Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 37 страница



Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубо­ким интересом к любому деяу (музыке, рисованию, радиотехни-ке% древней истории или fee разведению цветов, певчих птиц и т.д,)' К этой же группе относятся любители постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старшихЕ кажутся ненужными w странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны. Поглощенные увлекательным: для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела и почти все время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам*

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. Сюда относятся занятия различны­ми видами спорта {например, карате, ставшее модным в 70-х годах среди подростков мужского пола), а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, водить мото­цикл или автомашину. Но все эти увлечения, казалось бы, весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определенном физическом отноше­ние овладеть какими-то умениями и т,л. Здесь удовольствие рередко доставляет не столько сам процесс зан*гшйг сколько до­стигаемые результаты, К телеско-мануальным увлечениям особен* но склонны бывают сенситивные юноши, у которых эти увлечения тесно переплетаются с реакцией гиперкомпенсации*

' Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовать, направ­лять других, даже если это касается случайных моментов или

событий повседневной жизни. Разные увлечения* будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется сообщество, которое удается подчинить себе. Такие под­ростки, среди которых много гштертимов, являются главарями в рапных группах молодежи к при хорошей направленности интере­сов охотно занимаются полезной общественной деятельностью.

Накопительские увлечения — это прежде всего коллекцио­нирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную мате­риальную ценность, можно допустить * что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам.

Эгоцентрические увлечения — всякого рода занятия> показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окруже­ния* Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные ее формы — участие в любительских эстрадных ансамблях прежде всего, иногда спортивные соревнования — все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе все­общего внимания. Сюда же может относиться увлечение экстрава­гантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно. все это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или, в случаях страсти к броской одежде, от наивного подражания моде. С целью привлечь к себе внимание могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попытки стать знатоком в какой-либо модной области* Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют все ту же цель — демонстрацию своих успехов, при­влечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому истероидные черты характера*                  ....   : ,

Азартные увлечения — картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т.п. Виды увлечений могут меняться,, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидкых и гипертимных подростков.

Информативно-коммуникативные увлеченил проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей ни­какой критической интеллектуальной переработки, а также по-

требностью во множестве поверхностных контактов, позволяю­щей этой информацией обмениваться, Многочасовая пустая бол­товня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют со­держание этого рода увлечений. Контакт ее знакомства пред ночи таются такие же легкие, как и сама поглощаемая информадия Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и глав ным образом для того, чтобы тут же передать другим. Получен ные сведения легко забываются, в кх подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь манерой поведе­ния, формой общения и т.п. Однако все это занимает время и место увлечений и, возможно, справедливо было бы расценено как самый примитивный их уровень. Обычно, если сам подро­сток заявляет» что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о "подобном информативно-коммуникативном хобби. Этот род увлечений наиболее присущ неустойчивым и конформ-ным подросткам.

Одно и то же увлечение может основываться на неодинаковых побуждениях, т.е. относится к разным типам хобби* Например, увлечетюе занятие музыкой может служить удовлетворению эстети­ческой потребности или эгоцентрического желания привлечь к себе внимание, «выделиться* среди окружения, или даже просто быть одним из мануальных хобби, когда желание бренчать на гтотаре рождается так же, как научиться плавать, ездить на велосипеде или водить автомашину* Все то же можно сказать о многих видах спорта, о занятиях иностранными языками и др. Даже коллекционирование не всегда является накопительским хобби* Увлечения у подростког могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или ] силу чрезмерной интенсивное™ хобби, когда ради него забрасывакл ся учеба* работа, все дела ст даже ставится в опасность собственнс благополучие» или в силу необычности, странности и даже асоциал! ного содержания самих увлечений.

Разным типам акцентуаций и психопатий свойственны как определенные типы хобби, так и некоторые другие их особенности. Для неустойчивых и конформных предпочтителен информативно-коммуникативный тип, для истероидов — эгоцентрический, для эпилептоидов — накопительский и азартный, Шизоиды порой удивляют необычностью и изысканностью своих увлечений. Ги-

пертимные подростки склонны часто менять разные виды угле-ченнй, циклоиды — то бросать их» то снова возвращаться к прежним увлечениям,

Подростковые хобби имеют не только диагностическое, но и реаби­литационное значение [Драбкин Б, 3,, Трифонов О, В., 1973; Лич-ко А, Е,, Рубина Л. По 1974], Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной психотерапии [Личко А. Е«, Богдановская Л, Б., Эвдемиллер Э. Г., 1973J или использоваться как самостоятельный психотерапевтический метод — хобби-терапия [Скроцкий Ю. А., 1978].

РЕАКЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СЕКСУАЛЬНЫМ ВЛЕЧЕНИЕМ

Эти поведенческие реакции составляют важную, но пока еще мало изученную область* Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности — онанизмt включал совместный и взаимный с другими, петтинг, ранние сексу­альные связи, промискуитет транзиторный подростковый гомосек­суализм и др. Помимо них, встречаются нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые в действи­тельности должны бьггъ отнесены к рассматриваемому кругу явле­ний (некоторые случаи избирательной агрессией, демонстративных суицидальных действий).

Исследования сексуального поведения подростков пока немного-численны, а подучаемые сведения не всегда достоверны. Одна из наиболее обстоятельных работ осуществлена в Дании Р* Hertof t (1969)* Им обследовано 400 здоровых, социально-адаптированных юношей 18—19-летнего возраста — учащихся и рабочих перед призывом на воешгую службу* Ранние половые сношения (до 16 лет) отмечены у 52 % > в том числе до 14 лет — у 4 %, К петтингу прибегали 29 %» из них почти половина достигали оргазма- В мастурбадии, хотя бы эпизодической, признались 92 %, в том числе 70 % продолжали ее регулярно* Начало мастурбации в йозрасте до 14 лет отмечено у 37 % * Совместную с другими подростками мастурбацию отметили 41 %* причем 9 % получали удовольствие от взаимной мастурбацией. Эпизо­дически возникавшее гомосексуальное влечение отмечено у 4 %, в гомосексуальных сношениях (в Дании они не запрещены законом)

признались 2 % юношей*

Все это свидетельствует, что сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может прибли­жаться к патологическим формам. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков, отме-

48S

ченная еще A, Moll (1393). Половое возбуждение у мальчиков-под­ростков может вызываться множеством раздражителей — мышеч­ным напряжением в борьбе с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом. Если это возбуждение достига­ет оргазма» то легко замыкается условно — рефлекторная связь.

Б подростковом возрасте каждому типу психопатий и акцентуа­ций присущи определенные особенности сексуального поведения* Гипертимные подростки отличаются рано пробуждающимся и силь­ным сексуальным влечением и вследствие этого обычно ранним началом половой жизни. Эмоционально-лабильные подростки склон­ны отдавать предпочтение флирту и избегают сексуальных эксцессов. Сенситивные подростки и отчасти психастеники зачастую оказыва­ются во власти глубоко скрываемых переживаний по поводу своей действительной или мнимой сексуальной неполноценности. Обыч­ный онанизм легко обрастает у них комплексом самообвинений. Шизоиды способны сочетать в себе высокий уровень моральных притязаний или показное безразличие к проблемам пола с грубой и даже извращенной сексуальностью, Половое влечение эпилегггоидов отличается напряженностью и силой, рано пробуждается ревность. Эгоцентризм и жажда признания ястеровдов нигде, пожалуй» стголь ярко не выступают, как в сексуальном поведении. Неустойчивые подростки нередко рано обогащаются сексуальным опытом в силу общений в асоциальных компаниях, хотя само влечение у них вовсе не отличается большой силой,

ДЕТСКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Эти реакции у детей были описаны рядом французских психи­атров — G. Heuyer, J. Dublineau» H. Joli, L. Michaux (цят. до L. Michaux, 1953), В нашей стране Г. Е, Сухарева (1959), О, В. Кер-биков (1961) и В, В. Ковалев (1973) использовали их для понима­ния нарушений поведения в детском возрасте* В определенной мере эти детские реакции сохраняют* свою роль у подростков* К этим реакциям относятся следующие.

Реакция отказа (demission) от контактов, игр, от пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жизни (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и др.)* По нашим наблюдени­ям, эта реакция наблюдалась также у инфантильных подрост­ков, когда их насильно отрывали от дома или от привычной компании сверстников. В последнем случае эта реакция пред

ставляла собой инфантильный вариант реакции группирова­ния. У конформных подростков подобная реакция, но в край­не смягченном виде, появлялась при крутой ломке стереотипа

ЖИЗНИ.                                                                .'...-,

Реакция оппозиции может быть вызвана у ребенка чрезмер­ными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой — требованием отлично учиться, проявлять успехи б каких-либо занятиях (музыка к т.п.)» Но чаще эта реакция бывает следстви­ем утраты или резкого уменьшения внимания со стороны матери или близких, В детстве это может случиться при появлении младшего сиблинга, у подростка ту же реакцию может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Ребенок разными спосо­бами пытается или вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным)* или досадить «сопернику♦, избавиться от того, на кого внимание близких переключилось.

У подростков> по нашим наблюдениям, реакция оппозиции может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Реже в пубертатном периоде она впервые ярко проявляется. Последнее обычно случается на фоне истероидной акцентуации характера, В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не толь­ко родным» семье, но и воспитателям, школе.                     .

Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разно­образны — от прогулов и побегов из дому до краж и попыток к самоубийству — чаще всего несерьезных и демонстративных; При этом и прогулы, я побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание* Убежав, часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знако­мым или милиции или направляются туда, где, надеются, их будут искать. С той же целью вернуть утраченное особое внимание подростками может использоваться нарочитое бра­вирование алкоголизацией* вызывающее поведение в обще­ственных местах и т.п. Все эти демонстрации языком поступков как бы говорят родным; «Обратите на меня внима­ние! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей — иначе я пропаду!*

 Обозначение ее как +реакции протеста* неточно. Протестом являются и реакция отказа, и реакция оппозиции.

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу* В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего ок­ружения, позднее — герои книг и кино,

У подростков моделью для имитацви чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды. Пример для подражания подросток обычно подбирает не сам* ему еж диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может1 стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той областа, где сам подросток стремится к достижениям, В силу этого в одезвде, манере вести себя, суждениях; подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере — какому-либо известному актеру кино или эстрады. Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания служит антисоциальный *герой*. Не случайно культ гангстеризма, насилий, грабежа, возвеличивание удачного «престуггаи-ка-упермена* в американском кино, телевидении» бестселлерах способ­ствовал росту в США преступности малолетних, Действие этого фактора в нашей стране ограничено законом, запрещающим книги и фильмы, пропагандирующие похождения уголовных преступников,

Особенно выражена реакция имитации, подражание асоци­альным г «героям* у подростков неустойчивого типа. По мнению К, С- Лебединской и соавт. (1978), это связано с тем:* что среди них много инфантильных.        .

Отрицательная имитация отмечена нами у подростков относи­тельно редко» Речь идет вовсе не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. Примером может послужить подросток> подчер!кнуто отказывающийся от всяких пре­доставляемых семьей материальных благ, от возможности поступить в заманчивое для его ровесников учебное заведение, предпочитаю­щий поношенную одежду, скромно оплачиваемый труд, компанию неудачников. Его поведение было как бы негативом с модели, кото­рой служил его отец — преуспевающий стяжатель и деляга. У другого подростка аскетизм и крайне утрированные моральные тре­бования к себе и окружающим были связаны с тем, что образцом для отрицательной имитации служила мать — одинокая женщина, отли­чавшаяся распущенной сексуальностью. Третий подросток со всем комплексом поведения, свойственного неустойчивому типу, — про­гулами школы, побегами из дому, делинквенткостью и т.п.* даже

проводя время в компаниях асоциальных сверстников, упорно избегал употреблять спиртные напитки. С раннего детства он был свидетелем сцек> где его пьяная мать бывала предметом насмешек и издевательств соседей.

Реакция отрицательной имятащш тоже может рассматри­ваться как форма протеста, но ока отлична от реакции оппози­ция — здесь нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакхщя ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации.

Реакция компенсации — желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнять успехами в другой — свойственна как детям, так и в не меньшей степени подросткам. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик» неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх» предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, вынужденными то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот» трудности в учебе могут компенсироваться + смелым* пове­дение м. предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем лее мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой йогов я поступает в клуб ♦моржей**

Реакция гиперкомпенсации («сверхкомпенсация* французских ав­торов) у подростков встречается далее чаще, чем в детстве* Как извест­но, термин «гиперкомпенсацкя* впервые употребил A* Adler (1912) для обозначения, с точки зрения психоанализа» одного из механизмов неврозов. Французские психиатры вложили в «сверхкомпенсацию» иной смысл* Здесь настойчиво и упорно добиваются результатов имен­но в той области, где оказываются слабыми. Перенесший в раннем детстве полиомиелит и с тех пор прихрамывающий мальчик усиленно занимается акробатикой и достигает заметных успехов. Страдающий заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художествен­ным чтением и успешно выступает на люботельских концертах. При­сущая с детства робость в силу птеркомпенсацни может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения. Боязливый, тихий и застенчивый подросток на гладах у всего класса перелез по карнизу из окна в окно на высоте четвертого этажа. Поступок старши­ми был истолкован как хулиганство. Подросток же хотел показать товарищам свою «волю*. Именно в силу гиперкомпенсации сен-

ситивные, застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе — боксу, самбо, каратэ. Робкие сенситивные девочки тянутся к общественной работе, а нерешитель­ные, вечно колеблющиеся психастенические подростки вдруг нео­жиданно поражают безапелляционными ааявленияш! в ситуациях, где требуется неторопливая осмотрительность,

ОСОБЕННОСТИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Все перечисленные специфически-подростковые реакции __

эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения сексуаль­ные, так же как и детские поведенческие реакдии в подростковом возрасте, могут быть как вариантами повеления в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (непсихо­тические и даже психотические). Это положение было сформулиро­вано В. В. Ковалевым (1973) в отношении поведенческих реакций оппозиции, ишггащш и др. в детском возрасте. По его мнению, последние становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а таюке если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Сходные критерии могут быть применены в отношении опре­деления патологического характера подростковых поведенческих реакций [Личко А, Е., 1973]- Патологическая реакция отличается от нормального поведения следующими признаками:

1) склонностью к генерализации, т.е. способностью возни­кать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различ­ными, в том числе неадекватными, поводами;                       -

2) склонностью приобретать свойство патологического сте­реотипа, повторяя, как клише, по разным поводам один и тот

же поступок;

3) склонностью превышать * потолок» нарушения поведе­ния, никогда не преступаемый той когортой сверстников, с которой растет подростокt и той группой, к которой он принад­лежит; например, подросток собирал фотографии и картинки с изображением изуродованных в катастрофах* истязаемых в на­цистских лагерях, избиваемых полицией демонстрантов и т.п. — все это явно превышало + потолок* в отношении коллекцио­нерских хобби, распространенных среди подростков;

4) склонностью приводить к социальной дезадаптации.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

 

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступ­ков у провинностей, мелких правонарушений (от лат. delinquo — совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т,е* наказуемых согласно Уголовному кодексу серьезных правонару­шений и преступлений.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми» отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делин-квенткьос подростков обозначается выражением «трясти деньги*. Малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты)> угон (с целью покататься) велосипедов и мотоцик­лов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошен­ничество t мелкие противозаконные спекулятивные сделки (♦фарцовка*), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи* небольших сумм денег. Все эти действия в не совершенна летнем возрасте не являют -ся поводом для наказания в соответствии с Уголовным кодексом СССР и союзных республик, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства товарищеских судов и причиной административных взысканий.

Однако подростки могут проявлять большую делинквент-ную активность и тем причинять много беспокойства, Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной разбирательств в комиссиях но делам несовершеннолетних при местных Советах народных депутатов.

Иногда все зтк нарушения поведения называют «девиант-ныыг поведением* > что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность — отклонение от принятых норм — понятие более широкое, оно включает не только делинквектность, но и другие нарушения поведения от ранней алкоголизации до суй*

ЦИДНЫХ ПОПЫТОК.

Подростковая делинквентность в подавляющем большин­стве имеет чисто социальные причины — недостатки воспита­ния прежде всего, От 30 до 85 % делинквектных подростков, па данным разных авторов, вырастают в неполной семье t т.е, без отца, или в семье деформированной — с недавно Появив­шимся отчимом или, реже, с мачехой.

Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гишшротекции* [Jenkins R-, 1969; Вдовиченко А. А,, 1976; Гурьева В* А., Гикдикин В. Ям 1980], Росту делинквентности среди подростков способствуют социальные потрясения» влеку­щие безотцовщину я лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов [Миньковский Г. М., 1965]*

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями ха­рактера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих анома­лий* включая крайние иариантыс нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоп­риятного воздействия непосредственного окружения, большая по­датливость пагубным влияниям. По мнению L* Mlchaux (1964), до 70% делинквентных подростков обнаруживают изначальные нару­шения характера* А* А* Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций харак­тера, Н. И. Озерецкий (1932) среди беспризорников 20-х годов в 21—28 % диагностировал психопатию.     .

Среди обследованных нами 300 подростков мужского пола 14—17 лет> госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическиш! нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояния-ми, деликвентное поведение отмечено в 40 % * Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками* Реже встречались другие формы делинквентности — хулиганство, отнимание де­нег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к иностранцам, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в обще­ственных местах.

Склонность к делинквентности связана как со степенью анома­лии характера (психопатии, акцентуации), так и в еще большей степени с ее типом. Делинквентное поведение при психопатиях отмечено нами в 49 %, а при акцентуациях характера — лишь в 29 % {В 0,01), Наиболее подвержен деликквентности неустойчи­вый тип психопатия и акцентуации:

Тип психопатии или акцентуации характера Частота делинквентностн (%)
Неустойчивый Эпилептоидный Истероидный Шизоидный Гкпертимкктй Лабильный 76 61 52 44 36 36

Таким типам, как сенситивный и психастенический, делинквент-ностъ вообще не свойственна* Циклоиды способны на эпизодические . поступки во время гшхергамной фазы, реже у них встречаются делин-квеггтые эквиваленты субдепрессивных фаз [Личко A, E,v 1979]. При обследовании дединквентных подростков» направляемых в специаль­ное ПТУ, наиболее частыми типами акцептуаций характера также оказались неустойчивый, эпилептоидный и истероидный [Вдовичен-ко А, А., 1976],

Делинквентность шизоидов обычно проявляется, когда от­клонения характера от кормы достигают степени психопатии* У неустойчивых! истероидов я гипертимов делинквентность доста-

г

точно часто встречается на фоне акцентуации характера.

Каждому типу психопатий и акцентуаций характера присущи оп­ределенные особенности делшошёнтного поведения. У неустойчивых наблюдаются два возрасгаых пика делинквегггнсрти. Один из них совпа­дает с переходом в 4—5-й классы школы — от одного учителя к предметной системе с усложнением программ обучения и одновременно с началом полового созревания. Другой пик падает на окончание 8-лет­него образования и переход к профессиональному обучению. Делинквен­тность неустойчивых в 90% сочетается с ранней алкоголизацией,

У гипертимов начало делиисквекгности в 50 % падает на предподростковый возраст — на 10—12 лет*

Делкнквентность истероидоэ начинается в разные годы — от 10 до 15 лет- У них выявляется особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах, Алкоголизация у истероидов встречалась лишь в 35 % * Зато у 60 % угроза наказания за совершенные проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение.

Возрастные особенности начала делинквеятностя у эпилеп-тоидов сходны с таковыми у неустойчивых, однако драки и даже жестокие избиения у них не уступают воровству.

Начало делинквентного поведения у шизоидов в 60 % отно­силось к более старшему подростковому возрасту — к 15—16 годам. У них часто приходилось сталкиваться с сексуальной делинквентностыо {развратные действия, эксгибиционизм, го­мосексуальные сношения и др.),

Мотивы одних и: тех же делинквентиых поступков могли быть самыми различными при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Кралей неустойчивого подростка — чаще всего путь раздо­быть средства для развлечений и удовольствий. Кражи гапертимного подростка могут носить «престижный характер», т.е, предназначены показать сверемикам его смелость и превосходство. Эпилептоиды вору­ют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но вдюгда сам риск, острые ощущения («холодок*) в процессе совершения кражи доставляют ни трудно описуемое наслаждение. Среди шизоидов встречаются * символические* кражи {присвоение предметов, принадле­жащих объекту тайного обожания), кражи во имя «восстановления справедливости* или в целях пополнения собираемой коллекции.

ПОБЕГИ ИЗ ДОМУ И БРОДЯЖНИЧЕСТВО

Побеги из дому и бродяжничество иногда также рассматри­ваются как одна аз форм делинквентности. Однако-, по нашим данным, делинквентность лишь в 1/3 случаев (от 55 % у гипер-тимов до 15 % у эпилептоидов) сочетается с побегами из дому. Последние могут быть совершенно не связаны с делимквентно-стью и поэтому, с нашей точки зрения» представляют особую форму нарушений поведения.

По нашим данным, среди госпитализированных подростков с психопатиями и акцентуациями характера побеги встречались в 25%.

Побеги нередко начинаются еще в детстве, до начала пубер­татного периода. Может быть, поэтому данная форма нарушений поведения лучше других исследована детскими психиатрами. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращают­ся в 4условно-рефлекторный стереотип* [Сухарева Г\ E>t 1959]. Наиболее обстоятельно побеги у детей и подростков были систе­матизированы Н, Stutte(1960), который выделил; 1) побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удо­вольствия; 2) побеги как реакцию протеста на чрезмерные требо­вания или на недостаточное внимание со стороны близких; 3)

побеги как реакцию тревоги из страха наказания у робких и забитых; 4) ♦специфически-пубертатный побег» вследствие фан­тазерства и мечтательности и др.

При определенных социальных условиях побеги подростков из дому могут приобретать эпидемический характер* Примерами тому служат массовое беспризорничество в нашей стране в перист од гражданской войны и послевоенной разрухи, а в США 1929 год — время тяжелого экономического кризиса. В обоих случаях подростков из дому гыали голод к нужда* Менее понятным оказалось массовое распространение побегов в США в 60—70-е годы. Как сообщалось в United States News and World Report (24th April, 1972; 3d September, 1973), если в 1Э29 г., в тяжелый год кризиса, из ,дому убежало 200 тыс. подростков, то в 1963 г, — 300 тыс., в 1970 г* — 600 тыс., а в 1972 г. число беглецов достигло почти миллиона! С. конца 70-х годов побеги как будто несколько пошли на убыль. Однако число сбежавших из дому девочек стало превышать баглецов*мальчяков.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.