|
|||
психология 36 страницаПочему же это происходит? Чувство самоуничижения, свое* го несоответствия предъявляемым требованиям: ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения,, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них* напротив, растет, В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации. Достигается ли при этом цель — повысить самоуважение? При определенных условиях — да. Алкоголик, например* в состоянии опьянения не осознает своей ущербности и может даже гордиться собой. Принадлежность к преступной шайке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не а а счет социальна положительных, в которых он оказался банкротом» а за счет социально отрицательных черт и действий* Новаяt негативная социальная идентичность предполагает и новые критерии самооценок, зачастую прямо противоположные прежним, так что бывший минус становится плюсом. Разумеется, девиация — не лучший и яе единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. <Высокое самоуважение* преступника нередко проблематично, в нем много напускного, демонстративного* в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается, Тем не менее девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно. Компенсаторные механизмы, посредством которых подро сток «восстанавливает* подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я*. Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Ко этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы Я-концепции. Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл, Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по какимчго причинам (конституциональные факторы, социальные условия неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и/иди преодоления трудностей) он #е может этого сделать* Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Важнейший фактор такого развития — девиантные сверстники (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли, 1987)- Наличие девшштаой грунты: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; 6) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая анткнорматив-ямс поступки, подросток привлекает к себе внимание t интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность аодростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец девишгтые действии вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормаль ных> других» вплоть до исключения девиантного подростка из обще ния С ними, &го социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой t уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиак-тного поведения и склонности к нему* Для этой ситуации характерно формирование обтной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девнантаые группы. В результате девишггные поступки из немотивированных становятся могивиро- ВШП1ЫМН. A. E. ЛИЧКО ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ1 БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ i НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ АНОМАЛИЙ ХАРАКТЕРА ТТГарушения поведения* его отклонение от общепринятых 1 j норм являются основным проявлением как психопатий, так и в подростковом возрасте — акцентуаций характера, Разнообразие нарушений поведения у детей и подростков побудило к попыткам их систематизации. За рубежом наибольшую известность получили три классификации. Распространенная в США классификация R. Jenkins (1969) по существу является чисто описательной. Выделяется 7 видов нарушений поведения: гиперкинетическая реакция, реакция ухода («watndrawing*), судя по описанию — аутистического типа реакция тревоги, реакция бегства («runaway*), *несоциалнзировакная агрессивность», групповые правонарушения, прочие реакции. Международная классификация болезней (9-й пересмотр) делит нарушения поведения у подростков на «социализированные* 1с «социализированные*, т*е. групповые (Жариков Н. М«, Логинова М, С 1989), 1 Личко А, Е. Психопатии и акцевтуации характера у подростков. Л.; Медицина, 1983* Другая классификация создана G* Неиуег (дит, по L. Michaux, 1953) на основе работ французских детских психиатров. В отличие от систематики R. Jenkins здесь делается попытка вникнуть в побудительные мотивы, лежащие в основе нарушений поведения. Французская классификация включает ряд поведенческих реакций — протеста, оппозиции* имитации и других. Известная в странах немецкого языка классификация Н. Stutte (I960) представляет компилятивную смесь синдромов (сенситивно-параноидные, обсессивные реакции), побудительных мотивов <пь иеркомпеысаторные действия) и внешних проявлений нарушений поведения {ложь, воровство, побеги и т.п.). С нашей точки зрения, систематика нарушений поведения должна проводиться в двух направлениях: по формам проявления нарушений поведения (гл. III) и в отношении причин, факторов» мотивов, лежащих в их основе. Последние могут быть разделены на биологические и с оци о -психологические* БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ч - Генетические факторы могут обусловливать аномалии характера, что особенно видно .на примере конституциональных психопатий. В определенной мере от типа психопатий или акцентуаций характера, в формировании которых также, по-видимому, принимает участие генетический фактор, зависит больший или меньший риск определенных видов нарушений поведения. Однако прямо ту илн( и*гую форму нарушений поведения (делинквентность, алкоголизацию и т.д*) генетические факторы не определяют* Резидуаяьлые органические поражения головного мозга> выраженные в незначительной степени {«неврологическая мвдфосимхггоматика*, «минимальное мозговое поражение* американских авторов), в популяции достаточно распространены. При тщательном обследовании их удается обнаружить у многих здоровых подростков-школьников (Лебединская К, С. и соавт., 1978) и у 43 % подростков, направляемых в связи с нарушениями поведения б специальные интернаты и ПТУ (данные нашего сотрудника А. А. Вдовиченко» 1976). По нашим данным, среди госхштализнрованных в психиатрическую больницу подростков с психопатиями или с различными негадахогическими нарушениями на фоне акцентуаций характера подобные признаки «минимального мозгового поражения* обнаружены у 36 %. Видимо, если стертые формы резиду-альных поражений играют какую-то роль в развитии нарушений поведения» то эта роль сводится только к одному из предрасполагающих факторов. * Среди биологических факторов, играющих роль в становлении психопатий, издавна привлекал внимание инфантилизм (см* обзор М. И, Буянова, 1971). Однако ставшая в последние десятилетия актуальной проблема нарушений поведения у под* ростков совпала с другиад явлением, ярко проявившимся в те же годы: ускорением (акселерацией) в этом возрасте физического развития» в том числе полового созревания* АКСЕЛЕРАЦИЯ И ИНФАНТИЛИЗМ
Акселерация начала выявляться еще в конце XIX века — сперва среди потомства наиболее обеспеченных слоев городского населения, а во второй половине нашего столетия распространилась на все слои и почти на все развитые страны (Зельцер А,, 1968; Властовский Б. Г., 1976), Акселерация развития детей и подростков является частью более широкого комплекса явлений» получившего название секулярного тренда (дословно — тенденции века). Сюда относягг и увеличение вообще всех показателей физического развития населения (роста* массы тела и т*п.), и более раннее половое созревание, и более позднее наступление климакса у женщин, и повышение средней продолжительности жизни, я мн. др. Есть в секулярном тренде и отрицательные черты — общее «постарение* населения, распространенность малодетных и бездетных семей и др* К ним, с нашей точки зрения, можно добавить актуализацию проблемы инфантилизма — на фоне акселеркрованной массы сверстников инфантильные подростки оказываются в особенно трудной положении. - ' Акселерация наиболее ярко выступает в подростковом возрасте I, В 60—70-х годах московские подростки в 15 лет оказались выше ростом своих ровесников в 1927 г.; мальчики в среднем на 10 см* а девочки — на 6 см, (Основы морфологии,.., 1969), Одним из признаков завершения физического созревания является, как известно* прекращение роста. У акселерированных юношей рост стал заканчиваться к 17—19 годам вместо 23—25 лет в прошлом, а у девушек — к 16—17 годам вместо 21—23 лет прежде. По сравнению с когортой подростков 30—40-х годов все показатели окостенения скелета «помолодели* на 1—3 года {Пашкова В, A.t 1973)* Ускорилось и половое соареванае—месячные у девочек стали начинаться на годполтора раньше* Акселерация касается не только физического развития. Со* временная социальная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования, чем полвека назад* Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления разнообразнее и богаче, теми жизни более ускоренным, а образование более сложным, Физическая акселерация» несомненно, сочеталась с определенным ускорением психического развития, особенно в части интеллекта и способностей. Новые программы в начальных школах, успешно введенные в 60-х годах* не только это подтвердили, но, возможно» дали благоприятный стимул для ускорения интеллектуального развития. Тем не менее взаимоотношения физической акселерация и развития личности очень непросты* Какие-то стороны психического развития не претерпевают ускорения. У акселерироваыных подрост* кок нередко долго еще сохраняются некоторые детские черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых» Слишком велика обычно бывает эмоциональная неустойчивость* податливость случайным влияниям. Чувство ответственностиf долга оказывается на недостаточной высоте. Может быть, чрезмерно опекаемая старшим поколением жизнь физически развитого подростка не создает достаточных стимулов для ускорения развития этой стороны психической сферы? Большинство юношей к девушек в возрасте 15—16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию в 60—70-х годах XX века соответствовало 18—19-летним в 20— 30-х годах. Однако их социальный статус остался прежним: до 18 лет они еще несовершеннолетние (вступление в брак без разрешения родителей в ФРГ, Дании» Швейцарии возможно лишь с 20—21 года, в США этот возраст лишь в 70-х годах был снижен с 21 до 18 лет). Возможности самостоятельного полноценного заработка до 18 лет весьма ограниченны, среднее специальное и высшее образование, к которому стремится все большая часть молодежи, завершается на 2—3 года позднее, чем в прежних поколениях. Возникшая диспропорция между акселерацией физического развития и социальным статусом, между физическим развитием к некоторыми сторонами социального созревания была предсказана еще в начале нашего века И. И, Мечниковым (1903) как складывающаяся в процессе развития цивилизация. Другая диспропорция возникает внутри одной возрастной когорты подростков, В одном и том же возрасте, например у восьмиклассников в 14 лет, у одних половое созревание еще начинается, у других оно в самом разгаре, у третьих — уже
завершено* Подростки с задержкой полового созревания или с чрезмерным его ускорением оказываются в менее выгодном среди сверстников положении* Все эти диспропорции могут быть факторами» способствующими нарушениям поведения. Наиболее неблагоприятным является особый вариант акселерации — « интенсификация» (Лебединская К, C*f 1973), проявляющаяся не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа» Начавшись, как обычно» в 12—13 лет, созревание протекает крайне бурно: за 2—3 года половой метаморфоз полностью завершается — в 14—15 лет физически подросток превращается во взрослого. В последние годы появились наблюдения, что с конца 70-х годов как будто акселерация пошла на спад. Однако статистических данных пока еще не опубликовано* . : Инфантилизм в виде отставания в физическом развитии и асихосодаальком созревании остается достаточно распространен* ным явлением и в эпоху акселерации. Среди подростков-правонарушителей и среди направляемых в связи с трудным поведением в специальные ПТУ инфантилизм обнаружен в 17 % (Фелшь екая Н. И. — цит. по Буя- нову М, И.» 1971; данные нашего сотрудника Вдовиченко А. А4). Инфантильные подростки в группе сверстников оказываются в трудном положении: они испытывают трудности в контактах! их отвергают> они чувствуют себя отщепенцами. Часть из них тянется к малышам, но часть встает на путь нарушений поведения, в основе которых нередко лежат еще детские реакции оппозиции, подражание более старшим, развитым и ♦ярким* у с их точки зрения, подросткам, компенсации и гиперкомпенсации. По мнению К. С, Лебединской (1969, 1973), если при акселе радии больше страдают девочки, то ори инфантилизме — мальчики. Не случайно среди подростков, направленных на обследование в психиатрические больницы в связи с непсихотическими нарушениями поведения (психопатии, психопатоподобные расстройства и др.), оба полюса девиации физического развития — акселерация и инфантилизм (ретардация) — оказываются достаточно представленными. По данным О* Д, Сосюкало и соавт, (1978), в 15 % отмечена выраженная акселерация к в 24 % — инфантилизм; по нашим данным> среди 300 подростков мужского пола — у 26 % акселерация и у 22 % — инфантилизм. Причины инфантилизма различны. Чаще всего он бывает конституциональном, но может быть вызван длительными соматическими заболеваниями, эндокринными нарушениями, а также изнеживающим воспитанием. В последние годы распространился термин + ретардация» как антипод акселерации, которую связывают с психическим дизонтогенезом (Ковалев В, В., 1981). СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ
Психологические особенности подросткового возраста» когда они резко выражены, получили название подросткового комплекса*, а обусловленные ими нарушения поведения — «пубертатного криза» (Homburger F., 1926). Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин» а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностейt умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной назовисимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами н распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием, В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson (1968) о « кризисе идентичности* как о главной особенности подросткового периода. Под * идентичностью * подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование *идентичноста> рассматривается с психоаналитических позиций. как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового ♦взрослого Я*> образования «сверх — Я» и т.п. Самой идентичности, процессу познаний самого себя придается самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков, - По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кризиса идентичности*, слагается также из + кризиса авторитета* к «сексуального кризиса*. Кризис авторитета выводится как следствие «эдипова комплекса*р как«иротест против отца». роль отца в современной семье или его отсутствие в семьях ведет к распространению этого протеста на все авторите -ты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являют -ся побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессиям и суин** -дальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации* Криаис сексуальности объясняется по Э, Фрейду сменой эрогеяньгх зон с анальной на геяитальнуя»* С нашей точки зрения» суть «подросткового комплекса» сскгга**--ляют свойственные этому возрасту определенные психологические « особенности» поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакция на воздействия окружающей социальной ды. К ним относятся описанные нами [Личко А* Е., 1973] эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечение« (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родственников, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реахс-цня может распространяться на установленные старшими порлдоси:» правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться свяаана с борьбой за самостоятельисостг-», да самоутверждение как лэтностн. Термин * реакция эмансипахдам *-, нам представляется, более точно отражает суть явления, чем «криз**с авторитетов* (Nisaen G:, 19711- Возможно, реакция эмксиладии имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих имен -дго с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или стае [Воров-ский В. Мм 1936; Chauvin R.* 1963], Разумеется, эта peaKixxfjx у подростков развертьгеается под действием социопсихологииеекзгагх факторов (чрезмерная опека со сторонь старших, мелочный котнпс1-роль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свобо- ды» продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку). Воспитательская гиперпротекция особенно тяготит подростков с гииертимыой акцентуацией. Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка» в желании всегда и везде поступать * по-своему *, «самостоятельно*. Но даже не сказываясь открыто на поведении, эта реакция получает отражение в результатах психологического исследования, оценивающего отношение здоровых, хорошо социально адаптированных подростков к родньш, к опеке над собой и наставлениям, к критике и возражениям в свой адрес, к правилам и законам [Иванов EL Я., 1973]. У гипертимных подростков реакция эмансипации наиболее проявляется в поступках, у истероидных к шизоидных — в высказываниях. Реакцией эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или на работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей* Одной из крайних форм проявле* ния реакции эмансипации является побега из дому и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью*. РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ L Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных хиппи. С. Haffter (1966) полагает, что распространившиеся в развитых капиталистических странах начиная с 50-х годов, подростковые +6анды», с социологической точки зрения, явление отнюдь не новое» а скорее архаическое. Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи подросткового возраста* образуют отдельные группы на периферии стада или даже обособляются в отдельные временные стада (Боровский В, М*, 1936; Chauvin P., 1963), Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляцию от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии таким образом не удается flSchweicheinier F., 1972], Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также не может служить моделью для изуче- ния подростковых групп, возникающих и функционирующих по социопсихологическим закономерностям. Эти закономерности еще недостаточно изучены-Существуют два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом» наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью калсдого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внугригрупповых взаимоотношений (под-чияяемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера* — обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть *анти-лидер*> стремящийся занять место лидера* есть «шестерка*, которым все помыкают* Нередко такая группа обладает «своей территорией*t тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп, в борьбе с которыми в основном протекает жизнь. Состав групп довольно стабилен» прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями* или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо, тот же оценивает новичка црежде всего с точки зрения опасности аадолучить сильного *анти-лидерам. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму — условные знаки, свой *язык*у свои клички, сбои обряды — например, обряд «братания кровью» [Алмазов Б, Н,, 1981]. Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола, . . Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера — его функцию несут разные члены группы в зависимости от того* чем в данный момент группа занята. Состав группы обычно разнополый и нестабильный — одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, удовлетворение которым необходимо для вступления в нее. По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп* В закрытых заведениях для подростков (интернаты, спор-тивные лагеря, подростковые отделения психиатрических больниц) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семей но-педагогической запущенности, реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка. Реакцией группирования может быть объявлен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе [Миньковский Г, М,, 1964], В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием иных токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой « групповой зависимости» — когда, например, влечение к алкоголю вспыхивает только когда подросток попадает в «свою» группу [Строгонов Ю. А., Капанадзе В, Г., 1978]. В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы [Архангельский А. Е„ 1971], Лидерства в них обычно добиваются подростки/ судя по описанию, с выраженными пгаергамными чертами, стенич-ные, ежеминутно бестрепетно готовые вступить в драку, общительные, активные, во все вмешивающиеся, шумные, легко вскипающие при противоречии кли ограничениях. С воспитателями у них быстро устанавливаются враждебные отношения. Реже лидерами становятся истероидные подростки. Но эти не завоевывают власть в борьбе, a, легко улавливая назревающие настроения в коллективе, подделываясь под желания группы, становятся наиболее демонстративными выразителями аггах желаний и настроений, В дальнейшем они поддерживают свою власть над группой руками «адъютанта* — физически сильного, но недалекого подростка, которого умеют «очаровать* и использовать как орудие расправы и запугивания, однако их власть в группе редко бывает продолжительной, Значение подростковых групп для психиатрия в последнее время все более становится очевидным. По нашим наблюдениям [Личко А. Е,, 1973], в условиях закрытого психиатрического отделения для подростков также быстро складываются стихийные группы. И также на лидерство в них претендуют те, кто наделен пгаертимными и «стероидными чертами, а также эпи-лептоидные подростки* По данным нашего сотрудника А. П. Би-зюка (1972), истероидам в зтих условиях обычно выпадает роль формальных лидеров (старосты палат и т.п.)* Неформальное лидерство в условиях круглосуточного совместного пребывания, регламентированного режима, замкнутой системы контактов нередко в конце концов достается не гипертимным, а стеничным ,шизоидным подросткам. Чрезмерная активность и общительность гиперткмов в этих условиях начинают тяготить» О них с раздражением начинают говорить, что они пристают всюду суются {на жаргоне подростков — «возникают»). Шизоиды с их сдержанностью, внешним спокойствием, неназойливостью и вместе с тем независимостью становятся объектом симпатий н наиболее частого выбора для совместного участия в малых группах. В иных условиях специальных интернатов для трудных подростков t по данным нашего сотрудника А, А, Вдовиченко (1976), лидерство формальное и неформальное часто сразу сосредотачивается в руках подростка эпилептокдного типа. Этому способствует умение эпи-лептоида приспособиться к условиям строгого дисциплинарного режима с иерархией управления и подладиться к начальству, с одной стороны, и проявить жесткую власть и деспотизм над слабыми и менее стеничнымя сверстниками — с другой. При психопатиях к акцентуациях характера реакция группирования весьма разнится в проявлениях в зависимости от типа характера. У гилергимных» неустойчивых и конформных подростков тяга к группированию сильна и постоянна. Циклоидные подростки обнаруживают это стремление в положительной фазе* У истероидов реакция группирования отличается капризной изменчивостью — они тянутся к обществу сверстников, и экстравагантность этой группы для них особенно привлекательна [Амбрумова А, 1\, Жезлова Л, Я«, 1973), Однако обычно вскоре они заявляют, что * разочаровались* в своих приятелях. На самом же деле это случается, когда группа раскусила их самих — их театральность, лживость, склонность предавать друзей и т,п- Конформные подростки ценят место в привычной группе и боятся его потерять. Для эпидегггоида группа представляет ценность, если дает в руки определенную власть и позволяет извлечь для себя выгоды, РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ — ХОББИ-РЕАКЦИЯ * Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать* Для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую черту. Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр, К сожалению, проблема увлечений остается еще мало освещенной в современной психологической литературе, С нашей точки зрения, увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов лично-сти» располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороныt и наклонностями я интересами — с другой, В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов* В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмодио- нально окрашены > хотя и не составляют главную трудовую направленность личности» не являются профессиональной деятельностью, средством заработка. . Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны* Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка — наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х годах у подростков мужского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные хобби* Попытка их систематизации составляет нелегкую задачу. Наша рабочая классификация [Личко А. Ем 1973; Скроц-кий ГО. А., 1973] была основана на стремлении разобраться в моги* вах, толкающих на то или иное увлечение. С этой точки зрения выделены следующие типы увлечений*
|
|||
|