lydia Jackson) по стимульным материалам и процедуре очень близок к Тематическому Апперцептивному Тесту. Стимульный материал состоит из семи картинок (в одном случае есть различия для девочек и мальчиков) размером чуть побольше, чем почтовые открытки, сшитых пружиной. Далее приводятся описания картинок и связанных с ними тем, сделанные самой Лидией Джексон. Картинка 0. Большая женская фигура, склонившаяся над колыбелью (материнская защита и зависимость ребенка от матери). Картинка 1. Мужчина и женщина, сидящие на стульях бок о бок, повернувшись спинами к ребенку, сидящему на полу; за закрытой дверью стоит мужчина (исключение ребенка из интимных отношений родителей с последующей угрозой его безопасности). Картинка 2 и 2А. Мужчина и женщина с грудным ребенком на руках сидят рядом на диване; маленький мальчик (2) или девочка (2А) стоит несколько в стороне и смотрит на них (адаптация к сиблингу со всеми последствиями). Картинка 3. Ребенок сидит на табуретке один, дверь закрыта (проступок и ощущение одиночества). Картинка 4. Невысокая женщина, держащая ребенка, и большой мужчина, рука которого направлена на них (возможность агрессии и «измены* родителей). Картинка 5. Ползущий и тянущийся к плохо различимому предмету ребенок, позади него фигура стоящего мужчины с поднятыми руками (привлекательность запретного плода и возможность наказания). Картинка 6. Мужчина и женщина, стоящие друг напротив друга и жестикулирующие; ребенок сидит в на стуле несколько в стороне (реакция ребенка на ссоры между родителями). Картинка 6 была добавлена уже после публикации исследования. Несмотря на то что все картинки по стилю — это наброски, они довольно реалистичны. В большинстве случаев можно определить отдельные черты (но не выражение лица) (рис. ,24). Тест предназначен для детей от 6 до 12 лет, и по крайней мере у первой половины этой возрастной группы идентификация с персонажами проходит довольно легко. Фигура на картинке № 5 может восприниматься как девочка, а не как мальчик; на других картинках художнику, по-видимому, удалось лучше справиться с задачей воспроизведения естественного детского облика как мальчиков, так и девочек. Процедура проведения методики во многом совпадает с различными вариантами ТАТа, хотя существующие различия в инструкции связаны с разницей в акцентах. Например для РРР она следующая: «Это не обязательно должна быть очень хорошая или длинная история, но она должна быть твоя собственная, не нужно пересказывать то, что ты читал... или слышал». Допускаются некоторые подсказки, также для прояснения рассказа разработан список «стандартных» вопросов для каждой картинки. В зависимости от ситуации можно задать все или только некоторые из них. Рис. 24. Тест отношения к семье. Картинка 2 Результаты ранних исследований Лидии Джексон были получены на сорока «нормальных» детях, сорока «невротичных» и тридцати правонарушителях. Количество девочек и мальчиков было равным, кроме последней группы, в которой было двадцать мальчиков и десять девочек. «Невротическая» группа и группа «правонарушителей» были взяты из числа детей, посещающих центр реабилитации; некоторые из «правонарушителей» имели невротические симптомы, но дети в «невротической» группе не имели случаев правонарушений. Полученные истории были проанализированы и разбиты на 68 «типов реакций» или элементарных тем, таких как следующие (по картинке 1): «Снаружи опасный человек», «Ребенок, враждебный по отношению к родителям», «Непослушный» или «плохой» ребенок». При сравнении частоты проявления каждой реакции в трех исследованных группах обнаружилось, что частота 15 тем значительно различалась в нормальной группе и двух других: 8 — только в «нормальной» и невротической группах, а 6 — в «нормальной» и группе правонарушителей (на уровне 0,01). (Приведенные выше реакции попадают в эти три категории по указанному порядку.) Хотя сама Джексон об этом ничего и не говорит, но один тип реакции (картинка 4 «Ребенку сильно угрожают»: выше в группе правонарушителей) также различается в невротической группе и группе правонарушителей. Обобщая, Джексон характеризует отношение невротической группы как «неприятие родителей и родителями»; группы правонарушителей — как «отчужденность». ИНДИКАТОР СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ FAMILY RELATIONS INDICATOR (FRI) Более поздняя методика, похожая на TFA, но претендующая на более широкий охват, — это Индикатор семейных отношений, разработанный Хоуэллсом и Ликоришом (Howells and Lickerish). FR1 также имеет сходство с ORT, так как обе разрабатывались в соответствии с ориентацией определенного института, в данном случае — Института семейной психиатрии. Происхождение методики отражается в ее универсальности; она применима как для детей, так и для родителей. Стимульный материал состоит из 40 картинок. На 16 из них главный герой — мальчик, а на 16 других, сходных во всем остальном, — девочка. Эти картинки предъявляются семьям, имеющим соответственно только мальчиков или только девочек. 8 других картинок можно предъявлять всем семьям, то есть тем, в которых есть только мальчики, только девочки или и мальчики, и девочки. Родителям, имеющим детей обоего пола, предъявляются все 40 картинок. Все картинки сгруппированы по четыре следующим образом: F — отец и мальчик (или девочка, в зависимости от случая). М — мать и мальчик (или девочка). В или G — мальчик (или девочка) один, кроме картинки, где также заметны две другие фигуры. Рис. 25. Тест семейных отношений. Картинка BY2 BY — мальчик (или девочка) и грудной ребенок; две из этих картинок также содержат фигуры трех взрослых женщин. Р — родители: на двух картинках отец и мать одни, на двух других -отец, мать, мальчик и девочка. S — сиблинги: на двух картинках изображены по одному мальчик и одна девочка; на двух других — четыре ребенка. Стиль картинок (рис. 25) менее натуральный и более мультипликационный по сравнению с TFA: глаза изображены в виде точек, а рты обычно линией. Деталей не очень много. Авторы уделяют даже больше, чем обычно, внимания установлению раппорта: они не рекомендуют использовать данную методику во время первой беседы. Они идут еще дальше и полагают, что эмпатичес-кое отождествление зависит от хорошего раппорта. Один из принципов теоретического обоснования использования методики звучит следующим образом: если человек находится в безопасной, дружеской и располагающей обстановке, он, как правило, приписывает картинкам тот вид действий, отношений, высказываний и переживаний, что обнаруживает в своем непосредственном переживании. Что касается других аспектов, то применение FRI совпадает с принципами ТАТ, за исключением того, что испытуемого не просят рассказать историю, ключевая фраза в инструкции — это «Расскажите мне, что, по вашему мнению, они (люди на картинке) делают или говорят». Другими словами, приветствуются простые утверждения, а не выдуманные описания. Аудиозапись считается желательной, и сам факт записи не скрывается; считается, что он увеличивает интерес ребенка, особенно если имеется возможность прослушать часть записанного. Первым шагом в анализе ответов является их разделение на «информационные единицы», каждая из которых составляет примерно «предложение» в лингвистическом смысле. Информационные единицы классифицируются по 4 категориям:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|