|
||||||||||||||||||||||||||||||||
психология 29 страницаних еще кое-что. Эти мысли-барьеры обычно очень преувеличены. Вызываемые ими страхи весьма далеки от того, что произойдет на самом деле, когда вы начнете использовать Я-высказыв&вия, Последствия, которых вы так боитесь, произойдут, скорее всего» не тогда, когда вы будете употреблять Я-высказывания, но когда вы станете говорить, используя вы-выскаэывания! Некоторое время спустя после яачала использования Я-высказыва-ний большинство людей испытывают, скорее, положительные, нежели отрицательные эффекты; улучшение отношений с окружающими и ощущение приятного возбуждения. Когда за Я-высказыванш*ми следуют какие-то неприятные результаты, они обычно незначительны и быстропроходящи. Долгосрочное воздействие Я-высказывавий ва ваши отношения с окружающими обычно является положительным* Наше следующее упражнение — это упражнение с Я-выска- зываниями. ПЯТОЕ УПРАЖНЕНИЕ Прямо сейчас сформулируйте несколько Я-мыслей, Закончите каждое из приведенных ниже предложений тремя различными способами, просто для того, чтобы почувствовать вызываемые имсис ощущения; Я чувствую себя... (возбужденным, обескураженным t прея ел ол-ненным надежды, усталым, озадаченным, голодным, раздос&до* ваавым н т.д.) Я хочу... (отправиться в плавание под парусами, иметь более хорошую машину, чувствовать себя счастливым, иметь больше друзей и т.д,) Я собираюсь.,, (опробуйте здесь некоторые из ваших * нужд* просто для того, чтобы посмотреть, как они переживаются., или же воспользуйтесь следующими готовыми вариантами завершений: позаботиться о себе, идти спать, немного почитать, вступить в клуб +Рэдуив1>.,.) Завершая эти предложения, используйте самые разные варианты, не задумываясь особо над тем, являются ли они «правильными» или нет, смотрите на это упражнение как на игру, опробуйте все виды предложений просто для того, чтобы поупражнять ваш внутренний голос. .'"',. Возьмите за правило каждый день на следующей неделе составлять и произносить вслух по крайней мере по три таких предложения: Я чувствую... Я люблю,,, Я хочу.,, или Я собираюсь... Исключайте из этих предложений местоимения «ты>> «вы» и шы9 до тех пор» пока использование «я* не станет для вас совершенно естественным и удобным, Хотелось бы предостеречь вас; предложение, в котором использованы местоимения «вы* или «ты», может оказаться вы или ты-высказывакием даже в том случае, если оно начинается или содержит в своем составе выражения «Я чувствую» или *Я хочу*. Например* предложения: «Я чувствую, что ты сделап(а) это намеренно* или *Я хочу, чтобы ты сделал(а) это прямо сейчас* являются тььвысказываниями, тогда как *Я чувствую расстройство и огорчение, когда ты пользуешься моими вещами* — Я-высказыванием. Для того* чтобы вам было легче различать эти высказывания, представьте > что вы используете высказывание как указательный палец: если палец указывает на вас, то это Я-высказывалие, если же на кого-либо еще, то это вы- или ты-высказываняе.
. 377 Чтобы быстрее научиться думать и говорить с использованием положительных Я-высказываний, следует одновременно учиться избегать других способов мышления и речи. Существует целый ряд речевых выражений, предохраняющих вас от заботы о самом себе. Вам следует научиться заменять подобные выражения более честными, откровенными и эффективными способами общения. ШЕСТОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Начните работать каждый день с одной из приведенных ниже речевых форм, фиксируйте частоту ее использования и попытай- тесь выработать привычку замещать данное выражение другим. Должен (на) Следует ' . ... Эти выражения предполагают, что вы сами ничего не инициируете, но действуете только потому, что некая внешняя сила предписывает вам это как ваш долг или вашу обязанность. Каждый раз, когда будете склоняться к использованию одного из этих выражений, замените его словом «хочу» и обратите внимание на тот как повлияет такая замена на ваши пережива-
г ВИЯ.
Отрицания {нет не могу, не хочу и т. п.) Отрицание говорит слушателю о том* чего не существует, и поэтому акцентирует обратную сторону того, что вы на самом деле имеете в виду. Когда бы вы ни склонялись к использованию отрицательного суждения, представьте, что вас только что высадили на пустынный остров и шаслот вертолета, делая последний биток у вас над головой, кричит вам, спрашивая, что вы хотите у чтобы он сбросил вам из необходимого. Лучше всего, сказать» чего вы действительно хотите; если же вы будете выкрикивать лишь отрицания (я не хочу духов; я не хочу вечерних туалетов; я не хочу деликатесов), то можете умереть от голода! Иначе говоря, избавляйте свою речь от отрицаний до тех пор, пока не сможете без всяких неудобств говорить, используя лишь положительные утверждения* Вопросы . Эти: речевые конструкции также вынуждают вашего собеседника принимать на себя ответственность за изначально принадлежащие вам переживания или представления. Преобразуйте их н положительные утверждения.
Вы, ты, мы . ... . Мы понимаем, что вам вряд ли удастся говорить, не пользуясь этими словами. Однако, для того чтобы лучше осознать, как вы на самом деле их используете, попробуйте день два не произносить этих слов за исключением тех случаев, когда они стоят в предложениях после слов* если * или «когда*. Однако даже в этих случаях постарайтесь применять их как можно реже* Может показаться парадоксальным» но, обращаясь к вал с просьбой столь тщательно поработать над речевыми конструкция* ми» мы на самом деле хотим помочь вам стать более спонтанным(ой), более чувстаитгельным(ой) к вашеаяу первичному внутреннему импульсу. В седьмом упражнении мы уже непосредственно просим вас стать более спонтанным(ой), СЕДЬМОЕ УПРАЖНЕНИЕ _ Целенаправленно проделайте несколько небольших спонтанных акций* Примите решение совершать каждый день по крайней мере три таких небольших, не обязывающих, забавных действия. Пусть они исходят от вас и делаются экспромтом. Если вам захочется t они могут продолжаться всего минуты две-три, Вместо того чтобы сразу же идти готовить, выйдите сначала из дома и посидите несколько минут в а ступеньках у входа. Направляясь к машине, поднимите камешек и посмотрите» попадете ли вы им в ствол дерева. Во время обычного завтрака позвольте себе новую мысль: неплохо бросить несколько изюминок в апельсиновый сок, Настроив себя так, чтобы услышать эти маленькие желания, вы сможете замечать впоследствии все те нарушающие спокойствие, волнующие запросы, с которыми к вам обращается ваш сигнальщик. Все это те смелые и непроизвольные мысли» которые вы, возможно» ранее подавляли в себе* Приведенные выше упражнения должны дать вам предварительное представление о том, что мы имеем в виду под выслушиванием вашего сигнальщика. Например, вы, возможно, уже заметили, что не можете искренне закончить предложение «Я люблю...*» не совершив сначала небольшого мысленного обзора и анализа самого себя, ситуации, в которой вы находитесь, и того> что вы чувствуете, Все это проделывается вами с одной целью: понять» что же вы на самом деле предпочитаете. Под выслушиванием или консультированием самого себя мы как раз и понимаем этот мысленный обзор и анализ; нам хотелось бы, чтобы вы взяли себе за привычку регулярно проводить такого рода консультирования как нечто само собой разумеющееся* Каждый раз, проделывая такой обзор в течение дня, для того чтобы понять, что же говорят вам ваши сигналы, дайте себе возможность подумать: +Я чувствую то-то и то-то; Я собираюсь.*.* я тлд* Теперь мы подходим, вероятно, к наиболее трудной идее этой книги. Может быть, вам весьма непросто научиться советоваться с вашим сигнальщиком, когда все в вашей жизни идет достаточно хорошо. Однако важно научиться советоваться с ним и тогда* когда дела идут плохо. Осознаете ли вы собственные переживания беспокойства, раздражения, гнева и т.д, и теперь, и в течение дня? Скорее всего, они приходят к вам в виде такого рода мыслей: Я ненавижу это. Ах! Ot хватит! Эти переживания — сигналы от вашего внутреннего Я; оно пытается сказать вам: +Мне больно! Помоги мне!» На наш взгляд, крайне важно, что именно вы делаете, когда такие переживания затрагивают вас* У вас может сложиться привычка, действующая следующим образом: 1. Что-то негативное происходит в вашей жизни. Вы чувствуете, что у вас началась головаая боль. Бы вспоминаете, что, когда вернетесь домой, вам придется общаться с ребенком. Вы понимаете* что вас обманули. Кто-то отчитывает вас. 2. Вам становится ясна, что происшедшее является для вас негативным, ибо ваш сигнальщик сообщает об атом болезненным сигналом, означающим а Мне больно! * 3. С быстротой молнии вы переносите свое внимание с вашего сигнальщика на нечто во внешнем мире и начинаете бороться с этим нечто. Вы думаете (или говорите): В чем же причина происшедшего? Это ужасно! Вы штохой(ая); вы не должны делать это; прекратите! Я влип, и &ТО безнадежно, 4* Довольно часто дела начинают'идти затем еще хуже. Таким образом, хотя получено однозначное сообщение от вашего сигнальщика {«Мне больно!* )* вы переключили свое внимание с заботы о нем и вместо этого сконцентрировали внимание на чем-то другом, что, как вам казалось, обусловило ваше неприятное ощущение, было его причиной: на погоде* вашем ребенке, мучительности головной боли, человеке, отчитавшим вас* Затем вы начали использовать свою энергию, для того чтобы выяснить, почему эта причина проявляет себя именно таким образом и что эти ее проявления требуют от вас, как их прекратить или отразить, изменить или отклонить. Обратите внимание, что все эти мысли определяют вас как производное от чего-то* находящегося вне вас, И — что еще более важно — зги мысли не связаны с тем, чего вы хотите. Вам больно и вы хотите чувствовать себя лучше, но тем не менее ни одна из этих мыслей, ни одно из мих соображений не даст вам желаемого ощущения* Скорее всего, они сделают, по-видимому, ситуадию еще хуже. Мы думаем, что, переключая свое внимание с заботы о той боли, которую описывал вам ваш сигнальщик, вы тем самым оставляете его в беде. Вы похожи на капитана, чей корабль налетел на подводный камень, а он вдруг начинает выяснять, как этот камень здесь оказался, состоит ли он изо льда или гранита* рассуждать, как данное происшествие характеризует его профессиональные способности. Этот капитан будет настоящим моряком и получит большие шансы выжить, если вместо всего этого он сконцентрируется на действенной заботе о своем попавшем в опасность корабле. Аналогично мы считаемл и вы сделаете лучше, если, получив сигнал, сконцентрируйте свое внимание на том, чтобы позаботиться о вашем собственном страдающем Я, вместо того, чтобы, переключать это внимание на какое-то событие вовне. Удерживая внимание па вашем собственном внутреннем Я, вы можете посоветоваться с ним, выяс- нить, что нужно сделать, чтобы оно почувствовало себя лучше, и как вам следует позаботиться об этом. Оно дало знать, что ему больно. Сделайте же так, как поступили бы со своим хорошим другом, сказавшим вам о своей боли, и спросите свое внутреннее Я; *Что я могу сделать для тебя? Что облегчит твою боль и создаст тебе лучшие условия? Что ты на самом деле хочешь и как я могу сделать это для тебя?*. Так что ваша новая привычка будет действовать следующим образом: 1. Что-то негативное происходит в вашей жизни, Кто-то отчитывает вас. 2- Ваш сигнальщик сообщает вам об этом, посылая вам: болезненный сигнал. 3. Вы продолжаете удерживать и концентрировать внимание на сигнальщике и спрашиваете его, чего хочет ваше внутреннее Я от вас, что следует сделать, чтобы оно почувствовало себя лучше. Что же я хочу сейчас сделать? 4- Затем некоторое время вы ждете, удерживая внимание сконцентрированным не на расстроившем вас событии (человеку который отчитал вас)* но на том в вас, что сообщает о том, что вам нравится, а что — нет. Бели у вас достаточно хорошие отношения* хороший контакт с этой инстанцией, то вам начнут приходить мысли о том, что следует сделать. Они могут иметь, а могут и не иметь отношение к тому, что расстроило вас. Сейчас мве жарко, и я хочу пойти принять душ. Я хочу иметь хорошие отношения с тем человеком, который отчитал меня* и мве хотелось бы знать, почему он так расстроен. Я скажу ему это. Я хочу быть подальше от этого человека. Поэтому я лучше уйду яз комнаты. Я чувствую боль, в обед вне дома поможет мне прийти в себя. Поэтому л ухожу. Большое преимущество от предваряющего ваши действия ожидания сообщений вашего внутреннего Я состоит в том» что теперь, что бы вы ни сделали, вы будете поступать в соответствии с собственным выбором и желанием, а не реагировать на происходящее автоматически, как робот. После нескольких первых подобных проб вам может показаться» что их результат, скорее» неприятен и не позволяет вам чувствовать себя лучше* В этом случае вы должны знать, что недостаточно хорошо слушали вашего внутреннего сигнальщика* Он знает, что вы хотите на самом деле, и он подаст вам сигналы дискомфорта в связи с любым ответом и действием, которые неверны для вас. Вам нужно только лучше осознать это и проявлять больше преданности по отношению к своему внутреннему Я. Ваш сын обзывает вас. Вы советуетесь с вашим сигнальщиком о том, что следует сделать, чтобы почувствовать себя лучше, и первый полученный вами ответ таков :*Ударъ eroU — или; * Отшлепай его!* Вы бьете сына — и затем чувствуете себя не лучше, а хуже; вы выиграли в данной стычке, во испытываете чувства вины и подавленности в ситуации в целом. Теперь, вновь обращаясь к ответу *Ударь-его1»> вы осознаете, что ему сопутствовало непрекращающееся ощущение того, что это +ве совсем правильно»; вы не были полностью расслаблены и не были полностью уверены в оем. Трудность состоит здесь в том, чтобы дождаться дальнейших ответов. Вполне приемлемо вообще ничего не предпринимать до тех пор, пока вы не получите четкое и ясное послание от самого(ой) себя* Успокойте себя и дождитесь ответа* который ощущался бы вами в спокойном состоянии и настроении как хороший не правильный. А что, если никаких ответов не последует? Иногда родителям настолько чужда практика слушания себя, своего внутреннего голоса* что они говорятся не знаю, что хочу делать», *Не слышу ни одного ответа», J3 таков* случае мы рекомендуем вам потренировать вашего сигнальщика так, чтобы он смог начать отзываться вам* Целенаправленно продумайте все возможные способы вашего поведения и представьте их вашему внутреннему Я, позволив ему принимать или отвергать каждый из вариантов . Продумывайте для этого не один десяток вариантов. Что если отругать этого человека? . Что если проигнорировать его или ее? Что если мне что-нибудь выпить? Ты хочешь покататься на роликовых ковьках? Что.если подойти и обнять этого человека? Что если оказать ему сопротивление? Что если позвонить другу и поговорить о лыжной прогулке? Что если позвонить в полицию? Что если прямо сейчас уехать и провести ночь в мотеле? Что если пойти и заняться моим любимым делом? И т, д. Баш сигнальщик сообщит вам о степени своего согласил или несогласия с каждым выбором* и вы сможете затем принять для себя тот вариант, который оказался наиболее приемлемым* Резюмируя, нам хотелось бы сказать следующее: раньше вы могли пренебрегать внутренним Я, игнорируя его> не заботясь о нем, й«я/ результате делал иг то, что приводило к результатам, к которым вы на самом деле не стремились. Нам бы очень хоте- лось, чтобы вы стали иначе проявлять свою преданность и верность. Пообещайте себе, что каждый раз, почувствовав сигнал, вы будете сохранять спокойствие и сделаете максимум возможного, чтобы предоставить вашему внутреннему Я то* чего оно более всего хочет. Некоторые из переживаемых вами неприятностей таковы. i что вы не можете оказать на них практически никакого влияния» как, например, на погоду* На другие вы можете повлиять или но крайней мере уменьшить вероятность их повторения в будущем* Однако вне зависимости от того, есть ли у вас возможность изменить пагубное внешнее событие или нет, забота о вашем внутреннем голосе» как мы настоятельно советовали вам в этой главе, совершенно необходима. Самое важное, наиболее существенное, что вы можете сделать для себя и своего ребенка, состоит в том* чтобы взять собственную жизнь е свои руки, сделать ее такой, какой вы хотите, и делать с ней mot что вы на самом деле хотите. Обяжите себя быть верным(ой) и заботливым(ой) по отношению к своему внутреннему Я. Т. В. ДРАГУНОВА ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ1 П роблема кризиса, конфликтов, трудностей — одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. Она имеет свою историю, которая в очень кратком изложении такова* С тимола научного изучения подросткового периода, после первого фунда-менггального исследования С, Холла [28], за этим нозрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике периода «Sturm mid Drang*, *Storm and Stress**, т.е. *бурн и: » «бушевания и напряжения*. В первую четверть нашего века в науке господствовало представление о биологической убуслоилвАШОСТи; критгаческоп) развитая в подростковом возрасте, Осндау зоогю предстал-лютая галожшш С. Хаял («теория рекапитуляции») и 3. Фрейд, в теории которого о стадиях психосексуального развития вгорйское возникновении Эдиповой ситуации в начале подросткового возраста рассматнтаалось 1сак универсальное и генетически предопределенное явленно. Однако одЕговременно с созданием радаообрашых вариаций теории био-геиетиче-t;KOro утптерсализма накапливались исследования по (угдельным проблемам, и которых раскрывалась зависимость некоторых сторон личности, например, интересов, идеалов or сохщальаой пршщдлежносги Такан теоретическая напрайленноспъ характерна для целого р*да дований в начальный перигод становления cobitckok психологии. Она ! в истности, в названии работ: *Рабо*атй подро(ггок> [1], [6], ребенок* [1Т\ и др. В Германии TeopertriecKKw: лротивни-ком 3, Фрейда был Э* Шгтрангер» который дал описание подростка «сднего класса» w вообще считал юность периодом «врастания индивида в культуру*, в определенные «формы жиани общестпа*, 1 Драгунова Т. В, Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вовр- психологии» 1972» Ws 2* существующие в виде этики, религии, науки, искусства и т.д. [34]. А. Бузе мая, изучавший развитие самосознания подростков из рабочей и интеллигентской среды, пришел к выводу о зависимости критериев самооценки и уровня развития самосознания от непосредственного социального окружения [23]. Работы подобного типа по* степенно создавали фундамент для понимания социальной обусловленности ряда особенностей подростков* но в силу своего частного характера ота работы существенно не поколебали представления о биологической обусловленности критического характера подросткового периода. Мощный удар по теориям биогенетического универсализма был нанесен в 20—30 годы американскими этнографами {антропологами) школы Боас. Они занимались изучением так напываемых примитивных цивилизаций с целью выяснения, в какой мерс человек поддается воздействиям со стороны общества, что в нем определяется «природой*, а что — «культурой*, т.е. конкретными общественно-историческими обстоятельствами жизтш и развития. Сравнение и обобщение материалаt собранного учениками Боас и другими этнографами, привело к важным выводам, а именно: 1) Подростковый период может иметь разную длительность — от нескольких месяцев в некоторых племенах «примитивных цивилизаций* до четырех лет в обществах с высоким промышленным развитием, после которых детство формально еще не заканчивается в связи с продолжением образования и сохранением материальной зависимости от родителей. В ряде племен подростковый возраст ограничивается коротким периодом между наступлением у девочки полосой зрелости и вступлением в брак, причем это время необходимо для совершения ритуалов признания ее взрослости и подготовки к брачной церемонии* 2} Общая картина развития и особенностей подростков может быть разной при двух крайностях: наряду с картиной критического развития существует гармоническое, бесконфликтное развитие. Первые данные о протекашт подросткового возраста без специфических трудностей были сообщены AL Мид [311,. оценившей этот период в жизни самоанской девочки как наиболее приятное время по сравнению с детством vs. взрослостью. В другой работе М, Мид писала; +На Самоа нет конфликта потому, что девочка-подросток не сталкивается с открытиями, ограничениями или выборами, я потому что общество ожидает, чтобы она взрослела медленно и совершенно подобно цветку, за которым хорошо ухаживают* [32; 346], Материалы М. Мид, опровергав-нше представление о неизбежности кризиса к конфликтов, привлекли внимание ученых к новым проблемам. 3) Р* Бенедикт обобщила этнографические материалы в виде теории двух типов перехода от детства к взрослости: непрерывном и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве> it теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого [21]* Первый тип перехода существует в некоторых индейских и других племенах в условиях совпадения ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого* Второй тип перехода имеет место при расхождении в существенных кормах и требованиях к детям и нзрослым (он характерен для современного американского общества — считала Р* Бенедикт; М* Мид также говорит об этом [33]* 9 таких условиях переход к взрослости идет с внешними и внутренними конфликтами и имеет специфический результат — неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении * формальной* зрелости. Основной вывод Р. Бенедикт сформулирован так; «Хотя факт природы заключается в том, что. ребенок становится взрослым, но путь, по которому происходит этот переход, варьирует от одного общества к другому, и ни один из этих частных культурных мостов не может рассматриваться как «природная* тропинка в зрелость» [21; 306]. Таким обраяом> из исследований этнографов следовал вывод, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют: 1) длительность подросткового периода; 2) наличие или отсутствие кризиса, конфликту трудностей; 3) характер самого перехода от детстна к взрослости* г К. Левин в работе «Подход теории поля к подростковому возрасту* [30] проанализировал конфликтный тип перехода к взрослости с точки зрения положения, занимаемого в обществе группой детей и группой взрослых (путем сравнения их некоторых прав и привилегий)* Он констатировал разделенность этих групп в современном обществе и считал» что в подростковом возрасте происходит смена принадлежности к группе, т.е. подростки находятся в состоянии социального передвижения из группы детей в группу взрослых, причем у них есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их нривиле* гаями. По мнению К. Левина, специфика положения подростка состоит в том, что оа находится «между*- двумя социальными группами, что аналогично положению человека, который в социальной психологии называется «marginal mail* — «неприкаянный*. Такое положение порождается стремлением человека уйти из менее привилегированной в более привилегированную группу, которой он еще не принят* Положение «неприкаянности* является источником специфической картины поведения и эмосщоиального состояния, характеризующейся напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, смевюй контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью и другими особенностями* По аналогии К, Левин называет подростка «marginal man*, а факт социального передвижения рассматривает как расширение, по сравнению с детством» жизненного пространства подростка в разных направлениях — времешгом, социальном, географическом и др. Само движение в этом поле он трактует как движение в неизвестном направлении, поскольку для подростка новое поле (мир взрослых) является неясным с точки зрения границ доступного ему движения я неизвестным по содержанию. Из особенностей поля подростка и его движения в нем К. Левин выводит все основные особенности детей этого возраста. Степень трудностей и наличие конфликтов он ставит в прямую зависимость от резкости разграничения в обществе группы детей и взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между двумя группами. Констатация К. Левиным факта разделеняости эгах групп в современном обществе и длительности периода *негфикаянности* подростка привели к выводу о закономерности конфликтов к трудностей fc развитии и воспитании подростков, как обусловленных спецификой социальных обстоятельств их жизни. В начале 50-х годов теоретический последователь С- Холла и 3, Фрейда — А, Гезелл опубликовал последнюю часть своей трилогии о детском развитии, посвященную подросткам [27], в которой уже по отношению к этому возрасту развивал свою теорию о биологически обусловленной последовательности развития и жесткой смене одних особенностей другими, при которой проявление негативных особенностей с интервалом в год отражает процесс биологического созревания. Однако, вопреки многим теориям, в практике воспитания подростков имелось немало случаев бесконфликтного развития. За разъяснением причин этого родители и педагоги обращались, в частности, и к дочери 3, Фрейда — Анне Фрейдt развивавшей идеи отца. В специальной теоретической статье [25] она объявила бескояф- ликтные случаи разными вариантами патологического р и объяснила их с точки зрения выдвинутой ею раньте теории механизмов защиты от сексуальных импульсов [26]. Согласно этой теории, один шз этих механизмов направлен ыа подавление сексуального влечения, второй ~ на разрушение связей с объектами детской сексуальной привязанности. Несколько лет назад появилась книга ДР Коулмена [24]» в которой развивается мысль о «неприкаянности* подростка и ее последствиях. Он выделил ряд социальных обстоятельств, как бы выталкивающих подростка из мира взрослых и определяющих возникновение особой «субкультуры подростков», т*е. существование общества подростков в обществе взрослых. Следует отметить, что в настоящее время некоторые зарубежные специалисты по детскому развитию считают, что ни одна из существующих теорий не может дать удовлетворительного объяснения всем накопленным фактам, В первые два десятилетия становления советской психологии подростковым периодом в целом и отдельными проблемами занимались многие крутпше психологи — Л, С. Выготский [6], [7Jt П. П. Блонский [3], [4], А. А. Смирнов [15], ГЬ Л* Заторов-ский [13), [14] и другие. Л. С* Выютский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания — полового, общеорганнческого и социального — как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста. Названные советские психологи разделяли точку зрения о критическом характере начала подросткового периода, однако в психологии ire было единства мнений о длительности кризиса. Одни считали кризисным весь подростковый возраст, другие — только его качало, выделяли особую негативную фазу» ограничивая ее длительность приблизительно годом: у девочек «вокруг* 13 лет (по IIL Бю-лер [22]» а у мальчиков — позже на год — полтора [2&], причем подчеркивалось, что это время совпадает с первыми кардинальными сдвигами в гголовом созревании подростков* Для негативной фазы считалось характерным, с одной стороны, разрушение прежних интересов ребенка, а с другой стороны, ломка отношений со взрослыми, появление упрямства, строптивости, негативизма, замкнутости, склонности к уединению, раздражительности, возбужденности, меньшей продуктивное™ в работе. На основе фактов исследования ПФ Л. Загоровский и И. А* Арямов [12], [2] утверждали, что появление негативной фазы зависит от социальной иринадлежно-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|