Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 34 страница



Применительно к подросткам и юношам тревожить должен не сам факт мастурбации (так как она массовая) и даже не ее количественная интенсивность (так как индивидуальная «нор­ма* связана с половой конституцией), а только те случаи, когда мастурбация становится навязчивой» вредно влияя на самочув­ствие и поведение старшеклассника* Однако я в этих случаях онанизм — не столько причина плохой социальной адаптации, сколько ее симптом и следствие*

 имеет принципиальное значение для педагогики* Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости подро­стка, все вилы направляли на то, чтобы отучить его от этой привычки* Результаты были, как правило» ничтожны и даже отрицательны. Сей­час поступают иначе, Вместо того чтобы втолковывать подростку, как плохо быть онанистом (все это только увеличивает его тревогу), пытают­ся тактично улучшить его коммуникативные качества, помочь занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь шггересньш коллективным делом, спортом. Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.

Многое в поведения подростков и юношей зависит от того, как они представляют свою половую роль, Наряду с подлинными увлече-1шями во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного, Влюбленность, ухаживание* обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй важны не только и не столько сами по себе, как сколько как определенные социальные символыt знаки ловдросле-ния. Как младший подросток нетерпеливо ждет появления вторич­ных половых признаков, так и юноша ждет, когда же он, наконец* полюбит. Бели это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, иногда старается заменить подлинное увлечение придуманным и т.д,

Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден. Но и для старшеклассников собственные переживания, восп­ринимаемые в свете стереотипной половой роли» на первых порах иногда важнее, чем объект привязанности. Отсюда по­стоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мни­мыми «победами» и т.д. Влюбленности часто напоминают эпи­демии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно. Объекты увлечений также нередко вызывают интерес многих, поскольку общение с попу­лярной б классе девушкой (или юношей) существенно повы­шает собственный статус у сверстников* Даже интимная близость нередко .бывает у юношей средством самоутвержде­ния в глазах сверстников.

Самая сложная проблема психосексуального развития в подрост­ковом и раннем юношеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т.е. системы эротических предпочтений, влечения к лицам противоположного (гетеррсексуалъность)% своего собствен­ного (гомосексуальность) или обоего пола (бисексуальность)*

Вопрос о причинах гомосексуальности слишком сложен, чтобы рассматривать его в этой книге1. Однако некоторые вещи учителю знать необходимо* Прежде всего, это явление не такое уж ре­дкое. Люди, ведущие исключительно гомосексуальный образ жизни, составляют приблизительно 2—5 процентов мужского и 1—2 процента женского населения* Однократное или временное влечение к лицам своего пола и сексуальные контакты с ними встречаются значительно чаще, особенно в предпод ростков ом (10—12) и подростковом (до 15 лет) возрасте.

Вопреки распространенному мнению» что подростков *совра-щают» взрослые, большинство подобных контактов происходит между сверстниками. Из числа американских подростков, имев­ших гомосексуальный опыт, со взрослыми имели контакт толь­ко 12 процентов мальчиков и меньше 1 процента девочек; у остальных первым партнером был сверстник или подросток не­намного старше или моложе (Соренсен, 1973), Свыше 60 процен­тов мужчин-гомосексуалистов, обследованных А. Кннзи (1948), пережили первый гомосексуальный контакт между 12 и 14 годами, причем в 52,5 процента случаев партнеру было также от 12 до 15 лет. у 8 процентов он был младше, у 14 процентов это были 16—18-летние юноши и только у остальных — взрослые.

Почему среди подростков распространены гомоэротические чув­ства и контакты? Ранние сексологические теории (А, Молль) были склонны объяснять их особенностью самой подростковой сексуаль­ности, полагая» что существует особый период «подростковой интер­сексуальности*, когда сексуальная возбудимость очень велика, а объект влечения еще не определился. Такого мнения и сейчас придерживаются некоторые психиатры. Но возрастные рамки этого периода (от 7—8 до 15—16 лет) слишком неопределенны и расплыв­чаты.

3, Фрейд связывал гомосексуальность с изначальной бисексу­альностью человека* Окончательный баланс гетеро- и гомоэротаче-ских влечений складывается, по Фрейду, только после полового

1 См. об этом: Кон И, С. Введение в сексологию. М.: Медицин а, 1988. Г л, 5: 'Частная сексопатология / Под ред. проф. Г. С* Васдльченко,: В 2 т. И.: Медицин а „ 1983, Т. 2 С, 95—Ив; Исаев Д. H.t Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л,: Медицина, 1986. С. 47—65.

созревания. У подростка этот процесс еще не завершен» поэтому латентная (скрытая) гомосексуальность проявляется, с одной сторо­ны, в прямых сексуальных контактах и играх, а с другой — в страстной дружбе со сверстниками собственного дола.

Сейчас такая точка зрения кажется упрощенной. Отрочество и ранняя юность — время, когда личность больше всего нужда­ется в сильных эмоциональных привязанностях, Но как быть, если психологическая близость к лицам противоположного пола затруднена собственной незрелостью подростка и многочислен­ными социальными ограничениями {насмешки товарищей, «ко­сые взгляды* учителей и родителей), а привязанность к другу своего пола ассоциируется с гомосексуальностью?

Взаимоотношения подростка с лицами своего и противоположного пола нужно рассматривать в общей системе его межличностных отно­шений» которые, конечно, не сводятся к сексуально-эроткческим.

Хотя разные виды эмоциональных привязанностей взаимо­связаны и одна из них может предшествовать и подготавливать рождение другой, они принципиально несводимы друг к другу. Некоторые на первый взгляд страшные вещи на самом деле вполне объяснимы.

Например, в одном пионерском лагере вожатый аастал группу мальчиков за тем, что они измеряли длину своих членов с по­мощью линейки, Нередко проводятся и «конкурсы* такого рода* Интерес к телу и половым органам людей собственного пола» возникающий уже в раннем возрасте, стимулируется прежде всего потребностью самопознания, сравнения себя с другими. В пубер-татасый период подросток впервые воспринимает собственное тело как эротический объект, вторичные половые признаки становятся для него одновременно символом взрослости к пола,

В дневнике 14-летней девочки читаем: «Однажды, остав­шись ночевать у подруги, я ее спросила — молено мне в знак нашей дружбы погладить ее грудь, а ей — маю? Но она не согласилась. Мне всегда хотелось поцеловать ее, мне это достав­ляло большое удовольствие. Когда я вижу статую обнаженной женщины, например, Венеру, то всегда прихожу в экстаз*1.

1 Дневвнк Анны Франк*—М,: Художественная литература, 1960. С. 125.

Можно увидеть в этом проявление «латентной гомасексуально­сти* , Но телесный контакт, прикосновение имеет не только эротический смысл» это — универсальный язык передачи эмоци­онального тепла, поддержки и т.д.

Оценивая потенциальные или явные эротические контакты меэкду подростками, нужно помнить и о ситуативных факторах. Для 10—12-летних подростков почти повсеместно характерно половое разделение (сегрегация) игровой активности мальчиков и девочек. Большая фактическая доступность своего сверстника, нежели противоположного пола, дополняется сходством интере­сов и значительно менее строгими табу на телесные контакты. Поэтому гомосексуальные игры встречаются у них чаще, чем гетеросексуальные. Уменьшение половой сегрегации, вероятно* даст иное соотношение.

Сексуальные игры со сверстниками, раздевание, ощупыва­ние половых органов» взаимная или групповая мастурбация, если в них не вовлечены взрослые» не считаются в мальчише­ских компаниях чем-то страшным или постыдным. У девочек выражения нежности — объятия, поцелуи — вообще не табу и-руются, а их потенциальные эротические обертоны большей частью не замечаются* Не удивительно, что пробуждающаяся чувственность на первых порах нередко удовлетворяется именно этим путем. К концу пубертатного периода такие игры обычно прекращаются; их продолжение в 15—16 лет уже дает основа­ние для беспокойства.        .              -                         

Так как в сексуальных играх младших подростков эротиче­ская мотивация имеет подчиненное значение» психологи, чтобы избежать пугающих ярлыков, предпочитают не называть их гомосексуальными и не придавать им чрезмерного значения. Однако между допубертатной гомосексуальной активностью и будущей сексуальной ориентацией взрослого человека есть опре­деленная связь. Сравнение сексуального поведения взрослых западногерманских студентов с их воспоминаниями о допубер-татной (до 12 лет) гомосексуальной активности показала, что чем выше допубертатная гомосексуальная активность {количест­во контактов и партнеров), тем вероятнее гомосексуальное пове­дение взрослого (Г, Шмидт, 1978).

Простейшее объяснение этого — ссылка на условнорефлек-торные связи, которые могут возникнуть у подростка во время сексуальной игры и зафиксироваться навсегда, В принципе это не исключено. Однако гомосексуальные контакты со сверстника-

ми, если они имеют игровую форму и не сочетаются с психологической

интимностью, большей частью остаются преходящими. Дело не столь­ко в поведении, сколько в переживаниях субъекта- Взрослый гомосек­суалист, пациент знаменитого американского психоаналитика Гарри Салливэна, рассказал ему, что в школьные годы только он и еще одшс мальчик не участвовали в гомоэротаческюс играх одноклассников; случайно познакомившись позже с этим вторым мальчиком, Салливэн обнаружил, что тэт тоже стал гомосексуалистом. Неучастие в играх товарищей было, вероятно, бессознательной защитной реакцией, но пассивная роль зрителя только усиливала психологическую значи­мость происходящего (Салливэн, 1963).

Формирование гомосексуальной ориентации подростка прохо­дит три этапа: 1) от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подозрения о своей гомосексуаль­ности; 2) от первого подозрения о своей гомосексуальное™ до первого гомосексуального контакта и 3) от первого гомосексуаль­ного контакта до уверенно exit в своей гомосексуальности, за кото­рой следует выработка соответствующего стиля жизни.

Процесс этот неодинаково протекает у мужчин и у женщин. Мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические чувства и половая роль которых допускает и даже требует явных проявле­ний сексуальности, раньше начинают подозреиать о своей психо­сексуальной необычности и раньше начинают половую жизнь, как правило, и гомосексуальном варианте. У девушек сексуальная ориентация формируется позже; первое увлечение, объектом кото­рого обычно бывает женщина на много лет старше» переживается просто как потребность в дружбе, а гомосексуальному контакту часто предшествуют гетеросексуальные связи.

Длительность этого процесса зависит как от социальных условий, так и от индивидуальных особенностей. Пик практиче­ского сексуального экспериментирования в разных направлени­ях приходится на донубертатный возраст и начальный период полового созревания* Но психологически наиболее драматичен юношеский возраст, Анализируя свои переживания, юноша с гомоэротическими наклонностями обнаруживает свою непохо­жесть на других. Это порождает у него острый внутренний конфликт, чувство страха и одиночества» мешая установлению .психологической близости с другими людьми и усугубляя свой­ственные этому возрасту психологические трудности• Некоторые юноши пытаются «защититься» от гомосексуальности эистен-,-сивными, лишенными эмоциональной вовлеченности гетеросек-

суальными связями: но чаще всего это лишь обостряет внутрен­ний конфликт. Психическое состояние и самочувствие юношей с незавершенной психосексуальной идентификацией значитель­но хуже, чем у тех, кто так или иначе завершил этот процесс, они больше нуждаются в психотерапевтической помощи, чаще совершают попытки самоубийства и т.д.

В мужских сообществах (детские дома, интернаты, общежития» закрытые учебные заведения, тюрьмы» армия и т.д.) старшие или более сильные нередко сексуально насилуют младших, более сла­бых. Такие действия часто бывают групповыми: и мотивируются не столько эротически, сколько служат средством установления или демонстрации отношений господства и подчинения: жертвы сексу­ального насилия, даже если они вынуждены были уступить превос­ходящей силе, теряют личное достоинство, становятся объектами всеобщего презрения и должны впредь подчиняться своим обидчи­кам. Это катастрофически снижает их самоуважение, иногда приво-догг к самоубийствам* Сексолопкческое невежество и жестокость взрослых еще усугубляют травму.

Вот недавний пример. Сильный» агрессивный, уже состоявший ва учете в милиция юноша» силой на глазах и при молчаливой поддержке группы его одноклассников заставил физически слабого восьмиклассника сосать свой половой член* История получила огла­ску. Как же реагировали взрослые? Сняли с работы ни в чем не повинного директора школы* Хулигана отправили в колонию. А жертву, по настоянию «интеллигентных* родителей, оставили учиться в том же классе, где с ним никто даже- не разговаривал: «Пусть знает, что так поступать нельзя!* И эта пытка, иначе не назовешь, продолжалась до окончания десятилетки.

Положение учителя или пионерского вожатого, сталкивающегося с какими-то необычными проявлениями юношеской сексуальности (большей частью они проходят втайне и остаются незамеченными), чрезвычайно сложно. От него требуются специальные акания и чело­веческий такт*

Нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей* игровое поведение или телосложение которых не соответствует стереотипам маскулинности и фемининности и которые из-за этого- подвергаются насмешкам сверстников. Это внимание должно быть тактичным, незаметным и направленным не на отделение ребенка от окружающих, а на повышение его самоуважения и улучшение коммуникативных навыков.

Очень важно также систематическое воспитание родителей, особен­но матерей, чтобы они не старались чрезмерно опекать и заканчивать мальчиков. Мотивировать это следует общими соображениями о разви­тии самостоятельности и общительности ребенка, избегая сексопатоло­гических терминов, которые способны породить в семье атмосферу страха и подозркггельнххгш. Не нужно также запугивать подростков действительными и мнимыми опасностями гетеросексуальных связей.

Взрослые должны полностью отдавать себе отчет в том, что интимные эротические переживания подростков и юношей находят­ся практически вне сферы педагогамеского контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрица­тельные последствия, Отличать статистически нормальное возраст­ное сексуальное экспериментирование от признаков заролщающейся взрослой девиантной сексуальности трудно даже специалисту*

Девнантное поведение

►                                                                  

 -

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

В литературе о переходном возрасте часто фигурирует поня­тие «трудный подросток», Но что значит — «трудный*? Для кого, чем и почему? ч

«Надо остерегаться смешивать «хороший* с «удобный,,,»/ — писал Яыуш Корчак. — Все современное воспитание направ­лено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить» истребить все, что являет­ся волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований* * «Трудный подросток* — подчас всего лишь неу­добный для взрослых* Имел в виду эту предрасположенность взрослых к собственному психологическому удобству в отноше­ниях с подростком, осторожнее будет начать с характеристики не самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравне­ние с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиа/шное поведение — это сис-

1 Корчак Я, Как любить детей. Минск: Народна асветат 1980, С. 9,

тема поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразу­меваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали*

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здо­ровья, подразумевающее наличие явной илк скрытой психопатологии < Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то соци­альные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны» их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном парадке — преступлениями. Соагветстаенно говорят о дешнквентном (преливоправном) и криминаль­ном (преступном) поведении.

Юношеский возраст вообще и ракнля юность в особенности представляет собой группу повышенного риска* Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного воз­раста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестрой­кой Я-концепции. Во-вторых, пограничное и неопределенность социального положения юношества, В-третьих, противоречия, обус­ловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послу­шании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предпола гающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям?

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний ал­коголизм* Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного'опроса (Ф. С. Махов, 1982), спирт­ные напитки в VIII классе употребляли примерно 75 процентов,

1 Понятие *алоупотребление алкоголем* (илиг наркотиками) у неспециалистов вызывает иронию' разве можно употребить их «во благо*? Но -специалистам весьма важно различать: а) случайное, эпизодическое употребление алкоголя, б) более или менее регулярное пьянство и в) алкоголизм, когда субъект уже не может обойтись без алкоголя, Эти различия не только количественные, но и качественные. См. подробнее: Гурьева В, А,, Гиндикин Б* Я. Юношеские психопатии и алкоголизм, М.: Медицина, 1980.

в IX — 80 процентов, в X — 95 процентов мальчиков, Это, конечно» не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем. Особенность фармакологического воздействия алкоголя на пси­хику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах, стимулирует ее, свдшая сознательное тор­можение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам- Сравнительно-социологические и этнографические исс­ледования пьянства выявили несколько закономерностей (№, Бэ­кон, 1981),

1, Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций,

2, Выписка связана со специфическими формами социально­го койтроля; в одних случаях они являются алементом каких-то обязательных ритуалон («церемониальное льятгстно*), а в других выступает как антинормативное поведение, средство освобожде­ния от внешнего контроля.

3* Основной мотив пьянства у мужчин — желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяный старается привлечь втшмание к себе* чаще ведет себя агрессивно, нарушает нормы обычного пове­дения Ц Т.Д.

*• Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте* обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее ftt чувство зависимости. Это имеет свои социально-педагогичесжие предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоцио­нального тепла в раннем детстве сменяются аатем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно со­вместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости! мотивадионньгй конфликт, находящий временное разрешение о алкогольном опьянении, создающем иллюзию сво­боды (Г. Барри, 1976).

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпи­вая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно — избавиться от избыточного само­контроля и застенчивости., Важную роль также стремление к гжопертшоЕГТированию я особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости* И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей*

Наркотнзм (употребление наркотиков) и подростковая нар­комания. Эту проблему у нас долго замалчивали, хотя она чрез­вычайно серьезна.

Бели говорить о здоровье подростков, начинать надо с куре­ний. По выборочным данным ЦНИИ санитарного просвещения, среди московских десятиклассников курят 62 процента юношей и 16 процентов девушек* причем каждый шестой курящий вы­куривает более 20 сигарет в день и каждый второй — от 10 до 20

(А. Бойко, 1984).

Растет и употребление наркотиков и их различных замени­телей, В 1984 г, органами МВД СССР было зафиксировано 75 тысяч людей, употребляющих наркотики, а в первом квартале 1987 г, — 123 тысячи, из них 14 тысяч несовершеннолетних1, В Москве в 1986 г, подростков> употребляющих наркотические вещества, было выявлено в б раз больше, чем в 1985 г* За 2—3 года в 5 раз увеличилось н число токсикоманов, среди которых преобладают школьники и учащиеся ПТУ .

Конечно, само по себе употребление наркотика не обязатель­но делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркотизации {А, Е. Личко, 1983):

1) единичное или редкое употребление наркотиков;

2) многократное их употребление (в англоязычной литерату­ре это называют ♦ злоупотреблением наркотиками*), но без при­знаков психической или физиологической зависимости;

3) наркомания I стадии г когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощуще­ний, но еще нет физической зависимости и прекращение приема наркотика не вызывает мучительных ощущений абсинендни;

4) наркомания II стадии, когда сложилась физическая зави­симость от наркотика и поиск его направлен уже ке столько на то* чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений абстиненции;

5) наркомания Ш стадии — полная физическая и психиче­ская деградация.

1 См,: Иллеш А, Как милиция борется с наркомавией?// Известия. 1987, 12 мая.

2 Из&естия, 1987. 3 сентября.

Первые две стадии развития обратимы; по мнению IL Нобла (1970), только 20 процентов подростков, относящихся ко второ­му из указанных уровней, в будущем становятся настоящими наркоманами. Однако степень риска зависит также от возраста, в котором начинается употребление наркотика, и от характера наркотического средства (к опиатам привыкают вдвое быстрее, чем к транквилизаторам).

Как и пьянство, подростковый наркотазм связан с психи­ческим экспериментированием» поиском новых, необычных ощущений и переживаний* По наблюдениям врачей-нарколо­гов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркоти­ческим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», оа гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обма­ном, под видом сигареты или налитка. Вместе с тем это группо­вое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90 процентов наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в опреде­ленных местах. У них есть специфический жаргон и мы его назовем, чтобы учитель знал, о чем говорят подчас ученики: «план** «дурь* — гашиш, «косяк* —папироса с гашишем, ♦кода» — кодеин, «марфа* — морфий, «колеса* — таблетки, «стекло* — ампулы «машина* — шприц, «сесть на иглу* — начать внутривенные вливания, «кайф» — эйфория, «ломка* — абстиненция, «дыра* — источник снабжения наркотиком и т.п. Есть у наркоманов и стереотипы поведения. Школа боль­шей частью об этом не знает и на соответствующие симптомы не обращает должного внимания.                     "   ":: '

Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики> а затем он и сам начинает совер­шать все более серьезные правонарушения.

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда бы­ли характерами чертами группового поведения подростков и юно­шей. Такие фильмы, как «Чучело* и «Игры для детей школьного возраста*, только привлекли внимание взрослых к фактам, которые все они прекрасно зналит но пытались забыть. Это и жестокое внутригрулповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подрост­ков , и так называемая «немотивированная агрессия*, направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Трое 16—17-летлкх подвыпивших юнцов остановили на

улице тихого 13-летнего мальчика, отобрали у него деньги, а патом затащили в подвал» избили до потери сознания и нанесли тяжкие увечья, А перетаскивать бесчувственное тело мальчика им помогали, ни о чем не спрашивая, три дев очки-восьмикласс­ницы, их подруги* Откуда такое берется?

Подростковая агрессия — чаще всего следствие общей озлоблен­ности и пониженного самоуважения в результате пережитых жиз­ненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т+п*)* Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные ма­менькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать н отвечать аа свои поступки; жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым а я вот что могу! -

Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости* как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельно­сти устраняется («А л что? Я — как все!*)* Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарно­сти* доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, саше подростки ничем не могут

объяснить*                .                       .                              l

Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств миогие годы была у нас под запретом. Поэтому среди неспециали­стов распространены два ошибочных мления: 1} что самоубийства вообще к юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди и 2) что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психотгатолотческого характера* дает максимальный процент самоубийств. На сайтом деле подростки и юноши довершают самоубийства реже„ чем лица старших возра­стов. Но его сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лег кажет­ся огромным; во Франции в группе 15—19-летних самоубийство является четвертой> 4 в США — третьей по статистической значимости причиной смерти (после транспортных происшест­вий, насильственной смерти и рака). Причем в большинстве стран, где ведется статистика* за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними (К, Хоутен, 1986),

У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблю­дается так называемый ♦ эффект Вертера» — самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование ге-тевского «Вертера* вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи).

Следует иметь в виду, что количество суицидальних попы­ток многократно превышает количество осуществленных само­убийств, У взрослых они предположительно соотносятся как 6 или 10 к 1, а у подростков как 50:1 или даже 100:1* Поскольку большинство суицидальных попыток остаются неизвестными, многие специалисты считают даже эти цифры заниженными.

Среди подростков, обследованных А. Е." Личко (1983), 32 процента суицидальных попыток приходится на долю 17-лет­них, 31 процент — 16-летних, 21 процент — 15-летних» 12 процентов — 14-летних и 4 процента — 12—13-летних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные суицидальные Попытки большей частью не повторяются; хотя 10 процентов мальчиков -и 3 процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение бли­жайших двух лет все-таки покончили с собой (Г. Отто, 1972),

Какие психологические проблемы стоят за юношескими са­моубийствами? ,                                    j

В психологических экспериментах не раз было показано» что

у некоторых людей неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» — не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухо­да из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Из 200 авторов юношеских автобиографий и днев­ников \ исследованных Норманом Килом (1964), свыше трети более или менее серьезно обсуждали возможность самоубийства,

1 См. подробнее: Жезлова Л, Я* К вопросу о самоубийствах детей и подростков // Актуальные проблемы суицидологии Под ред. А* Г* Амбрумовой* Мм 1978- Труды Московского НИИ психиатрии. Т. 82. С. 93—104.

а некоторые пытались его осуществить. Среди них такие разные люди, как Гете и Ромен Роллан, Наполеон и Бенджамен Кон-стан, Якоб Вассерман и Джон Стюарт Мидль, Энтони Троллоп и Беатриса Уэбб, Томас Манн и Ганди, И. С, Тургенев и М« Горь­кий,., Большинство интеллигентных взрослых, с которыми бесе­довал известный педагог Ю. П, Азаров, также сказали, что в подростковом и юношеском возрасте, до 18—20, им приходила в голову мысль об оковчаюга жизни1.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.