Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 34 страница



Разработанные мной пятидневные выездные тренинги «Танец Силы» и «Корни Древа Знания» базируются на изложенных выше соображениях и работах Р. Уолша, М. Харнера, М. Элиаде и Д. Сти-венса. Во всех путешествиях используется барабанный бой с частотой 200 — 220 ударов в минуту. Такой барабанный бой легко вызывает у людей измененное состояние сознания и позволяет им совершать ус­пешные «путешествия». В течение следующих 10 — 25 минут участни­ки тренинга «путешествуют» в своем воображении. Затем подается условный сигнал, означающий, что пора возвращаться, после чего уча­стники группы рассказывают о своих «путешествиях».

В тренингах используются следующие техники:

1. Визуализация участником «места силы» — места, где он чувству­ет себя в безопасности. Это помогает участнику расслабиться, настроиться на занятие. С визуализации места силы начинает­ся и заканчивается каждое путешествие.                      \

2. Путешествие в «нижний мир». Это погружение в архаические глубины бессознательного.

3. Поиск в «нижнем мире» «животных силы». Это поиск глубин­ных ресурсов.

4. Путешествие в «нижнем мире» вместе с «животными силы». Это решение психологических проблем с помощью обретенных ре­сурсов.

5. «Поиск «предмета силы»» — предмета, обладающего волшебны­ми свойствами. Это обретение специфических ресурсов, необ­ходимых для дальнейшего решения психологических проблем.

6. Подъем в «верхний мир» и ознакомление с ним. Это получение доступа к «высшему бессознательному».7. Знакомство с обитателями «верхнего мира», поиск мудрого су­щества и установление с ним контакта. Это поиск и нахожде­ние глубинных ресурсов мудрости.

8. Поиск «творческой сущности» и установление с ней доброже­лательных отношений. Это обретение творческих ресурсов.

9. Заручение поддержкой своих сущностей. Это интеграция при­обретенных в шаманских путешествиях ресурсов в реальную жизнь.

В данной книге я хочу привести несколько базовых шаманских пу­тешествий, которые были показаны мной в цикле практических заня­тий тренинга «Танец Силы» во многих городах России.

Путешествие в Нижние Миры

Данное путешествие мы излагаем в двух вариантах. Первый вари­ант менее продолжительный, и мы его приводим в том виде, как опи­сывал Майкл Дж. Харнер (438, 54).

Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт шаманства. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спус­титесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача — пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удас­тся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внима­тельнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию.

Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофон­ная запись барабанного боя шамана), а также помощник, который бу­дет бить в этот барабан.

Приступая к этому или любому другому опыту шаманства, вы дол­жны быть спокойны и расслаблены. В течение двадцати четырех часов перед началом опыта не принимайте никаких наркотических веществ или алкоголя: необходима высокая способность к сосредоточению, а мозг должен быть свободен от посторонних образов. В течение четы­рех часов перед началом опыта ешьте только легкую пищу или не ешь­те совсем. Найдите темное, уединенное помещение. Снимите ботин­ки, ослабьте застежки на одежде и ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Рас­слабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет.

Теперь зрительно представьте себе какое-нибудь отверстие, веду­щее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Не­важно и то, что оно собой представляет: это может быть норка, выры­тая каким-нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или дажеболото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной-двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности.

Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежут­ки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205 — 220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять. Скажите помощнику, что­бы через десять минут он прекратил барабанить и резко ударил в ба­рабан четыре раза — это будет сигнал к возвращению. Сразу же вслед за этим он должен в течение полуминуты быстро-быстро бить в бара­бан, тем самым сопровождая вас на обратном пути, а потом снова рез­ко ударить четыре раза в знак того, что путешествие окончено.

Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправ­ляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Тун­нель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, дви­гаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое-нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или пробе­ритесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы бу­дете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть — все это за­висит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями.                                    \

В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите от­крывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запом­нить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ниче­го с собой — это только разведка.

Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм.

Закончив опыт, опишите своему помощнику все, что увидели, — это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Мож­но также записать свои впечатления на бумаге или на магнитофон.Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении зна­ний, которые вам дадут эти путешествия.

Второй вариант путешествия выполняется аналогично, но до его начала проводится пятиминутный интенсивный дыхательный процесс. После этого звучит гонг и ведущий говорит «Стоп». Путешествие на­чинается с задержки дыхания.

Опыт показывает, что во втором варианте путешествие проходит более увлекательно и содержательно.

После второго варианта также проводится традиционный проговор.

Путешествие за Силой Животного

Это путешествие является базовым шаманским путешествием.

Культ тотемных животных — универсальная и очень распростра­ненная религиозно-социальная система не только на заре возникно­вения человеческой цивилизации, но и в новое время. Даже в настоя­щее время в геральдике и государственных ценных бумагах символ животных занимает немалое место.

Во время экстатических ритуалов инициации в шаманы или у юно­шей во время обязательных постов перед инициациями их участни­кам являлись те или иные животные, которые предлагали им свое по­кровительство, обращая их в себе подобное. Во время шаманского путешествия человек находил союзника — целый тотемный класс, который давал ему силу и поддержку в любых обстоятельствах жиз­ни. После этого инициируемый начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым.

Шаманы обыкновенно считают, что находятся под покровитель­ством того или другого животного, превращают себя в это животное во время камлания и передают своего покровителя по наследству сво­им преемникам.

К. Г. Юнг утверждал, что животное олицетворяет нечеловескую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного. Чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает.

Идентификация себя с животным означает включение подсозна­ния и иногда — подобно погружению в первобытные воды — омоло­жение путем прикосновения к источнику жизни.

Данная психотехника по содержанию и цели является особым спо­собом погружения в память рода, в глубинные структуры коллектив­ного бессознательного и имеет характер направленной визуализации в расширенном состоянии сознания.

Предварительные условия

Форма проведения — групповая.

Помещение должно быть достаточно просторное.

Упражнение проводится в удобной, свободной одежде, не стесня­ющей дыхание и движение. До проведения упражнения лучше снять очки, часы, украшения.

Участники равномерно располагаются в помещении, обеспечив оп­ределенный простор для движения.

Для проведения процесса лучше иметь бубен или барабан. В начале процесса ритм медленный, повторяющий ритм дыхания. Во время иден­тификации удары быстрые и энергичные. После фразы «Примите силу вашего животного» сделайте пять более сильных и размеренных уда­ров в барабан. Это будет сигналом окончания путешествия.

Процедура проведения

Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабь­тесь еще глубже... Начните глубокое и связное дыхание (5 — 7 минут)... А сейчас начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом .. кожа соприкасается с одеж­дой, как вы дышите...

Почувствуйте не слишком явные ощущения: напряжения в теле, температурные ощущения, тяжесть, легкость...

Ваше тело — как громадный космос, и явные ощущения — яркие планеты и крупные звезды. И в этом космосе есть звезды средней ве­личины — это ощущения, которые не так явны.

Дышите...

Попробуйте прямо сейчас найти в теле ощущения, которые'похо­жи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного...

Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечива­ет не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности...

Найдите самую большую область «Ничто» в вашем теле и направь­те туда все ваше внимание. Ждите...

Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое-то живое существо. Оно дышит, издает какие-то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно. Начните дышать, как дышит это животное.

Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное. Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуй-те свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями.

Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное. Начните двигаться, как двигается это животное.

Дайте голос своему животному.

Позвольте ему полностью проявиться.

Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим живот­ным.

Почувствуйте силу этого животного в своем теле...

Примите силу этого животного.

Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почув­ствуйте себя «здесь и сейчас».

Ложитесь. Отдыхайте.

Дышите медленно и поверхностно. Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили...

Позвольте участникам отдохнуть в течение 10—15 минут с закры­тыми глазами. Часто это необходимо для интеграции опыта.

После путешествия проводится традиционный проговор, во время которого участники тренинга рассказывают о своих переживаниях и впечатлениях, полученных во время путешествия.

«Танец Птицы»

Мне не хочется относить это упражнение к телесно-ориентирован­ным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов. Байкал — такое место, где и вправду хочется летать. Потом я начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.

Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попро­буйте сами научиться «летать». Тем более, что любое крылатое суще­ство символизирует одухотворенность. Как писал К. Г. Юнг в своей книге «Sumbols of Transformation», птица благодетельна по своей при­роде, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддерж­ку, мысль и полет фантазии.

В «Упанишадах», одном из древнейших памятников культуры, чи­таем следующее: «Две птицы, неразлучные спутницы, живут на од­ном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое зна­ние, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой».

Толкование птицы как символа души часто встречается в народ­ном творчестве.Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушно­му элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту во­обще, следовательно, и «высоту духа». В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тус-кулийский в своем «Sermon» описывает разные виды духовности че­ловека, используя характеристики различных видов птиц. Одни пти­цы, говорит он, простодушны, как голуби; другие — хитрые, как куро­патки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица; одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как горлица... Низколетящие птицы — символ приземлен-ности желаний, парящие в вышине — олицетворяют духовные стрем­ления (425, 35).

Одно из древнейших божеств на земле, египетского Тота, которо­му приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта, в том числе священных «Книги дыхания» и «Книги мертвых», обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Жрецами Тота были гермопольские монархи. В конце второго ты­сячелетия до нашей эры они носили титул сыновей Тота (59).

Каждый человек, живущий на земле, даже в конце второго тысяче­летия нашей эры (этот текст я писал в 11 часов вечера 31 декабря 1994 года и слышал, как на улице буйствовали люди, хлопали хлопушки и на дисплее были видны отблески новогодних фейерверков) не потерял жажду полета, парения, свободы от гравитации.

И какими бы мы ни были приземленными и как крепко ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету пти­цы, поскольку каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.

Часто мои дети предлагают мне потанцевать. Маленькие дети все­гда танцуют танец птицы — они подпрыгивают и машут руками. У них я научился основам этого танца — «Танца птиц».

Предварительные условия

Это упражнение показало свою эффективность в групповой фор­ме его проведения.

Зал для его проведения должен быть достаточно просторным. Учас­тникам тренинга рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одеж­да должна быть просторной и свободной.

В начале упражнения проводится настройка. Само упражнение проводится под фоновую музыку, которая включается в конце на­стройки.

До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала.Настройка

Закройте глаза и расслабьте свое тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, ког­да вы были удивлены и восторгались полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало у вас зрелище полета? Велико ли было ваше желание присоединиться к полету?

Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Попробуй­те увидеть местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами...

Упражнение

А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы... Вы уже готовы к полету. Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и совершить полет птицы...

Упражнение длится около 20 — 25 мин.

К концу упражнения музыка постепенно становится тише и дово­дится до качества минимального фона, на пороге слышимости.

Упражнение заканчивается. Затем проводится традиционный про-говор.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЧАКРАМИ

Эта медитация является весьма сложной в исполнении, и ее необ­ходимо предварительно проводить с людьми, которые посвящены в процесс и находятся в состоянии расширенного сознания.

Прежде чем приступить к описанию самой процедуры медитации, поговорим о понимании некоторых символов и значений оккультной науки.

В оккультной науке считается, что в эфирном двойнике находятся психические центры, имеющие форму лотоса. Индийские йоги назы­вают их чакрами. На санскрите слово «чакра» означает энергетичес­кое колесо, силовой круговорот. Эфирный двойник постоянно впи­тывает из космоса громадную психическую и духовную силу через вращающиеся чакры и посылает эти силы к железам физического тела. Чакры являются основными точками контакта между эфирным ифизическим телами, или проводниками, через которые мы питаемся солнечными и праническими силами Вселенной.

Семь чакр, последовательно расположенных в эфирном двойнике, распределяют в позвоночнике жизненную энергию через железы внутренней секреции и управляют кровообращением человека.

Чакры располагаются следующим образом снизу вверх.

Чакра 1 — корневая (муладхара), соответствует элементу земли; анатомически это предстательная железа у мужчин, матка у женщин; символический цвет — красный, отвечает за качество физического тела, волю жизни, безопасность.

Чакра 2 — сексуальный центр (свадхистана), соответствует элемен­ту воды, анатомически — поясничному сплетению; символический цвет — оранжевый; отвечает за любовь, творческий потенциал, стра­сти.

Чакра 3 — манипура, соответствует элементу воздуха, анатомичес­ки — солнечному сплетению; символический цвет — желтый; отвеча­ет за власть и силу.

Чакра 4 — сердечная (анахата), соответствует элементу огня, ана­томически — сердечно-аортному сплетению; символический цвет — зеленый; отвечает за духовную любовь и отношения с людьми.

Чакра 5 — горловая (вишудха), соответствует «Акаше», анатоми­чески — щитовидная железа; символический цвет — голубой; отвеча­ет за выражение себя, карьеру, воплощение идей, уровень самоактуа­лизации.

Чакра 6 — межбровная (аджна), «третий глаз», соответствует ду­ховной воле, ясновидению, анатомически — слизистая железа; сим­волический цвет — синий; отвечает за восприятие идей, связь с ми­ром, ясновидение.

Чакра 7 — венечная (сахасрара), «Корона», соответствует макушке головы, анатомически — шишковидной железе; символический цвет — фиолетовый; отвечает за связь с бесконечным, космосом, Богом, абсо­лютом.

Когда ребефинг только входил в силу, многие исследователи пыта­лись проследить его корни, связь ребефинга с учением йогов о дыха­нии — пранаямой, с китайской дыхательной системой Цигун, с дыха­тельными упражнениями сибирских и индейских шаманов, африкан­ских колдунов. Исследуя все эти учения, один из американских иссле­дователей заметил связь учения йогов и религий североамериканских индейцев. В Индии существует представление об энергетических цен­трах человека — чакрах, число которых семь. У индейцев Америки существуют тотемные столбы, состоящие из стилизованных изобра­жений зверей, расположенных вертикально, так же, как и чакры. Чис­ло тотемных зверей на каждом столбе — семь. Все это замечательноеще и тем, что информация, которая приходит к нам из подсознания, выражается символами. Видимо, помимо ритуального назначения, то­темные столбы несли в себе энергетическую и информационную со­ставляющие.

В каждом из нас глубоко сидят языческие корни наших предков. В любом народе наряду с поклонением огню, воде и другим природ­ным явлениям были культы поклонения зверям; и мы, современные люди, вдруг замечаем в себе непонятную тягу и симпатию к опреде­ленному виду животных или птиц, не догадываясь, что корни этого влечения лежат в толще тысячелетий. В данной книге мы ознакомим вас с самим принципом и процедурой работы со зверями. С этой фор­мой визуализации вы ознакомитесь во время тренингов, а вся даль­нейшую работу вы будете проводить индивидуально, в соответствии с теми ощущениями, чувствами, эмоциями или мыслями, которые под­скажут вам ваши звери.

Проведение визуализации

Лягте поудобнее на спину, не забывая про пять элементов Свобод­ного Дыхания. Закройте глаза, полностью расслабьтесь и начните связ­ное дыхание. После появления первых ощущений обратите свой внут­ренний взор на каждую из ваших чакр (энергетических центров ва­шего тела) снизу вверх, задерживаясь на какое-то время в каждой чак­ре. Попробуйте увидеть того зверя, который живет в каждой из ва­ших чакр. Это могут быть самые экзотические звери и даже звери, живущие не на нашей планете. Может быть, в каждой из ваших чакр живет не по одному зверю. Не путайтесь появления ваших зверей, их вида или поведения. Поймите, что поведение ваших зверей — лишь проекция ваших внутренних проблем. Очень важно помнить, что по­мимо поддержания энергетического баланса, каждая чакра вашего тела отвечает за вполне земные качества, за вашу коммуникабельность, умение жить в социуме. Каждой чакре соответствует и свой цвет. Все это дает вам возможность самим решать многие из ваших внутрен­них проблем, блоков, зажимов, о которых вы можете даже не подозре­вать. Для этого не нужно прилагать чрезмерных усилий, а достаточно сопоставить цвет и предназначение каждой чакры с видом и поведе­нием того зверя или зверей, которые в ней живут. Если зверь чем-то обеспокоен, вы можете мысленно спросить у него, что его беспокоит, и получить ответ (совсем не обязательно вербальный), а значит, буде­те знать, как или чем помочь вашему зверю и самому себе.

Не расстраивайтесь, если в какой-то из чакр вы не найдете зверя. Это не значит, что его там нет, просто вы не готовы встретиться с ним, либо его что-то беспокоит. Со временем все встанет на свои места.

После того, как вы увидели всех (или часть) своих зверей, попро­буйте мысленно представить себе место, где вам и вашим зверям бу­дет максимально комфортно (это может быть лужайка в лесу, осве­щенная солнцем, берег реки, озера или моря, это может быть высокая суровая гора, покрытая снегами). Используйте все свое воображение, не жалейте цветов и красок для украшения этого места. Соберите сво­их зверей вместе, поговорите с ними, выясните, какие у каждого из них трудности, и попробуйте найти компромиссный вариант или не­сколько вариантов.

Пообщавшись со зверями, приласкайте каждого из них, погладьте, найдите для каждого ласковое слово, пообещайте им скорую встречу с вами и попрощайтесь. Завершив эту медитацию, не открывая глаз и не выходя из того состояния, в котором вы оказались, начинайте не­посредственно процесс Свободного Дыхания.

Этот процесс будет для вас полон новых открытий и находок. После того, как у вас наступает состояние интеграции, позовите опять своих зверей и спросите у них, как прошел процесс, что им понравилось в нем, что вы упустили. Обратите внимание на то, увеличилось ли количество ваших зверей, изменилось ли их поведение и ваше отношение к ним.

Пользуясь этой техникой, вы увидите, как начнете изменяться, при­обретая те качества, о которых даже и не мечтали.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

Основные форматы работы

Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Солнце — источник света^а свет яв­ляется символом разума и духа. В соответствии с этой логикой про­цесс видения представляет собой духовный акт и символизирует по­нимание.

В иероглифике древних египтян знак «божественное око», назы­ваемый Wadza, означает «тот, кто питает священный огонь, или разум человека».

Глаза — особый орган человека. Не только потому, что через зри­тельную модальность человек воспринимает примерно 80% информа­ции, но прежде всего как орган проявления. Часто глаза называют зер­калом души.

На русском языке достаточно много поговорок и фразеологизмов, говорящих о том, что глаза — самое выразительное на человеческом лице: «делать большие глаза», «стрелять глазами», «есть глазами», «чи­тать душу по глазам», «сиять глазами», «хлопать глазами».То, что мы не можем сказать словами, мы всегда можем выразить глазами. Более того, часто глаза «говорят» о психическом состоянии, отношении больше, чем любые слова. И при этом делают это более ис­кренне и эмоционально, духовно насыщенно. Взгляд другого человека может нас взволновать, полностью захватить или подействовать на нас сильнее, чем тысячи слов, чем проповедь, чем самый профессиональ­ный психоаналитический сеанс.

Когда я пишу эти строки, мне вспоминается мой первый процесс «глаза в глаза» десять лет назад, когда я проходил тренинг у Фалу Эйр. Даже сейчас, когда пройдены сотни процессов, я бы мог написать це­лую поэму об этих глазах. Именно поэму, так как на другом языке очень трудно описать этот опыт вхождения в пространство другого челове­ка, быстрого и чистого опыта сближения с другим.

Когда люди начинают входить в процесс «глаза в глаза», устанавли­вается общее психологическое пространство, единое поле духовного общения, и при этом каждый из них открывает безграничный про­стор открытий, переживаний, откровений.

Процесс «глаза в глаза» — открытие тайны непостижимого, свя­занного с тайной живой души другого, с тайной божественного в че­ловеке.

Процесс «глаза в глаза» — мост между душами людей.

Процесс «глаза в глаза» — способ открыть свою душу другому и открыть в другом живую тайну духа.

Базовое упражнение «Глаза в глаза»

Садитесь друг против друга. Устройтесь поудобнее. Процесс будет длиться около часа. При этом не касайтесь друг друга, но и не садитесь слишком далеко. (Оптимальная дистанция в «личной» зоне приблизи­тельно 0,4— 1,5 м)

Если вы уже расположились друг против друга и чувствуете себя достаточно комфортно в этой позе, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь, отпустите всякое напряжение. Успокойте ваше дыхание. Пусть оно будет медленное, глубокое, связное.

Почувствуйте другого человека. Попробуйте настроиться на него.

А сейчас очень медленно откройте глаза, впустите другого челове­ка в ваше внутреннее пространство.

Посмотрите ему в глаза. Установите контакт с глазами другого че­ловека.

Установите контакт с дыханием вашего партнера. Дышите вместе связно, глубоко, медленно... дышите как один человек... Вместе вды­хайте и выдыхайте...Попробуйте максимально искренне прожить этот процесс. Ничего не говорите. Если вам захочется что-то сказать вашему партнеру, вы­разите это глазами, дыханием...

После того, как партнеры настроились друг на друга и вошли в со­вместный процесс, можно включить фоновую музыку, которая не дол­жна создавать эмоциональную настройку, а быть поддержкой. Поэто­му музыка не должна быть громкой, излишне чувственной или драма­тичной.

В конце процесса напомните группе, чтобы они не забыли поблаго­дарить друг друга за этот опыт.

Процесс с «дискомфортным партнером»

Данный процесс используется в структуре профессиональных тре­нингов или на «продвинутых» тренингах.

Какая бы высокая рефлексивность и эмпатичность ни была у учас­тников тренинга, всегда в группе бывают люди, рядом с которыми кто-то чувствует напряжение, явный или Неявный дискомфорт. Реакция на этих людей может быть совершенно не связана с их личностными качествами или каким-то их особым отношением к другим участни­кам тренинга. Как правило, в основе отношения лежит жизненный опыт, опыт негативного общения с человеком, чем-то похожим на это­го члена группы. Поэтому процесс «глаза в глаза» с дискомфортным партнером часто является великолепным способом проработки стра­хов, напряжений при коммуникации и других личностных проблемах, связанных с общением.

До начала процесса дается инструкция о выборе партнера. Далее процесс организуется так же, как базовое упражнение «Глаза в глаза».

Процесс «Глаза в глаза» с использованием аффирмаций

Вначале процесс организуется так же, как базовое упражнение «Гла­за в глаза».

За пятнадцать минут до окончания процесса, когда происходит спад общей энергии и эмоциональной насыщенности внутригрупповых процессов, в парах организуется проговор аффирмаций в следующей последовательности.

Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и один партнер говорит другому: «Я тебе благодарен за то, что...»

Партнер отвечает: «Спасибо».

Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и другой парт­нер отвечает первому: «Я тебе благодарен за то, что...»

Партнер отвечает: «Спасибо».Таким образом, каждый партнер пять раз проговаривает другому: «Я тебе благодарен за то, что...»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.