Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 33 страница



-

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ПОЛОВ

-

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

I

Четырнадцати лет

Я сам страдал от каждой женской рожи

И простодушно уверял весь свет.

Что друг на дружку все они похожи.

Волнующихся персей нежный цвет

И алых уст горячее дыханье

Во мне рождали чудные желанья;

Я трепетал, когда моя рука

Атласных плеч касалася слегка,

Но лишь в мечтах я видел без покрова

Все, что для вас, конечно, уж не ново,

М, Ю* Лермонтов. Сашка

Половое созревание — центральный психофизиологиче­ский процесс подросткового и юношеского возраста, Его специфическими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякуляр-хе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12Г4 до 14,4 года, а возраст эякулярхе — от 13,4 до 14

1 Кон И* С. Психология ранней юности* М,:Просвещение, 1989.

лет1. В основе полового созревания лежат гормональные измене­ния, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении» интересах н самосознании*

Повышенная секреция половых гормонов {у 18-летнего юноши она в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика) объясняет и так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность> кото­рая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, мастурба­ции и т.д. «В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось**—сказал 16-летний юноша, и под этим признанием могли бы подписаться очень многие его сверстники,

Однако сроки начала и завершения пубертата (периода полового созревания), равно как и формы его протекания, чрезвычайно из­менчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биологически. В прошлом многие ученые полагали, что физиологические половые потенции у всех людей одинаковы, поэтому чем раньше человек начинает половую, жизнь и чем интенсивнее ведет ее, тем раньше его возможности будут исчерпаны* Современная сексология доказала, что единой, одинаковой для всех *нормы> интенсивности половой жизни не существует. Сила» частота и длительность полового воз­буждения варьируют в зависимости от половой конституции челове­ка, которая* по определению Г* С. Васильчекко, представляет собой tсовокупность устойчивых биологических свойств» складывающих­ся под влиянием наследственных факторов и условий развития в пренатальном периоде и раннем оетогенезе; половая конституция лиъштарует диапазон индивидуальных потребностей в определен­ном уровне половой активности и характеризует индивидуальную сопротивляемость в отношении патогенных факторов, обладающих избирательностью к половой сфере* *

Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо про­является в период полового созревания, причем в числе ее признаков фигурируют, в частности, возраст пробуждения поло­вого влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше

 

1 См.: Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1986, С. 149.

2 Общая сексопатология / Под ред. Г- С. Васильчевко. М.; Медицина, 1977. С. 217

начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается; позднее начало созрева­ния обычно характеризуется а более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не только раньше начинают* но и в последующие взрослые годы ведут более интенсивную половую жизнь. Рано созревающие женщины и в дальнейшем отличают­ся высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам.

Однако половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуаль­но-эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности» длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития*

Возраст начала менструаций зависит таюке от ряда конкрет­ных условий, например изменения веса тела> У девочек-гимна­сток и кшмх балерин t сознательно ограничивающих свой вес, менструации начинаются на год и даже на несколько лет позже» чем у остальных. Пубертатный статус иногда может йак бы регрессировать. Девочки-подростки и юные девушки, страдаю­щие нервно-психической анорексией1* если они теряют свыше 15 процентов своего веса, перестают менструировать и их гормо­нальная секреция по ряду признаков возвращается к препубер-татному типу* В том же направлении, даже при сохранении веса, может воздействовать психический стресс. Например, у некоторых школьниц в период экзаменов менструальные циклы становятся нерегулярными, короче или длиннее! чем обычно.

Еще более изменчивы социальные аспекты пубертата: возраст­ные темпы полового созревания и их совпадение во времени с теми или иными социальными переходами и жизненными событиями — переходом в другую школу, завершением образования и т*п*

1 Заболевание, наиболее характерное для девочек-подростков» испытывающих болезненное желание похудеть и ограничивающих себя в еде или вовсе отказывающихся от нее.

Чрезвычайно важна также субъективная, психологическая сторо­на дела; как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные события — менархе, ночные поллюции, и изменение телесного облика, подготовлен ли он к ним, вызывают ли они испуг или радость и т.д. Это зависят как от социальных условий развития, включая половое просвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка* К сожалению, зги факторы, особенно у мальчиков, очень плохо изучены, Между тем без учета самосознания объективные дан­ные о физическом: развитии и сексуальном поведении подростков лишены реального психологического смысла и часто интерпретируют­ся произвольно*

Сексуальное поведение подростка зависит не только от тем-да.полового созревания, но и от социальных факторов*

Разделив обследованных юли 13-летних школьников на до н по-стпубертатных (постменархиальные девочки и мальчики, уже пережив­шие первую эякуляцию), западногермансьше исследователи Ю. Шлегель и др. (1975) сопоставили уровни соцносексуальной активности обеих (влюбленности, поцелуи, объятия* петтинг, вступление в половые

отношения). Оказалосьf что постпуберга'таые мальчики по всем показате­лям опережают допубергатаых, т.е. половое созревание стимулирует их социальную активность- Однако у девочек такой зависимости не обнару­жилось, постменархиальные девочки только чаща влюбляются* Видимо, дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. По данным 3* В* Роясановской (1977), опросившей 600 взрослых женщин в Ленин* граде, раннее половое созревание сопровождается более ранним пробуж­дением полового влечения, чему сопутствует также более раннее начало половой жизни, Но данные ретроспективного опроса Психологически малонадежны. Лонгтггюдных же исследований, прослеживающих зави­симость уровней сексуальной активности: от полового созревания, пока нет. В любом случае сексуальное поведение подростка определяется не только уровнем его собственной половой зрелости. Так* подростки начи­нают ухаживать не столько в зависимости от уровня собственной поло вой зрелости» сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы» школьного класса и т.д, У детей с преждевремен­ным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормо­нальному возрасту*                                                    ; . -

Говоря о подростковой, и юношеской сексуальности, нужно различать ее поведенческие (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т«дО» эмоциональные (эротические фантазии и

переживания) и когнитивно-оценочные (представления о приро­де сексуальности и отношение к ней или иным ее проявлениям) компоненты.

Педагогов крайне интересуют возрастные нормы полового поведения: когда ребенок начинает интересойаться вопросами пола» в каком возрасте он впервые влюбляется, когда подросток или юноша вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы быть не может. Не говоря уже о том, что одно и то we событие (например, поцелуй) может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл» статисти­ческие нормы полового поведения неодинаковы в разных соци­альных средах.

Урбанизация, акселерация, научно-техническая революция, усложнение процессов воспитания, большая, чем прежде, автоно­мия подростков и юношей от родителей, женское равноправие, большая доступность информации по вопросам пола и появление эффективных контрацептивов {противозачаточных средств) спо­собствуют более раннему началу половой жизни и либерализации половой морали* Эти сдвиги отмечены всюду, где проводились систематические исследования»

Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до нача­ла полового созревания. Этот интерес поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной

                        

любознательности; ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают* В переходном возрасте интерес к вопросам пола становится напря­женным и личным. При этом многое зависит от предшествующе­го воспитания.

В отдичие от античной Греции с ее культом человеческого тела, традиционная христианская мораль считает любые телес­ные проявления грязными, низменными и греховными. Хотя человек получает от органов своего тела многообразные ощуще­ния» его с раннего детства приучают не обращать на них внима­ния и ни в коем случае не говорить о них ( + это неприлично*)* Мы с детства привыкаем думать, что телесные переживания относятся исключительно к компетенции врача: если ты чувст­вуешь какой-то орган: — это признак болезни. Представление это ложное — человек получает от своего тела не только отрица­тельные, но и положительные эмоции. Например» спортсмен получает физическое удовольствие от согретой» хорошо трениро-

ванной мышцы> и это самоощущение — более важный психоло­гический стимул для занятий физкультурой, чем рассудочная «забота о здоровье».

Однако стереотипы массового сознания весьма могуществен­ны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота и все» что связано с половой сферой* «Пережим* в этом отношении приводит к тому, что все связанное с полом отождествляется в сознании ребенка с «постыдным» и «грязным*, и когда в период созревания он волей-неволей начинает интересоваться этой сфе­рой жизни, она кажется ему не имеющей ничего общего с возвышенными чувствами, 4.Верх* и «низ» представляются пол­ной противоположностью. Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь?* — это уже содер­жит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной*. Надо ли гово­рить, сколь инфантильна и какими психологическими трудно­стями чревата подобная установка?

С одной стороны» юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания. Когда под­ростки называют зарождающуюся у них привязанность «дружбой*, они не лицемерят; они и вправду испытывают прежде всего потреб­ность в коммуникации, эмоциональном тепле. Прообразом первой возлюбленной бессознательно является для мальчика мать» мысль о половой близости с которой для него равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузно­го эротизма, а образ, на который проецируются его фантазии, неред­ко представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристике Иногда (в 13—14 лет) этот групповой образ, реальный или воображаемый, является общим для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты» по­рнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить*, * снизить* волнующие их эро­тические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены* Это хорошо описывает американский писатель Джон Аддаик в романе «Кентавр*:

«Лицо Дейфендорфа придвинулось вплотную, я чувствовал его смрадное дыхание. Он сложил руки так, что между ладоня­ми оставался маленький ромбовидный просвет.

— Понимаешь, им нужно, чтобы ты был вот здесь,— сказал он. — Все они такие, им только этого и надо, взад-вперед.

— Но ведь это скотство»— сказал я*

— Конечно, гадость,— согласился он.— Но ничего не поде­лаешь. Взад-вперед, взад-вперед и больше ничего > Питер* а целовать, обнимать их, говорить всякие красивые слова — все без толку, с них это как с гуся вода. Приходится делать так*1.

Здесь все бездуховно, нет даже эротики, причем самого * просветителя* это искренне огорчает, но ничего другого он вообразить не может. Наивные взрослые уверены, что так могут думать только «испорченные* мальчики. На самом деле и «гряз­ный* секс, и «возвышенный* идеал прекрасной возлюбленной сосуществуют в сознании одного и того же человека. Вот выдержка из воспоминаний В. В. Вересаева: ♦Поражает меня в атой моей любви вот что.

Любовь была чистая и целомудренная, с нежным застенчивым запахом, какой утром бывает от луговых цветов в тихой лощин­ке, обросшей вокруг орешником. Ни сдвой сколько-вибудь чувст­венной мысли не шевелилось во мне, когда я думал о Ковояацких. Эти три девушки были для меня светлыми, бесплотными образами редкой красоты, которыми можно было только любоваться, А в гимназии, среди многих товарищей, шли циничные разгово­ры, грубо сводившие всякую любовь к половому акту*.

Будущий писатель отмалчивался, прятал свою любовь, но тем не менее * внимательно вслушивался в анекдоты и похабные песни*,,

Я развращен был в душет с вожделением смотрел на Краси­ных женщин, которых встречал на улицах, с замиранием сердца думал,— какое бы это было невообразимое наслаждение обни­мать их, жадно и бесстыдно ласкать. Но весь этот мутный душевный ноток несся мимо образов трех любимых девушек, и ни одна брызга не попадала на них из этого потока, И чем грязнее я себя чувствовал в душе, тем чище и возвышеннее было мое чувство к ним* ,                        :

Подростковый цинизм коробит взрослых- Но надо учиты­вать, что обсуждение запретных вопросов (к ним относится не только секс, но многие другие телесные переживания) со сверст­никами позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти

X Апдайк Д.   Кентавр // Иностранная литература. 1965.

№ 2- С 82. 2 Вересаев В. В. Воспоминавия // Собр. соч.: В 5 т. М,: Правда,

1961- Т. 5 С. 182—184.

разрядить его смехом* В «смеховой культуре* взрослых такж$ имеется много сексуальных мотивов. Стоит ли удивляться тому, что у подростка далее пестик и тычднки вызывают эротические ассоциации?

Невозможность выразить в словах свои эротические переэки вания из-за отсутствия общества сверстников или вследствие большой застенчивости может отрицательно повлиять на разви­тие личности. Поэтому воспитателю следует беспокоиться не только о тех» кто ведет «грязные разговоры*, но и о тех, кто молча слушает; именно эти ребята, неспособные выразить и 4заземлить* волнующие их смутные переживания, иногда ока­зываются наиболее впечатлительными и ранимыми. То, что у других выплескивается наружу в циничных словах, у этих отли­вается в глубоко лежащие ив силу этого устойчивые фантасти­ческие образы.

Как трудно юноше совместить пробуждающуюся чувствен­ность с нормами своего требовательного морального кодекса, поэтично показал писатель Юрий Власов в рассказе + Белый омут*. Его герой, курсант военного училища, мечтает о боль­шой, всеобъемлющей любви и в то же время страдает от своей чувственности и влюбчивости: *Я человек без воли. У меня нет твердости в характере. Женщины — это позорная слабость. Настоящий мужчина должен знать свое дело, служить ему. Женщины не способны отвлечь его. Это у слабых, дряблых людей все интересы в женщинах. И вообще, что значит женщи­на? Это развратно* гадко говорить сразу о многих женщинах. Должно быть имя, которое я стану боготворить* Я встречу одну, полюблю одну и никогда не увижу никого, кроме нее. А я? Я?.., Мысль о том, что я смею думать о поцелуях» огорчает» Почему я так испорчен? Почему прикосновения к Наденьке бывали столь желанны? Почему брежу ими?* •

Извечные вопросы школьных диспутов — как отличить лю­бовь от увлечения, можно ли любить одновременно троих и т.п. — одинаково волнуют и юношей, и девушек„

1 Власов Ю. Белый омут // Первая любовь: Повести и рассказы.

Ы: Молодая гвардия, 1976, С, 297,306,

Передо мной — дневник ленинградской школьницы. Его цент* ральная тема — безответная, тянущаяся с VI класса нежная любовь однокласснику, В Yin классе рядом с нето возникает совсем иное : «Витька — самый сильный мальчишка из нашего класса и самый лучший физкультурник. И вот у меня появилось теперь Здруг сильное желание обнять его, прислониться к нему.„Такого чувства к Сашке я не испытывала. Мне хотелось быть с ним всегда рядом, ко не это. Конечно, я много мечтала о ласках» но я всегда мечтала об этом, когда была одна, С Витькой — наоборот. Это чувство возникает тогда* когда мы садимся близко друг к другу или когда я прикасаюсь к его руке* Дома я о нем никогда не думаю. Сегодня, кажется, в первый раз... Что делать7 Ведь это просто гадость> когда чувстауешь такое к человеку, которого нисколько не Любишь** А через полгода — третье, на сей раз чисто интеллекту­альное увлечение, Юноша этот внешне совсем не привлекателен, но Левушке «очень хочется опять говорить, говорить с ним». Нежная привязанность, чувственное влечение и: потребность в дружбе, осно­ванной на взаимном самораскрытии, сосуществуют, вызывая жела­ние разобраться в себе, отделить главное от временного, наносного.

Наряду с мальчиками» которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие» которые всячески старают­ся отгородиться, спрятаться от них* Психологической защитой им может служить описанный Анной Фрейд аскшизм, подчерк-иуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувст­венности, которая кажется подростку низменной и грязной* Идеалом такого юноши является не просто умение контролиро-заъъ свои чувства, но полное их подавление. Другая типичная Еоношеская защитная установка — «интеллектуализм*: если * аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она *гржь кш», то «интеллектуал* находит ее + неинтересной*>,

Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но кх гипертрофия влечет за собой искусст­венную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпи­мость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Яркой художественной иллюстрацией этого может служить Чарльз Фенвик из романа Торнтона Уайлдера «Теофил Норт** Подросток» выросший в изоляции от сверстников, в строгой рели­гиозной семье» испытывает смущение при любом намеке на телес-иые отправления. Это вынуждает его к самоизоляции, которую окружающие принимают за снобизм и высокомерие. Когда Чарльз неожиданно вспыхнул, залился краской при упоминании назва-

ния музыкального инструмента — пикколо, его молодой учитель понял: «...Для маленького мальчика слово «пикколо*, благодаря простому созвучию полно волнумще-жуткйх и восхитительных ассоциаций с «запретным *— с тем, о чем не говорят вслух; а всякое «запретное* слово стоит в ряду слов гораздо более разрушительных, чем «пикколо** Чарльз Фенвик в шестнадцать лет переживал фазу, из которой он должен был вырасти к двенадцати. Ну, конечно! Всю жизнь он занимался с преподавателями; он не общался с мальчика­ми своего возраста, которые «вентилируют* эти запретные вопросы при помощи смешков, шепота, грубых шуток и выкриков, В данной области его развитие было замедленным»1.

Выбранная учителем «терапия* заключалась в том, чтобы понемногу вводить в разговор с Чарльзом «неприличные* > «взрыв­чатые* слова, приучая подростка к тому, что обозначаемые 'ими вещи вполне естественны, их нечего стыдиться или бояться. По мере того как мальчик осваивался с этой сферой жизни, он стано­вился терпимее и мягче с окружающими.

Ни один морально ответственный взрослый не станет специ­ально дразнить и разжигать подростковую сексуальность. Но и слишком жестко табуировать ее естественные проявления не сле­дует, это может вызвать обратный эффект»

Важная особенность подростковой и юношеской сексуаль­ности — ее «экспериментальный» характер* Открывая свои сексуальные способности, подросток с разных сторон исследу­ет их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося, близкого к патоло­гии поведения, как в 12—15 лет. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличить действительно тре­вожные симптомы, требующие квалифицированного медицин­ского вмешательства, от внешне похожих на них и тем не менее вполне естественных для этого возраста форм сексуаль­ного «экспериментирования», на которых как раз не следует фиксировать внимания, чтобы нечаянно не нанести подростку психическую травму, внушив ему мысль, что у него * что-то не так». Если нет уверенности в том, что вы действительно понимаете

1 Уайдлер Т\ Теофил Норт // Иностранная литература-1976, № 7, С. 191.

суть дела и можете помочь, необходимо неукоснительно руко­водствоваться первой заповедью старого врачебного кодекса: ♦Не навредив

Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом. В ГДР средний возраст первой половой близости составляет 16*9 года» одинаково для юношей и для девушек. В странах Европы свыше половины юношей и 30—40 процентов девушек начинают поло­вую жизнь до 18 лет.

Из 500 ленинградских студентов, опрошенных С, И. Голо­дом в 1971 r.t до 16 лет начали половую жизнь 11,7 процента мужчин и 3,7 процента женщин, между 16 и 18 годами — 37,8 процента мужчин и 20,9 процента женщин* Среди опрошенных в 1974 г. 500 молодых рабочих до 16 лет половую жизнь начали 17,5 процента мужчин и 1,9 женщин, между 16 и 18 годами — 33,2 и 15,9 процента соответственно.

По данным эстонских ученых {А. Тавит и X, Кадастнк, 1980)* до 14 лет первую сексуальную близость пережилк 1,5 процента мальчиков и 0,4 процента девочек, в 14—15 лет — 4,4 и 1Д процента, в 16—17 лет — 21,8 и 11Д процента, в 17—19 лет — 34,8 и 34,6 процента соответственно. В качестве основного мотива первого сближения юноши называют прежде всего любопытство {его назвали 45 процентов мужчин, переживших это событие в 15 лет — первая подгруппа и 51 процент в 16—17 лет — вторая подгруппа), далее указывалась любовь (15 процентов в первой, 20*5 процентов во второй подгруппе) и настояния партнера (соот­ветственно 15 и 19,2 процента), Женщины ссылаются на любопыт­ство реже (12,5 — IS процентов по тем же подгруппам)» на первом месте у них стоит любовь (25 и 42,6 процента), да втором — настоящие партнера (25 и 21 процент)* Кроме того* женщины, начавшие половую жизнь до 15 лет, часто ссылаются на экономи­ческие соображения (25 процентов в первой подгруппе > 16,4 про­цента во второй, 21,3 процента среди тех, кто начал половую жизнь в 18—21 год)*

При опросе большой группы студентов из разных вузов РСФСР в качестве основных мотивов вступления в половук связь были названы любовь (28 процента мужчин и 46 Д процен­та женщин), приятное времяпрепровождение (соответственно 20Т2 я 11,4 процента), стремление к получению удовольствия (18,1 и 9,2 процента)> желание эмоционального контакта (10,6 и 7,7 процента), предполагаемое вступление в брак (6,6 и 9,4

процента), самоутверждение (5,5 и 3,6 процента), любопытство (4,9 и 5,6 процента), престижность (4 Д и 4,8 процента) и расши­рение чувства свободы, независимости (1,8 и 2,2 процента) .

Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школь­ников весьма различны. Но их сексуальное поведение автономно от матримониальных планов и намерений и воспринимается преиму­щественно в комплексе любовно-романтических или гедонистиче­ских ценностей. Чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше эта связь мотивируется любовью» тем больше в ней случайного, ситуативного,

Сводцпь все связанные с этим проблемы и индивидуальные различия исключительно к вопросам морали наивно» Как показывают исследовании Г. Анэенка (1970)» стиль половой жизни во многом зависит от типа, лнсчно-cm* Экстраверпы раньше интровертов начинают половую жизнь; они чаще» с большим количеством партеров и в более разнообразных формах имеют сексуальные кошаюы; прядают больше аначеяия эротической любовной игре» быстрее привыкают к сексуальным стимулам и потому больше ориентированы на смену партеров, ситуащш и т,д. Экстравертам легко дается сближение с лицами пршивсхкшожкого пола, они более гвдонистач-ны, пйяучают больше удовлетворения or своей сексуальности и не испьпы-вактг в связи с ней тревог или сомнении. Одержанные и заторможенные интроверты склонны к более индивидуализированным, тонким и усгойчи-вым сшюшвдиям, что часто сопряжено с их психологическими проблемами и трудностями* Пшхотикк отличаются высокой подовой возбудимостью, не признают соцралиаых и моральных ограничений, однако они редко удовлет­ворены своей половой жизнью, часто склонны к девианшсику неведению» включая групповой секс; их установки отличаются грубой биологазаццей пола, в противоположность «ингровергсным» романтическим ценностям. Невротики часто имеют сильное влечение, но не могут удовлетворить его из-за сильного чувства вины и тревоги по поводу своей сексуальной жизни, а также трудностей в общении. Сексуальность часто кажет­ся им опасной и отвратительной, а собственные влечения ненор-

1ххговс

1 См.: Голод С, И. Стабильность семьи: социологический п демографический аспекты. Л.: Наука, 1984, 1984. С. 23;

см.также: Исаев Д. H.F Каган В, Е, Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1933.

проблемы и нарушения, как аноргазмия (неспособность испытывать оргазм) и фригидность (сексуальная холодность) у женщин, преждев­ременное семяизвержение и импотенция — у мужчин.

В медицинской и педагогической литературе XVIII—XIX вв. самой большой опасностью подросткового и юношеского возра­ста считалась мастурбация (онанизм). Считали ее страшным я опасным пороком, влекущим за собой безумие, ослабление памя­ти и умственных способностей и, конечно, импотенцию. На самом деле ничего подобного нет. Мнение, будто онанизм вызы­вает безумие, родилось из наблюдений в психиатрических боль­ницах, обитатели которых часто мастурбировали на глазах у персонала. Но у душевнобольных отсутствуют моральные запре­ты и нет других способов сексуального удовлетворения. Навяз­чивая мастурбация — не причина, а следствие их состояния*

Что же касается импотенции, то, по данным Г* С. Васи ль-ченко (1977), самый высокий процент мастурбантов встречается среди сексульно здоровых, а самый высокий процент никогда не мастурбировавших — среди мужчин, страдающих наиболее тя­желыми расстройствами потенции* У женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, сексуальная холод­ность, аноргазмия встречается втрое реже, чем у никогда не мастурбировавших,

В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация мае сова, У мальчиков она быстро нарастает после 12 лет, дости­гая своего «пика» в 15—16 лет, когда ею занимаются 80-90 процентов* Девочки начинают мастурбировать позже и делают это реже; тем не менее, по данным В. В, Данилова (1982), к 13,5 годам опыт мастурбации имели 22 процента, к 15,5 года — 37,4 процента, к 17t5 годам — 50,2 процента, а к 18,5 — 65,8 процента опрошенных девушек.                                    \  • '.

Подростковая мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами (перепол­нение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и т,д,). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т.д. У многих мальчиков именно мастурба­ция вызывает первое семяизвержение, причем, чем раньше созревает подростокt тем вероятнее, что он мастурбирует*

Интенсивность» частота мастурбации индивидуально варьируют, но у мужчин она значительно выше, чем у женщин. Гигиенические рекомендации избегать факторов, способствующих половому воз-

буждекию подростков, вполне обоснованы, Однако, как писал извест­ный ленинградский сексолог А. Ж Свядощ (1974), «умеренная мас­турбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повы­шенной половой возбудимости и является безвредной* *

Подростковая и юношеская мастурбация — явление не столько

физиологического, сколько психического порядка. Оргазм» достигае­мый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что половое удовлет­ворение замыкается в кем на самого субъекта, он лишен коммуникативного начала, составляющего важную сторону взрослой сексуальности. Мастурбшщя закрепляет в сознании подростка представ­ление о сексе как о чем-то * грязном* и низменном, а возможность сексуального самоудовлетворения может тормозить вступление юноши в более сложные гетеросексуальные отношения* Мастурбация часто сопро­вождается яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать себе любых партнеров и ситуации. Условно-рефлекторное закрепление эгах фантастических образов иногда создает у юноши весьма нереалистический эталон, по сравнению с которым реальный сексуальный опыт» на первых порах почти всегда сопряжен-ный с известными трудностями, может разочаровать его, толкая к продолжению мастурбационной практики* Наконец, самое важное к распространенное: древние табу и представления о порочности и опасно­сти мастурбации глубоко сидят в сознании подростка» оставляя у многих старшеклассников чувство вины и страха перед последствиями* Пыта­ясь бороться с игрой *дурной привычкой* {самое мягкое выражение, употребляемое взрослыми), юноша обычно, как миллионы людей до него {он-то этого не знает), терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно в своих волевых качествах, снижает самоуважение, побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении как следствия своего * порока».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.