Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 32 страница



Существует ряд техник, в которых довольно часто встречаются переживания прошлых воплощений. Их можно разделить на две ка­тегории. К первой относятся техники, в которых переживания про­шлых воплощений проявляются спонтанно, то есть не программиру­ются заранее. Это холотропное дыхание, свободное дыхание, ребе-финг, телесно-ориентированные психотехники и психоделическая терапия. Ко второй категории относятся техники, в которых эти пе­реживания направляются. Это различные управляемые медитации и визуализации, биоэнергосистемотерапия (БЭСТ), по Е. И. Зуеву, различные управляемые трансовые и гипнотические состояния. Можно предположить, что такие переживания встречаются и в дру­гих психотерапевтических техниках, но отбрасываются ими из-заI

узости концептуальных рамок используемых моделей психики. На­пример, психолог, строго придерживающийся в своей работе кон­цепций 3. Фрейда, при встрече с подобными феноменами просто от­бросит их или сочтет фантазией клиента, так как в картографии со­знания, используемой в традиционном психоанализе, нет транспер­сонального уровня.

Любая система, работающая с психикой человека, использует оп­ределенную картографию сознания, которая основывается на опре­деленных допущениях. О различных картографиях сознания и их сравнительном анализе более подробно можно прочитать в книге Ст. Грофа [20]. Картография Ст. Грофа содержит биографический, пе­ринатальный и трансперсональный уровни. На каждом из них дей­ствуют свои управляющие системы. На биографическом уровне это системы конденсированного опыта (СКО) — особые сгущения вос­поминаний (в Свободном Дыхании используется термин «матрица» или понятие раздробленного сознания), состоящие из опыта различ­ных жизненных периодов индивидуума, которые имеют похожую основную тему и элементы, связанные сильным эмоциональным за­рядом одного и того же качества (подавленная агрессия, страх, вина и др.). На перинатальном уровне это базовые перинатальные матри­цы (БПМ). На трансперсональном — трансперсональные матрицы, и можно предположить, что именно они определяют человеческую кар­му. Если в бессознательном преобладают трансперсональные матри­цы с отрицательным содержанием (например, в прошлой жизни че­ловек был постоянной жертвой), можно предположительно сказать, что карма плохая, и наоборот. Но в конечном итоге все зависит от конкретного человека.

Структура личности каждого человека содержит большое число СКО, от активизации той или иной СКО зависит его психическое и-эмоцио-нальное состояние. Из опыта психоделической и эмпирической тера­пии известно, что для полной интеграции отрицательной СКО и устра­нения ее влияния на психику человек должен вспомнить и осознать трав­мирующее переживание, лежащее в основе всей системы («ядро СКО»). Чаще всего оно лежит за пределами биографического — на перинаталь­ном и трансперсональном уровнях, тесно связанными между собой. Сондра Рей утверждает [131], что «почерк рождения» связан с прошлы­ми жизнями. Ст. Гроф, говоря о БПМ, выделяет в них два основных компонента — биологический и духовный, последний непосредствен­но связан с трансперсональной сферой.

В настоящей жизни СКО являются открытыми системами, то есть они постоянно пополняются новым опытом из возникающих жизнен­ных ситуаций. В прошлых жизнях также существуют СКО. С пози­ции настоящей жизни они являются закрытыми системами и имеютОпределенные особенности. Кроме переживаний, лежащих в основе Иистемы («ядра СКО»), существуют не менее важные переживания, жоторые делают эту систему завершенной, закрытой. Ими являются Ицэедсмертные переживания и смерть индивида в прошлой жизни. К этот момент подводятся итоги жизни, делаются выводы и принима-■отся решения, даются обещания, каждый такой вывод, решение, обе-Ицание закрывает определенную СКО. Эти события и события, лежа-■цие в основе СКО, являются чрезвычайно важными и несут очень Ьильный эмоциональный заряд. Именно проработке и интеграции этих тереживаний надо уделить особое внимание.

Закрытые СКО прошлых жизней часто являются основой для СКО настоящей жизни. Кроме того, они оказывают влияние на формиро­вание БПМ, то есть на то, где, как, в каких условиях, у каких родителей рождается человек в настоящей жизни. А БПМ также являются осно­вой для СКО настоящей жизни. Можно сказать, что посредством этой связи осуществляется «закон кармы», то есть определенная проблема, которая не решается в одной жизни, как бы переходит в другую, обра­зуются «кармические хвосты».

Если проблема не разрешается на протяжении нескольких жизней, образуется сложная трансперсональная матрица, состоящая из не­скольких СКО, связанных одной темой и относящихся к разным воп­лощениям. Для проработки такой матрицы может потребоваться не­сколько погружений, прежде чем человек осознает и полностью ин­тегрирует ее «ядро».

Процесс образования трансперсональных матриц очень сложен, на их формирование оказывают влияние и другие составляющие (наслед­ственность, филогенетическая, расовая память, коллективное бессоз­нательное и др.).

Предложенная здесь модель является гипотетичной, но она объяс­няет многие явления, возникающие во время погружений. Так ли это на самом деле или нет, можно убедиться, используя техники погруже­ния, но не это важно. Хорошо то, что, используя их, можно осознать и решить свои определенные проблемы, а это уже факт, подтвержден­ный практикой.

Теперь переходим непосредственно к описанию техники управляе­мой визуализации, используемой для вхождения в прошлые воплощения.

Предварительные условия

Инструктор, проводящий погружения, должен иметь достаточный опыт погружений по этой методике, для того чтобы успешно ориенти­роваться в «пространстве», куда он попадает вместе с погружаемым, и чтобы в случае затруднений у погружаемого он мог быстро и эффек­тивно оказать необходимую поддержку и помощь.Очень хорошо, если погружаемый располагает достаточным запасом времени (обычно процесс погружения занимает от одного до двух ча­сов, но в некоторых случаях он длится гораздо дольше), никуда не торо­пится и отложил на время погружения свои мысли о текущих делах и проблемах. От этого во многом зависит то, насколько эффективно прой­дет процесс расслабления и погружения. Желательно заранее объяс­нить погружаемому особенности процесса, познакомить его с теорией повторного рождения, от этого во многом зависит успех процесса.

Место для проведения погружения должно быть тихим и спокой­ным. Тут не должно быть посторонних и случайных людей, а также лиц, в присутствии которых погружаемый чувствует себя напряжен­но и не может расслабиться.

Между инструктором и погружаемым должны быть доверительные и доброжелательные отношения. Задача погружаемого — максималь­но довериться процессу, позволить ему вести себя, не вносить в него никаких установок: что должно быть, а что не должно, какие чувства и эмоции можно проявлять, а какие нет, что можно говорить, а что нельзя. Желательно отпустить мысли типа: «Если я скажу это, то обо мне подумают, что я...» или «Если я буду плакать, то обо мне скажут что я...» Ведущий должен способствовать раскрытию, создать поддержи­вающую обстановку и не вносить в процесс собственных оценок, вы­ступая в роли «беспристрастного наблюдателя».

Между ведущим и погружаемым- проводится предварительная бе­седа для уточнения проблемы, с которой собирается работать погру­жаемый. Иногда погружаемый формулирует проблему очень расплыв­чато и неопределенно, тогда надо помочь ему более точно сформули­ровать задачу предстоящего погружения, отбросить ненужные дета­ли или разделить сложную проблему на несколько последовательных этапов, определив для каждого погружения свою цель. От этого^о мно­гом зависит эффективность решения проблемы. Если все же возника­ют сомнения в точности формулировки, можно провести пробное погружение (инкарнационное обследование) с достаточно расплыв­чатой формулировкой, например: «Я хочу попасть в мою самую длин­ную жизнь» или «Я хочу попасть в мою самую тяжелую жизнь». Тако­го процесса бывает достаточно для уточнения темы следующих погру­жений, для осознания имеющихся проблем, а иногда и их непосред­ственного решения в этом погружении.

Погружаемому предлагают лечь, закрытьтлаза, найтиудобную позу (оптимальное положение — на спине), расслабиться физически и мыс­ленно.

Ведущий проводит расслабление спокойным ровным голосом, в медленном темпе, чтобы у погружаемого было достаточно времени на расслабление и визуализацию.Процесс расслабления - «Золотая жидкость»

«Вдохни несколько раз глубоко, и если ты чувствуешь где-нибудь в своем теле напряжение, выведи его вместе с выдохом из своего тела.

Почувствуй, как тебя держит земля. Представь себе комнату, в ко­торой ты себя уютно чувствуешь. Убедись, что в этой комнате все по твоему вкусу. Найди место, где ты можешь лечь. Лежа взгляни на свои ноги и представь, что через пальцы твоих ног в твое тело втекает Золо­тая жидкость. И эта жидкость, куда бы она ни попадала, приносит пре­красное чувство расслабления и оставляет ощущение исцеления. За­меть, как Золотая жидкость постепенно проникает в твои ступни, че-I рез щиколотки дальше — в голень и колени. Она течет дальше, через колени в бедра. Почувствуй, как они при этом расслабляются. Разре­ши Золотой жидкости проникнуть в область таза и заполнить все внут­ренние органы. Почувствуй, как Золотая жидкость и здесь оставляет волны приятного ощущения лечащих энергий. Она проникает дальше в органы твоего живота, обволакивает и наполняет их. Позволь Золо­той жидкости через диафрагму заполнить твою грудную клетку.

Вдохни глубоко, так, чтобы твоя грудь смогла полностью наполнить­ся этой жидкостью. Она доходит до твоего сердца, ополаскивает его, ус­покаивает, и сердцебиение становится тише. Твое сердце бьется ровно и спокойно. Золотая жидкость течет дальше в твои плечи. Почувствуй, как они расслабляются... Она проникает дальше в руки, наполняя их, расслабляет локти, запястья и кисти рук вплоть до кончиков пальцев.

Золотая жидкость поднимается выше, в затылок, заполняя заднюю часть головы, она течет дальше, ко лбу, и ты чувствуешь, как он рас­слабляется и выравнивается. Она омывает глаза, расслабляет их и вли­вается медленно и спокойно в твои щеки, в верхнюю и нижнюю челю­сти, в подбородок и расслабляет их...

И теперь, когда ты наполнен Золотой жидкостью, ты знаешь, что ты защищен и охраняем и что с тобой ничего не может случиться... и что ты и только ты в любое время можешь вернуться в свое тело. И попроси сейчас твоих духовных вождей и учителей, а также твое высшее созна­ние, твое «высшее Я» быть партнером и помощником в этом процессе».

Погружаемый может попросить сопровождать его высшие силы, ангела-хранителя, божества, покровительствующие ему.

Дальнейший успех погружения во многом зависит от степени ре­лаксации, и если она недостаточна или погружаемый не может рассла­бить какие-то участки тела, то лучше еще раз провести релаксацию с начала до конца или повторить ее отдельные фрагменты для соответ­ствующих частей тела. Если это не помогает, можно применить какую-нибудь телесно-ориентированную технику расслабления или провес­ти с погружаемым несколько сеансов холотропного дыхания, ребефин-га для снятия чрезмерного внутреннего напряжения.

Процедура проведения

Дальше процесс проходит в виде диалога ведущего и погружаемо­го. Ведущий формулирует вопрос, погружаемый отвечает, что с ним происходит, используя информацию, полученную через визуализацию, мысли, образы, ощущения тела, чувства, эмоции и т. д. Вопросы, зада­ваемые ведущим, должны иметь широкое поле ответа, не подразуме­вая ответ в форме «да —нет». Ниже приводится один из вариантов та­кого диалога.

— Представь себе дверь в комнате, где ты лежишь...

— Рассмотри эту дверь... Какая она ?.. Из чего сделана ?..Опишиее...

— —Встань и подойди к этой двери... Рассмотри ручку двери... Посмотри, как открывается дверь...

— Открой дверь и войди в нее...

— Теперь ты находишься на прохладном воздухе... Тебя окружает разноцветный туман...

— Через туман идет едва заметная дорожка... Пойди по ней...

— Теперь впереди себя ты видишь мостик, а в конце мостика пло­щадку...

— Подойди к мостику... Осмотрись...

— А теперь перейди через мостик и остановись на площадке...

— Сейчас ты стоишь на площадке...

— Повтори вслух тему жизни, в которую ты хочешь попасть...

— Я хочу попасть в свою... жизнь {погружаемый)

— Я буду сопровождать тебя в эту жизнь...(ведущий)

— Теперь подойди к краю площадки...

— Сделай шаг вниз на твердую землю...

— Посмотри, на чем ты стоишь?..

— Посмотри на свои ноги и скажи, что ты видишь?..— Ты босой или обут?. Если обут, то во что?..

— Осмотри свое тело снизу вверх и посмотри, во что ты одет?..

— Кто ты — мужчина или женщина?..

— Сколько тебе лет?..

— В каком столетии ты живешь?.. В каком году?..

— В какой стране ты находишься?..

— Как тебя зовут?..

— Кто ты и чем занимаешься?..

— Осмотрись вокруг, что происходит?.. Какая обстановка?..

— Разреши возникнуть событиям, которые имеют отношение к теме выбранной жизни...

— Опиши, что происходит?.. Где ты?..

— Какова ситуация, обстановка?..

— Какие люди окружают тебя?.. Что они делают?..

— Разреши себе показать и проявить все чувства...

— Что происходит дальше?..

— Перенесись по жизни. Где ты находишься через 10—15 лет ?..

— Осмотрись вокруг... Что происходит?.. Какая обстановка?..

— Опиши, что происходит... Где ты?..

— Какова ситуация, обстановка?.. Какие люди тебя окружают?..

— Разреши себе показать все чувства и проявить их...

— Что происходит дальше?..— А теперь иди к дню своей смерти...

— Сколько ты жил?..

— Где ты находишься теперь?..

— Есть ли кто-нибудь возле тебя?.. Или ты один?..

— Что происходит?.. Что ты чувствуешь?..

— О чем ты думаешь?., Что ты вынес из этой жизни?..

— Каковы ее итоги?..

— Какие выводы ты сделал из нее ?..

— Какие решения ты принял?.. Какие обещания дал сам себе?..

— Повтори эти обещания еще раз... Почувствуй их... Прояви эти чувства в себе...

— Иди через свою смерть...

— Освободись от тела...

— Что ты чувствуешь?.. Что видишь?..

— Увидь свое тело со стороны... Теперь ты умер...

— Осмотрись... Что ты чувствуешь?.. Что видишь?..

— А теперь через туннель ты попадаешь в зеленую комнату, в то место, где ты планировал свою жизнь...

— Осмотрись... Посмотри и почувствуй, как ты планировал свою жизнь?..

— Для чего ты выбрал эту жизнь?.. Какойхотелприобрестиопыт?..

— Выполнилось ли в этой жизни твое желание?.. Полностью или частично?.. Что выполнилось, а что осталось?..

— Присутствует ли в зеленой комнате еще кто-нибудь?..— Знаком ли он (они) тебе?.. Кто это?..

— Планировал ли ты свою жизнь один или вы это делали вместе?..

— Чему ты хотел научить других?.. Что ты хотел им дать?..

— Что хотел получить от других?.. Чему научиться?..

— Выполнилось ли это ?..

— А теперь ты нынешний (в настоящей жизни) посмотри в лицо себе же в прошлой жизни... Разреши себе поговорить с тем че­ловеком... Разреши ему сказать тебе что-то важное о твоей ны­нешней жизни...

— Если у тебя есть сомнения, спроси его еще раз...

— Попробуй простить себя и его за тот выбор, который вы сделали...

— Если ты дал себе обещания, то сейчас ты можешь освободиться от них... сказав: «Я освобождаю себя от...»

— Теперь ты можешь сделать новый выбор...

— А теперь отпустите друг друга... Поблагодарите друг друга...

— Ты можешь попросить «высшее Я» поддержать новый выбор...

— А теперь возвратись в комнату, в которой ты лежал...

— Возвратись в свое тело... Ощути его...

— Медленно, не торопясь, когда тебе захочется, можно повернуться на бок, а потом медленно сесть...

Интеграция опыта

После завершения процесса необходимо некоторое время побыть вместе с погружаемым. Можно дать ему цветные мелки, краски, бума­гу и попросить его нарисовать то, что он видел, чувствовал, или про­сто выразить в рисунке свое эмоциональное и физическое состояние. Все это время желательно не обсуждать погружение и дать возмож­ность погружаемому самому разобраться в своих переживаниях, ос-мыслить их, систематизировать. Желательно, чтобы этот промежуток времени был достаточным. Обсуждение процесса погружения можно провести через некоторое время, желательно на следующий день.

Во время проведения сеанса необходимо всячески поощрять по­гружаемого проявлять свои чувства и эмоции, отреагировать процесс. Если этого не происходит, не заставляйте погружаемого делать это че­рез силу.

Другая методика использует визуализацию и направленную ра­боту с телом. В отличие от предыдущей техники она требует от веду­щего умения работать с телесными блоками, мышечными зажимами, сильными болевыми ощущениями. Наше тело обладает памятью, на своем уровне оно помнит практически все негативные переживания (физические травмы, переживание рождения и др.). На теле есть зоны, при работе с которыми человек испытывает переживания, ко­торые можно классифицировать как память прошлых воплощений. Такие зоны есть практически на всем теле, но больше всего их на животе и на спине.

Сначала проводится процесс расслабления погружаемого с помо­щью телесно-ориентированных техник (массаж, проработка суста­вов, растяжки и др.). Посредством массажа активизируется чувстви­тельность тела и находятся зоны с повышенной болевой чувствитель­ностью. Обычно работа начинается q биографического уровня пере­живаний. Снимается поверхностный слой СКО. После локализации зоны производится описание ощущения по модальностям. Предла­гается определить границы ощущения, его форму, цвет, температу­ру, материал, фактуру поверхности, звук, вибрацию и т. д., и выя­вить чувство, связанное с ощущением. Определяется возраст, когда погружаемый испытывал это ощущение. Описывается ситуация, с которой оно связано, и производится отреагирование. Затем проис­ходит принятие ситуации и самого ощущения. После этого происхо­дит проверка зоны на дискомфортные ощущения, и если они при­сутствуют, то процесс повторяется. Обычно при этом происходит возрастная регрессия и проявляются все более ранние переживания. Если первопричина не найдена на биографическом уровне, то появ­ляются перинатальные переживания, а потом переживания прошлых воплощений. Работа с ними производится так же, как и с биографи­ческими. Однако особое внимание необходимо уделить принятию предсмертных переживаний.

Можно применить другой, более быстрый способ достижения пе­реживаний прошлых воплощений. Для этого производится регрессия человека по возрасту, вплоть до момента его зачатия. Делается это с помощью вопросов инструктора. Он задает вопрос: «Вспомни любой предмет или событие, когда тебе было тридцать лет». Ответ погружае-мого должен быть однозначным и односложным, например: «Красный автомобиль». После этого задается следующий вопрос, но уменьшает­ся возраст воспоминания. Рекомендуется задать интервал уменьше­ния пять или десять лет, в зависимости от возраста погружаемого. После прохождения пятилетнего возраста идет следующая шкала: три года, один год, полгода, три месяца, один месяц, момент рождения, шесть месяцев беременности, три месяца беременности, момент зачатия. Далее человек переходит к моменту зачатия в одном из прошлых воп­лощений и происходит раскрутка по времени в нарастающем поряд­ке. Просматриваются два-три события из его жизни и предсмертные переживания.

Еще несколько слов о технике проведения процесса. Как говорилось ранее, инструктор должен стараться выступать в роли «беспристраст­ного наблюдателя», но при этом оказывать необходимую психологичес­кую и эмоциональную поддержку, не вовлекаясь в процесс погружае­мого. Выдерживать это состояние, особенно поначалу, достаточно слож­но, поэтому приведу несколько советов для инструкторов:

1. Попробуйте выработать у себя позицию наблюдателя за самим собой, вы ведете процесс и в то же время как бы наблюдаете себя со стороны, отслеживая все свои физические, энергети­ческие ощущения, эмоциональное состояние, мысли, действия и поступки.

2. Внимательно следите за своим голосом, за его интонацией.

3. Отслеживайте, как на вас влияет эмоциональное состояние по­гружаемого, что вы чувствуете, не вовлекайтесь сами в процесс, не становитесь его участником.

4. При описании ситуации погружаемым не заостряйте его вни­мание на мелких деталях, не увлекайтесь незначительными под­робностями, ведите линию процесса. Не забывайте, что вы про­водник, сопровождающий, задача которого - направлять про­цесс, вести его вперед.

5. Не оценивайте процесс и не судите погружаемого.

6. Доверяйте своей интуиции, экспериментируйте, творите.

Любое переживание может происходить на нескольких уровнях: телесном, эмоциональном, ментальном, образном. Чем больше уров­ней задействовано, тем эффективнее идет процесс. Мастерство инст­руктора состоит в умении помочь погружаемому использовать наи­большее их количество. Еще одно замечание касается свободы выбора погружаемого. Если он не может или не хочет принять то или иное переживание, интегрировать его, не настаивайте на этом, человек дол­жен сделать свой выбор сам. Инструктор лишь подводит погружаемо­го к этому, но не должен делать выбор за него.КОНТИНУУМ

Основная предпосылка континуума состоит в том, что движение — это нечто большее, чем то, что мы делаем. То, что мы называем «телом», является творческим потоком, выражающим самого себя. Именно это­му творческому потоку мы должны уделять свое внимание.

Мы исследуем человеческое существо, которое на клеточном и не­рвно-мускульном уровне связано со всем существующим. Это обес­печивает то богатство и глубину, которые выходят далеко за пределы наших культурных моделей.

Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внут­ренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выраже­ния, и есть континуум.

Эмили Конрад-Да Оуд, основательница континуума, родилась и выросла в Нью-Йорке, где изучала балет и народные танцы. Вначале на нее оказали влияние Севвилла Форд, Катерина Дунхам и Перл При­мус. Пять лет она проработала как хореограф в фольклорной группе на Гаити, реализуя свои интересы к древним танцам. Ее любовь к при­митивным движениям помогла открыть сущностные, первичные дви­жения, общие для всех форм жизни, лежащие под всеми культурными влияниями. В 1967 г. Эми начала обучать процессу первичного движе­ния, названному континуумом.

С 1974 по 1979 г. Эмили была специалистом по движению в исследо­вании, организованном доктором Валери Хант из Калифорнийского университета. Эта работа продемонстрировала, что первичные дви­жения сущностно необходимы для создания новых нейронных свя­зей и создания питания для внутренней среды, которое может служить посредником в процессе исцеления и роста.

Ее открытия были использованы профессионалами из близких об­ластей знания, таких, как рольфинг, физическая терапия, танцы, хи­ропрактика, терапевтический массаж, психоиммунология и кинези-ология.

Занятия континуумом обеспечивают то содержание нашего созна­ния, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партнером и группой.

Дыхание. Все человеческие движения начинаются со вдоха и выдо­ха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, течение жидкости внутри глаз и тонкое подраги­вание кожи.Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его зву­ком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в кото­ром тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его при­менения.

Движение. Внимание отводится от общепринятых привычных дви­жений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фун­даментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию.

Подготовка к процессу

В России континуум традиционно используется при групповой форме работы. Это не означает, что данный процесс менее эффекти­вен при индивидуальной работе.

Прежде чем приступить к самому упражнению, нужно подготовить (пространство, в котором вы хотите провести процесс. В помещении I должно быть достаточно тепло, до начала процесса его лучше провет-I рить. Пол должен быть устлан мягкими коврами или одеялами, и в зале, где будет проводиться процесс, не должно быть никаких предметов: | стульев, столов и др.

Предупредите участников тренинга, чтобы до начала процесса они | приняли душ, не применяли косметику. Одежда должна быть простор­ной и не стесняющей движения.

Инструктаж

«Тот процесс, который мы с вами сейчас пройдем, является соеди­нением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы бу­дем из «позы эмбриона». Как только вы примете эту позу, начните связ­ное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких дви­жений. Ждите импульс к движению, и когда движение возникнет, по­звольте ему просто быть. Не думайте о том, как вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Про­сто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намере­ния, ничего не делайте, не вносите вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать вашему телу в сво­ем внутреннем ритме. Если ничего не происходит, — ждите импульс и позвольте вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой вы очутились, вам кажется неудобной, не меняйте ее сами.I

Ваше тело на миллионы лет старше вашего сознания и оно найдет путь к изменению.

Как только вы почувствуете, что процесс ваш закончился, полежи­те еще 5—10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. И постарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосно­вением».

Проведение процесса

Как только все участники тренинга примут «позу эмбриона», вклю­чите фоновую музыку, выключите свет в помещении. Процесс прохо­дит при минимальном освещении. Ни во что не вмешивайтесь. Наблю­дайте.

После проведения процесса организуйте групповое обсуждение.

ТАНЕЦ ДЕРВИША

Некоторые люди называют этот танец кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских шко­лах, хотя имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзо­терического ислама.

Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.

Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождают­ся движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.)

Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения.

Первый вариант

Кружение производится на месте в направлении против часовой стрелки. Правая рука поднята ладонью вверх, а левая опущена "ладо­нью вниз. Представьте себе, что вы собираете энергию с Неба правой рукой и часть ее возвращаете на Землю левой рукой.

Начинайте медленно, наращивая скорость, пока это не захватит вас полностью. Ваше тело движется, но точка в нижней части живота ос­тается спокойной. В конечном итоге тело упадет само собой. Лежите на животе, расслабив все тело, сосредоточьтесь на ощущении погру­жения в Землю, растворения в ней.

Второй вариант

А сейчас мы еще раз соединим движение и связное дыхание в уди­вительной практике дервишского танца, суфийской практике враще­ния. Эта медитация называется Ноу Дименшн («NO DIMENSION» — «ВНЕ ИЗМЕРЕНИЙ»). Эта техника, созданная Захирой, ученицей Ошо,является адаптацией суфийской практики вращения. Дыхание, при­внесенное в эту медитацию, прекрасно стабилизирует и облегчает вхождение в медитацию центрирования. Поскольку эта медитация не рассматривается в книгах Ошо, я позволю себе привести здесь ее опи­сание.

Первая стадия - 30 минут

Из закрытого положения: руки, обхватившие грудную клетку, ле­жат на плечах, большой палец ноги (правой — для мужчин, левой — для женщин) лежит на большом пальце другой ноги — медленно и по­степенно, следуя музыке, развернитесь, соедините ладони тыльными сторонами в области низа живота и с глубоким вдохом направьте энер­гию вверх по чакрам, поднимая руки. Достигнув верхней точки, выне­сите правую руку и правую ногу вперед с резким выдохом и звуком «Ча». Левая рука при этом возвращается в область низа живота. Затем в той же последовательности вперед вынрсится левая рука и левая нога. Затем правая рука и шаг правой ногой в сторону. Затем левая рука и шаг левой ногой в сторону. Затем правая рука и нога назад. Затем ле­вая рука и левая нога назад. И весь цикл повторяется в ритме музыки в течение всей первой стадии.

По окончании вновь вернитесь в закрытую позу и наклонитесь вперед.

Вторая стадия — 15 минут

Медленно поднимитесь и решите, в какую сторону будете вращать­ся. Руки разводятся в стороны так, чтобы ладонь правой руки была обращена вверх, к небу, а ладонь левой руки — вниз, к земле. Начните вращение. Если вы почувствуете какие-либо неприятные ощущения, сделайте ваше дыхание более частым и глубоким. Растворитесь во вра­щении. Если ваше тело падает, дайте ему упасть, но обязательно пере­вернитесь на живот, чтобы почувствовать связь с землей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.