Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 29 страница



них еще кое-что.

Эти мысли-барьеры обычно очень преувеличены. Вызываемые

ими страхи весьма далеки от того, что произойдет на самом деле, когда вы начнете использовать Я-высказыв&вия, Последствия, которых вы так боитесь, произойдут, скорее всего» не тогда, когда вы будете употреблять Я-высказывания, но когда вы станете говорить, используя вы-выскаэывания! Некоторое время спустя после яачала использования Я-высказыва-ний большинство людей испытывают, скорее, положительные, не­жели отрицательные эффекты; улучшение отношений с окружающими и ощущение приятного возбуждения. Когда за Я-высказыванш*ми следуют какие-то неприятные ре­зультаты, они обычно незначительны и быстропроходящи. Долгосрочное воздействие Я-высказывавий ва ваши отношения с окружающими обычно является положительным* Наше следующее упражнение — это упражнение с Я-выска-

зываниями.

ПЯТОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Прямо сейчас сформулируйте несколько Я-мыслей, Закончите каждое из приведенных ниже предложений тремя различными способами, просто для того, чтобы почувствовать вызываемые имсис ощущения;

Я чувствую себя... (возбужденным, обескураженным t прея ел ол-ненным надежды, усталым, озадаченным, голодным, раздос&до* ваавым н т.д.)

Я хочу... (отправиться в плавание под парусами, иметь более хорошую машину, чувствовать себя счастливым, иметь больше друзей и т.д,)

Я собираюсь.,, (опробуйте здесь некоторые из ваших * нужд* просто для того, чтобы посмотреть, как они переживаются., или же воспользуйтесь следующими готовыми вариантами заверше­ний: позаботиться о себе, идти спать, немного почитать, вступить в клуб +Рэдуив1>.,.)

Завершая эти предложения, используйте самые разные ва­рианты, не задумываясь особо над тем, являются ли они «пра­вильными» или нет, смотрите на это упражнение как на игру, опробуйте все виды предложений просто для того, чтобы поуп­ражнять ваш внутренний голос.                                  .'"',.

Возьмите за правило каждый день на следующей неделе составлять и произносить вслух по крайней мере по три таких предложения:

Я чувствую... Я люблю,,, Я хочу.,,

или

Я собираюсь... Исключайте из этих предложений местоимения «ты>> «вы»

и шы9 до тех пор» пока использование «я* не станет для вас совершенно естественным и удобным,

Хотелось бы предостеречь вас; предложение, в котором исполь­зованы местоимения «вы* или «ты», может оказаться вы или ты-высказывакием даже в том случае, если оно начинается или содержит в своем составе выражения «Я чувствую» или *Я хочу*. Например* предложения: «Я чувствую, что ты сделап(а) это наме­ренно* или *Я хочу, чтобы ты сделал(а) это прямо сейчас* являются тььвысказываниями, тогда как *Я чувствую расстройство и огорче­ние, когда ты пользуешься моими вещами* — Я-высказыванием. Для того* чтобы вам было легче различать эти высказывания, представьте > что вы используете высказывание как указательный палец: если палец указывает на вас, то это Я-высказывалие, если же на кого-либо еще, то это вы- или ты-высказываняе.

 

.            377

Чтобы быстрее научиться думать и говорить с использованием положительных Я-высказываний, следует одновременно учиться избегать других способов мышления и речи. Существует целый ряд речевых выражений, предохраняющих вас от заботы о самом себе. Вам следует научиться заменять подобные выражения более честными, откровенными и эффективными способами общения.

ШЕСТОЕ УПРАЖНЕНИЕ

 

Начните работать каждый день с одной из приведенных ниже речевых форм, фиксируйте частоту ее использования и попытай-

тесь выработать привычку замещать данное выражение другим.

Должен (на)

Следует                              ' .                                            ...

Эти выражения предполагают, что вы сами ничего не ини­циируете, но действуете только потому, что некая внешняя сила

предписывает вам это как ваш долг или вашу обязанность. Каждый раз, когда будете склоняться к использованию одного из этих выражений, замените его словом «хочу» и обратите внимание на тот как повлияет такая замена на ваши пережива-

                                                                           

г                                                                                                          

ВИЯ.

Вместо: Попробуйте:
Я должен быть на работе к Я хочу быть Eta работе к трем
трем часам* часам.
Мне следует позвонить по те- Я хочу позвонить по телефону.
лефону.  
Я должен выполнить это зада- Я хочу выполнить это задание,
ние.  
Мне следует оплатить те счета. Я хочу оплатить те счета.

Отрицания {нет не могу, не хочу и т. п.)

Отрицание говорит слушателю о том* чего не существует, и поэтому акцентирует обратную сторону того, что вы на самом деле имеете в виду. Когда бы вы ни склонялись к использова­нию отрицательного суждения, представьте, что вас только что высадили на пустынный остров и шаслот вертолета, делая послед­ний биток у вас над головой, кричит вам, спрашивая, что вы хотите у чтобы он сбросил вам из необходимого. Лучше всего, сказать» чего вы действительно хотите; если же вы будете вы­крикивать лишь отрицания (я не хочу духов; я не хочу вечерних туалетов; я не хочу деликатесов), то можете умереть от голода!

Иначе говоря, избавляйте свою речь от отрицаний до тех пор, пока не сможете без всяких неудобств говорить, используя лишь положительные утверждения*                                       

Вопросы       .

Эти: речевые конструкции также вынуждают вашего собесед­ника принимать на себя ответственность за изначально принад­лежащие вам переживания или представления. Преобразуйте их н положительные утверждения.

Вместо: Попробуйте:
Где ты был{а)? Я беспокоился(ась) о тебе, по*
                  , скольку я ждал(а) тебя дома к
  пяти.
Где бы ты хотел(а) поужи- Я бы хотел{а) поесть сегодня
нать? вечером в итальянском ресто-
  ране.

Вы, ты, мы                 .        ...                          .

Мы понимаем, что вам вряд ли удастся говорить, не пользу­ясь этими словами. Однако, для того чтобы лучше осознать, как вы на самом деле их используете, попробуйте день два не произ­носить этих слов за исключением тех случаев, когда они стоят в предложениях после слов* если * или «когда*. Однако даже в этих случаях постарайтесь применять их как можно реже*

Может показаться парадоксальным» но, обращаясь к вал с просьбой столь тщательно поработать над речевыми конструкция* ми» мы на самом деле хотим помочь вам стать более спонтанным(ой), более чувстаитгельным(ой) к вашеаяу первичному внутреннему им­пульсу. В седьмом упражнении мы уже непосредственно просим вас стать более спонтанным(ой),

СЕДЬМОЕ УПРАЖНЕНИЕ

_

Целенаправленно проделайте несколько небольших спонтан­ных акций* Примите решение совершать каждый день по крайней мере три таких небольших, не обязывающих, забавных действия. Пусть они исходят от вас и делаются экспромтом. Если вам захо­чется t они могут продолжаться всего минуты две-три,

Вместо того чтобы сразу же идти готовить, выйдите сначала из дома и посидите несколько минут в а ступеньках у входа. Направляясь к машине, поднимите камешек и посмотрите» попа­дете ли вы им в ствол дерева.

Во время обычного завтрака позвольте себе новую мысль: непло­хо бросить несколько изюминок в апельсиновый сок,

Настроив себя так, чтобы услышать эти маленькие желания, вы сможете замечать впоследствии все те нарушающие спокой­ствие, волнующие запросы, с которыми к вам обращается ваш сигнальщик. Все это те смелые и непроизвольные мысли» кото­рые вы, возможно» ранее подавляли в себе*

Приведенные выше упражнения должны дать вам предвари­тельное представление о том, что мы имеем в виду под выслуши­ванием вашего сигнальщика. Например, вы, возможно, уже заметили, что не можете искренне закончить предложение «Я люблю...*» не совершив сначала небольшого мысленного обзора и анализа самого себя, ситуации, в которой вы находитесь, и того> что вы чувствуете, Все это проделывается вами с одной целью: понять» что же вы на самом деле предпочитаете. Под выслушиванием или консультированием самого себя мы как раз и понимаем этот мысленный обзор и анализ; нам хотелось бы, чтобы вы взяли себе за привычку регулярно проводить такого рода консультирования как нечто само собой разумеющееся* Каждый раз, проделывая такой обзор в течение дня, для того чтобы понять, что же говорят вам ваши сигналы, дайте себе возмож­ность подумать: +Я чувствую то-то и то-то; Я собираюсь.*.* я тлд*

Теперь мы подходим, вероятно, к наиболее трудной идее этой книги. Может быть, вам весьма непросто научиться совето­ваться с вашим сигнальщиком, когда все в вашей жизни идет достаточно хорошо. Однако важно научиться советоваться с ним и тогда* когда дела идут плохо.

Осознаете ли вы собственные переживания беспокойства, раздражения, гнева и т.д, и теперь, и в течение дня? Скорее всего, они приходят к вам в виде такого рода мыслей:

Я ненавижу это.

Ах!

Ot хватит!

Эти переживания — сигналы от вашего внутреннего Я; оно пытается сказать вам: +Мне больно! Помоги мне!» На наш взгляд, крайне важно, что именно вы делаете, когда такие переживания

затрагивают вас*

У вас может сложиться привычка, действующая следующим образом:

1. Что-то негативное происходит в вашей жизни. Вы чувствуете, что у вас началась головаая боль. Бы вспоминаете, что, когда вернетесь домой, вам придется об­щаться с ребенком. Вы понимаете* что вас обманули. Кто-то отчитывает вас.

2. Вам становится ясна, что происшедшее является для вас негативным, ибо ваш сигнальщик сообщает об атом болезнен­ным сигналом, означающим а Мне больно! *

3. С быстротой молнии вы переносите свое внимание с ваше­го сигнальщика на нечто во внешнем мире и начинаете бороться с этим нечто. Вы думаете (или говорите):

В чем же причина происшедшего?

Это ужасно!

Вы штохой(ая); вы не должны делать это; прекратите!

Я влип, и &ТО безнадежно,

4* Довольно часто дела начинают'идти затем еще хуже. Таким образом, хотя получено однозначное сообщение от ва­шего сигнальщика {«Мне больно!* )* вы переключили свое внима­ние с заботы о нем и вместо этого сконцентрировали внимание на чем-то другом, что, как вам казалось, обусловило ваше неприятное ощущение, было его причиной: на погоде* вашем ребенке, мучи­тельности головной боли, человеке, отчитавшим вас* Затем вы начали использовать свою энергию, для того чтобы выяснить, почему эта причина проявляет себя именно таким образом и что эти ее проявления требуют от вас, как их прекратить или отразить, изменить или отклонить. Обратите внимание, что все эти мысли определяют вас как производное от чего-то* находящегося вне вас, И — что еще более важно — зги мысли не связаны с тем, чего вы хотите. Вам больно и вы хотите чувствовать себя лучше, но тем не менее ни одна из этих мыслей, ни одно из мих соображений не даст вам желаемого ощущения* Скорее всего, они сделают, по-ви­димому, ситуадию еще хуже.

Мы думаем, что, переключая свое внимание с заботы о той боли, которую описывал вам ваш сигнальщик, вы тем самым оставляете его в беде. Вы похожи на капитана, чей корабль налетел на подводный камень, а он вдруг начинает выяснять, как этот камень здесь оказался, состоит ли он изо льда или гранита* рассуждать, как данное происшествие характеризует его профессиональные способности. Этот капитан будет настоя­щим моряком и получит большие шансы выжить, если вместо всего этого он сконцентрируется на действенной заботе о своем попавшем в опасность корабле. Аналогично мы считаемл и вы сделаете лучше, если, получив сигнал, сконцентрируйте свое внимание на том, чтобы позаботиться о вашем собственном страдающем Я, вместо того, чтобы, переключать это внимание на какое-то событие вовне. Удерживая внимание па вашем соб­ственном внутреннем Я, вы можете посоветоваться с ним, выяс-

нить, что нужно сделать, чтобы оно почувствовало себя лучше, и как вам следует позаботиться об этом. Оно дало знать, что ему больно. Сделайте же так, как поступили бы со своим хорошим другом, сказавшим вам о своей боли, и спросите свое внутреннее Я; *Что я могу сделать для тебя? Что облегчит твою боль и создаст тебе лучшие условия? Что ты на самом деле хочешь и как я могу сделать это для тебя?*.

Так что ваша новая привычка будет действовать следующим образом:

1. Что-то негативное происходит в вашей жизни, Кто-то отчитывает вас.

2- Ваш сигнальщик сообщает вам об этом, посылая вам:

болезненный сигнал.

3. Вы продолжаете удерживать и концентрировать внимание на сигнальщике и спрашиваете его, чего хочет ваше внутреннее Я от вас, что следует сделать, чтобы оно почувствовало себя лучше. Что же я хочу сейчас сделать?

4- Затем некоторое время вы ждете, удерживая внимание

сконцентрированным не на расстроившем вас событии (челове­ку который отчитал вас)* но на том в вас, что сообщает о том, что вам нравится, а что — нет. Бели у вас достаточно хорошие

отношения* хороший контакт с этой инстанцией, то вам начнут приходить мысли о том, что следует сделать. Они могут иметь, а могут и не иметь отношение к тому, что расстроило вас.

Сейчас мве жарко, и я хочу пойти принять душ. Я хочу иметь хорошие отношения с тем человеком, который отчитал меня* и мве хотелось бы знать, почему он так расстроен. Я скажу ему это.

Я хочу быть подальше от этого человека. Поэтому я лучше уйду яз комнаты.

Я чувствую боль, в обед вне дома поможет мне прийти в себя. Поэтому л ухожу. Большое преимущество от предваряющего ваши действия

ожидания сообщений вашего внутреннего Я состоит в том» что теперь, что бы вы ни сделали, вы будете поступать в соответст­вии с собственным выбором и желанием, а не реагировать на происходящее автоматически, как робот.

После нескольких первых подобных проб вам может пока­заться» что их результат, скорее» неприятен и не позволяет вам чувствовать себя лучше* В этом случае вы должны знать, что недостаточно хорошо слушали вашего внутреннего сигналь­щика* Он знает, что вы хотите на самом деле, и он подаст вам сигналы дискомфорта в связи с любым ответом и действием,

которые неверны для вас. Вам нужно только лучше осознать это и проявлять больше преданности по отношению к своему внут­реннему Я.

Ваш сын обзывает вас. Вы советуетесь с вашим сигнальщиком о том, что следует сделать, чтобы почувствовать себя лучше, и первый полученный вами ответ таков :*Ударъ eroU — или; * Отшлепай его!* Вы бьете сына — и затем чувствуете себя не лучше, а хуже; вы выиграли в данной стычке, во испытываете чувства вины и подав­ленности в ситуации в целом. Теперь, вновь обращаясь к ответу *Ударь-его1»> вы осознаете, что ему сопутствовало непрекращающе­еся ощущение того, что это +ве совсем правильно»; вы не были полностью расслаблены и не были полностью уверены в оем. Трудность состоит здесь в том, чтобы дождаться дальнейших ответов. Вполне приемлемо вообще ничего не предпринимать до тех пор, пока вы не получите четкое и ясное послание от самого(ой) себя* Успокойте себя и дождитесь ответа* который ощущался бы вами в спокойном состоянии и настроении как хороший не правильный.

А что, если никаких ответов не последует? Иногда родите­лям настолько чужда практика слушания себя, своего внутрен­него голоса* что они говорятся не знаю, что хочу делать», *Не слышу ни одного ответа», J3 таков* случае мы рекомендуем вам потренировать вашего сигнальщика так, чтобы он смог начать отзываться вам* Целенаправленно продумайте все возможные способы вашего поведения и представьте их вашему внутренне­му Я, позволив ему принимать или отвергать каждый из вариан­тов . Продумывайте для этого не один десяток вариантов. Что если отругать этого человека? . Что если проигнорировать его или ее? Что если мне что-нибудь выпить? Ты хочешь покататься на роликовых ковьках? Что.если подойти и обнять этого человека? Что если оказать ему сопротивление?

Что если позвонить другу и поговорить о лыжной прогулке? Что если позвонить в полицию?

Что если прямо сейчас уехать и провести ночь в мотеле? Что если пойти и заняться моим любимым делом? И т, д.

Баш сигнальщик сообщит вам о степени своего согласил или несогласия с каждым выбором* и вы сможете затем принять для себя тот вариант, который оказался наиболее приемлемым*

Резюмируя, нам хотелось бы сказать следующее: раньше вы могли пренебрегать внутренним Я, игнорируя его> не заботясь о нем, й«я/ результате делал иг то, что приводило к результатам, к которым вы на самом деле не стремились. Нам бы очень хоте-

лось, чтобы вы стали иначе проявлять свою преданность и верность. Пообещайте себе, что каждый раз, почувствовав сиг­нал, вы будете сохранять спокойствие и сделаете максимум возможного, чтобы предоставить вашему внутреннему Я то* чего оно более всего хочет.

Некоторые из переживаемых вами неприятностей таковы.

i

что вы не можете оказать на них практически никакого влия­ния» как, например, на погоду* На другие вы можете повлиять или но крайней мере уменьшить вероятность их повторения в будущем* Однако вне зависимости от того, есть ли у вас возмож­ность изменить пагубное внешнее событие или нет, забота о вашем внутреннем голосе» как мы настоятельно советовали вам в этой главе, совершенно необходима.

Самое важное, наиболее существенное, что вы можете сде­лать для себя и своего ребенка, состоит в том* чтобы взять собственную жизнь е свои руки, сделать ее такой, какой вы хотите, и делать с ней mot что вы на самом деле хотите. Обяжите себя быть верным(ой) и заботливым(ой) по отношению к своему внутреннему Я.

Т. В. ДРАГУНОВА

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ1

П

роблема кризиса, конфликтов, трудностей — одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. Она имеет свою историю, которая в очень кратком изложении такова* С тимола научного изучения подросткового периода, после первого фунда-менггального исследования С, Холла [28], за этим нозрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике периода «Sturm mid Drang*, *Storm and Stress**, т.е. *бурн и: » «бушевания и напряжения*. В первую четверть нашего века в науке господствовало представление о биологической убуслоилвАШОСТи; критгаческоп) развитая в подростковом возрасте, Осндау зоогю предстал-лютая галожшш С. Хаял («теория рекапитуляции») и 3. Фрейд, в теории которого о стадиях психосексуального развития вгорйское возникнове­нии Эдиповой ситуации в начале подросткового возраста рассматнтаалось 1сак универсальное и генетически предопределенное явленно. Однако одЕговременно с созданием радаообрашых вариаций теории био-геиетиче-t;KOro утптерсализма накапливались исследования по (угдельным пробле­мам, и которых раскрывалась зависимость некоторых сторон личности, например, интересов, идеалов or сохщальаой пршщдлежносги Такан теоретическая напрайленноспъ характерна для целого р*да дований в начальный перигод становления cobitckok психологии. Она

! в истности, в названии работ: *Рабо*атй подро(ггок> [1], [6], ребенок* [1Т\ и др. В Германии TeopertriecKKw: лротивни-ком 3, Фрейда был Э* Шгтрангер» который дал описание подростка «сднего класса» w вообще считал юность периодом «врастания индивида в культуру*, в определенные «формы жиани общестпа*,

1 Драгунова Т. В, Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вовр- психологии» 1972» Ws 2*

существующие в виде этики, религии, науки, искусства и т.д. [34]. А. Бузе мая, изучавший развитие самосознания подростков из рабо­чей и интеллигентской среды, пришел к выводу о зависимости критериев самооценки и уровня развития самосознания от непосред­ственного социального окружения [23]. Работы подобного типа по* степенно создавали фундамент для понимания социальной обусловленности ряда особенностей подростков* но в силу своего частного характера ота работы существенно не поколебали представ­ления о биологической обусловленности критического характера

подросткового периода.

Мощный удар по теориям биогенетического универсализма

был нанесен в 20—30 годы американскими этнографами {антропо­логами) школы Боас. Они занимались изучением так напываемых примитивных цивилизаций с целью выяснения, в какой мерс человек поддается воздействиям со стороны общества, что в нем определяется «природой*, а что — «культурой*, т.е. конкретными общественно-историческими обстоятельствами жизтш и развития. Сравнение и обобщение материалаt собранного учениками Боас и другими этнографами, привело к важным выводам, а именно:

1) Подростковый период может иметь разную длительность — от нескольких месяцев в некоторых племенах «примитивных циви­лизаций* до четырех лет в обществах с высоким промышленным развитием, после которых детство формально еще не заканчивается в связи с продолжением образования и сохранением материальной зависимости от родителей. В ряде племен подростковый возраст ограничивается коротким периодом между наступлением у девочки полосой зрелости и вступлением в брак, причем это время необходи­мо для совершения ритуалов признания ее взрослости и подготовки

к брачной церемонии*

2} Общая картина развития и особенностей подростков мо­жет быть разной при двух крайностях: наряду с картиной кри­тического развития существует гармоническое, бесконфликтное развитие. Первые данные о протекашт подросткового возраста без специфических трудностей были сообщены AL Мид [311,. оценившей этот период в жизни самоанской девочки как наибо­лее приятное время по сравнению с детством vs. взрослостью. В другой работе М, Мид писала; +На Самоа нет конфликта потому, что девочка-подросток не сталкивается с открытиями, ограниче­ниями или выборами, я потому что общество ожидает, чтобы она взрослела медленно и совершенно подобно цветку, за которым

хорошо ухаживают* [32; 346], Материалы М. Мид, опровергав-нше представление о неизбежности кризиса к конфликтов, при­влекли внимание ученых к новым проблемам.

3) Р* Бенедикт обобщила этнографические материалы в виде теории двух типов перехода от детства к взрослости: непрерыв­ном и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве> it теми способами поведения и представлениями, кото­рые необходимы для осуществления роли взрослого [21]* Пер­вый тип перехода существует в некоторых индейских и других племенах в условиях совпадения ряда важных норм и требова­ний к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взросло­го поведения и оказывается подготовленным к выполнению тре­бований статуса взрослого* Второй тип перехода имеет место при расхождении в существенных кормах и требованиях к детям и нзрослым (он характерен для современного американского обще­ства — считала Р* Бенедикт; М* Мид также говорит об этом [33]* 9 таких условиях переход к взрослости идет с внешними и внутренними конфликтами и имеет специфический результат — неподготовленность к выполнению роли взрослого при достиже­нии * формальной* зрелости. Основной вывод Р. Бенедикт сфор­мулирован так; «Хотя факт природы заключается в том, что. ребенок становится взрослым, но путь, по которому происходит этот переход, варьирует от одного общества к другому, и ни один из этих частных культурных мостов не может рассматриваться как «природная* тропинка в зрелость» [21; 306].

Таким обраяом> из исследований этнографов следовал вывод, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют: 1) длительность подросткового периода; 2) наличие или отсутствие кризиса, конфликту трудностей; 3) характер са­мого перехода от детстна к взрослости*          г

К. Левин в работе «Подход теории поля к подростковому возрасту* [30] проанализировал конфликтный тип перехода к взрослости с точки зрения положения, занимаемого в обществе группой детей и группой взрослых (путем сравнения их некото­рых прав и привилегий)* Он констатировал разделенность этих групп в современном обществе и считал» что в подростковом возрасте происходит смена принадлежности к группе, т.е. подро­стки находятся в состоянии социального передвижения из груп­пы детей в группу взрослых, причем у них есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их нривиле*

гаями. По мнению К. Левина, специфика положения подростка состоит в том, что оа находится «между*- двумя социальными группами, что аналогично положению человека, который в социальной психологии называется «marginal mail* — «неприкаянный*. Такое положение по­рождается стремлением человека уйти из менее привилегированной в более привилегированную группу, которой он еще не принят* Положе­ние «неприкаянности* является источником специфической картины поведения и эмосщоиального состояния, характеризующейся напряжен­ностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, смевюй контрастов поведения и настроения, эпизодиче­ской агрессивностью и другими особенностями* По аналогии К, Левин называет подростка «marginal man*, а факт социального передвижения рассматривает как расширение, по сравнению с детством» жизненного пространства подростка в разных направлениях — времешгом, социаль­ном, географическом и др. Само движение в этом поле он трактует как движение в неизвестном направлении, поскольку для подростка новое поле (мир взрослых) является неясным с точки зрения границ доступно­го ему движения я неизвестным по содержанию. Из особенностей поля подростка и его движения в нем К. Левин выводит все основные особен­ности детей этого возраста. Степень трудностей и наличие конфликтов он ставит в прямую зависимость от резкости разграничения в обществе группы детей и взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между двумя группами. Констатация К. Леви­ным факта разделеняости эгах групп в современном обществе и дли­тельности периода *негфикаянности* подростка привели к выводу о закономерности конфликтов к трудностей fc развитии и воспитании подростков, как обусловленных спецификой социальных обстоя­тельств их жизни.

В начале 50-х годов теоретический последователь С- Холла и 3, Фрейда — А, Гезелл опубликовал последнюю часть своей трилогии о детском развитии, посвященную подросткам [27], в которой уже по отношению к этому возрасту развивал свою теорию о биологически обусловленной последовательности раз­вития и жесткой смене одних особенностей другими, при кото­рой проявление негативных особенностей с интервалом в год отражает процесс биологического созревания. Однако, вопреки многим теориям, в практике воспитания подростков имелось немало случаев бесконфликтного развития. За разъяснением причин этого родители и педагоги обращались, в частности, и к дочери 3, Фрейда — Анне Фрейдt развивавшей идеи отца. В специальной теоретической статье [25] она объявила бескояф-

ликтные случаи разными вариантами патологического р и объяснила их с точки зрения выдвинутой ею раньте теории механизмов защиты от сексуальных импульсов [26]. Согласно этой теории, один шз этих механизмов направлен ыа подавление сексуального влечения, второй ~ на разрушение связей с объек­тами детской сексуальной привязанности.

Несколько лет назад появилась книга ДР Коулмена [24]» в которой развивается мысль о «неприкаянности* подростка и ее последствиях. Он выделил ряд социальных обстоятельств, как бы выталкивающих подростка из мира взрослых и определяю­щих возникновение особой «субкультуры подростков», т*е. су­ществование общества подростков в обществе взрослых.

Следует отметить, что в настоящее время некоторые зару­бежные специалисты по детскому развитию считают, что ни одна из существующих теорий не может дать удовлетворитель­ного объяснения всем накопленным фактам,

В первые два десятилетия становления советской психологии подростковым периодом в целом и отдельными проблемами занима­лись многие крутпше психологи — Л, С. Выготский [6], [7Jt П. П. Блонский [3], [4], А. А. Смирнов [15], ГЬ Л* Заторов-ский [13), [14] и другие. Л. С* Выютский выдвинул гипотезу о несов­падении трех точек созревания — полового, общеорганнческого и социального — как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста.

Названные советские психологи разделяли точку зрения о кри­тическом характере начала подросткового периода, однако в психо­логии ire было единства мнений о длительности кризиса. Одни считали кризисным весь подростковый возраст, другие — только его качало, выделяли особую негативную фазу» ограничивая ее длитель­ность приблизительно годом: у девочек «вокруг* 13 лет (по IIL Бю-лер [22]» а у мальчиков — позже на год — полтора [2&], причем подчеркивалось, что это время совпадает с первыми кардинальными сдвигами в гголовом созревании подростков* Для негативной фазы считалось характерным, с одной стороны, разрушение прежних интересов ребенка, а с другой стороны, ломка отношений со взрос­лыми, появление упрямства, строптивости, негативизма, замкнуто­сти, склонности к уединению, раздражительности, возбужденности, меньшей продуктивное™ в работе. На основе фактов исследования ПФ Л. Загоровский и И. А* Арямов [12], [2] утверждали, что по­явление негативной фазы зависит от социальной иринадлежно-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.