Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 38 страница



1. Расширение сферы осознания собственного тела и использова­ния его возможностей. Это улучшает физическое и эмоциональ­ное здоровье.

2. Повышение самооценки путем развития положительного обра­за тела, который прямо связан с положительным и привлекатель­ным образом «Я».

3. Совершенствование посредством группового опыта социальных умений людей, нуждающихся в тренинге элементарных соци­альных навыков. Телесно-ориентированные психотехнологии дают возможность человеку установить творческую связь с дру­гими, преодолевая барьеры условности слов.

4. Приведение человека в контакт с его чувствами путем установ­ления связи чувств с движениями. Направленные или спонтан­ные движения позволяют освободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источни­ком психического напряжения.

5. Обретение глубокого группового опыта, действующего на бес­сознательном уровне.

Телесно-ориентированные психотехнологии используют свои спе­цифические средства, которые дают возможность участникам осоз­навать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограни­чения в дыхательном цикле, помогают им ослабить мышечное напря­жение. Так как психические и телесные явления считаются равнознач­ными, ригидность на одном уровне предполагает ригидность и на дру­гом. Телесно-ориентированные психотехнологии позволяют преодо­леть эту ригидность, вызывающую тревогу и негативные эмоциональ­ные переживания.

Дыхание — совокупность процессов по поддержанию жизни, даю­щих организму непосредственную энергию для его движения и функ­ционирования. Поэтому большинство занятий начинаются с дыхатель­ных упражнений, предусматривающих контроль над циклом «вдох-выдох». Одновременно с дыхательными упражнениями можно физи­чески манипулировать телом клиента и поощрять релаксацию.

Известно, что задержка дыхания служит эффективным способом избегать глубоких чувствительных переживаний: гнева, печали, стра­ха и сексуальности. Процесс самопознания и тренировки новых ви­дов поведения на начальных стадиях работы группы может вызвать тревогу: когда участники испытывают внезапные сильные чувства, они могут затормаживать ответные реакции. Торможение чувств проис­ходит автоматически, вызывая появление областей напряжения, ко­торые снижают полный энергетический уровень тела. С помощью спе-циальных приемов мышечного расслабления, глубокого и полного ды­хания сдерживаемым чувствам может быть дана полная разрядка.

Мышечное напряжение диагностируют с помощью использования биоэнергетических напряженных поз тела, упражнений, способству­ющих выделению адреналина и появлению напряжения. Так как хро­ническое мышечное напряжение действует на подвижность (или дви­жение), то проблемы подвижности становятся яснее, когда человека просят принять физически напряженные позы.

Существует множество биоэнергетических напряженных поз, каж­дая из которых направлена на особые области мышечного напряже­ния. Участников поощряют удерживать каждую позу как можно доль­ше и во время упражнения осуществлять глубокое и полное дыхание. Чем выше хроническое мышечное напряжение, тем больше усилий требуется для удерживания позы. Если тело энергетически заряжен­ное, бодрое, то будет наблюдаться дрожь в напряженной области, на­пример, в ногах.

Регулярное принятие напряженных поз помогает человеку войти в контакт с собственным телом и сохранять чувство гармонии при напряжении.

Напряженные позы используются для установления областей на­пряжения и в прямой физической работе над расслаблением напря­женных мышц. Двигательные упражнения эффективны тем, что по­могают вернуть членов группы к примитивному эмоциональному со­стоянию, первичной природе человека.

Хронически напряженные мышцы сдерживают импульс, который возникает, когда мышцы расслаблены. Следовательно, поощрение сво­бодных движений возбуждает импульс и заблокированные чувства. Двигательные упражнения эффективнее работают тогда, когДгГучаст-ник эмоционально вовлекается в процесс, начинает злиться и ищет возможность освободиться от гнева и злости, чем когда они выполня­ются как механический ритуал.

Проявление негативных чувств, таких, как гнев, страх, грусть, по­чти неизбежно предшествует выражению положительных эмоций. По-видимому, негативные чувства скрывают глубокие потребности в положительном контакте и успокоении, и через них члены группы должны пройти раньше, чем они будут готовы принять положитель­ные эмоции.

Сильное физическое высвобождение аффекта может вести к лич­ным изменениям. Когда люди привыкают открыто выражать эмоции, у них возрастает возможность пережить весь диапазон чувств. Участ­ники группы идут дальше эмоциональной разрядки и используют вновь возникшие чувства для взаимодействия с другими, поиска обратной связи и вербальной работы над своими реакциями.Группы телесно-ориентированных психотехнологий предполагают физический контакт в групповое взаимодействие. Массаж и подоб­ные массажу контакты между участниками помогают расслабить мыш­цы и области хронического напряжения и, кроме того, могут служить средством оказания поддержки и успокоения.

Ведущий выступает как партнер, режиссер событий, катализатор, облегчающий развитие через движение. Он создает безопасную ок­ружающую среду для исследования себя и других и работает над отра­жением спонтанных движений членов группы и расширением репер­туара движений. Ведущий применяет структурированные упражне­ния на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве.

Телесно-ориентированные психотехнологии включают физический параметр в групповой опыт и предлагают альтернативу рассудочным групповым методам. Они являются сильным методом высвобождения эмоций. Различные системы, ориентированные на тело, независимо развившиеся в разных местах земного шара, имеют много общего. Они отстаивают так называемое «недеяние», то есть предоставление телу возможности действовать естественно и легко. Все они предпочитают релаксированные действия напряженным, все стараются научить че­ловека уменьшать привычные напряжения в теле. Все эти системы рассматривают тело и ум как одно целое, как текущий психофизиоло­гический процесс, в котором изменения на любом уровне воздейству­ют на остальные части.

Есть и интересные различия между этими системами. Каждая, по-видимому, специализируется на особой области физического функ­ционирования. Райхианская и биоэнергетическая работа имеет дело с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанав­ливает структуру линий тела, которые могли быть нарушены физи­ческой травмой или по иным причинам.

Работа Александера центрируется больше на использовании тела, чем на его структуре, метод Фельденкрайза также, однако его уп­ражнения содержат значительно более сложные паттерны поведе­ния, чтобы восстановить физическую эффективность и грацию. Чувственное сознавание и релаксация чувств концентрируются на ощущениях, на прикосновениях, на лучшем сознавании тела и мира вокруг нас.

Все эти системы стремятся научить человека быть более релак-сированным, более «естественным» как в отдыхе, так и в действии. Все они озабочены устранением ненужных напряжений, которые мы несем в себе и с собой, стараются возвратить нас к действию в «недеянии», в котором мы учимся давать возможность телу действо­вать естественно и эффективно, а не напрягать, не тянуть, не ста-раться. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы, а в про­цессе ТОП вернуться к естественной мудрости, координации и рав­новесию тела.

К началу 1990-х годов в России благодаря усилиям Владимира Бас­какова (кандидат психологических наук, лидер и основатель россий­ской школы по телесно-ориентированным психотехникам) ТОП уже сформировались в целостную программу «Культура телесности», внутри которой были разработаны обучающие программы по подго­товке специалистов, множество специфических терапевтических тех­нологий, начали выпускаться тематические междисциплинарные сборники.

Целями этих технологий являются:

• расширение сферы осознания собственного тела;

• развитие положительного образа тела, социальных умений;

• исследование чувств и создание глубокого группового опыта.

Фундаментальными для телесно-ориентированных психотехноло­гий являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанны­ми движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движе­ния отражают личность.

Интенсивность воздействия на личность предполагает возмож­ность решения разнообразных задач посредством этих технологий, включая оздоровление, самопознание, развитие, коррекцию лично­стных установок поведения, взаимоотношений и других социально значимых параметров.

Мы хотим привести в данном разделе множество психотехник, ко­торые можно использовать как самостоятельно, так и в качестве «ра­зогрева», а также некоторые краткие конспекты теоретических по­ложений ведущих лидеров ТОП. Многие из них показали высокую эффективность для формирования положительного психологическо­го климата, общей энергизации, усиления групповой динамики.

В соответствии с положениями, разработанными Владимиром Бас­каковым, они полифункциональны и направлены не только на улуч­шение психологического самочувствия за счет осознания языка свое­го тела и окружающих, но и на поиск и снятие собственных зажимов, изучение невербальных компонентов общения.

Занятия проводятся с группой от 2 до 24 человек. Я проводил эти упражнения и в группах более 80 человек, но для большей организо­ванности пространства лучше, чтобы численность группы была не больше 24 человек. Участникам предлагается приносить на занятия удобную, мягкую обувь и не стесняющую движения одежду.ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ

В России эта техника телесного контакта называется «Театр при­косновений». По характеру она очень напоминает «Тайч-Инь» или искусство мягких (женских) прикосновений.

Упражнение проводится в парах или в тройках.

Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:

1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне уми­ротворенным.

2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом дол­жно быть минимальным по силе и амплитуде.

3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодей­ствия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.

4. Будьте спонтанны, не смотрите, что делает ваш партнер по уп­ражнению, пусть ваше взаимодействие с телом исходит только из ваших внутренних импульсов. Не координируйте ваши дей­ствия с действиями партнера.

Этот принцип добавляется при работе в тройках.

Данное упражнение используется с разными целями. Основная — достижение кинестетического транса и глубокого расслабления. Из­вестно, что кратковременная память человека имеет ограниченный объем: не более 7 ±2 единицы материала. В данном упражнении коли­чество кинестетических стимулов, как правило, превышает 9 единиц, и в силу этого сами прикосновения приобретают характер «сенсор­ной атаки», вследствие которой и возникает, на наш взгляд, кинесте­тический транс и глубокое мышечное и психическое расслабление.

Другой аспект этого упражнения — повышение общей культуры телесности, улучшение чувствительности. Этот аспект основан на эффектах внимания (Н. Н. Ланге, 1976).

Кинестетические ощущения:

• становятся более тонкими для нашего осознания, и мы замечаем в них больше подробностей (аналитический эффект внимания);

• делаются устойчивее в сознании, не так легко исчезают (фик­сирующий эффект). В данном упражнении, как показывают многочисленные опыты, некоторые ощущения сохраняют свои качества на несколько минут после прекращения действия сти­мула (прикосновения);• впечатление от ощущения становится для человека сильнее (уси­ливающий эффект).

Техника исполнения'

Упражнение проводится в условиях минимальной освещенности.

Клиенту предлагается лечь на спину в позе «звездочки» — макси­мальной открытости: руки и ноги раскинуть по сторонам, ладони от­крыть, закрыть глаза, расслабиться.

Тот, кто выполняет упражнение, настраивается на контакт, и когда почувствует готовность, начинает тонкие, медленные, мягкие прикос­новения к телу клиента с соблюдением принципов, изложенных выше. Упражнение продолжается в течение 5—10 минут, после чего партне­ры меняются местами.

Упражнение в тройках выполняется в той же последовательности, но уже с соблюдением четырех принципов.

Если структура тренинга предусматривает достаточно времени, то упражнение может проводиться со сменой партнеров.

По окончании упражнения проводится групповое обсуждение.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

Это упражнение из цикла телесно-ориентированных психотехник выполняется в парах и опирается на те же принципы работы с телом, которые мы излагали в предыдущем упражнении. Клиент лежит на спине в позе «звездочки». Работа заключается в медленном, плавном движении частей тела, в их естественных направлениях. Части тела (руки, ноги, голова) клиента при этом воспринимаются как целостные живые сущности. Работа начинается с рук, затем подключаются ноги и голова. При этом клиент должен полностью расслабиться и отдать часть своего тела во власть специалиста. Кроме мышечных напряже­ний в этом упражнении можно исследовать «градиен^гдоверия», то есть насколько клиент может довериться специалисту. (Насколько я дове­ряю другому, ровно настолько я доверяю себе, «принимаю» себя).

«Контрастное напряжение»

Напрягите правую руку. Почувствуйте, как она становится тяже­лой, как будто в нее перемещается центр тяжести вашего тела. Усили­вайте напряжение, утрируйте его, доводя до предела. Сбросьте напря­жение. Проделайте то же самое с левой рукой. Напрягите плечи. Если чувствуете, что вам это не удается, немного надавите пальцами на пле-

* Специалистам, проводящим это упражнение и остальные техники дан­ного раздела, рекомендуем пройти тренинг по телесно-ориентированным психо­техникам у Владимира Баскакова (тел (095) 286 — 1451) или его учеников — квали­фицированных тренеровчи, почувствуйте напряжение. Усильте его, доведя до предела. Сбрось­те. Напрягите заднюю часть шеи (на передней части шеи, гортани на­пряжение не фокусируется по принципиальным соображениям)... Спину... Поясницу... Обе ноги... Правую ногу... Левую ногу... Низ жи­вота. Напрягите верх живота. Что происходит с вашим дыханием? Оно становится поверхностным, нижняя часть легких не заполняется. Сбросьте напряжение. Напрягите грудь. Обратите внимание на дыха­ние. Сбросьте напряжение. Напрягите все тело целиком. Расслабьте. Напрягите, расслабьте.

При выполнении этого и следующего упражнений участников не­обходимо предупредить, что если у кого-то из них были физические травмы, переломы, пострадавшие участки тела должны работать в щадящем режиме, утрирование напряжения должно происходить в воображении.

«Перекат напряжения»

Напрягите до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, пе­реведите напряжение выше в плечо (как будто центр тяжести вашего тела перемещается из руки в правое плечо)... В оба плеча.

Доведите напряжение в плечах до предела. Постепенно освобождая плечи, переведите напряжение в левую руку (переместите в нее центр тяжести тела). Постепенно расслабляя левую руку, переведите напря­жение вверх через левое плечо в заднюю часть шеи. Доведя напряже­ние в шее до предела, переведите его в верхнюю часть спины в область лопаток... ниже... В поясницу... В область таза... В правую ногу... из пра­вой ноги через поясницу в левую ногу... из левой ноги вверх в ниж­нюю часть живота... В верхнюю часть живота... В грудь... В правую руку. Сбросьте напряжение.

«Огонь - лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслаб­ление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движе­ния всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выби­раются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участни­ки застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до пре­дела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произ­вольно меняя время выполнения той и другой.

«Ртуть»

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам предста­вить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Уп­ражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один уча­сток не остался без смазки».

«Зажимы по кругу»

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15 — 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает участни­кам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спо­койно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести за­жим до предела, сбросить его через 15 — 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажи­мами 3 — 5 раз. После окончания упражнения участникам дается реко­мендация индивидуально повторять его хотя бы 1—2 раза в день.

«Центр тяжести»

Упражнение выполняется всеми участниками. Инструкция: «По­пробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (то есть подви­гайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжес­ти тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, по­пробуйте «на себе» все это. Животные и маленькие дети — самые луч­шие примеры отсутствия мышечных зажимов».

«Растем»

Участники в кругу. Исходное положение — сидя на корточках, го­лову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представь­те себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из зем­ли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремля­ясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя упражнение, ве­дущий может увеличить продолжительность «роста» до 10 — 20 «ста­дий». После выполнения этого упражнения полезно сразу же перей­ти к упражнению «Потянулись — сломались».«Потянулись - сломались»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (ре­ально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безволь­но повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Ос­талось ли где-то напряжение? Сбросили его!»

Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить вни­мание участников на два следующих момента:

1) показать разницу между выполнением команды «опустите кис­ти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);

2) когда участники лежат на полу, ведущий должен подойти к каж­дому и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

«Насос и надувная кукла»

Участники разбиваются на пары. Один — надувная кукла, из ко­торой выпущен воздух, — лежит совершенно расслабленно на полу. Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепен­но наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравнивают­ся. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачи­вание необходимо вовремя закончить. Время окончания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное уп­ражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимо­действие.

«Групповая скульптура»

Каждый участник — одновременно и скульптор, и глина. Он нахо­дит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр ком­наты выходит первый участник (им может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, не­обходимо:

1) действовать в довольно быстром темпе,

з..                                                         483

2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмыслен­ной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».

«Марионетки»

Участникам предлагается представить себе, что они — куклы-ма­рионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью рас­слабленности тел участников.

«Согласованные действия»

Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются при выполнении упражнений на парные физические действия. Участни­кам предлагается показать этюды:

• пилка дров;

• гребля;

• перемотка ниток;                                                     ,

• перетягивание каната и т. д.

Сначала эти упражнения кажутся довольно простыми. Однако при их выполнении участникам необходимо помнить о согласованности действий и -о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участ­никам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т. д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений — «Канатохо­дец». «Канатоходец» имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии на полу, но «как бы» по канату: скользя и ба­лансируя, ища равновесия. Партнер дует на «канатоходца» со сторо­ны, как бы пытаясь «сбросить» с каната. Дует он с расстояния вытяну­той руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца — удер­жаться, несмотря на препятствие.

«Оправдание позы»

Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен за­мереть в неожиданной для себя позе. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. «Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие... По команде «Отомри» продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не приду­мывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению ва­шего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому».«Человек и его тень»

Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой — его Тенью. Человек совершает любые движения, Тень — повторяет их. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его на­строения.

«Зеркало»

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих совершает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркаль­ным отражением». На первых порах ведущий налагает некоторые ог­раничения на действия «оригинала»:

1) не делать сложных движений, то есть не производить одновре­менно несколько движений,

2) не делать мимических движений;

3) выполнять движения в очень медленном темпе.

Через некоторое время участники меняются ролями.

В ходе выполнения упражнения участники, работающие на «отра­жение» , довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схва­тывать логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение — очень хорошее сред­ство для установления психологического контакта.

«Японская машинка»

Эту психотехнику я предлагаю проводить в уже хорошо разогре­той группе. Впервые мне показал ее Владимир Баскаков в 1991 году. Как показывает опыт, только группа высокого уровня сплочения вы­полняет это упражнение достаточно успешно.

Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается но­мер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» — удар ладо­нями обеих рук по коленям, на счет «два» — щелчок пальцами правой руки, на счет «три» — щелчок пальцами левой руки и т. д. Одновре­менно со щелчком правой руки ведущий начинает игру, произнося свой номер «Ноль». На щелчок левой руки он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. Например: «Ноль — два». Далее сле-дует удар ладонями по коленям (все молчат). При этом участники, при­глашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое при­глашение взглядом.

Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако, сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ве­дущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», — и продолжает игру. Ошибками считаются:

1) сбой темпа,

2) неправильное называние своего номера,

3) неправильное называние номера партнера,

4) приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет),

5) приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.

Возможные пути усложнения игры: убыстрение темпа; изменение направления расчета участников; расчет нечетными цифрами или буквами. Игра прекращается, когда в кругу остается 2 — 3 участника. Это задание прежде всего на концентрацию внимания. Невозможно выполнить все требования игры, не сосредоточившись на ее услови­ях, на ситуации «здесь и теперь». Кроме того, это задание на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки) в си­туации ограниченного времени (заданный темп), и, наконец, это зада­ние на установление контакта между членами группы. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с ко­торыми называются номера.

«Ритм по кругу»

Группа образует полукруг. Ведущий отстукивает ладонью какой-либо ритм. Участники внимательно слушают и по команде ведущего повто­ряют его (все вместе или по отдельности). Когда ритм освоен, участни­ки получают команду: «Давайте отстучим этот ритм следующим обра­зом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий участник выжидает короткую пау­зу и начинает сначала; и так до команды ведущего «Стоп». Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма; отстукива­ние ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т. д.

«Предмет по кругу»

Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий пока­зывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, лю­бой попавшийся в поле зрения предмет). Участники должны переда­вать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержа-нием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыг­рать линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку имен­но как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т. д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отноше­ние к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно прежде всего увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на пред­ложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и при­нять его в новом качестве.

«Фраза по кругу»

Группа располагается полукругом. Ведущий предлагает участникам фразу, смысл которой может меняться в зависимости от контекста. Каждый должен обратиться к соседу с этой фразой, наполнив ее опре­деленной смысловой нагрузкой. Контекст фразы должен быть ясен по интонации, с которой она произнесена. Партнер должен «принять фразу» и каким-то образом на нее отреагировать. Это упражнение на контакт, на умение говорить и слушать.

Варианты упражнения:

1. Та же ситуация. Отличие только в том, что участник, к которо­му обратились, должен ответить.

2. Между первым и вторым участниками завязывается разговор из шести фраз (по три фразы от каждого). Каждый диалог начи­нается с фразы ведущего (так называемой исходной фразы). После окончания разговора с первым участником, то есть после произнесения шестой фразы, второй обращается с исходной фразой к третьему.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.