|
|||
психология 33 страница- ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ - ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ I Четырнадцати лет Я сам страдал от каждой женской рожи И простодушно уверял весь свет. Что друг на дружку все они похожи. Волнующихся персей нежный цвет И алых уст горячее дыханье Во мне рождали чудные желанья; Я трепетал, когда моя рука Атласных плеч касалася слегка, Но лишь в мечтах я видел без покрова Все, что для вас, конечно, уж не ново, М, Ю* Лермонтов. Сашка Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста, Его специфическими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякуляр-хе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12Г4 до 14,4 года, а возраст эякулярхе — от 13,4 до 14 1 Кон И* С. Психология ранней юности* М,:Просвещение, 1989. лет1. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении» интересах н самосознании* Повышенная секреция половых гормонов {у 18-летнего юноши она в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика) объясняет и так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность> которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, мастурбации и т.д. «В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось**—сказал 16-летний юноша, и под этим признанием могли бы подписаться очень многие его сверстники, Однако сроки начала и завершения пубертата (периода полового созревания), равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биологически. В прошлом многие ученые полагали, что физиологические половые потенции у всех людей одинаковы, поэтому чем раньше человек начинает половую, жизнь и чем интенсивнее ведет ее, тем раньше его возможности будут исчерпаны* Современная сексология доказала, что единой, одинаковой для всех *нормы> интенсивности половой жизни не существует. Сила» частота и длительность полового возбуждения варьируют в зависимости от половой конституции человека, которая* по определению Г* С. Васильчекко, представляет собой tсовокупность устойчивых биологических свойств» складывающихся под влиянием наследственных факторов и условий развития в пренатальном периоде и раннем оетогенезе; половая конституция лиъштарует диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне половой активности и характеризует индивидуальную сопротивляемость в отношении патогенных факторов, обладающих избирательностью к половой сфере* * Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо проявляется в период полового созревания, причем в числе ее признаков фигурируют, в частности, возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше
1 См.: Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1986, С. 149. 2 Общая сексопатология / Под ред. Г- С. Васильчевко. М.; Медицина, 1977. С. 217 начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается; позднее начало созревания обычно характеризуется а более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не только раньше начинают* но и в последующие взрослые годы ведут более интенсивную половую жизнь. Рано созревающие женщины и в дальнейшем отличаются высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам. Однако половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуально-эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности» длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития* Возраст начала менструаций зависит таюке от ряда конкретных условий, например изменения веса тела> У девочек-гимнасток и кшмх балерин t сознательно ограничивающих свой вес, менструации начинаются на год и даже на несколько лет позже» чем у остальных. Пубертатный статус иногда может йак бы регрессировать. Девочки-подростки и юные девушки, страдающие нервно-психической анорексией1* если они теряют свыше 15 процентов своего веса, перестают менструировать и их гормональная секреция по ряду признаков возвращается к препубер-татному типу* В том же направлении, даже при сохранении веса, может воздействовать психический стресс. Например, у некоторых школьниц в период экзаменов менструальные циклы становятся нерегулярными, короче или длиннее! чем обычно. Еще более изменчивы социальные аспекты пубертата: возрастные темпы полового созревания и их совпадение во времени с теми или иными социальными переходами и жизненными событиями — переходом в другую школу, завершением образования и т*п* 1 Заболевание, наиболее характерное для девочек-подростков» испытывающих болезненное желание похудеть и ограничивающих себя в еде или вовсе отказывающихся от нее. Чрезвычайно важна также субъективная, психологическая сторона дела; как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные события — менархе, ночные поллюции, и изменение телесного облика, подготовлен ли он к ним, вызывают ли они испуг или радость и т.д. Это зависят как от социальных условий развития, включая половое просвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка* К сожалению, зги факторы, особенно у мальчиков, очень плохо изучены, Между тем без учета самосознания объективные данные о физическом: развитии и сексуальном поведении подростков лишены реального психологического смысла и часто интерпретируются произвольно* Сексуальное поведение подростка зависит не только от тем-да.полового созревания, но и от социальных факторов* Разделив обследованных юли 13-летних школьников на до н по-стпубертатных (постменархиальные девочки и мальчики, уже пережившие первую эякуляцию), западногермансьше исследователи Ю. Шлегель и др. (1975) сопоставили уровни соцносексуальной активности обеих (влюбленности, поцелуи, объятия* петтинг, вступление в половые отношения). Оказалосьf что постпуберга'таые мальчики по всем показателям опережают допубергатаых, т.е. половое созревание стимулирует их социальную активность- Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархиальные девочки только чаща влюбляются* Видимо, дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. По данным 3* В* Роясановской (1977), опросившей 600 взрослых женщин в Ленин* граде, раннее половое созревание сопровождается более ранним пробуждением полового влечения, чему сопутствует также более раннее начало половой жизни, Но данные ретроспективного опроса Психологически малонадежны. Лонгтггюдных же исследований, прослеживающих зависимость уровней сексуальной активности: от полового созревания, пока нет. В любом случае сексуальное поведение подростка определяется не только уровнем его собственной половой зрелости. Так* подростки начинают ухаживать не столько в зависимости от уровня собственной поло вой зрелости» сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы» школьного класса и т.д, У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному возрасту* ; . - Говоря о подростковой, и юношеской сексуальности, нужно различать ее поведенческие (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т«дО» эмоциональные (эротические фантазии и переживания) и когнитивно-оценочные (представления о природе сексуальности и отношение к ней или иным ее проявлениям) компоненты. Педагогов крайне интересуют возрастные нормы полового поведения: когда ребенок начинает интересойаться вопросами пола» в каком возрасте он впервые влюбляется, когда подросток или юноша вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы быть не может. Не говоря уже о том, что одно и то we событие (например, поцелуй) может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл» статистические нормы полового поведения неодинаковы в разных социальных средах. Урбанизация, акселерация, научно-техническая революция, усложнение процессов воспитания, большая, чем прежде, автономия подростков и юношей от родителей, женское равноправие, большая доступность информации по вопросам пола и появление эффективных контрацептивов {противозачаточных средств) способствуют более раннему началу половой жизни и либерализации половой морали* Эти сдвиги отмечены всюду, где проводились систематические исследования» Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала полового созревания. Этот интерес поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной
любознательности; ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают* В переходном возрасте интерес к вопросам пола становится напряженным и личным. При этом многое зависит от предшествующего воспитания. В отдичие от античной Греции с ее культом человеческого тела, традиционная христианская мораль считает любые телесные проявления грязными, низменными и греховными. Хотя человек получает от органов своего тела многообразные ощущения» его с раннего детства приучают не обращать на них внимания и ни в коем случае не говорить о них ( + это неприлично*)* Мы с детства привыкаем думать, что телесные переживания относятся исключительно к компетенции врача: если ты чувствуешь какой-то орган: — это признак болезни. Представление это ложное — человек получает от своего тела не только отрицательные, но и положительные эмоции. Например» спортсмен получает физическое удовольствие от согретой» хорошо трениро- ванной мышцы> и это самоощущение — более важный психологический стимул для занятий физкультурой, чем рассудочная «забота о здоровье». Однако стереотипы массового сознания весьма могущественны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота и все» что связано с половой сферой* «Пережим* в этом отношении приводит к тому, что все связанное с полом отождествляется в сознании ребенка с «постыдным» и «грязным*, и когда в период созревания он волей-неволей начинает интересоваться этой сферой жизни, она кажется ему не имеющей ничего общего с возвышенными чувствами, 4.Верх* и «низ» представляются полной противоположностью. Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь?* — это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной*. Надо ли говорить, сколь инфантильна и какими психологическими трудностями чревата подобная установка? С одной стороны» юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания. Когда подростки называют зарождающуюся у них привязанность «дружбой*, они не лицемерят; они и вправду испытывают прежде всего потребность в коммуникации, эмоциональном тепле. Прообразом первой возлюбленной бессознательно является для мальчика мать» мысль о половой близости с которой для него равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, а образ, на который проецируются его фантазии, нередко представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристике Иногда (в 13—14 лет) этот групповой образ, реальный или воображаемый, является общим для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты» порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить*, * снизить* волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены* Это хорошо описывает американский писатель Джон Аддаик в романе «Кентавр*: «Лицо Дейфендорфа придвинулось вплотную, я чувствовал его смрадное дыхание. Он сложил руки так, что между ладонями оставался маленький ромбовидный просвет. — Понимаешь, им нужно, чтобы ты был вот здесь,— сказал он. — Все они такие, им только этого и надо, взад-вперед. — Но ведь это скотство»— сказал я* — Конечно, гадость,— согласился он.— Но ничего не поделаешь. Взад-вперед, взад-вперед и больше ничего > Питер* а целовать, обнимать их, говорить всякие красивые слова — все без толку, с них это как с гуся вода. Приходится делать так*1. Здесь все бездуховно, нет даже эротики, причем самого * просветителя* это искренне огорчает, но ничего другого он вообразить не может. Наивные взрослые уверены, что так могут думать только «испорченные* мальчики. На самом деле и «грязный* секс, и «возвышенный* идеал прекрасной возлюбленной сосуществуют в сознании одного и того же человека. Вот выдержка из воспоминаний В. В. Вересаева: ♦Поражает меня в атой моей любви вот что. Любовь была чистая и целомудренная, с нежным застенчивым запахом, какой утром бывает от луговых цветов в тихой лощинке, обросшей вокруг орешником. Ни сдвой сколько-вибудь чувственной мысли не шевелилось во мне, когда я думал о Ковояацких. Эти три девушки были для меня светлыми, бесплотными образами редкой красоты, которыми можно было только любоваться, А в гимназии, среди многих товарищей, шли циничные разговоры, грубо сводившие всякую любовь к половому акту*. Будущий писатель отмалчивался, прятал свою любовь, но тем не менее * внимательно вслушивался в анекдоты и похабные песни*,, Я развращен был в душет с вожделением смотрел на Красиных женщин, которых встречал на улицах, с замиранием сердца думал,— какое бы это было невообразимое наслаждение обнимать их, жадно и бесстыдно ласкать. Но весь этот мутный душевный ноток несся мимо образов трех любимых девушек, и ни одна брызга не попадала на них из этого потока, И чем грязнее я себя чувствовал в душе, тем чище и возвышеннее было мое чувство к ним* , : Подростковый цинизм коробит взрослых- Но надо учитывать, что обсуждение запретных вопросов (к ним относится не только секс, но многие другие телесные переживания) со сверстниками позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти X Апдайк Д. Кентавр // Иностранная литература. 1965. № 2- С 82. 2 Вересаев В. В. Воспоминавия // Собр. соч.: В 5 т. М,: Правда, 1961- Т. 5 С. 182—184. разрядить его смехом* В «смеховой культуре* взрослых такж$ имеется много сексуальных мотивов. Стоит ли удивляться тому, что у подростка далее пестик и тычднки вызывают эротические ассоциации? Невозможность выразить в словах свои эротические переэки вания из-за отсутствия общества сверстников или вследствие большой застенчивости может отрицательно повлиять на развитие личности. Поэтому воспитателю следует беспокоиться не только о тех» кто ведет «грязные разговоры*, но и о тех, кто молча слушает; именно эти ребята, неспособные выразить и 4заземлить* волнующие их смутные переживания, иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми. То, что у других выплескивается наружу в циничных словах, у этих отливается в глубоко лежащие ив силу этого устойчивые фантастические образы. Как трудно юноше совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего требовательного морального кодекса, поэтично показал писатель Юрий Власов в рассказе + Белый омут*. Его герой, курсант военного училища, мечтает о большой, всеобъемлющей любви и в то же время страдает от своей чувственности и влюбчивости: *Я человек без воли. У меня нет твердости в характере. Женщины — это позорная слабость. Настоящий мужчина должен знать свое дело, служить ему. Женщины не способны отвлечь его. Это у слабых, дряблых людей все интересы в женщинах. И вообще, что значит женщина? Это развратно* гадко говорить сразу о многих женщинах. Должно быть имя, которое я стану боготворить* Я встречу одну, полюблю одну и никогда не увижу никого, кроме нее. А я? Я?.., Мысль о том, что я смею думать о поцелуях» огорчает» Почему я так испорчен? Почему прикосновения к Наденьке бывали столь желанны? Почему брежу ими?* • Извечные вопросы школьных диспутов — как отличить любовь от увлечения, можно ли любить одновременно троих и т.п. — одинаково волнуют и юношей, и девушек„ 1 Власов Ю. Белый омут // Первая любовь: Повести и рассказы. Ы: Молодая гвардия, 1976, С, 297,306, Передо мной — дневник ленинградской школьницы. Его цент* ральная тема — безответная, тянущаяся с VI класса нежная любовь однокласснику, В Yin классе рядом с нето возникает совсем иное : «Витька — самый сильный мальчишка из нашего класса и самый лучший физкультурник. И вот у меня появилось теперь Здруг сильное желание обнять его, прислониться к нему.„Такого чувства к Сашке я не испытывала. Мне хотелось быть с ним всегда рядом, ко не это. Конечно, я много мечтала о ласках» но я всегда мечтала об этом, когда была одна, С Витькой — наоборот. Это чувство возникает тогда* когда мы садимся близко друг к другу или когда я прикасаюсь к его руке* Дома я о нем никогда не думаю. Сегодня, кажется, в первый раз... Что делать7 Ведь это просто гадость> когда чувстауешь такое к человеку, которого нисколько не Любишь** А через полгода — третье, на сей раз чисто интеллектуальное увлечение, Юноша этот внешне совсем не привлекателен, но Левушке «очень хочется опять говорить, говорить с ним». Нежная привязанность, чувственное влечение и: потребность в дружбе, основанной на взаимном самораскрытии, сосуществуют, вызывая желание разобраться в себе, отделить главное от временного, наносного. Наряду с мальчиками» которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие» которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них* Психологической защитой им может служить описанный Анной Фрейд аскшизм, подчерк-иуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности, которая кажется подростку низменной и грязной* Идеалом такого юноши является не просто умение контролиро-заъъ свои чувства, но полное их подавление. Другая типичная Еоношеская защитная установка — «интеллектуализм*: если * аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она *гржь кш», то «интеллектуал* находит ее + неинтересной*>, Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но кх гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью. Яркой художественной иллюстрацией этого может служить Чарльз Фенвик из романа Торнтона Уайлдера «Теофил Норт** Подросток» выросший в изоляции от сверстников, в строгой религиозной семье» испытывает смущение при любом намеке на телес-иые отправления. Это вынуждает его к самоизоляции, которую окружающие принимают за снобизм и высокомерие. Когда Чарльз неожиданно вспыхнул, залился краской при упоминании назва- ния музыкального инструмента — пикколо, его молодой учитель понял: «...Для маленького мальчика слово «пикколо*, благодаря простому созвучию полно волнумще-жуткйх и восхитительных ассоциаций с «запретным *— с тем, о чем не говорят вслух; а всякое «запретное* слово стоит в ряду слов гораздо более разрушительных, чем «пикколо** Чарльз Фенвик в шестнадцать лет переживал фазу, из которой он должен был вырасти к двенадцати. Ну, конечно! Всю жизнь он занимался с преподавателями; он не общался с мальчиками своего возраста, которые «вентилируют* эти запретные вопросы при помощи смешков, шепота, грубых шуток и выкриков, В данной области его развитие было замедленным»1. Выбранная учителем «терапия* заключалась в том, чтобы понемногу вводить в разговор с Чарльзом «неприличные* > «взрывчатые* слова, приучая подростка к тому, что обозначаемые 'ими вещи вполне естественны, их нечего стыдиться или бояться. По мере того как мальчик осваивался с этой сферой жизни, он становился терпимее и мягче с окружающими. Ни один морально ответственный взрослый не станет специально дразнить и разжигать подростковую сексуальность. Но и слишком жестко табуировать ее естественные проявления не следует, это может вызвать обратный эффект» Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности — ее «экспериментальный» характер* Открывая свои сексуальные способности, подросток с разных сторон исследует их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося, близкого к патологии поведения, как в 12—15 лет. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличить действительно тревожные симптомы, требующие квалифицированного медицинского вмешательства, от внешне похожих на них и тем не менее вполне естественных для этого возраста форм сексуального «экспериментирования», на которых как раз не следует фиксировать внимания, чтобы нечаянно не нанести подростку психическую травму, внушив ему мысль, что у него * что-то не так». Если нет уверенности в том, что вы действительно понимаете 1 Уайдлер Т\ Теофил Норт // Иностранная литература-1976, № 7, С. 191. суть дела и можете помочь, необходимо неукоснительно руководствоваться первой заповедью старого врачебного кодекса: ♦Не навредив Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом. В ГДР средний возраст первой половой близости составляет 16*9 года» одинаково для юношей и для девушек. В странах Европы свыше половины юношей и 30—40 процентов девушек начинают половую жизнь до 18 лет. Из 500 ленинградских студентов, опрошенных С, И. Голодом в 1971 r.t до 16 лет начали половую жизнь 11,7 процента мужчин и 3,7 процента женщин, между 16 и 18 годами — 37,8 процента мужчин и 20,9 процента женщин* Среди опрошенных в 1974 г. 500 молодых рабочих до 16 лет половую жизнь начали 17,5 процента мужчин и 1,9 женщин, между 16 и 18 годами — 33,2 и 15,9 процента соответственно. По данным эстонских ученых {А. Тавит и X, Кадастнк, 1980)* до 14 лет первую сексуальную близость пережилк 1,5 процента мальчиков и 0,4 процента девочек, в 14—15 лет — 4,4 и 1Д процента, в 16—17 лет — 21,8 и 11Д процента, в 17—19 лет — 34,8 и 34,6 процента соответственно. В качестве основного мотива первого сближения юноши называют прежде всего любопытство {его назвали 45 процентов мужчин, переживших это событие в 15 лет — первая подгруппа и 51 процент в 16—17 лет — вторая подгруппа), далее указывалась любовь (15 процентов в первой, 20*5 процентов во второй подгруппе) и настояния партнера (соответственно 15 и 19,2 процента), Женщины ссылаются на любопытство реже (12,5 — IS процентов по тем же подгруппам)» на первом месте у них стоит любовь (25 и 42,6 процента), да втором — настоящие партнера (25 и 21 процент)* Кроме того* женщины, начавшие половую жизнь до 15 лет, часто ссылаются на экономические соображения (25 процентов в первой подгруппе > 16,4 процента во второй, 21,3 процента среди тех, кто начал половую жизнь в 18—21 год)* При опросе большой группы студентов из разных вузов РСФСР в качестве основных мотивов вступления в половук связь были названы любовь (28 процента мужчин и 46 Д процента женщин), приятное времяпрепровождение (соответственно 20Т2 я 11,4 процента), стремление к получению удовольствия (18,1 и 9,2 процента)> желание эмоционального контакта (10,6 и 7,7 процента), предполагаемое вступление в брак (6,6 и 9,4 процента), самоутверждение (5,5 и 3,6 процента), любопытство (4,9 и 5,6 процента), престижность (4 Д и 4,8 процента) и расширение чувства свободы, независимости (1,8 и 2,2 процента) . Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школьников весьма различны. Но их сексуальное поведение автономно от матримониальных планов и намерений и воспринимается преимущественно в комплексе любовно-романтических или гедонистических ценностей. Чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше эта связь мотивируется любовью» тем больше в ней случайного, ситуативного, Сводцпь все связанные с этим проблемы и индивидуальные различия исключительно к вопросам морали наивно» Как показывают исследовании Г. Анэенка (1970)» стиль половой жизни во многом зависит от типа, лнсчно-cm* Экстраверпы раньше интровертов начинают половую жизнь; они чаще» с большим количеством партеров и в более разнообразных формах имеют сексуальные кошаюы; прядают больше аначеяия эротической любовной игре» быстрее привыкают к сексуальным стимулам и потому больше ориентированы на смену партеров, ситуащш и т,д. Экстравертам легко дается сближение с лицами пршивсхкшожкого пола, они более гвдонистач-ны, пйяучают больше удовлетворения or своей сексуальности и не испьпы-вактг в связи с ней тревог или сомнении. Одержанные и заторможенные интроверты склонны к более индивидуализированным, тонким и усгойчи-вым сшюшвдиям, что часто сопряжено с их психологическими проблемами и трудностями* Пшхотикк отличаются высокой подовой возбудимостью, не признают соцралиаых и моральных ограничений, однако они редко удовлетворены своей половой жизнью, часто склонны к девианшсику неведению» включая групповой секс; их установки отличаются грубой биологазаццей пола, в противоположность «ингровергсным» романтическим ценностям. Невротики часто имеют сильное влечение, но не могут удовлетворить его из-за сильного чувства вины и тревоги по поводу своей сексуальной жизни, а также трудностей в общении. Сексуальность часто кажется им опасной и отвратительной, а собственные влечения ненор- 1ххговс 1 См.: Голод С, И. Стабильность семьи: социологический п демографический аспекты. Л.: Наука, 1984, 1984. С. 23; см.также: Исаев Д. H.F Каган В, Е, Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1933. проблемы и нарушения, как аноргазмия (неспособность испытывать оргазм) и фригидность (сексуальная холодность) у женщин, преждевременное семяизвержение и импотенция — у мужчин. В медицинской и педагогической литературе XVIII—XIX вв. самой большой опасностью подросткового и юношеского возраста считалась мастурбация (онанизм). Считали ее страшным я опасным пороком, влекущим за собой безумие, ослабление памяти и умственных способностей и, конечно, импотенцию. На самом деле ничего подобного нет. Мнение, будто онанизм вызывает безумие, родилось из наблюдений в психиатрических больницах, обитатели которых часто мастурбировали на глазах у персонала. Но у душевнобольных отсутствуют моральные запреты и нет других способов сексуального удовлетворения. Навязчивая мастурбация — не причина, а следствие их состояния* Что же касается импотенции, то, по данным Г* С. Васи ль-ченко (1977), самый высокий процент мастурбантов встречается среди сексульно здоровых, а самый высокий процент никогда не мастурбировавших — среди мужчин, страдающих наиболее тяжелыми расстройствами потенции* У женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, сексуальная холодность, аноргазмия встречается втрое реже, чем у никогда не мастурбировавших, В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация мае сова, У мальчиков она быстро нарастает после 12 лет, достигая своего «пика» в 15—16 лет, когда ею занимаются 80-90 процентов* Девочки начинают мастурбировать позже и делают это реже; тем не менее, по данным В. В, Данилова (1982), к 13,5 годам опыт мастурбации имели 22 процента, к 15,5 года — 37,4 процента, к 17t5 годам — 50,2 процента, а к 18,5 — 65,8 процента опрошенных девушек. \ • '. Подростковая мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и т,д,). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т.д. У многих мальчиков именно мастурбация вызывает первое семяизвержение, причем, чем раньше созревает подростокt тем вероятнее, что он мастурбирует* Интенсивность» частота мастурбации индивидуально варьируют, но у мужчин она значительно выше, чем у женщин. Гигиенические рекомендации избегать факторов, способствующих половому воз- буждекию подростков, вполне обоснованы, Однако, как писал известный ленинградский сексолог А. Ж Свядощ (1974), «умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной* * Подростковая и юношеская мастурбация — явление не столько физиологического, сколько психического порядка. Оргазм» достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что половое удовлетворение замыкается в кем на самого субъекта, он лишен коммуникативного начала, составляющего важную сторону взрослой сексуальности. Мастурбшщя закрепляет в сознании подростка представление о сексе как о чем-то * грязном* и низменном, а возможность сексуального самоудовлетворения может тормозить вступление юноши в более сложные гетеросексуальные отношения* Мастурбация часто сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать себе любых партнеров и ситуации. Условно-рефлекторное закрепление эгах фантастических образов иногда создает у юноши весьма нереалистический эталон, по сравнению с которым реальный сексуальный опыт» на первых порах почти всегда сопряжен-ный с известными трудностями, может разочаровать его, толкая к продолжению мастурбационной практики* Наконец, самое важное к распространенное: древние табу и представления о порочности и опасности мастурбации глубоко сидят в сознании подростка» оставляя у многих старшеклассников чувство вины и страха перед последствиями* Пытаясь бороться с игрой *дурной привычкой* {самое мягкое выражение, употребляемое взрослыми), юноша обычно, как миллионы людей до него {он-то этого не знает), терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно в своих волевых качествах, снижает самоуважение, побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении как следствия своего * порока».
|
|||
|