|
||||||
психология 37 страницаИнтеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любому деяу (музыке, рисованию, радиотехни-ке% древней истории или fee разведению цветов, певчих птиц и т.д,)' К этой же группе относятся любители постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старшихЕ кажутся ненужными w странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны. Поглощенные увлекательным: для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела и почти все время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам* Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. Сюда относятся занятия различными видами спорта {например, карате, ставшее модным в 70-х годах среди подростков мужского пола), а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, водить мотоцикл или автомашину. Но все эти увлечения, казалось бы, весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определенном физическом отношение овладеть какими-то умениями и т,л. Здесь удовольствие рередко доставляет не столько сам процесс зан*гшйг сколько достигаемые результаты, К телеско-мануальным увлечениям особен* но склонны бывают сенситивные юноши, у которых эти увлечения тесно переплетаются с реакцией гиперкомпенсации* ' Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения* будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется сообщество, которое удается подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гштертимов, являются главарями в рапных группах молодежи к при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью. Накопительские увлечения — это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить * что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам. Эгоцентрические увлечения — всякого рода занятия> показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения* Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные ее формы — участие в любительских эстрадных ансамблях прежде всего, иногда спортивные соревнования — все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же может относиться увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно. все это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или, в случаях страсти к броской одежде, от наивного подражания моде. С целью привлечь к себе внимание могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попытки стать знатоком в какой-либо модной области* Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют все ту же цель — демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому истероидные черты характера* .... : , Азартные увлечения — картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т.п. Виды увлечений могут меняться,, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидкых и гипертимных подростков. Информативно-коммуникативные увлеченил проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также по- требностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться, Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этого рода увлечений. Контакт ее знакомства пред ночи таются такие же легкие, как и сама поглощаемая информадия Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и глав ным образом для того, чтобы тут же передать другим. Получен ные сведения легко забываются, в кх подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь манерой поведения, формой общения и т.п. Однако все это занимает время и место увлечений и, возможно, справедливо было бы расценено как самый примитивный их уровень. Обычно, если сам подросток заявляет» что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о "подобном информативно-коммуникативном хобби. Этот род увлечений наиболее присущ неустойчивым и конформ-ным подросткам. Одно и то же увлечение может основываться на неодинаковых побуждениях, т.е. относится к разным типам хобби* Например, увлечетюе занятие музыкой может служить удовлетворению эстетической потребности или эгоцентрического желания привлечь к себе внимание, «выделиться* среди окружения, или даже просто быть одним из мануальных хобби, когда желание бренчать на гтотаре рождается так же, как научиться плавать, ездить на велосипеде или водить автомашину* Все то же можно сказать о многих видах спорта, о занятиях иностранными языками и др. Даже коллекционирование не всегда является накопительским хобби* Увлечения у подростког могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или ] силу чрезмерной интенсивное™ хобби, когда ради него забрасывакл ся учеба* работа, все дела ст даже ставится в опасность собственнс благополучие» или в силу необычности, странности и даже асоциал! ного содержания самих увлечений. Разным типам акцентуаций и психопатий свойственны как определенные типы хобби, так и некоторые другие их особенности. Для неустойчивых и конформных предпочтителен информативно-коммуникативный тип, для истероидов — эгоцентрический, для эпилептоидов — накопительский и азартный, Шизоиды порой удивляют необычностью и изысканностью своих увлечений. Ги- пертимные подростки склонны часто менять разные виды угле-ченнй, циклоиды — то бросать их» то снова возвращаться к прежним увлечениям, Подростковые хобби имеют не только диагностическое, но и реабилитационное значение [Драбкин Б, 3,, Трифонов О, В., 1973; Лич-ко А, Е,, Рубина Л. По 1974], Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной психотерапии [Личко А. Е«, Богдановская Л, Б., Эвдемиллер Э. Г., 1973J или использоваться как самостоятельный психотерапевтический метод — хобби-терапия [Скроцкий Ю. А., 1978]. РЕАКЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СЕКСУАЛЬНЫМ ВЛЕЧЕНИЕМ Эти поведенческие реакции составляют важную, но пока еще мало изученную область* Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности — онанизмt включал совместный и взаимный с другими, петтинг, ранние сексуальные связи, промискуитет транзиторный подростковый гомосексуализм и др. Помимо них, встречаются нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны бьггъ отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи избирательной агрессией, демонстративных суицидальных действий). Исследования сексуального поведения подростков пока немного-численны, а подучаемые сведения не всегда достоверны. Одна из наиболее обстоятельных работ осуществлена в Дании Р* Hertof t (1969)* Им обследовано 400 здоровых, социально-адаптированных юношей 18—19-летнего возраста — учащихся и рабочих перед призывом на воешгую службу* Ранние половые сношения (до 16 лет) отмечены у 52 % > в том числе до 14 лет — у 4 %, К петтингу прибегали 29 %» из них почти половина достигали оргазма- В мастурбадии, хотя бы эпизодической, признались 92 %, в том числе 70 % продолжали ее регулярно* Начало мастурбации в йозрасте до 14 лет отмечено у 37 % * Совместную с другими подростками мастурбацию отметили 41 %* причем 9 % получали удовольствие от взаимной мастурбацией. Эпизодически возникавшее гомосексуальное влечение отмечено у 4 %, в гомосексуальных сношениях (в Дании они не запрещены законом) признались 2 % юношей* Все это свидетельствует, что сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим формам. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков, отме- 48S ченная еще A, Moll (1393). Половое возбуждение у мальчиков-подростков может вызываться множеством раздражителей — мышечным напряжением в борьбе с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом. Если это возбуждение достигает оргазма» то легко замыкается условно — рефлекторная связь. Б подростковом возрасте каждому типу психопатий и акцентуаций присущи определенные особенности сексуального поведения* Гипертимные подростки отличаются рано пробуждающимся и сильным сексуальным влечением и вследствие этого обычно ранним началом половой жизни. Эмоционально-лабильные подростки склонны отдавать предпочтение флирту и избегают сексуальных эксцессов. Сенситивные подростки и отчасти психастеники зачастую оказываются во власти глубоко скрываемых переживаний по поводу своей действительной или мнимой сексуальной неполноценности. Обычный онанизм легко обрастает у них комплексом самообвинений. Шизоиды способны сочетать в себе высокий уровень моральных притязаний или показное безразличие к проблемам пола с грубой и даже извращенной сексуальностью, Половое влечение эпилегггоидов отличается напряженностью и силой, рано пробуждается ревность. Эгоцентризм и жажда признания ястеровдов нигде, пожалуй» стголь ярко не выступают, как в сексуальном поведении. Неустойчивые подростки нередко рано обогащаются сексуальным опытом в силу общений в асоциальных компаниях, хотя само влечение у них вовсе не отличается большой силой, ДЕТСКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров — G. Heuyer, J. Dublineau» H. Joli, L. Michaux (цят. до L. Michaux, 1953), В нашей стране Г. Е, Сухарева (1959), О, В. Кер-биков (1961) и В, В. Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте* В определенной мере эти детские реакции сохраняют* свою роль у подростков* К этим реакциям относятся следующие. Реакция отказа (demission) от контактов, игр, от пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жизни (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и др.)* По нашим наблюдениям, эта реакция наблюдалась также у инфантильных подростков, когда их насильно отрывали от дома или от привычной компании сверстников. В последнем случае эта реакция пред ставляла собой инфантильный вариант реакции группирования. У конформных подростков подобная реакция, но в крайне смягченном виде, появлялась при крутой ломке стереотипа ЖИЗНИ. .'...-, Реакция оппозиции может быть вызвана у ребенка чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой — требованием отлично учиться, проявлять успехи б каких-либо занятиях (музыка к т.п.)» Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны матери или близких, В детстве это может случиться при появлении младшего сиблинга, у подростка ту же реакцию может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Ребенок разными способами пытается или вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным)* или досадить «сопернику♦, избавиться от того, на кого внимание близких переключилось. У подростков> по нашим наблюдениям, реакция оппозиции может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Реже в пубертатном периоде она впервые ярко проявляется. Последнее обычно случается на фоне истероидной акцентуации характера, В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным» семье, но и воспитателям, школе. . Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны — от прогулов и побегов из дому до краж и попыток к самоубийству — чаще всего несерьезных и демонстративных; При этом и прогулы, я побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание* Убежав, часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или милиции или направляются туда, где, надеются, их будут искать. С той же целью вернуть утраченное особое внимание подростками может использоваться нарочитое бравирование алкоголизацией* вызывающее поведение в общественных местах и т.п. Все эти демонстрации языком поступков как бы говорят родным; «Обратите на меня внимание! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей — иначе я пропаду!* Обозначение ее как +реакции протеста* неточно. Протестом являются и реакция отказа, и реакция оппозиции. Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу* В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее — герои книг и кино, У подростков моделью для имитацви чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды. Пример для подражания подросток обычно подбирает не сам* ему еж диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может1 стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той областа, где сам подросток стремится к достижениям, В силу этого в одезвде, манере вести себя, суждениях; подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере — какому-либо известному актеру кино или эстрады. Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания служит антисоциальный *герой*. Не случайно культ гангстеризма, насилий, грабежа, возвеличивание удачного «престуггаи-ка-упермена* в американском кино, телевидении» бестселлерах способствовал росту в США преступности малолетних, Действие этого фактора в нашей стране ограничено законом, запрещающим книги и фильмы, пропагандирующие похождения уголовных преступников, Особенно выражена реакция имитации, подражание асоциальным г «героям* у подростков неустойчивого типа. По мнению К, С- Лебединской и соавт. (1978), это связано с тем:* что среди них много инфантильных. . Отрицательная имитация отмечена нами у подростков относительно редко» Речь идет вовсе не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. Примером может послужить подросток> подчер!кнуто отказывающийся от всяких предоставляемых семьей материальных благ, от возможности поступить в заманчивое для его ровесников учебное заведение, предпочитающий поношенную одежду, скромно оплачиваемый труд, компанию неудачников. Его поведение было как бы негативом с модели, которой служил его отец — преуспевающий стяжатель и деляга. У другого подростка аскетизм и крайне утрированные моральные требования к себе и окружающим были связаны с тем, что образцом для отрицательной имитации служила мать — одинокая женщина, отличавшаяся распущенной сексуальностью. Третий подросток со всем комплексом поведения, свойственного неустойчивому типу, — прогулами школы, побегами из дому, делинквенткостью и т.п.* даже проводя время в компаниях асоциальных сверстников, упорно избегал употреблять спиртные напитки. С раннего детства он был свидетелем сцек> где его пьяная мать бывала предметом насмешек и издевательств соседей. Реакция отрицательной имятащш тоже может рассматриваться как форма протеста, но ока отлична от реакции оппозиция — здесь нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакхщя ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации. Реакция компенсации — желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнять успехами в другой — свойственна как детям, так и в не меньшей степени подросткам. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик» неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх» предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, вынужденными то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот» трудности в учебе могут компенсироваться + смелым* поведение м. предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем лее мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой йогов я поступает в клуб ♦моржей** Реакция гиперкомпенсации («сверхкомпенсация* французских авторов) у подростков встречается далее чаще, чем в детстве* Как известно, термин «гиперкомпенсацкя* впервые употребил A* Adler (1912) для обозначения, с точки зрения психоанализа» одного из механизмов неврозов. Французские психиатры вложили в «сверхкомпенсацию» иной смысл* Здесь настойчиво и упорно добиваются результатов именно в той области, где оказываются слабыми. Перенесший в раннем детстве полиомиелит и с тех пор прихрамывающий мальчик усиленно занимается акробатикой и достигает заметных успехов. Страдающий заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и успешно выступает на люботельских концертах. Присущая с детства робость в силу птеркомпенсацни может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения. Боязливый, тихий и застенчивый подросток на гладах у всего класса перелез по карнизу из окна в окно на высоте четвертого этажа. Поступок старшими был истолкован как хулиганство. Подросток же хотел показать товарищам свою «волю*. Именно в силу гиперкомпенсации сен- ситивные, застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе — боксу, самбо, каратэ. Робкие сенситивные девочки тянутся к общественной работе, а нерешительные, вечно колеблющиеся психастенические подростки вдруг неожиданно поражают безапелляционными ааявленияш! в ситуациях, где требуется неторопливая осмотрительность, ОСОБЕННОСТИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Все перечисленные специфически-подростковые реакции __ эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения сексуальные, так же как и детские поведенческие реакдии в подростковом возрасте, могут быть как вариантами повеления в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (непсихотические и даже психотические). Это положение было сформулировано В. В. Ковалевым (1973) в отношении поведенческих реакций оппозиции, ишггащш и др. в детском возрасте. По его мнению, последние становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а таюке если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию. Сходные критерии могут быть применены в отношении определения патологического характера подростковых поведенческих реакций [Личко А, Е., 1973]- Патологическая реакция отличается от нормального поведения следующими признаками: 1) склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами; - 2) склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя, как клише, по разным поводам один и тот же поступок; 3) склонностью превышать * потолок» нарушения поведения, никогда не преступаемый той когортой сверстников, с которой растет подростокt и той группой, к которой он принадлежит; например, подросток собирал фотографии и картинки с изображением изуродованных в катастрофах* истязаемых в нацистских лагерях, избиваемых полицией демонстрантов и т.п. — все это явно превышало + потолок* в отношении коллекционерских хобби, распространенных среди подростков; 4) склонностью приводить к социальной дезадаптации. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков у провинностей, мелких правонарушений (от лат. delinquo — совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т,е* наказуемых согласно Уголовному кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми» отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делин-квенткьос подростков обозначается выражением «трясти деньги*. Малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты)> угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество t мелкие противозаконные спекулятивные сделки (♦фарцовка*), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи* небольших сумм денег. Все эти действия в не совершенна летнем возрасте не являют -ся поводом для наказания в соответствии с Уголовным кодексом СССР и союзных республик, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства товарищеских судов и причиной административных взысканий. Однако подростки могут проявлять большую делинквент-ную активность и тем причинять много беспокойства, Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной разбирательств в комиссиях но делам несовершеннолетних при местных Советах народных депутатов. Иногда все зтк нарушения поведения называют «девиант-ныыг поведением* > что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность — отклонение от принятых норм — понятие более широкое, оно включает не только делинквектность, но и другие нарушения поведения от ранней алкоголизации до суй* ЦИДНЫХ ПОПЫТОК. Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины — недостатки воспитания прежде всего, От 30 до 85 % делинквектных подростков, па данным разных авторов, вырастают в неполной семье t т.е, без отца, или в семье деформированной — с недавно Появившимся отчимом или, реже, с мачехой. Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гишшротекции* [Jenkins R-, 1969; Вдовиченко А. А,, 1976; Гурьева В* А., Гикдикин В. Ям 1980], Росту делинквентности среди подростков способствуют социальные потрясения» влекущие безотцовщину я лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов [Миньковский Г. М., 1965]* Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий* включая крайние иариантыс нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. По мнению L* Mlchaux (1964), до 70% делинквентных подростков обнаруживают изначальные нарушения характера* А* А* Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера, Н. И. Озерецкий (1932) среди беспризорников 20-х годов в 21—28 % диагностировал психопатию. . Среди обследованных нами 300 подростков мужского пола 14—17 лет> госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическиш! нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояния-ми, деликвентное поведение отмечено в 40 % * Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками* Реже встречались другие формы делинквентности — хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к иностранцам, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах. Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии, акцентуации), так и в еще большей степени с ее типом. Делинквентное поведение при психопатиях отмечено нами в 49 %, а при акцентуациях характера — лишь в 29 % {В 0,01), Наиболее подвержен деликквентности неустойчивый тип психопатия и акцентуации:
Таким типам, как сенситивный и психастенический, делинквент-ностъ вообще не свойственна* Циклоиды способны на эпизодические . поступки во время гшхергамной фазы, реже у них встречаются делин-квеггтые эквиваленты субдепрессивных фаз [Личко A, E,v 1979]. При обследовании дединквентных подростков» направляемых в специальное ПТУ, наиболее частыми типами акцептуаций характера также оказались неустойчивый, эпилептоидный и истероидный [Вдовичен-ко А, А., 1976], Делинквентность шизоидов обычно проявляется, когда отклонения характера от кормы достигают степени психопатии* У неустойчивых! истероидов я гипертимов делинквентность доста- г точно часто встречается на фоне акцентуации характера. Каждому типу психопатий и акцентуаций характера присущи определенные особенности делшошёнтного поведения. У неустойчивых наблюдаются два возрасгаых пика делинквегггнсрти. Один из них совпадает с переходом в 4—5-й классы школы — от одного учителя к предметной системе с усложнением программ обучения и одновременно с началом полового созревания. Другой пик падает на окончание 8-летнего образования и переход к профессиональному обучению. Делинквентность неустойчивых в 90% сочетается с ранней алкоголизацией, У гипертимов начало делиисквекгности в 50 % падает на предподростковый возраст — на 10—12 лет* Делкнквентность истероидоэ начинается в разные годы — от 10 до 15 лет- У них выявляется особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах, Алкоголизация у истероидов встречалась лишь в 35 % * Зато у 60 % угроза наказания за совершенные проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение. Возрастные особенности начала делинквеятностя у эпилеп-тоидов сходны с таковыми у неустойчивых, однако драки и даже жестокие избиения у них не уступают воровству. Начало делинквентного поведения у шизоидов в 60 % относилось к более старшему подростковому возрасту — к 15—16 годам. У них часто приходилось сталкиваться с сексуальной делинквентностыо {развратные действия, эксгибиционизм, гомосексуальные сношения и др.), Мотивы одних и: тех же делинквентиых поступков могли быть самыми различными при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Кралей неустойчивого подростка — чаще всего путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий. Кражи гапертимного подростка могут носить «престижный характер», т.е, предназначены показать сверемикам его смелость и превосходство. Эпилептоиды воруют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но вдюгда сам риск, острые ощущения («холодок*) в процессе совершения кражи доставляют ни трудно описуемое наслаждение. Среди шизоидов встречаются * символические* кражи {присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания), кражи во имя «восстановления справедливости* или в целях пополнения собираемой коллекции. ПОБЕГИ ИЗ ДОМУ И БРОДЯЖНИЧЕСТВО Побеги из дому и бродяжничество иногда также рассматриваются как одна аз форм делинквентности. Однако-, по нашим данным, делинквентность лишь в 1/3 случаев (от 55 % у гипер-тимов до 15 % у эпилептоидов) сочетается с побегами из дому. Последние могут быть совершенно не связаны с делимквентно-стью и поэтому, с нашей точки зрения» представляют особую форму нарушений поведения. По нашим данным, среди госпитализированных подростков с психопатиями и акцентуациями характера побеги встречались в 25%. Побеги нередко начинаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Может быть, поэтому данная форма нарушений поведения лучше других исследована детскими психиатрами. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в 4условно-рефлекторный стереотип* [Сухарева Г\ E>t 1959]. Наиболее обстоятельно побеги у детей и подростков были систематизированы Н, Stutte(1960), который выделил; 1) побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия; 2) побеги как реакцию протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; 3) побеги как реакцию тревоги из страха наказания у робких и забитых; 4) ♦специфически-пубертатный побег» вследствие фантазерства и мечтательности и др. При определенных социальных условиях побеги подростков из дому могут приобретать эпидемический характер* Примерами тому служат массовое беспризорничество в нашей стране в перист од гражданской войны и послевоенной разрухи, а в США 1929 год — время тяжелого экономического кризиса. В обоих случаях подростков из дому гыали голод к нужда* Менее понятным оказалось массовое распространение побегов в США в 60—70-е годы. Как сообщалось в United States News and World Report (24th April, 1972; 3d September, 1973), если в 1Э29 г., в тяжелый год кризиса, из ,дому убежало 200 тыс. подростков, то в 1963 г, — 300 тыс., в 1970 г* — 600 тыс., а в 1972 г. число беглецов достигло почти миллиона! С. конца 70-х годов побеги как будто несколько пошли на убыль. Однако число сбежавших из дому девочек стало превышать баглецов*мальчяков.
|
||||||
|