Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 40 страница



И еще два замечания: колебания большой амплитуды действуют в основном на поверхностном слое, а волны малой амплитуды проника­ют глубже в тело, поэтому важно использование всего спектра и час­тоты колебаний амплитуды.

Палсинг делается без усилий. Любая напряженность и отсутствие контакта с клиентом могут привести к возрастанию сопротивления и снижению эффективности.

Выражаю глубокую благодарность своему другу Александру Гиршону за помощь при подготовке этого материала.Техника палсинга

1. Палсинг тазовой области в положении лежа на спине Специалист находится лицом к лицу клиента, ладони лежат на бед­рах, вдоль тела. Покачивания из стороны в сторону. Начинайте с не­больших пульсаций, увеличивайте их, а затем возвращайтесь к неболь­шим. Небольшие и быстрые покачивания. Большие и медленные.

2. «Закручивание» ноги

Положите руки на бедра и ниже колена. Начните закручивающие движения. Сначала небольшие и быстрые вращения, постепенно уве­личивая их до максимально возможного (медленного). Вернитесь к небольшим и быстрым закручиваниям и переходите к п. 3.

3. Палсинг колена

После «закручивания» ноги положите руку на коленную чашечку и делайте боковые пульсации очень тонко и мягко. Поместите другую руку под колено и перейдите к п. 4.

4. Подъем колена

Поместите обе руки под колено слева и справа. Начните мягко под­брасывать колено с небольшой амплитудой, позволяя ноге падать на стол. Повторяйте подбрасывания, с каждым разом увеличивая ампли­туду. Через боковой палсинг обеих ступней перейдите на другую ногу и повторите пп. 2, 3, 4.

5. Палсинг обеих ног

Обе ноги лежат на столе, начните с мягких покачиваний из сторо­ны в сторону, затем переместите ладони под лодыжки и поднимите обе ноги. Легко потяните на себя, чтобы обеспечить некоторое натяжение и продолжайте палсинг из стороны в сторону. Небольшие пульсации переходят в большие, затем вы вновь возвращаетесь к маленьким, за­тем переходите к вертикальным пульсациям, возвращаетесь к пульса­циям из стороны в сторону и заканчиваете очень мелкими пульсация­ми, когда кладете ноги обратно на стол. Заканчивайте боковым пал-сингом ступней.                                                                        '

6. Палсинг пальцев ноги

Возьмите оба больших пальца ног за верхнюю часть, поднимите ноги за них, если это возможно, и мягко потяните назад. Продолжая боко­вые покачивания, опустите ноги, возьмитесь за другой палец и проде­лайте то же самое; продолжите с третьим и четвертым пальцем. Мизи­нец берите большим пальцем за верхнюю часть, а остальными — у ос­нования.

7. Палсинг рук в положении лежа на спине

Мягко приподнимите одну руку, держась большими пальцами за за­пястье. Потяните назад, слегка натягивая руку. Во время вертикальногопалсинга медленно перемещайтесь к голове. Когда рука будет находить­ся под прямым углом к телу, измените захват, позволяя руке повернуть­ся. Продолжайте палсинг, пока не встанете за головой клиента, все вре­мя сохраняя натяжение руки. Продолжайте палсинг в обратном направ­лении, пока рука не будет находиться под прямым углом к телу.

8. Покачивание локтей

Позвольте руке свободно повиснуть, продолжая держаться за за­пястье, так, чтобы она согнулась в локте под прямым углом. Начните покачивать руку из стороны в сторону («маятник»). Покачивайте руку с максимально возможной амплитудой, но не прилагая при этом уси­лия. Потяните руку на себя и продолжите палсинг вверх-вниз, воз­вращая руку в первоначальное положение. На этой стадии можно сде­лать палсинг пальцев рук (см. п. 10). Соедините обе половины тела пал-сингом плеч и переходите на другую руку.

9. Палсинг обеих рук

Встаньте за головой клиента, возьмитесь за запястья или попроси­те вашего клиента подать его (ее) руки. Захват должен быть достаточ­но крепким. Затем отклонитесь назад. Начните мягкий палсинг из сто­роны в сторону, постепенно увеличивая амплитуду. Затем вернитесь к небольшим пульсациям и переходите к вертикальному палсингу. За­кончите вновь боковым палсингом и верните руки на стол.

10. Палсинг пальцев рук

Возьмите большой палец у основания и делайте палсинг вверх-вниз, позволяя пальцу медленно скользить между вашими пальцами. Исполь­зуйте небольшое натяжение. Другую руку используйте для поддерж­ки, рука должна «упасть» в вашу ладонь. Повторите то же самое со всеми остальными пальцами. Не держите руку клиента другой рукой во время палсинга пальцев. Это мешает течению энергии.

11. Палсинг плеч

Положите руки на внешнюю сторону плеч, прикосновение очень легкое, мелкие, быстрые пульсации из стороны в сторону. Большой палец на нижней стороне плеча, остальные наверху. Ноги расставле­ны, позиция «всадника». Делайте покачивания взад и вперед. Мягко положите обе руки на плечевой сустав, делайте мягкие пульсации впе­ред-назад по диагональной линии, соединяющей плечо с противопо­ложным бедром. Не толкайте. Начните с очень мягких движений, по­степенно увеличивая и возвращаясь опять к небольшим движениям. Постепенно отводите руки от тела.

12. Палсинг головы

Руки за и над ушами, очень мягкие покачивания из стороны в сто­рону. Положите одну руку на правую половину лица и легко наклони­те голову. Позвольте голове вернуться в исходное положение и про-делайте то же самое другой рукой в другую сторону. Отводите другую руку, чтобы голова, если шея достаточно гибкая, смогла коснуться сто­ла. Не прикладывайте усилий. Повторите.

Руки за ушами, покачивайте голову из стороны в сторону, как при движении, означающем «нет». Движения могут быть достаточно энер­гичными, но следите за тем, чтобы они были приемлемы для вашего клиента.

Подъем головы в вертикальной плоскости. Подложите одну руку под шею, другую руку поместите под эту руку так, чтобы пальцы нахо­дились друг под другом, а большие пальцы рук — по сторонам шеи. Начните с очень мягких боковых пульсаций. Это обеспечит доверие и безопасность. Переходите к движению в вертикальной плоскости и проводите пульсацию вверх-вниз, в то же время медленно поднимая голову вверх, насколько это возможно. Перейдите к боковым пульса­циям и очень медленно опустите голову на стол. Когда ваши руки кос­нутся стола, позвольте им выскользнуть из-под шеи так, чтобы кончи­ки пальцев коснулись воротниковой области шеи.

Пальцы касаются воротниковой области шеи, большие пальцы за ушами. Толкающими движениями покачивайте тело вперед-назад. За­канчивайте медленными боковыми пульсациями скальпа пальцами и палсингом волос.

13. Палсинг волос

Большие пальцы на бровях перпендикулярно им. Проводите пал­синг из стороны в сторону, в то же время мягко передвигая пальцы через лоб к вискам.

Большие пальцы на веках (глаза закрыты). Палсинг из стороны в сторону. Это производит тонкое вращательное движение зрачков. Большие пальцы скользят к вискам и затем отводятся в стороны.

Большие пальцы на скулах, палсинг из стороны в сторону, в то вре­мя как пальцы движутся к вискам.                                    /

Положите свои руки на лицо, большие пальцы лежат на боковой поверхности носа, а кончики больших пальцев прикрывают уголки носа. Остальные пальцы прикрывают челюсти. Боковые пульсации, при этом ладонь движется к вискам, а пальцы находятся неподвижно на челюстных костях. Затем пальцы совершают покачивающие движе­ния, ладони прикрывают уши. Продолжайте боковые пульсации. За­канчивайте палсингом волос и кожи головы пальцами.

14. Палсинг «ядра»

Положите свою руку легко, как перышко, но в то же время уверен­но поперек тела настолько низко, насколько вы это считаете удобным. Используйте мелкие, очень мягкие боковые пульсации. Чувствуйте, что рука как бы «приклеилась» к телу, движется с ним как одно целое. Ви-зуализируйте, что ваша рука находится внутри тела. Постепенно, не теряя связи, передвигайте руку вверх по телу. В области солнечного сплетения переведите руку в вертикальное положение и продолжайте перемещать ее вверх по телу, пока она не достигнет области сердца. Проведите палсинг этой области, постепенно поднимая руку вверх и не прекращая при этом пульсации.

На этом палсинг лежа на спине заканчивается.

15. Палсинг тазовой области в положении лежа на животе

Руки на бедрах, так же, как при палсинге в положении лежа на спи­не. Начинайте с небольших пульсаций, увеличивайте их, а затем умень­шайте. Переходите постепенно к ягодицам и затем к п. 18.

16. Вращение ноги в положении лежа на спине

Одна рука на бедре, другая — на икре. Вращательные движения, начиная с небольших, потом переходите к максимально возможной амплитуде, затем возвращаетесь к небольшим движениям.

17. Палсинг лодыжки

Возьмитесь своей правой рукой под левую лодыжку. Используя очень мелкие пульсации, покачивайте лодыжку в своей ладони, посте­пенно приподнимая ногу, пока она не будет находиться по крайней мере под утлом 45 градусов к плоскости стола. Продолжайте покачива­ющие и закручивающие движения, постепенно возвращая ногу в ис­ходное положение. Повторите.

18. Подбрасывание ноги

Подведите руку под лодыжку и начните подбрасывать ногу, так, чтобы она сгибалась в колене. Мягко ловите ее, когда она падает на стол. Начните с очень небольшой амплитуды, постепенно увеличивая ее, так, чтобы пятки могли коснуться ягодиц или приблизиться к ним. Будьте уверены в том, что вы мягко поймаете ногу, когда она будет падать на стол после каждого подбрасывания. Переходите на другую сторону через палсинг обеих пяток. Повторите палсинги 16, 17, 18.

19. Палсинг обеих ног в положении лежа на животе Подведите обе руки под лодыжки, потяните ноги на себя и слегка приподнимите. Проводите боковые пульсации, начиная с мелких и быстрых и переходя к крупным и медленным. Наблюдайте за распрос­транением волн по телу и поддерживайте их распространение. Учи­тесь находиться в одном потоке с телом клиента, но не в собственном ритме, а в его ритме. Тогда вы сможете прийти к единому ритму, и это будет гораздо благоприятнее для вас обоих. Пятки слегка вращаются при боковых пульсациях. Затем вы переходите к вертикальным пуль­сациям. Затем возвращаетесь к боковым и опускаете ноги на стол. За­канчиваете палсингом пяток ладонями.20. Палсинг спины

Одна рука на крестце, другая — на области сердца. Боковые пуль­сации в противоположных направлениях. Колебания тела напомина­ют движения волн, идущих в разных направлениях.

Вращение позвоночника. Используя основание ладоней, переме­щайте ладони вдоль мышц со стороны позвоночника, противополож­ной той, с которой вы находитесь. Совершайте вращательные движе­ния большим пальцем, перемещая ладонь вниз. Проработав несколько сантиметров, вернитесь и повторите. Повторяйте это движение, пе­ремещаясь к крестцу. Держите свои ладони на мышцах около позво­ночника, совершайте вращательные движения. Эти движения долж­ны стать более явными, после того как вы переместитесь ниже ребер. В области крестцового треугольника эти движения заканчиваются, и вы начинаете таким же образом перемещаться вверх — к плечам.

Интеграция. Обеими ладонями накройте плечи и делайте легкие боковые пульсации на одном месте в течение нескольких секунд. За­тем переместите обе руки ниже и повторите. Продолжайте, пока не дойдете до ягодиц, всегда согласуя скорость перемещения с пульсаци­ями тела клиента.

Далее оставьте одну руку на ягодице, а другую положите на плечо. Боковые пульсации. Затем снимите руку с ягодицы и, медленно пере­мещая ее вдоль спины, обойдите клиента вокруг головы и продолжай­те палсинг на другой стороне. Все время сохраняйте контакт и про­должайте очень тонкие пульсации.

Палсинг грудной клетки. Положите обе руки на грудную клетку, примерно под утлом 45 градусов к линии ребер. Проводите палсинг, перемещая ладони к столу. Не давите. Представляйте, что ваши руки легки, как перышки.

Поместите свои руки на крестец и на область сердца и будьте гото­вы повторить всю последовательность с другой стороны спины.

21. Палсинг рук в положении лежа на животе

Встаньте сбоку, голова клиента повернута затылком к вам. Позволь­те руке клиента соскользнуть со стола и подхватите ее, взявшись ладо­нями за сгиб локтя. Потяните на себя и проводите пульсации вверх-вниз. Наблюдайте за колебаниями, проходящими через все тело. Вер­нитесь к небольшим пульсациям и переходите к покачиванию «маят­ником», выходя на максимально возможную амплитуду, затем позволь­те руке самой остановиться. Позвольте своим рукам соскользнуть к ладони клиента и положите его руку на стол. Соедините оба плеча пал-сингом и переходите на другую руку. Повторите всю последователь­ность на другой руке.22. Палсинг плеч

Поместите свои ладони на плечи так, чтобы пальцы перекрывали друг друга в области позвоночника. Боковыми пульсациями вы посте­пенно разводите ладони, пока они не достигнут боковой поверхности плеч. Вы можете отвести ладони и перейти к следующему приему.

Ладони «чашечками» накрывают плечевой сустав. Боковые пуль­сации. Большие пальцы под плечами, остальные — на плечах. Позиция «всадника», пульсации вперед-назад. Начинайте с тонких движений, постепенно увеличивая их, пока все тело не войдет в общий ритм. За­тем вернитесь к тонким пульсациям и отведите руки.

24. Палсинг «ядра»

Рука на копчике, мягкие боковые пульсации. Постепенно переме­щайте руку к области сердца вдоль позвоночника. Постарайтесь по­чувствовать единство с клиентом.

На этом заканчивается палсинг в положении лежа на животе.

25. Палсинг в положении лежа на боку

Подложите под голову подушку, так, чтобы позвоночник оставался прямым. Положите одну руку на плечо, а другую — на бедро. Мягко покачивайте тело вперед и назад в течение минуты или двух, позволяя рукам постепенно соскальзывать вниз во время пульсации, пока они не достигнут позвоночника. Руки постепенно движутся вдоль позво­ночника к центру спины, там пересекаются и, продолжая проводить пульсации, движутся дальше в противоположных направлениях до тех пор, пока не будут ограничены в своем движении друг другом. Тогда начните палсинг с движением в обратном порядке. Повторите эти про­ходы три или четыре раза, пока не устанете.

26. Палсинг коленной чашечки

Одна рука на бедре, другая — на коленной чашечке. Мягкие пуль­сации вперед и назад.

Существует множество других вариаций палсинга. Почти любое движение из других направлений терапии может быть адаптировано к палсингу. Пользуйтесь силами вашего воображения и познаниями в других областях терапии для экспериментирования и разработки дру­гих вариантов*.

Голова птицы

Это упражнение из цикла «Синтетического массажа», который мы преподавали в начале 1990-х годов вместе с Михаилом Бурняшевым. За годы использования оно изменилось.

Если у вас возникли вопросы или вы хотите организовать семинар по холистическому палсингу, пишите и звоните e-mail, girshon@mail.ru, тел. (0852) 56 — 21—12 Александр ГиршонЗакройте глаза и сделайте глубокий и медленный выдох расслабле­ния. Затем энергично и упруго захватите рукой мышцу плеча. Мед­ленно поверните голову и с предельным усилием посмотрите назад через это плечо. С глубоким выдохом разверните плечи назад. Это по­хоже на то, как птица расправляет крылья, выдвигая вперед киль. Сде­лайте вдох, возвращая плечи в исходное положение. Во время медлен­ного и глубокого выдоха мягко опустите голову, пока она подбородком не упрется об грудную клетку.

Затем опять сделайте глубокий, медленный вдох и после выдоха по­вторите цикл, захватив рукой мышцу другого плеча.

БАЛАНСИРОВКА ЭНЕРГИИ

«Арка Лоуэна»

Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слег­ка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно ми­нуты.

Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Психотерапевт помо­гает определить, какие сложности возникают при выполнении про­гиба (возможно, это связанно с чрезмерной ригидностью или из­лишней рыхлостью). Если вы удерживаете правильный прогиб, про­должаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.

Прогиб таза

Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и рас­ставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться на­зад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дыши­те. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь дер­жать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попы­тайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.

Эти и другие биоэнергетические напряженные позы не должны выполняться механически.

Используйте их для диагностики областей напряжения и генери­рования ощущений в теле через непроизвольные движения и дрожь.Вам надо сосредоточиться на испытываемых ощущениях, а не на том, как долго вы можете удерживать позу. Боль наступает от напряжения; удовольствие появляется от высвобождения напряжения.

Техники Рейки

Предлагаемые вашему вниманию техники являются традиционны­ми в системе рейки. Я практикую эти способы работы в течение не­скольких лет, и они показали свою эффективность. Они несколько экзотичны по содержанию осмысления и терминологии, но от этого не теряется их эффективность.

Техники можно использовать для работы с клиентом после процес­сов дыхания, а также для быстрого восстановления работоспособнос­ти, улучшения самочувствия, настроения и активности.

Способ балансировки энергии по одной чакре

Клиент лежит на спине с закрытыми глазами.

Положите одну руку на аджну, другую руку на муладхару. Держи­те руки до тех пор, пока ощущения и энергия в правой и левой руках не выровняются.

Сделайте то же самое в следующих сочетаниях:

• аджна — свадхистана,

• аджна — манипура,

• аджна — анахата,

• аджна — виссудха.

Способ балансировки энергии по двум чакрам

Клиент лежит на спине с закрытыми глазами.

Положите одну руку на аджну, другую руку на муладхару. Держи­те руки до тех пор, пока ощущения и энергия в правой и левой руках не выровняются.

Сделайте то же самое в следующих сочетаниях:

• виссудха — свадхистана,

• анахата — манипура.

ГЛАВА 13

МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЫТА

Данный раздел книги собирался по крупицам во время тренингов личностного роста, которые я проводил в течение последних десяти лет.

В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который не­обходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помо­гали проявиться интегративным тенденциям личности, способство­вали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоз­зренческой картине человека.

Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиента­ми после общих упражнений, как правило, проводится проговор.

ПРОГОВОР

Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упраж­нений.

Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут та­ким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слы­шать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутрен­нее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невырази­мым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикули­роваться в словах.

Таким образом, этот подарок и мудрость холотропической реаль­ности могут вспоминаться хилотропическим сознанием и влиять на него. И наоборот, хилотропическое сознание начинает ценить холот-ропическое сознание и доверять опыту необычных состояний. Бо­гатство обмена между внутренней и внешней реальностями каждо­го индивида оказывается еще более очевидным в группе. Из отчетов других людей человек может понять какие-то аспекты себя самого и свои переживания. Организовывается процесс, благодаря которому происходит этот ценный обмен, и появляется ясность, сакральное внимание.Сакральное внимание описывает мощную силу групповой концен­трации на одном человеке, как будто этот человек рождает внутрен­нюю истину или опыт во внешний мир.

Ту же самую концентрацию использует ситтер или ведущий, со­здавая любовь и безоценочное присутствие. Это состояние ожидания без ожиданий. Другими словами, ожидание того, что процесс будет продолжаться от момента к моменту. Это равновесие между понима­нием того, что происходит, с полным осознаванием и отсутствием при­вязанности к какому-либо конкретному содержанию или форме, в которой это приходит.

Сакральное внимание всегда гибко и спонтанно реагирует в каж­дый данный момент: смехом, слезами и моментами тишины. Помогая установить сакральное внимание в группе, включайте ролевое моде­лирование — готовность быть в процессе и реагировать по мере раз­ворачивания процесса от момента к моменту. Во время обмена опы­том люди чередуются, рассказывая то, что хотят рассказать о своем переживании.

Не нужно рассказывать то, что человек считает слишком личным. Не обязательно рассказывать вообще все. Однако если есть сомнение, рассказывать ли что-то, лучше рискнуть и попытаться артикулировать этот опыт. Готовность доверить другим глубоко личный и важный опыт иногда дает чувство полной завершенности. Когда один чело­век закончил, другой, чувствующий желание говорить, может начать. Те, кто слушает, полностью концентрируют свое внимание на том, что говорится. Самая ценная вещь, которую можно предложить го­ворящему, — это полное внимание группы. Иногда кажется, что необ­ходимо что-то спросить для полной ясности. Как правило, лучше про­сто слушать. Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что счи­таете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чье­го-либо переживания. Иногда кажется вполне уместным предложить какую-то помощь или мысль, но на самом деле почти всегда бывает некстати отвлекать внимание от того, кто делится своим опытом, пред­лагая вместо этого свой собственный опыт или анализируя пережива­ние, о котором говорится. Анализ и интерпретация предполагают, что имеется уже полная информация для интерпретации. Когда возника­ет интерпретация, появляется тенденция к прекращению или замора­живанию дальнейшего движения.

Эта карта (символ или переживание) не является территорией. Каждое переживание ограничено. Рациональное понимание не яв­ляется конечным или абсолютным. Даже в науке теории постоянно изменяются. Если как-то вмешиваться в отчет участника, лучше это делать в духе усиления. Усиление выносит на поверхность то, что ужеизвестно относительно того или иного символа и помогает продви­жению.

Перед обсуждением скажите группе, сколько у вас всего времени, для того чтобы поделиться опытом, и попросите помощи у группы, что­бы времени хватило всем.

Следите за тем, чтобы каждый человек закончил говорить, перед тем как начнет следующий. Если у человека было некоторое чувство незавершенности, спросите у него как он чувствует себя сейчас, как чувствует себя его тело.

Подтвердите, что вы готовы работать с ним и дальше после обсуж­дения, если это будет необходимо. Поблагодарите каждого после того, как он закончил рассказывать о своем опыте. Удерживайте сакраль­ное внимание группы, не давая при этом людям почувствовать, что они нарушили правила.

В конце проговора иногда уместно сказать несколько слов о том, | как вынести это переживание в обычную жизнь. Объясните, что не-1 обходимо выбирать, когда и с кем можно делиться своими пережива-| ниями.

Делитесь своим переживанием тогда, когда вам это необходимо сде| лать, от всего сердца и тогда вам удастся создать и интимность, и бол шее взаимопонимание, а не просто рассказать историю.

Посоветуйте участникам тренинга, чтобы они потратили неко^ торое время для созерцания собственного опыта до того, как он no«j блекнет.

В конце проговора полезно провести какой-то маленький ритуа для завершения. Это может быть просто молчание с закрытыми глаза4 ми, когда участники, взявшись за руки, сидят в кругу и созерцают ти-J шину, или медитация на свечку, или что-то другое.

Предложите им хорошо восстановить свое тело, как после любог интенсивного опыта: принять горячие ванны, выспаться, хорошо пи-' таться. Рекомендуйте пить много воды для того, чтобы вывести токси­ны, которые могли выделиться.                                                    у

САМООТЧЕТЫ

Как показывает опыт проведения тренингов, чрезвычайно важно развить у участников навык саморефлексии, тонкого самонаблюде-^ ния и самоанализа.

Поэтому на тренингах мы заводим так называемые дневники ca-J моотчетов. В них после каждого дыхательного процесса участники тре-* нинга записывают свой опыт по всем модальностям: ощущения, эмо­ции, чувства, образы, мысли и идеи. В дневнике тренинга записывает­ся не только опыт процессов дыхания, но и переживания во времямедитаций, настроек или спонтанных психодуховных состояний, опы­тов путешествий, наблюдений. Мы рекомендуем участникам тренин­гов держать рядом блокнот для записей, чтобы после процесса, прежде чем они начнут заниматься чем-нибудь еще, сделали краткие заметки по поводу своих переживаний в процессе. Позже, после проговора, в течение дня они записывают содержание процесса полностью.

Это содержание является объектом анализа для участников тренин­га. Они должны попробовать понять, какова символическая структура процесса, что означают различные аспекты его содержания. Обратить внимание на те фрагменты, которые кажутся частью каких-то пере­живаний, происходивших в жизни. Есть ли в процессе какие-нибудь эмоции, мысли, телесные ощущения, которые бы отражали желания, отношения с другими людьми в настоящий момент, или они касаются прошлого, какие ассоциации они вызывают и на какие желания, стра­хи, влечения указывают.

Если участник тренинга имеет достаточно большой опыт прохож­дения процессов, то он должен попробовать обнаружить сквозные темы, возвращающиеся темы или паттерны в своих процессах.

Таким образом формируется навык самоосознания по всем мо­дальностям опыта и понимания своих переживаний, психических состояний.

РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ

Эта техника интеграции широко используется на многих тренин­гах по интенсивным психотехнологиям.

Для рисования мандал выделяется специальная комната, удобная для проведения. На столах лежат белые листочки формата А4 с нари­сованными кругами в центре (я всегда вычерчиваю круг карандашом средней мягкости при помощи компакт-диска).

Заготовьте достаточное количество таких листов. Учтите, что не­которые участники рисуют несколько мандал для завершения внут­реннего процесса.

Заранее заготовьте карандаши, кисти, акварель и фломастеры — пусть будет выбор средств выражения.

Инструкция достаточно проста: «Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в каче­стве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения. Вы можете нарисовать ка­кие-то образы, символы, которые видели во время процесса. Можете просто отпустить руку, чтобы она рисовала сама, проявила свою спон­танную активность. Начните рисовать и рисуйте, пока не почувствуе­те внутреннюю завершенность и удовлетворенность».

33 4797После рисования мандал предложите группе образовать круг и все нарисованные мандалы положить в центр. Предложите участнику, рассказывающему о своем опыте, поднимать вверх мандалу или пус­кать ее по кругу. Предложите всем участникам сохранить свои манда­лы, подписать их и поставить дату. Объясните, что в будущем они, мо­жет быть, увидят в мандале что-то, чего не видят сейчас, или на после­дующих сессиях будет продолжаться тема, запечатленная в их манда-лах, и, может быть, они получат инсайт о смысле этих символов в буду­щих сновидениях или каким-то иным способом.

На тренингах мы в каждый вечер вывешиваем мандалы для всеоб­щего обозрения. Таким образом, день за днем формируется общая мандала группового тренинга, которая отражает все многообразие переживаний и динамику тренингового пространства.

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ДНЯ

Каждый день тренинга начинается с утренней медитации. В начале дня применяют утренние настройки, ритуалы утреннего приветствия.

Структура тренинга предполагает и ритуальное завершение дня. Для этого за десять лет работы мы сформировали огромное психотех­ническое поле. Структура зависит от многих переменных — контек­ста тренинга, количества участников, условий в зале, формы (поле­вой, стационарный, выездной). Приведем только несколько упражне­ний, апробированных на многих групповых тренингах.

1. Садитесь в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину.

Вспомните, как вы проснулись утром. Первую мысль, которая при­шла вам в голову. Первое движение, которое вы сделали. Первое чув­ство, которое пришло в поле вашего осознания.

Вспомните, что вы делали до завтрака. Как вы завтракали. Что BBt ели. Вспомните, как был сервирован стол. Какие запахи, вкусы, ощу­щения.

Вспомните, как вы вошли в этот зал, сели. Вспомните утреннюю настройку... (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день), вспомните всех тех людей, с которыми вы обща­лись за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.