Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 35 страница



Возможно использование не только позитивных аффирмаций, та­ких, как: «Ты достоин любви за то, что...» — или той, которую мы при­вели выше, а также: «Я боюсь того, что...» и др.

Существует достаточно много других форматов процесса «Глаза в глаза». При достаточной освоенности базового процесса любой профес­сионал может смоделировать этот процесс со специфическим контек­стом в соответствии с темой тренинга или проблемным полем клиента.

ГЛАВА 11

ПСИХОТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с осо­быми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло наиболее законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественный танец Шивы.

Как направление современной психотерапии танцевально-двига­тельная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и яви­лась отголоском революционных изменений в танцевальном искусст­ве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подхо­дов и техник, образующих «тело» ТДТ.

Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевти­ческий потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы ис­следовательские программы по трансформационному и психотерапев­тическому потенциалу ТДТ.

В 2003 году защитила диссертацию по ТДТ под моим научным руко­водством Наталья Веремеенко (г. Екатеринбург), успешные и перспек­тивные научные исследования в этом направлении ведет мой докто­рант В. Н. Никитин (г. Москва).

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ использу­ется с различными целями, в разном объеме и с разной степенью осоз­нанности. Целью данного раздела является прояснение места и воз­можностей ТДТ в контексте других техник и направлений «новой пси­хотерапии».ТДТ выступает в двух формах — индивидуальной и групповой.

Индивидуальная форма: исследование клиентом (с помощью тера­певта) спектра своих движений, благодаря чему открываются невы­раженные эмоции, которые были заблокированы в теле, и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования)

Групповая форма: процесс групповой ТДТ основан на том, что те­рапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его раз­витие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т. д.).

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участ­ники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осозна-вания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (На­пример, вытягивание плеч и рук может развиться в толкающее дви­жение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с которым это связано.)

Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому учас­тнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигатель­ное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфлик­тов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувстви­тельным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая приводит к сопротивлению работе.

Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3-я часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры «Я».

Терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психо­логические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из глав­ных тем групповой работы — «Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми».

Раньше ТДТ как форма терапии почти всегда применялась к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же все больше ориентируется на ра­боту со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, для того чтобы развить у них самопринятие, эффективное межличнос­тное и групповое взаимодействие, самоактуализацию, интеграцию час­тей «Я». Поэтому все больший интерес приобретают именно социаль­но-психологические, психологические, психокоррекционные и транс­формационные аспекты танцевально-двигательной терапии.Существуют три основные области работы танце-терапевта:

1. Тело и его движения.

2. Межличностные отношения.

3. Самосознание

Целями терапии в первой области являются активизация тела, для того чтобы помочь пациенту полностью обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации. Особое внимание уде­ляется исследованию двигательных стереотипов, формирование и проявление которых зависит от стереотипов восприятия движения человеком.

Можно выделить несколько явных уровней этих стереотипов:

1. Культурные стереотипы.

2. Социальные стереотипы.

3. Стереотипы референтных лиц.

Метафорически каждый из этих уровней стереотипов является негативом, обратным отражением сети, ячейки которой представля­ют собой определенные области значения, а узлы и линии, разделяю­щие ячейки — это смысловые лакуны, неозначенные фрагменты ре­альности, пустоты, разрывы. Известно, что дискретность мышления, сознания, языка присуща человеческой цивилизации. Но размер­ность этой дискретности меняется. В нашей классификации степень фрагментации в направлении от 1 к 3 увеличивается. Если для уров­ня стереотипов культуры основное различение является ответом на вопрос: «Что является (считается, принимается) движением, а что не является движением ?» — то для уровня социальных стереотипов различение идет через вопрос: «Какие движения приемлемы для меня, как для представителя данного социума или социальной группы, а какие неприемлемы?»

На уровне стереотипов референтных лиц вопрос уже звучит так: «Что является образцом движения, а что не является таковым, и пото­му не принимается?»

Понятно, что эти выборы происходят неосознанно, тем не менее они происходят и задают топологию движения. Разрывы и пустоты вокруг этих островков смыслов также влияют на восприятие движе­ния. Движения, не поддающиеся этим обозначениям, игнорируются, а иногда просто не воспринимаются.

Обратные сети стереотипов, накладываясь друг на друга, форми­руют языки описания и восприятия и обеспечивают возможность индивидуальных и локальных социальных вариаций. Рассмотрим каж­дый из этих уровней стереотипов немного подробнее:1. Культурные стереотипы

Восприятие движения, характер распространенных паттернов дви­жения меняется от культуры к культуре. Согласно антропологичес­ким и этнографическим исследованиям, в них отражаются характер движения, свойственный самым распространенным профессиональ­ным занятиям, характер социального устройства, окружающего лан­дшафта и многое другое. В связи с этим интересно замечание одной американской танцовщицы о выступлении русских, танцующих рэп. Она сказала, что даже в этом негритянском стиле русские сохраняют широту и гордость движений, свойственную русским танцам.

Если взять более широкий контекст восприятия пространства в различных культурах, то согласно положению Д. X. Джонсона, суще­ствует пространственная ориентация понимания «духовности». И если в европейской, христианской культуре это вертикальная на­правленность, то в культурах, сохранивших связь с древнейшими тра­дициями, это горизонтальная направленность, «духовность земли», что находит отражение в архитектуре храмов и храмовых мест (срав­ните, например, готический собор и «свет-лоджи» американских ин­дейцев).

На уровне восприятия тела и движения эта вертикальная направ­ленность также очевидна — балет, положение рольфинга о выстраи­вании правильно ориентированного позвоночника и т. д. Существу­ют движения, которые глазами носителя нашей культуры не воспри­нимаются как танец. Например, некоторые знаки и движения пальцев и рук в индийских храмовых танцах. Они просто не попадают в тради­ционную зону означения, остаются во тьме необозначенного. Ситуа­ция изменяется только после некоторой (чаще всего индивидуальной) работы по переструктурированию, перерождению смыслов.

2. Уровень социальных стереотипов

В первую очередь это стереотипы, расхожие мнения относительно роли танца и движения. В нашем обществе в понимании танца суще­ствуют две крайние точки: танец — развлечение, отдых и танец — профессиональное искусство. Между этими двумя точками существует разрыв, восприятие танца дискретно и локально.

Чтобы преодолеть такой разрыв, есть разные способы. Очень пока­зательна в этом смысле одна невыдуманная фраза: «Я, конечно, иногда выпиваю. Ведь как выпьешь, и расслабиться можно, и потанцевать». Что касается паттернов повседневных движений, то существуют оп­ределенные наборы стереотипов для разных социальных страт в за­висимости от возраста, места жительства (город/сельская местность), национальности, рода занятий и т. д. Эти паттерны образуют границы и окраску индивидуальных стереотипов.ашь

3. Стереотипы референтных лиц

Заимствование моделей поведения у референтных лиц (родите­лей, значимых взрослых, «кумиров» и т. д.) включает в себя заим­ствование паттернов движения. «Стадия зеркала» в развитии ребен­ка предусматривает подражание движениям (походке, функциональ­ным действиям) и танцу взрослых. Это заимствование происходит неосознанно и иногда на очень тонком уровне. Некоторые особен­ности мимики и движения передаются так же, как и другие наслед­ственные признаки.

Кроме неосознанного заимствования в детстве, некоторые модели поведения и движения заимствуются в подростковом возрасте у ре­ферентных лиц или групп — «героев» масс-медиа (певцов, актеров, гангстеров, блатных и суперменов и т. п.). Начинаясь как игра и меха­низм обучения и выживания, сеть стереотипов в дальнейшем стано­вится действительно сетью — опутывающей и связывающей, ограни­чивающей. Поскольку наше восприятие движения активно и включа­ет в себя моторный компонент (тонкие, неосознаваемые движения), все эти предпочтения и переживания накапливаются, образуя бессоз­нательные установки, фильтры восприятия и действия.

Если человек выходит за границы стереотипов, он попадает в то место, где навыков существования и действия у него практически нет, но возможностей гораздо больше. В каком-то смысле выход за преде­лы стереотипов несет такой потенциал осознания и творчества имен­но благодаря существованию этих стереотипов.

Во второй области терапевт устанавливает базовый уровень ком­муникации через использование ритма и прямого физического взаи­модействия. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосозна­ния через визуальную обратную связь, которук> человек получает че­рез наблюдение за движениями других людей.

Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои соб­ственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь, а также расширять поведенческий репертуар социально-психологичес­ких ролей.

Исследования показывают, что ТДТ помогает установить или вос­становить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на той предпосыл­ке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации. Кендон описы­вает самосинхронность как отношение между движением и чьей-либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность вза­имодействия определяется как синхронное движение слушающего сдвижением говорящего. Повышенная синхронность, которая случа­ется во время общения, усиливается совместным движением. Танце-двигательная терапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинес­тетические паттерны. Переутверждение «Я» в «Я в отношении с други­ми» происходит естественным образом благодаря работе в группе.

Мы рассматриваем координацию тела как необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Люди, име­ющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться не­обходимому поведению (ритмической координации с другими), кото­рое затем может быть переведено в другие социальные окружения. В результате танцедвигательной терапии большинство клиентов пе­реживают более глубокий и богатый уровень общения, выражая чув­ства через движения тела, во время движения под общий ритм.

Клайн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации ука­зывал, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши эмоциональные ответ­ные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпрета­ций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне.

Благодаря работе в группе по ТДТ с проблемами доверия, осозна­ния личностных границ и другими личностными проблемами, а также с помощью вербальной и невербальной обратной связи устанавлива­ются благоприятные межличностные отношения.

Группа по танцевально-двигательной терапии — это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся бо­лее адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр пове­денческих возможностей.

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осоз­нанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возмож­но через тело. Этот физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает «Я-кон-цепцию» и способствует повышению самооценки.

Основные понятия танцевальной терапии отражают тесные взаи­моотношения между телом или, если говорить конкретнее, между дви­жением и разумом.

Танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности. Вид физического контакта, от которого мы получили удовольствие в мла­денчестве, свобода передвижения, испытанная нами, когда мы толькош

начинали ходить, друзья, которых мы приобретали, работа, которую мы делали, роли, которые мы играли, стрессы, которым мы противо­стояли, — все это повлияло на нашу манеру двигаться (Schmais, 1974).

Мы можем узнавать людей по тому, как они двигаются. Часто бы­вает, что мы можем узнать знакомого, не слыша голоса и не видя лица, а просто уловив знакомый жест или позу.

Танцевальный терапевт особенно интересуется тем, сколько и где мы двигаемся. Основной задачей групп танцевальной терапии являет­ся осуществление и понимание спонтанного движения. Шильдер ут­верждал: «Между мышечной последовательностью напряжения и рас­слабления (включенной во все выразительные движения) и психичес­кой установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психи­ческая установка связана с мышечным состоянием, но и каждая пос­ледовательность напряжения и расслабления вызывает специфичес­кую установку. Специфическая мышечная последовательность изме­няет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображае­мую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательнос­ти» (Schilder, 1950, р. 208).

Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные дви­жения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцеваль­ные терапевты относятся как к единому целому. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс про­исходит и при изменении манеры и характера наших движений, ко­торые отражают черты личности.

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сес­сии и являются параллелями, интерпретациями известных терапев­тических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей:

• присоединение по позе и дыханию в НЛП — присоединение по позе и движению («зеркало»);

• преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии — оформление, преувеличение определенного движе­ния в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действии;

• работа с мышечными блоками и последовательностями сложно координированных действий в телесно-ориентированной тера­пии — освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т. д.

Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что и другие направления «новой волны» психо­терапии, работает с ними на своем поле — в теле и движении.Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество тех­ник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения, как «Континуум» (в его многообразных российских вариантах), «Аутен­тичное движение», контактная импровизация, «Танец пешеходов» (pedestrian dance), «Джаз тела» Габриэлы Рот и др.

Язык танца, язык движения не требует перевода, но требует особо­го настроя, особой глубины восприятия. И когда этот настрой есть, танец становится праздником тела и души, для которого нет границ.

ТРОПА ТАНЦА

Процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Та­нец пяти движений», в России культивируется многими лидерами с начала 1990-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Вла­димир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов, проводимых в групповой форме. Авторство его принад­лежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять пер­вичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств:

1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; дви­жения «женской» энергии.

2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» дви­жения.

3. Chaos — хаотические движения.

4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «па­дающего листа».

5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первич­ными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая ста­дия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса — проговор. «Танец пяти движений» ре­комендуется выполнять с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый ритм.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и лич­ностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприя­тие определенных движений. Так, достаточно часто женщины сред­него возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движе­ния. «Я не такая, мне это не нравится», — говорят они. Одновре­менно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозмож-ность выражать свои чувства, занимают положение жертвы. В про­цессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выра­жение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

Другим распространенным «черным пятном» являются хаотичес­кие движения, что не удивительно для заключенного в рамки много­численных личностных и социальных стереотипов современного го­родского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности (А. Гиршон, 1995).

В своей работе с «Танцем пяти движений» мы обычно предлагаем людям после процесса ответить на несколько вопросов: какой из рит­мов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего; какие дви­жения занимали больше пространства, а какие можно выражать толь­ко в небольшом объеме и т. п. В целом это дает человеку достаточно ясную и перспективную диагностическую картину.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

• диагностическую — человек обнаруживает «освоенные и нео­своенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор — освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную»;

• тестовую — если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и каче­ство наступивших личностных изменений;

• терапевтическую — в сочетании с другими техниками осозна­ния и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций р форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Формат ТДТ позволяет проработать динамический аспект паттер­нов мышечного напряжения, этого важного компонента «целостное -тей психической реальности» (в нашей терминологии). Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесно-ориентированная работа не охва­тывает эту последовательность напряжений. С другой стороны, тех­ники ТДТ предлагают определенные способы выхода и отреагирова-ния подавленных комплексов, блоков, матриц и т. д.

Движение дает богатейший материал для метафор различных ас­пектов жизни. Проявленные в движении, в танце, эти темы осознают­ся, вербализуются и проживаются тотальностью тела/сознания.Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным спосо­бом отреагирования и принятия социально и личностно табуирован-ных эмоций. Тренинг ТДТ как тренинг личностного роста разворачи­вает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творчес­кого выражения.

В нашей культуре неявно подразумевается, что танец — это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о сво­бодном творческом выражении себя в движении. Танец является од­ной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает ме­сто в ряду других нереализованных ценностей.

Когда люди, наконец, начинают танцевать, свободно двигаться, та­нец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств, тропой к творческому потенциалу человека.

Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

ТРАНСОВЫЕ ТАНЦЫ

Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — так­же великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.

В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радос­ти и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, кана­лом, через который проходит экстатический опыт.

Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших спо­собов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.

На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных спо­соба вхождения в транс через танец:

• транс за пределами измождения,

• транс на фоне монотонных телодвижений.

Опыт первого типа транса знают все люди, занимающиеся физи­ческой работой, а также спортсмены. Существует понятие «второго дыхания». В молодости я бегал на лыжах на большие дистанции. Мне очень понятно это «запредельное» состояние, когда тела не чувству­ешь и летишь по трассе как на крыльях, хотя минуту назад казалось, что через 50 метров упадешь замертво от усталости. Я в то время не осознавал значимости именно этих состояний в спорте, мое осозна-ние было центрировано на внешних целях и задачах. Трансовый та­нец проводится с закрытыми глазами в сопровождении этнической музыки. При этом осознание направлено на внутренний опыт. Глу­бинный архетипический паттерн присоединения в характере трансо-вого танца мы можем наблюдать на хорошо выстроенных дискотеках, когда участники группового танца спонтанно закрывают глаза и на­чинают отрешенно танцевать как бы в другом пространстве, часто уже не слыша музыку, поддаваясь архаичному внутреннему ритму.

Второй способ трансового танца является самым распространен­ным во всех культурах и имеет наиболее древние корни. Изначально танец, музыка и ритуальное действо были смешаны в один божествен­ный экстатический напиток. И по своему состоянию, психофизиоло­гическим, психологическим, социально-психологическим механизмам трансовые танцы были сходны. Все они приводили к особой силе, пси­ходуховным открытиям, трансперсональным переживаниям: племен­ные танцы вокруг культовых фетишей, идолов, мексиканские танцы во время жертвоприношений в честь солнечного бога, шаманские об­рядовые танцы, священные танцы Древней Греции в честь Диониса, австралийский корробори, спартанский хормос, ритуальные танцы вокруг дерева, связанные с древесными культами и с символикой дре­ва мира, славянское коло и др.

Трансовый танец способствует исцелению, поскольку тело приво­дит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и переживаниям и вы­водит их на свет осознания. Наша история хранится в нашем теле: эво­люционные паттерны движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт. Когда мы закрываем глаза и позволяем себе отдаться дви­жению и ритмичной музыке, появляется бесконечное многообразие.

Определенное сочетание двигательных клише и есть танец как тако­вой: полька, казачок, гопак, тарантелла, кадриль, сиртаки... Именно они и представляют собой вхождение в транс через монотонные движения. И при этом не обязательно принимать суру (хмельной напиток). Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза.

Как профессиональный психолог я точно знаю, что самый есте­ственный, эффективный метод устранения послестрессовых отрица­тельных эмоций — интенсивная мышечная нагрузка, которая нейт­рализует, «сжигает» накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит «психосоматический удар» по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра — танцуйте.

Мне хочется предложить вам свой способ проведения трансового танца. Вы можете придумать свой. Главное — полностью отдаться дви­жению, дыханию, музыке.Предварительные условия

Трансовый танец проводится в групповой форме. Зал для проведе­ния данного упражнения должен быть достаточно просторным. Учас­тникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украше­ния. Одежда должна быть просторной и свободной.

В начале танца проводится настройка. Сам танец сопровождается ритмичной и громкой музыкой, которая включается в конце настрой­ки. Вместо музыкального фона можно использовать барабаны и дыха­тельные звукоформы для построения четкого ритма.

До начала танца участники равномерно распределяются в простран­стве зала и становятся в общий круг.

Настройка

«Закройте глаза и расслабьте ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. Дышите все как один человек. Вместе сделаем вдох и вместе сделаем выдох. Пусть весь зал дышит, вдох и выдох, выдох и вдох... А сейчас присоедините к вашему дыханию движение вашего тела... Позвольте вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и ды­шите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...»

Упражнение длится около 2 — 3 часов без перерыва.

К концу трансового танца музыка постепенно делается тише и до­водится до качества минимального фона, на пороге слышимости.

Трансовый танец заканчивается.

После упражнения проводится традиционный проговор.

АУТЕНТИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Наблюдение и движение

Техника была создана в 1970-е годы Джанет Адлер, занимающейся двигательной терапией. Она была заинтересована в работе с танцора­ми и хореографами, поскольку чувствовала, что многое из того, что она видела в своей студии, заслуживало большего внимания, чем то, что она видела на сцене.

Аутентичное движение родилось из процесса, разработанного Мэри Старк Уайтхаус, который она часто называла «движением в глу­бине» (movement-in-depth). Мэри обучалась танцевальной технике у Мэри Уитмен и Марты Грэхэм, которые призывали и воплощали в танце энергии и образы бессознательного. В 1950-х годах область ее интересов переместилась с художественной стороны на направление личностного роста и развития в танце, и она начала главное дело сво­ей жизни, проживая и описывая процесс «движения и проживания движения» {moving and being moved). Работа Мэри оказала большое влияние на многих ее студентов и коллег, включая танцоров, терапев­тов и преподавателей, и была различным образом использована прак­тиками по всей стране и в Европе. В 1981 г., через два года после смерти Мэри, Джанет Адлер создала Институт Мэри Старк Уайтхаус для даль­нейшего изучения ее опыта и «науки аутентичного движения».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.