|
|||
В. В. КОЗЛОВ 39 страница3. Ситуация аналогична второму варианту, однако каждый новый диалог начинается не с исходной фразы, а с последней (шестой) фразы предыдущего. 4. Каждый участник произносит фразу с определенной интонацией, сопровождая ее соответствующим жестом. «Слово - глагол» Упражнение для двух участников, которые становятся друг против друга на некотором расстоянии. Первый участник, кидая мяч второму, называет любое пришедшее ему на ум слово (имя существитель-ное). Второй ловит мяч и сразу же бросает его обратно, подбирая подходящий по смыслу глагол. Первый ловит и бросает новое существительное и т. д. Этот вариант техники «свободных ассоциаций» чрезвычайно интересен и информативен для последующей работы с проблемами каждого отдельного участника. «Сиамские близнецы» Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т. д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии. «Разговор через стекло» Участники разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено — ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное. «Скалолаз» Члены группы становятся вдоль прямой линии, а один из участников, не выступая за нее, должен пройти вдоль всей шеренги и единственной опорой ему служат различные части тела его согруппников. «Мартышки» Одному из участников группы предлагается вслух поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сопровождая речь жестами. Остальные участники поочередно начинают копировать говорящего, подражая его движениям. «Заросли» Один из участников должен пробраться сквозь «заросли», образованные переплетением рук и ног других членов группы. После выполнения упражнения одним участником его место занимает другой.«Рассмотрение позы» Данное упражнение взято из цикла структурной интеграции Иды Рольф. Проделайте это упражнение с партнером. Попросите его встать, стоять естественно и внимательно осмотрите его (ее) позу. Вот некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Не находится ли одно плечо выше другого ? Уравновешена ли голова на шее или она склоняется вперед или назад? Втянута или выпячена грудь? Не выше ли одно бедро, чем другое? Выпячен ли таз назад? Находятся ли колени над ступнями? Ровно ли стоят ступни или носками внутрь, наружу? Рассмотрите партнера спереди, с боков, сзади. Затем попросите его медленно пройтись, рассмотрите его под всеми углами. Наконец, попросите его постоять рядом с прямой горизонтальной линией на стене (вполне подходит дверная линия), чтобы лучше рассмотреть линии позы. Затем обсудите с партнером то, что вы увидели. Попробуйте имитировать позу партнера и его походку, иллюстрируя свои наблюдения. Затем поменяйтесь ролями. Не относитесь к этому упражнению как к поводу для негативной критики себя или другого. Наверное, никто не обладает «совершенной» позой. Наблюдайте друг друга с объективным и позитивным настроем и принимайте наблюдения над собой таким же образом. «Поворачивание головы» Данное упражнение взято из цикла психотехник Александера. Сидя на полу или на стуле, медленно поверните голову направо, без напряжения. Заметьте, насколько голова поворачивается, насколько вы можете видеть что-то сзади. Повернитесь обратно, вперед. Снова поверните голову направо. Оставив голову в покое, поверните глаза направо. Посмотрите, может ли голова больше повернуться направо. Повторите три-четыре раза. Поверните голову направо. Теперь повернитесь плечами направо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще больше назад. Повторите три-четыре раза. Поверните голову направо. Теперь сдвиньтесь бедрами вправо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще дальше назад. Повторите три-четыре раза. Наконец, поверните голову направо и, не меняя больше ее положения, сдвиньте глаза, плечи и бедра направо. Насколько далеко вы теперь можете повернуть голову? Теперь поверните голову налево. Посмотрите, насколько далеко вы можете ее повернуть. Повторите каждый шаг упражнения, которое вы проделали в правую сторону, но только в уме. Представьте себе дви-жение головы и движение глаз налево, и т. д., каждый шаг по три-четыре раза. Теперь поверните голову налево и сдвиньте глаза, плечи и бедра налево. Как далеко вы можете теперь повернуться2 «Бог ведет тебя» Это упражнение пользовалось огромной популярностью в начале 1990-х годов, когда мы много экспериментировали с психотехниками, способствующими групповой динамике и созданию положительного психологического климата. Контекст этого упражнения был достаточно примитивным. Участникам рассказывали библейскую историю о том, как Господь создал человека, и предлагали представить, как Он знакомит его с миром. Для проведения упражнения группа разбивается на пары. Одному из партнеров завязывают глаза, другой ведет его на «исследовательскую» прогулку, минут 20 — 30. Во время прогулки вслепую оба должны сохранять молчание все время передвижения. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше интересного опыта: прикосновений, запахов, ощущений, различных фрагментов окружающего. Затем партнеры меняются ролями. Потом обмениваются впечатлениями. Это упражнение дает возможность углубить взаимодействие с миром посредством чувств, которые мы обычно недооцениваем. Оно может позволить по-новому оценить запахи и ощущения в мире вокруг. Прогулка вслепую помогает также развить чувство доверия другому, ставит нас в положение значительной зависимости от другого, позволяет развивать воображение и чувствительность. «Атмосфера» Одну из версий данного упражнения мы уже приводили в разделе, посвященном Свободному Дыханию. Предлагаем вашему вниманию более полный вариант упражнения, надеясь на то, что это обогатит ваш психотехнический багаж. Каждая жизненная ситуация, каждый дом, каждый пейзаж, каждая семья имеет свою собственную атмосферу. Наши движения, речь, манера держаться, интонация, настроения, чувства, нередко мысли меняются, когда мы попадаем в сильную, захватывающую нас атмосферу. Атмосфера не находится рассудочным путем, не вычисляется, но ее можно научиться видеть, чувствовать. Научившись «видеть» атмосферу, окружающую человека в наиболее важные моменты его жизни, и его внутренние атмосферы, можно лучше почувствовать его проблемы и ощущения, лучше понять чувства и содержание того, что намсообщает клиент, а также то, создание какой атмосферы будет способствовать продвижению клиента в психотерапевтической работе. Вариант 1 1. Закройте глаза. Представьте себе пространство вокруг вас, наполненное атмосферой (как оно наполнено светом и воздухом). Представьте, что вокруг вас атмосфера радости, она заполняет все пространство комнаты, охватывает вас... А теперь представьте, что атмосфера радости покидает эту комнату, на смену ей приходит атмосфера ненависти, и теперь она окружает вас со всех сторон...». (Далее идет смена контрастных атмосфер, например: чуда — апатии — восторга — упрямства — благоговения — одиночества — радостного предчувствия... На каждую атмосферу дается 15 — 30 секунд. Оканчивать эту часть упражнения необходимо на «нейтральной» или «положительной» атмосфере). А теперь выберите атмосферу, которая наполнит пространство вокруг вас. Она неторопливо сменяет предыдущую атмосферу и окутывает вас. Побудьте в ней. Почувствуйте себя в ней... Сделайте легкое движение в гармонии с ней... Подвигайтесь... Какие ощущения в теле возникают? Что с вашим дыханием? Какие образы возникают? Вариант 2 Разбейтесь на две группы. Первая группа выбирает атмосферу и погружается в нее. Не надо обсуждать, кто как будет действовать, просто почувствуйте себя в выбранной атмосфере. Начинайте движения, созвучные атмосфере. Другая группа пытается «увидеть» созданную атмосферу. (Участники могут принимать и статичные позы. Каждый работает самостоятельно, может использовать любые звуки, шорохи, все, кроме слов. Главное, чтобы все, что делается, было для участников (для каждого отдельно) созвучно общей атмосфере). Вариант 3 Участники разбиваются на три группы. 1 -й этап упражнения. Первая и вторая группы (по секрету от третьей) выбирают две противоположные, враждебные между собой атмосферы и погружаются в них. 2-й этап упражнения. Участники обеих групп (вразбивку, по одному) входят в комнату, где находится третья группа, садятся, ходят, делают что-то созвучное их атмосферам. Участники третьей группы стараются «проникнуть» в атмосферы, которые приносят с собой входящие. Каждый участник третьей группы выбирает для себя одну из этих атмосфер, присоединяется к тем, чья атмосфера выбрана.3-й этап упражнения. Две вновь образовавшиеся группы (вместе с примкнувшими участниками третьей группы) постепенно отделяются друг от друга, несколько секунд наблюдают за «носителями» враждебной атмосферы, затем начинают безмолвную борьбу силами своих атмосфер (известно, что две противоположные атмосферы не уживаются друг с другом). «Скульптор и глина» Мы уже приводили данное упражнение в двух версиях. Предлагаем еще два варианта выполнения данного упражнения. Группа разбивается на две части: «скульпторов» и «комочки глины». Упражнение отрабатывается в несколько этапов. 1-й этап. Участники, играющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают глаза. Скульпторы выбирают себе комочек глины, с которым они будут работать. Участник, играющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина податлива, расслаблена, «принимает» и «держит» форму, которую придает ей скульптор. Скульптор лепит из глины скульптуру человека, который исполняет роль глины. Скульптура называется «... (имя) и его проблема». Когда скульптура полностью завершена, она застывает на несколько секунд. Участник, исполняющий роль глины, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз. 2-й этап. Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это «... (имя) без его проблемы». Когда скульптура полностью завершена, она застывает на несколько секунд. 3-й этап. Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпторы выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее). 4-й этап. Участники, исполнявшие роль глины, делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают, с каким скульптором (какими двумя скульптурами себя) они хотели бы работать. 5-й этап. Скульптор выстраивает свою первую скульптуру «... (имя) и его проблема» (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1-го этапа упражнения заключается в том, что «глина» теперь сопротивляется и «не хочет», чтобы из нее лепили «проблему». Если скульптору все же удается придать ей какое-то положение, она его «принимает». Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.6-й этап. Участник, играющий роль глины (из положения полностью законченной скульптуры), может «сбросить» свою проблему, освободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру «без проблемы» (она не обязательно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скульптор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено. 7-й этап. Участники записывают приобретенный в упражнении опыт и, если хотят, могут обсудить его на группе. «Темп - жанр - скульптура» Группа разбивается на три части. Первая будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья. Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: «Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему..., выполненная в жанре ..». В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди «присоединяются» остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники «оживают»: на счет «Раз!» делают одно или несколько простых движений и снова замирают, на счет «Два!» снова оживают на мгновение и снова замирают. «Телевизор» Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.). Один участник второй группы приглашается на просмотр «немого» фильма. Участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один, по ролям пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее. Последний участник второй группы «показывает» фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант. ФОКУСИРОВАННАЯ РАБОТА С ТЕЛОМ В расширенном состоянии сознания бывают ситуации, когда требуется вмешательство в процесс, изменение и терапия некоторых сильных ощущений (боль, сильные вибрации, судороги, покалывания) и некоторых других специфических феноменов. В таких случаях мыпредлагаем телесно-ориентированную терапию, которая широко применяется при проведении сессий холотропного дыхания. Телесно-ориентированная терапия (ТОТ) направлена на правильное выведение из процесса, исключение остаточных явлений, удаление «зажимов» (36). Основные правила 1. Усиливать симптома, провоцировать его. 2. Не мешать дышащему полностью прочувствовать «зажим». 3. Не спешить, лучше идти за дышащим, следовать за его переживаниями. Выход из процесса Критерии законченности процесса: 1. Внешний облик дышащего. 2. Выражение глаз. 4. Общее состояние дышащего. Вмешательство инструктора необходимо при наличии телесной скованности, погруженности, отчужденности выражения глаз, а также жалобах дышащего при собеседовании. Схемы работы Рис. 19. Расположение точек для телесно-ориентированной терапии 1. Отчужденность в глазах, «улет»: • под легким давлением провести пальцами по бровям в направлении висков, найти и надавить на выступы над бровями (А); • надавливая большими пальцами, провести от переносицы по бровям по направлению к уху до сонной артерии; • надавливание на точку релаксации (В). 2. «Зажимы» у рта: • надавливание на точку в месте соединения челюстей (С); • надавливание точек на подбородке (Д); • с сопротивлением открыть рот, нажав на подбородок; • стискивание зубов с сопротивлением. 3. Дрожь в теле: • при согнутых руках в локтях приподнять дышащего с двух сторон; • просить кричать. 4. Боль, «зажим» в плечах: • точечный массаж мышц плечевого пояса. 5. Горловой спазм: • надавить сверху на плечи, просить кричать; • руки скрестить на груди и тянуть с сопротивлением с двух сторон; • инструкторы берут полотенце и провоцируют «удушение», при котором дышащий сопротивляется обеими руками. 6. «Зажим» в солнечном сплетении: • осторожно надавить пальцем под мечевидный отросток. 7. «Зажим» в области живота: • надавить ладонью или локтем на живот с сопротивлением дышащего. 8. «Зажим» в бицепсах: • тянуть в рычаге с сопротивлением, постепенно ослабляя силу. 9. Боль в ногах: • пальпация с давлением на болезненном участке мышц, нахождение болевой точки и нажатие на нее; • резкое сгибание в голеностопном суставе;\ • нажатие на внутренний свод стопы. 10. Паховый «зажим»: • растягивание или сжатие ног с сопротивлением. 11. «Зажим» на спине: • дышащий переворачивается на живот, пальпация по спине с давлением, надавливание на болевую точку; • положить ребром руку до локтевого сустава на позвоночник дышащего и надавить. 12. «Зажим» в ягодицах: • пальпация мышц с давлением, нахождение болевой точки и ее надавливание. 13. Боль в пояснице: • из положения лежа на животе с двух сторон подвести руки под живот и приподнять дышащего с сопротивлением. 14. Если работаешь с головой — оставь остальное в покое, если работаешь с телом — оставь в покое голову (Козлов В.В., 1993). НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНЕНИЙ ПО ФОКУСИРОВАННОЙ РАБОТЕ С ТЕЛОМ Работа с телом используется для того, чтобы акцентировать симптом или ситуацию и более полно вывести ее в сознание. Симптом рассматривается как проявление процесса исцеления, а не как проблема. Симптом подразумевает то, что большей частью находится за ним и подавляется сопротивлением (86). -^ Не существует стандартных процедур для проведения фокусированной работы с телом в процессе дыхания. Этот вид работы с телом не является внешним вмешательством, основанным на каких-либо теоретических построениях. Существует лишь несколько методов, чтобы следовать энергии телесного опыта. Если энергия перемещается, то техника тоже меняется. Будьте наготове, когда в конце сессии человек впервые открывает глаза. Это лучшее время для того, чтобы проверить, нужна ли работа с телом, и провести ее, пока человек еще находится в необычном состоянии сознания.В большинстве случаев работа с телом производится в конце сессии. Изредка она требуется в первой половине сессии. Иногда она не нужна вообще. Ее нужно использовать, только если сам дышащий не может разрешить материал сессии. Проводите ее во время процесса связного дыхания: • когда возникает блок в горле, влияющий на дыхание, и усложняет продолжение дыхательного процесса; • когда необходимо облегчить боль, уменьшить дискомфорт или уровень тревоги, для того чтобы продолжать сессию; • когда человек слишком активен, а места в помещении слишком мало; • если человек просит о том, чтобы ему помогли в течение сессии. Проводите работу с телом в конце процесса: • если после окончания сессии в теле остался дискомфорт или напряжения мышц; • если человек чувствует незавершенность материала сессии (присутствует ощущение, что требуется нечто большее, чем просто время и созерцание для интеграции эмоций и понимания). Виды контакта при работе с телом Сопротивление. Помогайте дышащим чувствовать напряжение или симптом, создавая в этом месте сопротивление, против которого они могут прикладывать давление. Для этого вы можете использовать все ваше тело: локти, руки, пальцы, костяшки пальцев. Используйте вес тела для создания рычага, удерживайте позицию, заставляйте человека сопротивляться вашим усилиям. Массаж. Увеличивайте чувствительность определенных точек тела дышащего. Поза. Пусть дышащий удерживает ту или иную позу, акцентирующую напряжение. Как узнать, что именно делать Подождите до тех пор, пока не поймете, как хочет проявиться энергия. Дышащий может сказать вам точно. Возможно, вы видели или чувствовали (если уже работали с кем-то) определенные связывания мышц или напряжения. Начинайте прилагать к ним сопротивление, чтобы понять, желанно ли оно. Наблюдайте, в каком месте человек производит движения или касается тела. Если необходимо, спросите дышащего прямо, что происходит и как ему помочь. Позволяйте аутентичное проявление. Не бывает предвзятой или стереотипной реакции, зачастую реакция будет сюрпризом. Она всегда является сюрпризом, когда аутентична. Существует множество видов движений и звуков. Человека может трясти или скручивать, он может танцевать, или корчиться, или двигаться и издавать звуки, напоминающие какое-то животное; он может разговаривать, плакать, кричать и выражать себя другими странными и уникальными способами. Иногда дышащие хотят, чтобы их ограничивали, иногда, наоборот, желают быть свободными, иногда хотят, чтобы их растягивали. Позвольте человеку двигаться так, как он хочет, и следуйте за ним, прилагая сопротивление этому движению. Следуйте за энергией. Передвигайте энергию от места к месту. Нет ничего необычного в том, что человек чувствует напряжение сначала в одном месте, а затем в другом. Новичок в дыхательной работе, возможно, решит, что все уже сделано, поскольку в том месте, где он просил помочь ему, он чувствует облегчение. Важно помочь ему проконтролировать тело, чтобы узнать, не переместились ли энергия и напряжение в другое место, или уделить немного времени, чтобы до окончания сессии понаблюдать, как себя чувствует тело. Перемещение энергии от эмоции к эмоции. Гнев может смениться плачем, печаль — криком или же гнев может освободиться и стать радостью. Тому, кого нужно было удерживать во время борьбы, вдруг становится необходима поддержка. Происходит волнообразное движение энергии. Этот процесс имеет свой собственный период времени, его волны очень часто бывают похожи на схватки при родах. Существуют периоды усиления, кризиса, спада и отдыха. Часто при работе с одним процессом наблюдается серия таких волн. Включайтесь в происходящее, но не попадайтесь в сети драмы. Проверьте свое выражение лица, нет ли симпатических напряжений в теле, и если есть, сознательно расслабьтесь. Будьте внимательны, чтобы не подпитывать свои слабости и свое отождествление с процессом участников. / Поддержка посредством невербальной коммуникации Положите руку на тело дышащего тогда, когда он отдыхает или собирает силы для следующего рывка. Положите руку на голову дышащего, когда он работает с какой-то другой областью тела или в период отдыха. Положите руку рядом с дышащим, чтобы он знал, что ваша рука здесь. Возьмите его руку, если он реагирует на нее, и уберите, если она ему не нужна. Побаюкайте его, если это уместно. Это особенно ценно, когда человек переживает возрастную регрессию или страх.ТЕХНИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УЧАСТКОВ ТЕЛА Дышащий лежит на спине. Голова. Когда человек напряженно или как-то иначе двигает головой, поощряйте это движение. Лицо. Работайте плоскими ладонями, избегая попадания пальцев в глаза. Не давите на нижнюю челюсть и не тяните ее вниз. Предложите дышащему сделать лицо подобным маске и усилить имеющееся выражение. Горло. Не позволяйте прямого воздействия на горло. Работайте с мышцами, расположенными с боков и ниже, или по сторонам ключиц. При спазмах горла (особенно если присутствуют движения рук) используйте свернутое полотенце. Предложите кому-либо держать полотенце за оба конца. Дышащий пусть скручивает полотенце, держа его близко к горлу. Поощряйте звуковое выражение и любое другое движение, которое появляется естественно. Таким способом человек становится как сдавливающей силой, так и удушаемой жертвой, и приходит в соприкосновение с обеими частями себя. Плечи. Давите вниз на плечи в то время, когда человек пытается вытолкнуть их вверх. Это мощный способ открывания груди. Туловище. Будьте осторожны при сильном воздействии на ребра, особенно на нижние, которые легко ломаются. Никогда не давите на место, где кончается грудина. Так можно сломать нижний конец хрупкого мечевидного отростка, который затем может воткнуться в легкие или другой внутренний орган. Предложите человеку выдохнуть и затяните пояс. Положите человека на бок и используйте всю поверхность вашего тела, чтобы сжать эту область. Если человек хочет, чтобы его сжимали и при этом он чувствует злость (и если он меньше вас по размерам), вы можете «сгрести его в охапку» и предложить ему сжимать вас, в то время как вы будете сжимать его. Эта процедура также обращена как к удушающему, так и к жертве внутри личности. Если человек качается или перекатывается, вы можете помочь ему, расположившись вместе с его ситтером с двух сторон и перемещая его руки вдоль перекатывающего движения. Если в комнате не достаточно пространства, вы с его ситтером можете приподнять стороны одеяла, чтобы он мог интенсивно двигаться и при этом не задевал других участников сессии. Тазовая область. Работая с животом, будьте внимательны, чтобы не оказывать давление на аорту. Если напряжена тазовая область, нужно приподнять колени, чтобы стопы стояли на полу, и в то время как человек удерживает колени вместе или, наоборот, пытается раздвинуть их, вы прилагаете противоположное усилие. Эта мощная техни-ка часто применяется в случаях, связанных с сексуальными травмами (имеется в виду sexual abuse — психологическое понятие, включающее широкий спектр прошлых сексуальных травм — от непроизвольных сексуальных неадекватностеи взрослых в присутствии ребенка до сексуального насилия). При этом рекомендуется, чтобы с женщинами работали ведущие-женщины. Можно подтянуть колени к груди и удерживать их в этом положении, ступни подняты над полом, а сит-тер и/или ведущий пытаются оторвать колени от груди. Другой способ заключается в том, чтобы одну руку положить под колени, а другой обнять шею дышащего, сцепить руки. В этом положении человеку можно оказывать сильное сопротивление. Полезны также йоговские асаны, например, поза моста. Колени подняты, стопы на полу, поднимаются бедра и поясница, и это положении удерживается до тех пор, пока энергия не прорвется каким-либо способом. Стопы. При очень холодных ступнях предложите напрячь их и затем вытянуть вниз, в стороны или вверх. Найдите специфические зоны, в которых заблокирована энергия. Согласно системе рефлексологии, ступни являются картой всего тела. Поэтому боль или напряжение в стопах могут означать, что существует энергетический блок в соответствующей части тела. Будьте осторожны, если дышащий дрыгает или лягается ногами, не попадите под удар. Если вас не просят, не удерживайте ноги и ступни, дайте им полную свободу. Удерживайте ноги вместе немного скрещенными, особенно в области больших пальцев. И слегка тяните и вращайте большие пальцы. Оказывается, это хорошо использовать на последних стадиях переживания рождения. Это, по-видимому, аналогично тому, как новорожденного тянут за пуповину. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРИЕМЫ Дышащий лежит на животе. Попросите сидящего удерживать человека поперек пояса, прижатым к полу, для того чтобы дышащий не становился на колени, в то время как вы работаете с головой, шеей и плечами. Это позволяет создавать максимум стабильного сопротивления. Ощущайте напряжение или вибрацию, предложите человеку экспериментировать с напряжениями в этих областях и создавать там некоторое сопротивление. Общее телесное напряжение. Предложите человеку согнуть руки ладонями вверх, сжать кулаки, напрячь руки и все тело. Два человека с двух сторон поднимают напряженное тело за руки так, чтобы дышащий балансировал на пятках. Пусть человек удерживает эту позу как можно дольше и затем выразит как-то эту энергию (Тейлор К., 1992).ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПАЛСИНГ * Холистический палсинг — мягкая и эффективная форма работы с телом, использующая пульсации с частотой 120—160 в минуту (ритм сердца человеческого эмбриона). Эти пульсации создаются покачиванием всего тела массажиста и проходят через все тело клиента. Холистический палсинг можно делать на столе и на полу, в любой одежде (только без обуви и очков). Результатом его действия является глубинная релаксация, «растворение» блоков и мышечных зажимов, подключение к процессу исцеления внутренних ресурсов организма. Для проведения палсинга не существует возрастных и клинических ограничений. Немаловажно также и то, что обучить палсингу и освоить его приемы достаточно легко. В контексте работы с расширенными состояниями сознания и связным дыханием холистический палсинг может быть использован для следующих целей: • снятие остаточных болезненных явлений после дыхательной сессии (головная боль, мышечные зажимы, общая вялость и т. д.); • обучение расслаблению; • создание контекста БПМ-1 и активация дородовой памяти. Палсинг отличается от других видов работы с телом тем, что никогда не работает с болезненными ощущениями напрямую. При возникновении боли массажист просто переходит на другой участок тела, и поскольку колебания все равно распространяются по всему телу, то позднее, вернувшись к болезненной области, можно заметить разницу. Эффект полной сессии палсинга может продолжаться в течение многих часов и даже дней. Приемы палсинга могут свободно использоваться отдельно, в контексте любой другой терапии, в любом объеме и последовательности. Самый важный навык в работе с палсингом — это «пропускание» колебаний через все тело массажиста от земли до тела клиента, палсинг всегда проводится всем телом и только тогда действует на все тело клиента.
|
|||
|