Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 30 страница



Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания — работа с танато-фобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояния­ми на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), коммуника­тивный тренинг «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я» —«Я», «Я» —«Тело», «Я» — «Другой», «Я» —«Родители», «Я» — «Другие», «Я» — «Человечество»), «Кругижизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем), «Анима-Анимус» (тренинг по глубинной психологии с муж­скими и женскими архетипами) и др.

Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффек­тивность погружений в расширенные состояния сознания.

В данной книге мы приводим целостные психотехнологии, психо­техники, упражнения, которые могут быть использованы в качестве контекстуальных тренингов или включены в их структуры как ком­поненты.ТРЕНИНГ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Предлагаем вашему вниманию однодневный тренинг, который по­казал свою эффективность в структуре других, более широких по со­держанию тренингов, и как самостоятельная психотехнология.

Проведение этого тренинга требует выполнения нескольких пред­варительных условий:

1. Определенный уровень «продвинутости» участников тренин­га. Они должны владеть связным дыханием и иметь опыт про­хождения процессов. Тренинг лучше проводить или в конце обучающего модуля Свободного Дыхания по схеме 8x10, или на второй ступени обучения специфическим концептуальным под­ходам, техникам, навыкам в пространстве Свободного Дыхания.

2. Четное количество участников тренинга.

3. Количество участников тренинга не должно превышать 30 че­ловек.

Все предварительные условия имеют чисто практическую направ­ленность, и продиктованы практикой.

Медитация «Здесь и сейчас»

Когда группа собралась и расселась по местам, предлагаю провести медитацию «Здесь и сейчас». Поскольку не все инструкторы Свобод­ного Дыхания знакомы с этой медитацией, привожу ее полный текст:

«Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Пусть ваше тело займет наи­более комфортное положение.

А сейчас попробуйте вспомнить сегодняшнее утро. Вот вы про­снулись. Кто-то потянулся, кто-то не стал этого делать. Кто-то еще некоторое время понежился в постели, кто-то вскочил сразу. Кто-то принял душ, кто-то не стал этого делать.

Вы оделись и уже завтракаете.

Кто-то позавтракал легко, кто-то поел поплотнее.

Вспомните свой завтрак. Как был сервирован стол?

Вы уже помните, что идете на этот тренинг. Вы готовитесь к нему.

Вы одеты и стоите в прихожей, открываете дверь и выходите на улицу.

Вы уже идете.

Кто-то решил пройтись пешком.                                          \

Кто-то решил проехать в общественном транспорте.

Кто-то едет на машине.

Вот вы доехали. Вы подходите к зданию,

Вспоушите, как вы это делали? В каком вы были настроении? О чем думали?Вы входите в это здание. Вы уже открываете дверь в этот зал.

Что вы чувствовали в это время?

Проходит некоторое время. Вы с кем-то здороваетесь, с кем-то говорите или не говорите, и вот вы постепенно подходите к тому месту, где сидите.

Вы садитесь. О чем вы думали в это время?

Вы сидите в своем кресле. Вы чувствуете свое тело. Вы слышите мой голос. Вы здесь и сейчас.

Когда вы почувствуете себя «здесь и сейчас», сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Вы «здесь и сейчас». Почувствуйте это. И когда почувствовали, медленно и постепенно откройте глаза».

Лекционная подготовка

Следующий этап — лекционная подготовка. В содержании лекции, на мой взгляд, имеет смысл затронуть следующие вопросы:

1. Этапы внутриутробного развития от зачатия до первого вздоха и обрезания пуповины. Лучше сопровождать рассказ показом слайдов или видеофильмов.

2. Место стресса рождения в жизни человека. Причины раздроб­ленности человеческого сознания.

3. Содержание БПМ 1 — 4 по Ст. Грофу. Рассказ может сопровож­даться слайдами из образного пространства всех четырех чело­веческих матриц.

Опыт показывает, что техники, которые используются в тренинге «Возрождение», весьма эффективны и без всяких лекций. Лекционный этап я использую по двум причинам:

• каждый участник тренинга имеет право на осознание того, что он делает и зачем;

• лекция, сопровождаемая диафильмом и слайдами, позволяет эффективнее проработать ментальный и образный компонен­ты подавленных целостностей.

Следующий этап тренинга — «Визуализация зачатия».

Визуализация зачатия

Под спокойную медитативную музыку лягте на пол, рядом с вами листок бумаги и карандаш. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите несколько связных дыханий. Позвольте себе расслабиться глубоко — ментально, физически и эмоционально.

Сейчас последует визуализация:

 «Увидьте себя бестелесным духом, божественным существом из Света и Любви, плывущим через Вселенную. (Не пьипайтесь «вспом­нить» — ваш рассудок помешает вам; просто сделайте это, используя те специальные эффекты, которые вы видели в фильмах Спилберга).

И вот вы, свободный дух, вне времени и пространства. Дышите! А сейчас приходит время выбрать новую физическую форму. Это вре­мя вашего физического зачатия. Вы исследуете бесконечную, мудрую Вселенную для идеальных условий этой жизни, совершенных людей, совершенные места и вещи, чтобы ими окружить себя так, чтобы вы могли жить прекрасной жизнью, научиться тому, чему вы хотите здесь научиться, учить тому, чем вы хотите поделиться...

Вы исследовали все, и выбираете планету вашего рождения, а имен­но — Землю... Почему Земля?

Причина, по которой я выбрал прийти на Землю, была...

После визуализации запишите первую мысль, которая пришла вам в голову! Увидьте, как вы выбираете конкретное место...

Какая страна? Почему?

Какой город? Какое селение? Какая деревня? Почему?

Какая нация? Почему?

Какая религия? Почему?

Какая мать? Почему?

Какой отец? Почему?

Рассмотрите их внимательно...

Причина, по которой я выбрал свою мать, — ...

Причина, по которой я выбрал своего отца, — ...

Какие братья и сестры? Почему?

А как насчет бабушек и дедушек? Какие болезни были в вашей семье?

Что творилось в мире? Была ли война? Мир? Экономический кризис?

И вот наступает время вашего зачатия. Вы выбрали правильные условия для вашей жизни. Вы видите, каквы готовы спуститься в тело, воплотиться в теле...

Вы видите своих родителей, занимающихся любовью?

Что думает ваш отец?

Что думает ваша мать?

Что думаете вы, когда ваше сознание входит в чрево вашей матери?

Дышите глубоко!                                                                             \

Закончите эти фразы:                                                                    1

Причина, по которой я выбрал бьипь живым, — ...

Цель моей жизни — это...

То, чему я пришел научиться, — это...

То, что я несу людям, — это...»

После «Визуализации зачатия» проводится проговор.Следующее упражнение — «Мать-дитя». Оно направлено на акти­визацию памяти переживания первой базовой перинатальной матри­цы. Это упражнение взято из комплекса телесно-ориентированных психотехник, которые проводит психолог Владимир Баскаков.

Я использую эту технику преднамеренно и осознанно. Для созна­ния человека травма рождения — наиболее страшный, пугающий пси­хоэмоциональный блок. Когда в процессе дыхания дышащий прибли­жается к этой целостности, происходит задержка дыхания и неосоз­нанный уход от проработки этой травмы. Поэтому иногда нужен не­который дополнительный толчок, дополнительное усилие. Упражне­ние «Мать-дитя» является тем дополнительным усилием, которое по­зволяет проработать базовые перинатальные матрицы.

Упражнение «Мать - дитя»

Группа делится на две одинаковые по количеству подгруппы — «ма­терей» и «детей».

«Дети» образуют круг, садятся на пол лицом к центру и принимают позу «эмбриона».

«Мамы» образуют второй круг, встав за спины детей.

Ведущий показывает на пальцах, через сколько человек во внутрен­нем круге находится «дитя» от места, где стоит «мама». «Мамы» двига­ются по часовой стрелке и садятся за спины своих «детей».

Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:

1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне уми­ротворенным.

2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом долж­ны быть минимальными по силе и амплитуде.

3. Внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте на 100% уверены в том, что вы делаете. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет мак­симально эффективным.

В упражнении «Мать-дитя» особое место занимает психологический настрой. Переживания «матери» по отношению к «младенцу» должны быть абсолютно достоверно любящими, нежными, теплыми, добрыми.

«Мама» берет «дитя» обеими руками под коленками (медленно, не­жно) и начинает тянуть к себе. Как только ноги «младенца» приподни­маются над полом, «мама» дает «упор», то есть прижимается грудью к спине «дитя». Далее «мама» тянет «дитя» до положения равновесия, ког-да тело «ребенка» устойчиво и поддержка его требует минимальных уси­лий. Это положение фиксируется несколько секунд, после чего «мама» начинает очень медленно покачивать «дитя». Покачивание продолжа­ется в течение пяти минут. После этого «дитя» возвращается в исход­ное положение. «Дети» не открывают глаза. Сидят в позе «эмбриона».

По команде ведущего «мамы» встают. Ведущий показывает пальца­ми, через сколько человек во внутреннем кругу находится следующее «дитя». «Мамы» двигаются по часовой стрелке и садятся за спины сле­дующих «детей», с которыми они проделывают упражнение в той же последовательности.

Таким образом, каждая «мама» работает с 3 — 5 «детьми».

После этого происходит смена ролей: «мамы» становятся «детьми», «дети» — «мамами». Упражнение проводится в той же последователь­ности.

Усилить эффект от проведения упражнения можно, если поставить негромкую музыку типа «плацентарной» или другую мягкую, спокой­ную, расслабляющую музыку, свести к минимуму посторонние шумы и вербальные (речевые) контакты.

После упражнения проводится проговор.

Следующий этап тренинга — «Прохождение родового канала».

Прохождение родового канала

Участники тренинга разбиваются по следующим группам:

• люди, ничего не знающие о своем рождении;

• люди, родившиеся нормально (без осложнений и патологий);

• люди, родившиеся при помощи акушерских щипцов;

• люди, родившиеся при помощи кесарева сечения;

• люди, родившиеся с ягодичным предлежанием;

• люди, родившиеся с обвитием пуповиной.

Этот список можно продолжить, то есть разделение на группы мо­жет осуществляться и по другим классификационным признакам.

Люди в каждой группе делятся на пары или тройки и рассказывают друг другу:

• все, что они помнят сами о своем рождении;

• все, что они знают о своем рождении от своих родителей;!

• все, что они знают о своем рождении из процесса ребефинга и др.

Беседа в микрогруппах продолжается примерно в течение 10—15 минут, после чего проводится настройка на процесс. Включается фо­новая музыка, участники тренинга расходятся по залу, им предлагает­ся свободно двигаться под музыку, поддерживая при этом связное дыхание. Настройка продолжается 5 — 7 минут.После настройки группа делится на четыре равные части. Первая группа сначала проходит «родовой канал» — это «дышащие-рождаю­щиеся». Они выбирают себе из оставшихся людей «ситтера-акушер-ку». Выбор «ситтера-акушерки» производится «дышашим-рождаю-щимся» по принципу максимального доверия и взаимного согласия.

Оставшаяся часть группы образует «родовой канал». В нем должно быть не менее шести человек. Они становятся на колени и локти (в колено-локтевое положение) максимально плотно друг к другу, бок о бок, при этом головы стоящих рядом людей направлены в противопо­ложные стороны. Поверхность, на которой находится «родовой ка­нал», должна быть мягкой, ровной, гладкой, не должна задираться и сползать в стороны при прохождении «родового канала» «дышащим-рождающимся» (маты, постеленные внахлест одеяла и др.). В конце «родового канала» стелится одеяло для переноски «дышащего-ново-рожденного». Эффективность процесса можно усилить, если прово­дить его обнаженными, постелив на пол гладкую, желательно скольз­кую ткань.

Желательно, чтобы у ведущего процесс были один или два помощ­ника-ассистента.

Включается музыка типа «плацентарной», в которой записаны пуль­сации плаценты и ритм сердца эмбриона.

Все участники тренинга, создающие «родовой канал», дышат связ­но, и «канал» плавно раскачивается в разные стороны.

Дальше можно предложить два способа вхождения в «родовой канал»:

• «дышащий-рождающийся» начинает связное дыхание и после того, как появятся первые признаки вхождения в процесс, вхо­дит в «родовой канал» вперед головой из положения лежа на спине;

• «дышащий-рождающийся» начинает связное дыхание и садится в позу «эмбриона» около входа в «родовой канал». «Ситтер-акушерка» садится сзади и мягко обхватывает «дышащего-рож­дающегося» руками за колени и тянет к себе. Дальше все проис­ходит также, как в упражнении «Мать-дитя», только «ситтер-аку-шерка» плотно обхватывает «дышащего-рождающегося» и ока­зывает на него мягкое давление (происходит имитация БПМ-2), как бы образуя «матку». Оба участника дышат связно, синхрон­но, и «ситтер-акушерка» покачивает «дышащего-рождающего­ся» в разные стороны, оказывая на него постоянное давление. Контакт участников должен быть как можно более плотным, им помогают ведущий и ассистенты. Все условия взаимодействия должны быть такими же, как в упражнении «Мать-дитя». Про­должительность покачивания определяется «дышащим-ново-рожденным», как только он почувствует себя готовым к «рож­дению», «ситтер-акушерка» разжимает объятия и помогает «ды-шащему-новорожденному» войти в «родовой канал».

Процесс проходит более эффективно, если «родовой канал» оказы­вает сопротивление «дышащему-рождающемуся» (имитация БПМ-3).

При выходе из «родового канала» «дышащего» встречает «ситтер-акушерка», он вместе с ассистентом «принимает» «новорожденного» и переносит на заранее постеленном одеяле в сторону, чтобы не ме­шать следующему участнику тренинга.

Во время прохождения «родового канала» первым «дышащим-рож­дающимся» следующая пара готовится к процессу.

После этого процесс продолжается до тех пор, пока дышащий пол­ностью его не закончит.

Для повышения эффективности процесса можно заворачивать «но­ворожденного» в «пеленку», дать пососать ему соску.

Когда все «дышащие-рождающиеся» из первой группы пройдут процесс, заново происходит выбор «ситтера-акушерки» «дышащими-рождающимися» из второй группы. Тренинг продолжается до тех пор, пока все участники группы не пройдут «родовой канал».

Процесс заканчивается традиционным проговором, на котором участники делятся своими впечатлениями. Проговор обязателен. Час­то травма рождения настолько сильна, что для осознания необходима групповая поддержка

Следующий этап тренинга — упражнение «Колыбель». Оно прово­дится для окончательной интеграции травмы рождения, как заверше­ние всей динамики перинатальных матриц и переход в постнатальныи период жизни. Очень часто у многих людей, появившихся на свет в роддоме, БПМ-4 имеет отрицательную «окраску». Это упражнение направлено на активизацию и закрепление положительных элементов БПМ-4.

Упражнение «Колыбель»

Для проведения этого упражнения необходимо не меньше восьми человек. Вначале происходит общая настройка на процесс. Ставится мягкая, расслабляющая музыка (колыбельная, если есть возможность). Все участники тренинга ложатся на пол, выбирают первый\ип связ­ного дыхания, и ведущий проводит релаксацию. О принципах работы всех участников говорилось выше, они такие же, как в упражнении «Мать-дитя».

Один человек из группы становится «новорожденным», он продол­жает лежать на полу, на спине Остальные участники группы обступа­ют его со всех сторон (в зависимости от веса «новорожденного» долж-но быть от трех до пяти человек с каждой стороны), приседают на кор­точки или нагибаются и мягко, не торопясь, стараясь не потревожить «новорожденного», подсовывают ладони под его туловище, один из участников поддерживает ладонями голову «новорожденного».

По знаку ведущего «новорожденного» приподнимают над полом и начинают медленно покачивать из стороны в сторону, плавно, без рывков, увеличивая амплитуду; все участники медленно привстают или выпрямляются, пока не примут вертикальное положение, покачивая «новорожденного» на руках.

Все участники дышат связно, в такт покачиванию — «колыбель дышит» Процесс продолжается около пяти минут. После этого «ново­рожденного» мягко, уменьшая амплитуду покачивания, опускают на пол и, не торопясь, убирают руки.

Процесс продолжается до тех пор, пока «новорожденный» полнос­тью его не закончит. Рядом с «новорожденным» остается «ситтер-мать», обычно это человек, державший голову, который помогает «новорож­денному» довести процесс до конца.

Тренинг продолжается, пока все его участники не побывают в «ко­лыбели».

После тренинга проводится проговор. В заключение проводится общий круг всех участников тренинга.

ТРЕНИНГ «ИЗНАНКА ЖИЗНИ»

Как кольца, младенец снимает Лета

с пирамидки жизни,

Где стержнем — смерть.

И время вновь нанизывает кольца — бесконечная игра Алима Ханум (Ярославль, 1996)

Этот танатологический тренинг возник двенадцать лет назад, и впервые я показал его в 1992 году на Азовском море, около города Та­ганрога. С тех пор я много раз проводил этот тренинг или использовал определенные техники из него на профессиональных и «продвинутых» тренингах.

Сейчас я полностью осознаю, что смерть как сила и реальность не тре­бует никаких техник, медитаций, визуализаций, текстов, проговоров, никакой активности — ни желания, ни нежелания, ни страдания, ни на­слаждения, ни переживания, ни эмоциональной пустоты, ни любви, ни ненависти, ни интереса, ни безразличия — никакого отношения.Все, что построено вокруг смерти, — жажда жизни.

Все, что мы говорим, думаем, пишем или даже проповедуем о смер­ти, имеет источником жизнь, а тайна тайн существует вне всяких смыс­лов и в то же время наполнена любым смыслом. Невозможно без бла­годарности относиться к этой силе, которая является источником ду­ховной жизни и возрождения материи.

В то же время люди вполне реально страдают, впадают в депрес­сию, теряют силу жизни, творческий импульс, а иногда теряют любые смыслы при соприкосновении с этой силой.

Смерть принимает любого — готового и неподготовленного.

Проблема в человеке.

Мне кажется, что имеет смысл привести некоторые психотехники из этого контекстуального тренинга.

Полные танатологические тренинги предполагают определенную контекстуальную подготовку — лекции, беседы, диспуты. Материала в настоящее время достаточно много (18, 20, 27, 29, 54, 88, 98).

Визуализация Смерти

Предварительные условия

Визуализация проводится в групповой форме при минимальном освещении. Возможно использование фоновой музыки (обертонное пение Д. Хука, произведения М. Веттера, Д.П. Ласло и т. д.).

Участники рассаживаются на полу в группах по четыре человека друг напротив друга в удобной для медитации позе, образуя при этом простой крест и не прикасаясь друг к другу.

Процедура проведения

В течение минуты медленно и постепенно закрывайте глаза. Пре­вратите это в целый процесс. Посмотрите, как исчезают предметы... цвета... свет и тени... и вы погружаетесь в темноту. А сейчас, когда вы уже очутились в темноте, смените фокус вашего осознания и направьте его на ваше тело. Почувствуйте свои ноги, бедра, ягодицы, низ живо­та, живот, грудную клетку, плечевой пояс, руки, шею, голову... Расслабь­те свое тело. Дышите связно, медленно и поверхностно. При этом с каждым вдохом и выдохом расслабляйтесь все глубже и глубже. По­звольте вашему телу погрузиться в расслабление, как в теплую воду, когда оно почти ничего не чувствует. Расслабляемся еще глубже... ти­шина и покой... тишина и покой. Вы уже очень глубоко расслаблены.

Попробуйте из этой глубины, покоя и расслабленности направить ваше внимание на кожные ощущения, которые возникают при сопри­косновении вашей спины с фактурой рубашки или майки. Попробуй­те еще тоньше почувствовать все ощущения на вашей спине: все бес-конечное множество контактов, холод, тепло, ощущение давления, напряжения...

А сейчас попробуйте представить, как за спиной слева и чуть-чуть сзади стоит ваша смерть. Почувствуйте ее присутствие — за спиной... слева и чуть-чуть сзади. Теплом веет от нее или холодом... Напрягае­тесь вы или расслабляетесь в ее присутствии... Комфортно вам или дискомфортно... Страшно вам... Какие мысли приходят в поле вашего осознания прямо сейчас...

Представьте образ смерти. На что или на кого это похоже. Что вы чувствуете, видя перед собой образ вашей смерти.

Попробуйте ближе познакомиться с этим образом, лучше почув­ствовать эту силу. Не отгоняйте ее. Она с вами с момента вашего зача­тия. Примите ее и попросите у нее помощи при прохождении предсто­ящей инициации.

После визуализации проводится проговор, который является до­полнительным катализатором инициации, позволяющим ощутимо войти в смыслы тренинга.

Посвящение в Смерть

На настоящий момент разработано достаточно техник инициации смерти в танатотерапии. Существуют подходы, основанные на кинес­тетическом трансе (тренинг по телесно-ориентированным психотех­никам Владимира Баскакова). Этот комплекс используется для иници­ации в структуре второго модуля профессионального тренинга по интенсивным психотехнологиям (ведущий В. Козлов).

Тот вариант, который мы предлагаем вашему вниманию, является частью тренинга «Изнанка жизни» и излагается как психотехнология впервые.

Предварительные условия

Участники рассаживаются на полу в «четверках» друг напротив друга в удобной для медитации позе, образуя при этом простой крест и не прикасаясь друг к другу. Участники тренинга входят в процесс в тех же четверках, в которых проходили визуализацию смерти.

Процедура проведения

Вначале в течение 10—15 минут участники дышат «хаотическим дыханием», в котором самое главное — поддерживать связное дыха­ние, при этом неважно, насколько релаксирован выдох, воспроизво­дятся звуки или нет, насколько сбалансированы или дисбалансиро­ваны вдох и выдох, педалирован выдох или полностью релаксирован.Все как в жизни — синтез хаоса и организованности — «хаотичес­кое дыхание».

После этого звучит гонг, ведущий говорит: «Стоп» — и происходит задержка дыхания. Все участники тренинга ложатся на спину. С этого момента и начинается путешествие, которое мы обозначили как «Ини­циация смерти».

«Уже в настоящем есть будущее. Попробуйте погрузиться в день ваших похорон. Как всех смертных, и тебя провожают в последний путь другие, такие же, как и ты, — смертные. Посмотрите на ваше тело. Во что оно одето? Посмотрите на людей, которые вас провожают. Кто они? Присмотритесь к ним. Кто вас несет к последнему пристанищу? Звучит музыка... Люди начинают говорить прощальные речи. Прислу­шайтесь к ним. Что они говорят?..

И вот уже сказаны все речи. И ваша ладья спускается в чрево зем­ли. Из праха в прах. Сверху падает земля. Сначала осторожно, комок за комком. И вот наступает тишина. Не слышно звуков обыденной жизни.

Прямо сейчас посмотрите на изменения в теле. Посмотрите снару­жи, как оно раздувается, темнеет, лопается кожа и уходят воды. И в это время в теле, которое служило вашему сознанию и духу надежным вместилищем, начинается другая жизнь — черви, маленькие и боль­шие, начинают свой пир. Попробуйте созерцать изменения в теле. Попробуйте увидеть скелет, покрытый мясом, кровоточащее тело, скрепленное лишь сухожилиями. Скелет с обрывками мяса, запятнан­ный кровью, скрепленный сухожилиями. Скелет, лишенный мяса, удер­живаемый сухожилиями. Кости, не скрепленные друг с другом, как напоминание о том, что был когда-то скелет. И вот кости белеют, по­степенно теряют форму, и все истлевает, превращается в пыль...

А сейчас почувствуйте свое тело и попробуйте осознать, что оно так устроено и не избегнет этой участи.

Вы уже готовы принять ту силу, которая в жизни называется смер­тью. Еще раз пригласите в поле вашего осознания образ смерти. По­пробуйте принять ее просто как силу, бесконечно мудрую, добрую, глубокую...

Почувствуйте свое тело, поприветствуйте все те ощущения, кото­рые есть в вашем теле.

Почувствуйте, что ваше тело стало сильнее и жизненнее за время этой инициации. Вздохните медленно и глубоко. Потянитесь всем те­лом, если хотите, и ощутите потоки энергии в теле.

Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почув­ствуйте себя «здесь и сейчас» и откройте глаза».

Проведите общий проговор.

ТРЕНИНГ ФИЗИЧЕСКОГО БЕССМЕРТИЯ

Данный тренинг относится к контекстуальному ребефингу. Это один из самых трудоемких тренингов, предъявляющий самые высо­кие требования к уровню квалификации и качеству процесса* Требо­вания относятся не только к специалистам, организующим и прово­дящим тренинг, но и к его участникам, которые должны быть весьма продвинуты в овладении техникой Свободного Дыхания и пребыва­нии в состоянии расширенного сознания. Тренинг групповой, каче­ство и эффективность его проведения зависят не только от професси­онализма инструкторов, но и от содержания сознания участников тренинга, от социально-психологических параметров группы.

Этот тренинг может быть проведен в течение одного или двух дней. Процедура проведения, включая проработку контекста, занимает око-ь ло восьми часов. Если проводить этот тренинг за один день, то лучше [выбрать послеобеденное время, например, с 16 до 24 часов или с 14 до J22 часов. Оптимальным, на наш взгляд, является двухдневный выезд­ной тренинг. В этом случае можно лучше проработать контекст в со-(держательном отношении и отвести лекционной части тренинга не 4, а 6 часов.

Тренинг состоит из трех основных частей.

Часть первая

Первая часть в основном лекционная. Перед лекцией можно со­вершить какое-то ритуальное действие. Как показывает опыт, совмес­тное ритуальное действие, настройка или пение мантр способствует психологическому сплочению группы, а также положительно влияет на выработку общего энергетического поля.

Лекция посвящена экзистенциальным проблемам человеческого бытия, жизни и смерти, Эросу и Танатосу, бессмертию и месту смер­ти в жизни, бытию, небытию и инобытию, страху, тревоге, заброшенности человека, его пограничным состояниям. Вся эта проблематика «прокручивается» через разные теологические, философские систе­мы и обыденное мышление.

Часть вторая

После лекции и пения мантр осуществляется определенный дыхатель­ный настрой к тренингу. Участники тренинга проводят пять серий дыха­тельных упражнений, и каждая серия состоит из 20 связных дыханий:

• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос — четыре раза;

• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос и рот одновременно, при этом язык зажимается между зубами — че­тыре раза;• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через рот — четыре раза;

• четыре поверхностных и одно глубокое дыхание при открытом рте, но через нос — четыре раза;

•   четыре поверхностных и одно глубокое дыхание через нос — четыре раза.

Часть третья

1. У каждого участника тренинга должен быть листок бумаги и авторучка. Ведущий с ассистентами'рассаживают участников в круг. Они принимают привычные медитационные позы, сидя на полу, зак­рывают глаза, расслабляются и начинают связное дыхание.

2. Ведущий говорит: «Вспомни свое первое ощущение, что смерть неизбежна». Участники тренинга вспоминают и записывают (4—5 минут).

3. Ведущий предлагает: «Вспомни все случаи столкновения со смертью:

• близких родственников, друзей,

• знакомых и незнакомых,

• животных,

• великих людей» (15 — 20 минут).

4. Ведущий предлагает кому-нибудь из участников зачитать свой список, по желанию.

5. Предлагается дополнить список новыми воспоминаниями (4 — 5 минут).

6. Кто-то из зала зачитывает свой список.

7. Участникам предлагается дополнить список новыми воспоми­наниями (4 — 5 минут).

8. Кто-то из зала зачитывает свой список.

9. Участникам предлагается дополнить список новыми воспоми­наниями (4 — 5 минут).

Эта процедура продолжается до тех пор, пока до участников не до­ходит понимание неизбежности и безграничности смерти.

10. Процесс связного дыхания прекращается, все берут свои бума­ги и подходят к ассистенту, который отрывает чистый кусочек бумаги от листка и отдает участнику. Никому не разрешается проходить по центру зала, все проходят по краю и встают спиной к стене (если в зале не хватает места — попарно спиной к стене).

11. Когда все находят место у стенки, ведущий предлагает начать синхронное дыхание (все дышат одновременно) следующей структу­ры: глубокий вдох, глубокий выдох, задержка на время, равное вдоху с выдохом.12. Ведущий обходит дышащих по кругу и при задержке дыхания нажимает на грудную клетку один раз, чтобы сбить задержку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.