Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 36 страница



Форма Аутентичного движения Джанет Адлер проста: есть движу­щийся и наблюдатель. Движущийся закрывает глаза и ждет импуль­сов движения — это процесс проживания движения. Тело является гидом, и движущийся следует импульсам движения, когда они появля­ются. Наблюдатель наблюдает, сохраняя полное осознавание своего опыта и опыта движущегося. Через некоторое время наблюдатель объявляет, что сессия движения окончена, и следует вербальный диа­лог о том, что происходило. Движущийся говорит, а наблюдатель дает обратную связь о своем опыте во время сессии, без каких либо оценок и осуждения. Конечной целью является обретение внутри себя децен-трированного и неосуждающего свидетеля во время движения, так, чтобы мы могли наблюдать за собой, не вмешиваясь в естественный поток движения. При этом подходе к Аутентичному движению форма обеспечивает появление материала из бессознательного, его осозна­ние и выражение или оформление полученного опыта в разговоре или творчестве.

При использовании Аутентичного движения мы развиваем диалог между сознанием и подсознанием. Существует несколько основных источников движения, которые могут быть описаны:

• личное бессознательное (личная история);

• коллективное бессознательное (трансперсональное и кросскуль-турное);

• сверхсознательное (связанное с энергиями, выходящими за пределы собственного «Я»).

Не ограничивая спектр возможностей движения, мы можем заме­тить некоторые его модальности, которые появляются из этих источ­ников: импульсы, идущие только из ощущений (такие, как потягива­ния или защита от травм), импульсы, основанные на переориентации нашего сознания (такие, как вращение, ходьба назад, повороты), им­пульсы движения как путешествия (такие, как раскрытие истории дви­жения) или же основанные на эмоционально заряженных или духов­но трансформирующих состояниях, доступных через тело (такие, как слушание или выражение внутренних голосов, ритуальные жесты, или архетипические характерные образы). Эти источники и модальности являются способами описания различных аспектов движения, и все они проявляются в Аутентичном движении.В опыте «переживания движения», когда бессознательное говорит прямо через тело, некоторые движения или положения не будут воп­лощены в форму, их трудно вспомнить, некоторые будут более разви­ты, а другие доступны ясному осознанию. «Доступные», «готовые» дви­жения возвращаются вновь и вновь, их легко вспомнить, и они могут быть использованы, как говорит мой опыт, для творческого процесса.

Аутентичное движение заостряет внимание на процессе понима­ния между движущимся и наблюдателем. Когда мы чувствуем, что нас слышат, мы начинаем слушать других. Когда мы развиваем в себе тон­кого и поддерживающего наблюдателя, то можем позволить другим следовать их собственному опыту движения и переживания движе­ния. Процесс слушания историй движения нашего тела дает нам сме­лость познать самих себя.

Начиная работать в Аутентичном движении, мы можем встретиться с основными страхами: ненавистью к телу, страхом найти пустоту внут­ри, страхом неподвижности, страхом одиночества, страхом оказаться нелюбимым. «Я слишком толста, я слишком худой. Если я не двигаюсь, я не существую. Если меня не видят, я никто. Если я не сделаю чего-то хорошего, никто не будет любить меня». Хотя эти утверждения могут показаться утрированными, они появляются вновь и вновь во время сессий движения. Когда мы закрываем глаза и слушаем свое тело, появ­ляется потенциал для принятия нас такими, какие мы есть.

Когда мы можем открыто встретить свой страх, мы учимся тому, насколько в действительности богат наш внутренний мир.

Движениям несформированным или развивающимся нужно неко­торое время для раскрытия. Когда мы решаем посвятить себя танцу, то понимаем, что у нас есть время для развития нашего творческого и физического потенциала, поэтому мы не «охотимся» за нашим бессоз­нательным (используя каждое появившееся движение для выступления) и не занимаемся истощением жизненных ресурсов своего тела (кото­рые утрачиваются, если много лет заниматься только танцем). Наше тело и бессознательное ведут диалог с нашим сознательным «Я» — заключа­ют договор о взаимном доверии, который постоянно подтверждается. Например, при травме позвоночника или колена мышечный спазм пре­дохраняет нас от движений (если бы мы не испытывали боль, мы могли двигаться!). Поскольку тело доверяет тому, что мы будем отдыхать, спазм может пройти. Это взаимовыгодная сделка.

Можем ли мы доверять самим себе? В процессе личностного роста и развития мы узнаем, что процесс изменений может и будет поддер­жан. Например, если во время сессии появляются тяжелые детские воспоминания, движущийся нуждается в доверии к тому, что у него есть ресурсы и время, чтобы интегрировать этот опыт в сознание. Иначе этому переживанию лучше оставаться в бессознательном. Через интернализацию поддерживающего, неосуждающего, но децент-рированного внутреннего наблюдателя мы развиваем доверие к себе на глубоком уровне.

Отношения между движущимся и наблюдателем подобны отноше­ниям выступающего и аудитории. Многообразие человеческого опы­та живет в каждом из нас, и сцена обеспечивает возможность вопло­щения наших внутренних «Я» через движение, когда мы выступаем, и через эмпатию и проекцию, когда мы являемая зрителями. Это взаи­моперенесение осознания между выступающим и аудиторией делает возможной трансформацию и тех, и других.

Во-первых, коллективное сознание аудитории поддерживает связь выступающего с бессознательными энергиями, но вскоре аудитория отдается осознанию своего «Я» и движется имеете с выступающим к трансформации. В этом контексте трансформация становится обще­доступным опытом. Таким образом, практика1 Аутентичного движения частично является и групповой практикой. В такие мгновения движе­ние становится средством перемещения энергий, выходящих за пре­делы собственного «Я», которые могут быть, приглашены или вызва­ны, но которых нельзя добиться усилиями. Этгот обмен существует как аспект «переживания движения», доступный каждому из нас.

Внутри спектра коллективных переживаний происходит огромное освобождение как движущегося, так и свидетеля, так как мы понима­ем, что являемся участниками большего цело>го. Если мы внимательны к своему бессознательному, а другие внимательны к своему, присут­ствует неотъемлемый порядок, раскрытие, отношения. Групповая ра­бота в Аутентичном движении включает в (себя опыт синхронности, одновременности, кросскультурные мотшвы, чудеса ловкости или силы, взаимодействия с другими людьми шли другими энергиями в комнате, экстраординарные прыжки и дин.амику, которые не могли быть запланированы и никогда не практиковались. Травмы случаются крайне редко; если тело и психика работакот как одно целое, что-то оказывается возможным, и уважаются наст-оящие границы.

Встреча с другим человеком во время групповой работы позволяет развить доверие на глубинном уровне. Базовзое «правило» при группо­вой работе с закрытыми глазами: вы следуете своим собственным им­пульсам. В момент контакта выбор совместнюго движения с другим че­ловеком зависит от того, сумеете ли вы остаться честным по отноше­нию к собственным импульсам, контактирую с другим человеком, или нет. Так как каждый следует своим собственным импульсам, то никто не «обязан» заботиться о других. Мы должнш! увидеть себя во всей то­тальности, а не такими, какими мы представляем себя или какими дру­гие хотят нас видеть. Групповая практика Аутентичного движения — это следование правде, собственной правде m присутствии других.ДЖАЗ ТЕЛА

Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гир-шон) практикуем уже десять лет, она показала великолепные резуль­таты, и поэтому мы хотим рассказать о ней.

Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.

1. Три горизонтальных яруса:

• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;

• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).

2. Вертикальная симметрия «вперед/назад».

Рассмотрим эти зоны более подробно.

Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереоти­пы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Нестилизованные, аутен­тичные движения в этой области указывают на постоянную драму «жажды и страха полета» в человеческой жизни. Для многих людей в нашей культуре доступ к движениям в этой области связан с измене­ниями образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, иде­ального «Я», мечтами о свободе, полете и танце, идущими из детства, или же с расширением образа «Я», освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда связан со страхом «оторваться от земли» (в основном у мужчин среднего возраста с устойчивым со­циальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сло­жившийся и достаточно эффективный образ «Я».

Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движе­ния. На первый взгляд его можно назвать ярусом «ординарных дви­жений». Движения чаще всего клишированы и идут от бедер и плеч. Но простой эксперимент с исследованием возможностей движения показывает, что именно в этом ярусе доступная амплитуда движения максимальна (диаметр кинесферы). Таким образом, этот ярус можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и мак­симума стереотипов (ограничений).

При анализе движений в этой зоне в первую очередь можно обра­тить внимание на ограниченность амплитуды движений, характер дви­жений тазовой области (энергетического и сексуального центра) иналичие/отсутствие связи, «перетекания» между верхом и низом. Поэтому еще одна метафорическая система, помогающая исследова­нию и осознанию, — это система «первоэлементов, архетипических проекций стихий воды, огня, воздуха и земли. По ней этот ярус отно­сится к стихиям воды и огня, женского и мужского и т. п.

Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с перемещением по времени лич­ной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, в дочелове-ческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто открывает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пу­гать, поскольку также связано с разрушением образа «Я». В целом мож­но сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.

Техника исследования движений и состояний в этих зонах предпо­лагает открытость индивидуальным интерпретациям и смыслам, по­скольку эти индивидуальные вариации зачастую бывают достаточно значимы.

Разделение на зоны вертикальной симметрии связано с оппозици­ей известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопре­деленного. Анатомически передняя зона вертикальной симметрии бо­лее доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уров­не функциональности задняя зона также редко используется.

В языке и культурах часто отражаются значения запрета, закры­тия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома «по­вернуться к чему-либо (кому-либо) спиной» (или «задом»), или борхе­совское «бытие земное». Все в будущем, «лежащем за спиною>, или кастанедовская «смерть за левым плечом».

Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключа­ется в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т. д.).

Смысл «Джаза тела» заключается в том, чтобы «научить танцу» все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности.

При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса.

Включайте музыку — и: «Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног.

А сейчас устройте танец ваших ступней...»

В течение часа пройдите все три яруса и закончите «Танцем голо­вы на шее».

Затем проведите проговор.

ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ

Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршону, который вложил огромное количество энергии и времени в практическое применение данного направления. Психо­техника была придумана еще в середине 1990-х годов и апробирована на многих группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.

Современные исследования сознания, особенно глубинных уров­ней сознания, принесли немало открытий в область практической пси­хологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго го­воря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.

Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной исто­рии, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эво­люции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противо­положными тенденциями развития сознания — тенденцией к фраг­ментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприя­тия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим пото­ком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных прояв­лениях жизни.

Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологичес­ких систем, и только в последние десятилетия западная наука стала отказываться от позиции интеллектуального высокомерия по отноше­нию к этому этапу своего развития; западный человек признался в сво­ей «зачарованности» и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как и в любом течении, здесь присутствуют свои «зерна и пле­вела» . Работа с глубинными уровнями психики требует удивительно­го баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бес­страшием внутреннего исследования в связи с «энергетической заря-женностью» этих уровней. Данные уровни играют роль фундамента,«краеугольных камней» психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а с другой стороны, говорит о послед­ствиях ошибок.

Существует много систем, использующих метафору четырех сти­хии. Среди низ можно назвать астрологическую систему четырех сти­хии, систему «духовного очищения» Леонарда Орра. Но в рамках пси­хологии и психотерапии пока еще не существует достаточного осмыс­ления и методических разработок, касающихся этого слоя сознания.

Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре «дина­мической визуализации» или «визуализации в движении». Опыт при­менения подобных психотехник (в основном шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процес­сов особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.

Динамические визуализации соединяют достоинства направлен­ных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприя­тия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря по­лимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти -визуальная и моторная.

Холистический подход требует холистических, целостных, техноло­гии, охватывающих различные уровни человеческого существования.

«ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ» - это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый про­цесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из четырех процессов посвящается одной из стихий и является «путеше­ствием» в мир этой стихии; пятый процесс - интегрирующий - соб­ственно «Танец Четырех Стихий» в их единстве и взаимопереходе.

Последовательность техник внутри четырех первых процессов такова:                                                                                     ^

1. Телесный ключ доступа.

2. Образное пространство.

3. Проживание качеств

4. Получение дара и имени.

Опишем эту последовательность более подробно.

Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и начинают связное дыхание. Предлагается сосредо­точиться на одном из телесных ключей доступа - телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды - течение крови и других жидкостей внутритела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутрен­ние ритмы — ритм сердца, пульсация крови. Каждый из ключей дос­тупа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внут­ренних путешествиях.

Следующий шаг — визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например: «Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Непод­вижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли.

Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья — все растет из земли. Почув­ствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом.

Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, явля­ется частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящери­цы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело!

Все животные — это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их, эти разные танцы. Побудьте разными жи­вотными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медве­дем... многими, многими животными...

На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рожда­ет и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!»

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом. Уро­вень детализации визуализаций зависит от образовательных, нацио­нальных и других особенностей группы и стиля ведущего. Важно, что­бы образное пространство было достаточно «широким» и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри пер­вой стадии закладывается переход к следущей — к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире при­роды, мире социума и мире личности. Это те «подводные течения», кото­рые позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным.

Участникам предлагается прожить эти качества в танце как каче­ства движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно пред­ложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) на­бор качеств.

Следующий шаг в путешествии — поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать «зов» стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством.После получения дара участникам предлагается найти, почувство­вать и принять имя, которое дает им эта стихия.

Получение даров и имен от различных сил достаточно распростра­нено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изме­нение этих отношений.

При большом количестве участников можно ограничиться только поисками дара, но наличие двух пересекающихся, но не конгруэнт­ных процессов, по моему опыту, позволяет приблизиться к более адек­ватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное при­нятие дара и имени кажется нелогичным, но именно за пределы логи­ки и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например: «Мой дар земли — Надежность, мое имя земли — цветок»; или: «Мой дар воды — текучесть, мое имя воды — Анабис».

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: осо­бые «другие» голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно.

Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закры­тыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характе­ру стихии (см. таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из про­цесса, 5—10 минут, проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс — повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень — в точку, откуда рождаются все стихии.

В этом процессе ключами доступа являются «дары» и «имена», по­лученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесфе-ры. На уровне визуализации образы — это краткое «вспоминание» (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и об­разов перехода между стихиями. Например, воздух/ вода — дождь, зем­ля/вода — туман, пар, земля/огонь — вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта — собирание опыта и качеств в тело, в раз­личные зоны пространства тела и нахожде ние точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона земли находится внизу (ноги, тазовая область, живот), зона воздуха — вверху (голова, руки), вода и огонь — соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения — область сол­нечного сплетения.Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точ­ки. По контексту это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

«Танец Четырех Стихий» дает непосредственный опыт целостного восприятия и проживания (в танце) реальности. Диагностика, визуа­лизация, игра, шаманское путешествие и ритуал — это технологичес­кое разнообразие отражает многообразие мира четырех стихий.

ТАНЕЦ ПО РИСУНКУ

Этот танец я освоил 1992 году на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как еду­щего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центриро­ванность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.

Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам проде­монстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:

1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованнос­ти тела;

2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать дру­гому человеку.

С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Тра­ва — вода», «Танец мастеров» и т. д., — а также коммуникативных тре­нингов.

Предварительные условия

Танец по рисунку проводится в групповой форме.

Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточ­но просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

Танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии вы можете использовать бубны, барабаны.

До начала танца участники становятся в общий круг.Инструкция

«Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настрой­тесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движе­ние в вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 минут).

А сейчас тот человек, который стоит слева от меня по кругу, выхо­дит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок сво­его танца. Выберите в этом круге того человека, которому вы хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предло­жите ему присоединиться к рисунку вашего танца. А вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в кру­ге свой рисунок танца...»

Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца.

После упражнения проводится традиционный проговор.

ГЛАВА 12

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕТЕХНИКИ

Телесно-ориентированное направление в прикладной психологии и психотерапии является той областью знаний о человеке, в которой впервые началось практическое изучение и использование признаков и свойств телесности. Телесно-ориентированная психотерапия роди­лась в лоне психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Именно он первым сформулировал положение: «Я есть прежде всего выражение телесного Я», но, вероятно, в силу личностных особенностей избегал изучения влияний телесных процессов на психику.

Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны уче­ником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную тех­нику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с проце­дурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записы­вали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражне­ния с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и ин­нервации мускулатуры, а также исследовал характер через классифи­кацию паттернов поведения.

Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.

Основателем телесно-ориентированных техник считается Виль­гельм Райх. Райховская теория «Характерной аналитической вегето-терапии» наглядно демонстрирует связь между характером и привыч­ными для человека реакциями на стресс, паттернами сдерживания жизненной энергии, локализацией мышечных напряжений и типом невроза.

Райх доказал, что мышечный и характерный панцири являются результатом многочисленных фрустраций: впервые они возникают в детстве и связаны с подавляемыми сексуальными ощущениями и стра­хом наказания. Телесным выражением фрустрации и страха стано­вится сжимание, напряжение. Теория явилась базой для создания но­вого метода в работе с пациентом. Теперь работа с личностными про-блемами пациентов велась не только вербально: в терапевтическую процедуру было включено психотерапевтическое прикосновение и активное участие в работе тела самого пациента.

Райх добивался восстановления естественного биологического ды­хания и спонтанных движений тела пациента. Это активизировало си­нусоидальное движение энергии в организме (волна), провоцировало появление ассоциированных воспоминаний и эмоциональный всплеск, благодаря чему облегчалось расслабление мышечных панцирей.

Его теория и психотехнологии чрезвычайно интересны для нас еще и тем, что он предложил целостную систему работы с клиентами, ко­торая во многом совпадает с моделью взаимодействия с клиентами в ИИПТ.

По Райху, основное препятствие для личностного роста — защит­ный мускульный панцирь, который мешает человеку жить полноцен­но в эмоциях, в теле, в гармонии с окружающими людьми и природой. Смысл трансформации — в распускании защитного панциря тремя средствами (104):

• накоплением в теле энергии посредством глубокого дыхания (ес­тественного свободного дыхания);

• прямым воздействием на хронические мышечные зажимы (по­средством давления, защипывания и т. п.), чтобы расслабить их;

• поддержанием сотрудничества с пациентом в открытом рас­смотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, ко­торые при этом выявляются.

Защитный панцирь структурно организован в семь мышечных сег­ментов, которые прорабатываются сверху вниз:

1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в непод­вижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободных движений глаз, вращений и смотре­ния из стороны в сторону.

2. Рот Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестествен­но расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выра­жение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защит­ный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации пла­ча, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных дви­жений и посредством прямой работы над соответствующими мыш­цами.3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. За­щитный панцирь удерживает в основном гнев, крик, плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные дви­жения и т. п.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.