Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 33 страница



Третьястадия - 15 минут

Лежа на животе в абсолютном молчании и неподвижности, просто наблюдайте за тем, что происходит.

АНИМА И АНИМУС

Чрезвычайно трудно описать этот тренинг и его упражнения. С одной стороны, сама психотехнология уже выстроена и апробиро­вана (В. Козлов, 1993 — 2004) и используется в структуре профессио­нальных тренингов Международной Ассоциации Свободного Дыха­ния, специализации по интенсивным интегративным психотехноло­гиям при МАПН, интегративной психологии в Международном ин-L|J

статуте интегративной психологии, существуют тренинги, посвящен­ные этим архетипическим началам в человеке.

Уникальный язык сознания, живо и многогранно ретранслирую­щий ткань переживаний, целостных ситуаций опыта, — это язык ар­хетипов. Он присутствует во всех сказках, мифах всех народов. Язык архетипов ближе к языку переживаний, нежели то, с чем мы имеем дело в теоретических конструкциях современной психологии и пси­хотерапии.

Под архетипами К. Г. Юнг понимал элементы коллективного бес­сознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуе­мых бессознательных первичных человеческих первообразов и струк­тур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой личности и взаимопонимания людей.

Юнг писал: «Любое отношение к архетипу, переживаемое или про­сто именуемое, «задевает» нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говоря­щий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и времен­ности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опас­ностей и превозмогать даже самую долгую ночь» (Юнг К. Г., 1987).

Архетип в наиболее обобщенном смысле является сгустком энер­гии коллективного бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца — это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявля­ется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, пер­вичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистота духа. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоцио­нально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосце­нарий человеческого сознания.

Рассмотрим пару архетипов — Анима и Анимус, которые оказыва­ют на сознание человека особенно сильное воздействие.

Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юн-говской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Ани­мус) начало в коллективном бессознательном.

Антропологически женское начало соответствует пассивному прин­ципу природы.

В «Символах трансформации» К. Г. Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответ­ствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и доб-родетели). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представ­лений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в «Божествен­ной комедии» Данте. Все аллегории, построенные на персонификации Анимы, неизменно сохраняют в себе все три вышеупомянутые имп­ликации.

Анима представляет собой архетипический образ высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты. Например, высшие аспекты женщи­ны в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонифи­кации знания или высшей добродетели; а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, по­скольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств. * В своих низших формах, как Ева или Елена — инстинктивный и эмоци­ональный аспекты, — женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина. Она выступает в своей наиболее характерной роли — соблаз­нительницы, «вечной женственности», влекущей все вниз за собой, не­последовательной, ветренной, неверной, лицемерной и в то же время влекущей, таинственной, очаровывающей. Именно здесь проявляются аспект сирены, очаровывающей, отвлекающей, уводящей мужчин в сто­рону от пути прогресса, эволюции, и аспект воды, аспект непроявлен­ности, тайны, бездны, бессознательного.

Как мы указывали выше, Анима является архетипической репре­зентацией женского начала. Она внутренне неоднородна. Общую структуру Анимы мы можем выразить в качестве троицы, вычленив три ее основных аспекта.

Первым, самым светлым, благородным, чистым и божественным аспектом анимы является Анима сатьва. Мифологическими персони­фикациями Анимы сатьвы можно считать Майядеву, мать Будды Ша-кьямуни, и Деву Марию, мать Иисуса Христа. Персонификацией ани­ма сатьвы является и выражение женской земной, материнской, а в аспекте стихий — водной мудрости. Это гибкость, открытость, защи­щающая жизнь и любую манифестацию жизненности, мудрость. Это аспект Деметры и Софии. В славянской мифологии это Василиса Пре­мудрая и другие сказочные персонажи, выражающие женскую муд­рость, мудрость земли. При этом нужно отметить, что Анима сатьва не обладает демиурговым качеством, но манифестирует консервативные тенденции: анима выступает как хранительница очага жизни.

Духовный, божественный, материнский аспект анимы сатьвы не­доступен для мужчин хотя бы потому, что им никогда не приходится испытывать чувство материнства, материнский инстинкт. Весьма важ­но, что так же фатастично для Анимуса выражение безусловной люб­ви, которое испытывает почти любая женщина к ребенку (даже к идее ребенка). Именно по этой причине Анимус (архетип мужского нача-ла) подавляет Аниму сатьву, девальвирует ее, манифестируя при этом другие аспекты Анимы — раджас и тамас. Это является выражением комплекса неполноценности Анимуса по отношению к Аниме сатьве, так как высокие духовные области ему недоступны.

Второй аспект Анимы — раджас Анима — аспект ветрености, непос­тоянства, текучести женского характера. На уровне персонификаций это Елена или вечно молодая и вечно влюбленная Афродита. Аспект рад­жас выражается в страсти, вожделении и одновременно неустойчивос­ти и быстрой смене желаний, интересов, влечений. Елена — это яркое выражение иррациональности Анимы, ее бессознательности. Аспект Елены — это и эмоциональный аспект Анимы. Елена отличается тем, что спокойно принимает любую форму. При этом на сущностном уров­не она не является ни одной из этих форм.

Тамас Анима — третий, последний аспект Анимы. Если рассматри­вать его на уровне персонификаций, то это аспект Сирены или Евы, косной животной энергии женщины, увлекающей мужчину со стол­бовой дороги прогресса, духовного пути и творчества. Аспект Евы яв­ляется наиболее выраженным природным естественным аспектом Анимы. Часто аспекты сатьва и раджас Аниме просто недоступны, по­скольку вся культура выстроена таким образом, что основную цен­ность и манифестацию имеет Анима тамас.

Сатьва

Рис. 17. Гунны Анимы

Таким образом, можно сказать, что у женщины существует выбор энергии в трех направлениях: сатьва, раджас и тамас. Несколько по-иному обстоит дело с мужчиной.

Картина будет неполной, если мы не опишем Анимус, вторую часть дуальности — архетип мужского начала. Анимус, означающий архе-типическую символику мужского начала, связывается с сознанием, с организующими, эгентропическими силами в коллективном бессоз­нательном, соответствует отцовскому Логосу. Анимус описывается такими эпитетами, как свет, дух, духовность, разум, огонь, космос, власть, сила, персонифицируется постоянно меняющимся Гермесом.Рассмотрим основные аспекты Анимуса: Царь, Воин, Маг, Возлюб­ленный. Это четыре основных архетипа Анимуса, четыре ипостаси, которые актуализируются в реальности.

Возлюбленный

Рис. 18. Структура Анимуса

Любой архетип Анимуса имеет три возможных энергии, фиксации (сатьва, раджас, тамас). Рассмотрим подробно выражение четырех архетипов анимуса в каждой из трех энергий.

Возлюбленный сатьва является истинным выражением платони­ческой, одухотворенной, возвышенной любви. Архетип Любовника в его расцвете, силе — это романтическая любовь, культ Прекрасной Дамы, чистота и мужское достоинство. Причем само состояние любви является для Анимуса более ценным и значимым, чем любовь как от­ношение. Именно в этом аспекте любовь рассматривается в мифоло­гии Будды как нирванический опыт милосердия. Об архетипическом качестве сатьвы говорится в проповедях Иисуса Христа (любовь к ближнему). Возлюбленный сатьва — мудрец, «просветленный», име­ющий установку ко всему живому и неживому, к проявленным и не-проявленным формам бытия.

Сатьва как архетипическое качество возлюбленного доступно реаль­ному мужчине в романтическую эпоху своей эволюции, обычно в под­ростковый или юношеский период, когда юноша «захватывается» сать­ва возлюбленным. В этот момент мужчине важен не столько объект, сколько само состояние, им испытываемое. Более того, любовь сатьва имеет безобъектный характер. Примерами такого чувства могут слу­жить любовь Фридриха Ницше к женщине, любовь Ромео к Джульетте.

Возлюбленный раджас исповедует страстность, высокие энергии, влюбленность в объект, а не в образ и, как правило, в архетипические качества Елены или Евы. Раджас — это Дон Жуан, охотник. В сильном аспекте заниженности это Дон Жуан, влюбчивый, быстро вспыхива­ющий, быстро остывающий, не способный к крепким связям, чело-

век, для которого все просто череда событий, влюбленностей. Точнее было бы сказать, что его больше интересует не объект, а процесс «охо­ты» на него, не любовь, а ее достижение. Основная идея — победа над Анимой, после которой сама Анима теряет смысл до следующего офор­мления чувства Анимуса.

Возлюбленный тамас «признает» непосредственно объект. Причем форма объекта не играет для него решающей роли. Можно сказать, что тамас имеет деструктивный характер. В этом аспекте можно гово­рить о любви как о горе и несчастье, когда мужчина страдает, «сгора­ет» от любви, впадает в депрессию; когда чувства пожирают его, заби­рая всю энергию.

Аспект тамас возлюбленного не является творческим. Более того, он считается негативным в том отношении, что лишает Анимуса ас­пекта Демиурга. В этом качестве Анимус полностью обусловлен Ани­мой, является рабом ее косной энергии.

Каждая Анима является тайной воздыхательницей по отношениям Анимус сатьва, но так как Анимуса сатьва не интересует энергия Ани-мы, то отношение Анимы к Анимусу бессмысленно.

Маг сатьва — это мудрец, ученый, «творец космоса», расширяю­щий сферу знания. Маг в силе сатьва — это пробужденный строи­тель, нашедший или находящийся в процессе поиска философского камня.

Архетип Мага в расцвете всей силы воплощает в себе лучшие каче­ства мужской энергии и мистической, демиурговой в том числе. Для Мага сатьвы важен не столько результат творчества и даже не его про­цесс, для него важно лишь состояние творчества, причем не в обыден­ном смысле, а за чертой реальности. В этом процессе его основной интерес — истина.

Маг сатьва является выражением самой тонкой и одухотворенной энергии Анимуса, энергии творческого мышления и познания. На уровне персонификации это некий сумасшедший профессор, углубив­шийся в процесс поиска, творения и потерявший ориентацию в дей­ствительности.

Маграджас так же, как и Маг сатьва, занимается поиском истины, но его уже интересуют определенные формы истины и ее качества. Свои силы он направляет в основном на утверждение истины в соци­уме и на ее социальную адаптацию. Он заинтересован в претворении своих идей непосредственно в жизнь, в их распространении, инсти-туциализации. Раджас с удивительной ловкостью оперирует форма­ми истины, постоянно шлифуя их. Для него имеет огромную важность продуцирование форм, теорий, концепций, статей, монографий и т. п.

Маг тамас больше фиксирован на борьбе с магами. Его мало или совсем не интересует истина, а значение для него имеет лишь социальное пространство среди магов. В искаженном аспекте Маг — это мошенник, недоумок, вообразивший в себе экстрасенсорные, черно — и беломагические свойства и объявляющий себя чудотворцем или кол­дуном всея Руси... Тамас не имеет своих идей и живет тем, что присва­ивает чужие. Еще один его аспект — это безумие Демиурга, когда твор­ческая энергия лишает Мага личности, идея уничтожает его. Как пра­вило, тамас хорошо адаптирован в социуме, он манипулирует исти­ной в корыстных целях, его можно назвать карьеристом. В реальной жизни тамас часто порабощает и пожирает сатьву.

Воин сатьва — это совершенный витязь, которого не интересуют манифестации силы, превосходства, энергии воли. Архетип Воина в его полной силе: благородный витязь, воплотивший в себе все возмож­ные мужские качества — честность, чистоту помыслов, красоту и эс­тетичность действия, доблесть, справедливость, осознанность. Сатьве важно само состояние. Одним из известнейших примеров воина сать-вы может служить сказочный персонаж Илья Муромец. В силу того, что воина сатьву интересует состояние, он обусловлен воинским ду­хом и не требует платы за проявление энергии воина. Сатьве важен сам путь воина, причем в той степени, в которой он не входит в проти­воречие с идеей пути. Для него не имеет значения, кому помогать, он с легкостью может попрощаться с жизнью, спасая ребенка, бродягу, или погибнуть за честь страны.

Воин раджас. Его основная идея — борьба, жизнь без которой он не приемлет. На бытовом уровне это звучит приблизительно следую­щим образом: «Нет войны — борись с соседом». Для него важно нали­чие врага, а противник это или однополчанин — не имеет большого значения. Раджаса интересует социальная форма и перспектива ее улучшения, в том числе достижение определенных воинских отличий, но он в основном обусловлен самой идеей борьбы и преодоления со­противления.

Воин тамас отличается тем, что полностью отвергает дух или любую перспективу борьбы. Его интересует лишь ее внешняя форма. Он — типичный солдафон, мародер, совершенно аморальный и деструктив­ный. Искаженный аспект воина — это трус, утративний доблесть, раз­бойник, сильный, но потерявший честность, мародер, бесчестный, по­терявший чистоту помыслов, солдафон, сильный, но глупый и ограни­ченный. Часто мифологический сюжет нам дает героя, в котором спле­тены все искаженные аспекты архетипа Воина.

Царь сатьва — это благородный царь, мудрый, правильно осозна­ющий свое место, живущий во благо своей страны и подданных. Пра­витель. Все жители его государства благоденствуют, конфликты и вой­ны отсутствуют, внутренние коллизии сведены к нулю. Его царство является образцом государственности, метафорическим садом Эдема.

27 — 4797Но, как правило, существует только миф о правителе сатьва. Этот миф отсылается либо в эволюционную перспективу, либо в историю суще­ствования человеческой цивилизации. Мифы о царе-мудреце явля­ются неким образцом для государственного деятеля. В реальной жиз­ни более распространенным является правитель раджас.

Царь раджас во многих смыслах является строителем государствен­ности. Он издает указы, формирует новые институты власти, занима­ется политическим распрями. Раджаса, безусловно, интересует благо­денствие государства, но не это для него главное. Цель правителя рад­жаса — повсеместное расширение власти и манифестация царствен­ной воли. В наиболее успешных вариантах эта манифестация имеет божественный характер (в случае с Александром Македонским).

Царь тамас является ярчайшим выражением негативности, дест-руктивности власти. Это может быть тиран, неправильно использую­щий королевскую силу. Это может быть слабый правитель, недоумок, не обладающий связностью: несчастная страна, нищие, потерявшие смысл жизни подданные. В качестве примеров можно вспомнить бе­зумного Ивана Грозного, Иосифа Сталина конца 30-х годов. Наличие тамаса во главе государства, как правило, ведет к его опустошению, обнищанию, расцвету воровства, казнокрадства, манипуляций влас­тью и в конце концов — к краху царской воли, когда она принимает вид или безумия, или шутовства. Тамас царя — это проявление дест­руктивного аспекта власти, когда она не творит, но уничтожает госу­дарственность, естественный ход событий, жизнь людей.

Каждый мужчина является манифестацией определенного качества архетипа. Обычно он фиксируется на определенном архетипе. Имен­но эта фиксация является гарантом устойчивости социума вообще.

Когда Анимус встречается с Анимой, он извлекает меч своей силы, а Анима брызжет ядом обольщения и искушения. Взаимоотношения Анимы и Анимуса могут быть как позитивными, так и негативными, но всегда «нуминозными» (сакральными, божественными, ужасающи­ми, всемогущими и одновременно величественными, придающими чувство полноты существования), эмоционально насыщенными, кол­лективными по природе. Анима становится Эросом сознания, а Ани­мус — ее Логосом.

У мужчины образ женщины вообще, женские свойства, качества, черты, изначально присутствующие в его сознании, по мере форми­рования личности вытесняются в бессознательное, то есть Анима в мужчине подавлена и отвержена. Тот же самый процесс происходит у женщины — Анимус вытеснен из сознания в бессознательное.

В древности почти во всех культурах существовал миф о гермафро­дите. Гермафродит — результат приложения символики числа два к че­ловеческому существу, создания целостной, несмотря на ее дуальность,личности. В греческой мифологии Гермафродит, сын Гермеса и Афро­диты, юноша необычной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он отправился стран­ствовать по Малой Азии. Однажды в Карий, когда Гермафродит купал­ся в водах источника, нимфа этого ключа Салмакида страстно влюби­лась в него, но ее мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо.

В Индии такое двуполое существо — объединение двух полов в од­ном индивидууме — было главной силой, светом, излучающим жизнь.

Платон в «Пире» утверждает, что Бог сначала создал человека в виде сферы, заключающей в себе два тела и оба пола.

Идея изначальной целостности присутствует почти во всех космо­логических картинах мира. В мистической традиции иудаизма это Адам Кадмон, первообраз духовного и материального мира, а также челове­ка, в котором Эрос и Логос, Хаос и Космос, мужское и женское вопло­щены в едином. Эта идея нашла свое воплощение в мифологеме гнос­тиков о антропосе, в образах Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции, в божественном Кецалькоатле доколумбовой Мексике.

В «Упанишадах» читаем: «Он был поистине таким большим, как обнимающиеся мужчина и женщина. Он разделил свой атман на две части, из них возникли муж и жена».

В Исламе идея выражена еще более четко: «Мы создали человека как единство двух полов, так чтобы можно было подвергнуть его ис­пытанию. Мы наделили его видением и слышанием, так что — будет ли он благодарен или забудет о нашей милости — мы показали ему правильный путь» (Коран, 76—1).

В терминологии К. Г. Юнга есть понятие «Самости», центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути человек сначала снимает свои Маски — результат его социально­го отчуждения. Юнг писал: «Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафед­рой или тенор — со своим голосом. Маска есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого челове­ка». В конечном счете, достижение «Самости» происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии — свя­щенном браке — интимном союзе или внутреннем согласии бессоз­нательной женственной стороны мужчины с его духом.

«Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индиффе­рентное numen, которое становится таким или другим или противо­речивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознани­ем. Этот выбор добра или зла умышленно или неумышленно следует из человеческой установки».

Топологически правая сторона человеческого тела считается муж­ской, левая — женской.

Все символы естественной жизни характеризируются правосторон-ностью. В египетской системе иероглифов «входить» предполагает идти направо, а «выходить» — идти налево. Ориентируясь на эти иерогли­фы, мы приходим к выводу, что правое соответствует восходу, а левое — заходу солнца. Подобным же образом правая сторона принимает дополнительное значение рождения и жизни, тогда как левая сторона ассоциируется со смертью. Правая рука равняется мужественности, левая рука дает приют магическим силам, а правая — силе разума. Повернуть налево — значит оглянуться на прошлое, бессознательное, подразумевающее внутреннюю сосредоточенность, повернуть напра­во — взглянуть на внешний мир, включающий действия и экстравер-тность.

Мы имеем позитивную и рациональную установку при работе с Анимой и Анимусом.

ТЕХНИКИ РАБОТЫ В ОБРАЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Перед проведением визуализации нужно объяснить клиентам, что мужской половиной в теле считается ведущая: у правшей это правая сторона, у левшей — левая.

Визуализация проводится лежа или сидя, при этом поза должна да­вать возможнось четко выделять стороны тела. Поэтому лучше, если руки или ноги не перекрещиваются, а спокойно раскинуты в стороны.

Упражнение 1

Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почув­ствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, пра­вую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правоечзле-чо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.

А сейчас представьте, как это пространство наполняется белым-бе­лым туманом, как русло реки на рассвете. Плотнее... еще плотнее...

Почувствуйте, что в этом тумане есть какое-то животное. Оно из­дает какие-то звуки, в тумане есть какое-то движение, почувствуйте присутствие.

Туман постепенно рассеивается, и вы начинаете видеть это живот­ное.

Кто это?

Сколько лет этому животному? Старое оно или молодое?

Сильное оно или слабое? Больное или здоровое?Как оно себя чувствует?

Каков характер этого животного?

Умное оно или глупое? Хитрое или бесхитростное? Доброе оно или злое?

Как оно к вам относится: с любопытством, с боязнью, с любовью или ненавистью, с равнодушием?

Как вы относитесь к этому животному?

Попробуйте познакомиться ближе с вашим животным, приласкай­те его, подружитесь с ним.

А сейчас попробуйте распрощаться с вашим животным и пообе­щайте ему скорую встречу.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя «здесь и сейчас» и, когда будете готовы, откройте глаза.

После визуализации сделайте проговор с использованием тех воп­росов, которые мы привели в тексте визуализации.

Упражнение 2

Упражнение-визуализация проводится в той же последовательно­сти, что и первое, но при этом внимание акцентируется на левой сто­роне тела.

После второй визуализации делается аналогичный проговор.

Упражнение 3

Закройте глаза и позвольте своему телу расслабиться. Дышите связ­но, медленно и глубоко. И с каждым выдохом расслабляйтесь еще глуб­же... Еще глубже... Еще глубже...

А сейчас сосредоточьте ваше внимание на обоих животных. При­гласите их в поле вашего осознания одновременно.

Вот ваше животное справа...

Вот ваше животное слева...

Попробуйте качество того пространства, которое разделяет вашу левую и правую стороны. Что оно собой представляет?

Может быть, ваши левая и правая стороны ничем не разделены и каждое животное может свободно продвигаться на другую сторону?

Может быть, есть четкая граница? Где она проходит в теле?

Из чего сделана эта граница? Что она собой представляет?

А сейчас направьте ваше внимание на животных и позвольте им приблизиться друг к другу. Легко ли им это дается?

Как они относятся друг к другу?

Позвольте им поиграть вместе и найдите место, где они смогут это сделать.

Как им играется?

Кто пассивнее?Кто активнее?

Как насчет власти? Кто кому подчиняется?

Комфортно ли им играть вместе?

А сейчас позвольте им расположиться на том расстоянии друг от друга, которое дает им чувство комфорта и безопасности.

Попрощайтесь с вашими животными. Пообещайте им скорую встречу.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя «здесь и сейчас» и откройте глаза.

После визуализации проведите проговор, акцентируя внимание участников тренинга на тех вопросах, которые прозвучали во время визуализации.

Прежде чем работать в рамках этих техник с клиентами, советую по­работать «со своими зверями» хотя бы в течение шести-семи месяцев.

В структуре тренинга «Анима — Анимус» существуют также раз­личные упражнения на взаимодействия в парах.

Более подробную информацию вы можете получить на тренингах «Анима и Анимус», которые проводятся Сергеем Всехсвятским и Вла­димиром Козловым.

ШАМАНСКИЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Наверное, это странное словосочетание — шаманские психотех­ники. Когда мы говорим «шаман», ассоциативно возникают смыслы «примитивный», «первобытный», «суеверие». У здравомыслящего че­ловека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то по крайнем мере снис­ходительность взрослого к ребенку: «Пусть шаманит... Чем бы дитя ни тешилось. Но мы-то на самом деле уже знаем...»                          .

Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно пози­тивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрос­лый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко рас­крытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, бо­гами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является след­ствием взаимоотношений с духами.

В то же время шаманы были первыми профессиональными соци­альными работниками, в одном лице представляющими и медика, пси­хотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредникамимежду внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они ру­ководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициа­ции при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ри­туалами силы», которые представляли собой попытки усилить отно­шения племени с мощными природными силами в период таких кри­зисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).

Шаман является носителем культуры племени, в совершенстве зна­ющим традиционную мифологию, генеалогию, систему верований и тайный язык племени. Шаман владеет экстатическими техниками, ис­пользует в своей работе сны, видения, трансовые состояния.

Слово «шаман» с санскрита переводится как 'аскет'. Любой шаман в некотором смысле является «дважды рожденным», так как обряды инициации в шаманы воспроизводят символический паттерн смерти и возрождения.

Способность шамана видеть духов и взаимодействовать с ними не является чем-то необычным. У большинства людей, находящихся в со­стоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием пси­хики человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом — способностью бессознательного представ­лять себя в виде зрительных образов. Возник целый ряд методов на­правленного воображения, использующих аутосимволизм: активное воображение К. Г. Юнга, направленное фантазирование Р. Дезолье, сим-волдрама X. Лейнера и другие. В них осуществляется взаимодействие с образами для решения психологических проблем клиентов.

Сутью современной психотерапии является использование ресурсов для достижения необходимых изменений. Шаманы, вероятно, способны целенаправленно применять ресурсы той области психики человека, ко­торую Ст. Гроф назвал трансперсональной. Одним из наиболее значи­мых ресурсов, используемых шаманами, являются визуализации «духов-помощников», называемых «животными силы». Они помогают шаману в его «путешествиях», наделяют силами и способностями. Другим ресур­сом являются образы «духов-учителей». Они учат шамана, дают ему со­веты. Многие психологи и психотерапевты предлагают клиентам пред­ставлять образы «животных силы» и «духов-учителей».

Доктор психологии Д. Стивене в своей диссертации «Звери силы, ментальные образы и самореализация» статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображе­нии, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие.

Еще один аспект шаманизма — так называемый шаманский кризис посвящения. В общих чертах этот кризис заключается во временномухудшении психического здоровья, за которым наступает улучшение и переход на более высокий уровень функционирования психики. В со­временном понимании подобные кризисы отражают стремление внут­ренних сил к развитию, которое редко происходит плавно и безболез­ненно. Эти силы в различных школах психологии называют по-разно­му: «индивидуация», «самореализация», «самоактуализация».

Переживания шаманского кризиса имеет три характерные фазы. В начале происходит «путешествие в нижний мир». Здесь будущий шаман переживает нападение ужасных существ, которые подвергают его мучительным испытаниям. Кульминацией этого является расчле­нение тела, смерть обыденного, профанического Эго. За этой фазой следует возрождение. Обретя новое тело, шаман «восходит» в «верх­ние миры». Там он встречает «духов-учителей», которые предлагают ему свои знания. В финальной стадии кризиса происходит возвраще­ние в мир и интеграция пережитого опыта с повседневной жизнью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.