Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 37 страница



4. Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мыш­цы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществ­ляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распу­щен посредством работы над дыханием, особенно путем осуществле­ния полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, страстно достигать чего-то.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное спле­тение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда клиент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдо­ха. Панцирь здесь в основном удерживает сильный гнев. Нужно в зна­чительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвот­ным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практи­чески не способны к рвоте).

6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и свя­зан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сег­менте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем больше таз вытя­нут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезнен­ны. Таз ригиден, он «мертвый» и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удо­вольствия, невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания нога­ми и ударения кушетки тазом (104).

Вильгельм Райх обнаружил, что после распускания панциря клиен­ты обретают возможность полной жизни, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни.Освобождение от мышечных напряжений, телесных зажимов осу­ществляется путем распускания панциря. Согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные зажимы порождаются психическими. Более основатель­но на аргументации этого положения мы уже останавливались в кон­цепции ЦПР. В соответствии с ней телесные зажимы являются след­ствием неразрешенных конфликтов, эмоциональных запретов, сохра­няются длительное время и чаще всего остаются неосознанными. На уровне рефлексии они могут описываться клиентом как ощущения усталости, тяжести, недомогания.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

Ряд групповых и индивидуальных методов психокоррекции подчер­кивает важность привычек как ключей к диагностике и может быть назван телесной, или ориентированной на тело, терапией. Общую цель и задачи различных направлений этих методов можно назвать несколь­ко иначе — телесно-ориентированные психотехнологии. По мнению сторонников метода, даже если вы намеренно и сознательно не боре­тесь со стрессовой ситуацией, на нее, тем не менее, автоматически отреагирует ваше тело. Переживания отражаются в том, как люди дви­гаются, дышат, управляют своими мышцами, а также в болезнях, ко­торыми они страдают.                                                           /

Теоретические основы телесно-ориентированных психотехнологий были разработаны еще Вильгельмом Райхом в 1930-е годы. Следующий шаг в развитии телесно-ориентированной психотерапии связан с име­нем Александра Лоуэна — ученика и ассистента В. Райха. А. Лоуэн — создатель нового метода, биоэнергетики (1940 — 1950). Биоэнергетичес­кие концепции влечений, заземления и «Я-концепция» базируются на данных психологической науки, представлениях древнекитайской метафизики и фундаментальных законах физики и биологии. Лоуэн разрабатывал свою теорию структуры характера, основываясь на раз­личии в циркуляции энергетических потоков организма и заблокиро-ванности тех или иных зон у разных людей. В работе с человеком он сочетал вербальный психоанализ и работу с телом.

Разработкой новых телесно-ориентированных методов и подходов также занимались: в 1920 —1930 годы Эльза Гиндлер и Шарлотта Сел-вер (метод чувственного сознавания); в 1930— 1940 годы — Фредерик М. Александер (коррекция состояний, образа действий и неврозовпутем исправления осанки и выработанной годами манеры двигать­ся); Ида Рольф (метод структурной интеграции); в 1940—1970 годы Моше Фельденкрайз (теория образа действия, включающая понятия «образ себя» и «образ действия» («изменение поведения человека пу­тем преобразования образа действия...» в результате обучения его «бо­лее совершенному управлению движениями посредством совершен­ствования чувствительности») и многие другие. Сделаем краткий экс­курс в теоретические конструкты перечисленных лидеров ТОП.

Биоэнергетику Александра Лоуэна можно также назвать неорай-хианской терапией. Она была создана одним из учеников Райха, Алек­сандром Лоуэном, и центрирована на роли тела в анализе характера и терапии. Лоуэн употребляет более приемлемые термины, нежели Райх: например «биоэнергия» вместо «оргона»; его работа встречает мень­шее сопротивление, чем изыскания Райха. В США больше людей прак­тикуют биоэнергетику, чем райхианство.

Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из райховских техник эмоционального раскрепощения (пациентам пред­лагается кричать, плакать, бить кушетку и пр.). Лоуэн использует так­же напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким большим, что человек вынужден, в конце концов, расслабить мышцы, то есть защитный пан­цирь. Эти позы включают наклоны до прикосновения к полу, сгиба­ние назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через мягкий стул.

Принципиальным вкладом Лоуэна в метод Райха является понятие «почва под ногами». «Почва под ногами» — не только физическая опо­ра на собственные ноги, но и метафора фрейдовского принципа ре­альности. «Чем прочнее человек ощущает свой контакт с почвой (ре­альностью), чем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше может управлять чувствами».

Лоуэн видел, что у многих клиентов нет ощущения твердой почвы под ногами и соответственно нет чувства соприкосновения с реально­стью. Иметь «почву под ногами» — значит быть в энергетическом кон­такте с почвой, получить ощущение стабильности иуверенности. Люди «на пике» действия алкоголя, наркотиков или находящиеся в состоя­нии страстного увлечения чем-либо, могут ощущать себя как бы летя­щими, их энергия покинула ступни и ноги, переместилась вверх. Эф­фективное существование в реальном мире буквально и означает воз­вращение обратно на землю.

Участников биоэнергетических групп оценивают по тому, насколь­ко тесно они соприкасаются с почвой. Специальные упражнения по­могают увеличить поток энергии, упрочить контакт с почвой и соот­ветственно усилить ощущение себя. Лоуэн не использовал в своем биоэнергетическом подходе семь кругов Райха. Он описал пять типов характера, названия которых отражают психоаналитическую подопле­ку взглядов Лоуэна. В основу своей классификации Лоуэн положил принимаемые индивидуумами защитные позы тела, помогающие вы­явить проблемы подвижности. Обычно членам группы присущи раз­личные комбинации типов характера.

«Шизоидный» тип характера имеют индивидуумы, чьи мысли не­ясно связаны с чувствами, которые стремятся уйти в себя и теряют контакт с реальностью. По существу, их энергия находится в центре тела и не поступает на периферию, ее свободное течение в направле­нии лица, рук, ног и половых органов блокируется хроническим мы­шечным напряжением. «Шизоидные» индивидуумы испытывают яв­ные трудности в спонтанных действиях, их движения негибки и от­рывисты. Они не чувствуют связи со своим телом, их самооценка за­нижена. Тело шизоидов часто бывает узкое, сжатое. Может сложить­ся представление, что верхняя и нижняя половины тела или его пра­вая и левая стороны действуют как бы по отдельности. Отсутствие мимики делает лицо человека похожим на маску, руки могут вяло ви­сеть по бокам.

«Оральным» характером обладают индивидуумы, нуждающиеся в значительной поддержке других и склонные к зависимости и привя­занности в межличностных отношениях. Их энергия не заморожена в центре организма, как в «шизоидном» типе, однако она слабо течет к периферии тела. Тело и конечности обычно удлиненные, мускулатура недоразвита, налицо признаки физической незрелости. «Оральным» людям психологически сложно стоять на собственных ногах и букваль­но, и фигурально. Имея низкий уровень энергии, они постоянно нуж­даются в поддержке и ждут помощи от других. Когда основные потреб­ности не удовлетворяются, у них может возникать склонность к деп­рессии.

«Психопатический» тип характера отличает индивидуумов с ярко выраженной потребностью властвовать и управлять, озабоченных своим социальным образом. Потребность доминировать над окружа­ющими может проявляться в чрезмерном развитии верхней полови­ны тела при соответствующем недоразвитии нижней части. Энергия обычно перемещается к голове, а на уровне талии ее течение вниз бло­кируется мышечным напряжением. Взгляд может казаться присталь­ным и подозрительным вследствие постоянного стремления контро­лировать все, что происходит вокруг.

К «мазохистскому» типу характера принадлежат индивидуумы, проявляющие беспомощность при активном решении проблем. «Ма­зохистский» тип характера полностью заряжен энергией, но старает­ся сдерживать чувства. Такой человек контролирует мышечное напря-жение как будто для того, чтобы избежать взрыва. Тело обычно корот­кое, плотное, мускулистое. Самоутверждение очень ограничено.

Наконец, «ригидный» тип характера имеют честолюбивые, ориен­тированные на реальность индивидуумы, хорошо функционирующие, но осуществляющие сильный контроль своего поведения. Они держат­ся чопорно, сохраняют дистанцию в отношениях с другими, боятся полностью отдаться удовольствиям. Биоэнергетически их тело заря­жено как на периферии, для контакта с окружающей средой, так и в центре. Чувства текут свободно, но их выражение ограничено. Обыч­но люди такого типа подвижны, отличаются пропорциональным те­лосложением.

Легко экстраполировать эти типы характера, взятые в чистом виде, на доминирующее поведение, которое индивидуум, вероятно, будет демонстрировать в группе. К примеру, участники с «шизоидным» ти­пом характера будут избегать интимной близости с другими членами группы; участники с «оральным» типом будут искать близких контак­тов с членами группы ради тепла и заботы; участники с «психопати­ческим» типом будут стремиться контролировать взаимоотношения в группе и устанавливать связь только с теми, кто восхищается ими и нуждается в контроле с их стороны; участники с «мазохистским» ти­пом характера будут вступать в близкие взаимоотношения с членами группы, но в подчиненной манере, избегая выражать отрицательные эмоции, которые могут угрожать межличностным отношениям. На­конец, участники с «ригидным» характером будут устанавливать близ­кие взаимоотношения и смогут извлечь больше всего пользы из групп встреч, в которых направляются и поощряются межличностные кон­такты, готовность сближаться, свободное выражение чувств.

Структурная интеграция Иды Рольф — это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, со­провождаемых прямым глубоким воздействием. Структурная интег­рация часто называется «рольфингом» по имени его основательницы.

Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и фи­зиологии в 1920 году и двенадцать лет работала ассистентом по биохи­мии в Рокфеллеровском институте. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.

Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышеч­ному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенно­му распределению веса основных частей тела — головы, груди, таза и ног, к более грациозным и эффективным движениям.

Рольфинг работает прежде всего с фасциями — связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Ида Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначитель­ное физическое повреждение может выразиться в небольших, но по­стоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятству­ет их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но и в довольно отдаленных точках тела — в порядке компенсации. Например, если человек бессоз­нательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра.

Рольфинг непосредственно растягивает фасциальную ткань, вос­станавливая равновесие и гибкость. Большая часть работы состоит в удлинении и растяжении тканей, которые срослись или неестествен­но растолстели.

Структурная интеграция обычно выполняется в течение десяти­часовых сеансов, которые включают следующую работу:

1-й — охватывает большую часть тела, специально фокусируясь

на тех мышцах груди и живота, которые управляют

дыханием, а также на бедренных связках,

которые управляют подвижностью таза; 2-й — концентрируется на ступнях, преобразованиях ног,

лодыжках, выравнивании ног с туловищем; 3-й — посвящается преимущественно вытягиванию боков,

в особенности большим мышцам между тазом

и грудной клеткой; 4-6-й — посвящаются в основном высвобождению таза;  /

И. Рольф подчеркивает, что большинство людей

удерживают таз повернутым назад;

в силу того, что таз чрезвычайно важен для позы

и движения, одна из важнейших задач рольфинга —

сделать таз более подвижным и вписанным

в остальные линии тела; 7-й — концентрируется на шее и голове,

а также на мускулах лица; 8-10-й — занимается в основном организацией

и интеграцией тела в целом.

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разря­дам. Вместе с тем целью рольфинга является преимущественно физи­ческая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. Многие из тех, кто сочетал роль-финг с той или иной формой психологической терапии или работой роста, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствуя продвижению в других областях.

Рольфинг особенно полезен для тех, чьи тела сильно расцентриро-ваны в результате физической или психологической травмы, хотя в принципе каждый может извлечь из этого пользу. Многие изменения, достигаемые рольфингом, кажутся довольно устойчивыми, но макси­мальная польза возможна, только если индивидуум сохраняет созна-вание изменений в структуре и функционировании тела, обеспечен­ных процессом рольфинга. Этой цели служит система, называемая «обеспечением структурных паттернов», состоящая из ряда упраж­нений, включающих небольшие изменения в позе и равновесии тела.

Техника Александера — метод, показывающий людям, неправиль­но и неэффективно пользующимся своим телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под «использованием» Александер имеет в виду наши привычки двигаться и держать тело, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем фи­зически, умственно и эмоционально.

Матиас Александер был австралийским шекспировским актером; свою систему он создал в конце XIX века. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой, по-видимому, не было никакой органичес­кой причины. Александер девять лет занимался тщательным самонаб­людением перед трехстворчатым зеркалом. В результате он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал стра­дать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер со­здал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Популярность Александера отчасти объяснялась его влиянием на таких знаменитых современников, как Олдос Хаксли и Джордж Бер­нард Шоу. В Англии и Америке в 1920 —1930 годы в некоторых кругах интеллигенции было модно брать уроки у Александера. Его метод при­менялся разными группами людей, включая людей с плохой позой тела или людей, страдающих какими-либо заболеваниями, лечение которых затруднялось деформированными функционированием тела, или лю­дей, которые должны использовать свое тело с максимальной легкос­тью и гибкостью, например, актеров, танцоров, певцов, спортсменов. В последнее время наблюдается возобновление интереса к методу Алек­сандера как к части общего направления телесной терапии.

Александер утверждал, что человеческий организм есть единое це­лое и деформация одного компонента негативно влияет на все тело. Лечение одного недуга часто приносит только временное облегчение,так как многие физические проблемы обусловлены системой плохих привычек. Согласно Александеру, привычка определяет функциониро­вание. Привычка — характерный способ реагирования человека на все, что он делает. Привычки закрепляются в результате постоянного их повторения, а привычные телесные позы человека не обязательно бу­дут правильными. Плохие привычки сначала проявляются как поведен­ческая непоследовательность, мышечная боль или неуклюжесть, но спу­стя какое-то время могут возникнуть более резко выраженные телесные проблемы, мешающие эффективному функционированию тела.

Метод Александера направлен на исследование привычных теле­сных поз и их улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения частей тела. Александер указывал, что при правиль­ной телесной позе голова должна вести тело, спина — быть свободной от аномальных изгибов и давления, а поддерживающие скелетную ос­нову мышцы должны находиться в динамическом равновесии.

Каждая методика состоит из определения того, что надо делать, на­хождения лучшего способа выполнения задания и самого процесса выполнения. Тренер помогает участнику расширить сферу осознания своего тела и переживания себя как интегрированного целостного человека. Методики Александера могут быть использованы для пре­одоления таких привычек, как сжимание кулаков, ерзание, что ведет к освобождению чувств при снятии мышечного напряжения. Простые паттерны движений повторяются вновь и вновь, приводят к глубоким изменениям формы тела и более пластичному его функционированию.

Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естествен­ной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с паттернами мышечных движений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и;устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, кото­рые вошли в привычку в течение многих лет.

Моше Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и работал в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заин­тересовался дзюдо и основал первую в Европе школу дзюдо, сформи­ровав собственную систему. Фельденкрайз работал с Ф. М. Алексан-дером, изучал йогу, фрейдизм, методы Гурджиева, неврологию. После Второй мировой войны он посвятил себя работе с телом.

Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, по­степенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.

Фельденкрайз указывает, что нам нужно принять большую ответ­ственность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить всоответствии с нашей естественной конституцией и нашими способ­ностями. Он отмечает, что нервная система прежде всего занимается движением и что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Каждое действие включает мышечную деятельность, в том числе смотрение, говорение, даже слушание (мышцы регулируют на­тяжение барабанной перепонки, приспосабливаясь к уровню громко­сти). Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслаб­ляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные при­вычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспе­риментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, или в напряжении, или в спешке, мы не можем научиться чему-либо новому. Мы можем лишь повторять ста­рые паттерны. Упражнения Фельденкрайза обычно разбивают кажу­щуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выя­вить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.

Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей меж­ду двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокращены или испорчены дурными привычками, напряже­ниями и другими негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максиму­мом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. По Фельденкрайзу, возрастающее осознавание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы дви­гательных участков коры. Чем более активна кора, тем менее мы со­знаем тонкие изменения в деятельности.

Чувственное сознавание Шарлотты Селвер и Чарльза Брукса не имеет достаточно выраженной концепции телесности, поэтому мы не будем на ней останавливаться. Работа чувственного сознавания фо­кусируется на непосредственном восприятии, научении отличать соб­ственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые столь часто перекрывают или извращают опыт. Про­стая деятельность ощущения может дать ошеломляющий и богатый опыт, тот опыт, от которого мы часто отрезаем себя, живя «в голове» Это требует развития чувства внутреннего мира и покоя, способнос­ти давать вещам происходить, оставаясь сознающими без принужде­ния или попыток что-то изменить.

Многие упражнения в системе чувственного сознавания основа­ны на фундаментальных видах человеческой деятельности — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти виды деятельности предоставляют ес­тественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем.Биосинтез — одно из крупных направлений телесно-ориентиро­ванной психотерапии, развивающееся с 1970-х годов. Автор этого ме­тода — Дэвид Боаделла. Биосинтез имеет корни в эмбриологии, рай-хианской терапии и теории объектных отношений. В основе концеп­ции лежат данные эмбриологии о развитии зародыша человека на вто­ром этапе эмбриогенеза: образовавшиеся на второй-третьей неделе три зародышевых листка — эктодерма, эндодерма, мезодерма — ста­новятся основой трех энергетических потоков:

1) эктодерма становится органическим субстратом той части «Я», которая является интегратором ощущений (из эктодермы раз­виваются кожа, нервная система и органы чувств), с этой час­тью связан поток восприятия, образов и мыслей;

2) эндодерма становится органическим субстратом «Оно», а так как из эндодермы развиваются органы пищеварения и дыхания, с ней связан энергетический поток эмоций;

3) с мезодермой связан энергетический поток той части «Я», кото­рая отвечает за позу, движение и действия, потому что из нее развиваются кости, мышцы и кровеносная система.

В результате внутриутробного или родового стресса, или травмы более позднего возраста гармония между тремя энергетическими по­токами нарушается, что приводит к дезинтеграции сфер ощущения, чувств и мышления.

От райхианской терапии биосинтез унаследовал представление о трехуровневом строении личности, где поверхностный уровень пред­ставлен маской и панцирем характерных отношений, срединный — чувствами гнева, тоски, тревоги, отчаяния и др., а самый глубокий — чувствами доверия, благополучия, радости и любви. Панцирь харак­терных отношений в биосинтезе также дифференцирован на мезо-дермальный (мышечный), эндодермальный (висцеральный) иэктодер-мальный (церебральный).

В биосинтезе различают внешнюю и внутреннюю части психоте­рапевтической работы: внешняя, видимая, часть работы протекает в границах того или иного «панциря» и направлена на восстановление интеграции действий, мыслей и чувств. Реинтегративными процесса­ми являются заземление, центрирование, видение, звучание.

Огреагирование в биосинтезе не считается обязательным, и био­синтетики не стремятся его вызывать. Внутренний, глубокий уровень работы строится на уважении к системе защит, которая стратегичес­ки необходима для выживания и адаптации. Поэтому методика рабо­ты направлена не на переживание ярости, боли, гнева и пр., а на пер­вичный уровень ощущений и чувств.Большинство психологических методов в основном рассудочны. Они выделяют в человеке как физическом существе разум, символи­зирующий общее начало, и тело, воплощающее человеческую основу, животную природу.

Телесно-ориентированные психотехнологии преодолевают барьер психического и физического, подчеркивая значение интеграции тела и разума. Их цели отличаются от тех, что лежат в основе физических занятий человека, посвятившего свою жизнь спорту. Хотя совершен­ные физические качества достойны одобрения и вносят свой вклад в психическое здоровье, фанатики физической подготовки в большин­стве случаев рассматривают свои тела как объекты восхищения и толь­ко. Телесно-ориентированные психотехнологии делают акцент на зна­комстве с телом, подразумевая расширение сферы осознания челове­ком глубоких ощущений организма, исследование того, как потребно­сти, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, обучение реальному разрешению конфликтов в этой области.

Понятие энергии имеет решающее значение для телесной психо­технологии. Тело может изучаться через его энергетические процес­сы химического и электрического обмена. Для любого человека опти­мальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до всех процессов обмена. Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и целостно­сти. Например, невротики не могут управлять возбуждением и мини­мально устойчивы к боли и удовольствию. Они расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической за­щиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих лич­ных мыслей, чувств, внешних событий. Но проблемы развития спон­танного течения энергии существуют не только у невротиков. Сво­бодно текущая естественная жизненная энергия является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, получаемая из пищи, жидкости и воздуха, непрерывно течет по телу здорового чело­века. Избыток энергии создает напряжение, когда личность не готова ее использовать для собственного роста, и энергия направляется на подавление спонтанности.

Телесно-ориентированные подходы призваны облегчать самовы­ражение посредством мобилизации энергии тела и возвращения ее природных качеств. Естественная природа человека — это состояние искреннего удовольствия, которое возникает, например, при детском любопытстве и изумлении.

Удовольствие — это свобода телодвижения и свобода от мышечно­го напряжения. Раскрепощение тела, включение его в жизнь прибли­жает нас к первичной природе человека и помогает ослабить отчуж-денность, испытываемую большинством людей. Межличностная от­чужденность обусловлена именно отчуждением от собственного тела, так как человек может ощущать жизнь только через свое физическое существование.

Телесно-ориентированные психотехнологии поощряют выражение естественных чувств, тем самым помогая человеку пробудить собствен­ную энергию.

Мышечное напряжение связано с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми людьми в процессе их развития. Процесс формирования характера и хронического мышечного напряжения является диалектическим единством, в котором непрерывно взаимо­действуют тело и психика. Общая модель предполагает, что чувства и импульсы, выражению которых препятствует страх, видоизменяют­ся, подавляются или скрываются, приводя к телесной ригидности, энер­гетическому распаду и изменениям личности.

Маленький мальчик, который сознательно старается удержаться от плача, стискивает зубы, сдерживает дыхание, напрягает мышцы горла и живота. Так начинает возникать «броня характера». Позднее подоб­ные психотравмирующие ситуации могут вызвать автоматическое затормаживание естественных двигательных и голосовых компонен­тов ответных реакций. Через какое-то время этот тормозящий им­пульс удерживается уже бессознательно. Мышцылица, челюстей, горла и живота хронически напряжены. Это напряжение делает почти не­возможным свободное выражение эмоций печали и горя.

Личностные особенности отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. Люди могут производить впечатление «сгибаю­щихся под бременем ответственности», «слабых в коленях», «бесхре­бетных», «твердолобых» или «подставляющих себя под удар», что от­ражает их индивидуальные установки или личностные стили. Внима­тельное наблюдение может подтвердить, что у этих людей тела дей­ствительно так и выглядят.

В телесно-ориентированных психотехнологиях применяется тер­мин «почва под ногами» — не только как фактическая опора на соб­ственные ноги, но и как метафора принципа реальности. Чем прочнее человек ощущает свой контакт с реальностью, чем крепче он держит­ся за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше может управлять чувствами. Иметь «почву под ногами» — значит быть в энер­гетическом контакте с почвой, получить ощущение стабильности и уверенности. Люди могут избегать ощущения «почвы под ногами» из опасения или страха перед слишком сильным удовольствием или воз­буждением. Возвращение и утверждение этого чувства усиливает ощущение себя, уравновешивает выражение эмоциональных поры­вов и импульсивных действий.Телесно-ориентированные психотехники имеют следующие цели:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.