|
|||
В. В. КОЗЛОВ 34 страницаРазработанные мной пятидневные выездные тренинги «Танец Силы» и «Корни Древа Знания» базируются на изложенных выше соображениях и работах Р. Уолша, М. Харнера, М. Элиаде и Д. Сти-венса. Во всех путешествиях используется барабанный бой с частотой 200 — 220 ударов в минуту. Такой барабанный бой легко вызывает у людей измененное состояние сознания и позволяет им совершать успешные «путешествия». В течение следующих 10 — 25 минут участники тренинга «путешествуют» в своем воображении. Затем подается условный сигнал, означающий, что пора возвращаться, после чего участники группы рассказывают о своих «путешествиях». В тренингах используются следующие техники: 1. Визуализация участником «места силы» — места, где он чувствует себя в безопасности. Это помогает участнику расслабиться, настроиться на занятие. С визуализации места силы начинается и заканчивается каждое путешествие. \ 2. Путешествие в «нижний мир». Это погружение в архаические глубины бессознательного. 3. Поиск в «нижнем мире» «животных силы». Это поиск глубинных ресурсов. 4. Путешествие в «нижнем мире» вместе с «животными силы». Это решение психологических проблем с помощью обретенных ресурсов. 5. «Поиск «предмета силы»» — предмета, обладающего волшебными свойствами. Это обретение специфических ресурсов, необходимых для дальнейшего решения психологических проблем. 6. Подъем в «верхний мир» и ознакомление с ним. Это получение доступа к «высшему бессознательному».7. Знакомство с обитателями «верхнего мира», поиск мудрого существа и установление с ним контакта. Это поиск и нахождение глубинных ресурсов мудрости. 8. Поиск «творческой сущности» и установление с ней доброжелательных отношений. Это обретение творческих ресурсов. 9. Заручение поддержкой своих сущностей. Это интеграция приобретенных в шаманских путешествиях ресурсов в реальную жизнь. В данной книге я хочу привести несколько базовых шаманских путешествий, которые были показаны мной в цикле практических занятий тренинга «Танец Силы» во многих городах России. Путешествие в Нижние Миры Данное путешествие мы излагаем в двух вариантах. Первый вариант менее продолжительный, и мы его приводим в том виде, как описывал Майкл Дж. Харнер (438, 54). Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт шаманства. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спуститесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача — пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удастся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внимательнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию. Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофонная запись барабанного боя шамана), а также помощник, который будет бить в этот барабан. Приступая к этому или любому другому опыту шаманства, вы должны быть спокойны и расслаблены. В течение двадцати четырех часов перед началом опыта не принимайте никаких наркотических веществ или алкоголя: необходима высокая способность к сосредоточению, а мозг должен быть свободен от посторонних образов. В течение четырех часов перед началом опыта ешьте только легкую пищу или не ешьте совсем. Найдите темное, уединенное помещение. Снимите ботинки, ослабьте застежки на одежде и ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет. Теперь зрительно представьте себе какое-нибудь отверстие, ведущее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Неважно и то, что оно собой представляет: это может быть норка, вырытая каким-нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или дажеболото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной-двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности. Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежутки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205 — 220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять. Скажите помощнику, чтобы через десять минут он прекратил барабанить и резко ударил в барабан четыре раза — это будет сигнал к возвращению. Сразу же вслед за этим он должен в течение полуминуты быстро-быстро бить в барабан, тем самым сопровождая вас на обратном пути, а потом снова резко ударить четыре раза в знак того, что путешествие окончено. Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Туннель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, двигаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое-нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или проберитесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы будете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть — все это зависит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями. \ В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите открывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запомнить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ничего с собой — это только разведка. Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм. Закончив опыт, опишите своему помощнику все, что увидели, — это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Можно также записать свои впечатления на бумаге или на магнитофон.Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении знаний, которые вам дадут эти путешествия. Второй вариант путешествия выполняется аналогично, но до его начала проводится пятиминутный интенсивный дыхательный процесс. После этого звучит гонг и ведущий говорит «Стоп». Путешествие начинается с задержки дыхания. Опыт показывает, что во втором варианте путешествие проходит более увлекательно и содержательно. После второго варианта также проводится традиционный проговор. Путешествие за Силой Животного Это путешествие является базовым шаманским путешествием. Культ тотемных животных — универсальная и очень распространенная религиозно-социальная система не только на заре возникновения человеческой цивилизации, но и в новое время. Даже в настоящее время в геральдике и государственных ценных бумагах символ животных занимает немалое место. Во время экстатических ритуалов инициации в шаманы или у юношей во время обязательных постов перед инициациями их участникам являлись те или иные животные, которые предлагали им свое покровительство, обращая их в себе подобное. Во время шаманского путешествия человек находил союзника — целый тотемный класс, который давал ему силу и поддержку в любых обстоятельствах жизни. После этого инициируемый начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым. Шаманы обыкновенно считают, что находятся под покровительством того или другого животного, превращают себя в это животное во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам. К. Г. Юнг утверждал, что животное олицетворяет нечеловескую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного. Чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает. Идентификация себя с животным означает включение подсознания и иногда — подобно погружению в первобытные воды — омоложение путем прикосновения к источнику жизни. Данная психотехника по содержанию и цели является особым способом погружения в память рода, в глубинные структуры коллективного бессознательного и имеет характер направленной визуализации в расширенном состоянии сознания. Предварительные условия Форма проведения — групповая. Помещение должно быть достаточно просторное. Упражнение проводится в удобной, свободной одежде, не стесняющей дыхание и движение. До проведения упражнения лучше снять очки, часы, украшения. Участники равномерно располагаются в помещении, обеспечив определенный простор для движения. Для проведения процесса лучше иметь бубен или барабан. В начале процесса ритм медленный, повторяющий ритм дыхания. Во время идентификации удары быстрые и энергичные. После фразы «Примите силу вашего животного» сделайте пять более сильных и размеренных ударов в барабан. Это будет сигналом окончания путешествия. Процедура проведения Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабьтесь еще глубже... Начните глубокое и связное дыхание (5 — 7 минут)... А сейчас начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом .. кожа соприкасается с одеждой, как вы дышите... Почувствуйте не слишком явные ощущения: напряжения в теле, температурные ощущения, тяжесть, легкость... Ваше тело — как громадный космос, и явные ощущения — яркие планеты и крупные звезды. И в этом космосе есть звезды средней величины — это ощущения, которые не так явны. Дышите... Попробуйте прямо сейчас найти в теле ощущения, которые'похожи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного... Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечивает не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности... Найдите самую большую область «Ничто» в вашем теле и направьте туда все ваше внимание. Ждите... Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое-то живое существо. Оно дышит, издает какие-то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно. Начните дышать, как дышит это животное. Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное. Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуй-те свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями. Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное. Начните двигаться, как двигается это животное. Дайте голос своему животному. Позвольте ему полностью проявиться. Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим животным. Почувствуйте силу этого животного в своем теле... Примите силу этого животного. Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя «здесь и сейчас». Ложитесь. Отдыхайте. Дышите медленно и поверхностно. Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили... Позвольте участникам отдохнуть в течение 10—15 минут с закрытыми глазами. Часто это необходимо для интеграции опыта. После путешествия проводится традиционный проговор, во время которого участники тренинга рассказывают о своих переживаниях и впечатлениях, полученных во время путешествия. «Танец Птицы» Мне не хочется относить это упражнение к телесно-ориентированным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов. Байкал — такое место, где и вправду хочется летать. Потом я начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии. Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попробуйте сами научиться «летать». Тем более, что любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К. Г. Юнг в своей книге «Sumbols of Transformation», птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии. В «Упанишадах», одном из древнейших памятников культуры, читаем следующее: «Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой». Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве.Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и «высоту духа». В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тус-кулийский в своем «Sermon» описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны, как голуби; другие — хитрые, как куропатки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица; одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как горлица... Низколетящие птицы — символ приземлен-ности желаний, парящие в вышине — олицетворяют духовные стремления (425, 35). Одно из древнейших божеств на земле, египетского Тота, которому приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта, в том числе священных «Книги дыхания» и «Книги мертвых», обычно изображали в виде человека с головой ибиса. Жрецами Тота были гермопольские монархи. В конце второго тысячелетия до нашей эры они носили титул сыновей Тота (59). Каждый человек, живущий на земле, даже в конце второго тысячелетия нашей эры (этот текст я писал в 11 часов вечера 31 декабря 1994 года и слышал, как на улице буйствовали люди, хлопали хлопушки и на дисплее были видны отблески новогодних фейерверков) не потерял жажду полета, парения, свободы от гравитации. И какими бы мы ни были приземленными и как крепко ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету птицы, поскольку каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства. Часто мои дети предлагают мне потанцевать. Маленькие дети всегда танцуют танец птицы — они подпрыгивают и машут руками. У них я научился основам этого танца — «Танца птиц». Предварительные условия Это упражнение показало свою эффективность в групповой форме его проведения. Зал для его проведения должен быть достаточно просторным. Участникам тренинга рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной. В начале упражнения проводится настройка. Само упражнение проводится под фоновую музыку, которая включается в конце настройки. До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала.Настройка Закройте глаза и расслабьте свое тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, когда вы были удивлены и восторгались полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало у вас зрелище полета? Велико ли было ваше желание присоединиться к полету? Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Попробуйте увидеть местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами... Упражнение А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы... Вы уже готовы к полету. Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и совершить полет птицы... Упражнение длится около 20 — 25 мин. К концу упражнения музыка постепенно становится тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости. Упражнение заканчивается. Затем проводится традиционный про-говор. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЧАКРАМИ Эта медитация является весьма сложной в исполнении, и ее необходимо предварительно проводить с людьми, которые посвящены в процесс и находятся в состоянии расширенного сознания. Прежде чем приступить к описанию самой процедуры медитации, поговорим о понимании некоторых символов и значений оккультной науки. В оккультной науке считается, что в эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Индийские йоги называют их чакрами. На санскрите слово «чакра» означает энергетическое колесо, силовой круговорот. Эфирный двойник постоянно впитывает из космоса громадную психическую и духовную силу через вращающиеся чакры и посылает эти силы к железам физического тела. Чакры являются основными точками контакта между эфирным ифизическим телами, или проводниками, через которые мы питаемся солнечными и праническими силами Вселенной. Семь чакр, последовательно расположенных в эфирном двойнике, распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции и управляют кровообращением человека. Чакры располагаются следующим образом снизу вверх. Чакра 1 — корневая (муладхара), соответствует элементу земли; анатомически это предстательная железа у мужчин, матка у женщин; символический цвет — красный, отвечает за качество физического тела, волю жизни, безопасность. Чакра 2 — сексуальный центр (свадхистана), соответствует элементу воды, анатомически — поясничному сплетению; символический цвет — оранжевый; отвечает за любовь, творческий потенциал, страсти. Чакра 3 — манипура, соответствует элементу воздуха, анатомически — солнечному сплетению; символический цвет — желтый; отвечает за власть и силу. Чакра 4 — сердечная (анахата), соответствует элементу огня, анатомически — сердечно-аортному сплетению; символический цвет — зеленый; отвечает за духовную любовь и отношения с людьми. Чакра 5 — горловая (вишудха), соответствует «Акаше», анатомически — щитовидная железа; символический цвет — голубой; отвечает за выражение себя, карьеру, воплощение идей, уровень самоактуализации. Чакра 6 — межбровная (аджна), «третий глаз», соответствует духовной воле, ясновидению, анатомически — слизистая железа; символический цвет — синий; отвечает за восприятие идей, связь с миром, ясновидение. Чакра 7 — венечная (сахасрара), «Корона», соответствует макушке головы, анатомически — шишковидной железе; символический цвет — фиолетовый; отвечает за связь с бесконечным, космосом, Богом, абсолютом. Когда ребефинг только входил в силу, многие исследователи пытались проследить его корни, связь ребефинга с учением йогов о дыхании — пранаямой, с китайской дыхательной системой Цигун, с дыхательными упражнениями сибирских и индейских шаманов, африканских колдунов. Исследуя все эти учения, один из американских исследователей заметил связь учения йогов и религий североамериканских индейцев. В Индии существует представление об энергетических центрах человека — чакрах, число которых семь. У индейцев Америки существуют тотемные столбы, состоящие из стилизованных изображений зверей, расположенных вертикально, так же, как и чакры. Число тотемных зверей на каждом столбе — семь. Все это замечательноеще и тем, что информация, которая приходит к нам из подсознания, выражается символами. Видимо, помимо ритуального назначения, тотемные столбы несли в себе энергетическую и информационную составляющие. В каждом из нас глубоко сидят языческие корни наших предков. В любом народе наряду с поклонением огню, воде и другим природным явлениям были культы поклонения зверям; и мы, современные люди, вдруг замечаем в себе непонятную тягу и симпатию к определенному виду животных или птиц, не догадываясь, что корни этого влечения лежат в толще тысячелетий. В данной книге мы ознакомим вас с самим принципом и процедурой работы со зверями. С этой формой визуализации вы ознакомитесь во время тренингов, а вся дальнейшую работу вы будете проводить индивидуально, в соответствии с теми ощущениями, чувствами, эмоциями или мыслями, которые подскажут вам ваши звери. Проведение визуализации Лягте поудобнее на спину, не забывая про пять элементов Свободного Дыхания. Закройте глаза, полностью расслабьтесь и начните связное дыхание. После появления первых ощущений обратите свой внутренний взор на каждую из ваших чакр (энергетических центров вашего тела) снизу вверх, задерживаясь на какое-то время в каждой чакре. Попробуйте увидеть того зверя, который живет в каждой из ваших чакр. Это могут быть самые экзотические звери и даже звери, живущие не на нашей планете. Может быть, в каждой из ваших чакр живет не по одному зверю. Не путайтесь появления ваших зверей, их вида или поведения. Поймите, что поведение ваших зверей — лишь проекция ваших внутренних проблем. Очень важно помнить, что помимо поддержания энергетического баланса, каждая чакра вашего тела отвечает за вполне земные качества, за вашу коммуникабельность, умение жить в социуме. Каждой чакре соответствует и свой цвет. Все это дает вам возможность самим решать многие из ваших внутренних проблем, блоков, зажимов, о которых вы можете даже не подозревать. Для этого не нужно прилагать чрезмерных усилий, а достаточно сопоставить цвет и предназначение каждой чакры с видом и поведением того зверя или зверей, которые в ней живут. Если зверь чем-то обеспокоен, вы можете мысленно спросить у него, что его беспокоит, и получить ответ (совсем не обязательно вербальный), а значит, будете знать, как или чем помочь вашему зверю и самому себе. Не расстраивайтесь, если в какой-то из чакр вы не найдете зверя. Это не значит, что его там нет, просто вы не готовы встретиться с ним, либо его что-то беспокоит. Со временем все встанет на свои места. После того, как вы увидели всех (или часть) своих зверей, попробуйте мысленно представить себе место, где вам и вашим зверям будет максимально комфортно (это может быть лужайка в лесу, освещенная солнцем, берег реки, озера или моря, это может быть высокая суровая гора, покрытая снегами). Используйте все свое воображение, не жалейте цветов и красок для украшения этого места. Соберите своих зверей вместе, поговорите с ними, выясните, какие у каждого из них трудности, и попробуйте найти компромиссный вариант или несколько вариантов. Пообщавшись со зверями, приласкайте каждого из них, погладьте, найдите для каждого ласковое слово, пообещайте им скорую встречу с вами и попрощайтесь. Завершив эту медитацию, не открывая глаз и не выходя из того состояния, в котором вы оказались, начинайте непосредственно процесс Свободного Дыхания. Этот процесс будет для вас полон новых открытий и находок. После того, как у вас наступает состояние интеграции, позовите опять своих зверей и спросите у них, как прошел процесс, что им понравилось в нем, что вы упустили. Обратите внимание на то, увеличилось ли количество ваших зверей, изменилось ли их поведение и ваше отношение к ним. Пользуясь этой техникой, вы увидите, как начнете изменяться, приобретая те качества, о которых даже и не мечтали. ГЛАЗА В ГЛАЗА Основные форматы работы Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Солнце — источник света^а свет является символом разума и духа. В соответствии с этой логикой процесс видения представляет собой духовный акт и символизирует понимание. В иероглифике древних египтян знак «божественное око», называемый Wadza, означает «тот, кто питает священный огонь, или разум человека». Глаза — особый орган человека. Не только потому, что через зрительную модальность человек воспринимает примерно 80% информации, но прежде всего как орган проявления. Часто глаза называют зеркалом души. На русском языке достаточно много поговорок и фразеологизмов, говорящих о том, что глаза — самое выразительное на человеческом лице: «делать большие глаза», «стрелять глазами», «есть глазами», «читать душу по глазам», «сиять глазами», «хлопать глазами».То, что мы не можем сказать словами, мы всегда можем выразить глазами. Более того, часто глаза «говорят» о психическом состоянии, отношении больше, чем любые слова. И при этом делают это более искренне и эмоционально, духовно насыщенно. Взгляд другого человека может нас взволновать, полностью захватить или подействовать на нас сильнее, чем тысячи слов, чем проповедь, чем самый профессиональный психоаналитический сеанс. Когда я пишу эти строки, мне вспоминается мой первый процесс «глаза в глаза» десять лет назад, когда я проходил тренинг у Фалу Эйр. Даже сейчас, когда пройдены сотни процессов, я бы мог написать целую поэму об этих глазах. Именно поэму, так как на другом языке очень трудно описать этот опыт вхождения в пространство другого человека, быстрого и чистого опыта сближения с другим. Когда люди начинают входить в процесс «глаза в глаза», устанавливается общее психологическое пространство, единое поле духовного общения, и при этом каждый из них открывает безграничный простор открытий, переживаний, откровений. Процесс «глаза в глаза» — открытие тайны непостижимого, связанного с тайной живой души другого, с тайной божественного в человеке. Процесс «глаза в глаза» — мост между душами людей. Процесс «глаза в глаза» — способ открыть свою душу другому и открыть в другом живую тайну духа. Базовое упражнение «Глаза в глаза» Садитесь друг против друга. Устройтесь поудобнее. Процесс будет длиться около часа. При этом не касайтесь друг друга, но и не садитесь слишком далеко. (Оптимальная дистанция в «личной» зоне приблизительно 0,4— 1,5 м) Если вы уже расположились друг против друга и чувствуете себя достаточно комфортно в этой позе, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь, отпустите всякое напряжение. Успокойте ваше дыхание. Пусть оно будет медленное, глубокое, связное. Почувствуйте другого человека. Попробуйте настроиться на него. А сейчас очень медленно откройте глаза, впустите другого человека в ваше внутреннее пространство. Посмотрите ему в глаза. Установите контакт с глазами другого человека. Установите контакт с дыханием вашего партнера. Дышите вместе связно, глубоко, медленно... дышите как один человек... Вместе вдыхайте и выдыхайте...Попробуйте максимально искренне прожить этот процесс. Ничего не говорите. Если вам захочется что-то сказать вашему партнеру, выразите это глазами, дыханием... После того, как партнеры настроились друг на друга и вошли в совместный процесс, можно включить фоновую музыку, которая не должна создавать эмоциональную настройку, а быть поддержкой. Поэтому музыка не должна быть громкой, излишне чувственной или драматичной. В конце процесса напомните группе, чтобы они не забыли поблагодарить друг друга за этот опыт. Процесс с «дискомфортным партнером» Данный процесс используется в структуре профессиональных тренингов или на «продвинутых» тренингах. Какая бы высокая рефлексивность и эмпатичность ни была у участников тренинга, всегда в группе бывают люди, рядом с которыми кто-то чувствует напряжение, явный или Неявный дискомфорт. Реакция на этих людей может быть совершенно не связана с их личностными качествами или каким-то их особым отношением к другим участникам тренинга. Как правило, в основе отношения лежит жизненный опыт, опыт негативного общения с человеком, чем-то похожим на этого члена группы. Поэтому процесс «глаза в глаза» с дискомфортным партнером часто является великолепным способом проработки страхов, напряжений при коммуникации и других личностных проблемах, связанных с общением. До начала процесса дается инструкция о выборе партнера. Далее процесс организуется так же, как базовое упражнение «Глаза в глаза». Процесс «Глаза в глаза» с использованием аффирмаций Вначале процесс организуется так же, как базовое упражнение «Глаза в глаза». За пятнадцать минут до окончания процесса, когда происходит спад общей энергии и эмоциональной насыщенности внутригрупповых процессов, в парах организуется проговор аффирмаций в следующей последовательности. Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и один партнер говорит другому: «Я тебе благодарен за то, что...» Партнер отвечает: «Спасибо». Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и другой партнер отвечает первому: «Я тебе благодарен за то, что...» Партнер отвечает: «Спасибо».Таким образом, каждый партнер пять раз проговаривает другому: «Я тебе благодарен за то, что...»
|
|||
|